| | Проблемы современной экономики, N 3 (91), 2024 | | НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ | | Юсупова Ж. К. докторант Каракалпакского государственного университета им. Бердаха (Узбекистан, г. Нукус)
| |
| | Цифровизация национальной экономики является одной из ключевых государственных задач. Постепенный переход к цифровой модели развития позволит повысить конкурентоспособность отечественной продукции на международных рынках, а также будет способствовать повышению инновационного потенциала государства. В данной статье представлены теоретические и практические предложения и рекомендации, связанные с повышением эффективности инновационного управления на предприятиях и организациях, а также с совершенствованием его организационно-экономического механизма на основе цифровизации. | Ключевые слова: цифровизация, инновационая деятельность, инновационный менеджмент, глобализация, цифровые технологии, частный сектор, Узбекистан, “Новый Узбекистан” | УДК 338.3(476); ББК 65.300 Стр: 207 - 209 | С наступлением глобальной пандемии в мире значительно возросла роль цифровых технологий, что показало важность цифровой трансформации экономики, особенно в развивающихся странах, в том числе в Узбекистане. Это способствовало внедрению инновационных методов управления на предприятиях и в организациях.
Внедрение цифровых технологий в управление отраслями может способствовать модернизации деятельности предприятий и организаций, а также усилению конкурентоспособности национальной экономики. В связи с этим, особое внимание уделяется реализации инновационного управления на основе цифровизации во всех ключевых отраслях в рамках проводимых реформ, а также стратегии развития «Нового Узбекистана» на ближайшие пять лет.
В настоящее время доля цифровой экономики в мировом валовом внутреннем продукте (ВВП) составляет 15,5%. В ВВП США этот показатель составляет 10,9%, в Китае 10%, в Индии 5,5%, а в Узбекистане 2%. В своем послании Олий Мажлису Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев, отметил: «Цифровые технологии не только повышают качество продукции и услуг, но и снижают избыточные затраты. В то же время они также являются эффективным инструментом в ликвидации коррупции, которое беспокоит меня больше всего. Нам всем необходимо глубоко это понять. Повысить производительность можно за счет широкого внедрения цифровых технологий в государственном и общественном управлении и социальной сфере, одним словом, можно кардинально улучшить жизнь людей» [1].
Цифровизация способна не только повысить эффективность инновационного управления предприятиями и организациями, но и повысить его прозрачность, качество и экономическую эффективность. На сегодняшний день не сформировано четкое определение понятий «цифровая трансформация» и «цифровизация». В широком смысле под цифровой трансформацией понимаются изменения, связанные с использованием цифровых технологий во всех сферах жизни общества. В настоящее время цифровая трансформация изучается как основной тренд, позволяющий радикально улучшить или расширить сферу инновационного управления предприятиями государственного или частного сектора в различных отраслях и секторах экономики. Стратегии цифровой трансформации зачастую направлены на изменение качества продуктов, процессов, организации деятельности (управление) на основе использования инновационных технологий и удовлетворение потребностей [2].
В условиях быстро меняющихся параметров мировой экономики используются самые современные методы инновационного управления, основанные на цифровизации деятельности предприятий и организаций. Разрабатываются программы долгосрочных мер по развитию цифровизации управления в государственном и частном секторах. В частности, в Узбекистане разработана государственная программа развития цифровой экономики и процесс ее реализации развивается быстрыми темпами.
Некоторые аспекты формирования, научно-теоретические и методологические проблемы цифровизации, цифровой экономики и цифровизации управления исследуются в научных трудах стран Запада, Содружества Независимых Государств (СНГ), ученых Узбекистана.
В своем исследовании Л.В. Лапидус «разработал теоретические правила и практические рекомендации по инновационному управлению электронным бизнесом и электронной коммерцией в условиях изменения бизнес-моделей под влиянием эволюции цифровых технологий» [3].
Ученые Узбекистана — С.С. Гулямов, Р.Х. Аюпов, Г.Р. Болтабоева, Т. Шодиев, Т.З. Тешабаев, З.М. Отакузиева, Ш. Мустафакулов, Р.С. Урунов, М.Ю. Жуманиёзова, З.М. Курбонов, У.М. Асраев в своих исследованиях анализируют теоретические основы цифровой экономики. В частности, научные исследования Ш. Мустафакулова прояснили новые тенденции и особенности развития [4].
В своих исследованиях Ж.С. Файзуллаев уделил особое внимание проблемам современных методов управления транспортно-логистической системой, организации сложных организационно-технических объектов, применения принципов логистической инженерии для эффективного управления инфраструктурой. При этом им высказаны предложения по использованию в управлении транспортно-логистической системой предупреждающего метода управления [5].
О.С. Умаров в своей статье «Цифровая экономика и ее тенденции» описывает понятие цифровой экономики, определения цифровой экономики, технологические изменения, характерные для цифровой экономики, влияние развития цифровой экономики на занятость населения, создание национальной системы цифровой экономической безопасности, долю информационных и коммуникационных технологий в валовом национальном продукте, анализ некоторых показателей связи и информации. Также он подробно проанализировал количество специальных программных средств, используемых в отраслях Узбекистана [6].
Однако тот факт, что вопросы, связанные с применением новейших современных методов инновационного управления и поэтапной цифровой трансформации в деятельности современных предприятий и организаций, требуют дополнительных комплексных научных исследований, послужило основанием для продолжения разработки данной проблемы.
В Республике Узбекистан реализуются комплексные меры по активному развитию цифровой экономики, широкому внедрению современных информационно-коммуникационных технологий во всех отраслях и сферах, прежде всего, в государственном управлении, образовании, здравоохранении и сельском хозяйстве.
В частности, началась реализация более 220 приоритетных проектов, направленных на совершенствование системы электронного правительства, дальнейшее развитие местного рынка программных продуктов и информационных технологий, создание ИТ-парков во всех регионах республики, а также обеспечение отрасли квалифицированными кадрами.
Кроме того, реализуется комплексная программа «Цифровой Ташкент», которая предусматривает запуск геопортала, интегрированного с более чем 40 информационными системами, создание информационной системы управления общественным транспортом и коммунальной инфраструктурой, цифровизацию социальной сферы и последующее внедрение этого опыта в другие регионы [7].
По мнению международных экспертов, 22% рабочих мест в мире будут созданы с помощью интернет — технологий в ближайшие 3 года за счет цифровизации экономики [8]. Это еще больше увеличивает необходимость использования самых современных методов инновационного менеджмента, который представляет собой совершенно новую модель управления предприятиями и организациями.
Для формирования инновационной экономики в Узбекистане и выводу экономики на новый уровень важно повышение инновационной активности и конкурентоспособности регионов, обновление региональных производственных структур, налаживание рационального использования природного, минерального сырья, использование трудовых, инвестиционных и других ресурсов регионов.
Необходимо определить сущность экономических терминов «инновация» и «инновационный менеджмент». В экономической литературе термин «инновация» трактуется как внедрение потенциальных научно-технических открытий в производство новой продукции и технологии, которые становятся реальностью на практике. По мере развития рыночных отношений, наряду с «инновацией», стали активно использоваться выражения «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и другие.
В целом инновационная деятельность, в широком смысле, является неотъемлемой частью жизнедеятельности общества, включающая социально-политические, экономические, социальные и другие факторы общественного развития. В экономическом смысле инновационная деятельность проявляется в обеспечении нового уровня взаимодействия факторов производства с использованием новых научно-технических знаний.
В литературе можно встретить различные трактовки определения содержания инноваций. Например, по содержанию или внутренней структуре инновации подразделяются на технические, экономические, организационные, управленческие и другие виды. По сфере применения — на глобальные и локальные. По параметрам жизненного цикла — выделение и анализ всех этапов и подгрупп, законности процесса реализации. Выделяются и другие аспекты.
В целом инновации можно классифицировать следующим образом:
• технологические инновации, направленные на создание и освоение новой продукции в производстве, модернизацию технологий, производственного оборудования, реконструкцию зданий, реализацию природоохранных мероприятий;
• производственные инновации, направленные на расширение производственных мощностей, диверсификацию производственной деятельности;
• экономические инновации, связанные с изменением методов планирования производства;
• социальные инновации, связанные с целенаправленным изменением торговой активности;
• инновации в менеджменте, направленные на совершенствование методов принятия решений и организационных структур.
Классификация инноваций по вышеуказанным направлениям обусловливает необходимость рассмотрения теоретико-методологических проблем изучения инновационной деятельности на региональном и национальном уровне в условиях модернизации и диверсификации экономики. Это определяется рядом причин:
• 80–90 годы прошлого века были достаточно активным периодом рассмотрения учеными инновационных проблем. Появилось множество подходов к пониманию инноваций и инновационных процессов. Чтобы избавиться от разных толкований, необходимо уточнить точку зрения автора по этому вопросу;
• само понятие инновация содержит ряд неточностей и противоречий, которые необходимо «разрешить», например, не различаются понятия «инновация» и «инновационная деятельность»;
• необходимо заново разработать понятийный аппарат для уточнения содержания понятия «организационно-экономический механизм инновационного управления».
Понятие инновации (новшество) было введено Й. Шумпетером в 30-е годы ХХ века, который непосредственно связал периоды экономической конъюнктуры с непрерывной концентрацией инноваций и их последующим распространением [9].
Согласно исследованиям, в научной литературе сформировались три основных подхода к пониманию понятия инновации.
Первый — предметно-технологический подход, согласно которому инновация рассматривается как конечный результат научной или научно-технической деятельности, воплощенный в виде определенного продукта. Того же мнения придерживался Й. Шумпетер. Этот подход изучался в работах П.Н. Завлина [10], Я. Муйжела [11], А.Ф. Суховея [12], И.Т. Балабанова [13] и ряда других авторов.
Второй — деятельностно-функциональный подход, в котором инновация отражается как процесс создания, внедрения и распространения инноваций [14]. Одним из ярких сторонников этого направления считается Б. Санто. По его мнению, «инновация — это такой социально-технико-экономический процесс, в котором практическое использование идей и открытий приводит к созданию продуктов и технологий, превосходящих их вклады...» [15]. Подобную интерпретацию можно увидеть у Б. Твисса [16], ряда российских авторов, например, Л.А. Жоленца [17], Н.И. Лапина и А.И. Пригожина [18].
Третий — универсально-процессный подход, в котором под инновацией понимается «внедрение изменений в экономической, социальной, экологической и других сферах жизни общества вследствие применения инновации» [19], т.е. совокупность самих новшеств, а также последствия их применения в жизни общества.
Инновационное управление — это процесс постоянного обновления различных аспектов деятельности компании. Оно включает в себя не только технические или технологические разработки, но и любые изменения к лучшему во всех сферах деятельности предприятия, а также в управлении процессом получения новых знаний [20].
Также инновационное управление — это влияние на подсистемы организации для достижения инновационных целей. Оно включает внедрение и использование новых видов оборудования, процессов, управление изменениями в организационных подсистемах с целью совершенствования различных аспектов инновационной деятельности. Кроме того, это управление связью между подсистемами при внедрении инноваций внутри всей организации.
Следует отметить, что цифровизация и инновационное управление являются важнейшими компонентами экономической трансформации общества, тесно связанными друг с другом. Эти две составляющие служат решающим фактором успешной реализации трансформационных процессов.
Выводы и предложения. По результатам проведенных исследований в процессе написания данной статьи, автором выделены следующие ожидания инновационного управления, основанные на цифровизации деятельности предприятий и организаций.
1. Снижение затрат, связанных с процессом управления предприятиями и организациями.
2. Оценка эффективности руководителей предприятий и организаций.
3. Быстрое и качественное принятие управленческих решений.
В заключение, процесс цифровизации управления характеризуется тем, что находится в постоянном движении и требует обновления в соответствии с развитием и изменением экономических процессов. |
| |
|
|