| | Проблемы современной экономики, N 1 (89), 2024 | | ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА | | Бургонов О. В. профессор кафедры экономики таможенного дела
Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова
филиала Российской таможенной академии,
доктор экономических наук Чивирев И. Ю. аспирант кафедры управления социально-экономическими системами
Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики
| |
| | В статье была обоснована роль государственной поддержки малых и средних предприятий, освещены ключевые проекты и программы, идентифицированы ключевые риски. На основе полученных результатов анализа были выдвинуты предложения по формированию стратегических альтернатив развития сектора малого и среднего предпринимательства при участии государства, обозначены ключевые перспективы. Показано, что сектор малого и среднего предпринимательства является одним из драйверов национального социально-экономического развития, т.к. субъекты данного сектора способны оказать существенное воздействие на рынок труда не только за счет создания дополнительных рабочих мест, но и за счет изменения динамики развития и колебаний деловой активности. Также интенсификация коммерческой активности малых и средних предприятий влияет на экономическую конъюнктуру, инновационное развитие, наращивание инвестиционного потенциала, сбалансированность спроса и предложения товаров, работ, услуг. | Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, экономическое развитие, государственные программы, экономические риски, государственное регулирование | УДК 338 Стр: 104 - 107 | Стратегическая направленность государственной поддержки сектора малого и среднего предпринимательства (далее по тексту, — МСП) находит отражение в наличии целого перечня проектно-программных документов, содержащих утвержденные на государственном уровне (федеральном, региональном, муниципальном) обеспечивающие и поддерживающие мероприятия долгосрочного характера.
Освещением вопросов государственного регулирования и поддержки субъектов МСП занимается целый ряд российских исследователей. Так, Орёл А.А. и Заборовская О.В. отмечают, что государственная поддержка МСП является условием устойчивого развития региона [1]. Зайцев А.А., Мурова К.Э., Надежина О.С. подчеркивают важность поддержки развития МСП в целях повышения экономической безопасности региона [2]. В свою очередь, А.В. Полянин, Ю.П. Соболева и В.В. Тарновский уделяли в своем исследовании отдельное внимание проблемам, сопряженным с развитием сектора МСП, носящим системный характер и требующим вмешательства со стороны государства [3].
Ключевые стратегические приоритеты поддержки развития МСП могут быть условно разделены на три главных направления — финансовое, инфраструктурное и административное. Каждое направление включает в себя перечень методов и инструментов, эффективное использование которых требует совместных усилий со стороны государства, бизнес-сообществ и общества в целом. Декомпозиция ключевых стратегических направлений поддержки развития МСП представлена на рис.1. | | | Рис. 1. Ключевые стратегические приоритеты поддержки развития МСП в Российской Федерации [4] | Следует отметить, что современный этап развития макроэкономической конъюнктуры Российской Федерации может быть охарактеризован как крайне турбулентный ввиду введения большого количества санкций и, следовательно, масштабной трансформации геополитических и торгово-экономических механизмов. Возникновение ценовых диспропорций, необходимость импортозамещения, нарушение цепочек создания стоимости и логистических цепочек неизменно приводит к снижению темпов развития субъектов МСП, поскольку они крайне чувствительны к изменениям факторов внешней и внутренней среды. В свою очередь, сокращение масштабов деятельности субъектов МСП способно привести к увеличению уровня безработицы, ухудшению качества жизни населения, возникновению дисбаланса спроса и предложения, снижению эффективности бизнес-процессов [5]. На основе анализа теоретико-методологической информации по актуальным вопросам развития МСП в условиях повышенной неопределенности и рисков составлена сводная таблица 1.
Таблица 1
Ключевые проблемы стратегического развития сектора МСП в Российской ФедерацииПроблемная область | Дефиниция ключевой проблемы |
---|
Диспропорциональная модель МСП | Модель развития МСП Российской Федерации отстает по уровню эффективности от стран с более развитой экономикой. В 2022 году доля субъектов МСП в ВВП составила порядка 20%, что втрое меньше показателей других стран [6]. | Пониженная степень реализации стратегических проектов и программ | Основной национальный проект «Малое и среднее предпринимательство» [7] получает меньшие объемы финансирования в сравнении с прочими инициативами. По состоянию на 2022 год проект получил от государства 80 млрд рублей, а Программа кризисной поддержки МСП [8] — более 100 млрд рублей.
Более того, ключевые индикативные показатели национального проекта неполные — отсутствует упомянутый ранее показатель доли МСП в ВВП страны. | Формирование системы государственного регулирования без участия бизнес-сообщества | Нормативно-правовая среда развития субъектов МСП нестабильна.
Разработка нормативно-правовых актов ведется без учета реальных потребностей субъектов МСП [9]. | Устаревшие критерии причисления субъектов к сектору МСП | Глобальные экономические изменения требуют обновления критериев причисления субъектов к сектору МСП, что также способно привести с оптимизации систем распределения налогового бремени [10]. | Повышение финансовой нагрузки на субъекты МСП со стороны банковского сектора | Наличие двойных комиссий по таким операциям как, например, возврат средств по приобретенным благам, снятие денежных средств со счетов, оплата инкаcсационного обслуживания, выплата заработной платы персоналу [11]. | Низкая вовлеченность органов местного самоуправления | Пониженная степень заинтересованности органов местного самоуправления в наращивании темпов развития сектора МСП [12]. | Формирование и предоставление отчетной документации | Субъекты МСП обязаны своевременно и в установленном объеме предоставлять большие массивы статистической информации.
При нарушении порядка и сроков предоставления отчетной документации на субъекты МСП накладываются штрафные санкции [13]. | Понижение эффективности системы налогового контроля и регулирования | Существующая на данный момент система налогового контроля достаточно сложная, требующая декомпозиции коммерческой деятельности для снижения налогового бремени [14]. | Увеличение количества и ужесточение экспортных барьеров | Текущие требования к субъектам МСП при проведении экспортных сделок завышены, большие таможенные пошлины, взносы за участие в конгрессно-выставочных мероприятиях, сложности таможенного оформления [15]. | Пониженная степень доступности для субъектов МСП к государственной собственности | У субъектов МСП практически полностью отсутствует возможность получить право на выкуп государственного недвижимого имущества [16]. |
Следует отметить тот факт, что большое число экспертов в области социально-экономического развития отмечают, что краткосрочные прогнозы для компаний-представителей сектора МСП крайне неутешительны. Так, согласно данным «Национального рейтингового агентства», причиной замедления темпов развития МСП и возникновения целого ряда сопутствующих экономических проблем явилось обострение геополитической ситуации и, как следствие, возникновение кризиса национальной экономической системы Российской Федерации [17]. Однако, в разрезе сектора МСП, несмотря на повышенный уровень неопределенности и рисков, кризисных явлений на данный момент мало, что связано со следующими аспектами [18]:
– полное проявление макроэкономических деформаций, способных оказать существенное воздействие на малые и средние предприятия (конец 2023-начало 2024 года);
– разработка и эффективная реализация Правительством Российской Федерации перечня кредитных мер поддержки субъектов МСП позволило последним сформировать запасы кредитной активности, используемые в настоящий момент для поддержания деятельности;
– за счет реализации пакета антисанкционных мер в отношении сектора МСП произошло «сглаживание» негативных эффектов текущего макроэкономического фона;
– уход иностранных компаний с российских рынков открывает возможности для интенсификации развития субъектов МСП.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что именно меры государственной поддержки, в особенности — в части предоставления финансирования деятельности субъектов МСП и оптимизации кредитной активности способны трансформироваться в увеличение масштабов и повышение степени деятельности компаний-представителей данного сектора. К концу 2023 года прогнозируется рост номинального оборота субъектов МСП на 4,17% в сравнении с аналогичным показателем 2022 года [19, c. 112].
К числу потенциальных негативных эффектов для сектора МСП на текущем этапе целесообразно относить нижеследующие:
1. снижение потребительского спроса на товары, работы, услуги, производимые и реализуемые субъектами МСП по причине уменьшения реальных доходов граждан страны;
2. сокращение торгового потенциала субъектов МСП ввиду введенных санкций и осложнения внешнеторговых отношений. Стратегия импортозамещения диктует необходимость поиска новых поставщиков и подрядчиков, что требует времени. Более того, аналоги импортной продукции могут оказаться менее качественными;
3. возникновение кассовых разрывов по причине нарушений со стороны потребителей условий оплаты товаров, работ услуг, предоставляемых субъектами МСП. Вторая не менее важная причина — нарушение баланса на валютном рынке;
4. финансовые ресурсы государства в условиях геополитической напряженности направлены в другие сектора, что приводит к сокращению мер поддержки субъектов МСП;
5. после начала специальной военной операции произошла «трудовая миграция» — часть квалифицированных специалистов покинула Российскую Федерацию, вызвав необходимость экстренной компенсации (заполнения) штатов субъектов МСП;
6. рост себестоимости продаж и потенциальный риск снижения качества по причине запрета на ввоз в Российскую Федерацию импортного оборудования и программного обеспечения. Более того, введенные запреты повышают риск снижения темпов инновационного развития предприятий;
7. введение многочисленных ограничений приводит к нарушению логистических цепочек всех уровней;
8. повышение ключевой ставки центрального банка и ужесточение кредитных требований к заемщикам в части банковского кредитования по причине опасения банков на фоне роста просроченных задолженностей и общего увеличения количества реальных и потенциальных макроэкономических рисков;
9. повышение цен на сырье, комплектующие и материалы, нарушение цепочек поставок, разрыв контактов с поставщиками способно привести к существенному сокращению доходов субъектов МСП, что также отразится на показателях ликвидности, финансовой устойчивости, рентабельности.
На основе исследования, проведенного М.В. Шатохининым и С.О. Новосельским, была составлена матрица потенциальных рисков стратегического развития сектора МСП в Российской Федерации. Оценка силы воздействия и вероятность наступления события оценивалась экспертами в баллах, минимальный балл — 1; максимальный балл — 10 (табл. 2).
Таблица 2
Матрица потенциальных рисков стратегического развития сектора МСП в Российской Федерации [19, с. 109]Риск | Потенциальное
воздействие | Вероятность
наступления | Оценка
(гр. 3 × гр. 4) |
---|
Снижение потребительского спроса | 8 | 9 | 72 | Снижение торгового потенциала | 6 | 9 | 54 | Возникновение кассовых разрывов | 5 | 8 | 40 | Уменьшение объемов государственной поддержки | 9 | 8 | 72 | Снижение уровня квалификации | 6 | 7 | 42 | Невозможность использования
импортного оборудования и ПО | 5 | 9 | 45 | Нарушение цепочек поставок | 6 | 8 | 48 | Ужесточение банковских требований | 5 | 8 | 40 | Снижение финансовой устойчивости | 8 | 7 | 56 |
В рамках оказания государственной поддержки субъектам МСП особый упор был сделан именно на поддержку финансовую, так как последняя обеспечивает процесс формирования ниш для потенциального развития МСП и повышения уровня деловой активности малых и средних предприятий. Для обеспечения высоких показателей в условиях импортозамещения необходимы крупные финансовые вложения, основой для которых должны выступить относительно дешевые банковские кредиты [20].
Согласно данным Банка России, фактические показатели кредитной активности малых и средних предприятий существенно ниже плановых значений, утвержденных в рамках «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» [21]. На рис. 2 представлена динамика изменения объема кредитов субъектов МСП в составе национального кредитного портфеля юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Исходя из данных, полученных в ходе проведения исследования, сформирован перечень рекомендаций, направленных на повышение эффективности государственной поддержки субъектов МСП на современном этапе.
1. Расширение перечня мер финансовой и кредитной поддержки для субъектов МСП, задействованных в реальном секторе экономики (добывающие, обрабатывающие производства, строительство). | | | Рис.2. Динамика изменения объема кредитов субъектов МСП в составе национального кредитного портфеля юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2021–2022 гг. [22] | 2. Пересмотр документации стратегического развития МСП, формирование детализированного перечня ключевых индикативных показателей в целях получения достоверной и полной информации о развитии сектора МСП.
3. Создание механизма сбора, анализа и практической имплементации информации о потребностях субъектов МСП перед подписанием законодательных документов на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
4. Разработка новых критериев причисления субъектов к сектору МСП при участии представителей данного сектора с их последующим утверждением на законодательном уровне.
5. Формирование для субъектов МСП системы предельных значений (желательно — пониженных) для комиссий банковских учреждений в разрезе расчетно-кассовых операций.
6. Перераспределение налоговых платежей субъектов МСП в целях обеспечения увеличения доли местных бюджетов.
7. Формирование и внедрение единой для всех субъектов МСП системы предоставления отчетной документации упрощенного формата, содержащей наиболее актуальные показатели, в целях снижения уровня административной нагрузки.
8. Обновление механизмов налогового контроля и регулирования деятельности субъектов МСП в соответствии с наиболее актуальными направлениями деятельности и финансово-экономическими показателями.
9. Упрощение механизмов участия субъектов МСП в сделках экспортного характера.
10. Создание эффективного механизма контроля над деятельностью органов местной власти в части управления государственным недвижимым имуществом.
Подводя итог, можно утверждать, что реализация государственных проектов, программ и стратегических инициатив в области поддержки субъектов МСП является одним из драйверов социально-экономического развития на национальном уровне. Значимость сектора МСП кратно увеличивается в условиях негативной политико-экономической ситуации, требующей генерирования внутренних ресурсов в целях обеспечения экономического суверенитета Российской Федерации. |
| |
|
|