Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (91), 2024
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Мошков А. В.
главный научный сотрудник Тихоокеанского института географии
Дальневосточного отделения РАН (г. Владивосток),
доктор географических наук


Направления развития хозяйственной структуры промышленных узлов Дальневосточного федерального округа
В работе рассматриваются особенности развития хозяйственной структуры городов Дальневосточного федерального округа, расположенных в двух социально-экономических зонах («прибрежной» и «континентальной»). По численности постоянного населения выделяются крупнейшие, крупные, средние и малые города, в которых развиваются различные виды экономической деятельности. Их взаимосвязанное функционирование и развитие элементов структуры хозяйства городов позволяет говорить о формировании здесь различных по размеру и специализации промышленных узлов. В промышленных узлах, формирующихся в городах «приморской» зоны, отмечается ведущая роль «морехозяйственных» видов деятельности (морской транспорт, рыбохозяйственная деятельность, судостроение и судоремонт, добыча нефти и газа на шельфе и пр.). В городах «континентальной» зоны преимущественное развитие получили машиностроение, железнодорожный транспорт, горнодобывающие и агропромышленные виды деятельности, энергетика. При этом, в городах, расположенных в обеих зонах, развитие обрабатывающих производств и объектов инфраструктуры следует рассматривать как наиболее рациональное направление совершенствования хозяйственной структуры промышленных узлов Дальневосточного федерального округа.
Ключевые слова: хозяйственная структура, виды экономической деятельности, «континентальная» и «прибрежная» социально-экономические зоны, промышленные узлы Дальневосточного федерального округа
УДК 338 : 911.3; ББК 65.04   Стр: 102 - 106

Введение. Промышленные узлы районов рассматриваются как основные центры размещения его производственного потенциала, базовые элементы территориально-хозяйственной структуры района, определяющие особенности территориальной организации производства.
Субъекты Дальневосточного федерального округа (ДФО), по их географическому положению относительно Тихоокеанского побережья, можно объединить в две социально-экономические зоны — «прибрежную» и «континентальную» [4, 5]. В пределах этих зон сложились специфические сочетания благоприятных и негативных факторов формирования и развития территориально-хозяйственной структуры. Решение проблемы рационального использования богатейшего природно-ресурсного потенциала территории и акватории ДФО, а также его уникального экономико-географического положения тесно связано с модернизацией сложившейся территориально-хозяйственной структуры в основных промышленных узлах. При этом, промышленные узлы различаются по размеру (численности населения, объему продукции и др.), по структуре хозяйства и факторам социально-экономического развития, что важно учитывать при разработке вариантов и направлений их социально-экономического развития.
В настоящее время, ведущими видами экономической деятельности в структуре промышленных узлов выступают промышленность (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды), а также транспорт и логистика.
Целью модернизации производства в промышленных узлах ДФО является повышение эффективность экономической деятельности в субъектах округа и рост уровня жизни населения. Опыт хозяйственного освоения ДФО показывает необходимость увеличения роли обрабатывающих видов деятельности, а также развития инфраструктуры. В связи с этим важно изучить важнейшие тенденции в развитии промышленных узлов в субъектах ДФО, а также основные факторы повышения экономической эффективности производства и роста уровня жизни населения.
Обзор литературы и задачи исследования. Промышленные узлы, как специфическую территориальную форму организации производства, изучали многие экономико-географы и экономисты: Э.Б. Алаев [1], И.М. Маегойз [9], А.Е. Пробст [11], А.Т. Хрущев [14], П.Я. Бакланов [2] и др. Во всех работах отмечались возможности промышленных узлов (за счет территориальной близости производств, наличия тесных производственных связей, компактного размещения объектов производственной и социальной инфраструктуры и пр.) получать дополнительный экономический эффект. В свою очередь, полученный в промышленном узле эффект может оказывать положительное воздействие на размещение всех элементов структуры хозяйства регионов.
Особенности формирования промышленных узлов Дальнего Востока, стадийность развития их структуры (в первую очередь, блока специализированных производств) рассматривались в работах Л.П. Богдановой [7]. Роль и место промышленных узлов в системе территориально-производственного комплексообразования Дальневосточного региона, основные факторы размещения предприятий, как специализированных, так и обслуживающих элементов структуры узлов, рассматривались в работах А.В. Мошкова [10].
Необходимость исследования пространственных особенностей экономики регионов отмечалась в работах А.Г. Гранберга [8], который не только изучал региональные структуры экономики, но также выделял и широтные социально-экономические зоны (как совокупность сравнительно однородных в хозяйственном отношении регионов страны).
Исследования разномасштабных территориальных структур хозяйства, в том числе регионов и промышленных узлов, а также управлении проводились П.Я. Баклановым [3, 12]. С помощью методов разномасштабного экономико-географического анализа пространственной дифференциации территориальных структур хозяйства были выделены широтные и меридиональные зоны макрорегиона (на примере Тихоокеанской России), показаны благоприятные и негативные факторы их развития [4]. При этом были отмечены пространственные особенности формирования территориальной и отраслевой структуры экономики в регионах и хозяйственных зонах. Таким образом, в результате действия совокупности факторов и условий на территории ДФО округа сформировались две меридиональные социально-экономические зоны: «прибрежная» и «континентальная».
Для субъектов ДФО (Республики Бурятия и Якутия (Саха), Забайкальский край, Амурская область, Еврейская автономная область), входящих в «континентальную» социально-экономическую зону, важнейшими факторами формирования структуры экономики выступает богатейший природно-ресурсный потенциал (топливные, минеральные и биологические ресурсы суши), выгодное транспортно-географическое положение (транзитная роль на Транссибирской железнодорожной магистрали). При этом, высокие транспортные затраты на доставку продукции в Европейские регионы страны и к Дальневосточным морским портам, следует рассматривать как сдерживающий фактор развития этих регионов.
Для субъектов ДФО (Приморский, Хабаровский и Камчатский края, Магаданская область, Чукотский автономный округ, Сахалинская область), входящих в «прибрежную» социально-экономическую зону, основными факторами формирования и развития структуры экономики выступают выгодное экономико-географическое положение относительно ведущих мировых центров Азиатско-Тихоокеанского региона, а также аква-территориальный природно-ресурсный потенциал.
Для оценки перспектив развития разномасштабных промышленных узлов, расположенных в этих социально-экономических зонах, следует учитывать совокупное воздействие всех благоприятных и негативных факторов. Особенно актуально изучение промышленных узлов, расположенных в «прибрежной» зоне, где отмечается дополнительное благоприятное влияние сочетания аква-территориальных ресурсов и тесных транспортно-экономических связей, с активно развивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона. [6]. Именно здесь, промышленные узлы располагают возможностью использовать в наибольшей степени такие благоприятные факторы, как внешнеэкономическое сотрудничество и аква-территориальный потенциал. Это позволяет обеспечить рост эффективности производства, а также инвестирование в развитие производственной и социальной инфраструктуры, т.е. обеспечить высокий уровень и качество жизни населения.
В качестве исходных данных настоящей статьи использовались статистические материалы, представленные Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации, в том числе официальная статистическая информация, отражающая численность населения в городах ДФО. Промышленные узлы распределялись по размеру (численности постоянного населения на 01.01 2023 г.) на несколько групп (крупнейшие, крупные, средние и малые). Для каждого узла выделялись основные виды экономической деятельности, которые составляют его хозяйственную специализацию. На основе оценки имеющихся благоприятных факторов развития и сложившейся хозяйственной специализации для каждого промышленного узла определялось наиболее перспективное направление его территориально-отраслевого развития
Основные результаты. В социально-экономических зонах ДФО выделяются различные типы промышленных узлов, по размеру и особенностям основной хозяйственной специализации (табл. 1). Для каждой зоны характерно свое сочетание благоприятных факторов формирования и развития промышленных узлов.

Таблица 1
Типы промышленных узлов в субъектах Дальневосточного федерального округа
Основные
промышленные
узлы
Размер промышленного узла,
по численности населения,
тыс. чел., на 01.01. 2023 г.
Специализация
хозяйства
малыесредниебольшиекрупныекрупнейшие
«Континентальная» социально-экономическая зона:
Республика Бурятия
Улан-Удэ436,1Машиностроение, транспорт и логистика, сфера услуг
Северобайкальск24,4Транспорт и логистика
Гусиноозерск24,4Электроэнергетика
Кяхта18,0Транспорт и логистика
Закаменск11,1Добыча руд цветных металлов
Республика Якутия (Саха)
Якутск361,2Энергетика, алмазогранильная, сфера услуг
Нерюнгри53,5Топливно-энергетическая
Мирный34,0Добыча алмазов
Алдан21,5Добыча золота
Ленск21,2Транспорт и логистика
Забайкальский край
Чита333,7Энергетика, транспорт и логистика, сфера услуг
Краснокаменск51,3Горно-химическое
Борзя29,3Транспорт и логистика
Нерчинск15,1Сфера услуг
Петровск-Забайкальский14,7Сфера услуг
Амурская область
Благовещенск240,6Машиностроение, агропромышленная, сфера услуг
Белогорск60,4Агропромышленная
Свободный48,8Газо-химическая
Тында28,2Транспорт и логистика
Зея18,9Энергетика, лесная и деревообработка
Шимановск16,1Машиностроение
Завитинск9,2Транспорт и логистика
Еврейская автономная область
Биробиджан68,5Транспорт и логистика, агропромышленная, легкая
Облучье7,8Транспорт
«Прибрежная» социально-экономическая зона:
Камчатский край
Петропавловск-Камчатский163,0Вылов и переработка рыбы, транспорт и логистика, сфера услуг
Елизово36,2Вылов и переработка рыбы, агропромышленная, туризм и рекреация
Вилючинск21,8Оборонная, сфера услуг
Приморский край
Владивосток597,2Транспорт и логистика, машиностроение, сфера услуг
Уссурийск179,9Транспорт и логистика, агропромышленная
Находка136,1Транспорт и логистика, вылов и переработка рыбы, сфера услуг
Артем108,7Транспорт и логистика, энергетика, туризм и рекреация
Арсеньев47,3Машиностроение, агропромышленная
Большой Камень40,4Машиностроение
Спасск-Дальний35,0Промышленность строительных материалов, агропромышленная
Лесозаводск34,9Лесная и деревообработка
Партизанск33,1Энергетика
Дальнереченск23,0Лесная и деревообработка
Хабаровский край
Хабаровск617,2Транспорт и логистика, машиностроение, сфера услуг
Комсомольск-на-Амуре 236,2Машиностроение
Амурск37,9Цветная металлургия
Советская Гавань23,8Лесная и деревообрабатывающая, транспорт и логистика
Николаевск-на-Амуре18,0Транспорт и логистика, добыча драгоценных металлов
Бикин15,8Лесная и деревообработка
Вяземский12,7Лесная и деревообработка
Магаданская область
Магадан89,8Транспорт и логистика, энергетика, сфера услуг
Сусуман4,3Добыча золота
Сахалинская область
Южно-Сахалинск180,5Транспорт и логистика, энергетика, агропромышленная, сфера услуг
Корсаков33,3Транспорт и логистика, газопереработка
Холмск25,1Транспорт и логистика, вылов и переработка рыбы
Оха19,9Добыча нефти и газа
Поронайск16,0Вылов и переработка рыбы
Долинск11,7Вылов и переработка рыбы
Невельск10,5Транспорт и логистика
Курильск2,5Транспорт и логистика, вылов и переработка рыбы
Чукотский автономный округ
Анадырь13,0Энергетика, вылов и переработка рыбы, транспорт
Билибино5,4Энергетика, добыча золота
Певек4,2Добыча золота, энергетика
Примечание. Малые города — с численностью населения до 50 тыс. чел.; средние — от 50,1 до 100; большие — от 100,1 до 250; крупные — от 250,1 до 500; крупнейшие — от 500,1 до 1 млн
Составлено по: [13].

В «континентальной» зоне представлены три группы промышленных узлов — крупные, средние и малые. В структуре преобладают обрабатывающие виды деятельности, транспорт и логистика, сфера услуг. Взаимосвязанное функционирование элементов структуры промышленного узла обеспечивает совместное использование объектов производственной и социальной инфраструктуры (энергетика, коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование и т.п.).
Наиболее дифференцирована отраслевая структура крупных промышленных узлов, сформировавшихся на базе административных центров субъектов РФ — Якутск, Чита, Улан-Удэ. В этих промышленных узлах имеются благоприятные факторы (квалифицированная рабочая сила, спрос конечных потребителей) для развития обрабатывающих производств и сферы услуг. Другая группа небольших по численности населения промышленных узлов, сформировалась на базе эксплуатации уникальных природных ресурсов (алмазов, руд драгоценных металлов, топлива). Основу их хозяйственной специализации составляют — добыча алмазов, руд драгоценных металлов, добыча угля. Продукция, произведенная в этих промышленных узлах, реализуется в других регионах страны и за рубежом. Важное значение для развития промышленных узлов, расположенных на межрегиональных железнодорожных и автомобильных магистралях, имеет выгодное транспортно-географическое положение.
В «прибрежной» зоне представлены два крупнейших по численности населения промышленных узла — Хабаровск и Владивосток. Основу их хозяйственной специализации формируют обрабатывающие производства и сфера услуг, которые используют имеющиеся благоприятные факторы развития — наличие квалифицированной рабочей силы, выгодное транспортно-географическое положение и высокий потребительский спрос. Дополнительный социально-экономический эффект для промышленных узлов, расположенных в «прибрежной» зоне обеспечивается не только за счет совместного использования общей инфраструктуры и обслуживающих производств, но также и «морских» факторов — наличие морских портов, уникальных сочетаний биологических ресурсов моря и полезных ископаемых шельфа и др. В результате совокупного воздействия этих факторов в структуре промышленных узлов, расположенных в «прибрежной» зоне, формируются эффективные виды деятельности, выпускающие продукцию для отечественных и зарубежных потребителей.
Таким образом, наиболее перспективные направления развития промышленных узлов складываются под воздействием совокупности благоприятных факторов, включая особенности их взаимодействия в пределах субъектов ДФО. (табл. 2).

Таблица 2
Направления развития промышленных узлов
Промышленные узлы со своей территорией экономического влиянияПромышленные узлы, как часть агломерацииСамостоятельные промышленные узлы, связанные общей транспортной инфраструктуройАгропромышленные узлыГорнопромышленные узлы
ВладивостокАртем
Находка
Большой Камень
Фокино
Арсеньев
Спасск-Дальний
Партизанск
Дальнереченск
Лесозаводск
Уссурийск
ХабаровскБикин
Вяземский
Советская Гавань
Комсомольск-на-АмуреАмурск
Николаевск-на-Амуре
Южно-СахалинскКорсаковДолинск
Оха
Невельск
Поронайск
Холмск
МагаданСусуман
БлаговещенскСвободный
Тында
Завитинск
Зея
Шимановск
Белогорск
Петропавловск-КамчатскийЕлизово
Вилючинск
ЯкутскЛенскАлдан
Нерюнгри
Мирный
БиробиджанОблучье 
АнадырьБилибино
Певек
ЧитаБорзя
Нерчинск
Петровск-Забайкальский
Краснокаменск
Улан-УдэГусиноозерск
Северобайкальск
Кяхта
Закаменск

В первую очередь, следует выделить группу промышленных узлов со своей территорией экономического влияния в пределах субъекта и даже всего Дальневосточного региона (административно-хозяйственные центры субъектов ДФО и крупные городские округа).
Следующая группа промышленных узлов развивается, как часть крупной агломерации, получая дополнительный социально-экономический эффект за счет использования агломерационного эффекта (подключаясь к развитой инфраструктуре, инвестиционному и инновационному потенциалам ядра агломерации).
Большую группу образуют самостоятельные промышленные узлы, связанные общей транспортной инфраструктурой, сформировавшейся в субъекте ДФО. Сюда можно отнести промышленные узлы, в структуре которых преобладают добывающие виды деятельности, чья продукция реализуется на рынках центральной части страны и за рубежом. Посредством общей транспортной инфраструктуры эти промышленные узлы подключены к межрегиональному и международному разделению труда.
Очень близки к этой группе промышленные узлы, в хозяйственной структуре которых преобладают агропромышленные, горно-, лесо- и рыбопромышленные виды деятельности. В первом случае, вокруг промышленного узла формируются производственно-технологическая зона, связывающая предприятия пищевой промышленности города и поставщиков сельскохозяйственного сырья и продукции. Сюда же можно отнести и рыбообрабатывающие виды деятельности, получающие сырье (рыбу и морепродукты) из районов морского промысла и хозяйств марикультуры. А также деревообрабатывающие промышленные узлы, выступающие потребителями деловой древесины, заготовленной на заготовительных пунктах лесопромышленных компаний. Горно-обогатительные и аффинажные производства промышленных узлов также включают в сферу своих хозяйственных связей отдельные рудники (поставщиков руды), расположенные в горных районах субъектов ДФО.
Выводы. Направления территориально-хозяйственного развития промышленных узлов во многом определяются сложившемся в них потенциалом развития. В первую очередь, это значительный демографический потенциал (численность постоянного населения), которым располагают крупнейшие и крупные города. Предприятия, функционирующие в таких промышленные узлах, обеспечены рабочей силой, а некоторые, и потребителями произведенной продукции. В результате, в крупных и крупнейших промышленных узлах сформировалась дифференцированная структура экономики, функционируют крупные предприятия, оказывающие социально-экономическое воздействие на соседние поселения.
На развитие средних и малых промышленных узлов существенное влияние оказывают имеющийся природно-ресурсный потенциал, экономико-географическое положение и сравнительно небольшой демографический потенциал. В результате действия этих факторов, в промышленных узлах формируется специализированная структура хозяйства, направления развития которой определяются размерами и капитализацией продукции, произведенной на базе местных природных ресурсов промышленного узла, а также выгодным транспортно-географическим положением.
Эти особенности формирования разномасштабных промышленных узлов ДФО необходимо учитывать при разработке Стратегий, а также Программ социально-экономического развития городов.


Список использованных источников:
1. Алаев Э.Б. Эффективность комплексного развития экономического района / Акад. наук СССР. Госплан СССР. Совет по изучению производит. сил. — М.: Наука, 1965. — 173 с.
2. Бакланов П.Я. Элементарные пространственные системы промышленного производства // Вестн. МГУ. Сер. 5, География. — 1975. — № 2. — С.30–39.
3. Бакланов П.Я. Территориальные структуры хозяйства в региональном управлении. — М.: Наука, 2007. — 239 с.
4. Бакланов П.Я., Мошков А.В. Инерционность территориальных структур хозяйства в регионах Дальнего Востока // Вестник МГУ. Серия. 5. География. — 2017. — № 2. — С. 3–10.
5. Бакланов П.Я., Мошков А.В. Приморские и континентальные регионы Дальнего Востока: предпосылки и ограничения в их развитии // Вопросы географии / Русское географическое общество. Москва. Издаётся с 1946 года. Сб. 154. Преодоление «континентального проклятья»: будущее Сибири / Отв. ред. В.М. Котляков, В.А. Шупер. — М.: Медиа-ПРЕСС, 2022. — 528 с. С.260–302.
6. Бакланов П.Я., Мошков А.В., Ткаченко Г.Г., Ушаков Е.А. Производственно-технические структуры в приморских поселениях Тихоокеанской России // Тихоокеанская география. — 2024. — № 1. — С. 5–19.
7. Богданова Л.П. Стадийность развития промышленных узлов как фактор развития расселения // Расселение на Дальнем Востоке (проблемы и перспективы). — Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1984. — С. 40–49.
8. Гранберг А.Г. Региональная экономика и региональная наука в России: десять лет спустя // Регион: экономика и социология. — 2004. — № 1. — С. 57–81.
9. Маергойз И.М. Территориальная структура хозяйства. — Новосибирск: Наука. Сибир. отд., 1986. — 304 с.
10. Мошков А.В. Промышленные узлы Дальнего Востока. — Владивосток: Дальнаука, 2005. — 192 с.
11. Пробст А.Е. Вопросы размещения социалистической промышленности. — М.: Наука, 1971. — 379 с.
12. Пространственное развитие Тихоокеанской России: структурные особенности, факторы, основные направления / Колл. авторов; под ред. П.Я. Бакланова, А.В. Мошкова. — Владивосток: ТИГ ДВО РАН, 2023. — 449 с.
13. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2023: Стат. сб. / Росстат. — М., 2023. — 853 с.
14. Хрущев А.Т. Промышленные узлы СССР и принципы их типологии // Вестн. МГУ. Сер. 5, География. — 1970. — № 2. — С.15–25.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия