Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (91), 2024
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Из материалов Казанского международного конгресса евразийской интеграции-2024
Якшибаева Г. В.
доцент кафедры проектного менеджмента и бизнес-администрирования
Института экономики, управления и бизнеса Уфимского университета науки и технологий,
кандидат экономических наук


Регулирование движения рабочей силы в ЕАЭС в условиях цифровизации экономики
В статье рассматривается регулирование движения рабочей силы (трудовой миграции) в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Осуществляется анализ воспроизводственных процессов и движения рабочей силы в ЕАЭС. Предлагается авторский подход регулирования движения рабочей силы в интеграционном пространстве в условиях цифровизации экономики.
Ключевые слова: трудовая миграция, рабочая сила, регулирование миграции, цифровая экономика, ЕАЭС
УДК 331.55   Стр: 24 - 26

Свободное движение рабочей силы и формирование единого рынка труда является одним из важнейших принципов функционирования Евразийского экономического союза. В условиях цифровизации и интеллектуализации экономики регулирование движения рабочей силы в ЕАЭС приобретает исключительно актуальное значение. Совершенно очевидно, для его эффективной реализации понадобится не один день, так как это процесс сложный, многоуровневый, многогранный и противоречивый, обусловленный трансформационными изменениями и огромными капиталовложениями в экономику союза и, в частности, в человеческий капитал, включающий:
– повышение уровня образования, профессиональную подготовку и высокую квалификацию, формирование таких знаний, умений и навыков работников, необходимых и востребованных для информационной, цифровой эпохи;
– институциональные изменения, касающиеся всех сфер жизнедеятельности общества (экономической, политической, культурной, духовно-нравственной и др.);
– создание экономической системы нового типа для достижения высокоэффективного, поступательного темпа роста ВНП с ориентацией развития социальной сферы, где жизненные интересы и ценности человека, его потребности, цели находились бы в центре;
– трансформация экономической системы в информационную, цифровую, где приоритетное место предоставляется высокотехнологичным, наукоемким производствам, с последующим изменением содержания труда в сторону расширения творческих, интеллектуальных и духовных способностей рабочей силы;
– создание соответствующих условий для мобильности рабочей силы с целью достижения оптимального регулирования трудовых ресурсов вкупе с государственной политикой стратегического социально-экономического развития государств союза и др.
В решении обозначенных выше задач исключительно важную роль выполняют инвестиции, направленные на сферу формирования рабочей силы (образование, здравоохранение, культура) и на обеспечение наукоемкого материально-технического производства.
Искусственный интеллект, роботизация, информатизация, работа с большими данными приводят к цифровой трансформации рынков труда. Появляются все новые и новые платформы цифрового труда (Fiverr, Freelancer, Guru, Uber, Upwork и др.). Новые формы труда представляют собой способы организации работы и предложения услуг. Очевидно, в сложившихся условиях наиболее конкурентоспособной рабочей силой станут те работники, которые владеют компетенциями в цифровой среде, приобретаемые в процессе воспроизводства рабочей силы.
Решение задачи конструктивного регулирования движения рабочей силы в ЕАЭС требует системного подхода, который должен включать в себя как воспроизводственные составляющие рабочей силы, так и ее управление. Воспроизводство рабочей силы означает процесс восстановления и поддержания умственных и физических способностей работника, позволяющего непрерывно осуществлять трудовую деятельность. Оно применимо как для отдельного человека, так и для всей совокупной рабочей силы. Особенностью воспроизводства рабочей силы служит то, что она взаимообусловлена и взаимосвязана тремя составляющими: формированием, распределением и использованием. В условиях цифровизации и информатизации мировой экономики влияние каждого отдельно взятого элемента, направленного на повышение качества воспроизводства рабочей силы в ЕАЭС, получает особую значимость.
Важнейшая роль при формировании рабочей силы возлагается на такие отрасли, как: образование, здравоохранение, культура, деятельность которых направлена, прежде всего, на интеллектуальное, духовное, физическое развитие человека. Обозначенные отрасли являются специфическими социальными отраслями, деятельность которых, в отличие от других, направлена не на получение быстрой отдачи от вложенных в их развитие средств. Результат вклада обозначенных отраслей, то есть конечный продукт, проявляет себя не сразу, а через определенное время, в средне- и долгосрочном периодах [1].
Вторая составляющая воспроизводства рабочей силы характеризует ее распределение по различным регионам, предприятиям, секторам, видам экономической деятельности и отраслям народного хозяйства. Если рассматривать распределение рабочей силы в плановой экономике Советского Союза, то оно отличалось от нынешнего тем, что, в то время применяли централизованный плановый механизм, суть которого заключается в использовании объемно-номенклатурного подхода [2]. Если для рынка формой привлечения к труду является наемный труд, то для плановой экономики — это планомерно организованное привлечение людей к труду, исходя из потребностей народного хозяйства в рабочей силе.
Третья составляющая воспроизводства рабочей силы предполагает ее использование, которое включает в себя решение двух важнейших тесно взаимосвязанных задач: а) достижение эффективного использования рабочей силы в ходе экономической деятельности; б) сохранение и совершенствование имеющейся рабочей силы. Рабочая сила, в отличие от других величин, характеризуется непостоянством, что выражается в непрерывном ее развитии и качественном и количественном изменении в соответствии с требованиями нового времени, научно-технического прогресса, законом возвышения потребностей и др. [3]. Совершенно очевидно, что способности и возможности рабочей силы прямо пропорциональны полученным знаниям, навыкам, умениям, компетенциям, созданным условиям в государстве, в обществе, рабочему месту с соответствующим технологическим оснащением.
Многочисленные научные исследования и эксперименты на мировом и отечественном уровне свидетельствуют, что именно формирование и становление полноценной рабочей силы является важнейшей предпосылкой динамичного экономического роста и повышения конкурентоспособности страны на мировом уровне. При этом важнейшим средством дальнейшего создания добавленной стоимости и фактором национального и глобального макроэкономического роста выступает образование [4].
Если рассматривать расходы на образование на мировом уровне, то лидерами в этой области являются Швеция, Бельгия, Дания и др. В ЕАЭС среди пяти членов лидирует Киргизия (5,9%), за ней следуют Беларусь (4,3%), Казахстан (4,4%), Россия (3,5%), Армения (2,1%), см. табл. 1.

Таблица 1
Государственные расходы на образование, в % к ВВП за 2022 г.
Шве-
ция
Бель-
гия
Да-
ния
Укра-
ина
Эсто-
ния
Бра-
зилия
Лат-
вия
Фин-
ляндия
Австра-
лия
СШАФран-
ция
Кир-
гизия*
Бела-
русь
Казах-
стан
Рос-
сия**
Арме-
ния*
6,76,26,06,05,95,85,75,75,65,45,25,94,34,43,52,1
Источник: Россия и страны мира. 2023: Стат.сб./Росстат. — M., 2023. — 393 c. С.155.
* Государственный бюджет.
** Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов

Анализ динамики формирования человеческого капитала, следовательно, и рабочей силы, в СССР и России с 1945 по 2022 гг., по расходам на образование и науку показал существенную разницу по финансированию в советский и постсоветский периоды. В советский период с 1945 по 1990 гг. расходы на образование и на научные исследования и разработки были гораздо больше, причем вложения и на первую, и на вторую составляющие имели одинаково высокие значения. Это свидетельствует о том, что государством, в планово-директивной экономике, уделялось особое внимание на развитие как образования, так и научных исследований, и фундаментальных разработок. Во многом это обусловлено было тем, что в послевоенные годы развитие образования и науки шло под лозунгом эпохи индустриализации «кадры решают все», результатом чего стало то, что в пятидесятые и шестидесятые годы наши образовательные учреждения не уступали мировому уровню. Направлялись огромные ассигнования, составляющие солидные доли от ВВП, на развитие образования и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), см. табл.2.

Таблица 2
Динамика финансирования образования и научных исследований и разработок в СССР и РФ за 1945–2022 гг., в % от ВВП
 19451973198720102022
Государственные и негосударственные расходы на образование9,87,56,75,03,5
Государственные и негосударственные расходы на научные исследования и разработки9,77,36,84,81,08
Источник: Народное хозяйство Союза ССР в цифрах: Краткий справочник. M.: Центральное статистическое управление. 1988 г., Россия и страны мира. 2023: Стат. сб. / Росстат. — M., 2023.-400 с. С.155.

Архиважность роста инвестиций в воспроизводство рабочей силы со стороны государства и бизнеса заключается в том, что они оказывают как прямое, так и косвенное влияние на качество формирования, распределения и использования рабочей силы, как важнейшего фактора производства, от которого зависят темпы экономического развития [5].
Следовательно, в условиях цифровизации мировой экономики основными принципами воспроизводства рабочей силы в ЕАЭС должны быть:
– приоритетность развития и совершенствования всех составляющих производства рабочей силы (формирование, распределение и использование);
– обеспечение единства экономической эффективности и социальной справедливости всех акторов (государство, бизнес, работники), на основе усиления социального партнерства, соблюдения и выполнения их интересов;
– обеспечение многоуровневого характера регулирования движения рабочей силы, предполагающего тесную взаимосвязь потребностей экономик членов союза и программ всестороннего развития и совершенствования человека на разных уровнях (мега-, макро-, мезо-, микро-) на основе применения планового механизма.
В ЕАЭС движение рабочей силы (трудовой миграции) регулируются разделом 26 «Трудовая миграция» Договора о ЕАЭС (подписан в г. Астане 29.05.2014.). Раздел состоит из 3 статей – ст. 96, 97 и 98.
Трудовая миграция находится в ведении Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). ЕЭК принимает нормативно-правовые решения. Вопросы передвижения трудовых ресурсов относятся к компетенции Департамента трудовой миграции. Департамент осуществляет мониторинг и контроль за ходом реализации государствами-членами Договора в сфере трудовой миграции, см. рис. 1.
Рис. 1. Регулирование трудовой миграции в Евразийском экономическом союзе

Движение рабочей силы (трудовая миграция) — исключительно сложное, неоднозначное социально-экономическое явление, которое зависит от многих факторов. Как правило, на нее оказывают влияние как выталкивающие (из стран выхода), так и притягивающие факторы (принимающих стран). Россия в постсоветском пространстве в последние десятилетия, несмотря на скачкообразные темпы социально-экономического развития, занимает относительно благоприятное и привлекательное социально-экономическое положение, что и привлекает трудовых мигрантов из бывших республик СССР. Прибывшие работники, осуществляя трудовую деятельность, значительную долю составляют в таких отраслях, как строительство, розничная и оптовая торговля, общепит, транспорт, сельское хозяйство, ремонт автомобильной и бытовой техники, в сфере услуг и др. Их труд преимущественно является низкоквалифицированным, физически тяжелым и низкооплачиваемым. Высока их доля в теневой экономике.
Регулирование представляет собой воздействие субъекта на объект с помощью определенных отношений [6]. Отношения на рынке труда, функционирующие на принципах свободной деятельности, складываются благодаря торговой сделке, где регулятором является цена рабочей силы, колебание которой и образует предложение рабочей силы, то есть людские потоки направляются, прежде всего, в те государства, где заработная плата относительно высокая [7]. Страны-реципиенты принимают потоки рабочей силы, а страны-доноры — отдают. Это явилось причиной того, что движение рабочей силы в ЕАЭС носит нерегулируемый и неупорядоченный характер, что в конечном итоге негативно сказалось на качественно-количественном несоответствии факторов производства. Совершенно очевидно, самостоятельно рынок труда не в состоянии обеспечить оптимальными объемами рабочей силы страны-участницы ЕАЭС. В связи с этим, внедрение планового (государственного) механизма, то есть объемно-номенклатурных отношений, позволит обеспечить теми необходимыми объемами рабочей силы экономики союза, которые реально в них нуждаются.
Департаменту трудовой миграции и социальной защиты ЕЭК необходимо возложить разработку планирования по определению необходимого объема рабочей силы и дезагрегирования его в дальнейшем в номенклатуру специальностей, профессий, регионов, городов, отраслей, предприятий ЕАЭС и т.д. Вместе с тем, регулирование временной трудовой миграции необходимо осуществлять на основе инструментов (экономические, политические, социальные, культурные, психологические и др.). Постоянная трудовая миграция потребует создания соответствующей инфраструктуры и применения социо-демографических и социокультурных мер. Из них наиболее значимыми инструментами влияния на ожидания и поведение трудовых мигрантов считаются экономические и социальные, воздействие же остальных, как правило, происходит опосредованно, через формирование той или иной среды (рис. 2).
Рис. 2. Основные инструменты регулирования трудовой миграции в ЕАЭС

Санкционная политика, проводимая Западом, поставила в повестку дня задачу возрождения самодостаточной экономики, а это достижимо при технологическом прорыве экономик ЕАЭС, с применением новых общесистемных инструментов для развития интеллектуального, промышленного, экономического потенциала, где приоритетными отраслями являются: машиностроение, станкостроение, электростроение, микроэлектроника, авиа-, авто-, агро- и другие направления в сопровождении соответствующей инфраструктуры и межотраслевой кооперации.
Таким образом, в условиях цифровизации и интеллектуализации экономики конструктивное регулирование движения рабочей силы в ЕАЭС вкупе с проводимой миграционной политикой на наднациональном и национальном уровнях, с включением плановых (государственных) и рыночных отношений в сфере трудовой миграции, позволит определить оптимальные объемы рабочей силы для каждого члена союза, в соответствии с реальными потребностями экономики, и обеспечить эффективное функционирование единого рынка труда и, в целом, интеграционного пространства.


Список использованных источников:
1. Римашевская Н.М. Качественный потенциал населения России. Россия в глобализирующемся мире: стратегия конкурентоспособности / Отв. ред. Д.С. Львов, Д.Е. Сорокин. — М.: Наука, 2005. — 508. — С.185–220.
2. Влияние характеристик реального сектора на формирование противоположных типов хозяйственных систем / Под ред. Д.Ю. Миропольского. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2022. — 353 с.
3. Стратегический глобальный прогноз 2030. Расширенный вариант / Под ред. А.А. Дынкина / ИМЭМО РАН. — М.: Магистр, 2013. — 480 с.
4. Якшибаева Г.В. Некоторые аспекты воспроизводства рабочей силы России в условиях цифровизации экономики // Известия СПбГЭУ. — 2023. — №1(139). — С.68–75.
5. Экономическая система современной России: Анатомия настоящего и альтернативы будущего / Под ред. С.Д. Бодрунова, А.А. Пороховского. Изд. 2-е, перераб. и доп. — М. : ЛЕНАНД, 2015. — 416 с. С.387.
6. Королева Е.Н. Факторы имиджа территории в стратегическом управлении развитием сельских муниципальных районов / Е.Н. Королева, М.В. Курникова // Ars Administrandi (Искусство управления). — 2018. — Т. 10, №2. — С. 294–318.
7. Якшибаева Г.В. Особенности формирования занятости населения в Республике Башкортостан // Вопросы региональной экономики. — 2013. — №2 (15). — С.94–100.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия