| | Проблемы современной экономики, N 4 (88), 2023 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Кучумов А. В. доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук Волошинова М. В. доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук Еремичева П. Ю. магистрант кафедры экономики и управления в сфере услуг,
программа «Организация управления туристскими дестинациями»
Санкт-Петербургского государственного экономического университета
| |
| | В статье отражена степень глубины влияния неравномерного развития туризма в компаративном ключе. Исследование предполагает краткий анализ факторов влияния, формирующих и укрепляющих дисбаланс с точки зрения уровня прогресса туризма на разных территориях и исследование перспективных нишевых видов туризма на примере наименее популярных направлений для путешествия по России на настоящий период времени. Рассматривается вероятность пересмотра брендинга территорий на основании потенциально привлекательной ресурсной базы, аргументированная статистическими и практически полезными данными в общем доступе. | Ключевые слова: неравномерное развитие туризма, туризм, нишевый туризм, региональный туризм, туристская дестинация, туристский комплекс | УДК 379.85:338.48; ББК 65.433 Стр: 161 - 164 | Туризм — одна из наиболее разноплановых систем в экономике, которая способствует развитию нескольких десятков смежных и косвенно относящихся к туризму, отраслей. Туристский комплекс в глобальном понимании внутригосударственных изменений нивелирует влияние экономического кризиса, сглаживает территориальную диспропорциональность и повышает уровень занятости населения. Однако, в контексте регионального развития наблюдается существенное различие между уровнем востребованности и ресурсным насыщением дестинаций.
Проблема неравномерного развития территорий существовала во все времена и не только туристский сектор является ее явным отражением. Более того, в контексте анализа туризма, влияние вопроса усиливается за счет перенасыщения туристами — «овертуризма», который достиг достаточно высокого уровня на определенных территориях. Возникновение непропорциональности чаще всего характеризуется обостренной сезонностью. Однако, не последнее место занимает симбиоз целого ряда других факторов, которые отчасти формируют и во многом укрепляют очаговые и переменные тенденции, в числе следующих факторов:
– отсутствие проведения исследований по выявлению скрытого потенциала;
– низкая осведомленность потенциального клиента о возможностях близлежащих регионов;
– нерелевантное использование имеющейся ресурсной базы дестинации;
– появление трендовых (мейнстрим) течений;
– наличие уникальных легкодоступных ресурсов в рамках дестинации;
– относительно низкая ценовая категория отдельных направлений;
– территориальная недоступность дестинаций для слоев населения, проживающих в других регионах;
– низкая окупаемость инвестиций;
– слабый уровень разработанности локальной досуговой культуры;
– ухудшающаяся экологическая обстановка;
– отсутствие единой системы оптимизации ресурсов;
– отсутствие средств в государственном бюджете;
– низкая транспортная доступность;
– отсутствие комбинированных предложений и т.д.
Естественно, что любой регион обладает некоторыми резервами для реализации и поддержания туристской конкурентоспособности, а также может становится базой для разработки основополагающего продукта туристского интереса в конкретной нише или комплекса востребованных предложений. Подобные тенденции, встречающиеся зачастую в условиях Российской Федерации, в большей степени определяют дальнейшую судьбу территорий, формируют бренд и позволяют спрогнозировать степень параллельного интереса к местным аттракциям. Однако, даже при достижении безусловного первенства дестинацией в конкретном направлении, можно раскрыть круг альтернативных территорий, которые обладают не менее богатым потенциалом для развития и могут предложить потребителю свою интерпретацию. Именно стремление к поиску альтернативы, удовлетворению стабильно эволюционирующих потребностей туристов в эмоциональном опыте и интерес к потенциально выгодным для реализации и продажи возможностям породили такой сектор, как «нишевый туризм».
Нишевый туризм — это вид путешествий, который носит немассовый характер и предполагает строгую специализацию, а также потребительскую мотивацию, основанную на узконаправленных интересах. Данный видовой сегмент в рамках межотраслевого комплекса зачастую предполагает особенную акцентуацию на таких направлениях, как например:
– событийный туризм;
– образовательный туризм;
– экологический (природный) туризм;
– спортивный туризм;
– гастрономический туризм;
– оздоровительный туризм;
– экстремальный туризм;
– религиозный туризм.
Данный сектор туристского комплекса позволяет более детально и в частном порядке проработать потребности клиента. Зачастую достаточным основанием для формирования туристского маршрута в рамках узконаправленных интересов является идея и наличие ресурсной базы в регионе. Так например, по данным официального интернет-ресурса издания «Московский комсомолец» известно, что представители ряда туристических сервисов, в числе которых «Туту.ру», «Ozon Travel» и «One Two Trip», представили перечень перспективных направлений, не пользующихся популярностью у туристов. К примеру, среди непопулярных направлений отмечается Карелия, Сахалинская область и Алтай, которые обладают наиболее очевидным спектром самых разнообразных ресурсов [9].
Известно, что данные направления представляют исключительный спектр природно-климатических и географических резервов, богатую историю и насыщенные гастрономико-ориентированные запасы. Рассматривая Карелию и Сахалинскую область в качестве примеров, можно подчеркнуть их особую значимость с точки зрения спортивного, природного и экстремального туризма. Карелия обладает возможностями для получения уникального туристского опыта, в котором сочетается экстремальный, спортивный и природно-ландшафтный виды туризма. В табл. 1 отмечены актуальные данные об особенностях экстремального отдыха в рамках субъекта по информации ресурса «Karelinfom» [10].
Таблица 1
Возможности для экстремального отдыха в КарелииВид экстрим-досуга | Характеристика | Где практикуется | Стоимость |
---|
Зиплайн | Спуск по металлическому канату с помощью специального крепления. Сочетает в себе черты экстремального и ландшафтного туризма | Горный парк Рускеала (400 м)
Карельский зоопарк (500 м)
Карелия парк (320 м) | 1–2 тыс. руб. | Роупджампинг | Прыжок с обрыва/скалы со страховочным тросом | Горный парк Рускеала (18 м)
Карелия парк, Импилахти (35 м) | 2,5–3 тыс. руб. | Сап-борды | Передвижение по водному резервуару с сап-бордом (доской для плавания) и веслом | Горный парк Рускеала
Парк Ладожские шхеры (Койонсаари)
Онежское озеро | Сап-туры — 15–20 тыс. руб. (мин.)
Аренда сап-борда — 500 р./час | Веревочный парк | Прохождение полосы препятствий над землей при помощи страховочной экипировки | Норвежский парк (Петрозаводск) | Для ребенка (110–140 см) — 800 руб. (будний день) и 1000 руб. (выходные
Для взрослого/подростка (от 140 см) — 1000 руб. (будний день) и 1400 руб. (выходной день) |
Анализируя Сахалинскую область, можно сказать, что проработанный территориальный бренд поспособствовал повышению внимания со стороны потребителя к преимуществам дестинации. Благодаря правильно преподнесенному образу региона, удалось обозначить Сахалин в качестве ключевой точки притяжения для туристов на Дальнем Востоке. По данным агентства экономической информации «Прайм», следует отметить, что на период с января по май 2023 года, туристический поток увеличился на 39% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года [11]. Данный показатель отражает позитивный характер статистики, учитывая, что ключевым объектом притяжения выступил спортивно-туристический комплекс горнолыжной направленности — «Горный воздух». Подобная информация обозначает привлекательность центра в качестве территории для развития активных видов туризма. Кроме того, министр туризма Сахалинской области — Артем Лазарев сообщил, что турпоток в область увеличился минимум на 59,2 турпоездки [13].
Кроме того, Сахалинская область обладает изобилием ресурсов для осуществления гастрономико-познавательной деятельности. Кулинарный туризм в местной интерпретации отличается в структуре не только изысканным выбором, но и возможностями совмещения с культурно-познавательным и активным направлениями. Туристы имеют уникальную возможность присоединиться к местным жителям и поучаствовать в мероприятиях по сбору местных морских моллюсков — спизулы, которых затем можно приготовить [12]. Стоит обратить внимание и на ресторанную сферу области. Согласно информации блока «Торговля, услуги и туризм», за период январь-июль 2023 года оборот общественного питания составил 6409,3 млн руб., а в процентном соотношении к соответствующему периоду предыдущего года составил 94,6% [5]. Ниже приведено графическое оформление данных Федеральной службы государственной статистики (рис. 1). | | | Рис. 1. Динамика оборота общественного питания Сахалинской области (РОССТАТ, 2023) | Рассматривая диаграмму, можно отметить, что для предприятий общественного питания наиболее прибыльными месяцами оказались март и июнь. В дополнение стоит отметить, что Сахалинская область обладает морскими продуктами, которые отличают ее брендовую составляющую от других дестинаций, ориентированных на гастрономический туризм. Так, в регионе предлагается свое уникальное прочтение азиатской кухни, где в составе блюд преобладают креветки, икра, свежий лосось, камчатский и королевский крабы [14].
Приведенная в качестве аргумента информация может восприниматься как основание для ребрендинга территории и акцентуации внимания местных властей на потенциально выгодной стороне дестинации.
Говоря об Алтае в качестве наименее востребованной для туристов дестинации в настоящее время, следует отметить заметный интерес в сторону сельского и природного туризма. Таким образом, ресурсный потенциал в отношении инфраструктурного обеспечения в первую очередь подтверждает перспективность направления. Ниже отражена диаграмма, в которой выделены количественные показатели действующих средств размещения и комплексов (рис. 2). | | | Рис. 2. Количество средств размещения в Алтайском крае | Анализируя гистограмму, можно подчеркнуть, что гостиничных предприятий стандартного типа преобладающее количество, тогда как санаторно-курортные комплексы в меньшинстве. Данные показатели отражают естественную обстановку в регионе, так как Алтай — дестинация, ориентированная преимущественно на активный отдых и природные категории нишевого туризма, среди которых:
– приключенческий;
– сельский;
– экологический;
– ландшафтный;
– охотничий;
– горный;
– конно-водный и т.д.
Обозначенную тенденцию подчеркивает и тот факт, что сельские (гостевые) дома располагаются на втором месте по количеству относительно других предприятий. Кроме того, в рамках ресурса «Национальные проекты РФ» также отмечается, что поток туристов вырос на 8% за год, по данным на начало 2023 года, а в число наиболее интересных для туриста видов досуговой деятельности вошли такие нишевые направления, как экологический, сельский, лечебно-оздоровительный, активный и познавательный туризм [15]. Более того, на государственном уровне уже предприняты меры нормативно-правового и около практического характера для поддержания развития сельского туризма. Было опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 527 «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», в котором установлены цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с целью поддержки и возмещения затрат на реализацию сельскохозяйственной деятельности [1].
В заключение следует отметить, что неравномерное развитие туризма — вечная проблема общемирового уровня, которая углубилась на основополагающих слоях формирования туристского комплекса и колоссально влияет на его целостность и степень экономического прогресса в частном порядке. Теоретические основы и практические возможности позволяют лишь сгладить последствия и снизить интенсивность этого давления, которое представляет собой комплекс факторов. Однако, нишевый (креативный) сектор туризма позволяет осуществить процесс смягчения дисбаланса, наиболее эффективно задействовав очевидные резервы дестинации в новом формате, раскрыть практически полезные скрытые ресурсы. Исследуемый перечень видов туристической активности позволяет одновременно оправдать и задействовать коммерчески полезные запасы, а также удовлетворить более узкие и специфичные потребности туристов, осуществляя параллельный вклад в экономику впечатлений. |
| |
|
|