Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (90), 2024
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Малюшин И. И.
ассистент кафедры экономической теории и истории экономической мысли
Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат экономических наук

Куркова А. С.
аспирант кафедры экономической теории и истории экономической мысли
Санкт-Петербургского государственного университета,

Моторина А. А.
магистрант кафедры экономической теории и истории экономической мысли
Санкт-Петербургского государственного университета


Долгосрочное планинирование государственно-частного партнерства: опыт Китая
В статье рассмотрены векторы промышленного развития Китая, определенные долгосрочным планированием с учетом особенностей освоения территории в рамках государственно-частного партнерства. Данный опыт может быть использован в России по мере возрождения долгосрочного планирования.
Ключевые слова: Китай, государственно-частное партнерство, долгосрочное планирование, промышленная политика, региональная политика
УДК 338.01   Стр: 146 - 151

Введение. Государственно-частное партнерство в Китае имеет свои особенности. Начиная с 1980-х годов, оно, в своем развитии прошло пять основных этапов и в настоящее время активно участвует в реализации проекта «Цели двух столетий». Проект направлен на решение ключевых задач в рамках столетия со дня образования Компартии Китая (1921 год) и столетия с момента образования КНР (2049 год). Поставлена задача перехода от общества среднего достатка к мощной социалистической державе. Это требует существенного повышения уровня промышленной базы и модернизации промышленной цепочки. Приоритетом на этом пути является политика опоры на собственные силы в науке, технологиях и плановом размещении производительных сил. В Китае на высшем уровне разработаны долгосрочные планы развития отраслей хозяйства для страны в целом и для каждой административной единицы. На местном уровне составлены уточняющие планы для каждого города и уезда. Территория Китая разнообразна и сопоставима по площади с США или ЕС, что допускает множество вариантов территориальной организации и размещения производительных сил. И советские, и китайские теории размещения доказывают эффективность оптимального развития регионов во внутреннем разделении труда.
В мировой практике чаще всего понятие государственно-частное партнерство (ГЧП) применяется при любом использовании ресурсов бизнеса для удовлетворения общественных потребностей. К формам государственно-частного партнерства принято относить различное взаимодействие публичного и частного сектора, варьирующее по степени вовлеченности и степени риска между ними. Условия ГЧП изложены в контракте или соглашении, в которых определяются обязанности каждой стороны. Реализацию различных проектов с использованием механизма ГЧП практикуют порядка 60 стран [1].
При этом развитие ГЧП в зарубежных странах идет различными темпами: если многие страны, сравнительно недавно начали внедрять практику ГЧП в экономику, то, например, в Китае, Австралии, Южной Кореи, Великобритании и ряде других, данный механизм взаимодействия государства и бизнеса достаточно проработан и сформирован. В странах с рыночной экономикой западного типа ГЧП затрагивает такие области как транспортная сфера, топливно-энергетический комплекс, образование, здравоохранение, строительство, и другие [2].
В Китае ГЧП, наряду с вышеперечисленными сферами экономики, является одним из механизмов стратегического планирования социально-экономического развития той или иной территории. При принятии соответствующего решения о запуске определенного инфраструктурного проекта большое значение имеет четкое понимание того, что вложения в инфраструктуру не могут быть нацелены на решение текущих микроэкономических задач. Такие проекты должны быть направлены исключительно на задачи, решение которых будет определять долгосрочное и масштабное влияние на социально-экономическую ситуацию в целом.
Для их реализации на законодательном уровне утверждаются четкие критерии обоснования и принятия решений о выборе ГЧП как механизма реализации инфраструктурного проекта, в том числе, критерии, основанные на целесообразности проекта ГЧП во взаимосвязи с перспективами развития экономики того или иного региона. Стратегия объединяет независимые и субъективные факторы: потребность в максимально эффективном решении определенной социально-экономической задачи и готовность власти к реализации таких проектов, а также наличие у госслужащих, уполномоченных принимать решения по поводу проекта и управлять ходом его реализации, компетенций и профессионализма, необходимых для этого.
Развитие данного механизма позволяет повысить эффективность управления государственным имуществом, распределить риски между партнерами, связанные с проектом ГЧП, а также снизить нагрузку на государственный бюджет. Долгосрочное планирование ГЧП в промышленном развитии территории позволило Китаю в достаточно короткий срок провести индустриализацию ранее отсталых провинций. Так, в 1980 г. в КНР существовали всего три промышленные базы (рис.1).
Рис. 1 Промышленные базы КНР в 1980 г.

К ним, прежде всего, относились:
1) Восток — провинции Ляонин с центром Шэньян с преобладанием тяжелой промышленности и провинция Гуандун с Центром Гуанчжоу с преобладанием легкой промышленности;
2) Центр — вокруг городов Пекин, Тяньцзинь и Таншань с комплексным развитием отраслей тяжелой и легкой промышленности и прилегающих к нему частей провинций Цзянсу и Чжэцзян (промышленные центры Нинбо и Ханчжоу) с преобладанием легкой и тяжелой промышленности
3) Запад, с преобладанием легкой и пищевой промышленности и сравнительно развитыми в промышленном отношении провинциями Шэньси и Сычуань [3].
Помимо промышленных баз, представляющих собой объединение нескольких промышленных центров, существовали одиночно расположенные промышленные центры Чяунцин и Циндао. В свою очередь, центром считается объединение нескольких промышленных кластеров.
В современных условиях все старые промышленные базы и центры прошли глубокую модернизацию. Кроме того, создано более 100 новых промышленных центров и 19 новых промышленных баз[4]. Из них обычно выделяют три промышленных макрорегиона: Северо-Восток, Центр и Запад (рис. 2).
Рис. 2. Три промышленных макрорегиона Китая

Территориальное развитие Китая, равно как и всей национальной экономики, осуществляется в соответствии с общенациональными пятилетними планами, которые утверждаются высшим политическим органом — Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП) и передаются для выполнения высшему исполнительному органу — Государственному совету КНР. Официальным заказчиком пятилетних планов и координатором в процессе их подготовки выступает Государственный комитет по развитию и реформе (ГКРР), который является преемником созданного еще в 1952 г. Государственного планового комитета. Несмотря на его переименование в 1998 г., данный комитет де-факто продолжает выполнять все основные функции Госплана, как при подготовке общенациональных пятилетних планов, так и при разработке нескольких сотен конкретных региональных и отраслевых планов.
В соответствии с перспективными планами развития территорий основное внимание в дальнейшем будет уделяться развитию трех районов. При этом, согласно китайской традиции, каждому направлению присваивается собственное имя:
• Западное развитие;
• Возрождение Северо-Востока;
• Возвышение Центрального Китая.
Тем самым подчеркивается не только своеобразие каждого региона, но и принцип главного звена, т.е. на что, конкретно будет обращаться внимание в его развитии. Своеобразие развития Западного региона будет заключаться в том, что местные органы управления его центра — Синьцзян-Уйгурского автономного района в рамках ГЧП будут сосредоточены на решении следующих задач:
а) внедрении в производство нового оборудования;
б) развитии информационных технологий нового поколения;
в) развитии новой энергетики и энергосбережения;
г) внедрении новых энергетических транспортных средств;
д) создании новых материалов, биомедицине, охране окружающей среды и других направлениях развития промышленности и экономики [5].
Но главной особенностью развития Запада КНР заключается в том, что оборудование для его модернизации будет демонтироваться и поставляться из Центра и прибрежной зоны — наиболее развитых в технологическом отношении регионов. В них же будет устанавливаться суперсовременное оборудование. Так делается потому, что Запад, в отличие от Центра и побережья, не может сразу освоить сложное в технологическом отношении оборудование. Не позволяет квалификация рабочей силы. Такая перегруппировка может осуществляться только в плановом порядке. В то же время, ее сложно во всех деталях спланировать центральным плановым органам. Получив указания, местные органы власти заключают контракты с бизнесом о поставках и монтаже в «коридорах освоения Запада» (рис.3).
Рис. 3. Коридоры освоения Запада Китая

Ключевой характеристикой механизма ГЧП в данном случае выступает тот факт, что публичная сторона при поиске частного партнера призвана мотивировать как можно большее число претендентов принимать участие в конкурсах на право выступить партнером проекта. Иначе говоря, в такой ситуации именно публичная сторона активно влияет на создание спроса со стороны частного бизнеса и является автором соответствующего рыночного предложения. При этом его субъектами выступают представители кредитных и страховых организаций, предоставляющие инвестиционные средства. В этом контексте также становится важным учёт факторов, которые принимают во внимание институциональные инвесторы при принятии решений о начале финансирования инфраструктурного проекта.
К основным из них следует отнести нормативно-правовое регулирование, уровень развитости банковского сектора в данном регионе и уровень хозяйственной стабильности как способов, гарантирующих сохранение сбалансированных показателей рисков в проекте ГЧП за счет распределения их между публичной и частной сторонами, а также обеспечивающих минимизацию некоторых из них.
Публичная сторона — органы местной администрации, прежде всего, заинтересованы в том, чтобы как можно больше рисков перешло в ответственность частной стороне. Однако здесь вступает в действие система сдержек и противовесов, поскольку частный партнер не будет заинтересован принять участие в проекте ГЧП при таком однополярном распределении рисков. Одновременно с этим в случае привлечения заемных средств для реализации проекта кредитору будет недостаточно того, что по кредитным рискам отвечает исключительно частный бизнес. А значит, заемные средства могут быть предоставлены при условии, что публичная сторона возьмет на себя часть ответственности.
Таким образом, только при соблюдении справедливого распределения рисков среди субъектов, участвующих в проекте, осуществляется эффективная его реализация (и прежде всего, это касается публичного, частного партнера и кредиторов). Использование ГЧП как механизма реализации инфраструктурных проектов способствует достижению спланированных результатов, а именно — уменьшению издержек эксплуатации объекта инфраструктуры и самих хозяйствующих субъектов за счет высокого качества оказываемой услуги. Качественная инфраструктура, в свою очередь, снижает себестоимость производимой продукции, а также предоставляемых услуг или работ [6].
Встроенность ГЧП в стратегию социально-экономического развития территории как особого социально-экономического явления реализуется посредством следующих инструментов.
1. Организационные средства — к ним относятся институты ГЧП, обеспечивающие разработку соответствующей правовой среды, регламентирующей сферу применения ГЧП.
2. Рынок ГЧП-проектов — это система организации экономически обусловленных отношений между субъектами — участниками проекта (органы власти всех уровней, центры ГЧП, частный бизнес, а также представители банков и страховщиков) с целью извлечения обоюдных выгод от реализации проектов ГЧП. В этой связи важно упомянуть следующие субрынки.
Рынок контрактов ГЧП. Благодаря ему повышается степень доверия инвесторов к публичной стороне и их готовность вкладывать свои ресурсы в бизнес на данной территории. Кроме того, увеличивается налогооблагаемая база бюджета, как в связи с работой самого вновь созданного объекта, так и с функционированием сопутствующих предприятий. Соответственно расширяется и рынок труда.
Таким образом, применение ГЧП оказывает на экономику мультипликативный эффект [6]. Реализация концепции ГЧП как драйвера роста конкурентоспособности экономики той или иной территории обусловлена тремя видами ресурсов.
1. Человеческий ресурс состоит в реальной потребности государственных институтов в персонале, обладающем экспертизой в области ГЧП. А также заключается в степени проактивности соответствующих государственных институтов в поддержке и инициации проектов ГЧП.
2. Интеллектуальный ресурс определяется развитостью информационной базы и методологии, обеспечивающей управление проектами ГЧП на всех стадиях их реализации.
3. Финансовый ресурс — совокупный инвестиционный потенциал территории. Обладает ли она собственными бюджетными средствами либо достаточным уровнем привлекательности для инвесторов, готовых участвовать в инфраструктурных проектах.
Таким образом, реализация той или иной концепции способствует формированию комплексного видения и понимания ГЧП во взаимосвязи с целями территориального развития. В качестве примера можно привести проект развития территории с участием бизнеса, представленный на рис.4. На нем изображены спланированные долгосрочные направления развития территории.
Рис. 4. Направления развития территории в рамках ГЧП

Первое направление, представленное на рисунке, показывает десять ведущих отраслевых цепочек. Особое внимание в развитии ГЧП следует обратить на биомедицину, разработку и внедрение интегральных схем. Второе направление показывает развитие нового поколения передовых производственных кластеров мирового класса, таких как информационные технологии, автомобили и запчасти, экологически чистая химия, современный текстиль и одежда. Третье направление показывает в качестве перспективного вида деятельности ГЧП ускоренное развитие промышленности новых материалов. Четвертое направление определяет более энергичное развитие нового поколения информационных технологий, биотехнологий, высокотехнологичного оборудования, новых источников энергии и интеллектуальных транспортных средств, экологически чистой охраны окружающей среды, аэрокосмической промышленности, морского оборудования и других отраслей промышленности. И, наконец, пятое направление показывает развитие таких отраслей будущего, таких как полупроводники третьего поколения, чипы, интеллектуальные системы, подобные мозгу, гибкая электроника и т.д. [7].
Представленный образец долгосрочного планирования ГЧП, подкрепленного материальными, финансовыми и людскими ресурсами позволяет определиться местным администрациям и бизнесу с планированием своей деятельности в среднесрочном и краткосрочном периодах.
Независимо от времени и характеристик этапа проекта, органы исполнительной власти, ответственные за его реализацию, заблаговременно осуществляют комплекс мероприятий с целью минимизации возможного негативного влияния рисков данного этапа на эффективность функционирования того или иного объекта. Среди таких мероприятий необходимо выделить:
– комплексный анализ перспектив проекта в случае, если оператором проекта станет публичная сторона или если появится новый частный партнёр;
– разработку и внедрение системы эффективных действий по передаче, созданных частной стороной в рамках проекта активов публичной стороне, включая объективную оценку их стоимости и проведение окончательных расчетов по проекту с частной стороной;
– учет интересов всех задействованных в проектах ГЧП сторон и получение максимального социально-экономического эффекта развития соответствующей территории.
Администрация территории управляет всем организационно-экономическим механизмом проектного цикла ГЧП. Это связано с рядом факторов: большая капиталоёмкость проектов; участие разных с позиции принципов принятия решений сторон — власти и частного бизнеса; в большинстве случаев — необходимость привлечения кредитных организаций; социальная направленность проектов, а также длительные сроки окупаемости [8].
С целью определения оптимальной модели реализации ГЧП-проекта заложен следующий алгоритм планирования.
1. Сбор вводных данных. К ключевым элементам, которые должны быть проанализированы на начальном этапе, относятся следующие: цели и задачи проекта, анализ затрат, политическая ситуация, анализ рынка, опыт частной стороны и консультантов, источники финансирования, вероятность привлечения заёмного финансирования, а также анализ рисков в соответствии с методикой, представленной ниже.
2. Определение перечня наиболее подходящих вариантов реализации проекта. В первую очередь выбирается подход, на основе которого реализовывается проект — государственных закупок или ГЧП. К основным критериям, которые принимаются во внимание, относятся: общая стоимость проекта, количественные и качественные показатели, характеризующие ожидаемую продуктивность проекта, риски и их возможное распределение между участниками, а также возможный синергетический эффект как результат того, что несколько или все стадии реализации проекта (проектирование, строительство, эксплуатация, финансирование) будет осуществлять один и тот же партнёр.
3. Осуществление детального анализа с целью определения конкретных элементов в структуре проекта, с помощью которых достигается оптимум, а также нахождение эффективного баланса между минимально необходимым уровнем контроля над ходом реализации проекта и уровнем рисков, которые целесообразно взять на себя.
4. Проведение анализа собранных на предыдущих двух этапах данных и их проверка на объективность соответствия макро- и микроэкономическим условиям, в которых планируется реализовывать проект.
5. Анализ опыта реализации аналогичных проектов (с учётом модели их реализации) на других территориях.
6. Анализ каждой модели на предмет её эффективности, в том числе на соответствие целям и задачам проекта, а также с точки зрения минимизации рисков. В каждом конкретном случае планирующие органы определяются с особенностями реализуемого проекта.
В настоящее время в Китае все еще популярной моделью ГЧП остается «строительство-эксплуатация-передача» (СЭП) [9]. Согласно СЭП, частным компаниям дается право на строительство проекта, получать прибыль за период, согласованный обеими сторонами, по истечении которого частная компания безвозмездно передает проект правительству. Правительство широко применяет эту схему с начала 1990-х годов, особенно в дорожном строительстве, водоснабжении и электроэнергетике. Однако все больше и больше участников частного капитала наблюдается в государственных инфраструктурных проектах. Правительство играет важную роль в продвижении этих проектов, содействуя различными способами. Например, некоторые местные правительства берут на себя гарантии по кредитам, приобретения благ. С расширением использования ГЧП, одним из самых впечатляющих событий стало строительство метрополитена в разных частях Китая. Особого внимания заслуживает строительство метро в Пекине. Кроме того, в Пекине частные инвестиции включали в многочисленные проекты по строительству олимпийских спортивных объектов [10].
Подводя итог, следует отметить следующее — на основе обобщения существующих теоретических аспектов и анализа практики взаимодействия власти и бизнеса в Китае сформирована модель ГЧП на основе долгосрочного планирования. Партнерство между государственным и частным секторами стало общепризнанным инструментом обеспечения социальных и экономических услуг.
ГЧП в Китае имеет огромный экономический потенциал. Благодаря долгосрочному планированию, ГЧП превращается в стратегию, одинаково выгодную для всех и дающую реальную возможность оптимизировать все имеющиеся ресурсы, обеспечить устойчивое развитие и эффективную реализацию программ в социально-экономической сфере. Китайское правительство приглашает местные и иностранные компании к строительству инфраструктуры и предоставлению общественных услуг с помощью ГЧП.
С практической точки зрения применение модели ГЧП стимулировало аналогичные проекты в других областях, в настоящее время появляются схемы партнерства в сферах газоснабжения, утилизации отходов, городского водоснабжения, очистки сточных вод и в других. Многие официальные лица предполагают, что модель ГЧП представляет собой эффективный способ для облегчения финансового бремени государственного сектора.
Вместе с тем, в Китае считают, что модель ГЧП является более эффективной, чем традиционная модель прямого финансирования и предоставления услуг, поскольку частный сектор обладает более гибкими механизмами управления, опытом и экономической информированностью и, таким образом, оказываемые услуги более полно удовлетворяют спрос. Огромные инвестиции, которые сопровождаются мегатранзитными проектами, привели к существенным изменениям в политике финансирования и операционной деятельности, ГЧП могут интегрировать преимущества как в предоставлении услуг в государственном, так и в частном секторе.


Список использованных источников:
1. Алиев Ш.И., Благих И.А., Булах Е.В. Модели и тенденции развития государственно-частного партнерства в социальной сфере // Проблемы современной экономики. — 2012. — №3(43). — С.316–321.
2. Алиев Ш.И. Благих И.А Особенности государственно-частного партнерства в России (на примере строительства и эксплуатации железных дорог // Проблемы современной экономики. — .2012. — №1(41). — С.388–392.
3. Чжоу Ц., Иванов В.В. Развитие модели государственно-частного партнерства в Китае //Проблемы теории и практики управления. — 2022. — № 4. — С. 41—54.
4. Жуйлун Ян. Построение независимой китайской экономической системы// Жэньминь жибао. 15.08.2023 (на кит.яз.). http://paper.people.com.cn/rmrb/html/2023–08/15/nw.D110000renmrb_20220815_1–09.htm
5. Cao Q. Стратегическая структура формирующейся промышленности в 31 провинции и городских районах Китая (на англ. яз.) // China Soft Science, 2014, vol. 10, pp. 144–153.
6. Городнова Н.В., Пешкова А.А. Мотивация сотрудников государственно-частных партнерств к инновационной деятельности // Экономический анализ: теория и практика. — 2016. — № 3. — С. 84—95.
7. Li S., Cai H. Government Incentive Impacts on Private Investment Behaviors Under Demand Uncertainty. Transportation Research Part E: Logistics and Transportation Review, 2017, vol. 101, pp. 115–129.
8. Sheng Z., Zhou J. et al. Motivation and Supervision Mechanism of Agent Construction System for Government Investment Projects Based on Fairness Theory. China Soft Science, 2023, vol. 10, pp. 174–183.
9. Wang F., Xiong M., Niu B., Zhuo X. Impact of government subsidy on BOT contract design: Price, demand, and concession period. Transportation Research Part B: Methodological, 2018, vol. 110, pp. 137–159.
10. Liu J., Gao R., Cheah C.Y.J., Luo J. Incentive Mechanism for Inhibiting Investors’ Opportunistic Behavior in PPP Projects. International Journal of Project Management, 2016, vol. 34, iss. 7, pp. 1102–1111.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия