Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (89), 2024
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Уржумцева Т. Б.
старший преподаватель кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами
Санкт-Петербургского государственного экономического университета


Методические подходы к оценке конкурентных преимуществ индустрии туризма Китая
В статье дается обзор и анализ современных методических подходов к оценке конкурентоспособности индустрии туризма на маркоуровне, в том числе исследования китайских учёных. Обосновано, что участие страны в интеграционном процессе должно привести к формированию новых и развитию существующих конкурентных преимуществ в индустрии туризма. Предложен методический подход по оценке индекса конкурентоспособности туризма TTCI применительно к интеграционным объединениям на примере мегапроекта «Один пояс, один путь» на основе использования кластерного анализа.
Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентные преимущества, интеграционные объединения, кластерный анализ, Китай, индустрия туризма
УДК 339.137; ББК 65.433   Стр: 226 - 229

Понятие «конкурентоспособность страны как туристкой дестинации» тесно связано с понятием «конкурентные преимущества». С одной стороны, конкурентоспособность индустрии туризма страны на мировом рынке непосредственно зависит от формирования и развития её конкурентных преимуществ, а с другой — именно конкурентоспособность представляет собой необходимое условие повышения уровня реализации конкурентных преимуществ в индустрии туризма.
При этом конкурентные преимущества индустрии туризма страны в условиях развития интеграционных процессов, по нашему мнению, зависят от того, на каких иерархических уровнях управления они формируются — микро-, мезо-, макро- и мегауровнях. Как было отмечено в [4, с. 572], конкурентное преимущество индустрии туризма, как отрасли национальной экономики страны, представляет собой совокупность различного вида ценностей (материальных, финансовых, трудовых, природных, туристских и т.д.) на всех уровнях управления, которые позволяют субъекту (интеграционным группировкам стран, стране, туристской отрасли, предприятию, турпродукту) достичь превосходства на туристском рынке над своими конкурентами, а также способностей и возможностей (потенциальной энергии) их использовать в целях повышения конкурентоспособности на мировом туристском рынке. То есть структура конкурентных преимуществ должна включать в себя объективную составляющую (ценности) — материальные, природные, трудовые, инвестиционные и туристские ресурсы, а также субъективную составляющую — организационно-управленческие, инновационные и информационные (цифровые), креативные возможности, а также возможности маркетинга и продвижения.
В настоящее время одним из актуальных направлений развития существующих и формирования новых конкурентных преимуществ индустрии туризма страны становится её участие в интеграционном процессе путём участия в различных интеграционных объединениях. Поэтому в структуре конкурентных преимуществ индустрии туризма национальной экономики необходимо выделять условия реализации интеграционных процессов. Это связано с тем, что принятие решения о необходимости интеграции страны и её участие в том или ином интеграционном объединении принимают на политическом уровне и зависят от многих факторов: национальных интересов; географического положения страны; уровня социально-экономического развития; особенностей менталитета жителей страны; наличия (или отсутствия) природных ресурсов и т.д. То есть здесь активно взаимодействуют и субъективные, и объективные элементы в процессе формирования и развития конкурентных преимуществ индустрии туризма страны.
Главная цель формирования новых и развития существующих конкурентных преимуществ в индустрии туризма — это удовлетворение потребностей туристов в отдыхе, получении новых впечатлений и опыта. Поэтому необходимо постоянно отслеживать параметры туристских услуг и турпродуктов, которые удовлетворяют туристский спрос не только конкретного региона или страны, но и в сравнении с другими странами. Это необходимо для того, чтобы формировать новые конкурентные преимущества и развивать уже существующие с целью предложения на туристском рынке более конкурентоспособных туристских услуг и турпродуктов, а и в итоге — увеличение доходной части бюджета страны и повышение уровня жизни населения. Поэтому необходимо развивать соответствующие методы и инструменты, позволяющие определять не только существующий уровень конкурентоспособности индустрии туризма страны, но и осуществлять поиск новых возможностей развития конкурентных преимуществ.
В настоящее время существует большое разнообразие методологических подходов к оценке конкурентоспособности туристских дестинаций различного уровня — от уровня страны до уровня небольших городов и даже административных городских районов. В зарубежной и отечественной научной литературе достаточно широко рассматриваются модели, основанные на кластерном анализе, анализе затрат и мультипликативном эффекте от туризма, влияния туризма на экономику региона, экспертные методы и т.д. Онищенко Е.В. достаточно подробно анализирует существующие модели оценки конкурентоспособности туристских дестинаций, начиная с модели, разработанные Дж. Ритчи и Г. Крауч (1993–1999) и рассматривая современные зарубежные модели, представленные учёными Юго-Восточной Азии, Австралии и Южной Америки — М. Куккулелли и Г. Гоффи, А. Сривихоком и А. Интрепейротом, К. Миличевичем, Т. Михаликом и И. Севером, С. Кнезевичем, Д. Цвельбаром и др. [2].
В Китае достаточно активно проводятся научные исследования по оценке уровня конкурентоспособности индустрии туризма на мировом туристском рынке. Здесь следует отметить работы таких авторов, как: Бай Дан. «Сравнение международной конкурентоспособности Китая, России и Монголии в торговле туристическими услугами» (2013), Чжан Цзюнь. «Сравнительное исследование десяти лучших конкурентоспособных международных фирм торговли туристическими услугами» (2014), Лю Юньцин. «Анализ международной конкурентоспособности торговли туристическими услугами в Китае» (2015), Кан Вэньсюань. «Сравнительное исследование по международной конкурентоспособности китайско-американской службы туризма» (2016), У Линся. «Анализ международной конкурентоспособности торговли туристическими услугами Китая» (2016) и другие. При этом авторы используют различный набор индикаторов и критериев, а также различные методологические и методические подходы к решению данной научно-практической проблемы.
Ши Ман в исследовании «Международное сопоставление конкурентоспособности торговли туристическими услугами в Китае» за период 2000–2011 г. на основе статистических данных WTO Statistics Database сравнил уровень конкурентоспособности Китая и 8 стран мира, занимающих ведущую роль в мировой туристской индустрии — США, Испании, Франции, Италии, Германии, Великобритании, Канады и Японии — по следующим трём показателям:
• доля на международном туристском рынке;
• индекс конкурентоспособности торговли (Trade Competitive Index- TC);
• сравнительные преимущества (RCA) [5].
Представленные Ши Ман расчёты уровня конкурентоспособности в мировой торговле туристскими услугами, показали, что в 2011 г. США и Китай значительно отставали от ведущих стран мира в сфере туризма — Испании, Италии и Франции (табл. 1). В условиях эффективного и поступательного развития туризма в стране значение индекса международной конкурентоспособности должен составлять 1,0. Чем ближе показатель конкурентоспособности к 1, тем сильнее конкурентоспособность туристкой индустрии и, наоборот, чем меньше сравнительное преимущество, тем слабее конкурентоспособность отрасли.

Таблица 1
Индекс конкурентоспособности торговли 9 стран в мировой торговле туристскими услугами в 2000–2011 гг. [5]
СтранаГоды
200020012002200320042005200620072008200920102011
КНР0.110,120,140,070,150,150,170,110,06-0,05-0,09-0,22
США0,190,170,160,160,150,160,160,190,220,200,240,27
Испания0,670,650,630,630,580,520,510,490,510,520,520,56
Франция0,270,250,250,250,220,220,180,200,130,120,080,10
Италия0,270.270,230,210,270,230,250,220,200,180,180.21
Германия-0,48-0,48-0,47-0,48-0,44-0,44-0,39-0,39-0,39-0,40-0,38-0,38
Великобритания-0,28-0,34-0,34-0,36-0,33-0,32-0,30-0,30-0,31-0,25-0,23-0,17
Канада-0,07-0,06-0,05-0,12-0,11-0,14-0,17-0,23-0,28-0,28-0,31-0,32
Япония-0,58-0,53-0,51-0,53-0,56-0,50-0,40-0,48-0,37-0,42-0,36-0,44

У Линся, анализирует индекс сравнительных преимуществ (RCA) индустрии туризма Китая (табл. 2, табл. 3) на основе использования индекса конкурентоспособности торговли (Trade Competitive Index, ТС), используя методы тестирования коинтеграции и регрессионного анализа временных рядов применительно к индустрии туризма КНР. В качестве основных индикаторов, влияющих на международную конкурентоспособность туристических услуг Китая, были выбраны следующие:
• доходы от международного туризма (иностранная валюта); валютный доход от туризма показывает конкурентоспособность Китая в сфере торговли услугами туризма; увеличение или уменьшение доходов от международного туризма находится в прямой взаимосвязи от изменения количества въезжающих и выезжающих из страны туристов;
• количество международных авиарейсов. Именно транспортные и другие инфраструктурные услуги являются теми конкурентными преимуществами, которые туристы считают наиболее важными для въездного и выездного туризма;
• доходы от внутреннего туризма. Спрос на внутренний туризм является движущей силой повышения международного уровня конкурентоспособности туристических услуг;
• количество отелей и туристских агентств. Увеличение их числа указывает на то, что туриндустрия развивается, конкуренция между ними становится всё более интенсивной, продвижение туризма на международном и внутреннем рынках будет более активным.
На основании проведённого исследования автор делает вывод о том, что значение TC страны варьируется в диапазоне от 0,15 до 0,06 в 2005–2008 гг., что означает слабое конкурентное преимущество индустрии туризма Китая, и от -0,005 до -0,43 в период 2010–2013 гг., отражающее также ещё недостаточный уровень развития конкурентных преимуществ в индустрии туризма.

Таблица 2
Индекс ТС в индустрии туризма Китая в 2005–2013 гг. [3]
Год200520062007200820092010201120122013
ТС0.150.170,110,06-0,05-0,09-0, 20-0,34-0,43

Таблица 3
Индекс туристической службы Китая в области торговли RAC 2005–2013 гг. [3]
Год200520062007200820092010201120122013
RAC0,630,630,610,530,510,480,470,340,32

Как видно из табл.3, уровень конкурентоспособности туристских услуг и туристского продукта Китая в анализируемый период находится на крайне низком уровне, так как он ниже 0,8.
Итак, на основании анализа существующих методологических подходов к оценке уровня конкурентоспособности развития индустрии туризма на макроуровне можно сделать вывод о том, что многие из существующих сегодня методик оценки уровня конкурентоспособности индустрии туризма страны основаны на использовании интегральных индексных показателей, которые рассчитываются международными организациями, научными подразделениями крупнейших университетов мира, частными научно-исследовательскими организациями и фондами, а также соответствующими организациями и научными центрами отдельных стран мира.
Применительно к макроуровню индустрии туризма наиболее широко используется методика Всемирного экономического форума (ВЭФ), в соответствии с которой, начиная с 2006 г., проводится исследование стран мира для оценки конкурентоспособности каждой из стран и составления рейтинга на основе Travel and Tourism Competitiveness Index (TTCI). Его результаты публикуются раз в два года. В настоящее время индекс стал своеобразным ориентиром для всех заинтересованных сторон при принятии решений в индустрии туризма и повышения конкурентоспособности отрасли в рамках национальной экономики. Все страны в рейтинге оцениваются по семибалльной системе, состоящей из 14 критериев в четырех основных блоках (или субидексам):
• благоприятность среды, включающая следующие подразделы: состояние бизнес-среды; безопасность и защита; здравоохранение и гигиена; человеческие ресурсы; уровень развития информационно-коммуникационных технологий;
• туристическая политика и благоприятность условий для путешествий, оцениваемая по критериям: «приоритетные направления»; «международная открытость»; «ценовая конкурентоспособность»; «устойчивость окружающей среды»;
• инфраструктура, которая оценивается по следующим критериям: инфраструктура воздушного транспорта; инфраструктура наземного транспорта; инфраструктура водного транспорта;
• природные и культурные ценности [6].
Стоит отметить, что исследование из года в год становится всё более глобальным. Так, если в 2007 г. ВЭФ был составлен рейтинг конкурентоспособности туризма для 124 стран, в 2008 г. исследование ВЭФ охватывало уже 130 стран мира, то в настоящее время оценка проводится по 136 странам, которые вместе аккумулируют 98% мирового ВВП.
На современном этапе в Китае большое значение уделяется активизации развития туризма между странами-участницами интеграционных объединений и, в частности, в рамках мегапроекта «Один пояс, один путь» (ОПОП). Однако, представленные выше методологические подходы не позволяют оценить влияние интеграционных процессов на уровень конкурентоспособности индустрии туризма страны-участницы объединения и определить уровень развития конкурентных преимуществ в сравнении с другими странами с целью их дальнейшего развития.
В связи с этим, необходимо развивать методические подходы к оценке уровня конкурентоспособности и конкурентных преимуществ с целью определения их динамики применительно к интеграционным объединениям. Необходимо учитывать, что в интеграционных объединениях, в том числе и ОПОП, участвуют страны, имеющие огромную диспропорцию в уровне развития индустрии туризма и, соответственно, в её конкурентоспособности на мировом туристском рынке. При этом индекс конкурентоспособности туризма TTCI показывает, что между странами существуют значительные отличия в уровне развития инфраструктуры, в том числе туристской, в количестве природных и культурных достопримечательностей, возможностях создания новых технологий и внедрения инноваций, уровне формирования человеческого капитала, включая квалификационные характеристики рабочей силы в индустрии туризма, наличия актуальной нормативно-законодательной базы регулирования индустрии туризма в стране и т.д. Немаловажным являются способы и методы сбора и обработки необходимой статистической информации для осуществления в индустрии туризма необходимых исследований и расчётов.
В связи с этим представляется целесообразным на уровне интеграционных объединений (например, ОПОП), с целью оценки уровня развития конкурентных преимуществ и их динамики применять методический подход TTCI с использованием методов кластерного анализа.
В общем виде методика оценки уровня развития конкурентных преимуществ индустрии туризма страны-участницы интеграционного объединения включает в себя несколько этапов.
1. Классификация стран-участниц интеграционного объединения по показателю «Доход от въездного туризма», который показывает уровень развития индустрии туризма в стране с точки зрения объёма въездных туристских потоков. Однако индекс TTCI при оценке рейтинга страны не учитывает уровень дохода от въездного туризма. Это связано с тем, что, несмотря на то, что существуют рекомендации Всемирной туристкой организации (UNWTO) по определению дохода от туризма, не все страны перешли на международную методику при его оценке. Поэтому в настоящее время возможно использование только показателя въездных туристских потоков.
По нашему мнению, классификация стран-участниц интеграционного объединения по данному критерию может быть осуществлена следующим образом:
• Кластер A — страны-мировые лидеры по въездному туристскому потоку — от 30 млн и более туристов в год.
• Кластер B — страны с высоким уровнем въездного туристского потока — от 15 млн до 29 млн туристов в год.
• Кластер C — страны с низким уровнем въездного туристского потока — 5 — 14 млн туристов в год.
• Кластер D — страны, в которых туризм, как отрасль, практически отсутствует, т.е. въездной туристский поток практически отсутствует — менее 5 млн туристов в год.
В качестве примера на рис. 1 приведена классификация стран-участниц ОПОП.
Рис. 1. Кластеры стран-участниц мегапроекта «Один пояс, Один путь» по въездным туристским потокам в 2019 г.

2. Классификация субиндексов TTCI стран-участниц объединения по соответствующим четырём блокам (субиндексам).
Применив метод кластерного анализа, можно классифицировать страны-участницы интеграционного объединения по критерию «Количество объектов Всемирного наследия», который является ключевым конкурентным преимуществом, влияющим на въездной туристский поток следующим образом:
• Кластер А — страны с высоким культурным и природным потенциалом — более 40 объектов;
• Кластер B — страны со средним потенциалом — от 25 до 39 объектов;
• Кластер С — страны со незначительным потенциалом — от 10 до 24 объектов;
• Кластер D — страны с низким потенциалом — менее 10 объектов.
Для каждого субиндекса необходимо предложить уникальную систему критериев разбиения на кластеры.
3. Составление матриц субиндексов TTCI стран-участниц. Так как каждый субиндекс включает в себя определённый перечень оцениваемых количественных и качественных показателей возможно формирование матрицы значений конкурентных преимуществ по каждому кластеру (табл.4). При этом X — это значение субиндекса, a — кластер, i, j, m, n — обозначение субиндекса. Следовательно, по каждому субиндексу TTCI необходимо осуществить классификацию методом кластерного анализа.

Таблица 4
Матрица субиндексов страны-участницы интеграционного объединения по кластерам
КластерСубиндекы TTCI
Регулирование
сферы
туризма и
путешествий
Политика
по созданию
благоприятных
условий для развития
туризма
ИнфраструктураПриродные
и культурные
ресурсы
Кластер АХaiХajХamХan
Кластер ВХbiХbjХdmХbn
Кластер СХciХcjХcmХcn
Кластер DХdiХdjХdmХdn

Матрица субиндексов может быть построена не только по одному периоду, но и по нескольким периодам с учётом периодичности составления рейтинга TTCI.
Оценка динамики уровня конкурентоспособности индустрии туризма страны-участницы интеграционного объединения и развития соответствующих конкурентных преимуществ.
На данном этапе может быть построена обобщающая таблица (схема), показывающая динамику развития субиндексов развития индустрии туризма страны-участницы. При этом таблица (схема) наглядно должна показать динамику развития уровня конкурентоспособности индустрии туризма страны-участницы, переход из одного кластера в другой, как в целом по индексу конкурентоспособности, так и по отдельным его блокам (субиндексам).
Здесь следует отметить, что оценить уровень и его динамику по предложенному методическому подходу возможно не только по каждому субиндексу, но и по всем индикаторам, по которым осуществляется расчёт соответствующего субиндекса. Перечень данных индикаторов более подробно приведён в [1].
В дальнейшем может быть использован метод бенчмаркинга, который сегодня выступает в качестве важного инструмента формирования новых и развития существующих конкурентных преимуществ индустрии туризма страны-участницы интеграционного объединения на основе изучения лучших практик и опыта других его участников, то есть сравнивать себя с лидерами туристского рынка с целью внедрения методов и инструментов повышения конкурентоспособности и развития конкурентных преимуществ в индустрии туризма страны. В результате можно построить матрицу нормированных значений конкурентных преимуществ.
В заключение необходимо отметить, что предложенный методический подход к оценке уровня конкурентоспособности индустрии туризма страны в условиях международной экономической интеграции показывает, какие возможности развития конкурентных преимуществ существуют в стране и какие преимущества она «получила» при вступлении в интеграционное объединение.


Список использованных источников:
1. Коль О.Д., Попков В.П., Анохина Е.М. Мониторинг туристского бизнеса в крупном городе: теория и практика. — СПб.: Астерион, 2009. — 212 с.
2. Онищенко Е.В. Методологические подходы к оценке конкурентоспособности объектов в сфере туризма на мезо- и макроуровне: зарубежный опыт // Крымский научный вестник. — 2018. — №3 (20). — С.5–14. DOI: 10.24411/2412–1657–2018–10014
3. Линся У. Анализ международной конкурентоспособности торговли туристическими услугами Китая // Проект Фонда: Проект исследований в области нанотехнологий Тайчжоу, номер: RKX201618.-2016.
4. Уржумцева Т.Б. Конкурентные преимущества сферы туризма национальной экономики в условиях экономической интеграции // Экономические науки. — 2020. — №12(193). — С. 569–574. DOI: 10.14451/1.193.569
5. Ши Ман. Международное сопоставление конкурентоспособности торговли туристическими услугами в Китае // Бэйцзин шифань дасюэ сюэбао. Пекин (Вестник Пекинского педагогического университета). — 2012. — № 3. — С. 21- 31.
6. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2019. Travel and Tourism at a Tipping Point. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www3.weforum.org/docs/WEF_TTCR_2019.pdf (дата обращения 12.03.2021)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия