| | Проблемы современной экономики, N 4 (88), 2023 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Чередниченко Ю. П. старший преподаватель кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса
Санкт-Петербургского государственного экономического университета
| |
| | Статья посвящена методам образования имени бренда, которое создает первое впечатление о ней. Торговая марка гостиниц и ресторанов существовала даже в те времена, когда в маркетинге и рекламе не было необходимости по причине национализации предприятий и отсутствия конкуренции. Никто не задумывался над методами образования имени, единственной целью было создать благозвучное наименование объекта. Смена вывесок отелей и вынужденный ребрендинг, вследствие ушедших из РФ гостиничных операторов, послужили основой для написания данной статьи. Отмечено, что некоторым отелям удалось сохранить свою марку, превратив ее в легендарный бренд, невзирая на изменчивые модные тенденции нейминга. | Ключевые слова: брендированные отели, бренд, нейминг, фирменный стиль, архитектура брендов | УДК 338.467.6 Стр: 155 - 158 | Торговая марка прокладывает мост между предприятием и общественностью. Над разработкой успешного названия работают целые креативные группы, исследуя портфель потребителя, его поведенческие характеристики, и, безусловно, ключевые параметры самого продукта или компании, его производящей. Смена вывесок отелей и вынужденный ребрендинг вследствие ушедших из РФ гостиничных операторов, послужили основой для написания данной статьи. Целью статьи является анализ наиболее популярных методов нейминга гостиничных предприятий и обобщение результатов.
Поставленная цель предполагает решение ряда задач:
– выявить четкую дифференциацию между смежными понятиями: брендинг, нейминг и айдентика;
– проанализировать теоретический материал, базируемый на подходах к неймингу;
– провести сравнительный анализ гостиничных торговых марок в СССР и современной России;
– сформулировать соответствующие выводы.
Предметом исследования являются тенденции брендинга и нейминга в гостиничном бизнесе. Объектом выступают исследуемые гостиничные предприятия.
Актуальность статьи обусловлена тем, что вопрос тенденций и трендов в разработке коммерческих наименований гостиниц изучен относительно слабо, однако, представители сектора столкнулись с необходимостью замены торговых марок по причине выхода объектов из международных гостиничных сетей.
Активный возраст маркетинговых исследований гостиничного рынка в России еще достаточно молод. Лет 30 назад представление о фирменном стиле было довольно размытым, ограничиваясь, как правило, единством в оформлении документации, интерьерными решениями, логотипом и слоганом. Усиление конкурентной среды сформировало острую необходимость не только в уникальном оформлении, способным провести четкую ассоциацию с продуктом или производителем, но и ее миссии, направленной на общественность, внутренней философии, и даже лексической тональностью, на которой основана подача рекламного материала. К сожалению, даже в профессиональной среде присутствует подмена понятий, когда не проводится четкая дифференциация между явлением и его определением. Так, например, понятия «брендинг», «нейминг» и «фирменный стиль» иногда отождествляют.
Терминология маркетинга основана на английском языке. Для лучшего понимания следует обращаться к переводу значений. Выстраивая иерархию понятий, следует сначала определить смысл слова «айдентика», которую воспринимают также как фирменный стиль. Следует отметить, что ряд представителей сферы маркетинга и рекламы дифференцируют эти понятия. Однако, фирменный стиль переводится на английский язык как «corporate identity», что дает основания полагать, что понятия являются тождественными. Таким образом, под айдентикой следует понимать некие отличительные характеристики продукта, способные вызвать определенные ассоциации у потребителя, формируя его узнаваемость. Несмотря на то, что, на первый взгляд, фирменный стиль воспринимается как визуализация бренда: фирменные цветовые сочетания, шрифт и пр., принято считать, что идентификация затрагивает все органы чувств, формируя целостный образ. Профессор Калифорнийского университета, известный всему миру специалист в области маркетинга, брендинга и рекламы, Дэвид Аллен Аакер, выявил 4 составляющих идентичности бренда:
– имидж (образ продукта, который сложился в представлении потребителя);
– позиционирование (стратегии, позволяющие продукту выделиться среди конкурентов);
– выгода от приобретения продукта (удовлетворение потребностей потребителей и решение их проблем);
– особенности продукта (сильные стороны, оказывающие влияние на его конкурентоспособность).
Будучи более масштабным, понятие «фирменный стиль» включает в себя бренд и нейминг. Бренд является более широким понятием и может состоять из нескольких составляющих, представленных на рис. 1. | | | Рис. 1. Элементы, составляющие бренд | Бренд представляется как нечто эфемерное, формируя ассоциации, которые возникают у потребителя при взаимодействии с продуктом. Целый комплекс инструментов работает на яркий, запоминающееся, целостный образ. Бренд может быть маркером финансового благосостояния, успеха, критерием оценки внешних данных и даже пропуском в различные социальные группы. К элементам бренда относят название (имя), слоган, логотип, фирменный стиль и пр.
Нейминг можно охарактеризовать, как имя бренда. И это один из важных его составляющих. Оно должно с легкостью произноситься и читаться, быть запоминающимся, современным, и, главное, — отражать философию бренда и соответствовать языку целевой аудитории. Имя должно гармонично вписываться в концепцию бренда.
Основные задачи нейминга заключаются в следующем:
1. Обеспечить продукту узнаваемость;
2. Защищать продукт от подделок, производимых недобросовестными конкурентами.
Существуют определенные лексико-семантические приемы по созданию названия продукта или компании:
– прагматонимы (собственные имена марки товаров);
– топонимы (использование географических названий);
– антропонимы (использование имен собственных).
Специалисты в области лингвистики выделяют три основных принципа номинации рекламного имени (нейминга):
1. Идентифицирующий (имя бренда носит прямое значение, например, «Гранд-отель Эмеральд»).
2. Символический (полное отсутствие связи между рекламным именем, т.е. наименованием бренда и его сущностью, например, «Дипломат»).
3. Условно-символический (имя отражает ключевые свойства продукта, например, «У моря»).
Следует отметить, что из всего многообразия способов образования имени бренда, далеко не все из них имеют практическое применение. К основным способам словообразования относят: лексико-семантический, морфологический, лексико-синтаксический, фонетический. Лексико-семантический предполагает проецирование значения слова на образ бренда. Применительно к гостиничным объектам, можно выделить такие названия, как «Дворянское собрание» (г. Тула). Отель позиционирует себя как исторический бутик-отель. Каждый номер выдержан в стилистике русской усадьбы XIX века, а в самом здании проводились встречи высших слоев общества российской глубинки. Название отеля полностью отражает его статус, назначение и обещает потребителю окунуться в атмосферу дворянского общества.
Морфологический способ имеет ряд подвидов, относящихся к различным изменениям в структуре слова: суффиксация, префиксация, словосложение и аббревиация. Отель «Прионежский» в г. Петрозаводск представляет суффиксально-префиксальный способ, а гостиница «Нефтехимик», расположенная в г. Тобольске имеет в названии словосложение.
Лексико-синтаксический способ подразумевает название, состоящее из словосочетания или целого предложения, например московский хостел «Мама, я в гостях».
Бренд спа-отеля «Мелиот» в г. Челябинск образован фонетическим способом, так как представляет собой собственно созданное, призванное быть уникальным, слово.
Вышеуказанные способы формирования рекламного имени гостиничных предприятий рассмотрены автором с точки зрения лексикологии. Наряду с ними, можно выделить и другие приемы, основанные на альтернативных методологиях. Ввиду другого подхода к неймингу, некоторые могут перекликаться с представленными способами словообразования.
Использование имен собственных в названиях гостиниц встречается довольно часто, и, как правило, это коррелируется либо с именем или фамилией владельца или его родственников, либо исторической персоной, которая неким образом переплетается с легендой бренда. Примером могут служить такие объекты, как отель «Петр I» в Москве, «Шаляпин Палас отель» в Казани, «Достоевский» в Санкт-Петербурге, «Борис Годунов» в Москве, Гранд Отель Видгоф в Челябинске, названный в честь владельца. Рассматривая нейминг гостиничных предприятий более масштабно, важно отметить, что большинство международных гостиничных операторов объединены брендом-фамилией основателя сети: Hilton, Marriott, Kempinski и пр. Следует отметить, что патронимы в брендах отелей практически не встречаются. К наименее удачному примеру можно отнести гостиницу категории 4 звезды «Багратион», расположенную в центре Санкт-Петербурга. Несмотря на то, что на сайте указана информация, объясняющая выбор названия, прямая корреляция бренда с историческим персонажем совсем не прослеживается: «Здание, в котором располагается отель «Багратион», имеет богатую историю и именитых владельцев. Старинный петербургский особняк на берегу Невы был построен для Светлейшего князя Иоанна Григорьевича Грузинского — главы Дома Багратионов (Багратиони)... Отель символично был назван в честь прославленного царского рода Багратионов, среди которых — выдающийся генерал Петр Иванович Багратион, а также писатели, религиозные, культурные и военные деятели». Интерьер при этих предлагаемых исторических параллелях выполнен в современной стилистке. Отсылки к историческому прошлому нет ни в оформлении, ни в общей концепции.
Географические наименования (топонимы) также относятся к именам собственным и широко используются отельерами в нейминге: «Бурятия», «Байкал Плаза», «Валдай», «Москва», «Санкт-Петербург», «Волгоград», «Липецк», «Берлин», «Париж». И это минимальная часть представленных гостиниц. Объясняется это, прежде всего, простотой в создании бренда. Кроме того, существует, хотя и не всегда, привязанность к локации. Топонимы хорошо запоминаются, однако, не способствуют привлечению внимания. В некоторых случаях можно встретить так называемые квазитопонимы, создавая несуществующее географическое наименование. За основу берут либо слэнговое название, либо историческое, которое утратило свой первоначальный вид и более не используется. Данный подход к неймингу можно проследить у эко-отеля «Хоббитлэнд», расположенного в Подмосковье. Довольно странным представляется использование городов, с которыми у объекта отсутствует географическая привязанность. Например, гостиница категории 3 звезды «Париж», расположенная на ул. Железнодорожная в Тамбове ассоциативно представляется, как пейоративный квазитопоним. Есть вероятность, что собственники выбрали это название для укрепления в сознании потребителя позитивных ассоциаций с красивым европейским городом. Данный подход был бы эффективным в случае, если отель относился бы к премиальному сегменту и некоторым образом отражал парижские мотивы.
Имена литературных героев или мифологических персонажей используются исключительно в тематических или арт-объектах. Например, «Алеша Попович Двор» в Ярославле представляет собой уникальный туристический комплекс в стиле русских былин и сказок. Данный бренд гармонично вписан в концепцию отеля. Весьма популярным персонажем у отельеров является «Онегин». Гостиницы под этим брендом есть в Санкт-Петербурге, Саратове, Ставрополе и других городах.
Нейминг предполагает использование в имени бренда различные явления природы. Гостиничный бизнес могут представлять загородные или курортные объекты, ориентирующиеся на этот подход. Это, например, «Арт Резорт Лес», находящийся в Подмосковье, Гранд Отель «Жемчужина» в Сочи. Однако, данный подход можно встретить и среди городских гостиниц: мини-отель «Туман» (Санкт-Петербург), «Сова» (Нижний Новгород). Но если имя бренда первого объекта вызывает правильные, с точки зрения продвижения, ассоциации, то названия двух последних отелей вызывают сомнения.
Авторские неологизмы можно отнести к еще одному приему нейминга. Как правило, своими силами, без услуг рекламной компании, создать емкое и запоминающееся название, отражающее философию бренда на подходящем языке потребителя, крайне затруднительно. Латиница используется чаще, чем кириллица. Это связано с доступом в международные каналы бронирования. К примерам можно отнести: отель «Alcont» (Сочи, Эсто-Садок), «Grand Spa Avax» (Краснодар), «Малетон» (Москва) и многие другие.
Создание брендов может быть основано на приемах аллюзии, когда название связано с определенными фактами или событиями. Примером может служить Парк-отель «Мазай» в Ярославской области. Территория отеля, расположенного живописном уголке, окруженного лесами в 40 км. от Ярославля. Дома из деревянного сруба выполнены в стилистике русской избы. Банный комплекс, музей крестьянского быта, ресторан с традиционной кухней, фигурки зайцев на территории комплекса, — все это прочно ассоциируется с известной некрасовской сказкой в стихах. Отель «Братья Карамазовы» в Санкт-Петербурге расположен в историческом центре города, недалеко от музея Ф.М. Достоевского. Вероятно, это и определило выбор имени бренда. На этом связь гостиничного объекта и известного произведения великого русского писателя завершается. Дизайн интерьера выполнен в современных тенденциях. Остается только предполагать, какие ожидания возможны у гостей от локальной сети гостиниц «Декабрист» в г. Чита.
Среди малых средств размещения, особенно тех, которые расположены в небольших городах, пользуется спросом нейминг посредством выбора совершенно случайных слов, напрямую никоим образом не связанных с идеологией бренда, если она вообще имеется. Это малоэффективный способ привлечь внимание к объекту, особенно при условии высокой концентрации конкуренции. Кроме того, следует относиться особенно внимательно к многообразию значений выбранных понятий. Так, например, пятигорский Парк Отель «Бугарь» категории 4 звезды имеет неоднозначную трактовку бренда. Слово «бугарь» имеет древнерусские корни, обозначая жесткокрылого жука, однако оно имело широкое метафорическое употребление с негативными коннотациями, характеризуя человека с грубыми повадками, а в современном русском языке представляет собой сленг среди программистов, а также активных пользователей сети Интернет.
Интересно отметить эволюцию нейминга в индустрии гостеприимства на протяжении конца XX — середины XXI вв. Так как в СССР отсутствовало право на частную собственность, государство не ставило приоритетом коммерческую цель нейминга. Данного понятия в принципе не существовало. Названия гостиниц избирались, как правило, посредством выбора случайных слов, имеющих хоть и символичное значение, но мало подходящее под категорию средства размещения. О концепции рассуждать достаточно сложно, гостиничные предприятия делились на классы по уровню удобств, а также некоторой сегментации: иностранные граждане, партийные чиновники, деятели культуры и искусства, обычные трудящиеся, командированные своими предприятиями, иногда советские туристы. Также популярны были и топонимы среди названий отелей: «Ленинградская», «Москва», «Домбай», «Россия», «Нева», «Южный Урал», «Берлин», «Будапешт». Лексико-синтаксический способ полностью отсутствовал, название, чаще, состояло из одного единственного слова. А морфологические приемы можно было встретить чаще у предприятий питания, чем в средствах размещения. Так, популярными именами кафе были: «Ручеек», «Ветерок», «Привокзальное» и пр. Известный всему миру «Интурист» образован способом словосложения.
Важно подчеркнуть наличие имен прилагательных в названия, что сегодня встречается нечасто. Возможно, под выбором случайных названий и подразумевалась определенная корреляция между гостиницей и ее наименованием, но практика показывает, что лексико-семантический способ все-же отсутствовал. Следует отметить, что достаточно часто встречались дублирования в названиях отелей, которые находились в разных городах. Так, наиболее распространенный бренд средств размещения в СССР, — это, безусловно «Турист», который сохранился и в наши дни. Трудно сосчитать, сколько гостиниц с этим названием можно сегодня найти в РФ: в Москве, Калининграде, Твери, Санкт-Петербурге и прочих городах. Несмотря на некоторую незамысловатость, данное имя все-же несет некий посыл до потребителя. Сложно предположить, что это будет роскошный отель с широким ассортиментом услуг. Вероятно, вторым по популярности названием из выбора случайных слов, станет гостиница «Центральная», представленные и сегодня в городах: Новосибирск, Москва, Барнаул, Киров, Екатеринбург, Брянск, Тверь и многих других. Советское наследие бренда призвано указывать если не на лидирующие позиции отелей города, то, хотя бы на это выгодное местоположение. Большим спросом пользовались случайные слова, несущие в себе некую символику: «Золотой колос», «Заря», «Сокол», «Металлург», «Советская», «Октябрьская», «Малахит», «Восход», «Элегия», «Жемчужина». Широко использовалась астрономическая тематика: «Космос», «Сатурн», «Зодиак», «Спутник».
Ранний постсоветский период изобилует «гранд отелями» и «паласами», появились и иностранные наименования, либо прямая кириллическая транслитерация. В названиях по выбору случайных слов практически отсутствует символизация, при этом от советского наследия активно избавляются, однако, некоторые все-же остаются. Так появились новые бренды: «Савой» в Москве, «Невский Палас» и «Гранд Отель “Европа”» в Санкт-Петербурге и ряд других. Реже встречаются прилагательные, а бренд представляет одно слово, но есть и весьма непривычные слова-приставки, например, «Десон-Ладога» в Санкт-Петербурге.
Особое внимание стоит уделить периоду ухода международных гостиничных операторов из РФ, что спровоцировало ребрендинг отелей, ранее входящих в состав сетей. С целью сохранения узнаваемости, практически все новые имена созвучны с предыдущими.
Прежде чем проводить анализ сетевых брендированных отелей, следует обратиться к разработанной Д.А. Аакером архитектуре брендов. Согласно его теории, существует два основных подхода к брендированию: дом брендов (house of brands) и брендированный дом (branded house). Первый подход чаще встречается на западном рынке и предполагает создание своего персонального бренда для каждой продуктовой линейки, материнский бренд головной компании при этом не афишируется. Другой подход принято считать азиатским, он подразумевает объединение всех продуктов под единой торговой маркой. Если данную модель спроецировать на гостиничный бизнес в рамках глобализации, то получается следующая картина: большинство крупных сетей работают по подходу дома брендов, при котором существует единый материнский бренд, например, «Hilton Hotels and Resorts», под зонтом которого представлены отдельные группы гостиничных объектов, ориентируясь на определенный сегмент рынка, которые имеют свой отдельный саб-бренд: «Hampton», «Double Tree», «Homewood», «Waldorf Astoria» и другие. Азиатская модель брендинга по Аакеру также представлена международными гостиничными операторами. «Kempinski Hotels» имеет в своем портфеле лишь один бренд, который присваивается всем гостиницам, входящим в данную сеть. С целью идентификации каждого из объектов, к бренду прикрепляется дополнительное наименование, как правило, по географическому названию локации отеля или его отличительных характеристиках: в Дрездене временно закрытый на реновацию «Hotel Taschenbergpalais Kempinski Dresden», в Санкт-Петербурге до недавнего времени входящий в состав сети «Kempinski Moika 22», в Москве «Baltschug Kempinski» и т.д. В каждом из отелей сети «Four Seasons Hotels and Resorts» указан материнский бренд в торговом наименовании и свой собственный: «Four Seasons Baku», «Four Seasons Prague», «Four Seasons Moscow», «Four Seasons Lion Palace» и т.д. Все объекты, за исключением последнего из представленных, указывают в саб-бренде город, в котором они находятся. Если здание отеля представляет собой историческую ценность или архитектурную уникальность, то отсылка в названии идет не на географическую локацию, а на объект недвижимости, как в случае с Санкт-Петербургом. «Four Seasons Hotel George V Paris» находится на площади Георга V, акцент ставится на местоположение.
На рис. 2 представлена архитектура брендов сети «Accor Hotels», в которую включена лишь основная часть торговых марок. Важно отметить, что каждый бренд подразумевает свою концепцию, ориентируясь на определенную целевую аудиторию. Зонтичный бренд при этом второстепенен настолько, что многие гости даже не догадываются, что «Rixos» входит в состав отелей группы «Accor», приписывая бренду турецкую принадлежность. Это верно лишь отчасти, так как в 2017 г. изначально турецкая сеть «Rixos Hotels» и французская «Accor Hotels» заключили соглашение, согласно которому часть отелей в Турции перейдет в управление сети, при этом бренд войдет в группу «Accor». | | | Рис. 2. Архитектура брендов сети Accor Hotels | В 2022–2023 гг. большая часть крупных гостиничных операторов прекратила свою деятельность на территории России. Отели продолжают функционировать, но уже в качестве независимых. Некоторые управляющие компании позволили сохранить бренд по крайней мере на некоторое время, но многим владельцам запрещено использовать торговую марку сети. В этих условиях, с сохранением интерьера, фирменного стиля, концепции сети, отельерам приходится начинать позиционирование заново, и разрабатывать и внедрять новый бренд. Чтобы гость не запутался окончательно и во избежание клиентского оттока, многие отельеры стали прибегать к своего рода мимикрии брендов, когда выбираются созвучные наименования. В качестве яркого примера можно привести отель «Гранд Карат» в Сочи, ранее «Grand Hyatt». Это современный роскошный отель класса люкс с первоклассным сервисом и положительной репутацией. Новое имя «ему не к лицу», так как упрощает его статус, удешевляя популярным в 90-е годы брендом. К слову сказать, в Пятигорске работает СПА отель «Hayat» категории 4 звезды и даже представлен на онлайн-платформах. Несмотря на тот факт, что объект не имеет отношения к одноименной сети, некоторые его постояльцы думают иначе. Предполагая, что они останавливаются в сетевом отеле, они ожидают получить высокий уровень сервиса, но столкнувшись с непрофессионализмом персонала недоумевают. Мало того что копирование чужого бренда нарушает авторские права, гостиница сталкивается с несоответствием ожиданий потребителей. Отсутствие одной буквы в товарной марке в сравнении с конкурентом может рассматриваться как сходство до степени смешения, что является нарушением.
Свернув свой бизнес в РФ, сеть «Marriott International» оставила в Санкт-Петербурге несколько объектов, которые вышли из управления и поменяли свои наименования. Так, вместо «Courtyard by Marriott» рынок получил новую марку «Cort Inn». Сходство, безусловно, присутствует. Однако, для любителей брендированных гостиниц предыдущее названии говорило о многом, например об ожидаемых услугах, уровне комфорта и сервиса. Новый бренд нужно развивать, кроме созвучия в нем нет ничего ассоциативного для потребителей, разве что английское слово «inn», означающее небольшую бюджетную гостиницу, что представляется скорее недостатком для объекта категории 4 звезды. Другой отель, вышедший из-под управления, работающий ранее под тем же брендом «Marriott Courtyard Vasilievsky» ныне выбрал более удачный вариант, расставшись полностью со своим прошлым, теперь это «River Palace Hotel». Отель находится недалеко от реки Невы, а использование слова «дворец» вызывает ассоциации с роскошью, интригует. «Renaissance St. Petersburg Baltic Hotel» переименован в «Ренартисс Исаакий». Тут очевиден намек на удачное местоположение и присутствует некоторое созвучие с предыдущей маркой. Новый бренд довольно тяжеловесный и непростой для запоминания, что может затормозить его активное продвижение за пределы Санкт-Петербурга.
А отели бренда «Sokos», управляемые новоиспеченной управляющей компанией «Wone Hotels» просто убрали материнский бренд и оставили свои прежние саб-бренды: «Palace Bridge», «Olympia Garden» и «Vasilievsky». Это решение представляется наиболее эффективным. Неожиданный подход выбрали для себя собственники отелей «Crown Plaza», фактически разбивая бренд по словам, присвоили каждому из отелей по одному из них. В итоге появились «Airportcity Plaza» и «Crown Hotel by Renaissance Development», при этом первый из них является более запоминающимся и ассоциативным. Шикарный московский «Ritz Carlton» отныне работает под новым именем «Carlton», практически копируя прежний логотип, сохранив изображение короны и льва, немного видоизменив его. Столичные отели, принадлежащие группе компаний «Сафмар», тоже сменили вывески. Теперь они объединены зонтичным брендом «Сафмар»: «Сафмар Грандъ Москва» (ранее «Moscow Marriott Grand»), «Сафмар Палас Москва» (ранее «Sheraton Palace Hotel Moscow»), «Лесная Сафмар» (ранее «Holiday Inn Moscow Lesnaya»), «Сафмар Ленинградская Москва» (ранее «Hilton Moscow Leningradskaya») и некоторые другие. Теперь они представляются в сознании потребителя как единая сеть несмотря на то, что «Сафмар» как таковой классической сетью не являются. Это удачное решение: при том, что названия не изменились радикально, они узнаваемы, и принадлежность к одной группе повышает их привлекательность.
Создание бренда является крайне трудоемким процессом, требующим большой подготовительной работы: исследовать рынок, изучить предпочтения целевой аудитории, их поведенческие характеристики. Тема нейминга в индустрии гостеприимства изучена слабо. В большинстве случаев можно встретить труды лингвистов, рассматривающих особенности стилистических приемов, используемых в названии торговых марок. Имя бренда трансформируется на протяжении не одного века: на смену одним приемам и тенденциям приходят другие, и лишь незначительная часть брендов остается неизменной. В статье приведены примеры брендирования гостиниц в России на основе открытых источников. Автор оставляет за собой право на формулировку тезисов, выражающих собственное мнение, которое носит субъективный характер. |
| |
|
|