Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (91), 2024
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Юсупова Ж. К.
докторант Каракалпакского государственного университета им. Бердаха (Узбекистан, г. Нукус)

Цифровизация как важная составляющая совершенствования организационно-экономического механизма инновационного управления
Цифровизация национальной экономики является одной из ключевых государственных задач. Постепенный переход к цифровой модели развития позволит повысить конкурентоспособность отечественной продукции на международных рынках, а также будет способствовать повышению инновационного потенциала государства. В данной статье представлены теоретические и практические предложения и рекомендации, связанные с повышением эффективности инновационного управления на предприятиях и организациях, а также с совершенствованием его организационно-экономического механизма на основе цифровизации.
Ключевые слова: цифровизация, инновационая деятельность, инновационный менеджмент, глобализация, цифровые технологии, частный сектор, Узбекистан, “Новый Узбекистан”
УДК 338.3(476); ББК 65.300   Стр: 207 - 209

С наступлением глобальной пандемии в мире значительно возросла роль цифровых технологий, что показало важность цифровой трансформации экономики, особенно в развивающихся странах, в том числе в Узбекистане. Это способствовало внедрению инновационных методов управления на предприятиях и в организациях.
Внедрение цифровых технологий в управление отраслями может способствовать модернизации деятельности предприятий и организаций, а также усилению конкурентоспособности национальной экономики. В связи с этим, особое внимание уделяется реализации инновационного управления на основе цифровизации во всех ключевых отраслях в рамках проводимых реформ, а также стратегии развития «Нового Узбекистана» на ближайшие пять лет.
В настоящее время доля цифровой экономики в мировом валовом внутреннем продукте (ВВП) составляет 15,5%. В ВВП США этот показатель составляет 10,9%, в Китае 10%, в Индии 5,5%, а в Узбекистане 2%. В своем послании Олий Мажлису Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев, отметил: «Цифровые технологии не только повышают качество продукции и услуг, но и снижают избыточные затраты. В то же время они также являются эффективным инструментом в ликвидации коррупции, которое беспокоит меня больше всего. Нам всем необходимо глубоко это понять. Повысить производительность можно за счет широкого внедрения цифровых технологий в государственном и общественном управлении и социальной сфере, одним словом, можно кардинально улучшить жизнь людей» [1].
Цифровизация способна не только повысить эффективность инновационного управления предприятиями и организациями, но и повысить его прозрачность, качество и экономическую эффективность. На сегодняшний день не сформировано четкое определение понятий «цифровая трансформация» и «цифровизация». В широком смысле под цифровой трансформацией понимаются изменения, связанные с использованием цифровых технологий во всех сферах жизни общества. В настоящее время цифровая трансформация изучается как основной тренд, позволяющий радикально улучшить или расширить сферу инновационного управления предприятиями государственного или частного сектора в различных отраслях и секторах экономики. Стратегии цифровой трансформации зачастую направлены на изменение качества продуктов, процессов, организации деятельности (управление) на основе использования инновационных технологий и удовлетворение потребностей [2].
В условиях быстро меняющихся параметров мировой экономики используются самые современные методы инновационного управления, основанные на цифровизации деятельности предприятий и организаций. Разрабатываются программы долгосрочных мер по развитию цифровизации управления в государственном и частном секторах. В частности, в Узбекистане разработана государственная программа развития цифровой экономики и процесс ее реализации развивается быстрыми темпами.
Некоторые аспекты формирования, научно-теоретические и методологические проблемы цифровизации, цифровой экономики и цифровизации управления исследуются в научных трудах стран Запада, Содружества Независимых Государств (СНГ), ученых Узбекистана.
В своем исследовании Л.В. Лапидус «разработал теоретические правила и практические рекомендации по инновационному управлению электронным бизнесом и электронной коммерцией в условиях изменения бизнес-моделей под влиянием эволюции цифровых технологий» [3].
Ученые Узбекистана — С.С. Гулямов, Р.Х. Аюпов, Г.Р. Болтабоева, Т. Шодиев, Т.З. Тешабаев, З.М. Отакузиева, Ш. Мустафакулов, Р.С. Урунов, М.Ю. Жуманиёзова, З.М. Курбонов, У.М. Асраев в своих исследованиях анализируют теоретические основы цифровой экономики. В частности, научные исследования Ш. Мустафакулова прояснили новые тенденции и особенности развития [4].
В своих исследованиях Ж.С. Файзуллаев уделил особое внимание проблемам современных методов управления транспортно-логистической системой, организации сложных организационно-технических объектов, применения принципов логистической инженерии для эффективного управления инфраструктурой. При этом им высказаны предложения по использованию в управлении транспортно-логистической системой предупреждающего метода управления [5].
О.С. Умаров в своей статье «Цифровая экономика и ее тенденции» описывает понятие цифровой экономики, определения цифровой экономики, технологические изменения, характерные для цифровой экономики, влияние развития цифровой экономики на занятость населения, создание национальной системы цифровой экономической безопасности, долю информационных и коммуникационных технологий в валовом национальном продукте, анализ некоторых показателей связи и информации. Также он подробно проанализировал количество специальных программных средств, используемых в отраслях Узбекистана [6].
Однако тот факт, что вопросы, связанные с применением новейших современных методов инновационного управления и поэтапной цифровой трансформации в деятельности современных предприятий и организаций, требуют дополнительных комплексных научных исследований, послужило основанием для продолжения разработки данной проблемы.
В Республике Узбекистан реализуются комплексные меры по активному развитию цифровой экономики, широкому внедрению современных информационно-коммуникационных технологий во всех отраслях и сферах, прежде всего, в государственном управлении, образовании, здравоохранении и сельском хозяйстве.
В частности, началась реализация более 220 приоритетных проектов, направленных на совершенствование системы электронного правительства, дальнейшее развитие местного рынка программных продуктов и информационных технологий, создание ИТ-парков во всех регионах республики, а также обеспечение отрасли квалифицированными кадрами.
Кроме того, реализуется комплексная программа «Цифровой Ташкент», которая предусматривает запуск геопортала, интегрированного с более чем 40 информационными системами, создание информационной системы управления общественным транспортом и коммунальной инфраструктурой, цифровизацию социальной сферы и последующее внедрение этого опыта в другие регионы [7].
По мнению международных экспертов, 22% рабочих мест в мире будут созданы с помощью интернет — технологий в ближайшие 3 года за счет цифровизации экономики [8]. Это еще больше увеличивает необходимость использования самых современных методов инновационного менеджмента, который представляет собой совершенно новую модель управления предприятиями и организациями.
Для формирования инновационной экономики в Узбекистане и выводу экономики на новый уровень важно повышение инновационной активности и конкурентоспособности регионов, обновление региональных производственных структур, налаживание рационального использования природного, минерального сырья, использование трудовых, инвестиционных и других ресурсов регионов.
Необходимо определить сущность экономических терминов «инновация» и «инновационный менеджмент». В экономической литературе термин «инновация» трактуется как внедрение потенциальных научно-технических открытий в производство новой продукции и технологии, которые становятся реальностью на практике. По мере развития рыночных отношений, наряду с «инновацией», стали активно использоваться выражения «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и другие.
В целом инновационная деятельность, в широком смысле, является неотъемлемой частью жизнедеятельности общества, включающая социально-политические, экономические, социальные и другие факторы общественного развития. В экономическом смысле инновационная деятельность проявляется в обеспечении нового уровня взаимодействия факторов производства с использованием новых научно-технических знаний.
В литературе можно встретить различные трактовки определения содержания инноваций. Например, по содержанию или внутренней структуре инновации подразделяются на технические, экономические, организационные, управленческие и другие виды. По сфере применения — на глобальные и локальные. По параметрам жизненного цикла — выделение и анализ всех этапов и подгрупп, законности процесса реализации. Выделяются и другие аспекты.
В целом инновации можно классифицировать следующим образом:
• технологические инновации, направленные на создание и освоение новой продукции в производстве, модернизацию технологий, производственного оборудования, реконструкцию зданий, реализацию природоохранных мероприятий;
• производственные инновации, направленные на расширение производственных мощностей, диверсификацию производственной деятельности;
• экономические инновации, связанные с изменением методов планирования производства;
• социальные инновации, связанные с целенаправленным изменением торговой активности;
• инновации в менеджменте, направленные на совершенствование методов принятия решений и организационных структур.
Классификация инноваций по вышеуказанным направлениям обусловливает необходимость рассмотрения теоретико-методологических проблем изучения инновационной деятельности на региональном и национальном уровне в условиях модернизации и диверсификации экономики. Это определяется рядом причин:
• 80–90 годы прошлого века были достаточно активным периодом рассмотрения учеными инновационных проблем. Появилось множество подходов к пониманию инноваций и инновационных процессов. Чтобы избавиться от разных толкований, необходимо уточнить точку зрения автора по этому вопросу;
• само понятие инновация содержит ряд неточностей и противоречий, которые необходимо «разрешить», например, не различаются понятия «инновация» и «инновационная деятельность»;
• необходимо заново разработать понятийный аппарат для уточнения содержания понятия «организационно-экономический механизм инновационного управления».
Понятие инновации (новшество) было введено Й. Шумпетером в 30-е годы ХХ века, который непосредственно связал периоды экономической конъюнктуры с непрерывной концентрацией инноваций и их последующим распространением [9].
Согласно исследованиям, в научной литературе сформировались три основных подхода к пониманию понятия инновации.
Первый — предметно-технологический подход, согласно которому инновация рассматривается как конечный результат научной или научно-технической деятельности, воплощенный в виде определенного продукта. Того же мнения придерживался Й. Шумпетер. Этот подход изучался в работах П.Н. Завлина [10], Я. Муйжела [11], А.Ф. Суховея [12], И.Т. Балабанова [13] и ряда других авторов.
Второй — деятельностно-функциональный подход, в котором инновация отражается как процесс создания, внедрения и распространения инноваций [14]. Одним из ярких сторонников этого направления считается Б. Санто. По его мнению, «инновация — это такой социально-технико-экономический процесс, в котором практическое использование идей и открытий приводит к созданию продуктов и технологий, превосходящих их вклады...» [15]. Подобную интерпретацию можно увидеть у Б. Твисса [16], ряда российских авторов, например, Л.А. Жоленца [17], Н.И. Лапина и А.И. Пригожина [18].
Третий — универсально-процессный подход, в котором под инновацией понимается «внедрение изменений в экономической, социальной, экологической и других сферах жизни общества вследствие применения инновации» [19], т.е. совокупность самих новшеств, а также последствия их применения в жизни общества.
Инновационное управление — это процесс постоянного обновления различных аспектов деятельности компании. Оно включает в себя не только технические или технологические разработки, но и любые изменения к лучшему во всех сферах деятельности предприятия, а также в управлении процессом получения новых знаний [20].
Также инновационное управление — это влияние на подсистемы организации для достижения инновационных целей. Оно включает внедрение и использование новых видов оборудования, процессов, управление изменениями в организационных подсистемах с целью совершенствования различных аспектов инновационной деятельности. Кроме того, это управление связью между подсистемами при внедрении инноваций внутри всей организации.
Следует отметить, что цифровизация и инновационное управление являются важнейшими компонентами экономической трансформации общества, тесно связанными друг с другом. Эти две составляющие служат решающим фактором успешной реализации трансформационных процессов.
Выводы и предложения. По результатам проведенных исследований в процессе написания данной статьи, автором выделены следующие ожидания инновационного управления, основанные на цифровизации деятельности предприятий и организаций.
1. Снижение затрат, связанных с процессом управления предприятиями и организациями.
2. Оценка эффективности руководителей предприятий и организаций.
3. Быстрое и качественное принятие управленческих решений.
В заключение, процесс цифровизации управления характеризуется тем, что находится в постоянном движении и требует обновления в соответствии с развитием и изменением экономических процессов.


Список использованной литературы:
1. Послание Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева Олий Мажлису от 24 января 2020 года.
2. Добролюбова Е.И., Южаков В.Н., Ефремов А.А., Клочкова Е.Н., Талапина Е.В., Старцев Я.Ю. Цифровое будущее государственного управления по результатам. — Москва, 2019. 14 с.
3. Лапидус Л.В. Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и электронной коммерцией. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 381 с.
4. Mustafoqulov Sh. Raqamli iqtisodiyot — yangi O‘zbekiston taraqqiyotining yangi davri. http://tsue.uz/?m=20200225
5. Файзуллаев Ж.С. Замонавий транспорт-логистика тизимининг бошқарув самарадорлигини ошириш. Мақола. “Иқтисодиёт ва инновацион технологиялар” илмий электрон журнали. № 6, ноябрь-декабрь, 2017 йил.
6. Умаров О.С. Рақамли иқтисодиёт ва унинг тенденциялари. Мақола, “Иқтисодиёт ва инновацион технологиялар” илмий электрон журнали. № 3, май-июнь, 2018 йил.
7. Указ Президента Республики Узбекистан от 5 октября 2020 года № ПФ-6079 «Об утверждении стратегии «Цифровой Узбекистан-2030» и мер по ее эффективной реализации». https://lex.uz/docs/5030957
8. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на совещании по вопросам цифровой экономики и широкого внедрения электронного правительства 11 мая 2021 года // www.uza.uz.
9. Шумпетер Й. Теория экономического развития — М.: Прогресс, 1982. — 250 с.
10. Калмуратов Б.С. Стратегия развития инновационного управления промышленного комплекса Республики Каракалпакстан. International Scientific Journal Theoretical & Applied Science Philadelphia, USA Issue 01, volume 91 published January 31, 2021. С. 379–387.
11. Mujzel J. Ekonomiczny mechanizm procesow innoowacyjch. Warszawa, 1975, 123 s
12. Перевалов Ю.В., Голова И. М., Суховей А. Ф. Инновационная политика в регионе: организационно-правовые аспекты. Препринт Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 1996. — 50 c.
13. Балабанов И.Т Инновационный менеджмент. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001. — 304 с.
14. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, С.Ю. Яковлев и др. /Под ред. С.Д. Ильенковой. — М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1997. — 327 с.
15. Санто Б. Инновация как средство экономического развития / Пер. с венг. — М.: Прогресс, 1990. — 296 с.
16. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. — М.: Экономика, 1989. — 271 с.
17. Kalmuratov B.S. Statistical analysis of the development of industrial production management in the region of the Republic of Karakalpazistan // Journal of Advanced Zoology ISSN: 0253–7214 Volume 44 Issue S-2 Year 2023 Page 4267:4278–4267 Available online at: https://jazindia.com
18. Лапин Н.И, Пригожин А.И., Сазонов Б. В., Толстой В.С. Нововведения в организациях (Общая часть исследовательской программы) // Структура инновационного процесса. — М: ВНИИСИ, 1981. — С.5–23.
19. Методология исследования проблем научной и инновационной деятельности в регионе /Под ред. А.А. Румянцева. — СПб.: ИСЭП РАН, 1996. — 113 с.
20. Калмуратов Б.С. Приоритеты кластерного подхода в инновационной развитой строительной промышленности // Бюллетень науки и практики. — 2020. — № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prioritety-klasternogo-podhoda-v-innovatsionnoy-razvitoy-stroitelnoy-promyshlennosti https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-i-prioritetnye-napravleniya-razvitiya-promyshlennosti-regiona

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия