Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (89), 2024
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Иванов С. Л.
младший научный сотрудник Вологодского научного центра РАН

Повышение деловой активности российского бизнеса в условиях цифровизации экономики
Статья посвящена выявлению проблем развития российского бизнеса в условиях цифровизации и разработке мер, направленных на их эффективное применение. Выявлены проблемы и разработаны меры, направленные на повышение деловой активности российского бизнеса в условиях цифровизации. Обоснована классификация процессов цифровизации бизнеса, в соответствии с которой выполнена идентификация проблем ведения предпринимательской деятельности и предложены меры по их решению.
Ключевые слова: бизнес, цифровизация экономики, деловая активность
УДК 334; ББК 65   Стр: 107 - 111

Введение. На протяжении более десяти последних лет процессы цифровизации стали активно распространяться в различных секторах российской экономики [1–13].
Согласно статистическим данным НИУ «Высшая школа экономики», за период с 2017 по 2021 гг. темпы роста внутренних затрат организаций на создание, распространение и использование цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг, составили 69,4% [1]. В то же время, согласно мнению ведущих экспертов, а также представленным в литературе официальным статистическим данным, существует проблема, связанная с неготовностью отдельных отраслей российского бизнеса к цифровой трансформации. В частности, как отмечено в источнике «РБК Тренды», «аутсайдерами» цифровизации являются предприятия металлургии, фармацевтической отрасли и машиностроения.
Более того, характер процессов цифровизации является неоднозначным, что в некоторых случаях создает дополнительные проблемы бизнесу в направлении к цифровой «перестройке» процессов его функционирования.
Цель данного исследования состоит в выявлении проблем и разработке мер, направленных на повышение деловой активности российского бизнеса в условиях цифровизации. Научная новизна исследования заключается в обосновании классификации процессов цифровизации бизнеса, в соответствии с которой выполнена идентификация проблем ведения предпринимательской деятельности, и предложены меры по их решению. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы представителями органов государственной власти, в ведении которых сосредоточены вопросы обеспечения цифрового развития страны и ее отдельных регионов.
Вопросы, посвященные цифровизации бизнеса, имеют широкое освещение в научной литературе. Исследуя их, следует обращаться к зарубежному опыту, в особенности, опыту экономически развитых стран. Это связано с тем, что в этих странах процессы цифровизации коснулись предпринимательского сектора еще в конце 90-х — начале 2000-х годов [13, с. 106]. Следовательно, опираясь на опыт экономически развитых стран в отношении цифровизации предпринимательского сектора и, учитывая проблемы, с которыми столкнулся бизнес в этих странах в условиях рассматриваемого процесса, можно минимизировать риски наступления подобных проблем в тех странах, которые находятся на стадии перехода к цифровизации (например, в Российской Федерации, странах СНГ и др.).
Следует привести ряд исследований зарубежных авторов, в которых затрагиваются проблемы перехода бизнеса на цифровой «путь» развития [14–18]. В частности, в исследованиях [16–18] обоснованы проблемы внедрения инструментов «Big Data» [16, с. 380; 17, с. 90; 18, с. 530], в исследовании [15] — инструмента «Интернет вещей» [15, с. 325], а в исследовании [14] — технологий искусственного интеллекта в деятельность предприятий предпринимательского сектора [14, с.125]. Особо следует отметить исследования, в которых приводятся кейсы успешного внедрения цифровых технологий субъектами предпринимательства [19, с. 15–20]. В качестве основных проблем, возникающих в процессе внедрения перечисленных инструментов и технологий, автор выделяет недостаточный уровень компетенций и высокую стоимость.
Автор полагает, что цифровизация бизнеса не может во всех государствах происходить по единому «сценарию», что обусловлено особенностями законодательства, регулирующего процессы цифровизации отраслевой специализацией страны и др. Поэтому особое внимание в статье сосредоточено на работах, посвященных вопросам цифровой трансформации бизнеса в условиях отечественной экономики.
