| | Проблемы современной экономики, N 2 (90), 2024 | | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН | | Малюшин И. И. ассистент кафедры экономической теории и истории экономической мысли
Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат экономических наук Куркова А. С. аспирант кафедры экономической теории и истории экономической мысли
Санкт-Петербургского государственного университета, Моторина А. А. магистрант кафедры экономической теории и истории экономической мысли
Санкт-Петербургского государственного университета
| |
| | В статье рассмотрены векторы промышленного развития Китая, определенные долгосрочным планированием с учетом особенностей освоения территории в рамках государственно-частного партнерства. Данный опыт может быть использован в России по мере возрождения долгосрочного планирования. | Ключевые слова: Китай, государственно-частное партнерство, долгосрочное планирование, промышленная политика, региональная политика | УДК 338.01 Стр: 146 - 151 | Введение. Государственно-частное партнерство в Китае имеет свои особенности. Начиная с 1980-х годов, оно, в своем развитии прошло пять основных этапов и в настоящее время активно участвует в реализации проекта «Цели двух столетий». Проект направлен на решение ключевых задач в рамках столетия со дня образования Компартии Китая (1921 год) и столетия с момента образования КНР (2049 год). Поставлена задача перехода от общества среднего достатка к мощной социалистической державе. Это требует существенного повышения уровня промышленной базы и модернизации промышленной цепочки. Приоритетом на этом пути является политика опоры на собственные силы в науке, технологиях и плановом размещении производительных сил. В Китае на высшем уровне разработаны долгосрочные планы развития отраслей хозяйства для страны в целом и для каждой административной единицы. На местном уровне составлены уточняющие планы для каждого города и уезда. Территория Китая разнообразна и сопоставима по площади с США или ЕС, что допускает множество вариантов территориальной организации и размещения производительных сил. И советские, и китайские теории размещения доказывают эффективность оптимального развития регионов во внутреннем разделении труда.
В мировой практике чаще всего понятие государственно-частное партнерство (ГЧП) применяется при любом использовании ресурсов бизнеса для удовлетворения общественных потребностей. К формам государственно-частного партнерства принято относить различное взаимодействие публичного и частного сектора, варьирующее по степени вовлеченности и степени риска между ними. Условия ГЧП изложены в контракте или соглашении, в которых определяются обязанности каждой стороны. Реализацию различных проектов с использованием механизма ГЧП практикуют порядка 60 стран [1].
При этом развитие ГЧП в зарубежных странах идет различными темпами: если многие страны, сравнительно недавно начали внедрять практику ГЧП в экономику, то, например, в Китае, Австралии, Южной Кореи, Великобритании и ряде других, данный механизм взаимодействия государства и бизнеса достаточно проработан и сформирован. В странах с рыночной экономикой западного типа ГЧП затрагивает такие области как транспортная сфера, топливно-энергетический комплекс, образование, здравоохранение, строительство, и другие [2].
В Китае ГЧП, наряду с вышеперечисленными сферами экономики, является одним из механизмов стратегического планирования социально-экономического развития той или иной территории. При принятии соответствующего решения о запуске определенного инфраструктурного проекта большое значение имеет четкое понимание того, что вложения в инфраструктуру не могут быть нацелены на решение текущих микроэкономических задач. Такие проекты должны быть направлены исключительно на задачи, решение которых будет определять долгосрочное и масштабное влияние на социально-экономическую ситуацию в целом.
Для их реализации на законодательном уровне утверждаются четкие критерии обоснования и принятия решений о выборе ГЧП как механизма реализации инфраструктурного проекта, в том числе, критерии, основанные на целесообразности проекта ГЧП во взаимосвязи с перспективами развития экономики того или иного региона. Стратегия объединяет независимые и субъективные факторы: потребность в максимально эффективном решении определенной социально-экономической задачи и готовность власти к реализации таких проектов, а также наличие у госслужащих, уполномоченных принимать решения по поводу проекта и управлять ходом его реализации, компетенций и профессионализма, необходимых для этого.
Развитие данного механизма позволяет повысить эффективность управления государственным имуществом, распределить риски между партнерами, связанные с проектом ГЧП, а также снизить нагрузку на государственный бюджет. Долгосрочное планирование ГЧП в промышленном развитии территории позволило Китаю в достаточно короткий срок провести индустриализацию ранее отсталых провинций. Так, в 1980 г. в КНР существовали всего три промышленные базы (рис.1). | | | Рис. 1 Промышленные базы КНР в 1980 г. | К ним, прежде всего, относились:
1) Восток — провинции Ляонин с центром Шэньян с преобладанием тяжелой промышленности и провинция Гуандун с Центром Гуанчжоу с преобладанием легкой промышленности;
2) Центр — вокруг городов Пекин, Тяньцзинь и Таншань с комплексным развитием отраслей тяжелой и легкой промышленности и прилегающих к нему частей провинций Цзянсу и Чжэцзян (промышленные центры Нинбо и Ханчжоу) с преобладанием легкой и тяжелой промышленности
3) Запад, с преобладанием легкой и пищевой промышленности и сравнительно развитыми в промышленном отношении провинциями Шэньси и Сычуань [3].
Помимо промышленных баз, представляющих собой объединение нескольких промышленных центров, существовали одиночно расположенные промышленные центры Чяунцин и Циндао. В свою очередь, центром считается объединение нескольких промышленных кластеров.
В современных условиях все старые промышленные базы и центры прошли глубокую модернизацию. Кроме того, создано более 100 новых промышленных центров и 19 новых промышленных баз[4]. Из них обычно выделяют три промышленных макрорегиона: Северо-Восток, Центр и Запад (рис. 2). | | | Рис. 2. Три промышленных макрорегиона Китая | Территориальное развитие Китая, равно как и всей национальной экономики, осуществляется в соответствии с общенациональными пятилетними планами, которые утверждаются высшим политическим органом — Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП) и передаются для выполнения высшему исполнительному органу — Государственному совету КНР. Официальным заказчиком пятилетних планов и координатором в процессе их подготовки выступает Государственный комитет по развитию и реформе (ГКРР), который является преемником созданного еще в 1952 г. Государственного планового комитета. Несмотря на его переименование в 1998 г., данный комитет де-факто продолжает выполнять все основные функции Госплана, как при подготовке общенациональных пятилетних планов, так и при разработке нескольких сотен конкретных региональных и отраслевых планов.
В соответствии с перспективными планами развития территорий основное внимание в дальнейшем будет уделяться развитию трех районов. При этом, согласно китайской традиции, каждому направлению присваивается собственное имя:
• Западное развитие;
• Возрождение Северо-Востока;
• Возвышение Центрального Китая.
Тем самым подчеркивается не только своеобразие каждого региона, но и принцип главного звена, т.е. на что, конкретно будет обращаться внимание в его развитии. Своеобразие развития Западного региона будет заключаться в том, что местные органы управления его центра — Синьцзян-Уйгурского автономного района в рамках ГЧП будут сосредоточены на решении следующих задач:
а) внедрении в производство нового оборудования;
б) развитии информационных технологий нового поколения;
в) развитии новой энергетики и энергосбережения;
г) внедрении новых энергетических транспортных средств;
д) создании новых материалов, биомедицине, охране окружающей среды и других направлениях развития промышленности и экономики [5].
Но главной особенностью развития Запада КНР заключается в том, что оборудование для его модернизации будет демонтироваться и поставляться из Центра и прибрежной зоны — наиболее развитых в технологическом отношении регионов. В них же будет устанавливаться суперсовременное оборудование. Так делается потому, что Запад, в отличие от Центра и побережья, не может сразу освоить сложное в технологическом отношении оборудование. Не позволяет квалификация рабочей силы. Такая перегруппировка может осуществляться только в плановом порядке. В то же время, ее сложно во всех деталях спланировать центральным плановым органам. Получив указания, местные органы власти заключают контракты с бизнесом о поставках и монтаже в «коридорах освоения Запада» (рис.3). | | | Рис. 3. Коридоры освоения Запада Китая | Ключевой характеристикой механизма ГЧП в данном случае выступает тот факт, что публичная сторона при поиске частного партнера призвана мотивировать как можно большее число претендентов принимать участие в конкурсах на право выступить партнером проекта. Иначе говоря, в такой ситуации именно публичная сторона активно влияет на создание спроса со стороны частного бизнеса и является автором соответствующего рыночного предложения. При этом его субъектами выступают представители кредитных и страховых организаций, предоставляющие инвестиционные средства. В этом контексте также становится важным учёт факторов, которые принимают во внимание институциональные инвесторы при принятии решений о начале финансирования инфраструктурного проекта.
К основным из них следует отнести нормативно-правовое регулирование, уровень развитости банковского сектора в данном регионе и уровень хозяйственной стабильности как способов, гарантирующих сохранение сбалансированных показателей рисков в проекте ГЧП за счет распределения их между публичной и частной сторонами, а также обеспечивающих минимизацию некоторых из них.
Публичная сторона — органы местной администрации, прежде всего, заинтересованы в том, чтобы как можно больше рисков перешло в ответственность частной стороне. Однако здесь вступает в действие система сдержек и противовесов, поскольку частный партнер не будет заинтересован принять участие в проекте ГЧП при таком однополярном распределении рисков. Одновременно с этим в случае привлечения заемных средств для реализации проекта кредитору будет недостаточно того, что по кредитным рискам отвечает исключительно частный бизнес. А значит, заемные средства могут быть предоставлены при условии, что публичная сторона возьмет на себя часть ответственности.
