| | Проблемы современной экономики, N 4 (88), 2023 | | СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА | | Устинов М. А. начальник отдела по связям с парламентами стран СНГ
Управления межпарламентского сотрудничества
Аппарата Государственной Думы Российской Федерации (г. Москва)
| |
| | В статье рассматриваются основные подходы и форматы выстраивания российскими парламентариями связей с законодательными органами государств-участников СНГ в гуманитарной сфере. | Ключевые слова: СНГ, Госдума РФ, гуманитарное сотрудничество, парламентская дипломатия | УДК 342.53 Стр: 38 - 39 | Культурно-гуманитарное сотрудничество, отнесенное к приоритетам российского председательства в СНГ в 2024 году [1], представляется наиболее значимым и важным фактором для закрепления и выстраивания стратегически обусловленных, эффективных международных отношений на пространстве Содружества.
Такой подход приобретает особую актуальность в силу имеющих место процессов трансформации политической и экономической систем, как на мировом уровне, так и на постсоветском пространстве.
Активное использование потенциала гуманитарного сотрудничества на пространстве СНГ в различных областях, включающих культуру, искусство, науку и образование, сохранение исторического и культурного наследия, молодежную политику, издательское, музейное, библиотечное и архивное дело, спорт и туризм для достижения целей качественного повышения роли человеческого капитала послужит укреплению ценностных гуманистических основ государств-участников СНГ, их вкладу в формирование справедливого многополярного мироустройства.
В отличие от Евразийского экономического союза и Организации Договора о Коллективной Безопасности, уставные документы которых не предусматривают гуманитарные повестки, в СНГ эта сфера международного сотрудничества широко представлена. Поэтому недооценка роли этой организации и тем более прогнозы о ее исчезновении в будущем не соответствуют действительности.
В обновленной в 2020 году Концепции дальнейшего развития СНГ подчеркивается отличительная особенность Содружества как региональной организации — взаимодействие практически во всех сферах межгосударственных отношений, гибкость механизмов и форматов коллективного сотрудничества, основанного на общности интересов и задач, стоящих перед государствами-участниками, взаимном доверии и уважении [2, п.1.1].
Именно одной из таких целей развития СНГ определено сотрудничество в гуманитарной сфере. Более того, укреплению гуманитарных связей должно способствовать межпарламентское сотрудничество заинтересованных государств — участников СНГ. Гуманитарное сотрудничество — важнейший элемент взаимодействия, который позволяет в полном объеме задействовать человеческий фактор в межгосударственных отношениях. При этом активизация и эффективное использование механизмов парламентской дипломатии [3] является залогом в реализации успешной и результативной объединительной повестки, основанной на общности интересов и задач, стоящих перед государствами-участниками Содружества.
Базовыми действующими моделями для осуществления парламентариями гуманитарного сотрудничества в рамках СНГ стали двусторонние и многосторонние форматы.
Основной механизм реализации гуманитарной политики за рубежом, определенной одноименной Концепцией, выражен в проведении Советом Федерации и Государственной Думой соответствующей работы по законодательному обеспечению ее реализации, а также выполнению задач парламентской дипломатии [4, п.112].
На сегодняшний день в структуре Совета Федерации два комитета, сформированных из числа сенаторов Российской Федерации, к вопросам ведения которых отнесена гуманитарная проблематика — Комитет по социальной политике и Комитет по науке, образованию и культуре. Всего в Совете Федерации 10 комитетов [5].
В структуре Государственной Думы — 7 профильных комитетов, образованных из числа депутатов палаты, — Комитет по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, Комитет по культуре, Комитет по молодежной политике, Комитет по науке и высшему образованию, Комитет по просвещению, Комитет по туризму и развитию туристической инфраструктуры, Комитет по физической культуре и спорту. Всего в Государственной Думе 32 комитета [6].
В качестве примера можно отметить, что в структуре Национального Собрания Республики Армения создана 1 комиссия (из 12) [7], отвечающая за гуманитарное направление законодательной деятельности; в Милли Меджлисе Азербайджанской Республики — 3 комитета (из 15) [8]; в Жогорку Кенеше Киргизской Республики — 1 комитет (из 8) [9].
В рамках двусторонних связей российского парламента с парламентами стран СНГ существуют хорошо зарекомендовавшие себя форматы двусторонних межпарламентских комиссий (действуют с большинством парламентов стран СНГ), групп по связям с парламентами СНГ (так называемые «группы дружбы», члены которых, как правило, имеют личные контакты с иностранными коллегами, уделяя внимание, прежде всего, гуманитарным вопросам). Также при подготовке информационных, аналитических и справочных материалов для проведения бесед и переговоров руководства Федерального Собрания с партнерами из парламентов стран СНГ в обязательном порядке учитывается проблематика гуманитарного сотрудничества.
Основной задачей многостороннего гуманитарного сотрудничества с государствами–участниками СНГ является формирование единого культурного, образовательного и информационного пространства, сохранение многовековых духовных связей с народами этих государств, всестороннее развитие таких связей, поиск новых эффективных форм сотрудничества, укрепление исторически сложившихся позиций русского языка в этих государствах [3, п.83].
Главной площадкой для взаимодействия парламентариев СНГ в гуманитарной сфере является Межпарламентская Ассамблея СНГ (МПА), состоящая из парламентских делегаций государств–участников Содружества. В своей структуре МПА СНГ имеет постоянно действующие комиссии, формирующиеся из числа депутатов профильных комитетов национальных парламентов для обсуждения модельных законопроектов, рекомендаций, других законодательных актов в гуманитарной сфере и их имплементации в правовые системы государств–участников: это Комиссия по культуре, информации, туризму и спорту, Комиссия по науке и образованию, Комиссия по политическим вопросам и международному сотрудничеству[10]. За период 2020–2022 гг. в гуманитарной сфере было принято 15 модельных законов и 4 рекомендации.
Деятельная активизация гуманитарного сотрудничества за счет использования российскими законодателями потенциала парламентской дипломатии, как уникального внешнеполитического механизма для ведения диалога и полилога в парламентском измерении Содружества, реализация инструментов «мягкой силы» будет способствовать достижению государственных целей во благо межнационального согласия и повышения культурно-гуманитарного уровня населения стран СНГ. |
| |
|
|