| | Проблемы современной экономики, N 3 (87), 2023 | | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН | | Ефимова Е. Г. профессор кафедры мировой экономики экономического факультета
Санкт Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук Корчагина Е. В. профессор Высшей школы сервиса и торговли
Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого,
доктор экономических наук Конахина Н. А. доцент Высшей школы управления и бизнеса
Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого,
кандидат экономических наук Максакова О. А. магистрант кафедры мировой экономики
Санкт-Петербургского государственного университета
| |
| | В статье дана характеристика рынка легковых автомобилей Великобритании, проведен анализ факторов, влияющих на развитие лизинга в стране. Обозначена важность лизинга как элемента внешнего финансирования покупки автомобилей, определена значимость британских фирм на мировом рынке лизинговых услуг. Выявлены факторы, оказывающие влияние на лизинг легковых автомобилей, таких как: мировая экономическая конъюнктура, выход Великобритании из ЕС, COVID-19. | Ключевые слова: лизинговый бизнес в Великобритании, лизинг автомобилей, пандемия COVID-19, Brexit, факторы развития лизинга | УДК 339.9; ББК 65.5 Стр: 180 - 186 | Прогнозы мирового автомобильного рынка эксперты связывают с развитием сопутствующих услуг, наиболее перспективной и востребованной среди которых является лизинг. Лизинговая деятельность включает управление и техническое обслуживание автопарка, специальные финансовые программы для различных групп клиентов, продажу автомобилей по остаточной стоимости. Возможность удовлетворения потребностей отдельных сегментов потребителей, благодаря применению лизинговых схем, требует особо тщательного изучения рынка с учетом национальных особенностей стран, макроэкономической политикой, внешних и внутренних факторов, воздействующих на него.
Лизинг является способом финансирования покупки товаров. Лизинг, как финансовая операция, начал активно развиваться сравнительно недавно, с 1970-х гг. Среди стран с самой длительной историей в этой сфере можно назвать США, Великобританию, Францию. На 2018 г. Великобритания являлась крупнейшим европейским лизинговым рынком, оцениваемым €91,9 млрд., за ним следовал рынок Германии (€57,6 млрд.) и Франции (€56,2 млрд.). Доля лизинга в ВВП Великобритании составляет 3,41% на 2019 год. За 2018 г. стоимость лизинговых операций в развитых странах составляла около двух процентов ВВП, в том числе 2,1% в США.
Целью данного исследования является выявление ключевых характеристик и внешних факторов, предопределивших развитие лизинга легковых автомобилей в Великобритании. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• определить роль и место Великобритании в мировой системе лизинга легковых автомобилей;
• выявить и оценить внешние факторы, влияющие на развитие лизинга легковых автомобилей в Великобритании.
В данном исследовании использовались методы кейс-стадии, статистического сопоставления, сравнительного анализа, интервью экспертов и представителей компаний-автодилеров. Авторы опирались на статистические данные, представленные на официальных сайтах лизинговых ассоциаций и международных аналитических агентств.
Лизинг товаров длительного пользования, в частности, автомобилей, стал объектом зарубежных академических исследований в 1970-е гг. К настоящему времени выдвинуты теоретические положения, объясняющие объективные предпосылки аренды и, в частности, лизинга. В классических финансовых теориях утверждается, что решение о заключении лизингового договора обусловлено налоговыми соображениями [1; 2]. Главный аргумент сторонников этих теорий заключается в том, что по законодательству одни и те же экономические активы часто облагаются налогами по-разному в зависимости от того, принадлежат ли они пользователям или сданы в аренду. Таким образом, лизинговая сделка позволяет минимизировать налоговое бремя.
Трансакционные издержки, включающие в нашем случае затраты времени на торг и поиск при покупке и продаже новых и бывших в употреблении автомобилей, важны для понимания того, как часто товары длительного пользования продаются на вторичном рынке. Гавацца [3] показывает, что потребители обычно выбирают аренду из-за более низких транзакционных издержек, что приводит к тому, что арендованные продукты торгуются чаще.
Согласно теории отраслевых рынков, лизинг можно использовать для решения проблемы ограниченных обязательств, возникающей в условиях монополии на производство товаров длительного пользования. Продавец-монополист таких товаров не осознает, как его последующие действия влияют на стоимость ранее проданных единиц. Более того, эти решения часто принимаются в целях снижения общей прибыльности фирмы. Выбирая аренду, а не продажу, фирма избегает этой проблемы. Хотя классические теории объясняют преимущества использования лизинга, они часто не являются аргументами для применения лизинга на рынке новых автомобилей, поэтому обратимся к другим объяснениям.
Рассмотрение неблагоприятного отбора и морального риска важно для использования лизинга в автомобильной промышленности [4; 5]. С одной стороны, лизинг нового автомобиля смягчает проблему неблагоприятного отбора на рынке подержанных автомобилей: на вторичном рынке продается слишком мало машин [6]. Установленная в рамках лизингового договора справедливая цена выкупа приводит к тому, что процент возвращаемых автомобилей соответствует ожидаемому уровню. С другой стороны, поскольку арендованный автомобиль может быть возвращен производителю в конце срока аренды, расходы на его техническое обслуживание оказываются выше ожидаемого уровня из-за риска морального старения [7; 8]. Вместе с тем, в секторе такси эмпирически показана целесообразность лизинга [9].
Рост ставок лизинга на американском рынке с 1986 г. объясняется введением благоприятного для данной сферы налогового законодательства. Теоретически, потом должно было последовать их выравнивание. Однако, данные временных рядов свидетельствуют о продолжающемся росте ставок лизинга еще долгое время. Наличие товаров-заменителей в автомобильной промышленности и отсутствие монополий затрудняют прогнозы лизинговых сделок с помощью классических теорий [10; 11].
Джонсон с соавторами [12] отмечают, что в начале 1980-х гг. лизинг новых автомобилей в США практически отсутствовал. Устойчивый рост наблюдался со второй половины 1980-х гг., достигнув пика в 2000 г. Для теоретического и эмпирического исследования роли лизинга на рынке новых автомобилей и причин динамического роста ставки лизинга ученые строят модель лизинга, факторами которой являются неблагоприятный отбор, моральный риск и трансакционные издержки. Вслед за Гавацци они показали, что трансакционные издержки, связанные с заменой подержанного автомобиля на новый, для арендованных автомобилей ниже, чем для собственных. Джонсон с соавторами считают, что моральный риск обусловливает низкие расходы на техническое обслуживание для арендованных транспортных средств, которые арендатор планирует вернуть. По их мнению, одним из аргументов принятия решения в пользу лизинга является то, что лизинг новых товаров длительного пользования иногда может использоваться для снижения степени неблагоприятного отбора на рынке подержанных единиц.
Эмпирический анализ, проведенный Джонсоном с соавторами [13], дает объяснение существенному росту ставок лизинга новых автомобилей за последние несколько десятилетий. Их теоретическая модель предполагает, что этот рост частично обусловлен повышением надежности новых автомобилей. Моральный риск ниже у более надежных новых автомобилей, потому что техническое обслуживание менее важно для этих автомобилей. Таким образом, поскольку новые автомобили со временем стали более надежными, доля новых автомобилей, которые сдаются в аренду, должна увеличиться. Исследователи проверяют, соответствует ли возрастание процентной ставки новых автомобилей, сдаваемых в аренду, с течением времени повышению надежности. В результате эмпирических проверок обнаружено, что модели наиболее надежных автомобилей действительно имели наибольший рост арендной ставки.
Лизинг товаров длительного пользования анализируется отечественными исследователями с конца 1990-х. В связи с развитием финансовых механизмов и товарным насыщением автомобильного рынка в последнее время исследования российских ученых публикуются все чаще. Первые работы посвящались исследованию зарубежного опыта применения лизинговых инструментов. Так, В. Газман [14] демонстрирует разницу понятия финансового лизинга в Великобритании и России. Исследователь обращает внимание на то, что в английский договор лизинга не может быть включено условие, которое стало обязательным элементом континентального договора: пользователь по британскому договору лизинга не имеет права покупки используемого им продукта.
В работах, опубликованных позже, специалисты преимущественно фокусируются на проблемах отечественного рынка. И.Р. Дуном [15] освещаются аспекты лизинга автомобильных средств на уровне предприятия. Исследователь отмечает, что лизинг предоставляет возможность фирмам оптимизировать их коммерческую и управленческую деятельность, оплачивая уже используемые транспортные средства частями в течение срока договора лизинга. Л.З. Алиакберова с соавторами [16] показали, что, согласно официальной статистике РФ, объем лизинговых сделок на российском авторынке зависит от двух факторов: среднегодового уровня инфляции и инвестиций в основной капитал.
В целом, в публикациях затрагиваются общие принципы и механизмы лизинговых инструментов. Анализ действующей практики Великобритании, одного из лидеров среди всех стран по объему лизинговых операций, представляется особенно важным для выделения тенденций развития финансовой аренды. Также анализ опыта Великобритании может указать на внешние факторы, которые оказывают влияние на развитие лизинга, и которые могут иметь место в российской практике.
Лизинг легковых автомобилей: практика Великобритании. Особенности лизингового бизнеса в Великобритании. В британской практике лизинг является элементом внешнего финансирования покупки автомобиля (табл.1).
Таблица 1
Внешнее финансирование покупки автомобиляСпланированная покупка: | Лизинг: |
---|
Купля-продажа в рассрочку и условная продажа / Hire Purchase (HP) и Conditional Sale | Оперативный лизинг или индивидуальный договор аренды / Operating Lease или Personal Contract Hire | Индивидуальный контрактный план / Personal Contract Purchase или Personal Contract Plan (PCP) | Покупка в лизинг / Lease Purchase | Финансовый лизинг / Finance Lease | Индивидуальный заем / Personal Loans | Источник: Expert training material. SAF [Электронный ресурс]. URL: https://www.specialistautomotivefinance.org.uk/documents/saf-expert-training-material-11-february-2020-print-version/ (дата обращения: 10.08.2022)
Спланированная покупка включает операции с использованием кредита на приобретение права на машину. Раскроем суть ее видов. Купля-продажа в рассрочку (HP) предполагает, что покупатель занимает требуемую сумму у финансовой компании и соглашается делать регулярные платежи на определенных условиях. Кредитор удерживает права собственности на автомобиль, пока вся сумма не выплачена покупателем. После уплаты дополнительной суммы клиент может приобрести права на автомобиль. Условная продажа отличается от HP тем, что покупатель обязан выкупить автомобиль. Необходимость выплаты дополнительной суммы отсутствует. Покупка по индивидуальному контракту является разновидностью HP. До начала действия договора клиент делает несколько авансовых платежей. Выплата значительной части стоимости автомобиля переносится на конец срока договора в виде остаточного платежа. По окончании договора клиент может оплатить остаточный платеж, получив права собственности на автомобиль, вернуть автомобиль кредитору или обменять старый автомобиль на новый. Индивидуальный заем представляет собой кредит, предлагаемый финансовыми институтами, после выплаты которого приобретаются права собственности.
Лизинг позволяет клиентам арендовать автомобили без возможности приобретения прав собственности. При оперативном лизинге финансируется использование автомобиля в течение определенного периода времени, по окончании которого автомобиль возвращается лизинговой компании. Финансовый лизинг в основном используется юридическими лицами. Договоры могут включать крупный остаточный платеж, чтобы уменьшить ежемесячные платежи. В конце срока действия договора клиент выступает в качестве агента лизинговой компании, участвуя в продаже автомобиля.
Лизинг легковых автомобилей Великобритании: обзор статистики. К концу 2018 г. 38,2 млн. автомобилей получили разрешение на эксплуатацию в Великобритании. В 2018 г. 57.3% ото всех регистраций автомобилей были выполнены финансовыми и лизинговыми компаниями.
Рассмотрим изменения объемов нового бизнеса по лизинговым операциям и договорам HP по новым и подержанным автомобилям в Британии на период с 2010 по 2018 гг. (рис. 1). | | | Рис. 1. Динамика объемов нового бизнеса в лизинге и договорах HP в Великобритании.
Источник: Annual Statistical Enquiry. Leaseurope [Электронный ресурс]. URL: https://www.leaseurope.org/data-research/statistics/annual-statistics/past-surveys (дата обращения: 10.09.2022) | По абсолютным величинам объемов можно отметить стабильную тенденцию к росту на протяжении всего периода. Ежегодные темпы роста объемов нового бизнеса в секторе легковых автомобилей замедляются, начиная с 2015 г.
Доля легковых автомобилей среди активов составляет свыше 60% с 2012 г. (рис. 2). По данным ассоциации Leaseurope, доля легковых автомобилей увеличилась с 57% (18 860 млн. £) в 2011 г. до 67% (45 286 млн. £) в 2018 г., в то время как для сектора дорожно-транспортные средства данные значения составляли 13% (4 359 млн. £) и 12% (7 984 млн. £). | | | Рис. 2. Динамика лизинговых и HP продаж легковых автомобилей в Великобритании
Источник: Annual Statistical Enquiry. Leaseurope [Электронный ресурс]. URL: https://www.leaseurope.org/data-research/statistics/annual-statistics/past-surveys (дата обращения: 10.09.2022) | В настоящее время в британской практике преобладают договоры HP. Их доля в структуре нового бизнеса растет (рис. 3). | | | Рис. 3. Договоры лизинга и HP по легковым автомобилям в Великобритании
Источник: Annual Statistical Enquiry. Leaseurope [Электронный ресурс]. URL: https://www.leaseurope.org/data-research/statistics/annual-statistics/past-surveys (дата обращения: 11.09.2022) | С точки зрения распределения лизинговых операций по новым и подержанным автомобилям можно отметить, что предметом лизинга чаще выступает новая машина. Согласно статистике за 2020 г. одной из крупнейших лизинговых ассоциаций, 91 тыс. договоров было заключено по новым автомобилям и только 1 238 договоров – подержанным. Поскольку подержанный автомобиль требует больше затрат на техническое обслуживание, регулярные платежи становятся выше, чем у нового автомобиля. Поэтому в лизинг выгоднее брать новую машину.
По данным Leasing.com, самыми популярными моделями автомобилей, которые физические лица брали в лизинг в Великобритании на конец 2020 г. были: Mercedes-Benz A-Class, Nissan Qashqai, Volkswagen Golf, Audi A3, Range Rover Evoque, Volvo XC40, BMW 2 Series. Явное предпочтение британцев брать в лизинг дорогие надежные автомобили объясняется, в частности, их желанием снизить регулярные платежи. Чем выше остаточная стоимость автомобиля, тем ниже регулярные платежи. Дорогие автомобили медленнее теряют стоимость. Это можно наблюдать при сравнении моделей машин, их первоначальной и остаточной стоимости через три года на специальном калькуляторе на официальном сайте компании Volkswagen. Так, Volkswagen Tiguan через три года будет стоить 50,23% от своей первоначальной цены, а более экономный Nissan Qashqai – 38,46%.
Наиболее востребованы договоры лизинга и HP на срок от двух до пяти лет. По суммарной стоимости заключенных договоров они составляют 66% (50% лизинг и 70% НР). На втором месте договоры на срок до 2-х лет – 22% (32% и 20% соответственно). Наименее популярны среди физических лиц договоры сроком свыше 10 лет, их доля составляет порядка 2% (8% и 1% соответственно). Данное распределение объясняется высоким качеством производимых легковых автомобилей, гарантирующим их бесперебойную службу в течение первых 5-6 лет. Менять автомобиль чаще, чем раз в два года, по мнению британских экспертов, представляется неудобным для водителя.
Организация лизингового бизнеса в Великобритании. Ведущим посредником в секторе потребительского и автомобильного финансирования является Ассоциация финансов и лизинга, FLA. Входящие в FLA финансовые структуры в 2018 г. заключили 2 828 987 контрактов по финансированию легковых автомобилей. Заметным актором в данной сфере является Британская Ассоциация Автомобильной Аренды и Лизинга, BVRLA. В 2018 г., входящие в нее финансовые институты и подразделения крупнейших автомобильных компаний, в частности, Volkswagen Group, заключили 505 394 договора.
Крупнейшей компанией по размеру автопарка в Великобритании на 2019 г. является Lex Autolease. Рейтинг крупнейших британских компаний по размеру парка легковых автомобилей показан в табл.2.
Лизинговые операции регулируются независимой организацией FCA, официальным экспертом в решении конфликтов на рынке финансовых услуг FOS, а также Ассоциациями FLA и BVRLA, защищающими права потребителей. Лизинговые операции подпадают под действие стандартов финансовой отчетности FRS 102, применяемых для малого и среднего бизнеса, и IFRS 16, по которому отчитываются международные и публичные компании. Стандарты постоянно корректируются. Так, одним из последних изменений в IFRS 16 является отказ от деления в бухгалтерской отчетности лизинговых операций на финансовые и оперативные. Для создания лизинговой компании специальные законодательные требования отсутствуют.
Лизинг трактуется как разновидность кредита, поэтому бизнес должен удовлетворять требованиям, предъявляемым к кредитным организациям. Например, по Регламенту о требованиях к капиталу и Директиве о требованиях к капиталу банки должны иметь базовый собственный капитал, равный не менее 10,5% их активов, взвешенных с учетом риска. Размер 10,5% определяется как показатель достаточности общего капитала (8%), плюс антициклический буфер (2,5%). Действует также Закон о потребительском кредите и Закон о защите прав потребителей 1987 г. Так, в первой части Закона 1987 года реализована Директива ЕС 85/374/EEC об ответственности за ущерб, причиненный дефектными продуктами.
Таблица 2
Крупнейшие лизинговые компании Великобритании, специализирующиеся на лизинге и аренде легковых автомобилейПозиция | Компания | Размер парка легковых автомобилей (2019г.)* | Материнская компания | Год инкорпорации | Выручка (млн Ј), 2018г ** | Платежи по операционному лизингу (млн Ј)** | Платежи по финансовому лизингу (млн Ј)** |
---|
1. | Lex Autolease Ltd | 255 681 | Lloyds Banking Group (Великобритания) | 1973 | 2 378 | 1,480 | 13 | 2. | Volkswagen Financial Services (UK) Ltd | 175 093 | Volkswagen Group (Германия) | 1993 | 2 330 | 596 | 777 | 3. | LeasePlan UK Ltd | 123 057 | LeasePlan Corporation NV (Нидерланды) | 1978 | 1 000 | 83 | 22 | 4. | Arval UK Ltd | 115 045 | BNP Paribas (Франция) | 1972 | 1 132 | 696 | 2 | 5. | ALD Automotive Ltd | 106 716 | Société Générale (Франция) | 1970 | 813 | 388 | 0,1 | 6. | Alphabet (GB) Ltd | 104 704 | BMW AG (Германия) | 1996 | 1 305 | 439 | 7 | Источник: *Analysis and insight into the UK’s contract hire and leasing industry. [Электронный ресурс]. URL: https://fncdn.blob.core.windows.net/web/1/root/fn50-2019.pdf (дата обращения 15.05.2021);
**Официальный сайт Регистрационной палаты Великобритании. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/government/organisations/companies-house (дата обращения 15.05.2021)
Великобритания на европейском и мировом рынке лизинговых услуг. В последние годы Великобритания удерживает прочные позиции в тройке стран-лидеров по объему лизинговых операций (табл. 3.)
Таблица 3
Страны-лидеры по объему лизинговых операций в 2018 г.Страна | Рейтинг в 2015 г.* | Годичный объем 2015 г. (млрд Ј)* | 2014–2015 прирост (%)* | Коэффициент проникновения в рынок 2015 г. (%)*** | Рейтинг в 2018 г.** | Годичный объем 2018 г.
(млрд Ј)** | 2017-2018 прирост (%)** | Коэффициент проникновения в рынок 2018 г. (%)*** |
---|
США | 1 | 252,69 | 11,10 | 22,0 | 1 | 334,58 | 4,40 | 21,5 | Китай | 2 | 92,10 | 25,55 | 4,0 | 2 | 198,70 | 1,27 | 6,9 | Великобритания | 3 | 58,81 | 14,01 | 31,1 | 3 | 71,98 | 5,30 | 32,9 | Германия | 4 | 43,08 | 8,42 | 16,7 | 4 | 57,26 | 2,39 | 15,9 | Япония | 5 | 41,07 | 8,94 | 9,6 | 5 | 51,81 | 6,80 | 5,2 | Франция | 6 | 20,87 | 9,93 | 14,2 | 6 | 40,75 | 9,79 | 16,9 | Италия | 10 | 11,93 | 12,52 | 13,0 | 7 | 28,04 | 5,47 | 16,1 | Австралия | 7 | 20,82 | 0,01 | 40,0 | 8 | 22,27 | 0,25 | 40,0 | Канада | 8 | 17,69 | 3,40 | 32,0 | 9 | 19,10 | 0,30 | 39,0 | Польша | 12 | 8,48 | 16,37 | 17,1 | 10 | 17,34 | 21,80 | 27,0 | Швеция | 9 | 12,30 | 12,05 | 22,9 | 11 | 16,31 | -19,61 | 22,4 | Источник: * 2017 Global Leasing Report. White Clarke Group [Электронный ресурс]. URL: https://www.assetfinanceinternational.com/images/pdf/WCG_GLR_2017.pdf (дата обращения: 10.08.2020);
** 2020 Global Leasing Report (Table 2). White Clarke Group. [Электронный ресурс]. URL: https://pages.whiteclarkegroup.com/rs/187-PFS-866/images/WCG%20Global%20Leasing%20Report_2020.pdf (дата обращения: 08.08.2021)
** Коэффициент проникновения в рынок показывает долю инвестиций, которые были профинансированы через лизинговые операции и договоры Hire Purchase. Рассчитывается как отношение объема сделок лизинга к объему инвестиций, исключая недвижимость. Более подробно см. https://www.raexpert.ru/ratings/leasing/method/
Высокие значения коэффициента проникновения в странах Содружества объясняются национальными особенностями правового толкования. Великобритания и ФРГ обеспечивают 40% общего объема европейских лизинговых операций и 13% мировых.
Анализ факторов, влияющих на лизинговые операции в Великобритании. Неблагоприятная экономическая конъюнктура, нестабильная политическая ситуация и глобальные проблемы оказывают существенное влияние на лизинговый бизнес.
Великобритания находится на высоких позициях на мировом рынке лизинговых услуг. Макроэкономическая политика британского правительства, механизмы стимулирования бизнеса усилили конкурентные позиции лизинговых компаний в 1970-80-е гг. Они активно выходили на международные рынки, продвигая продукцию национальных производителей. Поэтому от конъюнктуры мировых товарных рынков зачастую зависит их благополучие.
Сравнивая динамику объемов лизинга и ВВП Великобритании в абсолютных значениях (рис. 4), можно заметить, что наиболее успешным для лизингового бизнеса был период с 2012 до 2015 г. Однако в 2015-2017 гг. наблюдается падание национального ВВП. Графики на рис. 4 демонстрируют аналогичную ситуацию в мировом масштабе. В целом, сравнительный анализ динамики ВВП и лизинговых сделок показывает, что в 2010–2014 гг. и 2017–2018 гг. тенденции мирового ВВП в большей степени соответствуют тренду роста британского лизингового бизнеса. | | | Рис. 4. Динамика ВВП и объема лизинговых сделок в мире и Великобритании (2010-2018гг.)
Источник:
* Расчеты авторов на основе данных: Всемирный банк, официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://databank.worldbank.org/indicator/NY.GDP.PCAP.CD/1ff4a498/Popular-Indicators (дата обращения: 08.05.2021). Конвертор валют: https://usd.mconvert.net/gbp/2010 - 2018.
**Global Leasing Report 2020. White Clarke Group. [Электронный ресурс]. URL: https://pages.whiteclarkegroup.com/rs/187-PFS-866/images/WCG%20Global%20Leasing%20Report_2020.pdf (дата обращения: 08.05.2021) | В 2015 г. ВВП Великобритании и мира замедлили свой рост. Одной из причин было снижение цен на нефть. Снижение ВВП Великобритании сопровождалось сокращением объемов экспорта на 3,7% (до 23,2 £ млрд). По данным АК PwC, значительной долей экспорта Великобритании в этот период являлась сфера услуг (45% от всего экспорта и почти 12,5% ВВП страны в 2016 г.). Ее медленный рост объясняется предшествующим быстрым ростом экспортно-ориентированных услуг (финансовые услуги, дизайн, программное обеспечение) и последовавшим за ним финансовым кризисом 2009 г., приведшим к резкому снижению объемов кредитования.
С другой стороны, неблагоприятная экономическая ситуация вносит коррективы в механизмы функционирования хозяйствующих субъектов. Предприятия в Великобритании и за ее пределами в период кризиса активнее пользуются лизингом как разновидностью аренды и способом кредитования. Сопутствующая низкая инфляция и, как следствие, установленные Банком Англии (Bank of England) низкие процентные ставки способствовали росту спроса со стороны потребителей.
Таким образом, ввиду наличия двух разнонаправленных факторов, можно утверждать, что неблагоприятная экономическая конъюнктура не оказывает серьезного влияния на динамику сделок, проводимых лизинговыми компаниями.
Вместе с тем, в Великобритании в 2010-е гг. замедлились темпы роста объема лизинговых сделок. Многие эксперты объясняют этот факт длительными переговорами по выходу страны из ЕС и возникшими неопределенностями на рынке.
Референдум о выходе из Европейского Союза был проведен в июне 2016 г. и 31 декабря 2020 г. Великобритания вышла из состава ЕС. Выход способствовал внесению изменений в законодательное регулирование лизинговых операций. Сектор лизинга не был включен в приоритетные направления правовых реформ. Законы ЕС на территории Соединенного Королевства прекратили действие с 1 января 2021 г. Согласно Биллю о выходе из Евросоюза, законы, которые были приняты в стране с целью введения в национальное законодательство нормативных актов ЕС, продолжают действовать. Законы ЕС, которые применялись в Великобритании в период ее членства в ЕС, будут преобразованы в национальные законы.
К настоящему времени издано около 70 нормативных актов для имплементации европейских финансовых законов в британское законодательство. В частности, принят нормативный акт, по которому лизингодатели-кредиторы должны были до 1 июня 2021 г. убрать ссылки на законы ЕС в информации, которая предоставляется клиенту до заключения договора. Такая процедура важна, поскольку на рынке потребительского кредита договор может быть признан недействительным из-за некорректной ссылки на закон. До выяснения перспектив пандемии COVID-19 регулирующие органы Великобритании приостановили корректировку европейских законов.
Политическая неопределенность процесса выхода страны из ЕС генерировала экономические последствия. Валюта страны слабела и поскольку большинство автомобилей в Великобритании импортируется, цены на них росли. В 2019 г. цена нового автомобиля поднялась в среднем на 9% по сравнению 2018 г. Лизинговые компании должны были либо компенсировать изменение цен, либо предлагать менее привлекательные условия для клиентов. Чаще росла стоимость лизинга. Наибольшее увеличение, на 31%, наблюдалось на модель Mini Cooper D.
По достигнутому соглашению между Великобританией и ЕС в декабре 2020 г. цены на автомобили практически не изменятся, так как автомобили будут импортироваться на тех же торговых условиях, когда страна была частью Союза. Таким образом, стоимость взятия автомобиля в лизинг в Великобритании должна несколько снизиться в ближайшем будущем в связи со снятием экономического напряжения.
Пандемия внесла изменения в основные показатели рынка лизинга автомобилей Великобритании. Доход от проката автомобилей (в том числе лизинга) сократился в 2020 г. почти на 50% с £1 651 млн. до £821 млн. Принимаемые ограничительные меры снижают краткосрочные потенциальные возможности роста отрасли. Ограничения на международные поездки существенно повлияли на индустрию аренды автомобилей в аэропортах, что негативно отразилось на бизнесе компаний, специализирующихся на аренде автомобилей. Автомобильные лизинговые компании могут использовать различные стратегии, такие как сокращение парка автомобилей в целях экономии затрат и фокусирование на логистических услугах для удовлетворения пересмотренных потребностей клиентов для сдерживания влияния пандемии.
К середине 2020 г. в период после самоизоляции в Великобритании в связи с изменениями в образе жизни, мобильности и рабочем распорядке повысился спрос на лизинг автомобилей с небольшим пробегом. По статистике, предоставленной платформой Leasing.com, в этот период спрос на договоры лизинга автомобиля с пробегом меньше 5 000 миль увеличился на 40%.
Неопределенность текущей ситуации требует глубокого анализа факторов, оказывающих воздействие на лизинг автомобилей. Следует отметить, что в перспективе ожидаются совокупные темпы годового роста CAGR рынка продаж и проката автомобилей в 5,77%. Насколько прогноз сбудется, зависит от технического прогресса и экологических нормативов.
В 2018 г. в Великобритании введены новые стандарты на выброс углекислого газа. Вырос транспортный налог, рассчитываемый с учетом выбросов СО2. Он включен в лизинговый платеж. Производители стали задерживать поставки автомобилей из-за необходимости проводить дополнительное тестирование, что привело к сокращению продаж. Недостаточная ассортиментная линейка легковых автомобилей с альтернативным видом топлива, неразвитость сетей заправок не позволяют экомобилям стать полноценным сегментом рынка. Противоречивая информация, риск «Grey fleet» ставят под сомнение прогнозы развития рынка.
Благоприятное воздействие на рынок оказывают новые механизмы продаж. Модель подписки, по своей сущности, похожа на лизинг: клиент покупает право использовать автомобиль, но он не является собственником. Модель позволяет сторонам лизинговой сделки большую гибкость для удовлетворения их предпочтений по длительности контракта, величине пробега, минуя штрафы за окончание выплаты платежей раньше намеченного срока. Ее применение потребует значительных изменений в структуре лизингового бизнеса, где все договоры привязаны к остаточной стоимости в фиксированный момент времени. Данная модель более дорогая, чем покупка автомобиля и лизинг, но дешевле традиционной аренды. В отличие от лизинга, здесь отсутствует большой первоначальный взнос. По подписке чаще, чем по лизингу предлагаются подержанные автомобили. Оживлению рынка будут способствовать также распространение электронной коммерции, а также проникновение блокчейна в сектор аренды и лизинга автомобилей.
Заключение. Лизинг является важным элементом внешнего финансирования покупки автомобиля Великобритании, по популярности уступая только купле-продаже в рассрочку. Ключевыми характеристиками лизингового сектора являются предпочтение гражданами дорогих надежных автомобилей, становление нового, не подержанного, автомобиля предметом сделки, востребованность договоров на средний срок от двух до пяти лет. В целом, лизинговые операции не имеют специального законодательства, они регулируются как кредит и контролируются крупными ассоциациями.
Британские фирмы играют заметную роль на мировом рынке лизинговых услуг. Великобритания входит в тройку ведущих стран по объему лизинговых операций, занимает лидирующую позицию в Европе. Динамика объемов мирового и британского рынков лизинга легковых автомобилей показывает сходные тенденции. Однако, учитывая особый механизм правового регулирования системы внешнего финансирования, перенимать опыт британских компаний и национальные механизмы правового регулирования зарубежным предприятиям можно лишь частично.
Основными факторами, оказывающими влияние на развитие лизинга автомобилей, в последнее десятилетие стали колебания в мировой экономике, выход Великобритании из Евросоюза и пандемия COVID-19. Лизинговая деятельность активизируется в периоды спада пандемии. Влияние Brexit проявляется в разных трендах темпов роста мирового лизинга и лизинга Великобритании. Негативное воздействие трех основных факторов в последние годы сглаживается мерами государственной поддержки. Влияние других факторов пока не получило количественной оценки и анализ рисков не проводился.
В ближайшее время следует ожидать снижения объемов по лизинговым операциям на рынке Великобритании, по большей части из-за пандемии COVID-19. А если рассматривать в более долгосрочной перспективе, то рынок должен увеличиваться, исходя из его тенденции к подъему за последние 10 лет. |
| |
|
|