Таким образом, только при соблюдении справедливого распределения рисков среди субъектов, участвующих в проекте, осуществляется эффективная его реализация (и прежде всего, это касается публичного, частного партнера и кредиторов). Использование ГЧП как механизма реализации инфраструктурных проектов способствует достижению спланированных результатов, а именно — уменьшению издержек эксплуатации объекта инфраструктуры и самих хозяйствующих субъектов за счет высокого качества оказываемой услуги. Качественная инфраструктура, в свою очередь, снижает себестоимость производимой продукции, а также предоставляемых услуг или работ [6].
Встроенность ГЧП в стратегию социально-экономического развития территории как особого социально-экономического явления реализуется посредством следующих инструментов.
1. Организационные средства — к ним относятся институты ГЧП, обеспечивающие разработку соответствующей правовой среды, регламентирующей сферу применения ГЧП.
2. Рынок ГЧП-проектов — это система организации экономически обусловленных отношений между субъектами — участниками проекта (органы власти всех уровней, центры ГЧП, частный бизнес, а также представители банков и страховщиков) с целью извлечения обоюдных выгод от реализации проектов ГЧП. В этой связи важно упомянуть следующие субрынки.
Рынок контрактов ГЧП. Благодаря ему повышается степень доверия инвесторов к публичной стороне и их готовность вкладывать свои ресурсы в бизнес на данной территории. Кроме того, увеличивается налогооблагаемая база бюджета, как в связи с работой самого вновь созданного объекта, так и с функционированием сопутствующих предприятий. Соответственно расширяется и рынок труда.
Таким образом, применение ГЧП оказывает на экономику мультипликативный эффект [6]. Реализация концепции ГЧП как драйвера роста конкурентоспособности экономики той или иной территории обусловлена тремя видами ресурсов.
1. Человеческий ресурс состоит в реальной потребности государственных институтов в персонале, обладающем экспертизой в области ГЧП. А также заключается в степени проактивности соответствующих государственных институтов в поддержке и инициации проектов ГЧП.
2. Интеллектуальный ресурс определяется развитостью информационной базы и методологии, обеспечивающей управление проектами ГЧП на всех стадиях их реализации.
3. Финансовый ресурс — совокупный инвестиционный потенциал территории. Обладает ли она собственными бюджетными средствами либо достаточным уровнем привлекательности для инвесторов, готовых участвовать в инфраструктурных проектах.
Таким образом, реализация той или иной концепции способствует формированию комплексного видения и понимания ГЧП во взаимосвязи с целями территориального развития. В качестве примера можно привести проект развития территории с участием бизнеса, представленный на рис.4. На нем изображены спланированные долгосрочные направления развития территории. | | | Рис. 4. Направления развития территории в рамках ГЧП | Первое направление, представленное на рисунке, показывает десять ведущих отраслевых цепочек. Особое внимание в развитии ГЧП следует обратить на биомедицину, разработку и внедрение интегральных схем. Второе направление показывает развитие нового поколения передовых производственных кластеров мирового класса, таких как информационные технологии, автомобили и запчасти, экологически чистая химия, современный текстиль и одежда. Третье направление показывает в качестве перспективного вида деятельности ГЧП ускоренное развитие промышленности новых материалов. Четвертое направление определяет более энергичное развитие нового поколения информационных технологий, биотехнологий, высокотехнологичного оборудования, новых источников энергии и интеллектуальных транспортных средств, экологически чистой охраны окружающей среды, аэрокосмической промышленности, морского оборудования и других отраслей промышленности. И, наконец, пятое направление показывает развитие таких отраслей будущего, таких как полупроводники третьего поколения, чипы, интеллектуальные системы, подобные мозгу, гибкая электроника и т.д. [7].
Представленный образец долгосрочного планирования ГЧП, подкрепленного материальными, финансовыми и людскими ресурсами позволяет определиться местным администрациям и бизнесу с планированием своей деятельности в среднесрочном и краткосрочном периодах.
Независимо от времени и характеристик этапа проекта, органы исполнительной власти, ответственные за его реализацию, заблаговременно осуществляют комплекс мероприятий с целью минимизации возможного негативного влияния рисков данного этапа на эффективность функционирования того или иного объекта. Среди таких мероприятий необходимо выделить:
– комплексный анализ перспектив проекта в случае, если оператором проекта станет публичная сторона или если появится новый частный партнёр;
– разработку и внедрение системы эффективных действий по передаче, созданных частной стороной в рамках проекта активов публичной стороне, включая объективную оценку их стоимости и проведение окончательных расчетов по проекту с частной стороной;
– учет интересов всех задействованных в проектах ГЧП сторон и получение максимального социально-экономического эффекта развития соответствующей территории.
Администрация территории управляет всем организационно-экономическим механизмом проектного цикла ГЧП. Это связано с рядом факторов: большая капиталоёмкость проектов; участие разных с позиции принципов принятия решений сторон — власти и частного бизнеса; в большинстве случаев — необходимость привлечения кредитных организаций; социальная направленность проектов, а также длительные сроки окупаемости [8].
С целью определения оптимальной модели реализации ГЧП-проекта заложен следующий алгоритм планирования.
1. Сбор вводных данных. К ключевым элементам, которые должны быть проанализированы на начальном этапе, относятся следующие: цели и задачи проекта, анализ затрат, политическая ситуация, анализ рынка, опыт частной стороны и консультантов, источники финансирования, вероятность привлечения заёмного финансирования, а также анализ рисков в соответствии с методикой, представленной ниже.
2. Определение перечня наиболее подходящих вариантов реализации проекта. В первую очередь выбирается подход, на основе которого реализовывается проект — государственных закупок или ГЧП. К основным критериям, которые принимаются во внимание, относятся: общая стоимость проекта, количественные и качественные показатели, характеризующие ожидаемую продуктивность проекта, риски и их возможное распределение между участниками, а также возможный синергетический эффект как результат того, что несколько или все стадии реализации проекта (проектирование, строительство, эксплуатация, финансирование) будет осуществлять один и тот же партнёр.
3. Осуществление детального анализа с целью определения конкретных элементов в структуре проекта, с помощью которых достигается оптимум, а также нахождение эффективного баланса между минимально необходимым уровнем контроля над ходом реализации проекта и уровнем рисков, которые целесообразно взять на себя.
4. Проведение анализа собранных на предыдущих двух этапах данных и их проверка на объективность соответствия макро- и микроэкономическим условиям, в которых планируется реализовывать проект.
5. Анализ опыта реализации аналогичных проектов (с учётом модели их реализации) на других территориях.
6. Анализ каждой модели на предмет её эффективности, в том числе на соответствие целям и задачам проекта, а также с точки зрения минимизации рисков. В каждом конкретном случае планирующие органы определяются с особенностями реализуемого проекта.
В настоящее время в Китае все еще популярной моделью ГЧП остается «строительство-эксплуатация-передача» (СЭП) [9]. Согласно СЭП, частным компаниям дается право на строительство проекта, получать прибыль за период, согласованный обеими сторонами, по истечении которого частная компания безвозмездно передает проект правительству. Правительство широко применяет эту схему с начала 1990-х годов, особенно в дорожном строительстве, водоснабжении и электроэнергетике. Однако все больше и больше участников частного капитала наблюдается в государственных инфраструктурных проектах. Правительство играет важную роль в продвижении этих проектов, содействуя различными способами. Например, некоторые местные правительства берут на себя гарантии по кредитам, приобретения благ. С расширением использования ГЧП, одним из самых впечатляющих событий стало строительство метрополитена в разных частях Китая. Особого внимания заслуживает строительство метро в Пекине. Кроме того, в Пекине частные инвестиции включали в многочисленные проекты по строительству олимпийских спортивных объектов [10].
Подводя итог, следует отметить следующее — на основе обобщения существующих теоретических аспектов и анализа практики взаимодействия власти и бизнеса в Китае сформирована модель ГЧП на основе долгосрочного планирования. Партнерство между государственным и частным секторами стало общепризнанным инструментом обеспечения социальных и экономических услуг.
ГЧП в Китае имеет огромный экономический потенциал. Благодаря долгосрочному планированию, ГЧП превращается в стратегию, одинаково выгодную для всех и дающую реальную возможность оптимизировать все имеющиеся ресурсы, обеспечить устойчивое развитие и эффективную реализацию программ в социально-экономической сфере. Китайское правительство приглашает местные и иностранные компании к строительству инфраструктуры и предоставлению общественных услуг с помощью ГЧП.
С практической точки зрения применение модели ГЧП стимулировало аналогичные проекты в других областях, в настоящее время появляются схемы партнерства в сферах газоснабжения, утилизации отходов, городского водоснабжения, очистки сточных вод и в других. Многие официальные лица предполагают, что модель ГЧП представляет собой эффективный способ для облегчения финансового бремени государственного сектора.
Вместе с тем, в Китае считают, что модель ГЧП является более эффективной, чем традиционная модель прямого финансирования и предоставления услуг, поскольку частный сектор обладает более гибкими механизмами управления, опытом и экономической информированностью и, таким образом, оказываемые услуги более полно удовлетворяют спрос. Огромные инвестиции, которые сопровождаются мегатранзитными проектами, привели к существенным изменениям в политике финансирования и операционной деятельности, ГЧП могут интегрировать преимущества как в предоставлении услуг в государственном, так и в частном секторе. |
| |
|
|