| | Проблемы современной экономики, N 1 (89), 2024 | | ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА | | Вэй Шухань аспирант кафедры логистики и управления цепями поставок
Санкт-Петербургского государственного экономического университета
| |
| | В статье рассматривается изменение структуры цепей поставок под влиянием цифровых технологий и Интернета, а также формирование трансграничных цепей поставок в розничной торговле. Отмечается усиление роли торгового посредника как фокусной фирмы в цепи поставок. При этом растут масштабы сетевой формы организации торговли в условиях развития электронной торговли. Рассматриваются особенности формирования торговой сети в электронной торговле. Отмечается, что в электронной торговле формируется не торговая, а логистическая сеть, предназначенная для выполнения логистических функций и операций. Рассматриваются варианты организации трансграничных цепей поставок в сетевой электронной торговле. Выделяются формы организации логистической сети в электронной торговле. Оценивается значение логистических инноваций в трансграничной сетевой торговле. Логистические инновации делятся на два вида: организационные и технологические. Рассматривается применение логистических инноваций в трансграничной сетевой торговле. Обосновывается возможность активной, инициативной деятельности фокусной фирмы в трансграничной сетевой торговле по внедрению логистических инноваций, в том числе и на основе цифровых технологий, что позволит достичь повышения эффективности функционирования трансграничных цепей поставок. | Ключевые слова: электронная торговля, трансграничная торговля, трансграничные цепи поставок, цифровые технологии, логистическая сеть, сетевая торговля, логистические инновации | УДК 339.5; ББК 65.428 Стр: 126 - 129 | Развитие электронной торговли, обусловленное повсеместным использованием Интернет-технологий и доступностью мобильных средств связи, приводит к увеличению ее товарооборота, росту интенсивности конкуренции. Организация электронной торговли в трансграничных цепях поставок обусловливает ее развитие, прежде всего, в секторе B2C, а соответственно и сетевой характер логистического сервиса. Это предполагает более высокий уровень затрат на поддержание и развитие широких и разветвленных каналов распределения, обеспечение высокой скорости доставки товаров, а также организацию таможенного оформления. Снижению затрат и повышению результативности трансграничной сетевой торговли должно способствовать интенсивное применение логистических инноваций, а поддержанию конкурентных преимуществ — непрерывный характер их разработки и внедрения.
Таким образом, в статье ставится цель обосновать необходимость поиска, разработки и внедрения логистических инноваций в трансграничной электронной торговле для формирования и удержания устойчивых конкурентных преимуществ в условиях интенсивной конкуренции трансграничных цепей поставок и цифровых платформ.
При проведении исследования были использованы работы отечественных и иностранных специалистов в области электронной торговли, трансграничной коммерции, логистического менеджмента, а также аналитические материалы профессиональных объединений в области Интернет-торговли и таможенной логистики.
Экономические и политические события последних лет, происходящие в мире, нашли свое отражение и в торговле, как во внутренней, так и в международной. Международная торговля, в свою очередь, представляет собой ту экономическую форму, в которой проявляются как экономические, так и политические отношения между странами. Экономические основания торговых отношений рассматривались в известных теориях международной торговли. В то же время сделка как коммерческий акт, совершаемый в рамках торговых отношений, предполагает передачу товара и, соответственно, требует своего логистического обеспечения.
При этом трансграничная торговля влечет за собой дополнительные издержки, как логистические, так и транзакционные, что фактически ограничивало трансграничную розничную торговлю, а посреднические функции выполняли оптовые посредники. Однако, трансформация цепей поставок под влиянием цифровых технологий, проникновение Интернета и мобильных средств связи привели к формированию на рынке розничной торговли трансграничных цепей поставок.
В качестве особой организационной формы торговли следует выделить сетевую торговлю, развитие которой, по сути, стало результатом особого положения торгового посредника в цепи поставок — между производителем и потребителем — и увеличения роли и влияния логистики, как инструмента обеспечения адресности товарного потока. При этом, в сетевой торговле логистический эффект достигается за счет увеличения охвата (ширины цепи поставок), а экономический — за счет эффекта масштаба и роста производительности труда.
При этом под розничной торговой сетью понимают «основанную на логистических принципах коммерческую организацию, объединяющую в целостную структуру специализированные торговые предприятия и реализующую единую стратегию в управлении закупками и продажами» [1, стр. 14]. Таким образом, в качестве основных признаков торговой сети можно отметить следующие: наличие организационного центра, осуществляющего коммерческую деятельность; специализированные торговые предприятия, объединенные в целостную структуру; наличие единой стратегии управления коммерческой деятельностью и логистикой.
Развитие электронной торговли, безусловно, внесло свои корректировки в трактовку понимания розничной сетевой торговли. В частности, отдельного внимания заслуживает вопрос отнесения к сетевой форме торговли, которая осуществляется через сеть Интернет, поскольку выдача заказа, сделанного в Интернет-магазине, возможна фактически в любом подразделении различных почтовых и курьерских служб. Это обеспечивает практически неограниченный географический охват. Однако, при этом отсутствует как организационное единство таких подразделений, так и единое логистическое обеспечение (все это присутствует только относительно каждого отдельного логистического оператора).
Организационное единство управления торгово-логистической сетью в полной мере характерно для такой формы организации электронной торговли как маркетплейсы, которые выполняют практически полный комплекс функций, соответствующих именно торговому посреднику (функций не только логистического, но и коммерческого характера).
Таким образом, в целом для сетевой электронной торговли корректнее говорить не столько о торговой, сколько о логистической сети, с помощью которой решаются задачи доставки и выдачи товара покупателю. Тогда как маркетинговые и коммерческие функции практически полностью выведены на цифровую площадку маркетплейса.
В связи с этим в табл.1 представлена типология предприятий по формам организации и способу осуществления транзакций.
Таблица 1
Типология торговых предприятий по форме организации и способу осуществления транзакцииФорма организации
торговли | Способ осуществления транзакции |
---|
традиционный | через сеть Интернет |
---|
Несетевая | розничный магазин | Интернет-магазин | Сетевая | розничная торговая сеть | маркетплейс |
Следует отметить, что российский рынок Интернет-торговли увеличился за последние пять лет в три раза с 1,657 трлн руб. в 2018 г. до 4,986 трлн руб. в 2022 г. При этом на маркетплейсы в первом полугодии 2022 г. приходилось 46,5% оборота и более 1 млн поставщиков. В то же время доля трансграничной торговли в общем объеме Интернет-торговли сократилась с 30% в 2018 г. до 3% в 2022 г. [2]. Одновременно увеличивается доля Интернет-торговли в общем объеме розничной торговли. По данным официальной статистики удельный вес товаров, проданных через сеть Интернет, в обороте розничной торговли вырос с 0,9% в 2015 г. до 5,1% в 2021 г. [3, с. 447]. Однако, по данным АКИТ, этот показатель составил 9,2% в 2021 г. и 11,7 в 2022 г. Для сравнения: тот же показатель в Китае составляет 24,5% и 27,2% соответственно [4].
В то же время трансграничный характер торговли обусловливает и особенности реализации ее сетевой формы. В частности, наличие собственной (или самостоятельно организованной, на основе франчайзинга) логистической сети маркетплейсы в полной мере могут обеспечить только в масштабах внутренней торговли. Тогда как трансграничная торговля ограничивает такие возможности, что приводит к организации распределения через логистические сети на условиях аутсорсинга и привлечению почтовых и курьерских служб, сервисов доставки.
Как известно, по территориально-географическому признаку цепи поставок можно разделить на внутренние и международные. Тогда как международные цепи поставок делятся на глобальные и трансграничные [5].
На сегодняшний день возможны два основных варианта организации трансграничных цепей поставок в сетевой электронной торговле: 1) мелкооптовая закупка поставщиками маркетплейсов и Интернет-магазинов продукции за границей и продажа их на внутреннем рынке через маркетплейсы; 2) покупка продукции розничным потребителем в иностранном маркетплейсе и доставка его до потребителя почтовым (логистическим) оператором, включая таможенное оформление.
При этом сетевые структуры в логистике могут различаться по организации управления и выполняемым функциям. В целом можно выделить три стратегии организации логистической сети при организации электронной торговли, представленные в табл. 2.
Конкуренция между российскими и иностранными маркетплейсами в России под давлением отечественного бизнеса привела к снижению лимита беспошлинного ввоза товаров для личного пользования с 500 до 200 евро в 2020 году. В результате рост бюджетных доходов составил 0,9 млрд руб. Одновременно это сопровождалось сокращением потока дорогих посылок и ростом затрат на администрирование таможенных сборов, что привело к появлению выпадающих поступлений в бюджет в размере 5 млрд руб. [6]. В результате Евразийская экономическая комиссия весной 2022 года подняла этот лимит до 1000 евро. На данный момент он продлен до 1 октября 2024 года.
Таблица 2
Организация логистической сети в электронной торговлеВиды сети | Содержание | Условия применения |
---|
Собственная | Организация собственной сети пунктов выдачи, собственных фулфилмент-центров, собственной курьерской службы | Большие объемы продаж, необходимость полного контроля логистической сети | Координируемая | Организация логистической сети на основе франчайзинга, сотрудничество с логистическими операторами | Необходимость быстрого роста сети, развитие сети в другой стране при организации трансграничной сетевой торговли | Независимая | Организация распределения и доставки на основе логистических сетей почтовых операторов и служб доставки, услуги фулфилмента (аутсорсинг) | Небольшие объемы продаж, нерентабельность собственной сети, трансграничная торговля |
Развитие электронной торговли, как внутренней, так и трансграничной, конкуренция между отечественными и зарубежными маркетплейсами стимулируют интенсивное внедрение логистических инноваций, направленных как на повышение результативности торгово-закупочной деятельности, так и на снижение издержек функционирования, в первую очередь, сетевых структур.
К логистическим можно отнести инновации, обеспечивающие повышение скорости доставки, доступности получения товара, сохранности товара и его потребительских свойств, снижение издержек и, таким образом, обеспечивающие повышение скорости и экономичности выполнения логистических процессов и операций. В целом, все логистические инновации можно разделить на два основных вида: организационные и технологические (табл.3). Организационные связаны с нововведениями в части организации логистических процессов и конфигурации цепи поставок: новые подходы в организации транспортировки, складирования, маршрутов доставки, таможенной логистики, в части организационно-правовых взаимоотношений субъектов цепи поставок. Технологические инновации связаны с внедрением новых технологий в области логистики и обеспечивающие совершенствование выполнения логистических операций: новые информационные (цифровые) технологии; новые технологии хранения и доставки; выполнение отдельных транспортных и складских операций; таможенных операций; новые технологии выдачи товара.
Таблица 3
Типология логистических инновацийХарактер инноваций | Содержание | Виды |
---|
Организационные | нововведения в части организации логистических процессов | новые подходы в организации транспортировки, складирования, маршрутов доставки, таможенной логистики, организации и развития логистической сети, формировании организационно-правовых взаимоотношений участников цепи поставок | Технологические | новые технологии в области логистики, обеспечивающие совершенствование выполнения логистических операций | новые информационные (цифровые) технологии, новые технологии хранения и доставки, выполнения отдельных транспортных и складских операций, таможенных операций, новые технологии выдачи товара |
К организационным логистическим инновациям можно отнести увеличение масштабов охвата сети на основе увеличения количества пунктов выдачи. В частности, маркетплейсы Ozon и Wildberries увеличили за 2022 г. количество пунктов выдачи на 23% и 67% соответственно [7]. Данная тенденция обусловливается также внедрением мобильных приложений маркетплейсов, сопровождающимся развитием мобильных средств связи и ростом проникновения Интернета, что приводит к повышению скорости и доступности транзакции в электронной торговле. В частности, доля сделавших последнюю покупку через смартфон или планшет в России увеличилась с 10% в 2016 г. до 67% в 2022 г. [8]. Это востребует и высокий уровень логистического сервиса (повышение скорости выполнения заказа и увеличение охвата логистической сети). В результате растет доступность пунктов выдачи для покупателей, и, как следствие, растет количество покупателей, получающих покупку, сделанную с помощью технологий сети Интернет, в стационарных объектах (пунктах выдачи, магазинах, постаматах) при одновременном снижении количества покупателей, пользующихся услугами курьерской доставки. Так, в России доля получивших последнюю покупку в пункте выдачи выросла с 45,6% в 2016 г. до 69,5% в 2022 г., а способом доставки курьером — сократилась за этот же период с 30,4% до 12,9% [8]. Развитие логистических сетей российских маркетплейсов осуществляется на основе применения франчайзинга, что также можно отнести к организационным логистическим инновациям. Такой подход позволяет повысить скорость увеличения охвата при минимизации затрат со стороны сетевого оператора.
В то же время, зарубежные маркетплейсы, испытывая трудности с развитием собственной логистической сети в условиях трансграничной торговли, развивают сотрудничество с местными логистическими операторами. В частности, «Aliexpress Россия» и «Почта России», формируя стратегическое партнерство, еще в 2021 году заключили соглашение о совместном развитии логистики до 2025 года. Сотрудничество предполагало открытие на базе отделений «Почты России» пунктов выдачи маркетплейса, а также создание фулфилмент-центров [9]. К технологическим инновациям можно отнести открытие кобрэндинговых постаматов. В целом, в России планировалось открыть более 10 тыс. постаматов и пунктов выдачи. Такая политика привела к росту количества локальных продавцов: за 2021 год их число выросло почти в два раза и составило более 102,5 тыс., примерно 25% от общего количества продавцов. При этом они обеспечили 36% оборота компании в России [10]. Однако в 2022 г. продажи снизились на 47%, а за первое полугодие 2023 года отток локальных продавцов составил 27% [11].
Совершенствование таможенного оформления идет по пути отказа от документов на бумажных носителях и проходит три этапа: безбумажный, электронный и цифровой. «Безбумажная таможня» основывается, прежде всего, на подаче электронной таможенной декларации, а электронная включает в себя, кроме того, электронную оплату пошлин и налогов, электронный калькулятор пошлин, автоматизацию работы таможни, мобильные услуги, электронную обработку данных и др. В свою очередь, «цифровая таможня» дополняет этот перечень следующими технологиями: обработка больших данных (Big Data), облачные технологии, спутниковый мониторинг транспорта, использование Интернета и социальных сетей, Интернет вещей. При этом основная цель «электронной таможни» — ускорение прохождения таможенных формальностей и содействие торговле, тогда как цель «цифровой таможни» — совершенствование взаимодействия таможенных органов разных стран, обеспечение безопасности международных цепей поставок, а также информационная и организационная интеграция цепей поставок [12].
Очевидно, что цифровая таможня позволяет снизить финансовые и временные затраты на таможенное оформление, что актуально для трансграничной розничной торговли в условиях индивидуализации таможенного контроля.
В результате к ключевым логистическим инновациям в трансграничной торговле можно отнести следующие: организация логистической сети на основе сотрудничества с локальными логистическими операторами; организация выдачи товара преимущественно в автоматизированном режиме; трансграничный характер сделки при комбинированном характере поставки (как трансграничной, так и внутренней); переход к «цифровой таможне». При этом к системному логистическому решению инновационного характера можно отнести сам подход к формированию сети, связанный с полным исключением из подразделений сети коммерческих функций (продажа, оплата, маркетинг и т.п.), выполняемых посредством электронной площадки сетевого оператора. Это приводит к трансформации торговой сети в логистическую и позволяет повысить скорость и доступность доставки товаров для потребителей, снизить их временные затраты на получение товара, а фокусной компании (организатору сетевой торговли) значительно уменьшить материальные затраты на развитие и функционирование сети.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие трансграничной электронной торговли происходит за счет формирования сетевых логистических структур. Относительно более высокий уровень логистических издержек, по сравнению с электронной торговлей, на внутреннем рынке обусловливает особенности проектирования и управления трансграничными цепями поставок, а также необходимость организации логистики на основе внедрения и применения логистических инноваций. В то же время, такие инновации в условиях трансграничной электронной торговли имеют многообразный характер, а их разработка и применение обусловлены как объективными факторами (развитием цифровых технологий и обусловленной этим трансформацией цепей поставок), так и инициативным внедрением инновационных логистических решений фокусной компанией. При этом только последний подход позволит обеспечить долгосрочное преимущество в условиях международной конкуренции. |
| |
|
|