| | Проблемы современной экономики, N 3 (87), 2023 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Кучумов А. В. доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук Волошинова М. В. доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук
| |
| | Концепция туристского пространства постоянно развивается в связи с появлением новых технологий. Сегодня физическое пространство и виртуальное пространство переплетаются, создавая явление, которое можно описать с помощью термина «фиджитал». Восприятие туристского пространства, а также взаимодействие с ним изменились из-за физического появления и изменения поведения в путешествии. Если раньше взаимодействие с туристским пространством занимало только физическое измерение, то теперь виртуальная информация обогащает все этапы пути клиента (CJ). В статье рассматриваются новые технологии, анализируется их влияние на восприятие туристского пространства путешественником на всем протяжении CJ. Дополненная реальность и виртуальная реальность приводятся в качестве примеров современных технологий, которые оказывают прямое воздействие на восприятие, поскольку они способны смешивать восприятие реального и виртуального пространства. | Ключевые слова: туризм, фиджитал опыт в туризме, дополненная реальность, виртуальная реальность, цифровая экономика, умный туризм, информационные технологии, коммуникационные технологии | УДК 338.46; ББК 65.292 Стр: 197 - 199 | Туристское пространство, путешествие и коммуникация являются взаимозависимыми понятиями, которые находятся в состоянии исторически укоренившегося процесса изменений. В настоящем вкладе раскрывается взаимосвязь этих трех концепций друг с другом на основе пути клиента (CJ) в туризме. Основное внимание уделяется рассмотрению изменений в современной концепции пространства на фоне новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в рамках этой триады. ИКТ и интернет изменили поведение в путешествиях, которое превратилось из чисто физической концепции в концепцию, позволяющую полностью погрузиться туристу в параллельный мир с возможностями виртуального взаимодействия. Таким образом, эти два крайних мира не исключают и не заменяют, а, скорее, интегрируют друг друга. Это явление можно описать с помощью термина «фиджитальный», как смешение физического мира и виртуального царства. Более того, перцептивное изменение пространства происходит не только в физическом мире, но и в физическом теле посетителей через воплощение, вызванное дополнительными чувственными стимулами, которые добавляют технологии, такие как дополненная реальность (AR) и виртуальная реальность (VR), реальный мир.
Это развитие технологий не только формирует первичную реальность киберпространства, но также создает виртуальные миры и, так называемую, виртуализацию общества. Философы и футуристы уже в 1960-х гг. говорили об «информационализации общества» и предсказывали растворение времени и пространства в мире как «глобальной деревне», «пространственный поворот» в 1980-е гг. принесли переориентацию пространства. Этот поворот к постмодернизму очень четко проявляется в виртуальности Интернета, который теперь вездесущ в нашем физическом пространстве. Это развитие можно описать с помощью термина «Внешняя сеть», который обеспечивает взаимодействие между туристами и их физической средой. Распространение новых технологий и мультимедиа меняет не только нашу повседневную жизнь, но и образ жизни. Эти факты также повлияли на индустрию туризма: «значение преодоления нового информационного порога универсального, повсеместного доступа к связи вывело всю индустрию туризма на новый уровень интерактивности, продвигая управление по проводам».
В данной статье представлен обзор изменения восприятия туристского пространства, технологий, которые вызывают это развитие, последствий для пользователя, а также стороны туристского предложения, рассмотрены примеры, чтобы лучше понять взаимосвязь между физическим и цифровым туристскими пространствами. Таким образом, AR и VR используются как современные технологии, которые оказывают прямое воздействие на восприятие и позволяют смешивать восприятие реального и виртуального пространства. Объяснения технологий в туристическом контексте, а также иллюстрированные примеры различных приложений AR и VR вдоль CJ должны послужить источником вдохновения для практиков туризма, чтобы они сначала столкнулись с этой темой, а затем набрались смелости адаптировать инновационные технологии. Таким образом, в центре внимания исследования находится изучение взаимосвязи между новыми технологиями в туризме и восприятием туристского пространства до, во время и после путешествия туристов.
ИКТ способны реструктурировать всю индустрию туризма и изменить соотношение между спросом и предложением. Модный термин «Умный туризм» обобщает концепцию повсеместного общения и описывает технологические, экономические и социальные разработки в индустрии туризма. Чтобы создать ценность для всех заинтересованных сторон, индустрия туризма полагается на технологии передачи, такие как связь ближнего радиуса действия, радиочастотная идентификация и коды быстрого реагирования, которые подпадают под общий термин «технологии внешней сети» или новые формы технологий, такие как Большие данные, Интернет вещей и искусственный интеллект (Ал). В центре внимания умного туризма находится использование технологий для стирания границ между физическим и цифровым миром.
В то время как некоторые технологии уже были приняты мейнстримом, другие исчезли еще до реального применения. Согласно отчета Gartner Hype Cycle for Emerging Technologies, AR и VR, по прогнозам, достигнут плато производительности, что означает массовое внедрение, в течение следующих пяти–десяти лет. Благодаря своей способности сочетать физическую и виртуальную среды (VE), эти технологии продемонстрировали свой потенциал в различных приложениях и реальных случаях в индустрии туризма, поэтому являются хорошими примерами для обсуждения новых физических отношений между физическим и цифровым пространствами туризма.
Более широкое использование ИКТ в туризме также влияет на понятие пространства, поскольку виртуальное и реальное пространство могут сосуществовать. Это изображено в континууме Милгрэма (рис. 1), который рассматривает реальный и виртуальный континуум, и который рассматривает реальную и виртуальную среду как полярности с гибридными формами дополненной реальности и дополненной виртуальности (AV) между ними. В то время как AR расширяет реальность с помощью дополнительной виртуальной информации, AV объединяет элементы реального мира в VE. VR обеспечивает исключительно виртуальный мир, смешанная реальность (MR) включает в себя оба конца спектра. Следовательно, MR можно рассматривать как пространство и структуру, включающую в себя как технологии AR, так и VR. Как следствие, виртуализация, вызванная новыми технологиями, такими как AR или VR, делает возможными новые пространственные концепции и метаморфозы всей индустрии туризма, в то время как разные концепции имеют разное значение. | | | Рис. 1. Континуум реальности-виртуальности Милгрэма | Дополненная реальность является довольно новой концепцией в туризме и все еще находится в стадии развития и совершенствования, которая еще не реализовала свой полный потенциал, но, по прогнозам, станет высшей технологией будущего. AR описывает концепцию дополнения представления о реальном мире изображениями или трехмерными объектами. AR работает, пока дополненные объекты видны через козырек, который может быть либо на голове, где камера устанавливается на голове пользователя в основном с прозрачным дисплеем на умных очках, либо через ручные мобильные устройства, такие как смартфоны или планшеты. Визор состоит из экрана дисплея и небольшой камеры, которая захватывает реальный мир вокруг пользователя и отправляет эти изображения на компьютер, который отслеживает положение, элементы и вращение камеры. Следовательно, искусственные компоненты приложения AR отправляются обратно на экран дисплея. Таким образом, у пользователя возникает иллюзия просмотра дополненного контента в реальном мире. Большое преимущество виртуальных объектов, не ограниченных стоимостью или физическими ограничениями, делает AR практичным и мощным инструментом. Виртуальными объектами могут быть изображения, 3D-объекты, видео, анимированные 3D-объекты или звук. Важным аспектом дополненной реальности является ее способность улучшать восприятие и взаимодействие пользователя с реальным миром.
VR нельзя считать «новой» технологией. Недавние разработки в области аппаратного и программного обеспечения виртуальной реальности, а также использование реального 360-градусного видеоконтента для головных устройств виртуальной реальности и возможность делиться 360-градусным живым контентом привели к текущему ажиотажу вокруг этой технологии. Виртуальная реальность также является одним из наиболее важных современных технологических достижений, влияющих на сектор туризма. Виртуальная реальность основана на теории о том, что люди хотят сбежать из реального мира и отправиться куда угодно. Виртуальная среда - это среда, в которой можно перемещаться и, возможно, взаимодействовать, что приводит к моделированию в реальном времени одного или нескольких из пяти чувств пользователя. VR основывается на понятиях присутствия и погружения, причем последнее является объективным конструктом, а присутствие – субъективным. Что касается концепции погружения, которая описывает физическую конфигурацию VR-системы, можно различать не-, полу- и полностью иммерсивные системы VR. Чем больше пользователь может воспринимать реальный мир извне, тем менее иммерсивной является система. В системах с полным погружением пользователь носит специальную пару очков виртуальной реальности, также известную как головной дисплей (HMD), который размещают прямо перед глазами. Он оснащен датчиками, которые реагируют на действия пользователя, такие как движения головы. В неиммерсивных системах трехмерное пространство моделируется с помощью обычного экрана компьютера [4].
Присутствие, которое описывает «ощущение присутствия», происходит от ощущения существования внутри, но как отдельной сущности от сосуществующего виртуального мира. Оно характеризуется как сложное, многомерное восприятие, включающее когнитивные процессы и сенсорные данные. Внешние раздражители обрабатываются сенсорной системой и затем трансформируются в ментальную модель, в результате чего возникает иллюзия погружения в другое пространство. Развитие виртуальной реальности сильно зависит от базового оборудования. Большинство современных устройств вывода виртуальной реальности фокусируются на визуальных и слуховых аспектах. Системы виртуальной реальности, такие как HTC Vive или Oculus Rift, также предоставляют контроллеры для имитации тактильных ощущений. Однако, по сравнению с реальным физическим миром, количество сенсорной информации в VR меньше. Поэтому уровень присутствия определяет, как пользователь воспринимает виртуальное туристское пространство и взаимодействует с ним. В целом утверждается, что чем выше уровень погружения, тем выше уровень присутствия.
Тенденция человеческого разума постоянно блуждать и искать способы убежать от реального мира – явление не новое. Инструменты и каналы, такие как рассказывание историй, книги или кинематограф, использовались для создания альтернативных реальностей. Из предыдущих объяснений становится очевидным, что и AR, и VR - это технологии, используемые для создания виртуальных пространств, которые отличаются от реального мира. Основное различие между AR и VR в контексте этого исследования заключается в том, что AR используется для дополнения реального туристского пространства информацией, тогда как VR используется для предоставления пользователю нового и другого пространства. Если это виртуальное туристское пространство воспринимается реалистично, это не имеет значения, так как пользователь также может чувствовать себя присутствующим и погруженным в «волшебные миры» [5].
Туристы воспринимают окружающую среду через органы чувств. Можно различать четыре различных взгляда на туристское пространство: реальное (фактическое) пространство, воспринимаемое ментальное (переживаемое) пространство, виртуальное (нереальное) пространство и духовное (символическое) пространство. Места, которые человек посетил, и другие дополнительные впечатления влияют на индивидуальное, субъективное восприятие пространства. В целом можно констатировать, что становится все труднее отделять реальный мир от виртуального, а потенциальные клиенты все чаще склонны их объединять. Это смешение двух полярностей в конце спектра устраняет разрыв между реальностью и виртуальностью в процессе построения надреальности, включающей элементы с обеих сторон, что приводит к формированию физического пространства. Восприятие реальности особенно важно в контексте таких технологий, как AR или VR, поскольку они влияют на восприятие пользователя. Мало того, что пользователь принимает VES как реальность, системы VR также взаимодействуют с его естественными зрительными, слуховыми и тактильными чувствами для создания правдоподобной реальности. Это явление можно объяснить с помощью концепции «приостановки неверия», которую ввел философ Сэмюэл Т. Это объясняет, что люди способны игнорировать противоречия вымышленного мира и готовы принять систему VR, как правдоподобную. «Посредством посредничества технология помогает создавать интерпретируемую реальность мира и ситуативную субъективность людей, формируя восприятие, интерпретацию и формы взаимодействия людей с реальностью». Когда дело доходит до AR или VR, общее мнение, похоже, заключается в том, что чем в большей степени технология задействует органы чувств, тем выше вероятность того, что пользователь будет воспринимать сконструированные изображения как свою реальную среду. Такое восприятие туристской среды под влиянием виртуальной реальности может даже привести к усилению чувства привязанности к месту, которое можно описать как «эмоциональную связь между людьми и местами». Пункт назначения может повысить осведомленность, позитивные чувства и сами отношения с туристским местом.
Несколько исследователей также изучили недостатки технологий и заявили, что, хотя новые технологии предоставляют информацию, они также мешают путешественникам испытать что-то полностью физическое и воплощенное. Современный термин «цифровой детокс», описывающий намеренное отключение от реального мира, стал популярной тенденцией в последние годы. Это сознательное состояние отключенности от повседневной жизни дома по сравнению с мирным временем в отпуске также меняет восприятие туристского опыта, добавляя еще один аспект сознательного восприятия воплощенного туристского пространства без какого-либо отвлечения от технологий. Несмотря на чувство стресса и беспокойства из-за чувства разъединения, так называемые «мертвые зоны» или места, которые не подключены к технологиям, все еще могут быть важными факторами, способствующими положительному опыту туризма. Поэтому путешественникам по-прежнему необходимо иметь контроль, чтобы решить, насколько они хотят быть на связи и в какой степени они хотят отделиться от цифрового мира.
Настоящие и будущие технологии, такие как «новые реальности», могут изменить и разрушить индустрию туризма и повлиять на весь CJ. Это развитие событий заставляет поставщиков подвергать сомнению их традиционный образ мышления и работы. Технологии коренным образом изменили способы создания, обмена, потребления и распространения туристского опыта. В отличие от ситуации 20-летней давности, путешественники используют ICES перед фактической поездкой, в пункте назначения и на этапе после поездки. AR и VR со своими спецификациями предоставляют путешественникам дополнительный виртуальный слой и, тем самым, создают виртуальное пространство. Вдохновленные 360-градусным VR-видео, туристы отправляются в пункт назначения, где их впечатления дополняются дополнительным мультимедийным AR-контентом. Прежний туристский опыт с бумажными брошюрами, нарисованными картами и информационными знаками теперь дополняется информацией и вдохновляющим контентом, полученным со смартфонов и карт Google. Путешествие по реальным местам теперь обогащается виртуальностью, которая стирает границы между этими двумя мирами. Время покажет, будут ли эти реальные места заменены виртуальными пространствами или для туристов станет более важным исследовать и поглощать реальные места, чтобы пройти цифровую детоксикацию от физической или даже виртуальной повседневной жизни. Индустрия туризма должна адаптироваться к этим разработкам и изменениям, не опасаясь перемен, а модифицируя свои собственные бизнес-модели, сосредоточив внимание на вдохновляющих инновациях и совместном создании незабываемых впечатлений, применяя доступные технологии осознанно и поддерживающе. Используя возможности, инновационные технологии, с точки зрения «новых реалий», предоставляют заинтересованным сторонам в сфере туризма возможность не только предлагать персонализированную, обновленную и актуальную информацию туристам до фактического визита, но и улучшать впечатления на месте в месте назначения. Кроме того, такие технологии, как AR и VR, могут служить дополнительной мотивацией для путешественников делиться своим опытом и рекомендациями уже во время поездки. Это может повысить рекомендации путешественников, а также может положительно повлиять на поведение с точки зрения бронирования и повторного посещения.
Только время покажет, как «новые реалии» во всех их проявлениях повлияют на индустрию туризма в целом и на восприятие туристского пространства в частности. Исследования в области туризма должны адаптироваться к технологическим разработкам будущего и найти наилучшие варианты использования информационно-коммуникационных технологий в туризме. |
| |
|
|