В исследовании [3] приведены факторы, снижающие уровень цифровизации российских предприятий в регионах. К их числу автор относит: низкий объем финансовой поддержки, нехватку квалифицированных специалистов, обладающих соответствующими знаниями, умениями и навыками, отсутствие, либо недостаточный уровень развития объектов цифровой инфраструктуры (например, недостаточная оснащённость станций сотовой связи, поддерживающих современные форматы мобильного Интернета) и пр. [3, с. 25].
Проблемы и перспективы цифровизации бизнеса в условиях российской экономики представлены в исследовании [11]. Автор полагает, «что главным препятствием цифровой трансформации реального сектора экономики России является непонимание реальных возможностей цифровых технологий и непрозрачность бизнес-процессов в организациях и недостаточность финансирования» [11, с. 259]. В качестве одной из перспектив повышения предпринимательской активности в условиях российской экономики, по мнению авторов данного исследования, является развитие сервисных IT-компаний, «обеспечивающих адаптацию существующих продуктов к специфике каждого предприятия» [11].
В работе автора приведены данные социологического опроса, свидетельствующего о потребности в цифровых технологиях для российских субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно данным опроса, порядка 40% респондентов считают, что онлайн-инструменты наиболее часто используются для продвижения бизнеса. Более того, порядка 50% опрошенных собираются «выйти в интернет» в ближайшем будущем, создав сайты и странички компании в социальных сетях [5, с. 2294].
Кроме того, в работе [5] были представлены результаты анализа проблем внедрения цифровых технологий в российском предпринимательстве, а также предложены рекомендации по их устранению, среди которых можно отметить потребность в квалифицированном персонале для цифровой экономики, важность обеспечения информационной безопасности, необходимость наличия информационной инфраструктуры, а также необходимость законодательного регулирования и цифрового государственного управления.
Следует выделить ряд работ, посвященных вопросам законодательного регулирования цифровизации предпринимательского сектора [2, 8, 9]. В частности, отдельные авторы исследований пришли к выводу о том, что «важнейшей задачей дальнейшего развития правового регулирования цифровых технологий становится разработка базовой модели правового регулирования цифровых технологий, позволяющей соблюсти баланс между сохранением фундаментальных общественных и правовых ценностей и беспрепятственным развитием новых технологий, направленных на улучшение качества жизни людей» [9, с. 54–56].
Особое место занимают работы, связанные с управлением бизнесом в условиях цифровизации. В частности, автором статьи [6] разработан механизм совершенствования системы обслуживания клиентов при внедрении в деятельность компании цифровых технологий [6, с. 11].
Отдельным образом хотелось бы коснуться вопроса, связанного с особенностями внедрения отдельных видов цифровых технологий в деятельность отечественных предприятий.
В исследовании [10] представлены особенности и результаты эмпирического анализа факторов, способствующих внедрению цифровых платформ. Общими факторами, которые были выделены в ходе экспертных интервью, являются «накопление знаний и информационная отдача» [10, с. 348]. Если говорить о цифровых платформах в целом, «создание критической массы конечных пользователей, разработчиков и поставщиков услуг, а также достижение самоподдерживающегося роста и масштабируемости — ключевые вопросы для успеха платформ» [Там же].
Перспективы использования RFID-технологий (технологий радиочастотной идентификации) в российском бизнесе представлены в работе [7]. Подчеркивается, что «российский рынок RFID развивается намного медленнее, чем мировой». Ключевой проблемой на пути внедрения данной технологии, как отмечают авторы, является высокая стоимость оборудования [7, с. 195]. Более того, низкая степень осведомленности о возможностях RFID приводит к тому, что потенциальные потребители данной технологии не осознают того, какие преимущества могут получить от ее внедрения. «Единственный способ решить проблему — рассказывать о реализованных на RFID проектах и получаемых заказчиком преимуществах» [Там же].
В статье [12] представлены актуальные на 2023 год проблемы внедрения и функционирования системы цифровой маркировки товаров «Честный знак» субъектами российского предпринимательства. Главными признаками недостатка национальной системы маркировки автор считает высокую стоимость внедрения, которая может повлечь убытки для малых и средних предприятий, а также дублирование функций систем-аналогов [12, с. 135]. В то же время подчеркивается, что система национальной цифровой маркировки дает и ряд «положительных изменений: повышение качества изделий, избавление рынка от контрафакта» [12, с. 136].
Проведенный литературный обзор позволяет говорить о том, что вопрос, связанный с цифровизацией российского бизнеса, является многоплановым, затрагивает различные направления деятельности предприятия, а также сферы деятельности соответствующих компетентных органов государственной власти. Большое внимание авторы уделяют проблемам, возникающим в процессе перехода бизнеса к цифровой трансформации. Более того, анализ специфики внедрения отдельных цифровых инструментов, представленный в работах [7, 10, 12], позволяет сделать вывод о «двойственной» природе процессов цифровизации, что может быть дополнительным источником проблем для бизнеса на пути к цифровой трансформации.
В рамках данного исследования использовалась технология системного анализа, базирующаяся на совокупности методов научного исследования (теоретических и эмпирических). Ключевыми методами, которые были использованы, послужили статистический метод, метод анализа литературы, метод экспертных оценок.

В настоящее время процессы цифровизации затрагивают отдельные аспекты деятельности практически любого бизнеса. Предприниматели используют различные цифровые технологии, которые позволяют решать определенные задачи. В то же время, характер процессов цифровизации для предпринимательских фирм является неоднозначным.
В научной литературе можно встретить различные типологии процессов цифровизации, выделяемых по различным основаниям: например, в зависимости от субъекта деятельности (процессы цифровизации бизнеса, процессы цифровизации населения, процессы цифровизации государства), сферы деятельности (процессы цифровизации промышленности, процессы цифровизации сферы услуг) и пр. В то же время наблюдается ограниченность сведений о том, какие можно выделить типы процессов цифровизации в рамках деятельности предпринимательских фирм.
Исходя из мотивов, побуждающих предпринимателей внедрять цифровые технологии, можно говорить о «добровольной» и «вынужденной» цифровизации. Характерной чертой «добровольной» цифровизации является то, что цифровые технологии внедряются исходя из желаний и потребностей самих предпринимателей. Как правило, использование таких технологий в настоящее время стало мейнстримом развития бизнеса. Оно позволяет решать такие важные задачи как снижение издержек ведения бизнеса, расширения клиентской базы, эффективного управления каналами сбыта, снижения стоимости контакта с целевой аудиторией, прогнозирования и мониторинга продаж и пр.
Начиная с 2020 года, отмечается рост активности внедрения российскими компаниями цифровых технологий в своей деятельности. В частности, в 2021 году (по сравнению с предшествующим годом) предприниматели стали чаще использовать облачные сервисы на 1,4 п.п., а технологии сбора, обработки и анализа больших данных — на 3,4 п.п. Вместе с тем, можно отметить и ряд негативных тенденций: сократилась доля организаций, использующих цифровые платформы, на 2,5 п.п., геоинформационные системы — на 1,4 п.п. [1, с. 51].
Использование цифровых технологий в организациях предпринимательского сектора РФ по ряду направлений существенно уступает зарубежным странам. В частности, в России доля организаций, использующих облачные сервисы, составляет 28% от общего числа организаций, в то время как в Финляндии и Швейцарии доля подобных организаций достигает 75% [1, с. 56].
Тем не менее, в целом по РФ отмечается увеличение использования таких программных средств как программные аппаратные средства, препятствующие несанкционированному доступу вредоносных программ, спам-фильтры, средства шифрования, системы обнаружения вторжения в компьютер или сеть, а также программные средства автоматизации процессов анализа и контроля защищенности компьютерных систем [1, с. 57–62].
Использование цифровых технологий позволяет снизить издержки, повысить эффективность и конкурентоспособность предприятия, осуществлять выпуск новых видов продуктов, занимая определенные ниши на рынке цифровых товаров и услуг. Однако, наряду с возникающими перспективами, появляются и новые проблемы, связанные не только с поиском инвестиций, но и с формированием новых компетенций субъектов малого бизнеса, позволяющих успешно ориентироваться в условиях цифровой трансформации. Недостаточная компетентность руководителя организации, недостаточный опыт в управлении производством, поставками продукции, логистическими схемами является основным ограничением, препятствующим динамичному росту бизнеса, и определяет потребность предпринимателя в постоянном обучении.
Более того, в настоящий момент особенно остро стоит проблема, связанная с дефицитом комплектующих, необходимых для обслуживания технологий (данная проблема стала особенно актуальна после введения в отношении РФ экономических санкций со стороны ряда зарубежных стран).
В то же время, имеют место цифровые технологии, внедрение которых носит обязательный характер, например, электронный документооборот, финансовые расчеты в электронном виде, средства электронной цифровой подписи, цифровая маркировка и пр. («вынужденная цифровизация»). Согласно официальным статистическим данным, число предприятий, задействованных в использовании перечисленных выше технологий, растет. В частности, если в 2020 г. средствами электронной цифровой подписи пользовалось 68,6% российских компаний, то в 2021 г. — 70,1% [1, с. 57–62].
С одной стороны, основная задача данных цифровых технологий состоит в снижении распространенности «теневого» сектора экономики, а также повышения качества производимой субъектами предпринимательской деятельности продукции. С другой стороны, бизнес оказывается не готов к массовому внедрению подобных технологий.
Рассмотрим данную проблему на примере внедрения системы маркировки «Честный знак» как наиболее массового и распространенного на территории Российской Федерации инструмента «вынужденной» цифровизации субъектами промышленного предпринимательства и розничной торговли.
В настоящий момент система маркировки «Честный знак» является обязательной для предприятий, производящих и реализующих отдельные виды товаров на территории Российской Федерации (молочная продукция, медицинские препараты, парфюмерия, обувь, вода, велосипеды и рамы для них, автомобильные запчасти, автомобильные покрышки и пр.). Ожидается, что в 2024 году данная система коснется всех категорий товаров народного потребления. Соответственно, первоочередным становится рассмотрение тех проблем, с которыми столкнулись субъекты предпринимательства, для которых обязательное внедрение системы цифровой маркировки коснулось ранее.
Согласно сведениям, приведенным в журнале «Эксперт», производители молочной продукции столкнулись со следующими проблемами при переходе к цифровой маркировке [4, с. 46–48]:
1. Высокие потери производительности труда. Внедрение системы для распознавания кодов маркировки требует снижения скорости работы конвейерных линий, что приводит к потере производительности труда до 40%.
2. Высокая стоимость внедрения. По словам Ильдара Файзуллина, руководителя «Уфагормолзавода», разовые затраты на внедрение системы маркировки в зависимости от масштаба производства могут составить от 6 до 300 млн рублей, а дополнительные затраты за использование услуг ЦРПТ (Центра развития перспективных технологий, который является оператором системы цифровой маркировки) для ряда молочных производств могут быть сопоставимы с величиной их месячной прибыли.
Более того, работа в системе маркировки «Честный знак» может осуществляться только в том случае, если предприятие использует упрощенную или основную системы налогообложения. Таким образом, производители рассматриваемого вида продукции, использовавшие ранее патентную систему, были вынуждены от нее отказаться [4, с. 47–48].
Как отмечает С. Манышев, директор по продукту обувной сети «Эконика», ключевая проблема внедрения проекта «Честный знак» состояла в том, что изначально были определены «слишком сжатые сроки проработки и методики ее внедрения» [4, с. 48]. Также эксперт дополняет, что «проект внедрялся в спешке», «не была учтена специфика отрасли и ее масштаб» [Там же].
Рассматривая отдельные проблемы внедрения системы цифровой маркировки в отношении фармацевтической промышленности, следует обратить внимание на позиции экспертов «Forbes», согласно которым на этапе внедрения «система маркировки лекарств сильно затормозила поставку препаратов и некоторые аптечные полки опустели». В частности, по данным РБК, осенью 2020 года из-за сбоев в системе маркировки производители лекарственных препаратов не могли передать товар дистрибьюторам и аптекам. Более того, аптеки столкнулись с тем, что, несмотря на наличие препаратов, некоторые из них невозможно было продать потребителям: система маркировки находилась в режиме обновления или фиксировался сбой, поставщик не подтверждал вводимую информацию и т.п. На этом фоне представители крупнейших ассоциаций фармацевтической отрасли обратились к Правительству РФ с просьбой незамедлительно отказаться от передачи данных в систему.
Подводя итоги исследования, следует подчеркнуть, что, несмотря на объективную необходимость цифровой «перестройки» российского предпринимательства, существует ряд проблем, которые сдерживают переход предприятий к цифровой трансформации. Общими проблемами (то есть, характерными как для «добровольной», так и для «вынужденной» цифровизации) являются ограниченность финансовых ресурсов предприятий, компетенций у персонала и руководства для осуществления деятельности в новых условиях, а также технические проблемы, связанные, в том числе, с нехваткой электронных компонентов, необходимых для обслуживания соответствующего оборудования.
К специфическим проблемам цифровой трансформации деятельности субъектов предпринимательства в условиях «вынужденной» цифровизации следует отнести возможное снижение производительности труда, а также рост издержек в связи с необходимостью смены используемой системы налогообложения.
Заключение. Проведенное исследование позволило определить меры, направленные на решение проблем, возникающих в процессе перехода российских предприятий к цифровой «перестройке» бизнеса, в зависимости от условий цифровизации.
1. В условиях «добровольной» цифровизации необходимо:
– направить меры финансовой поддержки (например, субсидии) предприятиям, активно внедряющим на своем производстве цифровые технологии. Это позволит компенсировать часть затраченных ими денежных средств, а также стимулировать спрос на цифровизацию;
– организовать в каждом российском регионе на платформах учебных заведений и центров поддержки бизнеса курсы повышения квалификации для сотрудников предприятий, ответственных за процессы цифровой модернизации производства, на льготной основе;
– стимулировать импортозамещение комплектующих, необходимых для функционирования цифровых электронных систем, внедренных на производстве, посредством расширения системы кредитования для предприятий, прямой бюджетной поддержки, налогового регулирования.
2. В условиях «вынужденной» цифровизации необходимо:
– обеспечить на безвозмездной основе предоставление оборудования субъектам предпринимательства, если его использование является необходимым с точки зрения требований действующего законодательства (например, лицензионное программное обеспечение, сканеры для учета маркированного товара, принтеры для печати этикеток, содержащих уникальный код товара, сертификаты на электронные подписи и пр.), а также проведение бесплатного обучения сотрудников предприятий работе с цифровым оборудованием.
– расширить список критериев, согласно которым субъекты предпринимательства могли бы воспользоваться инструментами налогового стимулирования (особенно те, которые вынуждены осуществить переход на другую систему налогообложения);
– организовать техническую поддержку участников цифровой системы.
Ключевую роль в процессе реализации предложенных мер должны играть органы государственной власти (федеральной и региональной), в введении которых находятся вопросы цифрового развития. Финансовой «опорой» для их реализации могут послужить средства федерального и региональных бюджетов. В частности, региональные департаменты экономического и цифрового развития должны осуществлять запрос на повышение объемов выделяемых ассигнований из федерального бюджета, которые впоследствии будут направлены на поддержку бизнеса в условиях цифровой трансформации в конкретном регионе.
Однако, остаётся проблема, связанная с формированием институциональных основ для реализации отдельных мер, например, связанных с предоставлением соответствующего цифрового оборудования в условиях «вынужденной» цифровизации. Поэтому потребуется разработка соответствующих нормативно-правовых актов, которые бы регламентировали порядок реализации каждой из предложенных рекомендаций.


Исследование выполнено в рамках гос. задания №FMGZ-2022–0002 «Методы и механизмы социально-экономического развития регионов России в условиях цифровизации и четвертой промышленной революции».

Список использованных источников:
1. Абдрахманова Г.И., Васильковский С.А., Вишневский К.О. [и др.]. Цифровая экономика: 2023: краткий статистический сборник. — Москва: НИУ ВШЭ, 2023. — 120 с.
2. Авдеева И.Л., Головина Т.А., Полянин А.В. Государственное регулирование приоритетных направлений предпринимательства в условиях цифровой экономики // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. — 2018. — № 4. — С. 13–21. DOI: 10.22394/2079–1690–2018–1–4–13–21
3. Апханова Е.Ю., Бирюкова Л.В. Цифровизация бизнеса в России: возможности и проблемы // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. — 2021. — № 1 (105). — С. 21–27. DOI 10.38161/2618–9526–2021–1–021–027
4. Долженков А., Обухова Е. Новая волна маркировки потопила фармарынок: зачем бизнес и потребителей заставляют платить миллиарды за систему маркировки // Эксперт. — 2020. — № 46. — С. 46–50.
5. Донцова О.И. Актуальные проблемы развития цифровых технологий в промышленности России // Креативная экономика. — 2022. Том 16. — № 6. — С. 2289–2300. doi: 10.18334/ce.16.6.114835
6. Зябликова О.А. Управление бизнесом в условиях цифровизации российской экономики // Вестник университета. — 2022. — No 8. — С. 5–13. DOI 10.26425/1816–4277–2022–8–5–13
7. Куликов М.М., Комиссарова М.А., Назарова И.А. Перспективы использования RFID-технологий в России // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2022. — № 4 (80). — С. 190–197. DOI 10.54220/v.rsue.1991–0533.2023.80.4.026
8. Матвеев В.В., Тарасов В.А. Государственное регулирование и поддержка цифровой экономики в России // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2019. — № 4 (38). — С. 185–193.
9. Наклескина Е.А., Одинцов С.В. Правовые основы цифровой трансформации бизнеса // Проблемы современной науки и образования. — 2021. — № 11 (168). — С. 52–57.
10. Налбандян Г.Г., Ховалова Т.В. Факторы, способствующие внедрению цифровых платформ: эмпирический анализ российского малого и среднего бизнеса // Стратегические решения и риск-менеджмент. — 2020. — № 4 (11). — С. 346–353. https://doi.org/10.17747/2618–947X-917
11. Половникова Н.А., Николихина С.А. Цифровизация в России: проблемы и перспективы // International Journal of Humanities and Natural Sciences. — 2022. Том 11. — № 4 (74). — С. 256–262. DOI:10.24412/2500–1000–2022–11–4–256–262
12. Сафина Е.Г. Проблемы цифровой маркировки товаров в настоящее время // Инновационные научные исследования в современном мире: теория, методология, практика: Сборник научных статей по материалам X Международной научно-практической конференции. Уфа, 07 марта 2023 года. — Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр «Вестник науки», 2023. — С. 133–138.
13. Циренщиков В.С. Цифровизация экономики Европы // Современная Европа. — 2019. — № 3(89). — С.104–114. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope32019104113
14. Audretsch D.B., Keilbach M. The theory of knowledge spillover entrepreneurship // Journal of Management Studies. 2007.Vol. 44. pp. 1242–1254 https://doi.org/10.1111/j.1467–6486.2007.00722.x.
15. Chang, Y.P., Dong, X.B., Sun, W. Influence of characteristics of the Internet of Things on consumer purchase intention //SBP. 2014. Vol. 42. pp. 321–330. https://doi.org/10.2224/sbp.2014.42.2.321.
16. Gardiner, A., Aasheim, C., Rutner, P., Williams, S. Skill requirements in big data: a content analysis of job advertisements // J. Comput. Inf. Syst. 2018. Vol. 58. pp. 374–384. https://doi.org/10.1080/08874417.2017.1289354 .
17. Hofacker, C.F., Malthouse, E.C., Sultan, F. Big Data and consumer behavior: imminent opportunities // J. Consum. Market. 2016. Vol. 33. pp. 89–97. https://doi.org/10.1108/ JCM–04–2015–1399
18. Obschonka M., Audretsch D.B. Artificial intelligence and big data in entrepreneurship: a new era has begun // Small Business Economics. 2020. Vol. 55. pp. 529–539 https://doi.org/10.1007/s11187–019–00202–4
19. Obschonka M., Fisch C., Boyd R. Using digital footprints in entrepreneurship research: a Twitter-based personality analysis of superstar entrepreneurs and managers // Journal of Business Venturing Insights. 2017. Vol. 8, pp. 13–23. https://doi.org/10.1016/j.jbvi.2017.05.005

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия