| | Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005 | | ИЗ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА | | Скобельцына А. С. доцент кафедры культурологии Балтийской академии туризма и предпринимательства,
кандидат культурологии Хакимова А. С. доцент кафедры истории и связей с общественностью Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева,
кандидат исторических наук
| |
| | Казань известна своими достопримечательностями. Уникальность города в том, что здесь на протяжении нескольких веков соседствовали два народа - русский и татарский. В историко-культурном отношении Казань представляет собой место взаимодействия двух культур - русской (православной) и татарской (мусульманской).
С XVIII века Казань посещали путешественники, оставляя записи о достопримечательностях города [1]. Местные историки-краеведы составляли перечни и описания наиболее значимых памятников [2].
В конце XIX - начале ХХ века в России начинает активно развиваться туристско-экскурсионная деятельность. Экскурсии становятся не только частью туристского движения, но и органично входят в учебный процесс, а также в культурно-просветительскую работу музеев. Экскурсионный маршрут по Волге стал одним из самых привлекательных, а Казань вошла в число самых посещаемых городов России. Казанский университет и Казанские высшие женские курсы были включены в список Центральной экскурсионной комиссии при Московском учебном округе как учебные заведения, которым было разрешено принимать у себя экскурсантов из других городов. [3] После этого Казань стали активно посещать участники школьных "образовательных путешествий [4]".
Приведем несколько примеров. В 1903 году Казань посетили воспитанницы 2-го Киевского женского училища Духовного ведомства. В отчете о поездке сохранились описания Казани того времени. Ученицы приехали на пароходе по Волге, от пристани проехали по дамбе на электрическом трамвае мимо памятника погибшим при взятии Казани в 1552 году ("весьма оригинальное мрачное здание в виде усеченной пирамиды, с крестом на вершине"), далее на Большую Проломную [ул.Баумана [5]] до женского училища ("усадьба училища большая, выходящая на несколько улиц с большим тенистым садом и с большим хозяйственным двором") [возможно здание бывшей Мариинской женской гимназии, сегодня ул. Рахматуллина, 2, школа ?6]. Посетив христианские святыни Кремля (Благовещенский собор, Спасо-Преображенский монастырь), экскурсанты поднялись на башню Сююмбике, осмотрев панораму города, заметили, что "панорама города не отличается в общем красотою, но оригинальна своим разнообразием и контрастами европейского и азиатского города" [6]. Далее маршрут воспитанниц прошел по центру города, где были осмотрены Ивановская площадь с памятником Александру II [пл. Первого мая], здание Духовной семинарии и Императорского казанского университета на Воскресенской улице, площадь напротив университета с Воскресенской церковью и памятником Лобачевскому. Экскурсанты также совершили поездку по озеру Кабан к архиерейской даче - Воскресенско-Иерусалимскому архиерейскому дому, подарку Екатерины II митрополиту Казанскому Валааму ("роскошный двухэтажный дворец работы знаменитого Растрелли, с чудными залами и покоями: к нему примыкает обширный благоустроенный парк с липовыми и еловыми аллеями: фруктовый сад, пасека и ягодные огороды:") [комплекс зданий Сельскохозяйственной академии]. На другой день экскурсанты осмотрели мечеть в Татарской части, проехали на трамвае по Арнскому полю [конец ул. К.Маркса, ул.Ершова], где "сосредоточивается умственная деятельность Казани (Родионовский институт, Бактериологический институт, Промышленные училища, Университетская клиника, - а за Сибирскими воротами - духовная Академия) [7]. Таким образом, мы видим, что экскурсионная программа учениц была разнообразной и насыщенной.
В 1910 году Казань проездом посетили ученицы Калужской женской гимназии: "Еще задолго на горизонте показываются стройные колокольни и купола церквей, тонущие в голубоватой дымке:" [8] Ярко выраженный национальный колорит города и его населения особенно удивил путешественниц: "Что особенно поражает глаз наблюдателя в Казани, так это масса татар: на пристани, на улицах, продавцы, даже извозчики - все татары" [9].
После 1917 года экскурсионное дело в России активно развивалось в формах туристских поездок, школьных экскурсий, маршрутов выходного дня, образовательных поездок и т.п. В первые годы советской власти экскурсии признавались мощнейшим средством образования и воспитания народа. Поэтому количество экскурсий и экскурсантов достигло невиданных ранее масштабов.
Татарская республика активно включилась в экскурсионную деятельность. Экскурсионная база ТССР издавала специальную серию `Библиотека экскурсионной базы ТССР` в помощь экскурсоводам и руководителям педагогических коллективов республики.
В 1927 году один из пионеров экскурсионного дела в Татарстане В.И.Адо писал, что изучение прошлого имеет огромное значение для понимания культуры современности "особенно, в условиях нашей Татарской Республики, где соединение двух культур, русской и татарской, и возрождение последней требует для себя исторического обоснования и объяснения" [10].
В 1920-х годах экскурсионные организации Казани предлагали следующие культурно-исторические экскурсии по городу:
"Территория Татарской Казани XVI в." (Маршрут: Ленинский сад, Державинский сад, ул. Нагорная, ул. Засыпкина [ул.Федосеевская], Площадь Первого мая, Бульвар вокруг стен Кремля, Тайницкие ворота, Спасская башня, Малая Проломная улица [одно из старых названий ул. Профсоюзной], Университетская ул., Ленинский сад);
"Казанский Кремль как военный и административный центр XVI - XVII вв.";
"Западная культура и барокко в Казани" (объекты показа: Петропавловский собор, Дрябловский дом [ул.Джалиля, 19], Ильинская церковь, Апанаевская мечеть, мечеть Марджани);
"Дворянская Казань" (объекты показа: дом Баратынского [ул. Горького 25/28], дом Бронникова, ул. К.Маркса, 61, дом бывшего Дворянского собрания - Дом офицеров, памятник Державину, женский Богородицкий монастырь, здание 1-й мужской гимназии, Университет);
"Купеческая Казань" (объекты показа: дом Шамова на Поперечно-Тихвинской улице [ул. Г.Камала], торговые помещения на Сенной площади, дом Апанаевых на Захарьевской ул. (ул.К.Насыри), дом Хусаиновых на наб. Кабана, дом Юнусовых на Тукаевской ул., дома ?6,82,79 и др. по Тукаевской ул.). Эта тема предполагала раскрытие следующих основных вопросов: типичные архитектурные черты старого купеческого дома, жизнь старого купеческого дома и двора, экономические основы жизни купечества, бытовой уклад, развитие капитализма в XIX - нач. ХХ вв. и рост экономической мощи казанского купечества [11];
"Жизненный облик Казани XVI - XVII вв.";
"Октябрь в Казани" и др. [12]В 1920-х гг. историк, краевед Н.Ф.Калинин разработал и проводил экскурсию "Горький в Казани", рассказывавшую о казанском периоде жизни писателя. Маршрут экскурсии выглядел следующим образом: Кооперативная площадь [пл. Тукая], вдоль Георгиевской улицы [ул. Петербургская], угол Кооперативной площади и Б. Проломной (дом магазина "Трудовик", на его месте ранее была булочная), Кооперативная ул., [была ул.Куйбышева, теперь объединена с ул. Пушкина] ("Марусовка" - дом Марусова, здесь Горький снимал жилье), Старая Горшечная ул. [ул.Щапова], (Бакалейная лавка А.С.Деренькова, где часто собирались студенты), Собачий переулок [ул.Некрасова], (подпольная типография), далее налево по ул. Гоголя, по Б.Галактионовской [ул.Горького] мимо школы ?3, сада "Динамо" к дому, где в булочной Деренкова работал Горький [сегодня музей А.М.Горького], угол Бассейной и Театральной ул., Фуксовский сад.
Необычайно интересна экскурсия "По Татарской Казани", маршрут которой разрабатывал Р.Ш.Тагиров. Он писал, что "этот район изучается, как один из специфических характерных районов города Казани" [13]. Экскурсионная работа здесь "может выявлять физиономию Татарской Казани с производственной, культурно-бытовой и исторической стороны:" [14] Цель экскурсии - восстановить облик Татарской Казани (Татарской слободы) - традиционного района поселения татар в Казани после ее захвата русскими, к которому относятся, в частности, Сенная площадь, Московская, Тихвинская [часть современной ул. Г.Тукая], Евангелистовская [ул.Татарстан], позже Захарьевская улицы. Экскурсия начиналась с панорамного показа Забулачной части города с вышки башни Сююмбике или Спасской башни. Первым делом экскурсантам "бросятся в глаза конусообразные вышки татарских мечетей. Их можно насчитать в этом районе более десяти" [15]. Всего же в 1928 году в городе насчитывалось 18 мечетей.
Пешеходная часть экскурсии начиналась с района Сенной площади [угол улиц Парижской Коммуны и Московской], где была расположена татарская слобода Кураишево. Первым объектом показа, по мнению Р.Ш.Тагирова, должен был стать Сенной базар, который представлял широкую картину производственной, хозяйственной и торговой жизни татар, так как на базаре всегда торговали предметами роскоши и постоянного обихода, которые, как правило, изготавливались местными кустарями.
На углу Сенной и Московской улиц около мечети располагалось нечто вроде татарской Биржи, на которой совершались крупно и мелкооптовые сделки, обмен валюты, найм работников, обмен новостями: "На Бирже Сенной улицы начиналась, обыкновенно, торговая карьера большинства татарских торговых дельцов" [16].
Затем экскурсанты должны были осмотреть типографию "Камиль Якуб" на углу Сенной и Тукаевской улиц, Центральную Восточную библиотеку-музей им. М.Вахитова [ул.Тукая, 37]. На этих объектах раскрывалась подтема "Развитие письменности и культуры у татар". Обязательным был показ Дома Татарской культуры [ул. Островского, 10, 12, здание ТЮЗа] который был создан в 1926 году и где в то время вели работу многие научные общества Татарстана.
Далее экскурсанты следовали к Захарьевской улице - первой улице Татарского района, осматривали Сенную площадь, дома ?? 2, 5, 10, 11, 24, 28 по Захарьевской улице - образцы богатых, средних и мелких купеческих домов, дома Шамиля и Апанаевых на Тукаевской улице. В ходе осмотра мечетей Марджани и Апанаевых на Захарьевской улице раскрывались такие подтемы экскурсии как "Религиозная жизнь татар", "Особенности татарского зодчества", "Западные и восточные влияния в зодчестве Казани". Показывая сохранившиеся здания мектебов и медресе, экскурсовод рассказывал о системе образования, принятой у татар. Интересный объект - здание Татарской учительской школы на ул.Тукаевской [ул.Тукая, 73]. Участие татар в революционном движении раскрывается на примере домов Эрмана и Мусина на углу Тукаевской и Поперечно-Тукаевской [ул.Ахтямова]. В доме Апанаевых [ул.Тукаевская, 67/14] размещался Временный мусульманский революционный штаб,
Р.Ш.Тагиров писал: "В условиях Татреспублики, в частности в Казани, мы имеем широкие возможности проведения экскурсий, направленных на изучение типичных национально-краевых объектов" [17].
В 1936 году Бюро экскурсий и туризма при Татпрофсовете предлагало следующие экскурсии по городу. Экскурсия "Революционное прошлое Казани" рассказывала о пребывании в городе В.И.Ленина, об истории революционного движения и большевистской организации. Маршрут: ул. Баумана (кольцо), Университет, Кремль. Экскурсия "Великие писатели в Казани" - пребывание в городе А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, М.Горького. Маршрут: ул. Баумана (кольцо), ул. Куйбышевская, ул. Щапова, ул. Бассейная, ул. Пушкина, Фуксовский садик [18].
В советское время организацией экскурсий в городе занималось Казанское бюро путешествий и экскурсий, располагавшееся на ул. К.Маркса. Преобладали историко-революционные экскурсии и экскурсии по ленинским местам. Например, в 1977 году, когда Казань готовилась отметить 800-летие [19], туристам предлагали 30 экскурсий по городу и области, среди которых, конечно, преобладала ленинская и историко-революционная тематика: "Ленин в Казани", "Соратники В.И.Ленина в Казани", "Этапы большого пути: из истории Казанской городской партийной организации", "Октябрь в Казани". Также проводились экскурсии на исторические, историко-биографические, искусствоведческие, архитектурные, литературные и другие темы: "Сказанием встает Казань:", "О доблести, о подвигах, о славе: Казань в годы Великой Отечественной войны", "Казань промышленная", "Казань шагает в завтра: новостройки Казани", "Казань архитектурная", "Казань театральная", "Казань литературная", "Казань - колыбель татарской литературы", "А.С.Пушкин в Казани", "Казань в жизни Льва Толстого", "А.М.Горький в Казани", "Казань вузовская", "Университет - горделивость Казани", "Их именами названы улицы Казани", "Зеленый наряд Казани", "Огни Казани" и др. [20]
В 1985 году в рекламных листовках Казанского бюро путешествий и экскурсий указывались, в частности, такие темы как "О, Казань, лучезарная наша столица: обзорная экскурсия", "Исторические места Казани", "Казанский Кремль - историко-архитектурный и административный центр города".
В 1985 году в одном из рекламных проспектов отмечалось, что в городе свыше 300 интереснейших сооружений архитектуры. Среди них великолепный образец барокко - Петропавловский собор и мечети (XVIII в.), один из лучших ансамблей классицизма - университетский городок (XIX в.), особняки в стиле эклектики и модерна [21].
Сегодня Казань празднует 1000-летие. С чем город пришел к юбилею?
Официально сегодня в городе действует программа "Сохранение и развитие исторического центра г. Казани" [22], в соответствии которой планируется реставрация 90 уникальных памятников архитектуры и градостроительства. Как пишут в современных рекламных проспектах, в целях сохранения историко-архитектурного облика города предусмотрено сохранение и реконструкция 1352 зданий, "представляющих, по признанию специальной комиссии, архитектурно-художественную ценность" [23]. Принято решение о создании и развитии историко-культурных заповедных территорий "Казанский посад" и "Старотатарская слобода".
Но в 2000 г. в городе началась реализация "Программы ликвидации ветхого жилья и реконструкции кварталов в г. Казани". В соответствии с ней разрушены целые улицы, например, ул. Свердлова, бывшая Георгиевская (в 1993 году на улице насчитывалось 49 домов-памятников, сегодня осталось 8), ул. З.Космодемьянской, бывший Кошачий переулок (в 1993 г. на улице числился 21 дом-памятник, сегодня остался лишь обгоревший остов дома ?2, в прошлом дом В.А.Дружининой, 1911 г., уникальная деревянная постройка, в облике которой причудливо переплетались мотивы городской архитектуры и народного деревянного зодчества). Сегодня ул. Свердлова называется Петербургской и застраивается домами из бетона, стекла и пластика, которые может быть будут красивыми и функциональными, но однозначно обезличивают исторический центр города.
Остается вопрос, что же собираются городские власти сохранять и реконструировать?
Ситуация в Татарской слободе обстоит следующим образом. Возьмем, к примеру, две наиболее колоритные старотатарские улицы, по которым ранее чаще всего проходили экскурсионные маршруты - ул.К.Насыри (бывшую Захарьевскую) и ул.Тукаевскую (ул.Г.Тукая). По данным 1993 года на ул. Насыри числилось 25 памятников, на ул.Тукаевской - 46 домов-памятников (на фото 2 представлен один из них, образец типичной жилой застройки Казани, купеческий жилой дом XIX в.)
Сегодня на ул. К.Насыри полностью ликвидированы дома-памятники ?? 9, 11, 23, 32, 36, 42; из оставшихся 19 домов дома ?? 3, 3а, 5, 5а, 7, 12, 24а, 35, 37 находятся в нежилом, полуразрушенном, обгорелом состоянии и вряд ли пригодны для восстановления (см. фото 1). В таком же нежилом состоянии с заколоченными окнами на первом этаже и разбитыми на втором стоит дом Марджани (?10), в строительных лесах, но без крыши, перекрытий и с пустыми окнами - Апанаевская мечеть (?27) (см. фото 4).
На ул. Тукаевской из 46 домов-памятников отсутствуют дома ?? 2,3, 8, 15, 32, 58, 79, 113. Дома ? 71 и 72 представляют собой обгоревший остов, от дома ? 92 остался только фасад, дома ? 78 и ?106 стоят пустые с разбитыми окнами, в домах ?? 7, 17, 84, 89, 94 окна забиты фанерой и досками, внутри мусор. Таким образом, почти половина памятников потеряна безвозвратно. При этом на улице активно идет новое строительство, которое уже не представляет не только исторической, но и художественной ценности (см. фото 3).
В связи с тем, что количество сохранившихся памятников катастрофически сократилось и продолжает сокращаться, экскурсионные организации Казани сегодня могут предложить лишь следующие тематические экскурсии:
"Казань в легендах и сказаниях: пешеходная экскурсия" (объекты показа: Казанский Кремль, мечеть Кул-Шериф, башня Сююмбике, Спасская башня, Благовещенский собор, ул. Кремлевская, Петропавловский собор, Национальный Музей РТ, ул. Баумана);
"Казань театрально-музыкальная" (объекты показа: оперный театр, Большой концертный зал им. Сайдашева, музеи Боратынского, Горького, Тукая);
"История ислама (объекты показа: мечети Кул-Шериф, Марджани, Азимовская);
"Казанский университет";
"Казань литературная" (объекты показа: Александровский Пассаж, дом Ушковой (Национальная библиотека РТ), Петропавловский собор, дом, где жил Толстой - ул. Япеева, 15 - сегодня находится в полуразрушенном состоянии и др.)
Путеводитель по Казани 2005 года рекомендует для осмотра туристам Казанский Кремль и несколько отдельных памятников, расположенных в разных частях города: Азимовскую мечеть, мечеть Марджани, Петропавловский собор, церковь Св. Варвары, Соборную мечеть, Александровский пассаж, дом Ушковой [24]. Также в хорошем состоянии находятся исторические здания-памятники Национального музея РТ и Государственного музея изобразительных искусств РТ и несколько других общественных и жилых зданий. Но проезд к этим объектам проходит по улицам, представляющим собой развалины, которые нельзя показывать не только туристам.
В 2000 году на 24-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО было принято решение о включении историко-культурного комплекса Казанского Кремля в Список всемирного наследия. В Конвенции об охране всемирного природного и культурного наследия записано, что государство-участник Конвенции возлагает на себя обязанность по выявлению, охране, сохранению, популяризации и передаче будущим поколениям культурного и природного наследия, а также по созданию туристской привлекательности региона, включенного в Список. Означает ли это, что только Казанский Кремль подлежит теперь охране и восстановлению? Очевидно, власти города понимают это именно так. Кремль выглядит прекрасно, но сам город за последние пять лет серьезно изменился: многие интересные памятники истории и культуры уничтожены, а современные новостройки лишили Казань уникального исторического и национального облика, формировавшегося веками. Старая Казань как единое целое с ее неповторимым колоритом, а не как ограниченный перечень отдельных памятников, утрачена навсегда. | | | Фото 1. Казань, ул.К.Насыри, дома ?3, 5, 7, типичные образцы татарской купече-ской застройки второй пол. XIX в. | | | Фото 2. ул. Тукаевская, 5, дом М.Фазлыя, вторая пол. XIX в., | | | Фото 3. Казань. Строительство нового торгового центра на ул. Тукая (Тукаевской), про-ект. | | | Фото 4. ул. Петербургская (Свердлова). | | | Фото 5. ул. К.Насыри,27, Апанаевская мечеть |
| |
|
|