| | Проблемы современной экономики, N 4 (88), 2023 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Шевелева А. В. профессор кафедры менеджмента, маркетинга и внешнеэкономической деятельности им. И.Н.Герчиковой
Московского государственного института международных отношений (университета) МИД РФ,
доктор экономических наук Валов И. П. начальник отдела ООО «ПИУЦ «Сапфир» (г. Санкт-Петербург) Авдеева Э. А. руководитель сектора ООО «ПИУЦ «Сапфир» (г. Санкт-Петербург),
кандидат экономических наук
| |
| | Целью данного исследования является анализ международного опыта и современных подходов для выявления набора факторов для эффективного вывода из эксплуатации и повторного использования, в том числе перепрофилирования, морской инфраструктуры. Количество выводимой из эксплуатации морской инфраструктуры растет год от года и сопряжено с большими финансовыми затратами. Данная проблема актуальна для ряда государств и нефтегазовых компаний, осуществляющих свою деятельность на шельфовых объектах. Повторное использование и перепрофилирование инфраструктуры, как элемента экономики замкнутого цикла применяется на практике, но нет единых показателей и методик для измерения и оценки для выработки оптимального подхода при преобразовании функций объектов. В статье рассматриваются экологические, социальные, технические, логистические, правовые и экономические факторы, которые непосредственно связаны с устойчивым экономическим развитием и глобальным изменением климата. Результаты статьи могут быть полезны на государственном и корпоративном уровнях при разработке соответствующей концепции и при проектировании и строительстве платформ. | Ключевые слова: экономика замкнутого цикла, устойчивое развитие, международные нефтегазовые компании, морская инфраструктура, вторичное использование, вывод из эксплуатации, морские платформы | УДК 330.341.42; ББК 65.5 Стр: 131 - 136 | Введение. Парижское соглашение по климату и Климатический пакт Глазго являются подтверждением готовности сдерживания глобального потепления на уровне 1,5 градуса Цельсия. Тринадцатая цель в области устойчивого развития [22] ориентирована на принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями, а четырнадцатая — на сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития.
Нефтегазовые платформы и другая морская инфраструктура последнего поколения спроектированы и построены с учетом защиты окружающей среды и соответствующей правовой базы, но ранее заброшенная и выведенная из эксплуатации морская инфраструктура создает угрозу для окружающей среды.
Сооружения первого поколения, построенные в период с 1950 по 1960 годы, проектировались без учета потенциальной необходимости их сноса или повторного использования. С 1958 года Женевская конвенция о континентальном шельфе требовала полного удаления заброшенных и выведенных из эксплуатации объектов [16], так как эксплуатация ресурсов континентального шельфа может повлиять на судоходство, рыболовство или сохранение живых ресурсов моря.
Принцип № 21 Декларации Конференции Организации Объединенных Наций (ООН) по окружающей среде (принята в 1972 году) включает информацию о том, что государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы в соответствии со своей собственной экологической политикой, указывая на ответственность и деятельность в пределах юрисдикции или контроля. Конвенция ООН по морскому праву UNCLOS (вступила в силу в 1982 году), а также Руководящие принципы и стандарты Международной морской организации по удалению морских установок и сооружений на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне (ИЭЗ), принятые в 1989 г., заложил основу для требований по выводу из эксплуатации в соответствии с международными стандартами. Они требуют, чтобы инфраструктура на любом континентальном шельфе или в любой ИЭЗ была демонтирована по окончании срока эксплуатации месторождения (требования не включают подводные трубопроводы и другую подводную инфраструктуру, расположенную в пределах территориальных вод страны). При этом пункт 60 статьи 3 не налагает абсолютного обязательства по выводу морских установок (на практике же зачастую происходит удаление), так как вторая часть положения сосредоточена на безопасности судоходства.
В 1992 году, в главе 17 Повестки дня на XXI век, касающейся «Защиты океанов», подробно излагаются обязательства государств в отношении предотвращения и борьбы с «деградацией морской среды из-за деятельности на море».
Программы преобразования выведенных из эксплуатации морских нефтегазовых платформ и иной инфраструктуры в искусственные рифы Rigs-to-Reefs (R2R, RtR) развиты в США [13], искусственное рифование для развития популяции рыбы широко применяется в Японии. В 2012 году штаты Луизиана, Техас, Миссисипи и Калифорния приняли специальное законодательство, устанавливающее программы строительства искусственных рифов из нефтяных и газовых платформ. Департамент дикой природы и рыболовства Луизианы (LDWF), Департамент парков и дикой природы Техаса (TPWD) и Департамент морских ресурсов Миссисипи (MDMR) управляют спонсируемыми государством планами создания искусственных рифов, которые включают текущие проекты RtR на шельфе.
На практике в течение следующих нескольких десятилетий более 7500 морских нефтегазовых объектов (на глубине от 30 до 7200 футов на расстоянии от 1 до 120 миль от берега) устаревают, охватывая национальные юрисдикции 53 стран, более 4000 в Мексиканском заливе, около 950 в Азии, около 700 на Ближнем Востоке, около 600 в Европе, около 1350 необходимо демонтировать в Северном море, Северо-Восточной Атлантике и др. Исследование IHS Markit, проведенное в 2016 году, прогнозирует глобальный вывод из эксплуатации более 2600 морских сооружений в период с 2017 по 2040 год, в результате чего общая стоимость затрат в период с 2010 по 2040 год составит 210 млрд долл. США [4].
В странах, где полное удаление является юридическим требованием, вывод из эксплуатации включает: заглушку всех скважин и отсоединение обсадных труб, скважин на 15 футов ниже морского дна; очистку и удаление всех производственных и трубопроводных стояков, поддерживаемых платформой; снятие платформы с фундамента путем отделения всех нижних компонентов на глубине не менее 15 футов ниже морского дна; утилизацию платформы на свалке металлолома, на производственной площадке или на площадке с искусственным рифом; выполнение проверки зазоров на площадке на платформе, чтобы убедиться в отсутствии мусора или потенциальных препятствий для других пользователей.
Только в водах Соединенного Королевства расходы на вывод из эксплуатации составят 17 млрд фунтов стерлингов в период с 2017 по 2025 гг. Прогнозы затрат для Северного моря различаются, но, ориентировочно составят более 1,5 млрд фунтов стерлингов в год, а общая стоимость составит 15 млрд фунтов стерлингов. Прогнозируется, что в течение следующего десятилетия глобальный вывод из эксплуатации составит 65 млрд фунтов стерлингов или около 85 млрд долл. США [12]. Обязательства по выводу из эксплуатации Австралии, где объем мировой добычи нефти и газа составляет 0,9%, оцениваются в размере 21 млрд долл. США в течение 50 лет.
Вывод из эксплуатации большого количества морской инфраструктуры, в том числе морских ветряных электростанций и нефтегазовых установок — актуальная проблема для ряда государств и нефтегазовых компаний, осуществляющих свою деятельность на шельфовых объектах. Процесс вывода из эксплуатации во многих случаях осложняется процедурой передачи морской инфраструктуры, которая может продолжать производство с более низкой нормой прибыли или осуществить перепрофилирование.
Нефтегазовые компании и заинтересованные стороны в качестве направления устойчивого развития и реализации ESG-стратегии [21] используют в практике вывод из эксплуатации морской инфраструктуры на основе подхода повторного использования или перепрофилирования инфраструктуры, что способствует минимизации негативного воздействия. Вывод из эксплуатации шельфовых объектов включает в себя комплексный набор технических, логистических, экономических, правовых, социальных и экологических составляющих, где также важен вопрос обеспечения безопасности. Современные варианты вывода объектов из эксплуатации зависят от особенностей морской инфраструктуры, места расположения, правовой составляющей и варьируются от полного или частичного демонтажа, или перемещения до перепрофилирования в качестве искусственных рифов, курортов для дайвинга, объектов море культуры и др.
Целью данного исследования является анализ международного опыта и современных подходов для выявления набора факторов для эффективного вывода из эксплуатации и повторного использования, в том числе перепрофилирования морской инфраструктуры.
Целый ряд авторов изучают вопрос вывода из эксплуатации морской инфраструктуры путем создания искусственных рифов, в том числе: Capobianco N., Basile V., Loia F., Vona R. [3]; Lemasson A.J., Somerfield P.J., Schratzberger M., Knights A.M. [10]; Jоrgensen D. [8]; Букина Ю.А. [20] и другие.
Экономика замкнутого цикла для нефтегазовой промышленности рассматривалась Khan K., Su C.W., Khurshid A., 2022 [9]; Sharma M., Joshi S., Prasad M., Bartwal S., 2023 [14]; Авдеева Э.А., 2023 [18, 19]; Тяглов С.Г., Шевелева А.В., 2015 [17].
Статья поможет выявить проблемные направления и разработать пути к эффективному выводу из эксплуатации морской инфраструктуры с применением элементов экономики замкнутого цикла. Принципы и структура, разработанные в этой статье на основе международного опыта в контексте потенциала последующего применения. Авторы дополнили сложившиеся взгляды и предложил авторское видение данного вопроса с точки зрения применения перспективных подходов.
Морские нефтегазовые платформы встречаются на континентальных шельфах по всему Мировому океану. Международные правила обязывают операторов полностью демонтировать все установки, но большое количество конструкций не рассчитано на полный демонтаж. Число установок, оставленных на месте или преобразованных в искусственные рифы, быстро растет и специальное комплексное законодательство в отношении остаточной ответственности на море является крайней необходимостью, однако нормативный режим, который регулировал бы вывод из эксплуатации, еще недостаточно развит.
Во время многолетней эксплуатации платформы фактически становятся искусственными рифами с разнообразными обитателями морской экосистемы, что важно с экологической точки зрения. При выводе из эксплуатации морской платформы обычно требуется удаление всей инфраструктуры, но разрушение созданного искусственного рифа приводит к утрате важных экосистемных составляющих. В мировой практике существует вариант использования платформы в качестве искусственного рифа, но и данный подход имеет ряд сложностей, связанных с техническими, логистическими, экологическими, социальными, правовыми и другими особенностями, а также с особенностями экосистемы.
Процесс вывода из эксплуатации теперь занимает больше времени, требует более специализированного оборудования и, как следствие, стал более дорогостоящим. Чтобы оставить установки на десятилетия, необходима программа постоянного мониторинга для предотвращения любой потенциальной опасности, однако неопределенность, связанная с сопутствующими рисками и постоянная ответственность владельцев активов делают остаточную ответственность сложной задачей.
Подходы, связанные с остаточной ответственностью в целом можно разделить на три категории:
1. принадлежит государствам, которые признают оператора/владельца лицом, несущим ответственность за все обязательства (Великобритания, Дания и Бруней);
2. операторы передают всю ответственность и обязательства, в том числе право собственности, государству (США и Венесуэла).
3. реализуется более гибкое исполнение первого подхода (Норвегия).
Международная практика вывода из эксплуатации морской инфраструктуры фрагментарна и отличается в зависимости от местоположения, где по закону существует возможность только полного удаления конструкций, а в других случаях правовые положения допускают рассмотрение и принятие альтернативных вариантов. Существует несколько вариантов вывода из эксплуатации морской инфраструктуры за исключением полного удаления: 1) сохранить на месте с размещением навигационных обозначений; 2) частичное удаление; 3) буксировка конструкции на новое место; 4) опрокидывание конструкции, т.е. положить ее на бок.
Платформы обычно состоят из двух отдельных частей: верхней части (сооружения, видимые над ватерлинией) и основания (части между поверхностью моря и морским дном). При выводе из эксплуатации надводные сооружения, содержащие рабочие компоненты, полностью демонтируются и вывозятся на берег для переработки или частичного повторного использования. Правила Закона о внешних континентальных шельфовых землях (OCSLA) требуют, чтобы оператор разделял конструкции и связанные с ними компоненты на глубине не менее 15 футов ниже морского дна перед их удалением. Операторы платформ обычно используют один из двух основных способов отделения конструкций, прикрепленных к морскому дну: механический или взрывной отрыв. Ни один из методов не создает мусора на морском дне. Механические методы используются примерно в 35% всех операций по удалению, которое улучшено благодаря алмазно-канатным и песчаным резцам. Соответствующий метод убьет меньше рыбы и потенциальный вред будет меньше для морских млекопитающих и черепах.
В последнее время использование взрывчатых веществ в открытой воде было ограничено, но его применение ниже уровня ила по-прежнему разрешено с соблюдением мер безопасности для морских млекопитающих. Разрывной отрыв связан с использованием специально разработанных кумулятивных зарядов, прикрепленных к платформе. Заряды состоят из взрывчатого вещества с особыми свойствами, которые создают достаточное напряжение при детонации, чтобы полностью разрушить компоненты платформы, расположенные на дне. Размер взрывного реза определяется в соответствии с диаметром и толщиной стенки трубчатой трубы (труб), которые необходимо разрезать.
Взрывные методы разрыва требуют меньшего количества людей и исторически приводили к меньшему количеству человеческих травм и более низким затратам по сравнению с механическим разрывом. Однако потенциальное воздействие на окружающую среду, включая массовую гибель рыбы, привело к более широкому использованию механических средств.
Вывод из эксплуатации — это сложная операция в отдаленных и суровых условиях, соответствующая глобальная оценка затрат которой составляет 210 млрд долл. США, половина из которых предназначена для закупорки и ликвидации (P&A) подводных скважин, которые по необходимости выводятся из эксплуатации на месте. В некоторых юрисдикциях действует законодательство, которое допускает налоговые льготы и правительство, а также налогоплательщики берут на себя часть расходов на вывод из эксплуатации. Процесс вывода из эксплуатации состоит из трех основных этапов и множества подэтапов: планирование, выдача разрешений и реализация.
Экономии затрат можно добиться, не удаляя инфраструктуру, а также появляется все больше доказательств, подтверждающих экологические и социальные выгоды от оставления устоявшихся экосистем, которые сложились вокруг такой инфраструктуры. Сохранение инфраструктуры на месте можно считать обоснованной альтернативой, если соблюдаются и разрешены определенные требования.
Экологические, логистические, социальные, технические и экономические факторы, связанные с деятельностью по выводу из эксплуатации морских объектов, не имеют четко определенных исходных показателей, на основе которых можно было бы измерить потенциальное воздействие, что препятствует развитию всестороннего понимания рисков, связанных с деятельностью по выводу из эксплуатации. Технико-экономическое обоснование повторного использования и перепрофилирования инфраструктуры, текущие затраты и ответственность, стандартизация процесса оценки принятия решений, влияние на окружающую среду, в том числе загрязняющими веществами (экотоксичность), разработка системы оценки, связи при функционировании и метрики экосистемных составляющих, выявление закономерностей по производству или привлечению экосистем, взаимодействие участников процесса, количественное определение и определение объёмов сокращения выбросов парниковых газов являются приоритетными направлениями развития деятельности по выводу из эксплуатации морской инфраструктуры. Помимо вышеперечисленных факторов необходимо определить пороговые значения приемлемых технических, логистических, экологических, социальных и экономических рисков и компромиссов для принятия соответствующих решений.
Технико-экономическое обоснование повторного использования и перепрофилирования морской инфраструктуры должно предусматривать расчеты всех её вариантов, в том числе альтернативных вариантов (оставить на месте, частичное удаление и перемещение в море и др.) с дальнейшим детальным анализом затрат на полный жизненный цикл каждого варианта с учетом ответственности за будущее техническое обслуживание и мониторинг. Текущие затраты и ответственность при принятии решений о выводе из эксплуатации в настоящее время зачастую игнорируются. Обобщённый опыт пока не сформировал текущие расходы на содержание, мониторинг или управление сооружениями, а также расходы, связанные с возможными происшествиями и преобразованием для изменения конечного состояния или функциональности морской инфраструктуры.
Необходимо учитывать потенциальные технические проблемы при повторном использовании морской инфраструктуры, в том числе:
– определение степени экстраполяции материала и долгосрочной/постоянной целостности конструкции за пределами первоначального проектного срока службы;
– смягчение или предотвращение рассеивания инфраструктуры в толще воды;
– оценку влияния изменения профиля и свойств морского дна на стабильность инфраструктуры после ее первоначального проектного срока службы или в другом месте;
– оптимизацию проектирования специально построенных структур для получения экологических выгод.
Необходимо учитывать сроки и спецификации государственной или федеральной аренды, геологического типа и размера нефтяного и/или газового резервуара, темпов добычи нефти и последующего истощения резервуара, возможности перемещения продукта на рынок, рыночной стоимости нефти или газа, потенциальной стоимости перепродажи, в том числе повторного использования структуры или варианта дальнейшего использования платформы оператором.
Дополнительным ключевым фактором для повторного использования морской инфраструктуры является включение соответствующих методов технического проектирования и планов технического обслуживания, гарантирующих их пригодность и безопасность для повторного использования, т.е. решений, процессов и методов, в международные инженерные стандарты и рекомендуемую практику. В процессе технического проектирования и формирования планов технического обслуживания повторного использования морской инфраструктуры дополнительного изучения требуют вопросы материаловедения комплектующих и мест соединения конструкции и их состояние, а также прогноз по преобразованию в используемой среде при увеличении срока службы. Технологии для мониторинга факторов окружающей среды (системы контроля загрязняющих веществ близ морской инфраструктуры, системы отслеживания преобразований экосистемы, автономные подводные детекторы эхолокации и др.), а также человеческие ресурсы для обслуживания соответствующих систем необходимо учитывать при расчёте технико-экономического обоснования повторного использования и перепрофилирования морской инфраструктуры.
Техническое проектирование повторного использования и перепрофилирования морской инфраструктуры при альтернативном варианте должен включать учет параметров самой установки, которые существенно различаются по размерам и массе в зависимости от глубины и условий моря, степени их обработки, размещения и других функций. Вес установок варьируется от 200 до 50 000 тонн и более, а гравитационные конструкции — сотни тысяч тонн.
Стандартизация процесса оценки принятия решений является важной и сложной задачей в силу необходимости объединения и проведения сравнительной, многокритериальной оценки междисциплинарных параметров и решений.
Влияние на окружающую среду повторного использования и перепрофилирования морской инфраструктуры, в том числе загрязняющими веществами (экотоксичность) оценивается непосредственно компаниями операторами, государством, а также организациями, которые осуществляют защиту окружающей среды. Загрязняющие вещества могут попадать в морскую среду из различных источников с течением длительного периода времени, которые могут сохраняться даже после процедур очистки и промывки и включать остаточные химические вещества, оставшиеся компоненты резервуара и радиоактивные материалы природного происхождения.
Важно отметить, что полностью не изучен вопрос влияния и воздействия ряда источников загрязнения на морские организмы, при этом на подводной инфраструктуре (включая скважинные трубы, морские коллекторы, жесткие и гибкие выкидные линии, и трубопроводы для экспорта газа) загрязняющие вещества могут образовываться в виде отложений или пленок на внутренних поверхностях.
Несмотря на то, что существуют нормативные требования, охватывающие базовую защиту окружающей среды от морских отходов и пластовой воды, все загрязняющие вещества необходимо выявлять и тщательно оценивать в рамках системы оценки рисков.
Использование искусственного рифа дайверами-любителями и рыбаками, а также иные социальные факторы могут препятствовать демонтажу морской инфраструктуры на основе технико-экономических расчетов. На практике, проекты по выводу из эксплуатации морской инфраструктуры могут столкнуться с непредвиденными сложностями, которые были продемонстрированы в 1995 году в случае с нефтяной платформой Brent Spar в Северном море, когда возникло мощное противодействие экологической организации Greenpeace [15] с мировой общественностью. Согласно данным Shell, повторное использование является лучшим практическим экологическим вариантом для Brent Spar после достижения необходимого баланса технических, экологических затрат и безопасности.
Разработка системы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) [5] с использованием морской среды необходима для рассмотрения комплексного воздействия на экосистемные услуги. В настоящее время не учитывают влияние присутствия платформ на морских млекопитающих (кроме кратковременного снижения шума). Ряд инструментов, связанных с ОВОС, учитывает экосистемные услуги. Изменения в количественной оценке услуг морских экосистем включают дополнительные мероприятия по учету данных об океане. Это инструменты высокого уровня, где необходима дальнейшая целенаправленная работа, чтобы интегрировать механизмы и применять их к процессу вывода из эксплуатации.
Анализ чистой экологической выгоды (NEBA) [11] (подход сравнительной оценки) недавно был адаптирован к выводу из эксплуатации на море, а соответствующий анализ был применен для принятия решений по вариантам вывода из эксплуатации подводных сооружений для площадок в Австралии, Карибском бассейне, Мексиканском заливе и др.
Существует множество факторов, влияющих на восстановление экосистемы (и возвращения местных обитателей) после забивки свай, таких как размер/тип сваи, метод установки (например, бурение сваи вместо забивания сваи), другие шумные операции, такие как вспомогательные суда, гидролокаторы, вертикальная сейсмическая разведка, профилирование, операции по дноуглубительным работам/сбросу камней (все из которых могут происходить одновременно с забивкой свай), географическое положение, предшествующее воздействие (например, численность неофитов в сравнении с поколениями, подвергшимися воздействию) и т.д.
Необходимо выявление закономерностей по производству или привлечению экосистем, так как на текущий момент масштабный вклад в популяцию рыб и рыболовство в региональном масштабе не установлен. Данные о промысле за несколько лет до и после установки отсутствуют. Зоны нефтяной безопасности, где предусмотрен запрет на рыболовство в районе морских нефтяных платформ, привел к появлению зон отчуждения вокруг. При транспортировке морских платформ на низкой скорости осуществляется перемещение (распространение) многих видов морских обитателей, в том числе: ракушек, мидий, оболочников, морских гребешков, кораллов, устриц, рыб, и др. на большие расстояния. Экосистема, образованная в результате установки платформы, может стать фактором, препятствующим их удалению и восстановлению.
Подводная антропогенная инфраструктура действует как искусственные рифы, предоставляя структурно сложные твердые субстраты для расселения сидячих организмов на безликих участках морского дна. Нефтегазовая морская инфраструктура установлена до момента инициирования процедуры сбора численности важных для рыболовства видов по сравнению с окружающими местами обитания. Оценка морских платформ, как новых экосистем, обеспечит механизм рассмотрения экологической значимости этих платформ в процессе вывода из эксплуатации. Производство рыбы на нефтегазовых объектах может быть на порядок выше, чем в прилегающих средах обитания с мягким дном или естественных скалистых рифах с более низким рельефом.
Долгосрочное присутствие морских объектов влияет на экологическое разнообразие, продуктивность и связанность посредством перемещения и расселения морских организмов. Влияние на перемещение видов может быть отрицательным для всей морской инфраструктуры, следовательно, нужен долгосрочный мониторинг. Удаление инфраструктуры может оказать влияние на модели перемещения некоторых видов, изменяя основные причины присутствия и поведения.
Взаимодействие участников процесса для формирования единого видения и понимания ценностей заинтересованных сторон (регуляторов рифов, менеджеров по рыболовству и охране окружающей среды, потенциальных поставщиков рифового материала, государственных чиновников, широкой общественности и др.), фиксируя преимущества, риски и последствия действий по выводу из эксплуатации морской инфраструктуры. Обзор социальных, экономических и других преимуществ и рисков основан на потенциальных и фактических оценках.
Количественное определение объёмов сокращения выбросов парниковых газов важно рассчитывать для всех вариантов вывода из эксплуатации морской нефтегазовой инфраструктуры, так как оценка полного жизненного цикла важна с точки зрения глобальной цели достижения нулевых выбросов парниковых газов к 2050 году.
Для количественной оценки выбросов, связанных с выводом из эксплуатации морской инфраструктуры, необходимо учитывать различные источники, в том числе выбросы, связанные с выработкой электроэнергии после прекращения добычи, факельным сжиганием и сбросом газов, эксплуатацией и транспортировкой морских судов, выводом из эксплуатации скважин, демонтажем на суше, дальнейшей транспортировкой, а также обработкой и переработкой отходов на суше [23]. Количественная оценка потенциала использования морской экосистемы, сформировавшейся близ морской инфраструктуры также допустима и необходима для глубокого анализа.
Для оценки этих параметров требуется четко структурированный и стандартизированный метод расчета выбросов при выводе из эксплуатации морских сооружений, который учитывает применимые местные, национальные и глобальные требования, а также то, как следует учитывать трансграничные аспекты.
Географические характеристики размещения морской инфраструктуры состоят из многочисленных, но при этом характерных наборов параметров окружающей среды (например, температура моря, течения, глубина морского дна, соленость, содержание взвешенных органических веществ). Поскольку платформа проникает в толщу воды от морского дна до поверхности воды, глубина воды и связанные с ней переменные среды, такие как проникновение света, турбулентность и температура, могут быть важными переменными.
Опыт ряда стран по эффективному перепрофилированию морской инфраструктуры, платформ, показал, что искусственные рифы могут способствовать развитию экономики замкнутого цикла при реализации проектов, способствующих развитию экологической повестки. Морские нефтегазовые платформы могут играть важную экологическую роль для различных сидячих организмов и служат убежищем для тюленей, рыб и китов. При установке платформы формирование фауны происходит быстро: рыба появляется в течение нескольких часов, а экологическая последовательность приводит к созданию сложной среды обитания рифового типа в течение 5–6 лет.
В мировой практике изучается вариант перепрофилирования морских платформ в объекты производства возобновляемой энергии (проект RELife), где важными являются экономическая, технологическая и экологическая составляющие.
Заключение. Подводя итог, следует отметить, что количество морской инфраструктуры, подлежащей выводу из эксплуатации, увеличивается и, согласно прогнозам по разработке углеводородов на шельфе, темпы сохранятся на среднесрочную перспективу. В настоящее время решения принимаются с ограниченным пониманием последствий, обеспечивая при этом наличие гибких политических рамок, способных быстро реагировать на фактическую ситуацию. При этом повторное использование и перепрофилирование морской инфраструктуры способствует дисконтированию денежного потока отложенного вывода из эксплуатации.
На основе анализа опыта зарубежных нефтегазовых компаний можно заключить, что вывод из эксплуатации нефтегазовой инфраструктуры на шельфе в Северном море и в США достаточно хорошо изучен, но единые исходные показатели и методики оценки измерения потенциального воздействия не сформированы. При этом в настоящее время идет активное освоение новых шельфовых месторождений нефти и газа на Юго-Востоке, в Австралии и Бразилии.
Правительство США и большинство отдельных прибрежных штатов занимаются вопросом создания искусственных рифов уже более ста лет. Зарубежное планирование искусственных рифов перешло к более интегрированной программе исследований и разработок для улучшения, сохранения и управления ресурсами для достижения как краткосрочных, так и долгосрочных целей.
Согласно проведенному исследованию было выявлено, что экологические, логистические, социальные, технические и экономические факторы при выводе из эксплуатации морской инфраструктуры не имеют четко определенных исходных показателей. Классификация предложена на основе стандартных дисциплин, но их специфика способствует изучению различных сфер для выявления оптимальных решений. Выявление и количественная оценка приемлемых порогов риска должна быть приоритетом для будущих исследований, где важную роль играет экономическая эффективность и экологическая безопасность. Долгосрочный мониторинг оценочных параметров позволит снизить потенциальный риск.
Поимо формирования статистической базы для разработки оптимального механизма расчета вывода из эксплуатации морской инфраструктуры с учетом комплексного набора технических, логистических, экономических, правовых, социальных и экологических составляющих возможно использование компьютерных технологий и систем оперативного сопоставления для решения таких задач, как наличие неполных и разрозненных доказательных баз, динамических преобразований в доказательных методах, технологических решениях и разрешения социально-политических конфликтов. |
| |
|
|