| | Проблемы современной экономики, N 4 (88), 2023 | | ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ | | Медынская И. В. профессор кафедры мировой экономики и международных экономических отношений
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук
| |
| | В статье анализируются некоторые особенности, связанные с применением креативного маркетинга в сфере образовательных услуг и эволюцией цифровой экономики в странах СНГ, определяющие новые задачи в отношении экономического роста. Особое значение получают такие важные факторы экономического развития, как творческий, или иначе, креативный ресурс организаций высшего образования и научных исследовательских институтов. Отмечается, что маркетинг выступает неотъемлемым инструментом, двигающим инновационное развитие экономики. Рассматривается характер и специфика инструментария креативного маркетинга, которые используются для проведения существенных изменений бренда, развития целевого сегмента и позиционирования инновационных образовательных услуг в странах СНГ. Определены основные способы реализации и ресурсы креативного маркетинга в условиях цифровой трансформации в сфере образовательных услуг. Обоснована необходимость их развития в странах СНГ. | Ключевые слова: креативный маркетинг, цифровая экономика, страны СНГ, технологические инновации, образовательные услуги, экономический рост, цифровая трансформация, информационно-коммуникационные технологии | УДК 338.4 Стр: 178 - 182 | С усложнением глобальной геополитики процесс азиатской экономической интеграции оказывается более сложным, так как страны и регионы, участвующие в экономической интеграции в Азии, часто имеют огромные различия в экономических масштабах и обеспеченности ресурсами.
В настоящее время в мире происходят большие изменения, и социум вступил в новую эру великого развития и трансформации. Многополярность мира, экономическая глобализация, социальная информатизация, цифровизация и культурное разнообразие продолжают развиваться, система глобального управления и трансформация международного порядка продолжают продвигаться вперед, а распределение международной власти имеет тенденцию к перестройке в странах Содружества Независимых Государств (далее СНГ).
На современном этапе взаимодействие между Россией и странами СНГ характеризуется широким спектром областей сотрудничества, включающих сферу образовательных услуг. Страны евразийского региона развиваются неравномерными темпами. Поэтому геоэкономические и геополитические проблемы развития международного сотрудничества в современных условиях приобрели новое качество. В связи с этим, назрела необходимость выработки эффективных подходов, стратегий взаимодействия в глобальном образовательном пространстве.
Укрепление связей России со странами СНГ и с другими государствами Азии по всем направлениям — политическим, экономическим, культурным, научным, образовательным бесспорно становится задачей приоритетной. Ключевой компетенцией XXI века является умение кооперироваться — потому что все уникальные проекты могут быть выполнены только совместными усилиями образования, науки и бизнеса. Новые цифровые технологии выступают в качестве драйвера инновационного развития и радикально изменили бизнес-модели и процессы во всех отраслях стран СНГ. Маркетинг, в свою очередь, является неотъемлемым инструментом, двигающим инновационное развитие экономики этих государств. Необходимо отметить его важную роль и в сфере образовательных услуг.
Современное развитие системы образования, наличие инновационных образовательных программ и разнообразных образовательных услуг вызывает необходимость обеспечения конкурентоспособности учреждений на рынке образования. Это является основой разработки стратегии образовательной организации. В процессе разработки стратегии маркетинговое и стратегическое управление формированием дополняют друг друга [1].
Особое значение в новых реалиях цифровизации приобретает подготовка квалифицированных кадров для инновационных предприятий в различных отраслях стран СНГ.
В связи с этим, преобразования происходят и на рынке труда. В сфере занятости влияние интернет-технологий проявляется в следующем (см. рис. 1): | |  | Рис. 1. Основные тенденции влияния интернет-технологий в сфере занятости
Составлено автором | Таким образом, в связи с внедрением цифровых технологий и, соответственно, трансформацией рынка труда, возрастает необходимость модернизации образовательных организаций по предоставлению инновационных образовательных услуг.
Возрастание конкурентной борьбы в сфере образовательных услуг, увеличение требований к качеству их предоставления, необходимость дифференциации предложения в организациях высшего образования, ставят задачу по созданию инновационных способов и инструментов развития рынков образовательных услуг. В связи с этим, особое значение получают такие важные факторы экономического развития, как творческий, или иначе, креативный ресурс организаций высшего образования.
Креативность помогает выделиться и дифференцировать образовательную организацию среди конкурентов и оставить след в сознании потребителя образовательных услуг.
Позиционирование инновационных образовательных услуг в странах СНГ предоставляет возможности образовательным организациям сделать набор иностранных студентов лучше и эффективнее с точки зрения ожидаемых образовательных результатов для молодых людей.
Средства, которые применяют в процессе реализации стратегий креативного маркетинга, направлены на определенные группы потребителей образовательных услуг и классифицируются следующим образом (рис. 2): | |  | Рис. 2. Основные средства реализации стратегий креативного маркетинга
Составлено автором. | Продвижение образовательных услуг в современном мире осуществляется не только традиционным образом, посредством СМИ и проведения различного рода мероприятий, но и в пространстве глобальной сети Интернет. Конкуренция среди образовательных учреждений постепенно перемещается из физического пространства в виртуальную среду. Интернет-технологии позволяют выходить на более широкие, не только местные, региональные, национальные, но и мировые рынки потребителей образовательных продуктов и услуг. В первую очередь важен сайт образовательного учреждения и его продвижение в социальных медиа [2]. Каналы и инструменты коммуникационной среды вуза в странах СНГ (рис. 3). | |  | Рис. 3. Основные каналы и инструменты коммуникационной среды вуза
Составлено автором. | Таким образом, инструментами эффективного маркетинга в сфере образовательных услуг являются, во-первых, сайт вуза, где подробно излагаются потенциальные возможности и ресурсы, образовательные проекты и программы. Во-вторых, в интернете социальные сети, различные платформы, блоги. С их помощью достаточно просто оценить, как потенциальные студенты и абитуриенты относятся к различным образовательным организациям и предоставляемым образовательным услугам. Данное средство позволяет исследовать вкусы и потребности целевой аудитории. В-третьих, Buzz-формат, то есть «маркетинг слухов». Информация о вузах, их образовательных программах, рейтингах, социальных условиях, таких как, проживание студентов, питание, медицинское страхование и проведение досуга — все это транслируется от одного студента к другому в форме обмена мнениями об условиях обучения и сервисе. Данное средство называют также Word-of-mouth маркетингом. Позитивные отклики студентов, аспирантов и их родителей способствуют эффективному продвижению образовательных услуг. Таким образом можно замерить эффективность, выявить слабые и сильные стороны. Социальные сети могут дать больше конверсии, чем контекстная реклама. Примеры материальных носителей в сфере образовательных услуг (рис. 4): | |  | Рис. 4. Примеры материальных носителей в сфере образовательных услуг
Составлено автором | Рост числа социально значимых и коммерчески оправданных образовательных Интернет-ресурсов, использование инструментов продвижения сайтов вуза на основе дижитал-маркетинга позволит любому вузу увеличить свое присутствие во внешней среде, а также делиться своими образовательными технологиями и научными открытиями с обществом [3].
Из этого следует, что креативный маркетинг в сфере образовательных услуг — это использование уникальных и нестандартных идей продвижения; эмоциональный отклик (просмотры, комментарии, упоминания) и имидж. Это четкая стратегия, в которую вплетены основной посыл, позиционирование и тон коммуникации. Смысл креативного маркетинга в сфере образовательных услуг заключается в нестандартном способе решения маркетинговых задач с помощью разработки новаторских идей и эффективных концепций. Сформированный инструментарий используют для реализации следующих мероприятий (рис. 5): | |  | Рис. 5. Основные мероприятия для реализации креативного маркетинга в сфере образовательных услуг
Составлено автором | Важно также отметить технологию взаимодействия образовательной организации с работодателями. Здесь должна быть также информация для отраслевых сообществ, заинтересованных в сотрудничестве; кредитные учреждения, банки и др.
Стратегия креативного маркетинга в сфере образовательных услуг определяет, как бренд образовательной организации будет позиционировать себя на рынке, что будет транслировать и каким образом будет общаться с потенциальными потребителями. В современных условиях развитие цифровых технологий делает сферу дистанционного образования одной из наиболее востребованных форм получения образования и создает возможности для российских образовательных организаций выйти, как на образовательный рынок стран СНГ, так и в более отдаленной перспективе — стран БРИКС [4].
Цифровизация дает новые возможности для обеспечения равного доступа к экономическому росту и развитию. Однако, с другой стороны, ставит новые барьеры. Цифровая трансформация экономики в странах СНГ влечет за собой необходимость решения ряда важных задач в сфере образовательных услуг, обусловленных некоторыми проблемами (рис. 6): | |  | Рис. 6. Основные проблемы реализации креативного маркетинга в сфере образовательных услуг
Составлено автором | Обозначенный перечень не исчерпывает всего комплекса проблем, которые предстоит решать в современных условиях. Всесторонний подход к их решению поможет сформировать долгосрочную целенаправленную политику стран СНГ в сферах образования, подготовки кадров, предоставит новые возможности для обеспечения равного доступа к экономическому росту и развитию.
Таким образом, внедрение инновационных форм и методик высшего образования на евразийской платформе на сегодняшний день является затруднительным, в связи с тем, что нет единого подхода к процессу оказания образовательных услуг и отсутствием сетевой информационно-инновационной базы для организации обучения иностранных граждан и граждан стран СНГ. Поэтому необходимо эффективно использовать глобальные инновационные ресурсы для развития внешнеэкономического сотрудничества стран СНГ и России в сфере науки и высшего образования.
Для этого предлагается рассматривать компетентностный подход к планированию и реализации образовательных программ в организациях высшего образования стран СНГ. В значительной степени это является следствием того, что при трудоустройстве работодатели обращают внимание не только на уровень полученного выпускником образования, но и на практические навыки, полученные ими в процессе обучения [5].
Цифровая экономика несет не только угрозы, но может способствовать расширению некоторых ниш предоставления образовательных услуг для граждан стран СНГ и иностранных граждан [3]. В число стратегий в процессе трансформации цифровой экономики стран СНГ, которые будут способствовать этому, могут быть включены (рис. 7): | |  | Рис. 7. Основные стратегии, способствующие расширению некоторых ниш предоставления образовательных услуг в странах СНГ
Составлено автором | Исходя из этого, повышение значимости и расширение возможностей предоставления инновационных образовательных услуг в условиях трансформации цифровой экономики в странах СНГ будут способствовать экономическому росту и более широкому социальному прогрессу.
Важной программой также является создание электронной платформы — маркетплейса программ подготовки кадров для цифровой экономики.
Для того, чтобы быть в лидерах технологической гонки, необходимо (рис. 8). | |  | Рис. 8. Некоторые предложения автора по расширению возможностей оказания инновационных образовательных услуг в условиях трансформации цифровой экономики стран СНГ
Составлено автором | Примером сотрудничества в сфере высшего образования можно назвать подписание в Ташкенте 15 мая 2023 года меморандума между Академией Минпросвещения России и Головным научно-методическим центром по организации переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих кадров системы высшего образования при Министерстве высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан [6].
Россия намерена установить новые контакты и расширить поле сотрудничества в сфере образования, а также использовать свои ресурсы и геоэкономические преимущества для поиска геополитического влияния, что впоследствии изменит политический и экономический порядок на Евразийском образовательном пространстве. Таким образом, необходимые требования для применения креативного маркетинга в сфере образовательных услуг — это развитие целевого сегмента в условиях цифровизации и позиционирование инновационных образовательных продуктов в странах СНГ. |
| |
|
|