| | Проблемы современной экономики, N 3 (91), 2024 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Мошков А. В. главный научный сотрудник Тихоокеанского института географии
Дальневосточного отделения РАН (г. Владивосток),
доктор географических наук
| |
| | В работе рассматриваются особенности развития хозяйственной структуры городов Дальневосточного федерального округа, расположенных в двух социально-экономических зонах («прибрежной» и «континентальной»). По численности постоянного населения выделяются крупнейшие, крупные, средние и малые города, в которых развиваются различные виды экономической деятельности. Их взаимосвязанное функционирование и развитие элементов структуры хозяйства городов позволяет говорить о формировании здесь различных по размеру и специализации промышленных узлов. В промышленных узлах, формирующихся в городах «приморской» зоны, отмечается ведущая роль «морехозяйственных» видов деятельности (морской транспорт, рыбохозяйственная деятельность, судостроение и судоремонт, добыча нефти и газа на шельфе и пр.). В городах «континентальной» зоны преимущественное развитие получили машиностроение, железнодорожный транспорт, горнодобывающие и агропромышленные виды деятельности, энергетика. При этом, в городах, расположенных в обеих зонах, развитие обрабатывающих производств и объектов инфраструктуры следует рассматривать как наиболее рациональное направление совершенствования хозяйственной структуры промышленных узлов Дальневосточного федерального округа. | Ключевые слова: хозяйственная структура, виды экономической деятельности, «континентальная» и «прибрежная» социально-экономические зоны, промышленные узлы Дальневосточного федерального округа | УДК 338 : 911.3; ББК 65.04 Стр: 102 - 106 | Введение. Промышленные узлы районов рассматриваются как основные центры размещения его производственного потенциала, базовые элементы территориально-хозяйственной структуры района, определяющие особенности территориальной организации производства.
Субъекты Дальневосточного федерального округа (ДФО), по их географическому положению относительно Тихоокеанского побережья, можно объединить в две социально-экономические зоны — «прибрежную» и «континентальную» [4, 5]. В пределах этих зон сложились специфические сочетания благоприятных и негативных факторов формирования и развития территориально-хозяйственной структуры. Решение проблемы рационального использования богатейшего природно-ресурсного потенциала территории и акватории ДФО, а также его уникального экономико-географического положения тесно связано с модернизацией сложившейся территориально-хозяйственной структуры в основных промышленных узлах. При этом, промышленные узлы различаются по размеру (численности населения, объему продукции и др.), по структуре хозяйства и факторам социально-экономического развития, что важно учитывать при разработке вариантов и направлений их социально-экономического развития.
В настоящее время, ведущими видами экономической деятельности в структуре промышленных узлов выступают промышленность (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды), а также транспорт и логистика.
Целью модернизации производства в промышленных узлах ДФО является повышение эффективность экономической деятельности в субъектах округа и рост уровня жизни населения. Опыт хозяйственного освоения ДФО показывает необходимость увеличения роли обрабатывающих видов деятельности, а также развития инфраструктуры. В связи с этим важно изучить важнейшие тенденции в развитии промышленных узлов в субъектах ДФО, а также основные факторы повышения экономической эффективности производства и роста уровня жизни населения.
Обзор литературы и задачи исследования. Промышленные узлы, как специфическую территориальную форму организации производства, изучали многие экономико-географы и экономисты: Э.Б. Алаев [1], И.М. Маегойз [9], А.Е. Пробст [11], А.Т. Хрущев [14], П.Я. Бакланов [2] и др. Во всех работах отмечались возможности промышленных узлов (за счет территориальной близости производств, наличия тесных производственных связей, компактного размещения объектов производственной и социальной инфраструктуры и пр.) получать дополнительный экономический эффект. В свою очередь, полученный в промышленном узле эффект может оказывать положительное воздействие на размещение всех элементов структуры хозяйства регионов.
Особенности формирования промышленных узлов Дальнего Востока, стадийность развития их структуры (в первую очередь, блока специализированных производств) рассматривались в работах Л.П. Богдановой [7]. Роль и место промышленных узлов в системе территориально-производственного комплексообразования Дальневосточного региона, основные факторы размещения предприятий, как специализированных, так и обслуживающих элементов структуры узлов, рассматривались в работах А.В. Мошкова [10].
Необходимость исследования пространственных особенностей экономики регионов отмечалась в работах А.Г. Гранберга [8], который не только изучал региональные структуры экономики, но также выделял и широтные социально-экономические зоны (как совокупность сравнительно однородных в хозяйственном отношении регионов страны).
Исследования разномасштабных территориальных структур хозяйства, в том числе регионов и промышленных узлов, а также управлении проводились П.Я. Баклановым [3, 12]. С помощью методов разномасштабного экономико-географического анализа пространственной дифференциации территориальных структур хозяйства были выделены широтные и меридиональные зоны макрорегиона (на примере Тихоокеанской России), показаны благоприятные и негативные факторы их развития [4]. При этом были отмечены пространственные особенности формирования территориальной и отраслевой структуры экономики в регионах и хозяйственных зонах. Таким образом, в результате действия совокупности факторов и условий на территории ДФО округа сформировались две меридиональные социально-экономические зоны: «прибрежная» и «континентальная».
Для субъектов ДФО (Республики Бурятия и Якутия (Саха), Забайкальский край, Амурская область, Еврейская автономная область), входящих в «континентальную» социально-экономическую зону, важнейшими факторами формирования структуры экономики выступает богатейший природно-ресурсный потенциал (топливные, минеральные и биологические ресурсы суши), выгодное транспортно-географическое положение (транзитная роль на Транссибирской железнодорожной магистрали). При этом, высокие транспортные затраты на доставку продукции в Европейские регионы страны и к Дальневосточным морским портам, следует рассматривать как сдерживающий фактор развития этих регионов.
Для субъектов ДФО (Приморский, Хабаровский и Камчатский края, Магаданская область, Чукотский автономный округ, Сахалинская область), входящих в «прибрежную» социально-экономическую зону, основными факторами формирования и развития структуры экономики выступают выгодное экономико-географическое положение относительно ведущих мировых центров Азиатско-Тихоокеанского региона, а также аква-территориальный природно-ресурсный потенциал.
Для оценки перспектив развития разномасштабных промышленных узлов, расположенных в этих социально-экономических зонах, следует учитывать совокупное воздействие всех благоприятных и негативных факторов. Особенно актуально изучение промышленных узлов, расположенных в «прибрежной» зоне, где отмечается дополнительное благоприятное влияние сочетания аква-территориальных ресурсов и тесных транспортно-экономических связей, с активно развивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона. [6]. Именно здесь, промышленные узлы располагают возможностью использовать в наибольшей степени такие благоприятные факторы, как внешнеэкономическое сотрудничество и аква-территориальный потенциал. Это позволяет обеспечить рост эффективности производства, а также инвестирование в развитие производственной и социальной инфраструктуры, т.е. обеспечить высокий уровень и качество жизни населения.
В качестве исходных данных настоящей статьи использовались статистические материалы, представленные Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации, в том числе официальная статистическая информация, отражающая численность населения в городах ДФО. Промышленные узлы распределялись по размеру (численности постоянного населения на 01.01 2023 г.) на несколько групп (крупнейшие, крупные, средние и малые). Для каждого узла выделялись основные виды экономической деятельности, которые составляют его хозяйственную специализацию. На основе оценки имеющихся благоприятных факторов развития и сложившейся хозяйственной специализации для каждого промышленного узла определялось наиболее перспективное направление его территориально-отраслевого развития
Основные результаты. В социально-экономических зонах ДФО выделяются различные типы промышленных узлов, по размеру и особенностям основной хозяйственной специализации (табл. 1). Для каждой зоны характерно свое сочетание благоприятных факторов формирования и развития промышленных узлов.
Таблица 1
Типы промышленных узлов в субъектах Дальневосточного федерального округаОсновные
промышленные
узлы | Размер промышленного узла,
по численности населения,
тыс. чел., на 01.01. 2023 г. | Специализация
хозяйства |
---|
малые | средние | большие | крупные | крупнейшие |
---|
«Континентальная» социально-экономическая зона: | Республика Бурятия | Улан-Удэ | – | – | – | 436,1 | – | Машиностроение, транспорт и логистика, сфера услуг | Северобайкальск | 24,4 | – | – | – | – | Транспорт и логистика | Гусиноозерск | 24,4 | – | – | – | – | Электроэнергетика | Кяхта | 18,0 | – | – | – | – | Транспорт и логистика | Закаменск | 11,1 | – | – | – | – | Добыча руд цветных металлов | Республика Якутия (Саха) | Якутск | – | – | – | 361,2 | – | Энергетика, алмазогранильная, сфера услуг | Нерюнгри | – | 53,5 | – | – | – | Топливно-энергетическая | Мирный | 34,0 | – | – | – | – | Добыча алмазов | Алдан | 21,5 | – | – | – | – | Добыча золота | Ленск | 21,2 | – | – | – | – | Транспорт и логистика | Забайкальский край | Чита | – | – | – | 333,7 | – | Энергетика, транспорт и логистика, сфера услуг | Краснокаменск | – | 51,3 | – | – | – | Горно-химическое | Борзя | 29,3 | – | – | – | – | Транспорт и логистика | Нерчинск | 15,1 | – | – | – | – | Сфера услуг | Петровск-Забайкальский | 14,7 | – | – | – | – | Сфера услуг | Амурская область | Благовещенск | – | – | 240,6 | – | – | Машиностроение, агропромышленная, сфера услуг | Белогорск | – | 60,4 | – | – | – | Агропромышленная | Свободный | 48,8 | – | – | – | – | Газо-химическая | Тында | 28,2 | – | – | – | – | Транспорт и логистика | Зея | 18,9 | – | – | – | – | Энергетика, лесная и деревообработка | Шимановск | 16,1 | – | – | – | – | Машиностроение | Завитинск | 9,2 | – | – | – | – | Транспорт и логистика | Еврейская автономная область | Биробиджан | – | 68,5 | – | – | – | Транспорт и логистика, агропромышленная, легкая | Облучье | 7,8 | – | – | – | – | Транспорт | «Прибрежная» социально-экономическая зона: | Камчатский край | Петропавловск-Камчатский | – | – | 163,0 | – | – | Вылов и переработка рыбы, транспорт и логистика, сфера услуг | Елизово | 36,2 | – | – | – | – | Вылов и переработка рыбы, агропромышленная, туризм и рекреация | Вилючинск | 21,8 | – | – | – | – | Оборонная, сфера услуг | Приморский край | Владивосток | – | – | – | – | 597,2 | Транспорт и логистика, машиностроение, сфера услуг | Уссурийск | – | – | 179,9 | – | – | Транспорт и логистика, агропромышленная | Находка | – | – | 136,1 | – | – | Транспорт и логистика, вылов и переработка рыбы, сфера услуг | Артем | – | – | 108,7 | – | – | Транспорт и логистика, энергетика, туризм и рекреация | Арсеньев | 47,3 | – | – | – | – | Машиностроение, агропромышленная | Большой Камень | 40,4 | – | – | – | – | Машиностроение | Спасск-Дальний | 35,0 | – | – | – | – | Промышленность строительных материалов, агропромышленная | Лесозаводск | 34,9 | – | – | – | – | Лесная и деревообработка | Партизанск | 33,1 | – | – | – | – | Энергетика | Дальнереченск | 23,0 | – | – | – | – | Лесная и деревообработка | Хабаровский край | Хабаровск | – | – | – | – | 617,2 | Транспорт и логистика, машиностроение, сфера услуг | Комсомольск-на-Амуре | – | | 236,2 | – | – | Машиностроение | Амурск | 37,9 | – | – | – | – | Цветная металлургия | Советская Гавань | 23,8 | – | – | – | – | Лесная и деревообрабатывающая, транспорт и логистика | Николаевск-на-Амуре | 18,0 | – | – | – | – | Транспорт и логистика, добыча драгоценных металлов | Бикин | 15,8 | – | – | – | – | Лесная и деревообработка | Вяземский | 12,7 | – | – | – | – | Лесная и деревообработка | Магаданская область | Магадан | – | 89,8 | – | – | – | Транспорт и логистика, энергетика, сфера услуг | Сусуман | 4,3 | – | – | – | – | Добыча золота | Сахалинская область | Южно-Сахалинск | – | – | 180,5 | – | – | Транспорт и логистика, энергетика, агропромышленная, сфера услуг | Корсаков | 33,3 | – | – | – | – | Транспорт и логистика, газопереработка | Холмск | 25,1 | – | – | – | – | Транспорт и логистика, вылов и переработка рыбы | Оха | 19,9 | – | – | – | – | Добыча нефти и газа | Поронайск | 16,0 | – | – | – | – | Вылов и переработка рыбы | Долинск | 11,7 | – | – | – | – | Вылов и переработка рыбы | Невельск | 10,5 | – | – | – | – | Транспорт и логистика | Курильск | 2,5 | – | – | – | – | Транспорт и логистика, вылов и переработка рыбы | Чукотский автономный округ | Анадырь | 13,0 | – | – | – | – | Энергетика, вылов и переработка рыбы, транспорт | Билибино | 5,4 | – | – | – | – | Энергетика, добыча золота | Певек | 4,2 | – | – | – | – | Добыча золота, энергетика | Примечание. Малые города — с численностью населения до 50 тыс. чел.; средние — от 50,1 до 100; большие — от 100,1 до 250; крупные — от 250,1 до 500; крупнейшие — от 500,1 до 1 млн
Составлено по: [13].
В «континентальной» зоне представлены три группы промышленных узлов — крупные, средние и малые. В структуре преобладают обрабатывающие виды деятельности, транспорт и логистика, сфера услуг. Взаимосвязанное функционирование элементов структуры промышленного узла обеспечивает совместное использование объектов производственной и социальной инфраструктуры (энергетика, коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование и т.п.).
Наиболее дифференцирована отраслевая структура крупных промышленных узлов, сформировавшихся на базе административных центров субъектов РФ — Якутск, Чита, Улан-Удэ. В этих промышленных узлах имеются благоприятные факторы (квалифицированная рабочая сила, спрос конечных потребителей) для развития обрабатывающих производств и сферы услуг. Другая группа небольших по численности населения промышленных узлов, сформировалась на базе эксплуатации уникальных природных ресурсов (алмазов, руд драгоценных металлов, топлива). Основу их хозяйственной специализации составляют — добыча алмазов, руд драгоценных металлов, добыча угля. Продукция, произведенная в этих промышленных узлах, реализуется в других регионах страны и за рубежом. Важное значение для развития промышленных узлов, расположенных на межрегиональных железнодорожных и автомобильных магистралях, имеет выгодное транспортно-географическое положение.
В «прибрежной» зоне представлены два крупнейших по численности населения промышленных узла — Хабаровск и Владивосток. Основу их хозяйственной специализации формируют обрабатывающие производства и сфера услуг, которые используют имеющиеся благоприятные факторы развития — наличие квалифицированной рабочей силы, выгодное транспортно-географическое положение и высокий потребительский спрос. Дополнительный социально-экономический эффект для промышленных узлов, расположенных в «прибрежной» зоне обеспечивается не только за счет совместного использования общей инфраструктуры и обслуживающих производств, но также и «морских» факторов — наличие морских портов, уникальных сочетаний биологических ресурсов моря и полезных ископаемых шельфа и др. В результате совокупного воздействия этих факторов в структуре промышленных узлов, расположенных в «прибрежной» зоне, формируются эффективные виды деятельности, выпускающие продукцию для отечественных и зарубежных потребителей.
Таким образом, наиболее перспективные направления развития промышленных узлов складываются под воздействием совокупности благоприятных факторов, включая особенности их взаимодействия в пределах субъектов ДФО. (табл. 2).
Таблица 2
Направления развития промышленных узловПромышленные узлы со своей территорией экономического влияния | Промышленные узлы, как часть агломерации | Самостоятельные промышленные узлы, связанные общей транспортной инфраструктурой | Агропромышленные узлы | Горнопромышленные узлы |
---|
Владивосток | Артем
Находка
Большой Камень
Фокино | Арсеньев
Спасск-Дальний
Партизанск
Дальнереченск
Лесозаводск | Уссурийск | – | Хабаровск | Бикин
Вяземский
Советская Гавань | – | – | – | Комсомольск-на-Амуре | Амурск
Николаевск-на-Амуре | – | – | – | Южно-Сахалинск | Корсаков | Долинск
Оха
Невельск
Поронайск
Холмск | – | – | Магадан | – | – | – | Сусуман | Благовещенск | – | Свободный
Тында
Завитинск
Зея
Шимановск | Белогорск | – | Петропавловск-Камчатский | Елизово
Вилючинск | – | – | – | Якутск | – | Ленск | – | Алдан
Нерюнгри
Мирный | Биробиджан | – | Облучье | – | | Анадырь | – | – | – | Билибино
Певек | Чита | – | Борзя
Нерчинск
Петровск-Забайкальский | – | Краснокаменск | Улан-Удэ | – | Гусиноозерск
Северобайкальск
Кяхта | – | Закаменск |
В первую очередь, следует выделить группу промышленных узлов со своей территорией экономического влияния в пределах субъекта и даже всего Дальневосточного региона (административно-хозяйственные центры субъектов ДФО и крупные городские округа).
Следующая группа промышленных узлов развивается, как часть крупной агломерации, получая дополнительный социально-экономический эффект за счет использования агломерационного эффекта (подключаясь к развитой инфраструктуре, инвестиционному и инновационному потенциалам ядра агломерации).
Большую группу образуют самостоятельные промышленные узлы, связанные общей транспортной инфраструктурой, сформировавшейся в субъекте ДФО. Сюда можно отнести промышленные узлы, в структуре которых преобладают добывающие виды деятельности, чья продукция реализуется на рынках центральной части страны и за рубежом. Посредством общей транспортной инфраструктуры эти промышленные узлы подключены к межрегиональному и международному разделению труда.
Очень близки к этой группе промышленные узлы, в хозяйственной структуре которых преобладают агропромышленные, горно-, лесо- и рыбопромышленные виды деятельности. В первом случае, вокруг промышленного узла формируются производственно-технологическая зона, связывающая предприятия пищевой промышленности города и поставщиков сельскохозяйственного сырья и продукции. Сюда же можно отнести и рыбообрабатывающие виды деятельности, получающие сырье (рыбу и морепродукты) из районов морского промысла и хозяйств марикультуры. А также деревообрабатывающие промышленные узлы, выступающие потребителями деловой древесины, заготовленной на заготовительных пунктах лесопромышленных компаний. Горно-обогатительные и аффинажные производства промышленных узлов также включают в сферу своих хозяйственных связей отдельные рудники (поставщиков руды), расположенные в горных районах субъектов ДФО.
Выводы. Направления территориально-хозяйственного развития промышленных узлов во многом определяются сложившемся в них потенциалом развития. В первую очередь, это значительный демографический потенциал (численность постоянного населения), которым располагают крупнейшие и крупные города. Предприятия, функционирующие в таких промышленные узлах, обеспечены рабочей силой, а некоторые, и потребителями произведенной продукции. В результате, в крупных и крупнейших промышленных узлах сформировалась дифференцированная структура экономики, функционируют крупные предприятия, оказывающие социально-экономическое воздействие на соседние поселения.
На развитие средних и малых промышленных узлов существенное влияние оказывают имеющийся природно-ресурсный потенциал, экономико-географическое положение и сравнительно небольшой демографический потенциал. В результате действия этих факторов, в промышленных узлах формируется специализированная структура хозяйства, направления развития которой определяются размерами и капитализацией продукции, произведенной на базе местных природных ресурсов промышленного узла, а также выгодным транспортно-географическим положением.
Эти особенности формирования разномасштабных промышленных узлов ДФО необходимо учитывать при разработке Стратегий, а также Программ социально-экономического развития городов. |
| |
|
|