Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (91), 2024
ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА
Веретено А. А.
старший преподаватель кафедры менеджмента и инноваций
Санкт-Петербургского государственного экономического университета


Брендинг впечатлений и маркетинг взаимодействия: драйверы развития региональной экономики в России
В статье рассмотрена роль брендинга впечатлений и маркетинга взаимодействия в стимулировании роста и развития региональной экономики России. Предложено понятие «маркетинг впечатлений» в рамках политики самообеспечения. Приводится анализ теоретических концепций и эмпирических данных, а также результаты опроса автора мнений экспертов, что определяет стратегическую значимость, указанных подходов для экономического развития регионов страны.
Ключевые слова: брендинг впечатлений, маркетинг взаимодействия, маркетинг впечатлений, региональная экономика, политика самообеспечения, региональный потребительский рынок, малый и средний бизнес
УДК 332.02; ББК 65.040   Стр: 92 - 95

В текущих экономических условиях Россия сталкивается с рядом проблем, таких как ограниченный доступ к международным рынкам, экономические санкции и необходимость усиления конкурентоспособности регионов. В этом контексте политика самообеспечения, нацеленная на оптимальное использование внутренних, национальных ресурсов и стимулирование развития региональной экономики предложения в стране, приобретает особую практическую значимость.
Политика самообеспечения требует поиска новых драйверов роста и развития инноваций предложения. В условиях ограничений и санкций, брендинг впечатлений и маркетинг взаимодействия выступают мощными инструментами для повышения экономической привлекательности регионов. Они способствуют формированию уникального регионального образа, который будет способствовать привлечению инвестиций, развитию научно-обоснованной инфраструктуры, росту туристических потоков и стимулированию развития малого и среднего бизнеса.
Концепция брендинга впечатлений, предложенная автором предполагает формирование и продвижение уникального имиджа, формирующего положительные эмоции и ассоциации у потребителей, туристов и инвесторов региона. Этот подход ориентирован не только на материальные характеристики товаров и услуг, но и на создание эмоциональной связи между регионом и его целевой аудиторией на всех этапах взаимодействия. В данном контексте особую значимость приобретает концепция маркетинга взаимодействия, предложенная Г.Л. Багиевым, которая акцентирует внимание на необходимость постоянного взаимодействия между производителями, потребителями и другими стейкхолдерами для установления и поддержания долгосрочных отношений [5].
В данной статье автор анализирует данные проведенного им экспертного опроса по оценке эффективности факторов развития регионального рынка, а также роли брендинга впечатлений и маркетинга взаимодействия в экономическом развитии регионов. Приведены рекомендации и показано успешное применение брендинга в различных регионах России, что позволяет раскрыть значимость данного подхода в условиях политики самообеспечения. Это тем более важно, так как в последние годы экономическая политика страны направлена на формирование и поддержку региональных брендов, а брендинг и маркетинг-взаимодействия выступают мощными драйверами развития региональной экономики в условиях политики самообеспечения. Так, 14 декабря 2023 года, на прямой линии с Президентом, В.В. Путин отмечал: «На нашем рынке внутри страны присутствие наших брендов выросло на 30 с лишним процентов. Этот процесс нельзя останавливать, он должен иметь системный характер. К этой работе надо привлечь не только федеральные структуры, но и региональные. У нас в регионах есть чем гордиться. Посмотрите на то, что производится в регионах. Надо это продвигать. Нужно, чтобы в каждом регионе была своя программа по поддержке малых и средних предприятий и отечественных брендов» [1].
Также, в подтверждение вектора развития отечественных брендов был издан указ Президента № 215 «Об организационном комитете по подготовке и проведению Международной выставки-форума «Россия» на ВДНХ», где главной задачей является представление достижений нашей страны в самых разных отраслях на одной площадке, с целью показать россиянам настоящую современную Россию, которой можно и нужно гордиться [2].
Далее, следует дать научное определение понятий «Маркетинг взаимодействия» и «Брендинг впечатлений». Концепция «Маркетинг взаимодействия», предложенная профессором Г.Л. Багиевым в 1995 году, подчеркивает важность постоянного взаимодействия между производителями и потребителями для создания и поддержания долговременных отношений. Маркетинг взаимодействия предполагает, что экономическая эффективность достигается через установление тесных связей между субъектами рынка и клиентами, а также удовлетворение целей всех участников коммуникационного процесса. Основные элементы данной концепции включают персонализацию предложений, учет индивидуальных предпочтений и создание уникального опыта для потребителей. В настоящее время в России маркетинг тесно связывают с впечатлениями потребителей, которые они получают не только при покупке ценности, но и при её использовании.
Современные бизнес-коммуникации и производственные процессы требуют не только высокого качества продукции и предоставления хорошего сервиса, но и создания эмоциональных откликов и впечатлений на каждом этапе взаимодействия с потребителями. Брендинг впечатлений представляет собой стратегию формирования и продвижения уникального образа, способного вызвать положительные эмоции и ассоциации у потребителей, что укрепляет их связь с брендом и способствует формированию устойчивых экономических отношений. Поэтому можно говорить о маркетинге впечатлений, когда целью маркетинга является не просто товар или услуга, а и обеспечение долговременного, положительного впечатления у потребителя от использования приобретённой ценности.
Брендинг впечатлений — это процесс детальной проработки дизайна впечатлений с учётом особенностей, ценностей, аудитории, концепции и контекста бренда, с целью создания долгосрочных «впечатляющих» эмоций и ассоциации от них, в сознании потребителя [4. С. 94].
Брендинг впечатлений формирует эмоциональную связь с целевой аудиторией, что усиливает лояльность потребителей и привлекает туристов и инвесторов. Одновременно маркетинг взаимодействия, как отмечает Г.Л. Багиев, обеспечивает постоянный контакт между производителями и потребителями, способствуя глубокому пониманию потребностей рынка и адаптации предложений под индивидуальные предпочтения и, тем самым, формирует систему управления потребительским поведением. При комплексном использовании эти подходы не только стимулируют внутреннее потребление и развитие местного бизнеса, но и повышают конкурентоспособность регионов как на национальном, так и на международном уровнях.
Таким образом, брендинг впечатлений и маркетинг взаимодействия играют ключевую роль в реализации политики самообеспечения, направленной на максимальное использование внутренних ресурсов и укрепление экономической устойчивости регионов России.
Для подтверждения данных высказываний приведем результаты экспертного опроса факторов повышения эффективности региональной экономики России в условиях политики самообеспечения регионов. В декабре 2023 года автором данной статьи был проведен анкетный опрос пятидесяти одного эксперта из сфер бизнеса и науки в РФ.
Согласно результатам исследований, основными движущими силами политики самообеспечения являются брендинг впечатлений и маркетинг взаимодействия. Эти инструменты существенно влияют на региональную экономику, способствуя установлению устойчивых экономических связей и созданию положительного имиджа региона.
Так, например, в вопросе «Какие факторы повышения эффективности региональной экономики вы относите к ключевым?» (рис.1), 33% опрошенных респондентов (17 ответов) считают, что маркетинг взаимодействия играет критически важную роль в повышении эффективности региональной экономики.
А брендинг, по мнению (23,5%) экспертов (12 ответов), играет важную роль в укреплении привлекательности и узнаваемости региона. Более подробно данные факторы рассмотрены в статье автора [6].
На вопрос о мерах поддержки малых и средних предприятий (МСП) в регионе на местном и федеральном уровнях РФ были даны следующие ответы (рис. 2).
Рис.1. Факторы повышения эффективности региональной экономики
Источник: составлено автором.


Рис. 2. Меры поддержки малых и средних предприятий (МСП) региона
Источник: составлено автором.

Так, государственные программы поддержки МСП упоминались 36 раз (70,6% респондентов), гранты на развитие бизнеса — 32 раза (62,7% респондентов), субсидии — 28 раз (54,9% респондентов), и льготные кредиты — 27 раз (52,9% респондентов), налоговые льготы — 22 раза (43,1% респондентов), развитие инфраструктуры поддержки МСП — 23 раза (45,1% респондентов). Автор исследования, отмечает, что 33,1% респондентов (17 упоминаний) указали важной мерой поддержки малых и средних предприятий региона — помощь в продвижении продукции.
Продвижение продукции охватывает комплекс мероприятий, направленных на повышение узнаваемости и привлекательности товаров или услуг для целевой аудитории. Включая маркетинг и брендинг, это позволяет предприятиям эффективно представлять свою продукцию на рынке и завоевывать доверие потребителей. Маркетинг взаимодействия включает в себя разнообразные методы, направленные на установление и поддержание постоянного контакта между производителями и потребителями. Это может быть реализация программ лояльности, проведение рекламных кампаний, организация мероприятий для клиентов и активное использование социальных сетей. Брендинг впечатлений, в свою очередь, фокусируется на создании сильного эмоционального отклика у потребителей. Он включает разработку уникального фирменного стиля, формирование положительных ассоциаций с продуктом или услугой, а также акцент на истории и ценностях бренда и другое. Это способствует укреплению доверия и лояльности клиентов, что, в конечном итоге, положительно сказывается на конкурентоспособности продукции и региона в целом.
Данный показатель «Помощь в продвижении продукции» позволяет сделать вывод о том, что маркетинг взаимодействия и брендинг впечатлений являются важным факторами повышения эффективности региональной экономики.
Среди перспективных трендов развития экономики регионов России (рис.3) респонденты также выделили брендинг (39,2% опрошенных, 20 ответов) и маркетинг взаимодействия (31,4% опрошенных, 16 ответов) как ключевые направления, занимающие седьмое место. Эти подходы способствуют созданию уникального и привлекательного образа региона, что играет важную роль в привлечении инвестиций, туристов и новых жителей, а также повышает конкурентоспособность и экономическую устойчивость регионов.
Рис.3. Перспективные тренды и направления развития экономики региона
Источник: составлено автором.

Таким образом, данные тренды отражают ключевые направления стратегического развития, направленные на повышение экономической эффективности и улучшение качества жизни в регионах. Среди них особое внимание уделяется брендингу и маркетингу взаимодействия, что вновь подтверждает важность применения этих инструментов.
Результаты опроса респондентов на вопрос об успешных локальных производителях, обладающих брендом в регионе, показал широкий спектр успешных локальных производителей и организаций, обладающих брендом в различных регионах России. Данные представлены в табл.1. С точки зрения исследования, наиболее интересными являются омский регион и Санкт-Петербург. Всего 51 респондент ответил на этот вопрос, 10 респондентов из Омска и 15 из Санкт-Петербурга.

Таблица 1
Производители, обладающие брендом в регионе
Производитель / ОрганизацияРегионКоличество упоминаний
РоскарСанкт-Петербург4
Императорский фарфоровый завод3
Петрохолод3
Пискаревский молочный завод Санкт-Петербург3
Кировский завод2
Силовые машины2
Адмиралтейские верфи2
Газпром, Мариинский театр, Синявино (птицефабрика), Ижорский завод, Тракторный завод, Балтийский судостроительный, Балтика, Кондитерская фабрика имени Крупской, Великолукский мясокомбинат1
Хоккейная команда АвангардОмск, Омская область2
Автохолдинг «Барс», Группа Титан (нефтегазовый и аграрный производитель), НПО МИР (электроника), Омскшина (покрышки), сейчас входит в группу Сибур, завод Попова (радиодетали), Омский бекон (мясо и колбасная продукция), Омская минеральная вода, Любинское сгущеное, Провиант, Сыр Омичка, Вними Сибирь, Танковый завод, Завод Баранова, Скуратов кофе1
Источник: составлено автором.

В Санкт-Петербурге наибольшее количество упоминаний получили такие производители и организации, как «Роскар» (4 упоминания), «Императорский фарфоровый завод», «Пискаревский молочный завод» и «Петрохолод» (по 3 упоминания). Также значительное внимание уделяется «Адмиралтейским верфям», «Кировскому заводу» и «Силовым машинам» (по 2 упоминания).
В Омской области упоминания распределены более равномерно среди различных организаций, таких как хоккейная команда «Авангард» (2 упоминания), «Скуратов» кофе, Автохолдинг «Барс», «Завод Баранова», Танковый завод, Вними Сибирь, Сыр Омичка и группа Титан (по 1 упоминанию). Всего упоминаний в Омской области — 10. Анализ показывает, что Санкт-Петербург является более разнообразным и частотным участником в обсуждениях, что может быть использовано для укрепления регионального бренда, подчеркивающего многообразие и значимость промышленного и культурного наследия города. Омская область, хотя и с меньшим количеством упоминаний, демонстрирует разнообразие секторов, включая высокие технологии и пищевую промышленность, что также может быть использовано для создания сильного регионального бренда, акцентирующего внимание на инновациях и качестве.
В целом, ответы показывают разнообразие ключевых брендов, включающих крупные промышленные предприятия, культурные учреждения и образовательные организации, что подчеркивает важность, как промышленного, так и культурного вклада в формирование региональных брендов.
Примеры успешного применения брендинга и маркетинга в различных регионах России, рассматриваются в статье «Санкции на руку. Как геополитика сказалась на развитии локальных брендов Кубани» [3], где отмечается, что уход ряда зарубежных компаний с российского рынка и ограничение импорта стимулировали развитие местных брендов в Краснодарском крае. Это дало кубанским производителям возможность развивать собственные бренды и наращивать производство в условиях политики самообеспечения. Для поддержки и продвижения локальных брендов департамент ежегодно проводит конкурс «Сделано на Кубани». «Региональные компании начали активнее разрабатывать собственные бренды, улучшая качество продукции и расширяя ассортимент, чтобы удовлетворить потребности отечественных потребителей. В ближайшее время можно ожидать дальнейшее развитие локальных производств, в первую очередь, в агропромышленной и туристической сферах», как полагает автор [3].
Таким образом, создание сильных брендов не только улучшает имидж региона, но и способствует его экономическому росту, привлекая инвестиции, туристов и новых жителей. Эффективный брендинг подразумевает разработку уникального и запоминающегося образа, который отражает культурные, исторические, социальные и экономические особенности территории. Это также укрепляет местную экономику, поддерживая местные предприятия и продукцию. В условиях современной конкуренции между регионами успешный брендинг может стать ключевым фактором в определении успеха региона на национальной и международной арене, повышая его привлекательность в условиях развития партнерских отношений между странами ШОС и БРИКС.
В условиях политики самообеспечения, региональная экономика может получить значительный импульс к развитию. Для этого важно разработать теоретические и методологические подходы к моделированию процессов развития региональной экономики на потребительском рынке. Необходимо создать систему ранжирования для предприятий региона, которые производят качественную продукцию и прославляют регион. Региональные потребительские рынки должны взаимодействовать с субъектами на основе маркетинга взаимодействия и брендинга впечатлений, что станет темой будущих исследований автора.


Список использованных источников:
1. Рост доля отечественных брендов. URL: https://iz.ru/1620521/2023–12–14/putin-zaiavil-o-roste-doli-otechestvennykh-brendov-na-rynke-do-30
2. Выставка народного хозяйства ВДНХ. URL: https://russia.ru/about
3. Санкции на руку. Как геополитика сказалась на развитии локальных брендов Кубани. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6729676
4. Багиев Г.Л., Веретено А.А. Брендинг Впечатлений — перспективный тренд развития современной экономики // Проблемы современной экономики. — 2022. — № 2.– С. 92–95.
5. Багиев Г.Л. Маркетинг взаимодействия: учебник для ВУЗов. — СПб.: Астерион, 2011. — 768 с.: ил. (юбилейное издание).
6. Веретено А.А. Экспертное исследование факторов повышения эффективности экономики регионов в России // Проблемы современной экономики. — 2024. — № 1. — С.169–171.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия