| | Проблемы современной экономики, N 1 (89), 2024 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Никитина М. Г. зав. кафедрой мировой экономики Института экономики и управления
Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (г. Симферополь),
доктор экономических наук, доктор географических наук Ровенчак О. И. аспирант кафедры мировой экономики Института экономики и управления
Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (г. Симферополь),
| |
| | В статье исследуется вопросы модернизации региональной экономической политики Российской Федерации, связанные с выявлением и обоснованием приоритетных задач развития Южного макрорегиона, реализуемых с помощью применения таких инструментов, как национальные проекты, нормативно-правовое регулирование государственной политики и бюджетирование. Представлена авторская систематизация расходов бюджета Южного федерального округа в 2022 году по национальным проектам. Выявлено, что приоритет государственного финансирования фокусируется в строительстве и обновлении транспортной инфраструктуры, демографии и системе здравоохранения. Результаты исследования позволяют конкретизировать основные задачи и инструменты реализации региональной экономической политики Южного макрорегиона. | Ключевые слова: Южный макрорегион, региональная политика, инструменты региональной политики, национальные проекты | УДК 332.14; ББК У040 Стр: 151 - 155 | Мировая экономическая обстановка 2022–2023гг. активизирует отечественных специалистов к пересмотру важнейших приоритетных задач региональной экономической политики с целью стабилизации внутренней обстановки страны и формирования новых ниш внутреннего и зарубежного рынков сбыта товаров и услуг. Санкционное противостояние стран Западной Европы, Северной Америки и России предоставляет возможность руководству нашей страны принять курс на интенсивное развитие внутреннего научно-технологического, инновационного, туристического, строительного и производственного рынков сбыта. В данном контексте такой механизм как экономическое районирование способствует эффективному использованию трудовых, производственных и природных ресурсов. Следовательно, выявление и решение приоритетных задач региональной политики позволит укрепить государство в целом и привлечь новых торговых партнеров на международной арене, в частности.
Инструменты макрорегионального управления служат основой саморазвития и самообеспечения регионов. Как отмечают А.И. Татаркин и С.В. Дорошенко, системообразующими признаками таких регионов являются внутренняя самодостаточность территории и способность к автономному управлению подсистемами, их налаживанию и перенастройке. При благоприятных внешних условиях, таких как законодательное регулирование и общественно-политическая среда, регион сможет результативно использовать свои внутренние ресурсы и возможности. В таких условиях формируется следующий императив регионального саморазвития: «внутренние ресурсы — внешние условия — ценностные ориентиры» [1].
Исследованиям вопросов региональной экономической политики посвящены труды ряда российских ученых, среди которых Л.И. Абалкин [2], О.И. Ровенчак, М.Г. Никитина [3], Э.Б. Алаев [4], Е.М. Бухвальд [5], Н.В. Зубаревич [6], О.Г. Дмитриева [7], Н.П. Пяткова [8], А.Г. Гранберг [9], Ю.Н. Гладкий [10], А.И. Татаркин [11], Г.М. Татевосян [12], О.С. Сухарев [13]. Вместе с тем, при разработке и реализации регионального подхода к управлению экономическим ростом обнаруживается недостаточность внимания к изучению задач региональной экономической политики, особенностям и роли макрорегионов в повышении уровня взаимосвязи субъектов Российской Федерации в экономическом пространстве и способам управления территориями.
В связи с вышеизложенным, целью данного исследования является выявление и характеристика приоритетных задач региональной экономической политики, а также определение инструментов их реализации в Южном макрорегионе.
В управлении межрегиональными отношениями важно учитывать причины возможных конфликтов между регионами и не допускать их. Экономическое положение различных этносов, социальных общностей и групп, наличие, размещение и положение беженцев, уровень безработицы, особенно среди мужчин и молодежи, позволяет увидеть предпосылки не только этнической, но и экономической борьбы [4]. Поэтому региональная экономическая политика играет важнейшую роль в стабилизации внутренней обстановки страны. На вопросы компромисса между неолиберализмом и государственничеством в применении регионального подхода в управлении внутренним развитием района акцентирует внимание в своих трудах профессор Ю.Н. Гладкий. Автор обосновывает перенесение акцента экономической сетки районирования с административных границ субъектов федерации на анализ факторов развития приграничных и трансграничных, депрессивных и отсталых, ландшафтно-экологических, природно-ресурсных и прочих районов [10, c. 183–273]. Рациональное распределение бюджетных средств способствует сбалансированному развитию регионов. Однако, принимаемые антикризисные бюджеты Российской Федерации указывают на невозможность достоверно оценить оптимальные структурно-количественные параметры и надежность проектирования их эффективности [7].
В исследованиях профессора А.Г. Гранберга отмечается важность выявления взаимосвязанных и взаимодополняющих характеристик и тенденций однородности и неоднородности, интеграции и дезинтеграции экономического пространства. Поскольку формирование пространственной однородности создает благоприятные условия для гармонизации социально-экономической сферы деятельности и стабилизации внутреннего рынка [9]. Коллектив ученых Г.М. Татевосян, В.Б. Тореев и С.В. Седова обосновывают важность включения экономической политики региона в общенациональную стратегию государства, основанную на опыте и особенностях регионов. Предложенная авторами в 2005 году трехуровневая система разработки экономических программ, соединяющая федеральные и региональные программы развития, находит свое отражение в настоящее время в государственных национальных и региональных проектах [12].
В современных условиях для реализации положений ФЗ от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» был принят Указ Президента РФ от 16.01.2017 № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года», где обоснованы внедряемые инструменты решения задач региональной политики [14].
Рассмотрим применяемые инструменты регулирования регионального развития в Южном макрорегионе. Характеризуя указанный макрорегион, следует обратить внимание на транспортную инфраструктуру и взаимосвязанность субъектов федерации. Южный макрорегион имеет выгодное транспортно-географическое месторасположение на территории Евразии, имеющее доступ к Волго-Каспийскому пути из Северной и Центральной Европы в страны Юго-Западной, Средней и Южной Азии, к Транссибирско-Черноморскому пути, соединяющим территории Азиатско-Тихоокеанского региона с территориями Средиземноморского бассейна. Совершенствование транспортно-транзитного потенциала Южного федерального округа имеет первостепенное значение для решения важнейших экономических задач Южного макрорегиона [15]. Протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального и местного значения Южного федерального округа в 2020 году превысила 148тыс. км, что составило 10% от всей протяженности автомобильных дорог Российской Федерации. Согласно статистическим данным, по состоянию на 2021 год отправление грузов железнодорожным транспортом общего пользования составило 92,8 млн тонн, отправлено пассажиров железнодорожным транспортом — 40891 тыс. чел., плотность железнодорожных путей на конец 2021 года — 165 км путей на 10000 кв. км территории, перевозки грузов автомобильным видом транспорта — 152,5 млн т., грузооборот автомобильного транспорта организаций всех видов деятельности — 21709 млн т-км., перевозки пассажиров автомобильными видами транспорта — 778,5 млн человек, пассажирооборот автобусов общего пользования — 11931 млн пасс-км. Средняя продолжительность преодоления автомобильным транспортом расстояния между субъектами Южного федерального округа составляет 8–12 часов. Больше всего времени занимает путь от Севастополя и Симферополя до Волгограда и Астрахани — 17–19 часов. В целом, Южный макрорегион имеет развитую взаимосвязанную транспортную инфраструктуру с железнодорожными вокзалами, аэропортами, морскими портами и современными автомобильными дорогами.
Важно подчеркнуть, что реализация региональной экономической политики происходит в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [16] и от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» посредством исполнения национальных проектов, например, «Жильё и городская среда», «Безопасные качественные дороги», «Культура», «Малое и среднее предпринимательство», «Демография», «Производительность труда», «Экология» и путем утверждения и исполнения региональных проектов, таких как «Культурная среда», «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Жильё», «Формирование комфортной городской среды», «Чистая страна», «Спорт-норма жизни» и «Содействие занятости». В постановлении Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» (вместе с «Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации») изложен порядок инициирования, подготовки, реализации и завершения региональных проектов в соответствии с положениями об организации проектной деятельности, подготовленными с учетом указанного нормативно-правового акта и методических указаний президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, а также методических рекомендаций проектного офиса Правительства РФ и актами высших исполнительных органов субъектов или актом высшего должностного лица субъекта РФ [17].Субъект федерации по установленному направлению регионального проекта формирует паспорт регионального проекта — документ, учитывающий положения паспорта соответствующего федерального проекта, в котором содержится: наименование регионального проекта, показатели, методики расчета показателей, задачи и результаты, контрольные точки, сроки реализации и объемы финансового обеспечения регионального проекта, а также информация о руководителе и других участниках регионального проекта и иные сведения [18].
В рамках проекта «Безопасные качественные дороги» для повышения качества жизни населения проводятся ремонтные работы, строятся новые современные магистрали, путепроводы и мосты с применением современных технологий и материалов, применяются интеллектуальные транспортные системы.
Национальный проект «Демография» касается почти каждой семьи. Он включает в себя: стопроцентную доступность дошкольного образования для всех детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, финансовую помощь семье при рождении ребенка — материнский капитал, ежемесячные выплаты на детей, ипотека по льготной ставке 6% годовых, для бесплодных пар бесплатная возможность процедуры технологиями экстракорпорального оплодотворения.
Федеральный проект «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения» способствует проведению диспансеризации и профилактических осмотров старшего поколения и строительству региональных гериатрических центров и геронтологических отделений. Благодаря системе долговременного ухода, пожилые люди могут проживать в пансионатах.
Не менее значителен национальный проект «Здравоохранение», предусматривающий строительство фельдшерско-акушерских пунктов и мобильных медицинских комплексов, переоснащение лечебных организаций, открытие центров амбулаторной онкологической помощи, онкологических диспансеров, а также референс-центров для изучения наиболее тяжелых случаев, а также способствующий повышению квалификации врачей и профилактике сердечно-сосудистых заболеваний за счет снижения потребления табака и алкоголя, мотивации граждан к тренировкам и правильному питанию. Был создан координирующий центр по вопросам экспорта медуслуг [19] для информирования иностранных граждан о российской медицине и продвижения услуг отечественных клиник за рубежом. Объем экспорта медицинских услуг с начала реализации нацпроекта составил около 300 млн долларов США, лечение получили свыше 6 млн иностранных граждан из стран Азии (Таджикистана, Киргизии, Узбекистана, Азербайджана, Казахстана) и стран Европы (Молдавии, Латвии, Украины, Армении и Белоруссии). Наиболее востребованными видами медицинской помощи являются профилактические комплексные осмотры (check-up), акушерство и гинекология, стоматология, ортопедия, травматология и офтальмология.
Стоит отметить, что для исполнения национального проекта «Образование» предусмотрено оснащение городских и сельских школ современным оборудованием, техникумов и колледжей — современными мастерскими для того, чтобы ученики могли удовлетворить творческие интересы и способности, сделать осознанный выбор будущей профессии. Происходит обновление методических и нормативных документов по образовательным программам, формирование системы контроля и управления качеством образования, внедрение новых технологий преподавания, развитие программ воспитания, обеспечение условий для участия детей в конкурсах и мероприятиях патриотической направленности [20].
Ключевыми целями нацпроекта «Жильё и городская среда» являются обеспечение жильем семей со средним достатком, создание возможностей для покупки или постройки жилья с помощью ипотечного кредита, увеличение объема строительства жилых домов и повышение качества городской среды. Паспорт нацпроекта включает в себя четыре федеральных проекта: «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», «Ипотека», «Жильё» и «Формирование комфортной городской среды» [21]. Федеральный проект «Жилье» способствует увеличению объема ввода жилья, в том числе путем эффективного вовлечения земель, модернизации строительной отрасли и упрощения административных процедур. Каждый 5-й квадратный метр в России к 2030 году должен стать новым. Сокращаются сроки экспертизы проектно-сметной документации. В 2024 году инвестиционно-строительный цикл сократится не менее чем на 18 месяцев для пятилетних проектов (создается суперсервис «Цифровое строительство») [22]. С помощью программы «Стимул» происходит строительство школ, детских садов, медучреждений, автомобильных дорог.
За 2022 год в Южном макрорегионе больше всего денежных средств было потрачено на строительство и обновление транспортной инфраструктуры (46 274 млн руб.), на втором месте по масштабу финансирования находится национальный проект «Демография» (44 412 млн руб.), приблизительно одинаковые суммы потрачены на финансирование здравоохранения и образования (в рамках национальных и региональных проектов). Около 23 млрд руб. было израсходовано на мероприятия по охране окружающей среды (сохранение лесов и водоемов, ликвидация свалок, утилизация и переработка отходов, снижение выбросов в атмосферу, сохранение биологического разнообразия), развитие туристической инфраструктуры и туристического продукта, поддержку малого и среднего предпринимательства, оказание консультационной и маркетинговой поддержки государством экспортирующим предприятиям, внедрение цифровых технологий и функционирование региональных центров компетенций для внедрения экономного производства, совершенствования управления, логистики и сбыта продукции.
Подводя итоги исследования региональной экономической политики Южного макрорегиона, мы приходим к выводу, что не все инструменты имеют равную эффективность, некоторые их них нуждаются в доработке. В целом, реализация национальных проектов позволяет снизить административные барьеры освоения финансовых средств в регионах и расширить целеполагание. Например, оценить результат проекта «Безопасные качественные дороги» можно не только по качеству и протяженности новых дорог, но и количеством ДТП. Так, в Южном федеральном округе с 2021 по 2022 гг. сократились случаи ДТП на 2% [24]. Об эффективности социально-ориентированных национальных проектов свидетельствует показатель уровня бедности в регионе. В связи с тем, что в Южном макрорегионе уровень бедности варьирует от 9% до 23%, а размер прожиточного минимума в 2022 году составлял от 12 тыс. руб. до 14 тыс. руб. в 2022 году (в зависимости от региона) [25], очевидно, что ситуация здесь неудовлетворительная, низкий уровень жизни населения может привести к социальной напряженности. Поэтому необходимо совершенствовать инструменты социальной региональной политики. Стратегия развития макрорегиона должна быть направлена на социально-экономическое благополучие субъектов Российской Федерации [3].
Таким образом, можно констатировать, что реализуемый механизм региональной экономической политики с помощью внедрения национальных проектов дает определенный результат, но степень достижения поставленной цели президентом Российской Федерации В.В. Путиным [26] по вхождению в десятку стран-лидеров по уровню образования, здравоохранения и других важных направлений развития можно будет оценить уже после окончания срока реализации указанных проектов. На сегодняшний день, в Южном макрорегионе реализуется более сотни региональных проектов в области медицины, дорожного строительства, демографии, строительства, экологии, туризма, индивидуального предпринимательства, цифровой экономики и производительности труда за счет средств федерального и регионального бюджетов. Также необходимо отметить, что, благодаря принятому законодательству, был усовершенствован контроль за использованием бюджетных средств и результатами реализации проектов.
Таблица 1
Инструменты решения задач региональной политики№ п/п | Задачи | Инструменты |
---|
1 | Обеспечение инфраструктурой пространственное развитие экономики и социальной сферы Российской Федерации | Разработка федеральных социально-отраслевых и инвестиционных государственных программ РФ. Выделение бюджетных средств из федерального бюджета для строительства объектов инженерной, транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры;
развитие специализации и конкурентных преимуществ регионов и городских округов с учетом межрегионального разделения труда;
утверждение необходимого размещения инженерной, транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры в соответствии с документами стратегического планирования развития пространственной структуры экономики;
разработка взаимосвязанных стратегий пространственного развития РФ, отраслевых планов и стратегий социально-экономического развития на уровне макрорегионов, регионов и городских округов. | 2 | Привлечение финансов частного сектора в негосударственный сектор экономики | Формирование инвестиционных проектов федерального, регионального и местного уровней, уточнение мест размещения особых и свободных экономических зон, индустриальных и технологических парков, а также других зон с особыми условиями налогообложения с учетом планов по социально-инфраструктурному обустройству территорий, с учетом государственных и муниципальных программ развития определенных отраслей экономики;
установление льготных налоговых, таможенно-тарифных и прочих условий функционирования инвесторов, которые ведут деятельность в зонах с особыми условиями налогообложения;
проведения конкурсов и аукционов о праве заключения соглашений о реализации приоритетных инвестиционных проектов, где распределены права, обязанности, объем финансирования и ответственность частных инвесторов, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и субъектов естественных монополий по общему строительству объектов транспортной, инженерной, энергетической и социальной инфраструктуры, а также коммерческих объектов;
подписание соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче полномочий по регулированию деятельности зон с особыми условиями ведения предпринимательской деятельности, которым были предоставлены межбюджетные трансферты из федерального бюджета;
реализация взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования, а также определение в программных документах целей, задач и необходимых экономических показателей с учетом прогнозируемых параметров бюджетов Российской Федерации и внедрение инструментов гарантированного финансирования вышеуказанными документами мероприятий по созданию определенных видов производственной инфраструктуры, определяющих реализацию инвестиционных и прочих экономических программ хозяйствующих субъектов. | 3 | Совершенствование механизмов регулирования внутренней и внешней миграции | Стимулирование внутренней миграции в соответствии с потребностями регионов за счет финансирования социально-бытового обустройства граждан, в том числе предоставление налоговых льгот, а также рынка арендного жилья;
содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, и привлечение квалифицированных иностранных специалистов в регионы перспективного экономического роста;
сдерживание массовой трудовой миграции в регионы, которые обладают избыточными трудовыми ресурсами;
стимулирование развития городских агломераций для эффективной конкурентной борьбы на мировых рынках путем формирования благоприятных условий для жизни высококвалифицированной иностранной рабочей силы. | 4 | Совершенствование механизмов стимулирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с целью наращивания собственного экономического потенциала | Совершенствование механизмов стимулирования субъектов Российской Федерации; увеличение экономического потенциала путем предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета одного уровня бюджетной системы Российской Федерации в бюджет другого уровня, применения мер финансовой ответственности субъектов и муниципальных образований, а также персональной ответственности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и глав местных администраций за невыполнение принятых при получении межбюджетных трансфертов обязательств по использованию бюджетных средств и получению конкретных результатов согласно определенных программ;
предоставление грантов субъектам РФ и муниципальным образованиям, имеющим наиболее высокие темпы роста экономического потенциала. | 5 | Уточнение полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, совершенствование их финансового обеспечения и организация эффективного исполнения указанных полномочий (с максимальным привлечением населения к участию в государственном и муниципальном управлении) | Мониторинг расходов бюджетных средств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, анализа их фактического исполнения, определения важных для исполнения обязательств финансирования с учетом потребностей финансирования указанных обязательств за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;
упразднение неэффективных льгот по федеральным налогам, региональным и местным налогам, используя адресную поддержку приоритетных для конкретных регионов экономических специализаций и инфраструктурных проектов;
повышение гражданской ответственности населения при решении вопросов социально-экономического и политического развития территорий. | Источник: систематизировано авторами на основании [14]
Таблица 2
Исполнение бюджета Южного федерального округа по национальным проектам (расходы) за 2022 г., тыс. руб. | Субъект Южного
федерального
округа | Безопасные
качественные
дороги | Демография | Здраво-
охранение | Образо-
вание | Жилье и городская среда | Экология | другие проекты |
---|
1 | Республика Калмыкия | 2 216 272 | 889 202 | 420 954 | 831 825 | 682 171 | 182 845 | 278 980 | 2 | Краснодарский край | 12 326 436 | 13 545 630 | 7 647 684 | 12 676 355 | 6 342 391 | 126 449 | 3 446 307 | 3 | Астраханская область | 3 233 998 | 4 281 980 | 1 307 607 | 940 872 | 957 809 | 3 495 456 | 1 168 561 | 4 | Волгоградская область | 10 965 495 | 6 595 708 | 4 553 869 | 3 119 833 | 6 032 439 | 1 271 484 | 2 838 811 | 5 | Ростовская область | 6 539 468 | 10 926 954 | 8 378 825 | 5 663 867 | 6 712 195 | 1 378 331 | 1 574 770 | 6 | г. Севастополь | 1 352 505 | 2 025 430 | 522 374 | 348 691 | 184 253 | – | 702 418 | 7 | Республика Крым | 4 643 486 | 4 469 875 | 2 285 622 | 1 167 993 | 1 924 399 | 5 062 277 | 1 726 356 | 8 | Республика Адыгея | 4 996 147 | 1 676 888 | 636 271 | 755 547 | 567 139 | 2 779 | 685 224 | | Всего | 46 273 806 | 44 411 667 | 25 753 204 | 25 504 982 | 23 402 795 | 11 519 621 | 12 421 426 | Источник: обобщено авторами на основании [23] | |  | Рис. 1. Карта Южного макрорегиона с указанием времени на преодоление расстояния автотранспортом между городами (час)
Рассчитано и построено авторами с помощью программы QGIS |
| |
|
|