Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (89), 2024
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Бургонов О. В.
профессор кафедры экономики таможенного дела
Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова
филиала Российской таможенной академии,
доктор экономических наук

Чивирев И. Ю.
аспирант кафедры управления социально-экономическими системами
Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики


Меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях экономических изменений
В статье была обоснована роль государственной поддержки малых и средних предприятий, освещены ключевые проекты и программы, идентифицированы ключевые риски. На основе полученных результатов анализа были выдвинуты предложения по формированию стратегических альтернатив развития сектора малого и среднего предпринимательства при участии государства, обозначены ключевые перспективы. Показано, что сектор малого и среднего предпринимательства является одним из драйверов национального социально-экономического развития, т.к. субъекты данного сектора способны оказать существенное воздействие на рынок труда не только за счет создания дополнительных рабочих мест, но и за счет изменения динамики развития и колебаний деловой активности. Также интенсификация коммерческой активности малых и средних предприятий влияет на экономическую конъюнктуру, инновационное развитие, наращивание инвестиционного потенциала, сбалансированность спроса и предложения товаров, работ, услуг.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, экономическое развитие, государственные программы, экономические риски, государственное регулирование
УДК 338   Стр: 104 - 107

Стратегическая направленность государственной поддержки сектора малого и среднего предпринимательства (далее по тексту, — МСП) находит отражение в наличии целого перечня проектно-программных документов, содержащих утвержденные на государственном уровне (федеральном, региональном, муниципальном) обеспечивающие и поддерживающие мероприятия долгосрочного характера.
Освещением вопросов государственного регулирования и поддержки субъектов МСП занимается целый ряд российских исследователей. Так, Орёл А.А. и Заборовская О.В. отмечают, что государственная поддержка МСП является условием устойчивого развития региона [1]. Зайцев А.А., Мурова К.Э., Надежина О.С. подчеркивают важность поддержки развития МСП в целях повышения экономической безопасности региона [2]. В свою очередь, А.В. Полянин, Ю.П. Соболева и В.В. Тарновский уделяли в своем исследовании отдельное внимание проблемам, сопряженным с развитием сектора МСП, носящим системный характер и требующим вмешательства со стороны государства [3].
Ключевые стратегические приоритеты поддержки развития МСП могут быть условно разделены на три главных направления — финансовое, инфраструктурное и административное. Каждое направление включает в себя перечень методов и инструментов, эффективное использование которых требует совместных усилий со стороны государства, бизнес-сообществ и общества в целом. Декомпозиция ключевых стратегических направлений поддержки развития МСП представлена на рис.1.
Рис. 1. Ключевые стратегические приоритеты поддержки развития МСП в Российской Федерации [4]

Следует отметить, что современный этап развития макроэкономической конъюнктуры Российской Федерации может быть охарактеризован как крайне турбулентный ввиду введения большого количества санкций и, следовательно, масштабной трансформации геополитических и торгово-экономических механизмов. Возникновение ценовых диспропорций, необходимость импортозамещения, нарушение цепочек создания стоимости и логистических цепочек неизменно приводит к снижению темпов развития субъектов МСП, поскольку они крайне чувствительны к изменениям факторов внешней и внутренней среды. В свою очередь, сокращение масштабов деятельности субъектов МСП способно привести к увеличению уровня безработицы, ухудшению качества жизни населения, возникновению дисбаланса спроса и предложения, снижению эффективности бизнес-процессов [5]. На основе анализа теоретико-методологической информации по актуальным вопросам развития МСП в условиях повышенной неопределенности и рисков составлена сводная таблица 1.

Таблица 1
Ключевые проблемы стратегического развития сектора МСП в Российской Федерации
Проблемная областьДефиниция ключевой проблемы
Диспропорциональная модель МСПМодель развития МСП Российской Федерации отстает по уровню эффективности от стран с более развитой экономикой. В 2022 году доля субъектов МСП в ВВП составила порядка 20%, что втрое меньше показателей других стран [6].
Пониженная степень реализации стратегических проектов и программОсновной национальный проект «Малое и среднее предпринимательство» [7] получает меньшие объемы финансирования в сравнении с прочими инициативами. По состоянию на 2022 год проект получил от государства 80 млрд рублей, а Программа кризисной поддержки МСП [8] — более 100 млрд рублей.
Более того, ключевые индикативные показатели национального проекта неполные — отсутствует упомянутый ранее показатель доли МСП в ВВП страны.
Формирование системы государственного регулирования без участия бизнес-сообществаНормативно-правовая среда развития субъектов МСП нестабильна.
Разработка нормативно-правовых актов ведется без учета реальных потребностей субъектов МСП [9].
Устаревшие критерии причисления субъектов к сектору МСПГлобальные экономические изменения требуют обновления критериев причисления субъектов к сектору МСП, что также способно привести с оптимизации систем распределения налогового бремени [10].
Повышение финансовой нагрузки на субъекты МСП со стороны банковского сектораНаличие двойных комиссий по таким операциям как, например, возврат средств по приобретенным благам, снятие денежных средств со счетов, оплата инкаcсационного обслуживания, выплата заработной платы персоналу [11].
Низкая вовлеченность органов местного самоуправленияПониженная степень заинтересованности органов местного самоуправления в наращивании темпов развития сектора МСП [12].
Формирование и предоставление отчетной документацииСубъекты МСП обязаны своевременно и в установленном объеме предоставлять большие массивы статистической информации.
При нарушении порядка и сроков предоставления отчетной документации на субъекты МСП накладываются штрафные санкции [13].
Понижение эффективности системы налогового контроля и регулированияСуществующая на данный момент система налогового контроля достаточно сложная, требующая декомпозиции коммерческой деятельности для снижения налогового бремени [14].
Увеличение количества и ужесточение экспортных барьеровТекущие требования к субъектам МСП при проведении экспортных сделок завышены, большие таможенные пошлины, взносы за участие в конгрессно-выставочных мероприятиях, сложности таможенного оформления [15].
Пониженная степень доступности для субъектов МСП к государственной собственностиУ субъектов МСП практически полностью отсутствует возможность получить право на выкуп государственного недвижимого имущества [16].

Следует отметить тот факт, что большое число экспертов в области социально-экономического развития отмечают, что краткосрочные прогнозы для компаний-представителей сектора МСП крайне неутешительны. Так, согласно данным «Национального рейтингового агентства», причиной замедления темпов развития МСП и возникновения целого ряда сопутствующих экономических проблем явилось обострение геополитической ситуации и, как следствие, возникновение кризиса национальной экономической системы Российской Федерации [17]. Однако, в разрезе сектора МСП, несмотря на повышенный уровень неопределенности и рисков, кризисных явлений на данный момент мало, что связано со следующими аспектами [18]:
– полное проявление макроэкономических деформаций, способных оказать существенное воздействие на малые и средние предприятия (конец 2023-начало 2024 года);
– разработка и эффективная реализация Правительством Российской Федерации перечня кредитных мер поддержки субъектов МСП позволило последним сформировать запасы кредитной активности, используемые в настоящий момент для поддержания деятельности;
– за счет реализации пакета антисанкционных мер в отношении сектора МСП произошло «сглаживание» негативных эффектов текущего макроэкономического фона;
– уход иностранных компаний с российских рынков открывает возможности для интенсификации развития субъектов МСП.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что именно меры государственной поддержки, в особенности — в части предоставления финансирования деятельности субъектов МСП и оптимизации кредитной активности способны трансформироваться в увеличение масштабов и повышение степени деятельности компаний-представителей данного сектора. К концу 2023 года прогнозируется рост номинального оборота субъектов МСП на 4,17% в сравнении с аналогичным показателем 2022 года [19, c. 112].
К числу потенциальных негативных эффектов для сектора МСП на текущем этапе целесообразно относить нижеследующие:
1. снижение потребительского спроса на товары, работы, услуги, производимые и реализуемые субъектами МСП по причине уменьшения реальных доходов граждан страны;
2. сокращение торгового потенциала субъектов МСП ввиду введенных санкций и осложнения внешнеторговых отношений. Стратегия импортозамещения диктует необходимость поиска новых поставщиков и подрядчиков, что требует времени. Более того, аналоги импортной продукции могут оказаться менее качественными;
3. возникновение кассовых разрывов по причине нарушений со стороны потребителей условий оплаты товаров, работ услуг, предоставляемых субъектами МСП. Вторая не менее важная причина — нарушение баланса на валютном рынке;
4. финансовые ресурсы государства в условиях геополитической напряженности направлены в другие сектора, что приводит к сокращению мер поддержки субъектов МСП;
5. после начала специальной военной операции произошла «трудовая миграция» — часть квалифицированных специалистов покинула Российскую Федерацию, вызвав необходимость экстренной компенсации (заполнения) штатов субъектов МСП;
6. рост себестоимости продаж и потенциальный риск снижения качества по причине запрета на ввоз в Российскую Федерацию импортного оборудования и программного обеспечения. Более того, введенные запреты повышают риск снижения темпов инновационного развития предприятий;
7. введение многочисленных ограничений приводит к нарушению логистических цепочек всех уровней;
8. повышение ключевой ставки центрального банка и ужесточение кредитных требований к заемщикам в части банковского кредитования по причине опасения банков на фоне роста просроченных задолженностей и общего увеличения количества реальных и потенциальных макроэкономических рисков;
9. повышение цен на сырье, комплектующие и материалы, нарушение цепочек поставок, разрыв контактов с поставщиками способно привести к существенному сокращению доходов субъектов МСП, что также отразится на показателях ликвидности, финансовой устойчивости, рентабельности.
На основе исследования, проведенного М.В. Шатохининым и С.О. Новосельским, была составлена матрица потенциальных рисков стратегического развития сектора МСП в Российской Федерации. Оценка силы воздействия и вероятность наступления события оценивалась экспертами в баллах, минимальный балл — 1; максимальный балл — 10 (табл. 2).

Таблица 2
Матрица потенциальных рисков стратегического развития сектора МСП в Российской Федерации [19, с. 109]
РискПотенциальное
воздействие
Вероятность
наступления
Оценка
(гр. 3 × гр. 4)
Снижение потребительского спроса8972
Снижение торгового потенциала6954
Возникновение кассовых разрывов5840
Уменьшение объемов государственной поддержки9872
Снижение уровня квалификации6742
Невозможность использования
импортного оборудования и ПО
5945
Нарушение цепочек поставок6848
Ужесточение банковских требований5840
Снижение финансовой устойчивости8756

В рамках оказания государственной поддержки субъектам МСП особый упор был сделан именно на поддержку финансовую, так как последняя обеспечивает процесс формирования ниш для потенциального развития МСП и повышения уровня деловой активности малых и средних предприятий. Для обеспечения высоких показателей в условиях импортозамещения необходимы крупные финансовые вложения, основой для которых должны выступить относительно дешевые банковские кредиты [20].
Согласно данным Банка России, фактические показатели кредитной активности малых и средних предприятий существенно ниже плановых значений, утвержденных в рамках «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» [21]. На рис. 2 представлена динамика изменения объема кредитов субъектов МСП в составе национального кредитного портфеля юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Исходя из данных, полученных в ходе проведения исследования, сформирован перечень рекомендаций, направленных на повышение эффективности государственной поддержки субъектов МСП на современном этапе.
1. Расширение перечня мер финансовой и кредитной поддержки для субъектов МСП, задействованных в реальном секторе экономики (добывающие, обрабатывающие производства, строительство).
Рис.2. Динамика изменения объема кредитов субъектов МСП в составе национального кредитного портфеля юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2021–2022 гг. [22]

2. Пересмотр документации стратегического развития МСП, формирование детализированного перечня ключевых индикативных показателей в целях получения достоверной и полной информации о развитии сектора МСП.
3. Создание механизма сбора, анализа и практической имплементации информации о потребностях субъектов МСП перед подписанием законодательных документов на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
4. Разработка новых критериев причисления субъектов к сектору МСП при участии представителей данного сектора с их последующим утверждением на законодательном уровне.
5. Формирование для субъектов МСП системы предельных значений (желательно — пониженных) для комиссий банковских учреждений в разрезе расчетно-кассовых операций.
6. Перераспределение налоговых платежей субъектов МСП в целях обеспечения увеличения доли местных бюджетов.
7. Формирование и внедрение единой для всех субъектов МСП системы предоставления отчетной документации упрощенного формата, содержащей наиболее актуальные показатели, в целях снижения уровня административной нагрузки.
8. Обновление механизмов налогового контроля и регулирования деятельности субъектов МСП в соответствии с наиболее актуальными направлениями деятельности и финансово-экономическими показателями.
9. Упрощение механизмов участия субъектов МСП в сделках экспортного характера.
10. Создание эффективного механизма контроля над деятельностью органов местной власти в части управления государственным недвижимым имуществом.
Подводя итог, можно утверждать, что реализация государственных проектов, программ и стратегических инициатив в области поддержки субъектов МСП является одним из драйверов социально-экономического развития на национальном уровне. Значимость сектора МСП кратно увеличивается в условиях негативной политико-экономической ситуации, требующей генерирования внутренних ресурсов в целях обеспечения экономического суверенитета Российской Федерации.


Список использованных источников:
1. Орёл А.А., Заборовская О.В. Совершенствование механизмов поддержки предпринимательства в ленинградской области как основа устойчивого развития региона // Журнал правовых и экономических исследований. — 2021. — № 1. — С. 136–143.
2. Зайцев А.А., Мурова К.Э., Надежина О.С. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в современных условиях как основа экономической безопасности региона // Экономические науки. — 2023. — № 223. — С. 412–419.
3. Полянин А.В., Соболева Ю.П., Тарновский В.В. Оценка эффективности государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». — 2020. — № 1. — С. 32–44.
4. Бургонов О.В., Чивирев И.Ю. Основные направления государственной политики по поддержке предпринимательства // Журнал правовых и экономических исследований. — 2023. — № 1. — С. 7–12.
5. Золотарева О.А., Юдинцева Л.А. Эффективность государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Конкурентный потенциал региона: оценка и эффективность использования. Сборник статей ХII Международной научно-практической конференции. Абакан, 2021. — С. 160–162.
6. Вклад МСП в ВВП России по итогам 2022 года может превысить 30 трлн рублей // ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/17867513 (дата обращения: 14.11.2023).
7. Малое и среднее предпринимательство // Национальные проекты.рф. URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/msp (дата обращения: 14.11.2023).
8. Программа поддержки малого и среднего бизнеса — 2023 // Контур. URL: https://kontur.ru/articles/4710#header_25703_6 (дата обращения: 14.11.2023).
9. Матюшкова Д.Н. Проблемы правового регулирования малого и среднего предпринимательства // Аллея науки. — 2020. — № 2(41). — С. 547–550.
10. Шляпникова П.И. Критерии малого предпринимательства // Вестник магистратуры. — 2022. — № 5–1(128). — С. 56–58.
11. Фролов И.Ю. комплексная модель банковского обслуживания малого и среднего бизнеса // Современный менеджмент и экономика: проблемы и перспективы развития: Сборник трудов национальной научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 23–24 мая 2019 года. — СПб.: Астерион, 2019. — С. 156–161.
12. Скуба Р.В. Роль органов местного самоуправления в поддержке малого и среднего предпринимательства //Стратегическое развитие социально-экономических систем в регионе: инновационный подход: Материалы VII международной научно-практической конференции: сборник статей и тезисов докладов, Владимир, 03 июня 2021 года / Под общ. ред. О.Л. Гойхера, М.А. Баринова, С.С. Захарова. — Владимир: Издательско-полиграфическая компания «Транзит-ИКС», 2021. — С. 333–337.
13. Копачева С.М. Проблемы бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов малого предпринимательства и перспективные направления их решения // Актуальные проблемы бухгалтерского учета, анализа и аудита: Материалы XII Всероссийской молодежной научно-практической конференции, в 2-х томах, Курск, 07 мая 2020 года / Отв. ред. Е.А. Бессонова. Том 1. — Курск: Юго-Западный государственный университет, 2020. — С. 279–284.
14. Иванов К.В. Фарафонтова Е.Л. Проблема налоговой нагрузки на малый бизнес в России //Основные тенденции развития российского законодательства: Сборник материалов по итогам XV Региональной научно-практической конференции, Красноярск, 30 октября 2020 года. — Красноярск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева», 2021. С. 69–72.
15. Дюкарева О.И. Проблема выхода малых и средних предприятий на внешние рынки (на примере рынка IT-технологий) // Инновации. Наука. Образование. — 2021. — № 46. — С. 1604–1613.
16. Лиленко, А.Т. К вопросу о государственной поддержке предпринимательства // Научные Записки ОрелГИЭТ. — 2020. — № 1(33). — С. 25–30.
17. МСП. Восстановление отложено на 4 года // Национальное рейтинговое агентство. URL: https://www.ra-national.ru/analitika/msp-vosstanovlenie-otlozheno-na-4-goda/ (дата обращения: 14.11.2023).
18. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов // Министерство экономического развития РФ. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/makroec/prognozy_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya/prognoz_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_rossiyskoy_federacii_na_2023_god_i_na_planovyy_period_2024_i_2025_godov.html (дата обращения: 14.11.2023).
19. Шатохин М.В., Новосельский С.О. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства как важнейший фактор политической стабильности // Вестник Финансового университета. — 2023. — № 13(4). — С.106–114.
20. Грязина А.С. Тимохина В.С., Пащенко Т.Ю. Проблемы государственной поддержки малого и среднего бизнеса // Экономическая безопасность общества, государства и личности: проблемы и направления обеспечения: Сборник статей по материалам IX научно-практической конференции, Пенза, 18–19 марта 2022 года. — Москва: Издательство «Перо», 2022. — С. 243–246.
21. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (вместе с «Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года») // СПС Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199462/f3fa9da4fab9fba49fc9e0d938761ccffdd288bd/ (дата обращения: 14.11.2023).
22. Аналитический обзор рынка кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства — 2022 // Банк России. URL: http://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/45145/inf_material_msp_2022.pdf (дата обращения: 14.11.2023).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия