Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (87), 2023
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Карпова С. В.
профессор департамента маркетинга и спортивного бизнеса,
директор Института управленческих исследований и консалтинга
факультета «Высшая школа управления»
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва),
доктор экономических наук

Корец Д. М.
лаборант-исследователь Института управленческих исследований и консалтинга,
факультета «Высшая школа управления»,
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва),


К вопросу о влиянии социально-этических факторов в аспекте построения социально-психологического профилирования социума
В статье рассмотрена проблематика формирования социально-психологического профилирования отдельных групп населения. Одним из наиболее значимых факторов в решении данной проблемы является выявление морально-этических предрасположенностей и особенностей различных групп общества. Разлом ценностей поколений, формирование новых координат ценностей и аксиологический дисбаланс в обществе делают изучение данной проблемы особенно актуальной и востребованной для российской действительности. Особый акцент в работе делается на аксиологическом дисбалансе, который имеет прямую корреляционную зависимость с общественной идеологией, комплексом общественного мнения и трансформацией моральных ценностей на историческом отрезке. В статье проанализированы классические психологические школы по данной проблематике, а также сформирована авторская концепция социального профилирования населения с учетом текущей политико-экономической международной обстановкой.
Ключевые слова: социальное профилирование, психологическое профилирование, разлом поколения, моральные ценности, аксиологический дисбаланс, инструменты маркетингового управления
УДК 658.71; ББК 65.41   Стр: 52 - 55

История развития морально-этических норм и ценностей. Основоположником анализа морально-этических факторов считается Аристотель. Его этическая теория, обосновывает моральное поведение и определяется внутренней сущностью человека. Аристотель считал, что моральные принципы и ценности формируются на основе нравственного опыта и практики. Нужно отметить, что при анализе морально-этических факторов, с точки зрения этической теории, необходимо учитывать индивидуальные характеристики личности и ее мировоззрение.
Далее данная проблематика получила отражение в трудах таких ученых, как Г. Риккерт и В. Виндельбанд, которые являлись основателями Баденской школы неокантианства. По мнению авторов статьи, именно данные ученые сформировали комплексную теоретическую систему ценностей аксиологии и систематики исторического познания. Баденская школа неокантианства была основана в конце XIX века в г. Фрайбург в Бадене (Германия). Эта школа стала одним из основных центров по разработке и расширению идей неокантианства, которые были популярными в Германии в это время.
Основные идеи Баденской школы неокантианства очень сильно связаны с философскими идеями Канта, которые были переработаны. Принципы Канта, особенно его критика чистого разума, позволили неокантианцам начать оспаривать метафизические идеи того времени и заменить их на научно-фактическое знание [1]. Стоит отметить ориентацию Баденской школы неокантианства на проблему этики и права. Фактически, это было первое упоминание такого вида функционального анализа исключительно в кругу специалистов [2].
Согласно Баденской школе неокантианства, наука состоит из формальной конструкции и критерием истины является проверка гипотез в соответствии с экспериментальными данными [3]. В целом, Баденская школа неокантианства продемонстрировала, каким образом философия может быть применена на различных уровнях достигнутого знания. Этим руководствовалась Баденская школа неокантианства. Она показала, что наука и философия могут взаимодействовать в рамках однородной методологии и методологических предположений.
Согласно когнитивной теории, моральное поведение является результатом взаимодействия чувства справедливости, личного опыта и моральных принципов, сформированных в процессе социализации. В соответствии с этими принципами, человек рассматривает различные ситуации и принимает решение о своем поведении. При анализе морально-этических факторов в контексте когнитивной теории важно учитывать окружающую среду и социальные нормы, которые оказывают существенное влияние на моральное поведение.
Теоретические подходы к анализу влияния морально-этических факторов на развитие общества. В современном обществе морально-этические факторы играют важную роль в жизни людей. Они определяют поведение и отношения между людьми, влияют на процессы социального развития и управления обществом.
Особенно актуальной стала проблема анализа морально-этических факторов в части социально-психологического профилирования отдельных групп населения. Это связано с тем, что каждая группа населения имеет свой уникальный моральный и этический кодекс, который определяет их ценности, поведение и отношения друг к другу.
При анализе морально-этических факторов необходимо учитывать такие понятия, как: мораль, этика, нравственность. Мораль – это система правил и норм поведения, узаконенная в данном обществе [4]. Этика – это наука о морали, а нравственность – это индивидуальный набор правил и норм поведения, основанных на собственных ценностях и убеждениях [5].
Анализ морально-этических факторов в части социально-психологического профилирования отдельных групп населения можно разделить на несколько аспектов.
Во-первых, необходимо исследовать морально-этические ценности и убеждения конкретной группы населения. Это позволит понять, как данная группа воспринимает определенные явления и является ли она склонной к определенному виду поведения. Например, противостоять насилию или поддерживать добровольческую деятельность.
Во-вторых, необходимо изучить морально-этические аспекты взаимоотношений внутри группы. Например, как группа реагирует на проявление эмоций, как она оценивает качество взаимодействия между ее членами.
В-третьих, следует проанализировать морально-этические факторы, которые применяются к данной группе со стороны других групп населения. Например, как группа воспринимает использование национальных строев или языка, используемого другими группами.
В целом, анализ морально-этических факторов в части социально-психологического профилирования отдельных групп населения позволяет выявить особенности морально-этических ценностей, норм и убеждений конкретной группы населения, которые могут использоваться для разработки социальных программ и проектов, направленных на улучшение условий жизни данной группы или социума в целом.
Нужно отметить, что моральные ценности являются неотъемлемой частью культуры и общества. Они представляют собой определенный комплекс норм, принципов и убеждений, которые регулируют поведение людей и формируют их мировоззрение.
Основные характеристики моральных ценностей заключаются в их нравственной и культурной значимости. Моральные ценности выражают важные общечеловеческие и национальные идеалы и традиции, которые позволяют людям жить вместе в гармонии и взаимопонимании между собой. Они представляют собой меру для определения правильности и неправильности поступков и поведения [6].
Классификация моральных ценностей часто основана на различных критериях, таких как природа ценности, сфера ее действия, источник происхождения.
Одна из классификаций моральных ценностей основана на природе ценности и включает в себя три основные группы: этические, эстетические и религиозные ценности [7], что отражено в табл. 1.

Таблица 1
Классификация моральных ценностей, основанная на природе ценности
Этические ценностиЭстетические ценностиРелигиозные ценности
Базируются на принципе добра и зла, справедливости и несправедливости, честности и порядочностиСвязаны с красотой и гармонией, включают в себя такие ценности, как культура, искусство, музыка, литература.Связаны с верой, божественностью, духовностью и святым долгом
Составлено авторами

Еще одна классификация моральных ценностей связана с областью их действия. Эта классификация предусматривает выделение индивидуальных и общественных ценностей. Индивидуальные ценности связаны с личными качествами и ценностями человека, а также с его отношением к себе. Общественные ценности связаны с отношением людей к обществу, государству, законам и правилам поведения, их ответственностью перед обществом и другими людьми [8].
Таким образом, моральные ценности – это ключевые принципы и убеждения, которые позволяют людям жить в гармонии и взаимопонимании между собой. Они являются нравственными и культурными ценностями, которые обуславливают правильность и неправильность поступков и поведения. Моральные ценности могут быть классифицированы по различным критериям, таким как природа, сфера действия, источник происхождения и т.д. Нужно отметить, что знание и соблюдение моральных ценностей важно для общественной и личной жизни.
Особенности влияния морально-этических факторов на формирование ценностей в российском обществе. Трансформация морально-этических факторов в российском обществе является одним из важнейших процессов современной России, который способствует изменению ценностей и норм поведения в обществе. По мнению авторов статьи, трансформация морально-этических факторов имеет прямую корреляционную зависимость с историческими событиями в государстве:
1. 1917–1921 гг. – Великая русская революция;
2. 1985–1991 гг. – «Перестройка»;
3. С 2010 по н.в. – период интернета в России.

Трансформация морально-этических факторов в России также связана с изменением духовного состояния общества. Со временем люди стали отходить от религиозных убеждений и традиционных ценностей, что привело к изменению моральных норм и принципов, которые раньше были неразрывно связаны с религиозными обрядами и верованиями. Особенно ярко данный аспект прослеживается в период «Великой русской революции», когда был принят «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви». С этого момента на законодательном уровне в России официальные религии отсутствуют, часть культурно-религиозных сооружений была разрушена, а в обществе начинает выстраиваться совершенно новая идеология, что привело к трансформации моральных и идеологических ценностей.
Одной из основных причин трансформации морально-этических факторов является изменение социально-экономических условий жизни в России. После перестройки наша страна столкнулась с серьезными экономическими проблемами, такими как инфляция, безработица, рост цен на жизненно необходимые товары и услуги. Это привело к изменению моральных ценностей и норм поведения в обществе. Одной из основных проблем стала коррупция, которая стала распространенной во всех сферах жизни и является неотъемлемой частью российского общества.
Кроме того, трансформация морально-этических факторов в России связана с изменением культурного ландшафта страны. С появлением новых технологий, социальных сетей и мобильных приложений, меняются понятия о культуре, прежние ценности и нормы поведения становятся устаревшими [9].
Одной из наиболее важных задач современности является сохранение традиционных ценностей и моральных принципов, а также формирование новой этики и мировоззрения, которые будут соответствовать современным социально-экономическим условиям России.
Как показывает опыт других стран, успешное общество всегда базируется на коренных ценностях, таких как честность, порядочность, доброта и справедливость. Кроме того, изменения моральных норм и ценностей в России могут быть стимулированы воспитанием нового поколения, которое будет воспринимать этику и мировоззрение с учетом современных реалий.
Таким образом, трансформация морально-этических факторов в России является неизбежным процессом, который обусловлен политическими, экономическими, культурными и духовными изменениями в обществе. Принятие новых моральных ценностей и норм поведения поможет России справиться с вызовами современности и восстановить ее статус в мире.
При этом нужно отметить, что в настоящее время вопросы морально-этического поведения являются очень актуальными и относятся к одним из основных проблем современного общества. Интерес к анализу влияния морально-этических факторов обусловлен необходимостью поиска новых подходов к решению проблем, связанных с их влиянием. В данной статье рассмотрим теоретические и методические подходы к анализу влияния морально-этических факторов.
Для начала необходимо определить, что такое морально-этические факторы. Они представляют собой систему норм, ценностей, принципов и правил, которые определяют поведение и взаимодействие людей в обществе. Многие исследователи считают, что морально-этические факторы оказывают существенное влияние на развитие личности, формирование ее ценностных ориентаций и поведенческих стандартов.
Одной из методик анализа морально-этических факторов является аудит социальной ответственности. Этот подход предполагает оценку текущего состояния организации с точки зрения ее социальной ответственности. Для проведения аудита необходимо учитывать не только собственные нормы и ценности организации, но и общепринятые морально-этические стандарты.
В настоящее время морально-этические факторы играют важную роль в развитии российской экономики. Ведь именно морально-этические принципы определяют основные ценности и принципы, которые должны соблюдаться в бизнесе и на всех уровнях управления.
Существует несколько моделей управления морально-этическими факторами в российской экономике. Одной из наиболее распространенных является модель, которую можно назвать «моделью правового регулирования». Она предполагает создание определенных законов и нормативных актов, которые регулируют поведение субъектов рынка с точки зрения морали и этики.
В России такие нормативные акты уже существуют. В частности, это Кодекс деловой этики для российских предпринимателей, который был принят еще в 1998 году. С помощью этого Кодекса предприниматели обязуются соблюдать определенные принципы морали и этики при осуществлении своей деятельности.
Однако, несмотря на наличие таких нормативных актов, модель правового регулирования не всегда эффективна в российских условиях. Дело в том, что все законы и нормативные акты в России не всегда выполняются. Многие предприниматели и бизнесмены нарушают эти правила, что подрывает действенность модели правового регулирования. В связи с этим, становится все более актуальной другая модель управления морально-этическими факторами – модель, которую можно назвать «моделью корпоративной социальной ответственности» (КСО). Эта модель предполагает, что каждая компания сама отвечает за соблюдение морально-этических принципов в своей деятельности. Таким образом, КСО исходит из того, что каждый бизнес должен сам придерживаться определенных моральных и этических принципов и ответственно относиться к своей деятельности. В России модель КСО начинает набирать обороты. Сейчас все больше компаний придерживаются принципов КСО и работают над созданием культуры, основанной на уважении к морально-этическим принципам. Большинство таких компаний реализует свою социальную ответственность в различных областях – охране здоровья, экологии, обучении и т.д. Однако, несмотря на то, что в России уже есть такие компании, модель КСО еще не является совершенной и нуждается в дальнейшей доработке.
Таким образом, в России существует несколько моделей управления морально-этическими факторами. Некоторые из них, например, модель корпоративной социальной ответственности, начинают приобретать все большую популярность.
Кроме того, современное российское общество проходит через сложный период изменений, связанных с глобальными процессами и внешней политикой страны. Одной из необходимых в данном контексте процедур является классификация граждан по морально-этическим параметрам и определение их отношения к действиям правительства в отношении различных политических вопросов, взаимоотношений с соседними государствами и др.
Категории мораль и этика представляют собой сложные и многогранные понятия, которые имеют широкое поле применения и необходимы для обеспечения гармоничных взаимоотношений в обществе. Как уже отмечалось выше, мораль – это система ценностей и норм, которые определяют поведение человека, а этика – это наука, которая изучает системы моральных ценностей и норм, а также описывает способы их применения в реальной жизни.
В России классификацию общества по морально-этическим аспектам можно разделить на несколько групп.
1. Консервативная группа – представители этой группы придерживаются традиционных ценностей, поддерживают сильную власть и придерживаются взглядов на мир, сформированных в прошлом.
2. Либеральная группа – люди этой группы склонны к разнообразию взглядов, свободе мысли и нетрадиционным формам поведения.
3. Религиозная группа – это люди, чьи взгляды на мир и мораль определяются религией.
4. Популистская группа – люди этой группы могут поддерживать как консервативные, так и либеральные взгляды в зависимости от обстоятельств и настроения.
Кроме того, с учетом реальной жизни, можно выделить группу, которая поддерживает разные политические решения российского руководства, например, специальную военную операцию (СВО) на Украине, как действие в интересах национальной безопасности России, и группу, которая выступает против такой операции.
1. Пророссийская группа (возраст 45+). Представители данной группы поддерживают СВО как действие в интересах национальной безопасности России.
2. Проевропейская группа (возраст до 35). Представители данной группы не поддерживают СВО, считая данные действия захватом территории и ограничением свобод человека.
3. Нейтральная группа (возраст 35–45). Данная группа граждан игнорирует события СВО, не высказывается по данной тематике, сохраняя нейтральную позицию.
4. Популистская группа (возраст 35–45). Представители этой группы могут поддерживать как пророссийскую, так и проевропейскую повестку в зависимости от обстоятельств и настроения момента.
Вышеизложенное также следует увязывать с совершенствованием маркетинговой деятельности. Для обеспечения устойчивого развития необходимо разработать предложения по совершенствованию влияния морально-этических факторов на поведение потребителей. Для этого можно использовать следующие направления:
1. Образование и информирование. Очень важно, чтобы потребители были осведомлены о том, как их потребительское поведение влияет на окружающую среду и общество в целом. Необходимо распространять информацию о том, какие товары и услуги можно считать морально-этически приемлемыми, и как они отличаются от тех, которые следует избегать.
2. Создание морально-этических стандартов. Необходимо разработать морально-этические стандарты для производителей и продавцов, чтобы помочь им определить то, что является приемлемым для потребителей в плане моральности и этики. Эти стандарты могут содержать критерии о соблюдении прав человека, об экологическом производстве и социальной ответственности.
3. Обратная связь. Важно дать потребителям возможность оставлять свой отзыв о товарах и услугах, которые они покупают. Это может помочь производителям улучшить качество своих товаров в соответствии с морально-этическими стандартами.
Заключение. Подведя итоги, можно утверждать, что в условиях современного мирового рынка становится все более актуальным вопрос о потребительской морали и этичности. Сегодня все больше людей начинают задумываться о том, как их потребительское поведение влияет на окружающую среду и будущее нового поколения, о взаимосвязи политики и морали и об их внутреннем отношении к политическим процессам. Поэтому на сегодняшний день существует необходимость в разработке предложений по совершенствованию влияния морально-этических факторов на поведение потребителей, чтобы обеспечить устойчивое развитие страны. При этом нужно отметить, что морально-этические факторы играют ключевую роль и в формировании потребительского поведения. Потребители все чаще обращают внимание на этичность и моральность товаров и услуг, которые они приобретают. Они стремятся покупать товары, которые произведены экологически чисто, без нарушения прав работников, без жестокого обращения с животными и без нарушения прав потребителей. Потребители все больше ориентируются на социальную ответственность предприятий, учитывая то, каким образом они влияют на общество и окружающую среду. Этичность и социальная ответственность требуются не только от производителей, но и от продавцов, рекламистов и всех, кто связан с процессом продажи товаров и услуг.


Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.

Список использованных источников:
1. Rickert, H. Emil Lask. Gesammelte Schriften / hrsg. von E. Herrigel. – Tübingen: Eugen Herrigel, 1923. – Bd. 1. – S. V–XVII.
2. Никулина О.В. Баденская школа неокантианства: истоки, персоналии, основные проблемы // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. – 2011 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/badenskayashkola-neokantianstva-istoki-personalii-osnovnye-problemy (дата обращения: 01.04.2023).
3. Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм //Виндельбанд В. Философия культуры: Избранное. – М.: Инион, 1994. – С. 14.
4. Лонг А.А., Седли Д.Н. Эллинистические философы: переводы основных источников с философскими комментариями. Том 1. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1987. – С. 366–367.
5. Шиповская Л.П. Этика, ее предмет и роль в обществе. // Сервис plus. – 2011 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etika-ee-predmet-i-rol-v-obschestve (дата обращения: 01.04.2023).
6. Шустова О.Б. История развития философской проблемы свободы и ответственности ученого и философа в контексте рациональности // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. – 2019 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-razvitiya-filosofskoy-problemy-svobody-i-otvetstvennosti-uchenogo-i-filosofa-v-kontekste-ratsionalnosti (дата обращения: 14.04.2023).
7. Скоморохов А.В. Парадоксы теории морали и онтологизация зла в культуре: логика взаимосвязи //Философия и общество. – 2021 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/paradoksy-teorii-morali-i-ontologizatsiya-zla-v-kulture-logika-vzaimosvyazi (дата обращения: 12.04.2023).
8. Демидова М.В. Индивидуальные и социальные ценности в философских учениях С. Франка, Э. Кассирера, П. Бурдье //Парадигма: философско-культурологический альманах. – 2017 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualnye-i-sotsialnye-tsennosti-v-filosofskih-ucheniyah-s-franka-e-kassirera-p-burdie (дата обращения: 12.04.2023).
9. Каганский В.Л. Исследование российского культурного ландшафта как целого и некоторые его результаты //Международный журнал исследований культуры. – 2011 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-rossiyskogo-kulturnogo-landshafta-kak-tselogo-i-nekotorye-ego-rezultaty (дата обращения: 13.04.2023).
10. Айвазян С.А. Интегральные индикаторы качества жизни населения: их построение и использование в социально-экономическом управлении и межрегиональных сопоставлениях. – М.: ЦЭМИ РАН, 2000. – 117 с.
11. Бетин О.И. Экономический анализ системы управления качеством жизни: монография. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 148 с.
12. Беляева Л.А. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации. // Социологические исследования. – 2009. – № 1. – C. 33-42.
13. Задесенец Е.Е., Загородский И.В., Пенова И.В. Методология измерения и оценки качества жизни населения России. // Мир измерений. – 2010. – № 2. – С. 37–44.
14. Ильясов Б.Г., Закиева Е.Ш., Герасимова И.Б. Системный подход к построению когнитивной модели качества жизни. // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. – 2013. – № 3(47). – С. 45–56.
15. Карпова С.В. Особенности создания государственных и корпоративных программ в области повышения качества жизни населения. //Проблемы современной экономики. – 2022. – № 3(83). – С. 73–76.
16. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 416 с.
17/. Спиридонов С.П. Индикаторы качества жизни и методологии их формирования. // Вопросы современной науки и практики. Ун-т им. В.И. Вернадского. – 2010. – № 10–12(31). – С. 208–223.
18. Токарский Б.Л., Токарская Н.М. Социологическое исследование экономической мотивации населения. // Известия Байкальского государственного университета. – 2015. – № 1(42). – С. 75–81.
19. Форрестер Дж. Мировая динамика: пер. с англ. – М.: Наука, 1978. – 168 с.
20. Ханова М.Н., Захохова М.Р., Шогенова Ф.З. Мотивационное поле современной российской молодежи: социологический аспект. // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – Т. 1. – № 1.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2025
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия