| | Проблемы современной экономики, N 3 (91), 2024 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Дятлов С. А. профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
академик РАЕН, член экспертного совета по экономике МПА СНГ,
доктор экономических наук Хомченко Е. В. аспирант кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами
Санкт-Петербургского государственного экономического университета
| |
| | Статья посвящена исследованию факторов функционирования сетевых структур и возникновения сетевых эффектов в цифровой экономике. Обобщены теоретические и методические подходы к выявлению и оценке сетевых эффектов. Рассмотрены основные формы и виды сетевых эффектов в цифровой экономике. Выявлены основные тенденции развития индустрии спорта. Дан анализ возникновения сетевых и синергетических эффектов в индустрии спорта России. | Ключевые слова: сетевые эффекты, цифровая экономика, цифровизация, сетевые эффекты индустрии спорта, индустрия спорта, торговая сеть «Спортмастер» | УДК 330.56 Стр: 174 - 177 | В настоящее время в российской и мировой экономике в условиях усиления гиперконкуренции, санкционного давления, тотальной цифровизации рынков, широкого распространения и внедрения экосистем искусственного интеллекта нарастают риски, неопределенность и нестабильность. В современном информационном обществе все более широко распространяются сетевые формы социально-экономического взаимодействия. Происходящие в настоящее время в мировой и российской экономических системах глубинные изменения, обусловленные трансформационным переходом от индустриально-рыночной к цифровой, нейро-сетевой экономике [13], оказывают влияние на структурные трансформации большинства сфер и отраслей [4, с. 41]. Основой современной экономики являются цифровые технологии, информация, цифровые и информационные платформы, интеллектуальная собственность [10, с. 25].
Спортивная индустрия имеет большую социальную значимость, связанную сo здоровьем и качеством жизни населения. Цифровизация затрагивает все аспекты предпроизводственных, производственных и послепроизводственных процессов внутри индустрии. Конкурентоспособность спортивных товаров зависит от современности технологий. Под влиянием цифровизации традиционные бизнес-модели и цепочки создания стоимости изменяются, становятся более гибкими, разнообразными и сложными, меняется рынок товаров и услуг, приоритетной формой торговли становится электронный формат. «Игры будущего», прошедшие в 2024 году в Казани, демонстрируют популярность синергии классических и цифровых видов спорта как результата взаимодействия науки, образования, спорта и технологий. Сегодня особую актуальность имеет выявление и анализ тенденций развития индустрии спорта в России с учетом возникновения сетевых и синергетических эффектов.
В современных условиях происходит цифровая трансформация всех секторов экономики и сфер общественной жизни, связанной с тотальной цифровизацией и сетизацией, производством цифровых благ и услуг [4, с. 28]. Цифровая экономика есть результат цифровой трансформации экономического пространства, в основе которой лежат сетевые инфокоммуникационные принципы. В противоположность закону убывающей доходности, который действует в индустриально-рыночной экономике, в цифровой экономике действует закон возрастающей отдачи [4, с. 28].
Развитие цифровой экономики происходит в соответствии с законами скорости развития информационных технологий и сетей связи. Согласно закону Г. Мура — количество и вычислительная мощность цифровой техники вырастают примерно в два раза каждые два года при неизменной цене. Телекоммуникационный закон фотона гласит, что пропускная способность волоконно-оптического канала передачи информации удваивается примерно каждые 10 месяцев. Т. Вейл (1845–1920) — американец, президент компании «Американский телеграф и телефон», в 1908 году ввел понятие «сетевой эффект» — чем больше пользователей у сети, тем выше заинтересованность клиентов в услуге. Согласно Т. Вейлу, максимальная величина сетевого эффекта достигается при максимальном количестве участников какого-либо процесса. В экономике сетевой эффект обусловлен эффектом, при котором ценность товара или услуги тем выше, чем больше потребителей товара или услуги.
Закон Меткалфа раскрывает суть сетевого эффекта применительно к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) и гласит: полезность сетей в качестве прямого сетевого эффекта начинает нарастать только по достижении критической массы, под которой понимается минимальное количество пользователей, начиная с которого система обретает определенный уровень полезности, обеспечивающий долгосрочную эксплуатацию сети [6, с. 1]. Р. Меткалф предложил формулу определения ценности сети [8, с.32]:
Ц(n) = (n – 1) × w,
P(n) = n (n – 1) × w,
где Ц(n) — ценность сети (n — узлов для каждого абонента),
P(n) — общая ценность сети для всех ее абонентов,
w — оценка возможности переговоров с одним абонентом [6, с. 2].
С уменьшением количества пользователей возникает отрицательный сетевой эффект.
Развитие цифровых технологий и технологий искусственного интеллекта, используемых в социальных и бизнес сетях, многократно увеличивает масштаб сетевого эффекта. Сетевые эффекты (чистое цифровое благо) имеют информационную природу, сетевую ценность, возникают и существуют исключительно в глобальной сети в процессе взаимодействия большого числа различных участников сети [4, с. 26].
Сетевые эффекты могут быть внешними по отношению к компании и внутренними, проявляющимися внутри компании. Сетевые эффекты также могут быть потребительскими, производственными, смешанными [3, с. 15] Сетевые эффекты могут быть прямыми и косвенными. Согласно закону № 160280–8 ФЗ РФ «О защите конкуренции» и проекту поправок, направленных на пресечение злоупотреблений, связанных с доминирующим положением со стороны владельцев цифровых платформ, сетевой эффект — это зависимость потребительской ценности товара от количества потребителей одной и той же группы (прямой сетевой эффект), либо изменение ценности товара для одной группы потребителей при уменьшении или увеличении количества потребителей в другой группе (косвенный сетевой эффект) [1].
Успешность бизнеса платформы во многом зависит от ее способности учитывать взаимное влияние спроса разных групп пользователей, т.е. наличие перекрестных сетевых эффектов [11, с. 19]. Например, размещение рекламы на старте или финише Московского велопарада — чем больше количество участников, тем выше интерес производящих спортивные товары компаний к размещению рекламы или выдаче своей продукции в стартовом наборе. Перекрестные сетевые эффекты могут быть положительными и отрицательными, они непосредственно связаны с увеличением или уменьшением групп пользователей. При наличии положительных перекрестных сетевых эффектов для максимизации прибыли платформа должна учитывать соотношение между эластичностями спроса на ее услуги со стороны разных групп потребителей и снижать цены на той стороне платформы, где эластичность спроса выше [11, с.19].
Закон Ципфа касается ИТ-эффектов и позволяет количественно оценить полезность сети как произведение количества элементов (узлов) сети и его логарифма [9, с. 13]. Закон Бекстрома раскрывает сущность сетевого эффекта и оценки его как зависимости ценности подсоединения пользователя к сети от числа других пользователей, уже подсоединенных к сети, и оценки сетевого эффекта по преимуществам электронного приобретения товаров [9, с. 13]. С увеличением пользователей сети, поставщиков дополнительных и сопутствующих товаров, увеличивается ценность продукта или услуги. Двумя основными параметрами, влияющими на проявление сетевого эффекта, являются число участников сети и количество осуществляемых транзакций [12, с. 93]. Отличительным свойством нейро-сетевых услуг является их сетевая социо-нейроморфность — взаимодействие производителей и потребителей сетевых услуг, участников сетевых взаимодействий посредством интернета, нейронных сетей и искусственного интеллекта [7, с. 7].
Всемирный центр конкурентоспособности в 2023 году рассчитал и представил индекс конкурентоспособности для 64 стран, оцениваемых по параметрам способности и готовности к внедрению и исследованию цифровых технологий в качестве ключевого фактора экономических преобразований в бизнесе, правительстве и обществе [14].
Согласно Стратегии развития спортивной индустрии до 2035, принятой Правительством РФ 3.06.2019 года — индустрия спорта — это отрасль промышленности, представляющая собой совокупность промышленных предприятий и организаций, осуществляющих на всех этапах производство (изготовление) спортивной продукции (изделий, инвентаря, оборудования), их компонентов, материалов и программного обеспечения, а также связанных с ними услуг, обеспечивающих сопровождение этой продукции в течение всего цикла эксплуатации с учетом его специфики [2].
В индустрии спорта сетевым лидером спортивных товаров и услуг является «Спортмастер». Увеличение рыночного влияния сетевых предприятий (торговая сеть «Спортмастер» представляет собой свыше 450 магазинов в 220 крупных городах РФ) является одной из успешных тенденций развития индустрии спорта и предприятий, производящих и продвигающих свои спортивные товары и услуги. Сеть обладает: своей корпоративной информационной культурой; имеет сетевые спортивные сообщества не только клиентов, но и сотрудников; стандарты обслуживания клиентов; узнаваемый и известный бренд на всем постсоветском пространстве. На данный момент «Спортмастер» работает со всеми крупными онлайн платформами, выставляя на них свои спортивные товары, гарантируя качество этих товаров. Приложение и официальный сайт «Спормастер» сегодня позиционирует себя не только как каталог товаров и услуг, но и как спортивная цифровая платформа. На платформе можно получить доступ к онлайн тренировкам с профессиональными тренерами, афише спортивных мероприятий, и видеоархиву с полезной специализированной информацией, в котором есть интервью, репортажи, онлайн тренировки, рекомендации по тренировочному процессу, что позволяет обеспечивать связь рынка образовательного контента и рынком клиентов сети — яркий пример перекрестного сетевого эффекта. За анализ предпочтений клиента отвечает искусственный интеллект — выбор позиций на основе вида спорта, истории покупок. К выбранному, просмотренному товару искусственный интеллект предлагает приобретение сопутствующих товаров, с учетом предпочтений клиента. В каждом магазине установлен виртуальный киоск с широким доступом к товарам по всей сети, продавцы оснащены гаджетами для помощи в выборе товара и оформлении покупки для доступа к большему каталогу товаров, нежели представлено в магазине. Создание цифрового контента помогает установлению коммуникаций с потенциальными клиентами.
Особенностями сложной системы как субъекта управления, согласно синергетическому менеджменту и применительно к предприятиям, принадлежащим индустрии спорта, можно считать следующее:
– множественные взаимосвязи предпроизводственных, производственных и постпроизводственных процессов;
– наличие рынка спортивных событий;
– весь цикл производства высокотехнологичной продукции с высокими требованиями к качеству (множество разнородных ресурсов, сезонность готовой продукции, разнообразие продуктов и услуг);
– высокая социальная значимость.
Сегодня происходит синергия индустрии спорта и индустрии развлечений.
Сетевой эффект в индустрии спорта очевиден в сфере массовых спортивных мероприятий. Например, с каждым годом увеличивается количество участников Московского велопарада. С каждым годом мероприятие становится более зрелищным и массовым, однако слишком большое количество участников может способствовать росту травматизма, поэтому их количество контролируется. Старт происходит в течение нескольких часов, профессионалы стартуют отдельно от любителей. Возникает стратегическая дилемма между качеством и количеством, поэтому управление сообществом является важным компонентом успеха сетевых бизнесов. В функции управления входят обеспечение безопасности пользователей, соблюдение норм и правил, а также стимулирование положительного и конструктивного взаимодействия между участниками сети [8, с. 36].
Согласно теории после достижения критической массы пользователей (масштаб сети) упрощается процесс привлечения новых клиентов, потребителей товара или услуги, так как происходит возрастание ценности товара, услуги путем большего количества участников в результате самоорганизации — возникает экспоненциальный рост. Однако, определенный продукт (услуга) обладает своим особым сетевым эффектом.
Рассмотрим историю проведения Московского летнего велопарада, направленного на развитие велокультуры и здорового образа жизни, начиная с идеи о его проведении в июне 2010 по 2023 год (рис.1). График представляет собой динамику количества участников. Основные стабилизационные периоды связаны с погодными условиями — штормовые предупреждения, ливни, холод.
По оси абсцисс — временные интервалы в годах, по оси ординат — количество участников в тысячах человек. Мы видим, что определенное достижение критической массы сети произошло, и участники ощутили полезность сети. Москва — крупнейший, постоянно растущий мегаполис, и потенциал роста сети огромен. | | | Рис.1. Количество участников (сетевой эффект) Московского летнего велопарада (тыс.чел.) | Варианты проявления сетевых эффектов в индустрии спорта:
1. Виральный рост — рост в информационной среде, характеризующийся высокой скоростью, аналогичен распространению вирусного заболевания. Вновь присоединившиеся члены спортивных сообществ, новые пользователи спортивных гаджетов, потребители спортивных товаров привлекают за собой свой круг общения.
2. Увеличение ценности спортивного продукта или услуги. При увеличении количества пользователей спортивного продукта или услуги, они становятся более ценным для спортивного общества.
3. Экономия на масштабе. Увеличение числа пользователей спортивными товарами и услугами позволяет снизить себестоимость продукта или услуги, делая их более доступными для потребителя.
4. Усиление бренда. Увеличение пользователей спортивных товаров и услуг влечет за собой усиление узнаваемости бренда и повышает уровень доверия среди клиентов существующих и потенциальных.
5. Повышение качества спортивных товаров и услуг. Большое количество пользователей увеличивает возможность получения обратной связи по качеству предоставляемых товаров и услуг в виде отзывов. Своевременная обработка претензий и отзывов, учет потребностей и предпочтений позволяют улучшить качество предоставляемых товаров и услуг.
6. Снижение отдельных видов издержек. Взаимодействие участников сети снижает издержки выявления альтернатив при принятии решений о выборе поставщика, издержки измерения характеристик благ (оценки их качества), издержки заключения контракта, частично издержки осуществления расчетов [10, с. 222].
7. Введенные экономические санкции породили определенный отрицательный сетевой эффект и способствуют развитию индустрии спорта российского производства, так как многие приложения спортивных сообществ (бег, фитнес и так далее) заблокированы, доступ к ним запрещен или ограничен, и российскому потребителю они не интересны, зарубежные гиганты-производители спортивных товаров ушли с российского рынка.
Непосредственно чистая прибыль от сетевого эффекта зависит от количества пользователей предоставляемой сетевой услуги. С.А. Дятлов предложил методический подход к интегральной оценке и измерению сетевых эффектов с учетом энтропийно-синергийного баланса данной сетевой системы [5, с. 26].
Основная сложность оценки сетевых эффектов заключается в оценке социально-экономических явлений, обладающих неколичественной оценкой. Полифункциональные нейро-сетевые эффекты воплощаются в различные объекты интеллектуально-сетевой собственности (овеществленные и персонифицированные, вещественные и невещественные, линейные и нелинейные, локализованные и облачные) [7, с. 9].
Согласно отмеченным методическим рекомендациям по учету и оценке подлежат все интегративно распределенные во времени и в пространстве результаты и эффекты от производства, предоставления, потребления и оценки (учета) полифункциональных нейросетевых благ и услуг, возникающих при этом новых специфицируемых прав на нейросетевые объекты интеллектуально-сетевой собственности [5, с. 27].
Сегодня сетевой эффект — доминантный признак в цифровом мире. Наличие положительного сетевого эффекта определяет успешность проекта. Сетевые структуры являются механизмом, благодаря которому начинает проявляться синергия, т.е. в современных условиях это синергия интеллектуального капитала [12, с. 93].
Компания «Спортмастер» активно использует современные модели искусственного интеллекта, цифровизация затрагивает все бизнес-подразделения компании. Компания является организатором ряда спортивных мероприятий по всей стране. Регистрация проходит через клубную систему с начислением стоимости стартового взноса на клубную карту Спортмастер в виде бонусов — внешний положительный сетевой эффект, внутренний положительный сетевой эффект. Компания активно размещает рекламу на официальных крупнейших состязаниях страны, мониторит посещаемость спортивных мероприятий — создание внешнего и внутреннего положительных сетевых эффектов.
Развитие цифровых технологий в условиях большой территории России дает возможность создания множества сервисов для потребителей, интегрированных систем ведения бизнеса и организации мероприятий, доступа потребителей к большим каталогам продукции, взаимному общению с сообществами своих клиентов, снижения затрат и цен на цифровые устройства и сервисное обслуживание, повышения качества предоставляемых товаров и услуг, увеличению количества регулярно занимающихся спортом, т.е. способствует получению синергетического социально-экономического эффекта.
Источниками синергетических эффектов в индустрии спорта являются: слияние индустрии спорта и индустрии развлечений, упрощение и повышение эффективности работы подразделений с учетом развития ИКТ, слияние спорта и киберспорта, потенциально возможное взаимодействие производителей спортивной продукции с крупнейшими он-лайн платформами — с учетом большой протяженности страны в этом взаимовыгодном сотрудничестве заключен высокий потенциал, оказываемая государственная поддержка предприятиям, производящим спортивные товары, предоставляемый стандартный налоговый вычет для фитнес клиентов. Оценка синергетических эффектов разного рода осложнена многосторонним характером: затронута и внешняя среда предприятий и внутренняя, эффекты носят материальный и нематериальный характер.
Выводы. В сложных условиях экономических ограничений здоровье, работоспособность, продолжительность жизни населения нашей огромной страны становятся задачами государственной важности. Развитие индустрии спорта позволит повысить уровень здоровья и качество жизни населения. В условиях цифровой экономики развитие спорта носит более доступный характер в сетевой форме социально-экономического взаимодействия, особенно с учетом большой протяженности страны. Закон Роберта Меткалфа способствует формированию долгосрочной конкурентоспособной стратегии любого предприятия, с учетом масштабного процесса цифровизации. Эффекты, возникающие от внедрения ИКТ, а именно ведение электронного бизнеса, совершенствование функций управления, координация между подразделениями предприятия, взаимодействие с потенциальными и существующими клиентами в сетях, приложениях обеспечивают предприятиям все больший экономический рост. Сетевой эффект — это источник конкурентоспособности предприятия в современных условиях и основа функционирования цифровых платформ.
Социально-экономическая синергия от эффективного развития индустрии спорта в Российской Федерации неоспорима, имеет высокое значение для развития страны в целом. Синергетические эффекты от объединения классических и цифровых видов спорта, объединения индустрий спорта и развлечений, поддержки государства способствуют достижению социально-экономических показателей не только индустрии спорта, но и всех отраслей российской экономики и сфер общественной жизни. |
| |
|
|