Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (91), 2024
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Из материалов Казанского международного конгресса евразийской интеграции-2024
Эмиров Н. Д.
профессор кафедры государственного и муниципального управления
Выборгского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ (г. Выборг),
профессор кафедры финансов и кредита
Ингушского государственного университета (г. Магас),
доктор экономических наук

Эмирова А. Е.
доцент кафедры таможенного администрирования
Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ (г. Санкт-Петербург).
кандидат экономических наук


Современные вызовы развития и финансирования трансъевразийской таможенно-логистической инфраструктуры
Рассматривая элементы, формирующие основу функционирования ЕАЭС авторы анализируют архитектуру управления и тенденции развития таможенно-логистической инфраструктуры в ЕАЭС и на всем трансъевразийском пространстве. Рассматриваются специфические особенности таможенно-логистической инфраструктуры как системной основы формирования и развития трансъевразийской интеграции. Предлагается авторское определение дефиниции таможенно-логистическая инфраструктура. На основе анализа составляющих таможенно-логистическую инфраструктуру проведено исследование ее формирования в 2020–2023 гг. и выявлены проблемы ее развития и модернизации.
Ключевые слова: таможенно-логистическая инфраструктура, ЕАЭС, трансъевразийская интеграция, транспортные коридоры, транспортная инфраструктура, финансирование инфраструктурных проектов
УДК 336.132.2; 339.923; 339.924; 656.02; ББК 65.54, 65.05   Стр: 27 - 31

Период, которым сейчас мы переживаем, начиная с 2022 г. — один из самых непростых периодов в истории Евразийского экономического союза. С одной стороны, это период больших экономических потрясений и международной напряжённости, а с другой — старт нового прогрессивного этапа самодостаточного развития ЕАЭС. Ценность ЕАЭС вновь возросла: взаимодействие в рамках объединения стало своего рода щитом, который способен оградить от негативной конъюнктуры как саму Россию, так и другие государства союза.
Новая геополитическая ситуация требует от стран Евро–Азиатского региона адаптации логистических коридоров к оживившейся между государствами союза торговле. Вследствие санкций западных стран, товарооборот России с государствами Евразийского экономического союза по итогам 2022 года увеличился на 22%, из–за чего возросла необходимость в альтернативных транспортных маршрутах. Увеличение грузопотока требует создания новой инфраструктуры и устранения административных барьеров [1]. Но, определяя стоящие перед государствами задачи, только в суженных рамках развития транспортной инфраструктуры, невозможно получить максимальный эффект для всех, как прямых, так и опосредованных участников внешнеэкономической деятельности, а также государств в целом.
Рассматривая системный подход как основополагающий при столь значимых международных взаимодействиях как в рамках ЕАЭС, так и в целом, на всем трансъевразийском пространстве, остановимся на определении основных задач в ответ на современные вызовы в развитии такой специфической системы, как таможенно-логистической инфраструктуры.
В процессе формирования экономических и логистических систем авторы выделяют инфраструктурную составляющую логистических систем как фундамент, на котором формируются все другие элементы системы. В целом, можно выделить триаду важнейших элементов любой системы, в том числе и логистической: элементы основания, элементы функционирования и связующие элементы системы. При этом любой из элементов системы также является системой. Такой системой, которая является одним из основных элементов основания трансъевразийской экономической системы является таможенно-логистическая инфраструктура.
Специфические особенности таможенно-логистической инфраструктуры, как сферы формирования и развития внешнеэкономической деятельности, заключаются в том, что сама инфраструктура не производит материальных ценностей, а принимает активное участие в их создании, способствует производству товаров и технологии, доставляя готовую продукцию конечному потребителю [2].
При этом необходимо понимать, что заложенные в данный инфраструктурный фундамент технический и инновационный потенциал определяет все дальнейшие направления развитие как экономической системы ЕАЭС, так и в целом интеграционных процессов трансъевразийского пространства. Учитывая высокие издержки на все инфраструктурные проекты, связанные с развитием дорожной сети, их высокую капиталоемкость и необходимость постоянных затрат, ошибки в технологическом несовершенстве подобных проектов непозволительны. Причем эту технологическую инновационность нужно реализовать во всех странах практически одновременно, вне зависимости от уровня их (стран) экономического развития, инвестиционных и технологических возможностей.
Однако, даже в рамках ЕАЭС не существует единого подхода к процессу формирования транспортной, таможенной и другим видам инфраструктур. Однако, к формированию единства в функционировании таможенно-логистической инфраструктуры ЕАЭС никаких правовых актов не существует.
Существует только одно официальное определение «таможенно-логистической инфраструктуры» в документе Российской Федерации, который уже потерял свою актуальность в связи с принятием новой Стратегии 2030 (Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р (ред. от 08.07.2023) «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года»). Это определение дано в Письме ФТС РФ от 21.08.2009 № 21–50/39656 «О направлении Концепции» (вместе с «Концепцией таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации»: «таможенно-логистическая инфраструктура — система таможенно-логистических объектов (комплексов и терминалов), расположенных преимущественно в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации» [3].
Несомненно, положительным элементом данного определения является структурное отнесение таможенно-логистической инфраструктуры к термину «система», а вот все остальное содержание данной дефиниции никак не может помочь понять структуру и значение данной системы для развития трансъевразийской интеграции. А значит перед исследователями стоит первоочередная задача сформулировать данную дефиницию, определяющую современный подход к формированию, функционированию и развитию таможенно-логистической инфраструктуры как системы.
Обратимся к правовым актам ЕАЭС. Упоминаний о таможенно-логистической инфраструктуре в общих документах ЕАЭС нет (имеются только планы по развитию транспортной инфраструктуры). Вопросы координации развития транспортной инфраструктуры прорабатываются в рамках реализации (исполнения) следующих документов.
1. Договора о ЕАЭС. Статьей 86 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в числе основных приоритетов скоординированной (согласованной) транспортной политики, направленных на развитие инфраструктуры, в том числе определены:
– создание и развитие евразийских транспортных коридоров (пункт 3, подпункт 2);
– реализация и развитие транзитного потенциала в рамках Союза (пункт 3, подпункт 3);
– координация развития транспортной инфраструктуры (пункт 3, подпункт 4);
– создание логистических центров и транспортных организаций, обеспечивающих оптимизацию процессов перевозок (пункт 3, подпункт 5) [4].
2. Инициатив глав государств и глав правительств государств — членов ЕАЭС.
3. «Основные направления и этапы реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики», утверждены Решением Высшего Евразийского экономического совета от 26 декабря 2016 года № 19;
4. «О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года» решение Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. № 12.
5. «Об основных ориентирах макроэкономической политики государств — членов Евразийского экономического союза на 2022 — 2023 годы», решение Высшего Евразийского экономического совета от 27 мая 2022 г. № 7.
6. «О плане мероприятий («дорожной карте») по реализации Основных направлений и этапов реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств — членов Евразийского экономического союза на 2021–2023 годы», распоряжение Евразийского межправительственного совета от 20 августа 2021 г. № 15.
7. «О Концепции развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств-членов Евразийского экономического союза» Решение Евразийского межправительственного совета от 5 февраля 2021 г. № 1.
8. «О плане мероприятий по развитию электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств — членов евразийского экономического союза на 2023–2025 годы», распоряжение Евразийского межправительственного совета от 8 июня 2023 г. № 12.
9. «О перечне приоритетных интеграционных инфраструктурных проектов в сфере транспорта государств — членов Евразийского экономического союза», распоряжение Евразийского межправительственного совета от 26 августа 2022 г. № 9.
10. «Об утверждении перечня евразийских транспортных коридоров и маршрутов», распоряжение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26 октября 2021 г. № 175
11. «Об общих подходах к вопросам цифровой логистики в Евразийском экономическом союзе», рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 июня 2022 г. № 23.
12. «О развитии транспортно-логистических центров в рамках Евразийского экономического союза», рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 июня 2022 г. № 24.
13. «О развитии электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств — членов Евразийского экономического союза», рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2022 г. № 46.
Столь значительное количество нормативно-правовых актов ЕАЭС, посвященных транспортной инфраструктуре, говорит не только о значимости данной сферы для развития и функционирования объединения самого ЕАЭС, но и для развития стратегических направлений евразийской интеграции, «формирование Союза как одного из наиболее значимых центров развития современного мира» [5]. Именно поэтому создание и развитие транспортной инфраструктуры на территориях государств — членов ЕАЭС в направлениях «Восток — Запад» и «Север — Юг», в том числе в рамках сопряжения с китайской инициативой «Один пояс, Один путь» является одной из важнейших стратегических задач евразийской интеграции. Системообразующая роль транспортной инфраструктуры в развитии торгово-экономического сотрудничества не подвергается сомнению. Но, по мнению авторов, развитие транспортной инфраструктуры без согласованного и сопряженного развития таможенной и логистической инфраструктуры не приведет к должному эффекту. Необходимо подходить к реализации Международных соглашений по развитию транспортных коридоров с позиции формирования системы таможенно-логистической инфраструктуры для получения синергетического эффекта и понимания всей значимости данной системы для развития и функционирования более крупных экономических систем ЕАЭС, ШОС, АСЕАН, развития программ международного сотрудничества, например таких как ЦАРЭС (Программа Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества), программа ООН СПЕКА, Инициатива «Один пояс, Один путь» и формирования интеграционного контура Большого Евразийского партнерства.
Предложим следующее определение таможенно-логистической инфраструктуры: таможенно-логистическая инфраструктура — это система всех технологических элементов, предназначенных для совершения таможенных операций, таможенных процедур и таможенного контроля, организации движения товаров и оказания транспортно-логистических услуг в единстве таможенной, транспортно-логистической, финансовой и управленческой составляющих.
Отметим также, что в процессе интеграции любой системы, при расширении ее за национальные границы, прежде всего, усиливается сложность системы, что может быть объяснено множеством причин [6. С. 27]. Для системы таможенно-логистической инфраструктуры в масштабах ЕАЭС и расширения ее на трансъевразийское пространство этими причинами, прежде всего, являются:
– сложность внешней среды, которая существенно отличается от национальной;
– неравномерностью развития государств-членов ЕАЭС и других стран, отличием в техническом, инновационном, технологическом и управленческом содержании объектов инфраструктуры;
– многоаспектностью и сложностью отношений между иностранными государствами (с одной стороны, взаимодействием интеграционного плана — содружество, сотрудничество, содействие, партнерство, а с другой стороны, дезинтегрирующие и деструктивные взаимодействия — конфликт, противоборство, конкуренция [6. С. 30];
– географические особенности, и др.
Раскроем содержание составляющих системы таможенно-логистической инфраструктуры.
1. Таможенная составляющая — это уровень организации таможенного оформления грузов на внешней границе ЕАЭС.
Распределение функционирующих пунктов пропуска на внешней границе государств-членов ЕАЭС в 2022 и 2024 годах представлены в табл. 1.

Таблица 1
Распределение функционирующих пунктов пропуска на внешней границе государств-членов ЕАЭС по состоянию на 01.01.2022 и 01.01.2024 гг. (составлена авторами по данным [7])
СтраныАвтомо-
бильные
Железно-
дорожные
МорскиеРечные
(озерные)
ВоздушныеПешеходные /
Смешанные
Всего
20222024202220242022202420222024202220242022202420222024
Армения5411  2287
Беларусь26261515 33775151
Казахстан141465331884133
Кыргызстан8844  221414
Россия7964373357572281811/61/5263244

Всего на территории государств-членов ЕАЭС на таможенной границе ЕАЭС установлено 357 функционирующих пунктов пропуска.
За 2023 г. 2 пункта пропуска государств-членов ЕАЭС (Российская Федерация и Армения) утратили статус функционирующих. В РФ в 2021 г ПП было 263, в 2023 г 244, т.е. 21 пунктах пропуска стал нефункционирующим. А в целом в РФ не функционируют 55 пунктов пропуска (19 автомобильных, 7 железнодорожных, 10 морских, 2 речных, 10 воздушных, 5 смешанных, 1 пешеходный, 1 озерный).
В других государствах-членах также имеются нефункционирующие пункты пропуска:
Армения — 1 автомобильный,
Беларусь — 7 автомобильных, 1 железнодорожный,
Киргизия — 9 автомобильных, 2 воздушных,
Казахстан — 1 автомобильный.
Но сфокусированность на синхронизации развития только пунктов пропуска в рамках ЕАЭС не дает должного эффекта для развития трансъевразийской таможенно-логистической инфраструктуры.
Приведем пример в рамках Транспортного коридора «Север –Юг». На конец 2022 года было отмечено, что экспортный товарооборот между Россией и Ираном увеличился на 27% и достиг рекордных масштабов. Импортировать же стали на 10% больше товаров, чем в предыдущий 2021 год [8]. Но в 2023 году вместо ожидаемого прироста товарооборота произошло его снижение. Совокупный процент торговых операций между РФ и Тегераном снизился на рекордные 20% [8]. Основной причиной называются специфические логистические проблемы Ирана. Сюда можно отнести и рост фрахтовых ставок и транзитных тарифов для автомобильного транспорта. Транзит груза по Ирану занимает от 3 до 5 дней. За 15 дней возможно спокойно доставить контейнеры из российского порта Новороссийск в индийский порт Нава-Шева российскими морскими контейнерными линиями. Однако участники рынка заявляют о прохождении груза через Иран за 30 дней. Чтобы избежать потери груза и контейнера, надо контролировать иранских перевозчиков буквально в ручном режиме. Груз теряет время в пунктах пропуска через государственную границу. Например, очередь в Астаре стоит до 15 дней. Даже скоропортящиеся грузы стоят в этой очереди.
В февральском послании Федеральному собранию Президент РФ Владимир Путин поручил проработать сокращение времени таможенного досмотра в пунктах пропуска до 10 минут [9]. Но проблема не только во времени таможенного досмотра. Основные временные потери участников внешнеэкономической деятельности в ожидании очереди в пункт пропуска. Так что решение этой проблемы без взаимной увязки таможенных, транспортных и логистических элементов и операций невозможно.
Развитие и модернизация таможенной инфраструктуры является обязательным условием для:
– обеспечения безопасности цепей поставок при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС;
– облегчения трансграничной торговли государств-членов ЕАЭС;
– применения современных систем неинтрузивного контроля и идентификации в местах перемещения товаров через таможенную границу;
– соблюдения международных договоров в рамках ЕАЭС по товарам, в отношении которых введены запреты и ограничения;
– сокращения числа физических досмотров товаров и транспортных средств в местах перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС.
2. Транспортно-логистическая составляющая системы таможенно-логистической инфраструктуры включает в себя стационарный компонент, т.е. действующие пути сообщения — железнодорожные и внутренние водные пути, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты; складские и контейнерные терминалы, транспортно-логистические комплексы, порты, железнодорожные станции, а также здания, сооружения, устройства и оборудование, обеспечивающие функционирование объектов транспортно-логистической инфраструктуры, и подвижной компонент, т.е. автомобили, железнодорожные вагоны, локомотивы, суда, самолёты.
Экономические связи между государствами-членами ЕАЭС обеспечиваются практически всеми видами транспорта, развитие которых осуществляется во взаимодействии с другими отраслями экономики. В рамках ЕАЭС проанализируем динамику грузооборота государств-членов ЕАЭС за все время существования Союза (табл. 2).

Таблица 2
Перевозки грузов в государствах-членах ЕАЭС по видам транспорта в 2015–2023 гг. (млн тонн)
(Составлена авторами на основе [10, 11])
СтраныВиды транспорта201520162017201820192020202120222023
АрменияТрубопроводный1,61,61,81,81,81,92,02,12,0
ж/д2,52,62,62,93,23,23,13,52.1
Автомобильный6,916,223,724,59,79,812,113,514,1
воздушный0,010,020,020,020,020,020,020,020,034
БеларусьТрубопроводный132,5126,1124,4125,2118,4111,299,0......
ж/д131,4126,8146,3157,2145,5125,0128,6......
Автомобильный180,2162,6166,7170,9161,7159,8154,8......
воздушный0,040,060,060,050,030,030,04......
КазахстанТрубопроводный214,6205,8232,8281,4273,0253,7281,4272,9275,0
ж/д341,4338,9387,2397,9397,0402,3410,3405,0416,4
Автомобильный3 174,03 180,73 322,33 421,43 550,53 287,03 320,43 206,9287,2
воздушный0,020,020,020,040,030,020,030,020,024
КыргызстанТрубопроводный0,20,20,20,20,20,30,30,30,4
ж/д1,36,27,27,511,77,37,78,09,4
Автомобильный28,229,329,830,531,722,426,235,941,3
воздушный0,00020,00010,0000,0010,0000,0000,0000,0000,012
РоссияТрубопроводный1071,01088,01138,21169,31159,21061,41141,41072,81059,7
ж/д1329,01325,21384,31410,91398,61358,51403,91236,41235,3
Автомобильный5357,05397,05403,95544,45735,35404,75490,55505,66224,9
воздушный1,01,11,31,21,31,31,60,60,47

Анализ данных за 2023 год выявил рост суммарного грузооборота товаров, перемещаемых через все виды пунктов пропуска у Республики Армения (10 процентов), Кыргызской Республики (70 процентов), Российской Федерации (20%). При этом суммарный грузооборот товаров, перемещаемых через все виды пунктов пропуска Российской Федерации в 2023 году составил 1 094, 237 млн тонн брутто (въезд/выезд), что в десяток раз превышает грузооборот товаров, следующих через все виды пунктов пропуска остальных государств-членов Союза.
Республика Армения пока менее всех государств-членов Союза включена в грузооборот международных транспортных коридоров, при этом в 2023 году отмечена положительная динамика грузооборота через пункты пропуска Республики Армения [7]. Кыргызская Республика обладает наименьшей транспортной загрузкой своих железнодорожных пунктов пропуска по отношению к остальным железнодорожным пунктам пропуска государств-членов Союза, это объясняется слабой развитостью железнодорожной сети страны, в настоящее время положительной динамики грузооборота через железнодорожные пункты пропуска в Кыргызстане не наблюдается. Динамика грузооборота воздушных пунктов пропуска государств-членов Союза разнонаправлена, при этом отмечается снижение воздушного грузооборота в Российской Федерации.
В таблице не представлены показатели грузооборота морского транспорта, так как только 2 страны (Россия и Казахстан) имеют морские пункты пропуска через государственную границу. Хотя в международных перевозках на морские перевозки приходится более 90% от общего грузооборота государств-членов ЕАЭС, что подчеркивает высокое мировое значение развития международных морских транспортных перевозок. Динамика грузооборота морского транспорта Российской Федерации в 2015–2023 гг. представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Динамика грузооборота морского транспорта Российской Федерации в 2015–2023 гг. (миллионов тонн брутто) (Составлен авторами на основе [6])

Высокий грузооборот через морские пункты пропуска Российской Федерации связан с развитием широкой сети морских и речных портов (59 портов) и значительными усилиями по обновлению таможенной инфраструктуры, ростом доли грузооборота газо- и нефтепродуктов. Тенденция роста морских перевозок наблюдается также в морских пунктах пропуска Республики Казахстан, где доля грузооборота нефтепродуктов является основной по сравнению с грузопотоком остальных видов грузов. Но по отношению к доле морского грузооборота Российской Федерации доля морского грузооборота Республики Казахстан оценивается как 5–7% [7].
Евразийская экономическая комиссия предлагает формирование единого каркаса евразийского макрорегиона через реализацию транспортно-логистического мегапроекта.
А. Синхронизированное развитие конкретных международных транспортных коридоров в ЕАЭС и ШОС (в ЕАЭС принят перечень приоритетных интеграционных инфраструктурных проектов, направленных на развитие евразийских транспортных коридоров и маршрутов, а также транзитного потенциала в рамках Союза и транспортной инфраструктуры, входящей в международные транспортные коридоры в направлениях «Восток — Запад» и «Север — Юг», в том числе в рамках сопряжения с китайской инициативой «Один пояс — один путь»; утверждена Концепция по развитию взаимосвязанности и созданию эффективных транспортных коридоров).
Б. Цифровизация транспортных коридоров и маршрутов в Большой Евразии.
В. Создание единой системы таможенного транзита в евразийском макрорегионе.
Ключевые направления, на которых сосредоточено внимание Российской Федерации и крупного бизнеса:
– расширение пропускной способности Северного морского пути (СМП);
– расширение пропускной способности Восточного полигона (Транссибирской и Байкало-Амурской магистрали и всей сопутствующей инфраструктуры).
3. Финансовая составляющая — это взаимодействие системы таможенно-логистической инфраструктуры с финансовыми системами отдельных государств, с финансовыми институтами интеграционных международных объединений, а также с предпринимательскими структурами, при котором обеспечивается гарантированное гармоничное развитие этой системы, а также формируются необходимый и достаточный экономический потенциал и финансовые условия для сохранения целостности и единства таможенно-логистической инфраструктуры при различных вариациях развития событий.
Международные интеграционные объединения столкнулись с принципиально новым подходом к финансированию проектов по строительству и реконструкции инфраструктурных проектов.
В настоящее время многие инфраструктурные проекты осуществляются посредством выделения финансирования правительствами стран, при этом все эти проекты имеют наднациональный и международный уровень. Но, в силу экономической неравномерности развития стран, таким способом финансирования не может быть обеспечено комплексное системное развитие таможенно-логистической инфраструктуры.
Одни инфраструктурные проекты позволяют окупить затраты на протяжении нескольких лет, но чаще всего такие проекты являются изначально неприбыльными для частного капитала, а некоторые проекты в принципе не могут быть реализованы в рамках государственно-частного партнерства.
В самом общем виде финансовая составляющая является не столько элементом системы, сколько процессом, который обеспечивает формирование и функционирование системы таможенно-логистической инфраструктуры как в целом, так и отдельных ее элементов, а также данный процесс является главным связующим элементом с государственным управлением этой инфраструктуры.
4. Управленческая составляющая системы таможенно-логистической инфраструктуры — это степень интегрированности предоставляемых таможенных и транспортно-логистических услуг в деятельности провайдеров логистики уровней 3, 4 и 5 PL; а также — управленческое взаимодействие и синхронизацию реализации проектов таможенно-логистической инфраструктуры в рамках международных интеграционных объединений на территории Евразийского континента.
Важными направлениями для развития управленческой составляющей являются:
– определение ключевых направлений для каждого государства в рамках развития трансъевразийской таможен но-логистической инфраструктуры, для выравнивания диспропорций ее развития;
– формирование системы показателей развития таможенно-логистической инфраструктуры в рамках стран и международных интеграционных объединений и их мониторинга (с использованием региональных организаций, национальных правительственных структур, международных организаций, научных кругов).


Список использованных источников:
1. ЕАЭС в эпоху глобализации: новые вызовы для логистической инфраструктуры | РБК Компании URL: https://companies.rbc.ru/news/cnLDZh6n1Y/eaes-v-epohu-globalizatsii-novyie-vyizovyi-dlya-logisticheskoj-infrastrukturyi/?ysclid=lyqdipa2z3590050190 (дата обращения 15.06.2024)
2. Джабиев А.П. Системный подход к качественным изменениям таможенной и транспортно-логистической инфраструктуры ЕАЭС // Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal URL: https://esj.today 2023, Том 15, № 1 / 2023, Vol. 15, Iss. 1 https://esj.today/issue-1–2023.html URL статьи: https://esj.today/PDF/21ECVN123.pdf (дата обращения 10.06.2024)
3. Письмо ФТС РФ от 21.08.2009 № 21–50/39656 «О направлении Концепции» (вместе с «Концепцией таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации» // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_91304/ (дата обращения 02.06.2024)
4. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 25.05.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024) // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения 02.06.2024)
5. О Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. № 12 // https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_razv_integr/strategicheskie-napravleniya-razvitiya.php (дата обращения 02.06.2024)
6. Эмирова А.Е. Международная логистика: учебное пособие для вузов / А.Е. Эмирова, Н.Д. Эмиров. –Москава: Юрайт, 2023. — 173 с.
7. Информация о состоянии, динамике и тенденциях развития таможенной инфраструктуры. URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_tamoj_infr/ 0I191/1Activity_2CID_3RLC_4CID.php?ysclid=lyog3d18dw8440515 (дата обращения 02.06.2024)
8. Боровков А. Логистика между Ираном и Россией. Проблемы и пути развития — Торговля на vc.ru URL: https://vc.ru/marketplace/1146687-logistika-mezhdu-iranom-i-rossiei-problemy-i-puti-razvitiya?ysclid=lyoh4h5h3r124909913 (дата обращения 05.06.2024)
9. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 29.02.2024 // КонсультантПлюс URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_471111/?ysclid=lyoi4n2k1481212217 (дата обращения 5.06.2024)
10. Аналитический обзор «Январь-февраль» URL: https://e-cis.info/upload/iblock/dec/abc7pa46wzvs527jx15dntllmwx34yfy.pdf (дата обращения 11.06.2024)
11. Транспорт. Динамические ряды URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_stat/union_stat/current_stat/transport/series/?ysclid=lyp4lft5m414735826 (дата обращения 11.06.2026)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия