| | Проблемы современной экономики, N 4 (88), 2023 | | ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ | | Завгородний А. Ф. профессор кафедры международных экономических отношений
Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии,
заслуженный работник высшей школы РФ, доктор исторических наук Кудрова Н. А. зав. кафедрой международных экономических отношений
Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии,
кандидат экономических наук Кузминых Ю. В. профессор кафедры управления
Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии,
доктор экономических наук
| |
| | В статье рассмотрены инструменты обеспечения конкурентоспособности продовольственной продукции в ЕАЭС, представлены два крупных блока государственных и частных инструментов. Подробно рассмотрены инструменты государственно-частного партнерства, обеспечивающие конкурентные преимущества продовольственной продукции. Определены таможенные инструменты обеспечения конкурентоспособности экспортируемых продовольственных товаров. Представлены направления совершенствования таможенных инструментов, обеспечивающих конкурентоспособность продовольственной продукции. Выдвинута гипотеза об увеличении степени влияния таможенных инструментов на конкурентоспособность продовольственной продукции. | Ключевые слова: конкурентоспособность продовольственной продукции, государственно-частное партнерство, таможенные инструменты, экспорт продовольственных товаров, ЕАЭС | УДК 339.5; ББК 65.428.8с51 Стр: 16 - 20 | Инструменты обеспечения конкурентоспособности продовольственной продукции в ЕАЭС можно разделить на два крупных блока: государственные и частные. Государственные инструменты обеспечения конкурентоспособности направлены на поддержку стратегически важных для стран ЕАЭС товаров. При этом, каждая страна-участница ЕАЭС вправе самостоятельно выбирать оптимальные инструменты для поддержки конкурентоспособности национальных продовольственных товаров.
Так, например, в Российской Федерации для поддержки конкурентоспособности продовольственных товаров применяются следующие государственные инструменты:
– организационные инструменты;
– кредитно-финансовые инструменты;
– научно-технические и инвестиционные инструменты;
– государственно-частное партнерство;
– таможенные инструменты;
– законодательные инструменты и т.д. (см. рис. 1) [1].
При этом, не во всех странах-членах ЕАЭС государственная поддержка конкурентоспособности поддерживается на столь же высоком уровне. Так, например, в Армении крайне низок уровень государственной поддержки, оказываемой сельскому хозяйству, а осуществляемые меры часто не приносят желаемого эффекта. Для развития отрасли необходимо увеличить бюджетные ассигнования и использовать их с большей эффективностью. В Армении до сих пор отсутствуют законы о кооперации, о фермерских и крестьянских хозяйствах, о государственном регулировании аграрной сферы, об аренде земли, о развитии сельского хозяйства. Все это естественным образом влияет и на уровень развития продовольственной сферы. | |  | Рис. 1. Инструменты государственной поддержки конкурентоспособности продовольственных товаров в Российской Федерации | Поскольку таможенные инструменты обеспечения конкурентоспособности продовольственной продукции в ЕАЭС будут подробнее рассмотрены в следующих исследованиях, то в рамках данной статьи проанализируем применение кредитно-финансовых инструментов обеспечения конкурентоспособности продовольственной продукции и государственно-частного партнерства, поскольку, по мнению авторов, они являются наиболее эффективными.
Под кредитно-финансовыми инструментами обеспечения конкурентоспособности продовольственной продукции в Российской Федерации понимается: льготное кредитование российских производителей продовольственных полуфабрикатов и готовой продукции, которые реализуют ее на мировом и национальном рынке; предоставление субсидий при производстве продовольственной продукции; применение льготного налогообложения и т.д. Например, государственное субсидирование российских компаний, которые реализуют на территории Российской Федерации приоритетные инвестиционные проекты, предусматривает возмещение до 30% затрат, связанных с приобретением оборудования в целях модернизации и технологического развития производственных мощностей, а также — возмещение до 50% затрат на уплату первого взноса по договорам лизинга оборудования с российскими лизинговыми компаниями.
Так, например, такой льготой могут воспользоваться российские компании, которые производят стратегически важные продовольственные товары: мясо и молочную продукцию, зерно, овощи и фрукты, продукты для детского питания и т.д. Государственное субсидирование такого производства позволяет компаниям сократить постоянные и переменные издержки, что, в свою очередь, снижает себестоимость продовольственной продукции. Следовательно, компании, которые являются пользователями государственных субсидий, могут реализовывать свою продовольственную продукцию по ценам, которые ниже, чем у конкурентов, а в случае с продовольственными товарами — чем ниже их розничная цена, тем выше спрос на них при адекватном соотношении «цена/качество».
Еще одним примером кредитно-финансового инструмента обеспечения конкурентоспособности продовольственной продукции является компенсация части затрат на их транспортировку от производителя до конечного потребителя. Такой компенсацией могут воспользоваться производители сельскохозяйственной и продовольственной продукции, перечень которой утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2017 № 1104 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на транспортировку сельскохозяйственной и продовольственной продукции наземным, в том числе железнодорожным, транспортом». В соответствии с данным финансовым инструментом обеспечения конкурентоспособности продовольственной продукции, российские производители могут получить субсидии в следующем объеме:
– до 50% фактически понесенных затрат на транспортировку продовольственного товара в пределах установленных лимитов;
– не более 50% стоимости перевозимых товаров [2].
При реализации инвестиционного государственно-частного партнерства, как одного из инструментов обеспечения конкурентоспособности продовольственной продукции, государством и бизнесом разрабатываются различные стратегии, которые направлены на достижение конкретных целей, а именно — на увеличение объемов производства и сбыта изучаемой категории товаров. Применение государственно-частного партнерства при реализации проектов, предметом которых выступает производимый продовольственный товар, позволяет привлекать новых инвесторов в развиваемую область национальной экономики, поскольку участие государства в каком-либо инвестиционном проекте говорит о его успешности и позволяет российским предприятиям минимизировать риск нерентабельности проектов по производству продовольственных товаров (см. табл. 1).
Таблица 1
Стратегии и цели государственно-частного партнерства, как инструмента обеспечения конкурентоспособности российской продовольственной продукции в ЕАЭССтратегия | Цели |
---|
Повышение эффективности
российского производства | Сокращение объема затрат капитала при создании новых мощностей и производств.
Повышение эффективности действующего производства, маркетинга и сбыта продовольственной продукции.
Доступ к более дешевым факторам производства (сырье, рабочая сила).
Повышение рентабельности за счет экономного расходования ресурсов в результате использования новой технологии и организации труда.
Упрощение обмена патентами, лицензиями. | Расширение
экономических
операций | Проникновение на новый иностранный потребительский рынок.
Вступление в новую сферу деятельности.
Приобретение новой производственной базы.
Расширение и диверсификация существующего производства путем выпуска новых товаров, выхода в другие секторы российской экономики. | Уменьшение
финансового
риска | Получение необходимой информации и дополнительных инвестиций.
Расширение возможностей реализации товаров и услуг за счет выхода на новый иностранный рынок.
Применение уже ранее испытанных методов производства и управления реализацией продукции. | Развитие за счет
привлечения инвестиций,
технологий и квалификации | Получение дополнительных денежных средств и капитала.
Получение новых технологий.
Приобретение управленческого опыта.
Расширение экспорта, замещение импорта.
Обучение и подготовка квалифицированных кадров. | Составлено авторами
Если производство какого-либо продовольственного продукта находится на контроле у государственных органов, то это положительным образом сказывается не только на его цене, но и на качестве. Именно поэтому ГЧП позволяет компаниям производить продовольственные товары высокого качества по оптимальной цене, что повышает их конкурентоспособность по сравнению с аналогичными товарами.
Если проводить анализ взаимосвязи перечисленных государственных инструментов обеспечения конкурентоспособности продовольственных товаров, то становится понятным, что в отношении российских производителей изучаемой категории товаров такие методы могут применяться в совокупности (реже по отдельности), поскольку государство оказывает поддержку только приоритетным направлениям российской экономики. То есть, для того, чтобы получить ту или иную льготу при производстве продовольственных товаров, производителю необходимо подтвердить значимость такого производства для российской экономики. Говоря проще, для получения льгот, российской компании необходимо защитить бизнес проект. При этом в других государствах уровень государственной поддержки еще ниже (выше мы рассмотрели в качестве примера Армению, но в той или иной степени проблема актуальна и для других стран-участников ЕАЭС).
К частным инструментам обеспечения конкурентоспособности продовольственной продукции относятся:
– внутренний контроль качества производимых товаров;
– разработка среднесрочной стратегии маркетинга на основании различных маркетинговых анализов.
Внутренний контроль качества производимых продовольственных товаров позволяет компаниям совершенствовать производство и повышать качество выпускаемой продукции с минимальными материальными затратами. Всероссийский центр изучения общественного мнения провел опрос, который был посвящен потребительскому поведению россиян, который показал, что граждане Российской Федерации стали внимательнее относиться к выбору продовольственных товаров, а именно — к их качеству. Для 51 % опрошенных граждан важен состав продукта и страна его происхождения, следовательно, чем выше качество продовольственного товара, тем выше спрос на него. Таким образом, анализ инструментов обеспечения конкурентоспособности продовольственной продукции в ЕАЭС показал, что их можно разделить на государственные и частные. Государственные инструменты направлены на минимизирование издержек по производству продукции и сокращения ее стоимости на рынке. Частные инструменты направлены на изучение реального положения продукции на международном и национальном рынке и разработку маркетинговой стратегии, которая, при правильной ориентации, позволит повысить конкурентоспособность продовольственной продукции.
Для обеспечения конкурентоспособности продовольственной продукции внутри рынка ЕАЭС, страны-участницы ЕАЭС применяют следующие таможенные инструменты:
– зона свободной торговли;
– таможенно-тарифное регулирование импорта товаров;
– нетарифное регулирование импорта товаров.
Зона свободной торговли подразумевает под собой неприменение к продовольственным товарам ввозных и вывозных таможенных пошлин, если они перемещаются по территории ЕАЭС. Следовательно, если продовольственная продукция перемещается внутри стран-участниц ЕАЭС, то со стороны государства этих стран не будут применяться ограничительные таможенные меры.
Зона свободной торговли позволяет:
– сократить издержки по помещению продовольственной продукции под таможенные процедуры экспорта и импорта (странами-участницами ЕАЭС ведется только статистический учет перемещаемой продукции);
– осуществлять обмен технологиями при производстве продовольственной продукции, что позволяет повышать ее качество;
– расширить рынок сбыта продовольственной продукции и достичь оптимального баланса спроса и предложения, поскольку дефицит национального производства одной категории продовольственной продукции может нивелироваться за счет импорта аналогичных товаров с территории других стран-участниц ЕАЭС;
– защитить национальных производителей продовольственной продукции от недобросовестных иностранных конкурентов, которые применяют такой механизм как демпинг и т.д.
В соответствии с таможенным законодательством стран ЕАЭС таможенно-тарифное регулирование импорта товаров, как инструмент обеспечения конкурентоспособности продовольственной продукции на внутреннем рынке ЕАЭС — это совокупность методов государственного регулирования ВЭД, импорта в частности, основанных на применении таможенных пошлин и налогов, взимаемых при перемещении товаров физическими и юридическими лицами.
На сегодняшний день в соответствии с Договором «О ЕАЭС» к мерам таможенно-тарифного регулирования относятся:
– ввозная таможенная пошлина (Единый таможенный тариф ЕАЭС);
– тарифные преференции;
– тарифные льготы;
– тарифные квоты [3].
Основными функциями таможенно-тарифного регулирования ВЭД с точки зрения обеспечения конкурентоспособности продовольственной продукции внутри рынка ЕАЭС являются:
– регулирующая функция (выражается в возможности воздействовать на состояние внутреннего рынка продовольственной продукции путем стимулирования ввоза необходимых товаров и защиты от ненужных иностранных товаров);
– защитная функция (выражается в защите отечественных производителей от иностранных конкурентов и в защите потребителей от некачественных иностранных продовольственных товаров).
Из всех названных таможенно-тарифных мер регулирования ВЭД в ЕАЭС только ввозная таможенная пошлина позволяет повысить уровень конкурентоспособности продовольственной продукции, поскольку от нее зависит уровень цен на импортные аналогичные товары. Ставки ввозных таможенных пошлин, которые действуют в ЕАЭС, отражены в Едином таможенном тарифе ЕАЭС (далее — ЕТТ ЕАЭС). В ЕТТ ЕАЭС закономерно то, что чем выше угроза иностранного товара для конкуренции национального аналогичного товара, тем выше будет ставка ввозной таможенной пошлины и, наоборот, если страны-участницы ЕАЭС испытывают дефицит в каком-либо продовольственном товаре, то ставка ввозной таможенной пошлины на него будет ниже [4].
Также для защиты национальных производителей продовольственной продукции в ЕАЭС регламентировано применение сезонных ввозных таможенных пошлин, которые взимаются сверх установленных ввозных таможенных пошлин в ЕАЭС. Как правило, сезонные ввозные таможенные пошлины применяются в отношении импорта сельскохозяйственных товаров в период их созревания на территории ЕАЭС для того, чтобы повысить спрос на них.
Следовательно, применение в отношении импортной продовольственной продукции ввозных таможенных пошлин приводит к повышению ее стоимости на рынке ЕАЭС, что позволяет национальным производителям продовольственной продукции эффективно конкурировать с иностранными компаниями за национального покупателя.
Запреты и ограничения, как инструменты обеспечения конкурентоспособности продовольственной продукции включают в себя меры нетарифного регулирования импорта иностранных товаров.
Нетарифное регулирование импорта продовольственной продукции — это совокупность методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, целью которых является воздействие на процессы в сфере ВЭД, но не относящихся к таможенно-тарифным инструментам. Нетарифное регулирование ВЭД, как инструмент обеспечения конкурентоспособности продовольственной продукции на внутреннем рынке ЕАЭС, можно разделить на три группы:
– меры прямого ограничения импорта;
– таможенные и административные формальности;
– прочие нетарифные методы.
К мерам прямого ограничения относятся лицензирование и квотирование, однако именно квотирование является инструментом обеспечения конкурентоспособности продовольственной продукции на внутреннем рынке ЕАЭС. Квота, как инструмент нетарифного регулирования ВЭД — это ограничение в стоимостном или физическом выражении, вводимое на импорт конкретных товаров на определенный период времени (например, год, полугодие, квартал и другие периоды).
В эту категорию входят глобальные квоты, квоты, действующие в отношении отдельных стран, сезонные и так называемые «добровольные» ограничения экспорта. Добровольные ограничения экспорта означают обязательство одной из страны-участницы ЕАЭС, или взаимное обязательство, ограничить торговлю путем введения квот на экспорт продовольственных товаров. Специфика этого вида торговых ограничений состоит в том, что торговый барьер, защищающий страну импортера, вводится на границе экспортирующей, а не импортирующей страны.
К таможенным и административным формальностям можно отнести:
– импортные налоги и сборы;
– предотгрузочную инспекцию [5].
Импортные налоги и сборы — это пограничные налоги, которыми могут облагаться товары, в том числе и продовольственные, за факт пересечения таможенной границы и сборы, связанные с оформлением документов таможенным органом (например, при проведении таможенной экспертизы продовольственных товаров).
Предотгрузочная инспекция проводится в целях защиты прав и интересов потребителей, противодействия недобросовестной практике искажения сведений об импортируемых в Российскую Федерацию продовольственных товарах, в том числе занижения их стоимости со стороны иностранных производителей [6].
Вышеназванные таможенные инструменты обеспечения конкурентоспособности продовольственной продукции на внутреннем рынке ЕАЭС вводятся на срок, который необходим для достижения поставленных целей, с учетом международных обязательств стран-участниц ЕАЭС перед третьими странами.
К мерам экономического и административного характера, способствующим повышению конкурентоспособности продовольственной продукции на внутреннем рынке ЕАЭС относятся:
– создание особых экономических зон;
– наблюдение за импортом отдельных категорий товаров.
Особая экономическая зона (далее — ОЭЗ) — это часть территории ЕАЭС, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, в том числе ВЭД. На территории ОЭЗ действуют различные таможенные льготы для участников ВЭД, например, льготы по уплате таможенных платежей в отношении импортируемого сырья для производства готовой продовольственной продукции на территории ЕАЭС. Благодаря такому таможенному инструменту, национальные производители продовольственной продукции могут минимизировать издержки, связанные с закупкой сырья у иностранных компаний.
Наблюдение за импортом продовольственных товаров осуществляется в целях его мониторинга в следующих случаях:
– для введения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
– для применения таможенно-тарифного регулирования в части установления или изменения ввозных или вывозных таможенных пошлин;
– для установления запретов и ограничений во внешней торговле товарами [7].
Для наибольшего понимания природы таможенных инструментов обеспечения конкурентоспособности продовольственных товаров на внутреннем рынке ЕАЭС объединим их в сводную таблицу.
Как видно из табл. 2, таможенные инструменты обеспечения конкурентоспособности продовольственной продукции направлены на то, чтобы повысить стоимость иностранных продовольственных товаров или вовсе запретить их импорт в случае, если национальные производители могут самостоятельно обеспечить рынок ЕАЭС теми или иными продовольственными товарами.
Таблица 2
Таможенные инструменты обеспечения конкурентоспособности продовольственной продукции на внутреннем рынке ЕАЭСИнструмент | Категория
инструмента | Характеристика |
---|
Таможенно
тарифное
регулирование | Ввозные таможенные пошлины (ЕТТ ЕАЭС) | – устанавливает ставки ввозных таможенных пошлин на продовольственные товары на всей территории ЕАЭС, что приводит к увеличению их стоимости на рынке ЕАЭС;
– позволяет регулировать стоимость импортных продовольственных товаров в зависимости от уровня спроса и предложения на национальные аналоги. | Запреты и
ограничения | Нетарифное регулирование:
– меры прямого ограничения импорта продовольственных товаров;
– таможенные и административные формальности;
– прочие нетарифные меры. | – устанавливают количественные ограничения на импорт отдельных категорий продовольственных товаров;
– повышают расходы импортеров на помещение продовольственных товаров под таможенную процедуру импорта; | Меры экономического и административного характера:
– создание ОЭЗ;
– наблюдение за импортом продовольственных товаров | – национальные производители продовольственной продукции минимизируют издержки, связанные с закупкой сырья у иностранных компаний;
– государство контролирует объемы импорта продовольственных товаров и т.д. | Составлено авторами
Для обеспечения конкурентоспособности продовольственной продукции на мировом рынке страны-участницы ЕАЭС используют различные инструменты поддержки экспорта национальной продукции. Поскольку таможенным законодательством в большей степени уделено внимание именно поддержке национальных продовольственных товаров на внутреннем рынке (таможенно-тарифные и нетарифные инструменты поддержки национальных компаний), то рассмотрим инструменты обеспечения конкурентоспособности продовольственной продукции в ЕАЭС на примере Российской Федерации.
Первым таможенным инструментом обеспечения конкурентоспособности экспортируемых продовольственных товаров является льготное таможенно-тарифное регулирование, которое, подразумевает под собой снижение ставок вывозных таможенных пошлин или их полное упразднение в отношении приоритетных экспортируемых российских продовольственных товаров. Так, например, при экспорте пшеничной муки ее производитель (декларант) освобождается от уплаты вывозной таможенной пошлины (ставка 0 %), а при экспорте беспошлинных продовольственных товаров, декларанты освобождаются от уплаты таможенных сборов за таможенные операции. Такая мера позволяет в значительной степени сократить стоимость таможенного декларирования экспортируемых продовольственных товаров [1].
Для обеспечения конкурентоспособности продовольственной продукции на мировом рынке, страны-участницы ЕАЭС применяют следующие таможенные инструменты:
– льготное таможенно-тарифное регулирование (снижение ставок вывозных таможенных пошлин или применение беспошлинного экспорта товаров);
– льготное налогообложение (возврат НДС при экспорте товаров);
– сокращение административных процедур и барьеров при экспорте приоритетных российских товаров;
– взаимодействие таможенных органов и иных уполномоченных государственных контролирующих органов с целью минимизации сроков помещения товаров под таможенную процедуру экспорта;
– автоматическая регистрация и автоматический выпуск таможенных деклараций в рамках деятельности «электронных/цифровых» таможен;
– смещение акцента с первичного таможенного контроля на таможенный контроль после выпуска товаров.
Таможенные инструменты обеспечения конкурентоспособности продовольственной продукции на международном рынке могут носить обратный эффект — то есть, снижать ее уровень, поскольку в некоторых случаях могут приводить к увеличению сроков транспортировки продовольственной продукции от российского продавца к иностранному покупателю и к увеличению стоимости продовольственной продукции на международном рынке, что будет приводить к сокращению спроса на нее.
Для совершенствования таможенных инструментов обеспечения конкурентоспособности продовольственной продукции необходимо:
– российским экспортерам дать возможность закрыть обязательства по внешнеторговому контракту по нулевым ставкам вывозных таможенных пошлин при их увеличении, в случае, если на момент подписания внешнеторгового контракта продовольственная продукция считалась стратегически важным товаром с точки зрения экспорта;
– разработать систему межведомственного электронного взаимодействия между таможенными и налоговыми органами, поскольку с помощью данного механизма можно полностью автоматизировать возврат НДС при экспорте продовольственной продукции;
– сместить акцент с первичного таможенного контроля на таможенный контроль после выпуска товаров при применении к экспортируемой продовольственной продукции технологии автоматического выпуска товаров;
– проводить тотальные камеральные таможенные проверки должностными лицами ЦЭД в отношении экспортируемой продовольственной продукции, попавшей под технологию автоматического выпуска;
– осуществлять фактический таможенный контроль экспортируемой продовольственной продукции только региональными таможенными органами.
Таким образом, гипотеза об увеличении степени влияния таможенных инструментов на конкурентоспособность продовольственной продукции с принятием последних распоряжений Евразийского экономического союза, Совета Евразийской экономической комиссии, Коллегии Евразийской экономической комиссии подтверждается. |
| |
|
|