Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (15/16), 2005
К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ В СТРАНАХ СНГ
Резник Г. А.
заведующий кафедрой маркетинга и экономической теории
Пензенского государственного университета архитектуры и строительства,
доктор экономических наук, профессор


ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

Переход к рынку вывел на первый план проблему социально-экономической ус-тойчивости государства в целом, региона, отдельной личности. При этом среди факторов, характеризующих социально-экономическую устойчивость отдельной личности в услови-ях рынка и при реально существующей безработице, особое место занимает проблема трудоустройства, занятости населения и, в частности, молодежи, ставшая в России одной из приоритетных социально-экономических проблем, имеющих государственное значе-ние. Любые формы безработицы исключают возможность нормального воспроизводства трудовых ресурсов, подрывают материальное благосостояние граждан, лишают их неотъ-емлемого права на труд.
Особую озабоченность вызывает проблема молодежной безработицы, которая тре-бует первоочередных решений. Незанятость молодежи с точки зрения макроэкономиче-ского развития ведет к нарушению процесса ротации кадров в экономике, замедляет эко-номический рост, снижает эффективность процесса производства, с точки зрения работ-ника - к утрате трудовых навыков, формированию иждивенческой позиции, отказу части молодых людей от труда как источника существования, переходу их в нелегальную и криминальную сферу деятельности. С социальных позиций молодежная безработица ста-новится источником преступности, усиливающей социальную напряженность. При отсутствии квалификации и опыта молодежь становится одной из самых социально уязвимых групп населения. К молодежи в РФ, по данным государственной статистики по труду, относят лиц в возрасте от 16 до 29 лет. В этом возрасте молодой человек и должен выходить на рынок труда, адаптироваться к этому рынку.
Ранее в нашей стране молодежь пользовалась официальными, законодательно ут-вержденными преимуществами. Молодым выпускникам вузов по их окончании гаранти-ровалась работа: они распределялись по предприятиям и организациям и должны были в обязательном порядке проработать 3 года по месту распределения. Соответствующие ва-кансии по отраслям и предприятиям специально учитывались Министерством высшего и специального образования СССР. Государство обязывало предприятия бронировать рабо-чие места для выпускников профтехучилищ. Молодых специалистов нельзя было уволить в течение первых трех лет работы. Для них существовала специальная система повышения квалификации. Были определенные преимущества и в получении жилья и т.п.
С переходом к рыночной экономике положение молодежи на рынке труда измени-лось. Трудоустройство выпускников высших и средних учебных заведений с упразднени-ем системы государственного распределения резко усложнилось. В условиях экономиче-ского спада многим предприятиям пришлось бороться за выживание, и это привело к уже-сточению условий вступления на рынок труда, конкурентоспособность молодых работни-ков резко снизилась. В то же время эта группа населения быстрее других психологически адаптировалась к новым экономическим условиям и стала активно искать возможности для самореализации в сфере торговли, челночного бизнеса и т.п.
В настоящее время на территории Российской Федерации проживает около 32,7 млн. человек в возрасте от 15 до 29 лет, что составляет пятую часть всего населения Рос-сии или 37,8% от численности населения в трудоспособном возрасте. Из них только около 28 млн. человек занято в народном хозяйстве и на учебе с отрывом от производства. Чис-ленность неработающей и неучащейся молодежи достигла почти 2,3 млн. человек. Сред-няя продолжительность молодежной безработицы составляет 6,6 месяца.
Период с 16 до 29 лет включает следующие три возрастные группы: подростков - несовершеннолетнюю молодежь в возрасте от 14-18 лет, которая предъявляет спрос на рабочие места, не требующие квалификации; выпускников средних специальных учебных заведений в возрасте до 20 лет, получивших среднее специальное образование; студентов и выпускников высших учебных заведений в возрасте старше 20 лет, имеющих незакон-ченное или законченное высшее образование.
При этом в последнее время наблюдается резкий рост трудовой активности подро-стков. Рост безработицы среди взрослого населения и ухудшение материального положе-ния семей вынуждают эту часть молодежи выступать в качестве `дополнительного` ра-ботника. В этом же направлении действует стремление к приобретению подростками до-рогостоящих предметов потребления в условиях ограниченного дохода семьи и отказ от обязательного всеобщего среднего образования. К тому же с 1994 года органы службы за-нятости получили официальное разрешение заниматься трудоустройством подростков до 16 лет.
Российское законодательство в вопросах использования труда подростка весьма противоречиво. Оно разрешает ему при определенных условиях оставить учебу в 14 лет (ст. 19 Закона РФ `Об образовании`). По старому КЗоТ РФ он не имел права поступить на постоянную работу (ст. 173). Лишь в исключительных случаях разрешается принимать на работу 15-летних, но при увольнении в возрасте до 16 лет они не могут быть признаны безработными (ст. 3 Законы `О занятости населения в РФ`). В новом Трудовом кодексе Российской Федерации также записано, что заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет. Однако в ряде случаев (общее образование получено или об-щеобразовательное учреждение оставлено) договор может быть заключен и с достигшим с 15 лет (ст.63). При согласии одного из родителей или опекуна, попечителя, органа опеки трудовой договор может быть заключен и с учащимся, достигшим 14 лет `для выполне-ния в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не на-рушающего процесса обучения`.
На рынке труда эту группу молодежи делает относительно конкурентоспособной отсутствие профессии (специальности), а подчас и общего образования, отсутствие опыта работы, завышенные притязания, специфика выполняемой ими работы. Выделяют три ос-новных вида трудовой деятельности подростков: 1) легальную (торговля газетами, журна-лами, сдача бутылок, мытье машин и т.д.); 2) полулегальную (школьный `черный рынок`, перепродажа различных товаров, уборка в ночное время коммерческих палаток и терри-торий вокруг них и т.д.); 3) криминальную (торговля наркотиками, оружием и т.д.).
Эту трудовую деятельность невозможно оценить однозначно. С одной стороны, она может быть полезна и для общества (для потребителей расширяется спектр услуг, предприниматели снижают издержки благодаря использованию дешевого труда), и для самих подростков (воспитание трудовых навыков, активности, экономической самостоя-тельности). С другой стороны, если подобная деятельность осуществляется не одновре-менно с учебой (или во время каникул), а вместо нее то вред от нее достаточно очевиден, поскольку и инвестиции в образование в этом возрасте, как правило, являются самым эф-фективным видом экономической деятельности и для самого подростка и для общества.
Ориентация подростков на продолжение образования - важный аспект формирова-ния и их социально-экономической устойчивости. Речь идет о месте, которое они будут занимать в социальной структуре общества, об их профессиональном уровне, общей ори-ентации на культурное развитие через образование. А сегодня в России молодежь более старшего возраста (18-30 лет) не редко вытесняется с рынка труда именно подростками, жаждущими хоть что-то заработать и согласными на любую самую низкую оплату труда. Работодатели берут их охотно, так как труд их дешев. Чем моложе безработные, тем ко-роче у них и период поиска работы. В последние годы эта закономерность проявляется все более отчетливо.
Что касается выпускников средних специальных учебных заведений, то у них не-высокая конкурентоспособность на рынке труда обусловлена отсутствием достаточной квалификации, производственного стажа, практического опыта, навыков работы, необхо-димости адаптации на рабочем месте, высокой текучести, завышенной самооценки. Прав-да, они способны к быстрому обучению новым профессиям, восприимчивости ко всему новому. Однако на рынке труда данная социально-демографическая группа населения весьма уязвима. Как показывают статистические данные, молодые специалисты испыты-вают большие трудности в трудоустройстве. Разрешить создавшуюся ситуацию в услови-ях экономической реформы молодежь стремится, как правило путем участия в коммерче-ской, посреднической, предпринимательской деятельности.
Выпускники ВУЗов - это молодежь (как правило, в возрасте 22 - 27 лет), нацелен-ная на интеллектуальный труд, предъявляющая достаточно высокие требования к его ха-рактеру, организации и уровню оплаты. Опыт многих стран доказывает, что студенчество - самая социально активная, но подчас и самая взрывоопасная часть общества. Отказ от системы государственного распределения выпускников вузов закономерно привел к отка-зу от статуса молодого специалиста и всех связанных с ним преимуществ и льгот. Стал очевиден и разрыв между профессиями и специальностями, которым обучали вузы, и ры-ночным спросом на них. В этой связи включение молодежи - выпускников таких учебных заведений в эффективную экономическую деятельность представляет собой очень серьез-ную проблему. По данным Министерства образования, только 34% выпускников высших учебных заведений удается найти работу по профессии. Диплом вуза не гарантирует ра-бочее место и приличную зарплату. Чтобы стать востребованными, им еще нужно полу-чить практические навыки. Работодатели в качестве главного критерия при приеме на ра-боту рассматривают наличие у претендента на рабочее место стажа, опыта работы - как правило, не менее двух лет по предлагаемой вакантной должности. Эти требования со стороны работодателей к уровню подготовки специалистов в последние годы заметно вы-росли.
Молодые люди, вступающие на рынок труда, сейчас должны обладать как широ-ким спектром знаний и умений в своей профессиональной сфере, так и специализацией в определенной конкретной области, знать иностранные языки, уметь работать на компью-тере, пользоваться современными технологиями, быстро адаптироваться к новым услови-ям. Поэтому с учетом таких требований многие российские вузы осуществляют специали-зированную подготовку будущих выпускников и вместе с дипломом выдают сертификаты обученного работе на компьютере, переводчика и т.д. Такая система повышает их профес-сионализм, конкурентоспособность, шансы трудоустройства и тем самым обеспечивает им большую социально-экономическую устойчивость в условиях рынка.
Напряженная ситуация с трудоустройством молодежи сохраняется уже на протя-жении 7-8 лет. Только в Пензенском регионе России в период с 2000 по 2004 год число выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений, зарегистрирован-ных на бирже труда в качестве безработных возросло практически в 5 раз. В среднем еже-годно уровень молодежной безработицы, лиц в возрасте 16-29 лет, превышает 30%.
При этом речь идет только о зарегистрированных безработных на бирже труда или в центрах занятости. А это менее одной четверти реальной безработицы.
Если частичная деквалификация людей среднего возраста, овладевших профессией, но не имеющей возможности получить работу, наступает в среднем, по западноевропей-ским меркам, через три года, то среди молодежи этот показатель, по оценкам некоторых ученых, приближается к одному году. Незакрепленные профессиональные навыки доста-точно быстро утрачиваются и средства, вложенные государством в профессиональное об-разование и обучение не окупаются.
Выход из создавшегося положения следует искать в ускорении процесса структур-ной перестройки экономики, активизации действующих механизмов развития предприни-мательства, существенном изменении сфер приложения труда.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия