Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (87), 2023
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Матаннанов А. К.
аспирант Финансово-экономического института
Северо-Восточного федерального университет им. М.К. Аммосова (г. Якутск)

Данилова Л. И.
профессор кафедры экономики и управления развитием территорий Финансово-экономического института
Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),
доктор экономических наук


Анализ соответствия системы среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) потребностям экономики региона
В условиях меняющейся экономики и рынка труда, как никогда, важно обеспечить соответствие системы среднего профессионального образования потребностям региональной экономики. В статье рассмотрено соответствие системы среднего профессионального образования в Республике Саха (Якутия) ее региональной экономике. Проведен анализ системы образования, которая в настоящее время служит региону, дано представление о том, какие изменения можно сделать, чтобы лучше соответствовать текущим и будущим экономическим потребностям.
Ключевые слова: региональная экономика, региональная политика, среднее профессиональное образование, кадры, квалификация кадров, Республика Саха (Якутия)
УДК 332.1; ББК 65   Стр: 223 - 226

В своем Послании к Федеральному Собранию РФ Президент России В.В. Путин подчеркнул важность среднего профессионального образования (СПО) в обеспечении хорошо образованной и трудоспособной рабочей силы для поддержания экономической стабильности [1]. Он заявил, что инициатива «Профессионалитет» должна быть значительно расширена. Это предполагает создание учебно-производственных кластеров, обновление учебной базы и взаимодействие предприятий с колледжами и техникумами для разработки образовательных программ с учетом потребностей экономики. Очень важно, чтобы к работе в этой сфере были привлечены опытные профессионалы из реальных производственных условий.
В ближайшие пять лет планируется подготовить около миллиона специалистов в таких областях, как электронная промышленность, индустрия робототехники, машиностроение, металлургия, фармацевтика, сельское хозяйство и ОПК, строительство, транспорт, атомная и другие отрасли, которые являются важными составляющими безопасности, суверенитета и конкурентоспособности России.
Система средне-профессионального образования в Республике Саха (Якутия), является [2] важным компонентом экономического развития региона. По мере развития региона и роста его экономики растет и потребность в квалифицированных кадрах, поэтому важно, чтобы система средне – профессионального образования отвечала этим потребностям. Анализируя, насколько хорошо система соответствует этим меняющимся требованиям, мы можем выявить потенциальные возможности для улучшения и обеспечения дальнейшего успешного развития экономики региона.
Республика Саха (Якутия) — это обширный регион, [3, 4] расположенный на Дальнем Востоке России. Республика имеет свою уникальную региональную экономику, которая требует [5] различных кадров со специфической квалификацией для обеспечения роста и развития региона. Для соответствия региональной системы среднего профессионального образования потребностям региональной экономики, система СПО должна учитывать потребности экономики Республики Саха (Якутия), которая является одним из динамично развивающихся субъектов Дальневосточного макрорегиона Российской Федерации. Проанализируем соответствие системы среднего профессионального образования потребностям региональной экономики и постараемся выявить потенциальные проблемы.
С 1960-х годов в Якутии происходили постоянные изменения в структуре и организации системы профессионального образования [6]. Были реализованы федеральные и региональные законы, направленные на улучшение качества образовательного процесса, методики преподавания и других аспектов, связанных с реализацией системы профессионального образования. Существенно обновлена личностно-профессиональная подготовка за счет предоставления многочисленных видов специализаций, востребованных на рынке труда. Например, обновление ФГОС СПО по ТОП-50 для подготовки [7] наиболее новых и перспективных профессий.
Согласно данным Федеральной статистики, СПО [8] на 2022 год, количество обучающихся по программам средне профессионального образования в Якутии составляло 25933 человека. Профессиональная подготовка осуществляется по 205 профессиям и специальностям (77 профессий, 128 специальностей) по 7 основным направлениям.
Несмотря на наличие широкого спектра программ профессионального образования в Республике Саха (Якутия), необходимо учитывать и анализировать потребности экономики при их разработке. Только тогда можно гарантировать, что выпускники смогут найти работу по своей специальности и эффективно использовать полученные знания и навыки на практике.
На основе анализа ситуации с системой среднего профессионального образования в Якутии, можно сделать вывод, что она значительно развилась, но некоторые несоответствия между тем, какие кадры нужны промышленности, и тем, чему учат студентов, остаются нерешенными — особенно это касается инженерно-технического профиля. В промышленность вливается наибольшая часть рабочей силы после окончания колледжа или техникума и это повышает потенциал успешного экономического развития региона.
Именно промышленность в РС (Я) по объему выручки остается лидирующей отраслью, которая увеличилась на 12,7% по данным 2022 года [9]. Несомненно, это один из самых высоких результатов из всех регионов Дальневосточного федерального округа и шестое по величине значение среди всех субъектов РФ.
Ежегодно в регионе достигаются [10] высокие результаты по добыче угля, нефти, газа и золота. В 2022 году индекс промышленного производства был зафиксирован на уровне 110,1% (на 143,8% больше, чем в 2017 году). Текущие показатели по углю (32,2 миллиона тонн, что на 121,5% больше, чем в 2021 году), нефти (18,7 миллиона тонн при росте 108,3%), газу (17,3 миллиарда кубометров при росте 124,5%) и золоту (46 тонн при росте 103%) были зарегистрированы как исторические максимумы. С 2018 года на экономическое развитие республики было выделено два триллиона рублей — самая большая сумма среди дальневосточных регионов — и к 2022 году инвестиции выросли до 485 миллиардов рублей, что на 1,2% больше, чем в 2021 году.
Оценка соответствия системы среднего профессионального образования потребностям экономики в Республике Саха (Якутия). Оценка соответствия системы среднего профессионального образования потребностям экономики – одна из важнейших задач, стоящих перед правительством Республики Саха (Якутия) [2]. В современном мире экономика изменчива и требует от специалистов высокой квалификации. Для того, чтобы удовлетворить потребности рынка труда, необходимо создавать и развивать образовательные программы, адаптированные к современным условиям.
В настоящее время в Якутии функционируют различные учебные заведения, которые предоставляют высшее, среднее и профессиональное образование. Система средне-профессионального образования ориентирована на формирование конкретных навыков и компетенций, необходимых для работы в определенной сфере [11]. Однако оценивать соответствие системы среднего профессионального образования потребностям экономики следует не только по количеству выпускников каждого направления подготовки.
Эксперты отмечают [12], что система среднего профессионального образования нуждается в существенной модернизации. Важным аспектом является подготовка специалистов, которые могут применять новейшие технологии в работе и готовы к постоянному обучению. На сегодняшний день экономика Якутии нуждается в специалистах не только в сфере добычи полезных ископаемых, но и в других отраслях – например, IT-технологиях, туризме и услугах.
Важно [13] также учитывать изменения на рынке труда и потребности предприятий в специалистах различных профилей. Для этого требуется проведение регулярных опросов работодателей о потребностях в кадрах. Эта информация может быть использована для корректировки списка направлений подготовки и создания более эффективных образовательных программ.
Целью среднего профессионального образования [14] является подготовка квалифицированных кадров и специалистов среднего звена для удовлетворения потребностей общества и государства, а также удовлетворения личных стремлений людей в развитии своих знаний и расширении своего образования. Это достигается путем повышения качества образования, внедрения инновационных технологий обучения, применения новых методов обучения и т. д. То есть сделать выпускников более конкурентоспособными на рынке труда.
Таким образом, оценка соответствия системы профессионального образования потребностям экономики – это комплексный процесс, требующий постоянного анализа изменений на рынке труда и потребностей предприятий. Необходимо создавать условия для модернизации системы образования с учетом новых вызовов и технологических достижений. Важную роль играет также повышение квалификации преподавателей и специалистов, работающих в сфере профессионального образования.
Анализ потребностей экономики. Анализ потребностей экономики – важный этап при совершенствовании системы среднего профессионального образования. В современных условиях требования к профессиональной квалификации значительно выросли, что связано с быстрым технологическим прогрессом, ростом конкуренции на рынке труда и изменением потребностей предприятий.
Структура занятых в экономике Республики [15] показывает (рис. 1), что наибольшая численность занятых отмечается в отраслях образования 12,9%, строительства 11,3%, добычи полезных ископаемых 10,6%, а наименьшая в отраслях услуг – гостиничной деятельности и предприятий общественного питания 1,2%, предоставление прочих видов услуг 1,1%, а также в системе водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений 0,6%.
Рис. 1. Структура занятых в экономике РС(Я)

Появился устойчивый спрос на квалифицированные кадры в ряде отраслей промышленности, малом и среднем бизнесе, строительстве, образовании, транспорте, сфере обслуживания. Службой занятости населения РС (Я) ежемесячно диагностируется около 10 тыс. вакансий, в среднем 60% из них составляют рабочие специальности.
Несомненно, реализация проекта «Местные кадры – в промышленность» [16] оказалась успешной, способствуя экономическому росту и созданию новых рабочих мест. Программа предоставила местному персоналу возможности обучения и трудоустройства для получения навыков, необходимых в промышленности, а также обеспечила предприятия надежной рабочей силой.
С 2018 года 45 компаний (такие как АК «АЛРОСА» (ПАО), АО «Алмазы Анабара», АК «Железные дороги Якутии», АО «Сахатранснефтегаз», ПАО «Газпром», ООО «Эльгауголь», ПАО «ЯТЭК», ПАО «Якутскэнерго» и другие) приняли на работу 47,7 тыс. человек из Республики Саха (Якутия), в том числе 12,1 тыс. в 2022 году, из них 6,7 тыс. молодых работников и 3,2 тыс. из сельской местности. В рамках проекта «навахту14.рф» на 15 промышленных предприятиях трудоустроено 633 гражданина.
Одним из основных требований, которые ставят перед выпускниками средне-профессиональных учебных заведений, является знание новейших технологий и методик работы.
По последним данным, работодатели в Республике Саха (Якутия) заявляют о растущей потребности в работниках. Отчасти это связано с быстро развивающейся промышленностью региона и сопутствующим спросом на квалифицированную рабочую силу. В результате в службу занятости Якутии поступает больше запросов от работодателей [17], чем когда-либо прежде, поскольку они стремятся удовлетворить свои текущие и будущие кадровые потребности (рис.2).
Рис. 2. Потребностей в работниках заявленная работодателями в органы службы занятости Республики Саха (Якутия) в период 2018–2022 г.

Развитие промышленности Якутии создало спрос на квалифицированных специалистов с опытом работы со средним специальным образованием в различных областях. Анализируя заявленную работодателями [18] потребность в работниках по рабочим профессиям со средним профессиональным образованием, согласно статистическим данным Центра занятости РС(Я) на 2021–2022 гг., можно отметить положительную динамику востребованности рабочих кадров на 2022 год по отношению к 2021 году.
Вакансии, открытые работодателями, в основном принадлежат предприятиям, ищущим персонал, связанный с производством и сферой услуг. Эти данные свидетельствуют о том, что люди, получившие среднее профессиональное образование, очень востребованы, так как они могут быстро приступить к работе, благодаря своей квалификации и навыкам, приобретенным во время обучения. Кроме того, работодатели подчеркивают, что такие выпускники становятся надежными профессионалами и при приеме на работу могут внести значительный вклад в развитие своих компаний.
Следует отметить, что в экономике Якутии особенно прибыльными являются профессии, связанные с профессиональным техническим трудом. По отдельным видам экономической деятельности, согласно прогноза регионального правительства Якутии на 2022–2028 гг. [19], наибольшую потребность в рабочей силе испытывает промышленное производство, следующим является строительная отрасль и деятельность в области здравоохранения и социальных услуг, и замыкает прогноз - образовательная отрасль.
Таким образом, наибольшая потребность остается в высококвалифицированных рабочих кадрах в области промышленности и строительства. При заполнении вакансий по большинству специальностей работодатель отдает предпочтение специалистам с опытом работы от одного года, поэтому удельный вес выпускников 2016–2020 гг. выпуска, трудоустроившихся на первую работу со средним профессиональным образованием по приобретенным специальностям составляет [20]:
1. Среднее профессиональное по программам подготовки специалистов среднего звена - 63,6 %;
2. Среднее профессиональное по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих - 56,1 %.
Анализ трудоустройства [21] выпускников среднеобразовательных учреждений РС(Я) в среднем показывает, что более 46,45% трудоустроены, продолжили обучение 25,24%. При этом риск не трудоустройства составляет 2,76%.
Согласно [16] в 2022 году учреждения СПО окончили 6483 выпускников, из которых 49% трудоустроены, 27% продолжили обучение, 13% призваны в ряды Вооруженных Сил РФ, 4% оформили отпуск по уходу за ребенком, 1% самозаняты.
Показатели трудоустройства показывают определенные трудности при поиске квалифицированных кадров, готовых сразу же соответствовать требованиям, предъявляемым к ним работодателями. Это приводит к переизбытку неквалифицированных работников, нанятых только из-за отсутствия лучших альтернатив, что говорит о необходимости принятия срочных мер по предотвращению потери производственных ресурсов из-за неэффективного расходования времени на непродуктивную деятельность, что снижает общий прогресс и уровень производительности труда сотрудников.
В этом большую роль играют два основных фактора: во-первых, не хватает квалифицированных специалистов, подготовленных в соответствии с национальными стандартами, во-вторых, существующие учебные программы не соответствуют требованиям, предъявляемым реальными практическими случаями, возникающими из-за динамичной природы постоянно меняющихся производственных секторов в промышленности.
Наконец, одной из основных потребностей экономики является наличие специалистов с высокой мотивацией и готовностью к постоянному развитию. В силу быстрого темпа развития технологий и изменения потребностей рынка труда, способность быстро адаптироваться к новым условиям становится ключевой для успешной карьеры.
Таким образом, для совершенствования системы среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) следует учитывать существующие и будущие потребности экономики. Это может быть достигнуто через более тесное взаимодействие между представителями бизнес-сообщества и образовательными учреждениями, а также активное внедрение практики и современных технологий в учебный процесс, например, развитие [22, 23] проекта «Профессионалитет».
Заключение. Результаты исследования позволяют сделать выводы о том, что система среднего профессионального образования в Якутии имеет большой потенциал для поддержания устойчивого развития региональной экономики.
Анализ трудоустройства выпускников среднего профессионального образования показывает определенные трудности, которые можно объяснить отсутствием профессиональных навыков и опыта. Хотя существуют некоторые потенциальные решения этой проблемы, такие как предоставление дополнительных возможностей для обучения и программ наставничества, очевидно, что необходимо сделать больше для обеспечения успешного карьерного роста выпускников. При правильной организации, выпускники СПО имеют все возможности стать высококвалифицированными и успешными профессионалами в выбранной ими области. При постоянных усилиях всех заинтересованных сторон Якутия может гарантировать, что ее система среднего профессионального образования будет и дальше соответствовать потребностям региональной экономики.
Для того, чтобы система среднего профессионального образования соответствовала требованиям экономической среды, авторы статьи предлагают следующие рекомендации.
1. Учитывать потребности экономики при разработке программ обучения среднего профессионального образования. Необходимо сформировать комиссии, которые будут отслеживать изменения в экономической среде и на основании этого давать рекомендации по изменению программ обучения. Это позволит подготавливать специалистов, которые смогут эффективно работать в текущей экономической ситуации.
2. Регулярно обновлять материально-техническую базу профессиональных учебных заведений. Наличие передовой материально-технической базы является одним из ключевых факторов для успешной подготовки кадров в соответствии с требованиями экономической среды. Необходимо проводить ежегодный анализ и совершенствовать оборудование, программное обеспечение и инструменты для подготовки специалистов.
3. Укреплять связь между профессиональными учебными заведениями и предприятиями. Усиление связей между профессиональными учебными заведениями и предприятиями позволит эффективнее решать задачи по подготовке кадров, а также повысить привлекательность среднего профессионального образования для будущих студентов.
4. Развивать систему дистанционного обучения. Дистанционное обучение является одним из наиболее перспективных направлений в развитии системы профессионального образования. Это позволит расширить возможности получения качественного образования для жителей отдаленных районов региона РС(Я), а также значительно снизить затраты на подготовку кадров.
5. Поддерживать программы стажировок и практик, которые помогают выпускникам получить первоначальный опыт работы в соответствующей отрасли экономики.
Введение данных рекомендаций поможет улучшить соответствие системы среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) потребностям экономики. Это позволит достичь более высокого уровня подготовки кадров, которые будут способны работать в условиях современной экономической среды и принимать активное участие в развитии региона.


Список использованных источников:
1. Послание Президента Федеральному Собранию от 21 февраля 2023 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://duma.gov.ru/legislative/documents/president/
2. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 14 декабря 2022 г. № 2719 «Об утверждении Концепции развития образования Республики Саха (Якутия) до 2030 года «Открытое образование - пространство возможностей» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/405941695/
3. Управление Роскомнадзора по Республике Саха (Якутия) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://14.rkn.gov.ru/about/p7613/?print=1
4. Егоров Е.Г. Географическое положение Республики Саха (Якутия) и его уникальность / Е.Г. Егоров, Г.А. Пономарева, Е.Н. Федорова // Региональная экономика: теория и практика. – 2009. – № 14. – С. 16-21.
5. Питухин Е.А. Оценка потенциала системы профессионального образования Дальнего Востока как приоритетной территории России /Е.А. Питухин, А.Л. Кекконен, С.В. Шабаева // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 1(37). – С. 20–36.
6. Николаева А.Д. Эволюция управления школьным образованием в Якутии: аксиологический анализ (1960–1980 ГГ.) // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 9. – С. 125-129.
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 831 от 02.11.2015 «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/420313766
8. Министерство просвещения Российской Федерации. Сводный отчет по форме федерального статистического наблюдения № СПО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования» на начало 2022/23 учебного года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://edu.gov.ru/activity/statistics/secondary_prof_edu
9. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://14.rosstat.gov.ru/promishlennoe_proizvodstvo
10. Отчет исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) о результатах деятельности за 2022 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://otchet2022.sakha.gov.ru/
11. Распоряжение Минпросвещения России от 30.04.2021 N Р-98 «Об утверждении концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rulaws.ru/acts/Rasporyazhenie-Minprosvescheniya-Rossii-ot-30.04.2021-N-R-98/
12. Блинов В.И. Об инструментах развития среднего профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. -2022. - № 2. - С.6–12.
13. Вознесенская П. С., Оплетина Н. В. Компетентностный профиль востребованного специалиста технической сферы и его адаптация к молодежному рынку труда // Гуманитарный вестник. -2021. -№ 6. – С.1-16.
14. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023). Статья 68. Среднее профессиональное образование [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b5aa6861b80b655407fb9f2cb31bb368546dc741/
15. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sakha.gks.ru/trud_res
16. Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 января 2023 г. № 55-р «Об отчете исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) об итогах деятельности за 2022 год»
17. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204
18. Центр занятости населения Республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://zan.sakha.gov.ru/reports/index
19. Распоряжение от 28 апреля 2022 года N 382-р Об утверждении прогноза потребности экономики Республики Саха (Якутия) в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием на 2022 - 2028 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/406031110
20. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_trudoustr_2021/index.html
21. ФГБОУ ДПО Институт развития профессионального образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://spo-monitoring.ru/biportal/?solution=%D0%A1%D0%9F%D0%9E&allsol=1&project=%2F%D0%A1%D0%9F%D0%9E%2Factivity_copp
22. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 27.02.2023) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/
23 Постановление Правительства Российской Федерации от 14.01.2022 № 4 «Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на оказание государственной поддержки развития образовательно-производственных центров (кластеров) на основе интеграции образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, и организаций, действующих в реальном секторе экономики, в рамках федерального проекта «Профессионалитет» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202201240006

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия