| | Проблемы современной экономики, N 3 (87), 2023 | | ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ | | Двинский М. Б. доцент базовой кафедры антимонопольного и тарифного регулирования рынков ФАС
Сибирского федерального университета (г. Красноярск),
кандидат экономических наук Почекутова Е. Н. доцент базовой кафедры антимонопольного и тарифного регулирования рынков ФАС
Сибирского федерального университета (г. Красноярск),
кандидат экономических наук Смирнова Т. А. доцент базовой кафедры антимонопольного и тарифного регулирования рынков ФАС
Сибирского федерального университета (г. Красноярск),
кандидат экономических наук Феденко А. П. старший преподаватель базовой кафедры антимонопольного и тарифного регулирования рынков ФАС
Сибирского федерального университета (г. Красноярск),
| |
| | В статье констатируется, что большинство образовательных организаций осуществляют свою деятельность в сегменте нерыночных услуг. Таковыми являются основное общее образование, среднее профессиональное и высшее образование. При этом получение профессионального образования имеет смешанную модель финансирования – бюджетное и полностью оплачиваемые потребителем. В статье обосновывается необходимость и механизмы раскрытия информации в целях снижения уровня информационной асимметрии в отрасли, что позволило бы осуществлять правильный выбор потребителем для получения образования. | Ключевые слова: образование, качество, эффективность, информация, конкуренция, отрасль | УДК 334.061.1 Стр: 218 - 222 | Введение. Проблема информационной асимметрии в современной экономической науке трактуется как один из существенных провалов рынка, приводящих к существенным потерям участников рынка. Ряд отраслей национальной экономики имеют высокий уровень неравномерности распределения информации между потребителями и производителями по причине специфики производимого отраслью продукта. И если на рынке производства товаров информационная асимметрия нивелируется за счет действий как государства, так и самих добросовестных производителей, предоставляющих сведения о качестве своего товара с целью завоевания прочных рыночных позиций, то рынки услуг обладают высоким уровнем неопределенности для потребителя.
Информационная асимметрия является объективно существующей данностью в системе образовании на всех ее уровнях. На начальной стадии обучения, как правило, человек не обладает необходимым объемом знаний и для него характерна нормативная информационная асимметрия. В ходе обучения он накапливает знания и устраняет данный вид асимметрии [4]. В российской практике проблему информационной асимметрии в указанных секторах экономики усиливает еще тот факт, что здесь исторически упразднены рыночные механизмы отбора поставщиков услуг: подавляющая часть организаций в сфере образования относится к бюджетным (или производным от них, например, автономные учреждения).
Цель предлагаемого исследования заключается в обосновании необходимости раскрытия информации о деятельности образовательных организаций в соответствии с потребностями общества, а не только на основании нормативных требований. Современные информационные технологии позволяют предоставить пользователю / потребителю образовательных услуг сведения в объеме, позволяющем принять решение о получении образования в конкретном учреждении, основываясь на объективной и достоверной информации, подкрепленной нормативными требованиями и системой оценки качества. Обладая такой информацией домашние хозяйства могут существенно сократить потери при выборе образовательной организации, а учреждения образования, раскрывая информацию, получают существенный стимул для принятия управленческих решений, направленных на повышение качества оказываемых услуг.
Место образовательных услуг в экономике России. Сфера образования традиционно относится в нашей стране к системе бюджетного финансирования, основанной на нормативном принципе. Но с каждым годом все большую долю в ней составляют платные услуги. В структуре платных услуг населению система образования занимает 7%, так как основной объем услуг в данной сфере оказывается на бесплатной основе и удовлетворяет значимую часть спроса и потребности населения (табл.1).
За период наблюдения 2010–2020 гг. показатели, характеризующие рыночный сегмент отрасли, меняются несущественно, в абсолютном выражении объем оказываемых платных услуг в системе образования остается достаточно низким в масштабах экономики страны и в расходах домохозяйств. Несмотря на то, что потребители не несут существенных расходов при получении образовательных услуг, правильный выбор поставщика образовательной услуги – образовательной организации – имеет критическое значение в силу следующих причин:
1) тесной связи между уровнем образования и получаемого в дальнейшем личного дохода, что стимулирует родителей финансировать образование детей;
2) длительности оказываемой услуги, а в случае ее низкого качества потребитель, в результате, несет необратимые потери.
Сложившаяся модель рынка труда в России позволяет уверенно констатировать прямую и тесную взаимосвязь оплаты труда с получаемым уровнем образования (табл. 2).
Таблица 1
Динамика платных услуг в системе образованияНаименование показателей | 2010 | 2015 | 2020 |
---|
Объем платных услуг в системе образования: | всего, млн руб. | 326 100 | 539 685 | 646 304 | на душу населения, руб. | 2 283 | 3 686 | 4 413 | Удельный вес платных услуг в системе образования в общем объеме платных услуг населению, процентов | 6,6 | 6,7 | 7,2 | Индексы физического объема платных услуг в системе образования, в процентах к предыдущему году: | по общему объему | 99,1 | 96,8 | 89,4 | по среднедушевому объему | 99,1 | 96,6 | 89,5 | Индексы потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), процентов: | услуги дошкольного воспитания | 107,7 | 116,8 | 102,2 | услуги образования | 104,3 | 108,7 | 101,9 | Источник: официальный сайт Росстата, https://gks.ru/bgd/regl/b21_78/Main.htm
Таблица 2
Средняя начисленная заработная плата работников по уровню образования (по результатам выборочных обследований организаций за октябрь; руб.)Наименовании категории | 2005 | 2007 | 2009 | 2011 | 2013 | 2015 | 2017 | 2019 | 2021 |
---|
Все работники | 8694 | 13570 | 18084 | 22717 | 28702 | 32911 | 38609 | 44729 | 57240 | в том числе имеющие образование: | высшее профессиональное | 11383 | 17799 | 24366 | 29927 | 38233 | 43362 | 51316 | 57708 | 75185 | неполное высшее профессиональное | 7785 | 12384 | 15082 | 19964 | - | - | - | - | - | среднее профессиональное | 7722 | 11830 | 15276 | 18901 | 23869 | 26929 | 30777 | 36926 | 45110 | начальное профессиональное | 8123 | 12136 | 15321 | 19746 | 23926 | 27128 | 31076 | - | - | среднее общее | 7726 | 11787 | 14780 | 18538 | 22886 | 25944 | 29982 | 35794 | 43532 | основное общее | 6418 | 9992 | 12343 | 15970 | 21622 | 23724 | 27952 | 34812 | 41241 | не имеют основного общего | 5772 | 8997 | 10793 | 14545 | 19850 | 23814 | 30917 | 36593 | 47967 | Источник: официальный сайт Росстата, https: //rosstat.gov.ru/labor_market_employment_salaries
Именно получение высшего образования является целью домашних хозяйств при формировании трудовой траектории. В случае, если потребитель обнаруживает некачественно оказанную услугу, как правило, ему очень трудно будет изменить ситуацию по причине потраченного времени – срока обучения – или возможности получить образование второй раз. В этой связи многие предпочитают больше не возвращаться к получению образовательной услуги, особенно это характерно для высшего образования. Высокая стоимость обучения в вузах приводит к ограничению спроса со стороны имеющих среднее профессиональное образование граждан.
Сложившиеся демографические модели воспроизводства населения играют существенную роль не только в формировании источников трудовых ресурсов в странах, но и становятся определяющими факторами для бизнеса при выборе технологии производства. Страны, имеющие высокий уровень экономического развития, в условиях сокращения численности трудовых ресурсов объективно вынуждены инвестировать в новые технологии, заменяющие человеческий труд. Замена капитала трудом, в свою очередь, предъявляет новые требования к компетенциям работников, что должно формировать новую модель образования в стране. Образование должно быть не просто востребованным и доступным, государство должно создавать стимулы получения образования. Важнейшим стимулом выбора сферы приложения труда, не отрицая важность таких факторов как самореализация и творчество, остается достойная оплата труда [10].
Численность трудовых ресурсов и уровень заработной платы формируют потребность внедрения технологий, значительно сокращающих непосредственное участие человека в процессе производства. Современные технологические сдвиги направлены на замену труда капиталом. Новые технологии и рост заработной платы стимулируют спрос на образование, доступность которого должно обеспечить государство. Эксперты Boston Consulting Group (BCG) отмечают, что для повышения эффективности общественного производства необходимо обеспечить общедоступность образования [9].
Модели получения образования имеют межстрановые различия. Если для развивающихся стран необходимо сконцентрироваться на обеспечении универсальности и базового качества образования, то для развитых стран, по мнению экспертов BCG, системы образования должны быть сосредоточены на обновлении учебных программ и формировании понимания у домашних хозяйств потребности в образовании в течение всей жизни [9]. Со своей стороны, правительства экономически развитых стран выполнили свою «часть обязательств» – сформировали системы образования, обеспечивающие возможность получения домашними хозяйствами высокого уровня образования. Без восприимчивости экономики этого уровня образования могут возникнуть специфические ловушки – постоянно повышая свой уровень образования домашние хозяйства не находят приложения своих профессиональных знаний, либо получают заработную плату, соответствующую более низкому уровню образования.
Специфика образовательной услуги как услуги с высоким уровнем информационной асимметрии и потерь потребителя. Развитие отрасли образовательных услуг населению при любой форме ее предоставления (платной или бесплатной) характеризуется большими рисками возникновения различного рода потерь потребителя. Образовательная услуга по своим свойствам относится к неосязаемым доверительным благам, потребление которого практически невозможно связать с уровнем удовлетворения в сам момент потребления. Потребитель сможет оценить для себя эту категорию только спустя какое-то количество времени после обучения.
Другой, не менее важной особенностью образования, как услуги, выступает низкая частота покупок образовательной услуги потребителем в течение всей своей жизни и, зачастую, отсутствие опыта потребления данной услуги. В этой связи для данного объекта рыночных отношений невозможно применить такой критерий выбора как собственный опыт. В табл.3 представлена классификация потерь потребителя в зависимости от характера проявления информационной асимметрии на рынке образовательных услуг.
Таблица 3
Классификация потерь потребителя на рынке образовательных услугСвойство образовательной услуги | Сфера влияния информационной асимметрии | Потери потребителя |
---|
Неосязаемость (нематериальность). | Образовательная услуга имеет высокий уровень субъективизма в оценке и применении. Извлечение благ / выгод из образовательной услуги зависит не от ее качества, а от потребителя и его усилий, умений. | Неумение / невозможность применения образования в практической деятельности. Потребитель не получает желательный доход или место приложения труда. | Сугубо индивидуально потребление. | Невозможность перепродажи накопленной образовательной услуги. | Излишне полученная образовательная услуга, не востребованная на практике потребителем. | Неопределенность качества на старте потребления. | Потребитель не может оценить качество услуги пока ее не получит | Потраченные средства и время. Для осуществления трудовой деятельности потребителю потребуется новое или дополнительное образование. | Длительный период оценки полезности и эффекта. | Полезность образовательной услуги проявляется в течении всей жизни потребителя / получателя образовательной услуги. | Изменение квалификационных требований на рынке труда приведет не к устареванию полученных знаний, а к несоответствию нормативным требования к профессии или месту работы. | Составлено авторами
Все представленные потери можно разделить на две основные группы: материальные и временные. Первые характеризуются абсолютными потерями денежных средств потребителей в результате неудовлетворенности полученной услугой, вторые – это безвозвратные потери времени, которые сложно выразить в денежном эквиваленте. При этом важно понимать, что оба вида потерь возникают исключительно одновременно и не существуют друг без друга. В любом случае обе группы потерь можно условно рассматривать как абсолютное выражение. Относительные потери оценить еще труднее. Они могут быть выражены в виде следующих показателей:
- доля расходов на услугу образования от общего дохода индивида;
- объем потраченного времени от общего объема свободного времени потребителя.
Указанные факторы еще сильнее увеличивают роль субъективизма мышления в оценке потребительской полезности услуги образования. В целом информационная асимметрия, как было показано выше, имеет существенное влияние на рынок образовательных услуг. Основная сложность, возникающая в процессе ее оценки – высокий уровень индивидуального субъективизма в оценке полезности, в том числе через возможность или неспособность применить результат услуги на практике по причинам, независящим от человека.
Еще одной особенностью для российского рынка образовательных услуг является широкое распространение факта привилегированного положения многих производителей образовательных услуг на отдельных региональных и локальных рынках. Так, например, в сфере высшего образования, далеко не каждый крупнейший город России имеет более одного или двух вузов, оказывающих образовательные услуги, близкие по профилю, что приводит к безальтернативности получения образовательной услуги. Отсутствие конкуренции и высокий уровень доверия привилегированным учебным заведениям приводит к росту платы за обучение, что характерно для высшего образования. Данное утверждение наглядно продемонстрировано данными в табл.4.
Таблица 4
Годовая стоимость обучения по программам бакалавриата и рейтинг вузов, 2021 г.Наименование вуза | Средняя стоимость
обучения за год, руб. | Рейтинг
(RAEX-100) |
---|
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова | 398 000 | 1 | Санкт-Петербургский государственный университет | 368 000 | 4 | Сибирский федеральный университет | 207 000 | 23 | Дальневосточный федеральный университет | 200 000 | 25 | Казанский федеральный университет | 196 000 | 20 | Томский государственный университет | 194 000 | 8 | Новосибирский государственный университет | 183 000 | 11 | Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина | 173 000 | 12 | Южный федеральный университет | 130 000 | 28 | Источник: собственные расчеты по данным сайтов вузов.
Максимальная стоимость обучения характерна для столичных университетов, что определяется, прежде всего, высоким спросом абитуриентов на место проживания. География получения услуги высшего образования определяет дальнейшее возможное трудоустройство и постоянное проживание в данном городе. Альтернативным может служить пример Томского государственного университета. Несмотря на то, что университет входит в 10 лучших вузов страны, стоимость обучения характеризуется достаточно низким уровнем по причине географической «изоляции». Вывод очевиден: сам город, место расположения университета изначально позволяет получить ценовую премию на рынке образовательных услуг высших учебных заведений и не только.
Представления современного общества о качестве основного образования. В условиях стремительного развития технологий, цифровизации большинства сфер экономики вопрос предоставления качественных образовательных услуг приобретает особый статус актуальности. Уровень образования является одной из основных характеристик не только отдельной личности, но и общества в целом. Качественное образование дает возможность человеку эффективно трудиться в течение жизни, повышая благосостояние не только личное, но и общественное.
По мнению Деминой Е.В. и Михайловой Е.Н. концепции понятий «качество образования» и «качество образовательных услуг» формируются относительно конечного потребителя этих услуг, и характеристики исследуемых явлений определяются в соответствии с их запросами [2]. В методологическом аспекте определение «качество образования» сводится к характеристикам образовательного процесса и результата, имеющего значение не только в системе образования, но и в развитии общества в целом, причем как в понимании образованности сообщества, так и в аспектах социальной духовности и культуры. То есть понятие «качество образования» представляет собой сложное образование с учетом всех присущих ему объективных и субъективных характеристик. Ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дает определение образованию как процессу, осуществляемому в интересах не только человека и семьи, но также общества в целом и государства. Это усложняет оценку качества образования, поскольку каждый субъект образовательного процесса по-своему подходит к выбору критериев, составляющих качество образования. Кроме того, каждый индивидуум по-своему относится к составляющим образовательного процесса.
Модернизация образовательной системы в России, связанная с внедрением компетентностного подхода в структуру учебных программ, привела к тому, что и государственный взгляд на качество образования не ограничивается выполнением административных требований к учреждениям (таким, как процедуры лицензирования и аккредитации) и итогами оценивания индивидуальных результатов, обучающихся (в форме оценок государственной итоговой аттестации). Эти процедуры достаточно стандартизированы и широко применяются при определении уровня качества образовательного процесса в образовательных организациях. Выполнение формальных обязательных требований обеспечивает, как минимум, базовый уровень качества образования, предоставляемого данной организацией. Однако, в обновленном подходе к образовательным результатам существует не только передача знаний, навыков и умений, но и обеспечение раскрытия и развития в личности обучающегося задатков, заложенных в нем, способностей к саморазвитию и самообразованию. Образовательной организации необходимо выполнить обе задачи: обеспечить обучающегося необходимыми знаниями и личностными компетенциями.
С точки зрения экономистов, образование является источником экономического роста, поскольку служит накоплению человеческого капитала уже с этапа начального образования, где закладываются базовые навыки и знания, такое мнение высказывает Скачкова Ю.А. [7]. Базовые навыки обучения, полученные на начальных стадиях учебного процесса, сформированная мотивация к обучению, знания и компетенции продолжают накапливаться человеком в течение всей жизни, а в условиях трансформации к информационному обществу роль качественного образования возрастает, ведь освоение новых, актуальных компетенций позволит развивать инновационные технологии.
В конечном итоге, качественное образование должно обеспечить выпускника знаниями и компетенциями, соответствующими профессиональным требованиями (профессиональным стандартам). То есть признаком высокого уровня качества образования является востребованность специалиста-выпускника на рынке труда, его успешность в выбранной профессии. Также полученные навыки и умения должны соответствовать личным ожиданиям выпускника, освоившего образовательную программу. Степень соответствия определяется индивидуально обучающимся или его родителями и зависит от личных стремлений и жизненной позиции человека.
Под образованием, в представлении общественности, понимается не только конечный результат, выраженный в документе об образовании, но и сам процесс обучения, а «качество образования» каждым субъектом образовательного процесса определяется по-своему и оценивается с разных точек зрения. Возвращаясь к определению понятия «образование», приведенному в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» следует отметить, что конечный потребитель образования не определен, вернее, конечным потребителем является не только непосредственно обучающийся.
Процесс получения образовательной услуги можно охарактеризовать как длительный и сложный, состоящий из множества компонентов. Сергеева С.Ю. и Обревко Е.Д. предлагают проводить оценку качества именно образовательного процесса, анализируя условия оказания организацией образовательных услуг, а также оценку текущих показателей образовательного процесса и его результатов [6]. Это должно способствовать координации действий участников образовательного процесса, влияющих на него непосредственно и целенаправленно.
Руководство образовательной организации должно стремиться усовершенствовать каждый аспект деятельности учреждения. Стремление образовательного учреждения к динамичному развитию в соответствии с теми задачами, которые ставят современные образовательные стандарты, рынок труда и общество в целом. Это один из показателей, определяющих качество управления образовательным процессом в организации и имидж самой организации.
Ляпунцова Е.В., Белозерова Ю.М., Сухоносенко А. отмечают, что частные образовательные организации адаптируются к современным образовательным трендам быстрее государственных [3]. Кроме того, коммерческие учреждения в большей степени взаимодействуют с обществом, продвигая свои услуги с помощью рекламы, уникальных образовательных проектов. Это объясняется и более активной позицией руководителей, и возможностью обеспечения индивидуального подхода к обучающемуся, и большими возможностями по обновлению и актуализации материально-технической базы.
Результат образовательной программы может проявляться уже в процессе обучения, а может сказаться намного позже формального завершения образовательной программы. Причем во многом это зависит от самого обучающегося: от его возраста, личностных качеств, способности к самообразованию, семейных особенностей. Невозможно оценить качество работы педагога или образовательного учреждения по формальным результатам обучения учеников, замотивированных к получению знаний и, в дальнейшем, достижению профессиональных целей, поскольку эта оценка может в большой степени характеризовать именно самого ученика, его труд и способность к самообразованию. Соответственно, чтобы обладать высоким рейтингом по итогам обучения, организация должна обладать высоким уровнем конкурентоспособности, иначе говоря – быть привлекательной с точки зрения потребителя.
При выборе образования для себя взрослые люди более четко ориентируются на квалификационные требования, либо на получаемые компетенции. В последнем случае потребитель услуги самостоятельно прилагает существенные усилия для получения информации не только нормативного характера, но и содержательного: изучает учебные планы, рабочие программы, может потратить на поиск информации достаточно много времени. А вот модель поведения родителей школьников иная. Несмотря на то, что действующие нормативные акты ограничивают возможность выбора общеобразовательных учреждений, в отличие от организаций высшего или среднего профессионального образования, или исключают его полностью, многие родители внимательно и придирчиво выбирают школу для своего ребенка, сравнивая доступную информацию об этих учреждениях.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», каждая образовательная организация обеспечивает действие внутренней системы оценки качества образования и проведение самообследования. Однако, по мнению Панасюка В.П., проблемой является то, что многие образовательные организации, и, в первую очередь школы, воспринимают эту деятельность исключительно как мониторинг, как процесс сам по себе. После проведения процедур диагностики не предпринимаются действия по корректировке, обучению педагогического состава в области качества, не разрабатываются внутришкольные стандарты качества. Автор считает важным использование опыта общеобразовательных организаций, применяющих разработанные ими (в том числе с применением цифровых технологий) методик оценки качества отдельных элементов образовательного процесса (урока, воспитательной работы, учительской деятельности). Результаты мониторинга качества должны применяться самой организацией в дальнейшем для совершенствования образовательного процесса, в особенности тех его элементов, которые получили низкий результат по итогам оценки качества [5].
Цифровизация, как инструмент раскрытия информации для потребителей образовательных услуг. Современное общество требует от образования наращивания качества образовательного процесса, в том числе за счет использования современных технологий и цифровизации образования, а получение основного образования высокого качества является определяющим условием для следующих ступеней образовательной и дальнейшей профессиональной жизни.
Бойченко О.В. и Смирнова О.Ю. считают, что основными ориентирами в современном образовании является повышение его качества за счет роста эффективности процесса обучения, его интенсификации с помощью применения информационно-коммуникационных и цифровых технологий. Также внедрение данных технологий в образовательный процесс позволит соблюсти индивидуальную траекторию для каждого обучаемого, даст возможность ученику работать в соответствии со своими способностями и ускорит обратную связь учащихся с преподавателями [1]. По мнению Чечель И.Д., современное поколение детей обладает большим информационным потенциалом [8] и новые образовательные формы и методы обучения должны соответствовать образовательным возможностям нового поколения. Так, школа может и должна предоставлять информацию не только о стандартизированных результатах образовательного процесса, но и о задачах, достижениях и проблемах внеурочной школьной жизни, выходя тем самым за пределы образовательного сообщества и привлекая внимание социума, включая его в оценку качества школьного образования.
Существующие нормативно-законодательные требования не отражают и не регламентируют требования общества к качеству образования и раскрытию информации в должной мере. Законодательно регламентируется раскрытие информации исключительно как структурные требования и требования к частоте обновления информации. Требования о раскрытии информации образовательными организациями, лишь частично определяют визуальную и функциональную часть, что не отражает качество и эффективность предоставляемых массивов данных в полной мере. Система регулятивного контроля в части контроля за качеством информационных ресурсов не представляется эффективной, так как не отвечает интересам общества, а ставит своей задачей контроль исключительно за раскрытием информации: обязательных разделов; текстовых материалов; нормативных актов; сертификатов соответствия и т.д., что, в свою очередь, не отражает качества и не может гарантировать эффективный продукт. Таким образом, лишь каждый пятый ресурс отвечает общественным ожиданиям и может считаться релевантным для пользователей.
Существует, по меньшей мере, три составляющих элемента, определяющих работу и эффективность информационного ресурса, а именно:
• информационно-структурная часть (разделы, страницы, наполнение);
• визуально-графическая часть (адаптивность дизайна, общий стиль, правила оформления);
• программно-техническая часть (программные и технические требования, стандарты).
Из них на данный момент регламентируется лишь информационно-структурное наполнение. Этот подход приводит к снижению значимости остальных элементов, формирующих такой комплексный продукт, как сайт, тем самым провоцируя рынок выдавать низкокачественные решения, примеры которых рассматривались ранее. Таким образом, отмечается проблема комплексного характера, как со стороны участников рынка веб-разработки, в части низких барьеров входа на рынок, так и со стороны регламентированных требований к продуктам этого рынка. В совокупности это представляет собой существенное препятствие, как для развития этого рынка, в частности конкурентных условий на представленном рынке, так и качественного развития продуктов, формируемых участниками рынка, оказывая влияние на заказчиков, как из государственного сектора, так и из частного.
Заключение. Качество образования представляет собой комплекс требований к образовательной организации в части образовательного результата, развития, воспитания, обеспечения определенного культурного и нравственного развития. В конечном итоге, качеству приписывают различные характеристики: школьники / студенты связывают качество с комфортом образовательного процесса, внутришкольной средой, родители ждут в качестве результата развития способностей их ребенка, его индивидуальных потребностей и стремлений, общество ожидает граждан, получивших правильные ценностные ориентиры, гражданскую позицию, представители рынка труда – будущих специалистов, ориентированных на качественную профессиональную деятельность.
Для образовательных организаций, действующих в условиях новой образовательной стратегии, стремящихся обрести конкурентные преимущества на рынке образовательных услуг, понятие «качество» становится стимулом для внедрения новых технологий в учебную деятельность, развития профессиональных компетенций педагогов и руководителей организации. Для усиления конкурентных позиций образовательная организация должна занять активную позицию, проявляя себя в общественном и информационном пространстве. |
| |
|
|