| | Проблемы современной экономики, N 2 (90), 2024 | | ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ | | Мельник А. Г. Генеральный директор ООО «АКМ»,
аспирант кафедры экономики, управления и предпринимательства
Международного банковского института им. Анатолия Собчака (г. Санкт-Петербург)
| |
| | Статья посвящена актуальным проблемам реализации финансового контроля в организациях строительной сферы. Автор, опираясь на традиционную классификацию финансового контроля на внутренний и внешний, предпринимает попытку дифференциации и углубления модели финансового контроля в зависимости от источников финансирования деятельности. В публикации рассмотрены источники: собственных средств, кредитных средств банков, средства бюджетного целевого финансирования, а также заемные и средства долевого строительства юридических и физических лиц. Выделенные проблемы финансового контроля в организациях строительной сферы должны стать отправной точкой для дифференциации моделей финансового контроля в зависимости от источников средств финансирования деятельности строительных компаний. | Ключевые слова: финансовый контроль, внутренний контроль, внешний контроль, процедуры контроля, инвестиционная привлекательность, заказчик, подрядчик | УДК 001.1, 336.(075.8), 657.6 Стр: 72 - 76 | В большинстве современных научных исследований финансовый контроль на предприятии рассматривается как неотъемлемый элемент системы управления предприятием, образующий ее контур обратной связи по поводу принятых ранее управленческих решений. Финансовый контроль на современных предприятиях осуществляется в явных и неявных формах, образуя специфическую методологию [8].
Дополнительный импульс к развитию теории и методологии финансового контроля был придан после того, как в принятом 06 декабря 2011 года законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» было сформировано требование к обязательному осуществлению внутреннего финансового контроля всеми экономическими субъектами [20]. Вместе с тем, как подчеркивают В.П. Грахов, О.Л. Чазова, и без требований федерального законодательства, осуществление процесса управления предприятием является бессмысленным без надлежащего финансового контроля [5].
Динамичное развитие отрасли строительства, обусловливающее интенсификацию одной из наиболее капиталоемких сфер экономики, особенно актуализирует вопрос о совершенствовании форм и методов финансового контроля: как со стороны государственных органов, так и внутреннего контроля. Действительно, одной из наиболее содержательных классификаций финансового контроля является его деление на внутренний и внешний; в свою очередь, внутренний контроль является ключевой функцией управления предприятием строительной отрасли, обеспечивающей:
– устойчивое развитие предприятия на рынке;
– повышение степени доверия со стороны субъектов рынка, контрагентов, общественности;
– своевременную адаптацию и принятие управленческих решений для ориентации предприятий во внешней среде [1].
Результаты финансового контроля на предприятии строительной сферы позволяют обеспечить качественное решение целевых управленческих и экономических задач, предупредить риски банкротства. Помимо прочего, эффективность финансового контроля в строительстве обеспечивает качественную подготовку отчетности для инвесторов, нуждающихся в прозрачности и достоверности представляемых данных, убедительных доказательствах наличия в строительных компаниях механизмов финансового контроля. Таким образом, основными внешними заинтересованными лицами эффективной системы внутреннего финансового контроля на предприятиях являются инвесторы, финансовые аналитики, аудиторы, поскольку выполнение контролирующей функции в системе управления финансами предприятия говорит об исполнении юридических обязательств и обеспечении экономических ожиданий инвесторов.
По официальным данным органов государственной статистики, объем инвестиций в основной капитал в строительной сфере в целом по Российской Федерации в динамике 2017–2021 гг. продемонстрировал тенденции к устойчивому росту (за исключением падения в 2020-м году, обусловленного мировым кризисом, связанным с пандемией COVID-19), табл. 1.
Таблица 1
Динамика инвестиций в основной капитал в сфере строительства в РФ в 2017–2023 гг., млн руб.Показатели | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 |
---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Инвестиции в основной капитал | 871,6 | 1088,3 | 1241,7 | 928,2 | 1436,7 | 826,4 | 973,04 | Темп роста, г/г | 0,95 | 1,25 | 1,14 | 0,75 | 1,55 | 0,58 | 1,18 | Источник: составлено автором по материалам [7; 18]
При этом, рассчитывая статистику в фактических ценах, практически аналогичная динамика наблюдалась в удельном весе инвестиций в сфере строительства в процентах от общего объема инвестиций (рис. 1): | | | Рис. 1. Удельный вес инвестиций в строительство в общем объеме инвестиций в РФ в 2017–2023 гг.
Источник: составлено автором по материалам [18] | Таким образом, по последним доступным официально опубликованным статистическим данным, в 2021 году объем инвестиций в развитие строительства в Российской Федерации составил 1436,7 млрд руб., что на 55% выше значений показателя 2020-го года, и вместе с тем, инвестиции в строительную сферу составили 8,1% от всех объемов инвестиций в экономике РФ. Сравнительно умеренное падение инвестиций в строительной сфере в 2022 году было компенсировано в 2023 году и достигло средних приемлемых значений по отрасли. Это говорит об общей интенсификации инвестиционной активности в строительстве. В официально публикуемой отчетности Росстата пока отсутствуют данные за 2022–2023 гг., но эксперты отмечают, что в указанный период следует ожидать отчетных данных, свидетельствующих об увеличении объемов и темпов строительства, и банковского финансирования отрасли, в силу запуска массовых проектов застройки территорий ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей [2].
Источниками инвестиций в строительство могут быть как собственные средства организации, так и кредитные ресурсы, бюджетные средства, средства физических и юридических лиц [16]. Соответственно, строительная организация может выступать самостоятельным субъектом инвестиционной деятельности, но в рассмотренном случае выступает и в роли инвестора, и в роли пользователя финансовых ресурсов. В Письме Минфина РФ от 18 мая 2006 г. № 07–05–03/ 02 О бухгалтерском учете производимых затрат предприятиями при строительстве объектов даются указания, указывающие на то, что вложенные собственные средства строительной организации следует считать долгосрочными инвестициями (и принимать к учету по соответствующему счету 08 «Вложения во внеоборотные активы») [11].
Однако, подходя с данной позиции, как правило, цели инвестора и заемщика в финансовом контроле разнятся. Приоритетными в данном случае будем считать цели оценки эффективности использования и/ или продажи активов. Декомпозиция данной цели позволяет сформулировать ключевые направления финансового контроля (рис. 2). | | | Рис. 2. Содержание финансового контроля эффективности использования собственных средств строительной организации как источника инвестиций
Источник: составлено автором | Основной трудностью, с которой сталкиваются строительные организации, используемые собственные средства для финансирования деятельности, является их ограниченность. Поэтому предварительный финансовый контроль, реализуемый еще на этапе планирования строительства, позволяет оценить инвестиционную привлекательность, дать оценку эффективности проекту. В случае доказательства его финансовой успешности дальнейшие действия организации направлены на координацию материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых и прочих ресурсов для обеспечения деятельности в рамках проекта. Объектами предваряющего финансового контроля являются сметы (бюджетирование), график строительства и параметры инвестиционно-строительного проекта: прямые инвестиционные затраты, сопутствующие инвестиционные затраты, сопряженные инвестиции и прочие инвестиции [9].
Ключевым показателем, на который ориентирован финансовый контроль предварительной оценки инвестиционного проекта в строительстве, является фактическая рентабельность. Вместе с тем, сопоставляя фактическую рентабельность с прогнозируемой, можно судить о высоком качестве системы внутреннего финансового контроля. При осуществлении внутреннего финансового контроля над использованием собственных средств в качестве источника инвестиционной деятельности хозяйствующего субъекта, можно ориентироваться на внешние источники данных о рентабельности по строительной отрасли. На рисунке 3 приведены статистические данные, отражающие уровень рентабельности в строительстве и в экономике в целом: | | | Рис. 3. Сравнение показателей рентабельности в строительстве и в экономике в целом в 2015–2023 гг., в %
Источник: составлено автором по материалам [15;18] | Показатели рентабельности в строительстве весьма подвержены влиянию внешних факторов, в том числе:
– отставанию нормативной базы от актуальных реалий развития строительной сферы;
– формализму процедур экспертиз инженерных изысканий и проектно-сметной документации для получения разрешения на строительство. Уменьшение затрат на строительство порой достигается за счет обращения к «псевдоэкспертным» компаниям, в то время как услуги крупных аффилированных экспертных компаний требуют соответствующих затрат;
– несовершенству законодательства в области закупочной деятельности;
– преднамеренного занижения показателей рентабельности для снижения издержек налогообложения [12].
Следующий из рассматриваемых источников инвестиций — кредитные ресурсы. Наиболее доступным и распространенным источником финансирования деятельности строительных организаций являются заемные средства в форме банковских кредитов. При этом банковская кредитная организация выступает в данном случае не инвестором, а кредитором, поэтому цели финансового контроля де-факто не сопряжены с экономическими результатами и эффективностью деятельности организации. Банк, будучи кредитной организацией, заинтересована в получении дохода от своей деятельности, а именно фиксированной, определенной договором прибыли (процентов по кредиту) и своевременностью возврата как непосредственно заемных средств, так и процентов за их пользованием. По доступной аналитической информации службы федеральной государственной статистики, среди организаций строительной сферы кредиторская задолженность имеет едва ли не наиболее высокие показатели среди прочих отраслей (рисунок 4): | | | Рис. 4. Динамика показателей кредиторской задолженности, в том числе просроченной, в 2015–2023 гг., млн руб.
Источник: составлено автором по материалам [13; 18] | Динамика роста дебиторской задолженности в строительной сфере, судя по внешнему виду диаграммы рисунка 4, имеет экспоненциальный вид. Действительно, в 2023 году по отношению к 2022 году совокупная кредиторская задолженность строительных организаций возросла на 9,0%, задолженность перед финансово-кредитными организациями и перед банками — на 7,9%, а просроченная задолженность — на 4,9%. Сравнивая динамику показателей кредиторской задолженности в 2023 году по отношению к 2015 году, следует констатировать прирост общей кредиторской задолженности на 111,5%, то есть практически вдвое; прирост задолженности строительных организаций перед банками — на 104,3%, и рост просроченной задолженности — на 44,3% (последний относительный факт говорит в целом об улучшении финансовой дисциплины организаций и уменьшении удельного веса просроченной задолженности среди прочей задолженности перед банками). При этом среди строительных организаций наблюдается четкая дифференциация среди тех, кто имеет наибольший удельный вес в структуре дебиторской задолженности (рис. 5). | | | Рис. 5. Структура дебиторской задолженности по видам строительных организаций, в 2021 году, млн руб. и %
Источник: составлено автором по материалам [13] | В целом, современные финансово-кредитные организации, банки ужесточили требования к заёмщикам, в том числе строительным организациям. В расчете платежеспособности и финансовой состоятельности заемщика банки ориентируются преимущественно на первые годы реализации проекта, планируемые финансовые потоки от его реализации, что также актуализирует проблему финансового контроля на начальных этапах его реализации. По справедливому замечанию Е. А. Толмачева, Б. Е. Монахова, для банков наиболее критическими показателями платежеспособности строительных компаний являются отвечающие правилу «четырех Д»: деловая репутация + денежный поток + дополнительное обеспечение + доля собственного капитала в активах [19, с. 86].
По мнению И. В. Серебренниковой, банки, являясь внешними заинтересованными потребителями информации финансового контроля, приоритетное внимание уделяют оценке финансовых показателей: рентабельности по основным видам деятельности, соотношению собственного и заемного капиталов, обеспеченности кредитов и залоговых обязательств [16]. Как показывает актуальная практика, банки, ужесточив требования к заемщикам, в случае положительной оценки всех указанных параметров, готовы предоставить кредиты, покрывающие в лучшем случае не более чем 70% от фактической стоимости проектов. Особенно критической является ситуация на рынке кредитования к крупным застройщикам, поскольку большинство банков, кредитующих таковых, требуют:
– актуальный опыт строительства многоквартирных домов не менее чем 5 лет;
– введение за последние три года в эксплуатацию многоквартирных домов по площади не менее чем в два раза превышающей реализуемый проект, по которому застройщик подает заявку на кредитование;
– обязательное наличие аудированной консолидированной финансовой отчетности [21].
Банк, будучи потребителем информации финансовой отчетности и реализации процедур финансового контроля, для предоставления заемных средств также истребует стресс-анализ и другие показатели финансовой модели, производит оценку адекватности заложенного в проекте бюджета и сроков его реализации, дополнительно привлекает надзорную компанию для оценки показателей реализации параметров финансовой модели.
Обращаясь к следующему источнику финансирования деятельности строительных компаний — бюджетные средства, они могут поступать как из федерального бюджета, так и бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Как и в рассмотренном выше случае финансирования строительства за счет собственных средств компании, недостатком данной системы финансирования является строго лимитированный объем предоставляемых ресурсов. К преимуществам бюджетного финансирования следует отнести то, что оно может быть на безвозмездной основе, в том числе безоплатное пользование денежными средствами.
Строительные организации, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, получают доступ к бюджетному финансированию на конкурсной основе. Однако основной проблемой законодательства является то, что на этапе конкурсного отбора государство (муниципальное образование), являясь заказчиком, имеет доступ только к юридической проверке учредительных документов участника конкурса (см. пресловутый Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Де-юре, как обозначено нормами данного закона, от участника конкурсного отбора не требуется предоставить какую-либо финансовую документацию, подтверждающую его платежеспособность, устойчивость и надежность.
В 2022 году количество корпоративных банкротств компаний достаточно уверенно снизилось по сравнению с 2021 годом (с 10 319 до 9 055 компаний, или на 12,25%). В целом, в строительной отрасли снижение составило 9,15%, а в сфере деятельности с объектами недвижимости — число банкротств уменьшилось на 17,68%. Однако в дальнейшем, с 2023 года совокупный объем исполнительных производств вырос по отношению к 2022 году в 1,5 раза, и составил 285,5 тыс. единиц, при этом объем требуемой к взысканию суммы возрос на 87%, и составил 253,4 млрд руб. [10].
Особенно критической представляется ситуация в сфере выполнения строительных и ремонтных работ в области капитального ремонта.
Строительные организации, использующие средства целевого финансирования, обязаны по истечении каждого налогового периода предоставлять в налоговые органы отчетность по их целевому использованию. Объектами финансового контроля со стороны государства (муниципального образования) как заказчика и инвестора являются:
– участие в Саморегулируемой организации строителей — некоммерческой организации, миссия которой состоит в обеспечении контроля за деятельностью ее членов (см. Федеральный закон № 315-ФЗ от 01 декабря 2007 года); данная организация возлагает на себя нагрузку по дополнительной имущественной ответственности перед заказчиками за некачественные услуги или финансовую несостоятельность компании-исполнителя;
– финансовый план проекта, сметы и бюджетирование;
– финансовое обоснование цены проекта [4].
Государственный или муниципальный заказчик во исполнение мероприятий внешнего финансового контроля за целевым использованием бюджетных средств может запросить дополнительную независимую экспертизу проекта строительства.
Наконец, источником финансирования деятельности строительных организаций, могут быть средства физических и юридических лиц, например, на условиях долевого строительства, совместной деятельности и займов. В этом случае целью финансового контроля является определение коммерческой эффективности проекта, мерой которого является положительное значение прибыли. Соответственно, оценка финансовой/ экономической эффективности сводится к оценке инвестиционной привлекательности проекта. Строительная компания, намеревающаяся получить займы от юридических лиц для финансирования деятельности, должна обладать бесспорной репутацией в сфере строительной деятельности, а также финансовыми показателями, характеризующими ее устойчивость и платежеспособность. Обобщая сказанное, целью финансового контроля в данном направлении является:
– оценка имущественного состояния строительной организации;
– оценка эффективности ее работы и деловой репутации на строительном рынке.
Многообразие участников, осуществляющих инвестиции, в целом характеризует специфику строительной деятельности, и предопределяет необходимость совершенствования методики регулирования взаимоотношений между ними. Помимо сложности и многообразия отношений, в которые включены участники экономической деятельности, в строительной сфере необходимо отметить такие характерные черты, как сложность и длительность производственного цикла, что в совокупности отражает одну из основных проблем системы внутреннего финансового контроля. В табл. 2 предложена универсальная модель финансового контроля на строительных организациях, использующих различные источники финансирования инвестиционной деятельности.
Как следует из табл. 2, «идеальной» моделью финансирования деятельности строительных организаций являются собственные средства. И. С. Чернов расширяет понятие собственных средств, включая в них не только прибыль предприятия, но и «денежные фонды и потоки денежных средств, генерируемых предприятием самостоятельно, без привлечения дополнительного капитала» [22, с. 26]. В строительной сфере предприятие может генерировать прибыль за счет создания и последующей реализации активов, за счет реализации услуг (например, строительно-монтажных работ); за счет создания актива и его использования в последующей коммерческой и иных видах деятельности [6].
Таблица 2
Модель организации финансового контроля строительных организаций, использующих различные источники инвестицийИсточники
финанси-
рования | Собственные средства | Средства кредитных организаций | Бюджетные средства | Средства совместной деятельности юридических лиц | Заемные средства юридических лиц | Средства участников долевого строительства | Средства физических лиц |
---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Цель, которую преследует участник | – возведение качественного объекта;
– получение прибыли | – своевременный возврат денежных средств;
– возврат процентов по кредиту | – эффективное использование бюджетных средств | – получение прибыли | – своевременный возврат денежных средств;
– возврат процентов за пользование заемными средствами | – обеспечение экономической эффективности проекта | – обеспечение экономической эффективности проекта | Объект контроля | – сметы;
– бюджетирование;
– показатели инвестиционного проекта;
– график строительства | – платежеспособность;
– кредитоспособность;
– рентабельность;
– график погашения;
– участие в СРО | – инвестиционный проект;
– цена проекта;
– участие в СРО; | – наличие опыта реализации аналогичных проектов;
– участие в СРО;
– привлекательная рыночная стоимость;
– положительная деловая репутация | Содержание финансового контроля | – непосредственная оценка экономической эффективности;
– мониторинг финансового состояния;
– финансовая реализуемость | – денежный поток;
– удельный вес собственного капитала;
– деловая репутация;
– обеспечение возвратности заемных средств | – функции финансового контроля переложены на СРО;
– обеспечение государственного контракта | – оценка экономической эффективности деятельности организации;
– общее финансовое и имущественное состояние;
– оценка деловой репутации на рынке. | Источник: составлено автором
Таким образом, систематизируя совокупность проблем в области систем финансового контроля при дифференциации источников средств финансирования деятельности строительных компаний, можно выделить следующие актуальные трудности, сопряженные с объектами финансирования и субъектами контроля:
– во-первых, одни и те же данные финансового состояния и экономической эффективности деятельности группируются и обрабатываются на разных уровнях менеджмента; как было доказано выше, процедуры и задачи финансового контроля, значимые для одних субъектов, представляются незначимыми для других. Различаются цели и объекты финансового контроля;
– во-вторых, имеется объективное расхождение одного и того же массива данных, малосодержательность показателей и расчетных значений. Так, было показано, как путем серых схем искусственно занижаются или завышаются, маневрируются показатели рентабельности проекта для получения имущественных выгод, например, снижения налогооблагаемой базы;
– в-третьих, в сфере строительства, сложность и нестабильность учетных потоков обусловлена большой численностью включенных в процесс строительства заинтересованных лиц, контрагентов, поставщиков, дебиторов и кредиторов.
Система внутреннего финансового контроля в деятельности строительных организаций является, с одной стороны, инструментом проверки качества работ и оценки репутации, с другой — мерой оценки инвестиционной привлекательности, кредито- и платежеспособности компаний. В современных условиях направлением решения задач и преодоления трудностей в области финансового контроля должно стать совершенствование дифференцированных моделей внутреннего и внешнего контроля, в зависимости от источников финансирования деятельности строительных организаций. |
| |
|
|