| | Проблемы современной экономики, N 2 (86), 2023 | | АГРОЭКОНОМИКА | | Симановская М. Л. доцент кафедры стратегического планирования и экономической политики
факультета государственного управления
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова,
кандидат экономических наук Христианов К. Н. магистрант факультета государственного управления
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
| |
| | В статье представлен анализ факторов, обеспечивающих сохранение конкурентоспособности российского аграрного сектора как на внутреннем, так и на внешнем рынке в период кризисов, вызванных пандемией коронавируса и введением санкций со стороны недружественных стран. Используется интегрированный подход к анализу конкурентоспособности, опирающийся на основные теории конкурентного преимущества организаций: рыночную, ресурсную, отношенческую и институциональную. Раскрыт такой фактор устойчивости конкурентоспособности российского аграрного бизнеса, как природные ресурсные преимущества, особенно важные в зерновых отраслях, а в перспективе и в отраслях органического земледелия, хотя они не используются в полной мере. Основным позитивным фактором стала успешная реализация программы импортозамещения. Раскрыто противоречивое воздействие на конкурентоспособность российского сельского хозяйства роста вертикально-интегрированных агрохолдингов. Ряд факторов позволяет агрохолдингам повысить эффективность производства, но сравнительно высокая рентабельность обеспечивается и за счет олигопольной структуры многих экспортных отраслей и ухудшает развитие сельских территорий в целом. Агрохолдинги занимают привилегированное положение в институциональной среде и получают основной объем инвестиционных кредитов, поскольку могут быстро обеспечить продовольственную безопасность. | Ключевые слова: аграрный сектор, сельское хозяйство, конкурентоспособность, конкурентное преимущество, агрохолдинги, органическое земледелие, зерновые отрасли | УДК 332.05; ББК У32-57 Стр: 215 - 220 | Конкурентоспособность российского аграрного бизнеса обеспечивается успешной реализацией конкурентных преимуществ российских организаций, то есть потенциала для ведения конкурентной борьбы. Факторы конкурентоспособности российского сельского хозяйства, сделавшие его устойчивым к современным кризисам, исследуются на основе использования интегрированного подхода к анализу конкурентных преимуществ.
Сельское хозяйство играет значительную роль в экономике Российской Федерации. В 2020 году доля сельского хозяйства в ВВП составила 4,1%. Доля занятых в нем составила 6% от общего количества занятых. Объем производства российского сельского хозяйства является крупнейшим среди стран бывшего Советского Союза, но уступает мировым лидерам: Индии, Китаю, США и Германии. По объему производства продукции сельского хозяйства на душу населения Россия занимает только 80-е место в мире. Отрицательное влияние на сельское хозяйство России оказал кризис после развала Советского Союза, когда за период с 1990 по 1998 гг. доля сельского хозяйства в экономике снизилась с 16,5% до 5,6%, а объем производства в сельском хозяйстве на душу населения сократился более, чем в шесть раз. После этого, значительное падение объемов производства сельского хозяйства наблюдалось в 2009 году, после мирового финансового кризиса и в 2015 году, после введения санкций со стороны западных стран.
Однако сельское хозяйство России оказалось устойчивым к кризисам, спровоцированным пандемией коронавирусной инфекции в 2020 г. и введением дополнительных санкций со стороны недружественных стран в 2022 г. Сельское хозяйство показало положительную динамику объема производства на протяжении периода пандемии коронавирусной инфекции, хотя большинство других отраслей в этот период демонстрировали падение производства, что отражено в табл.1.
Таблица 1
Динамика прироста ВВП в отраслях в % к соответствующему периоду предыдущего года (Расчеты Министерства экономического развития РФ)*Период | 2019 | 2020 |
---|
Сельское хозяйство | 4,3 | 1,3 | Промышленное производство | 3,4 | -2,1 | Строительство | 2,1 | 0,7 | Розничная торговля | 1,9 | -3,2 | Платные услуги населению | 0,6 | -14,8 | Общественное питание | 4,9 | -22,6 | Грузооборот транспорта | 0,7 | -4,7 | • Министерство экономического развития России / О текущей ситуации в российской экономике. Декабрь 2021 – январь 2022 года/ https://www.economy.gov.ru/material/file/6211dc39795bea0da2120d1d8df9d646/20220209.pdf
В первые три квартала 2022 г. сельское хозяйство демонстрировало рост производства на 3,5%, несмотря на общее снижение ВВП в этот период на 1,6%.
Схожая ситуация наблюдается и в экспорте сельскохозяйственной продукции. Согласно данным портала «Trade Map» Международного Торгового центра, который агрегирует торговую статистику разных стран и сотрудничает с Европейским союзом, Организацией Объединенных Наций и Всемирной торговой организацией, Российская Федерация занимает 17–е место в мире по экспорту пищевой продукции в целом и обладает в этой группе положительным сальдо торгового баланса размером в 6,3 млрд. долл. США.
Такое положение складывается благодаря большому объему экспорта российской пшеницы, по которому Россия занимает первое место в мире и обладает положительным сальдо торгового баланса в размере 7,2 млрд. долл. США. С 2013 года Россия нарастила экспорт пшеницы более чем в два раза, как в стоимостном, так и в количественном измерении, что позволило подняться с пятого места в мире на первое.
Однако стоит обратить внимание на то, что основной объем российского экспорта пшеницы идет по товарной позиции 1001 99 000 0, которая включает прочую пшеницу нетвердых сортов, требующую наименьшей квалификации при выращивании и создающую наименьшую добавленную стоимость. Это может свидетельствовать о слабости развития обрабатывающих производств, а также о наличии логистических ограничений. Российские компании используют преимущество более низких издержек из-за большого объема обрабатываемых земель и не стремятся конкурировать в создании более сложной продукции.
Рассматривая товарную группу «Обработанные пищевые продукты и агропродукты», в которую не включается пшеница, можно отметить, что РФ в 2021 году имеет отрицательное сальдо торгового баланса по группе в размере 946 млн. долл. США. В этой товарной группе также удалось нарастить стоимостной объем экспорта с 2013 года в два раза. Это позволило подняться по экспорту товаров группы с 29 места до 20. Основными товарами, которые поставляют российские компании за рубеж, являются подсолнечное масло, крабы, рапсовое масло и шоколад. В импорте доминируют пальмовое масло, сыры, вина и сливочное масло. При этом, и объемы и стоимость экспорта показывают положительную динамику (см. рис.1). Заметное снижение стоимостных объемов экспорта продукции сельского хозяйства в 2015 году было вызвано девальвацией рубля на фоне санкционного давления. Таким образом, российские компании значительно нарастили экспорт продукции сельского хозяйства, однако основной объем российского экспорта обеспечивают те торговые позиции, в которых российские компании используют исключительные природные ресурсные преимущества: пшеница, подсолнечное масло и крабы. Импортируются Россией товары, которые не могут быть эффективно произведены в российском климате. | | | Рис. 1 Динамика экспорта по товарной категории «Обработанные пищевые продукты и агропродукты»
Составлено авторами по данным портала Trade Map*
* Trade Map/ Список импортирующих рынков для товарная группа, экспортированный Российская Федерация. Группа товаров:Processed food and agro-based products https://www.trademap.org/Product_SelCountry_TS.aspx?nvpm=%7c643%7c%7c%7c%7cTOTAL%7c%7c%7c2%7c1%7c1%7c1%7c2%7c1%7c1%7c1%7c%7c1 | Конкурентоспособность российских сельскохозяйственных компаний в статье анализируется с позиции основных теоретических подходов к исследованию конкурентных преимуществ: рыночного, ресурсного, отношенческого и институционального.
Рыночные факторы конкурентоспособности российского аграрного бизнеса
Анализ конкурентных преимуществ организации исторически начинался с использования рыночного подхода, который определяет поведение фирм и их результат в зависимости от структуры отрасли, то есть внешних для фирмы факторов. Рыночный подход к конкурентным преимуществам разработал Э. Мэйсон, усовершенствовал Д. Бэйн и в окончательном виде сформировал М. Портер. Он продемонстрировал зависимость доходности отрасли в целом от ее структуры.
Важным ограничением подхода М. Портера является необходимость определения конкурентного преимущества на уровне отдельных видов продукции, поскольку без этого, по его мнению, невозможно определить конкурентные преимущества отдельного производителя. Исходя из этого проанализируем рыночные конкурентные преимущества в российской отрасли органического земледелия. Рынок органического земледелия относится к развивающимся рынкам. В законодательстве РФ используется следующее определение органической продукции: «органическая продукция — экологически чистые сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, производство которых соответствует требованиям, установленным настоящим Федеральным законом». В том же законе отмечается, что органическое земледелие направлено на: «обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, укрепление здоровья человека, сохранение и восстановление плодородия почв».
Органическое производство имеет более высокую рентабельность, чем сельское хозяйство в целом. Так, премия к цене органической продукции может составлять до 300%. Тогда как в среднем по сельскому хозяйству рентабельность в 2021 г. составила 28,4%. Отметим, что рентабельность в сельском хозяйстве выше, чем в других отраслях производства, но препятствием для интереса инвесторов является высокая нестабильность доходов из-за рискованности земледелия в РФ. При этом, самыми рентабельными себя показывают отрасли, которые привлекательны для экспорта. К таким относится и органическое земледелие.
Проанализируем привлекательность этой отрасли, используя модель конкурентных сил отрасли Портера. С точки зрения факторов спроса, этот рынок в России, на данный момент, слабо развит, но стремительно растет. Размер российского рынка органической продукции в 2020 году составил 158 млн. долл. США. Средний рост российского спроса на продукцию органического земледелия составляет 23% и превышает мировые темпы на 11%. Такой рост объясняется низкой удовлетворенностью спроса и позволяет получать увеличенную прибыль. В 2019 г. доля органической продукции на рынке составила 0.1%. По оценкам Союза органической продукции, рынок может достигнуть размеров 2%–10% от общего уровня потребления продовольственной продукции. Таким образом, можно сделать вывод, что производство органики выгодно, как для внутреннего потребления, так и для продажи на экспорт.
С точки зрения факторов предложения, стоит отметить, что 80% органической продукции в России – импорт, что показывает недостаточное удовлетворение спроса отечественными производителями. Российские компании поставляют органическую продукцию, как на российский рынок, так и на экспорт, поскольку цены в странах Европы, куда идет основная часть российского экспорта, значительно выше российских. Экспорт более эффективен в сегменте business-to-business, а на внутреннем рынке более эффективна продажа в сегменте business-to-citizens. Крупными конкурентами являются страны со схожими с Россией конкурентными преимуществами и важной для органической продукции «чистой» землей, например, Казахстан.
Внутренняя конкуренция на данном рынке пока слабо развита из-за сравнительно небольшого количества организаций. На февраль 2023 года в реестре производителей органической продукции Российской Федерации содержатся только 275 компаний. Появление новых компаний ограничивается стоимостью и сложностью сертификации, а также нестабильностью климата. Отличительной чертой российских производителей органики является то, что большинство из них – агрохолдинги, крупные с точки зрения размера земли во владении. Это связано с тем, что большинство традиционных фермерских хозяйств не готовы переходить на органическое земледелие из-за высокой стоимости оборудования и сертификации.
На рынке действует минимальная власть покупателя, потому что неудовлетворенный спрос позволяет сохранять высокий уровень рентабельности в отрасли и создает большую премию к цене органической продукции по сравнению с другими отраслями. Со временем, по мере увеличения количества производителей, рентабельность органической продукции уменьшится.
Рынок не испытывает большой конкуренции от вмешательства из других отраслей, потому что органическая продукция сложна в копировании, а спрос на нее идет от состоятельной части общества. Также отрасль обладает серьезными барьерами на вход из-за высокой стоимости сертификации и оборудования, а также необходимости привлекать квалифицированные кадры.
Анализ показал, что органическое земледелие является перспективным сегментом аграрного сектора России. Из-за высокого неудовлетворенного спроса и высокой маржинальности, компании могут меньше конкурировать между собой. Кроме того, в этой отрасли оптимальным является более низкий уровень концентрации производства, что делает ее привлекательной в будущем для малого и среднего бизнеса.
Ресурсные факторы конкурентоспособности российского аграрного бизнеса
В соответствии с ресурсной теорией конкурентных преимуществ ресурсы организации должны отвечать двум основным требованиям: ценности и уместности. Эти два параметра наиболее важны для последующего анализа, поскольку они достаточны для получения конкурентного преимущества, а также именно они могут влиять на решение о входе производителя в отрасль. Важно учитывать возможность создания «ключевых компетенций», которые позволяют быстрее адаптироваться к современным условиям быстроизменяющейся среды.
С точки зрения ресурсного подхода, основным преимуществом российских компаний является большой объем сельскохозяйственных земель. Так, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций, площадь российских сельскохозяйственных земель составила в 2020 году 215 млн. гектаров. Россия занимает пятое место в мире по этому показателю. Но площадь сельскохозяйственных земель в России в 2021 г. уменьшилась почти на 20 млн. гектаров по сравнению с 2010 годом. Стоит отметить, что сокращение сельскохозяйственных земель является общемировым трендом, который наблюдается с начала XXI века. На фоне увеличения выпуска продукции это позволяет сделать вывод о росте интенсификации развития сельского хозяйства в этот период. Также это свидетельствует о неполном использовании российскими компаниями уникальных ресурсных преимуществ и возможности экстенсивного роста сельского хозяйства. Его ограничениями являются высокие затраты на восстановление деградировавшей сельскохозяйственной земли и нехватка качественных водных ресурсов. Проблема снижения использования сельскохозяйственных земель отмечается и на официальном уровне. Так, в 2021 г. было принято Постановление Правительства РФ от 14.05.2021 N 731 «О Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации», которое предполагает выделение более 500 млрд. рублей из федерального бюджета на вовлечение в оборот 13,2 млн. гектаров неиспользованных земель и улучшение мелиорации.
Важным преимуществом российских сельскохозяйственных компаний является высокая доступность удобрений. Россия является третьим в мире производителем удобрений, а также лидирует по объему их экспорта. В России производятся все основные группы удобрений: фосфорные, калийные, азотные и комбинированные. Также российские покупатели удобрений в значительной степени защищены от колебаний мировых цен, поскольку Правительство РФ часто использует экспортные квоты для защиты внутреннего рынка.
Значительным ограничением является недостаток квалифицированных кадров в российском сельском хозяйстве. Согласно исследованию кадрового агентства «Hays», 94% российских агропромышленных компаний заявляли о нехватке квалифицированных кадров. Такому положению способствует и низкая средняя заработная плата в сельском хозяйстве, которая в 2022 году составила 46 тыс. рублей, тогда как средняя зарплата в РФ составила 64 тыс. рублей. В совокупности со слабым развитием сельских территорий такая ситуация отталкивает от отрасли наиболее квалифицированных специалистов.
Таким образом, можно сделать вывод о наличии в российском сельском хозяйстве уникальных природных ресурсных преимуществ, которые не используются в полной мере. Наибольшими ограничениями представляются затраты на восстановление деградировавших земель, невозможность использования значительных водных ресурсов Сибири и Дальнего Востока и слабое развитие кадрового потенциала, который не позволяет создавать более трудную для копирования продукцию.
Отношенческие факторы конкурентоспособности российского аграрного бизнеса
Для определения факторов конкурентоспособности, возникающих из-за взаимодействия фирм между собой, используется отношенческая теория конкурентных преимуществ, которая обращает внимание на то, что ресурсы могут существовать в рамках разных фирм, а не только внутри одной, а потому именно межфирменное взаимодействие является источником конкурентного преимущества. Сетевые структуры могут использоваться для двух основных целей: минимизации издержек и создания уникального продукта. К отношенческим конкурентным преимуществам можно отнести активное использование российскими аграриями вертикально-интегрированных агрохолдингов. В литературе не существует единого определения агрохолдингов. В широком значении - это крупные сельскохозяйственные компании. В более узком значении, агрохолдинги - это форма интеграции, основанная на долгосрочном партнерстве головной и дочерних холдинговых компаний.
Российские агрохолдинги разнообразны по своим признакам, но в целом их структура включает несколько основных блоков: сельскохозяйственный, обслуживающий, перерабатывающий и сбытовой. На их долю приходится около 25% выпуска отрасли. Такая форма хозяйствования может снизить трансакционные издержки и способствовать росту производства продукции. Она помогает преодолеть ограничения по выходу в розницу, упрощает экспорт и позволяет формировать товарные бренды и таким образом увеличивать добавленную стоимость. Российские агрохолдинги демонстрируют более высокую доходность на одного работника во всех основных отраслях кроме разведения овец и выращивания фруктов, несмотря на то что независимые организации контролируют больше земли на одного работника.
Отметим, что рост популярности агрохолдингов наблюдается во всем мире под воздействием либерализации международной торговли, снижения объемов поддержки фермеров после 1980–х годов, а также деятельности таких международных организаций, как Всемирный банк, МВФ, ОЭСР и ВТО, способствующей закреплению либерализации международной торговли. Исключение составляет ряд стран (Китай, Япония, Южная Корея и страны ЕС), которые проводят целенаправленную политику по поддержке фермерства. Отдельно отметим, что некоторые из этих стран осуществляют субсидирование через поддержку определенного уровня рыночных цен. В Японии такой формат поддержки составляет почти 80% от общих затрат.
В России наблюдается быстрый рост агрохолдингов. В краткосрочном периоде они производят продукцию более эффективно. Однако они создают риски, снижая конкуренцию в отрасли, уменьшают количество рабочих мест, ведут к сокращению населения сельскохозяйственных территорий и их обнищанию. Также они из-за своих больших размеров менее адаптивны к изменениям рыночной среды. После введения санкций в 2022 году малые формы хозяйствования показали себя эффективнее, нарастив производство на 20%.
Институциональные факторы конкурентоспособности российского аграрного бизнеса
Принятие организацией управленческих решений, во-многом, зависит от институциональной среды, в которой действует организация. Термин «институт» в рамках институционального подхода трактуется более широко и включает три основных элемента: регулятивный, нормативный и когнитивный. На наш взгляд, для сельскохозяйственной отрасли России приоритетным является регулятивный элемент, поскольку он наиболее существенно влияет на доходность отрасли.
Особая важность сельского хозяйства закреплена в Доктрине продовольственной безопасности РФ. Это позволяет России находиться в числе передовых стран в вопросе продуктовой безопасности. Показатель общего уровня поддержки АПК относительно ВВП, рассчитываемый Организацией экономического сотрудничества и развития, в РФ близок к уровню развитых стран и в 2019-2021 годах в РФ составил 0,5%, в США 0,5%, а в странах ЕС 0,7%. Но объем субсидирования на квадратный километр площади сельскохозяйственных земель в России в 10 раз ниже, чем в странах ЕС. Отметим, что объем государственной поддержки в общей стоимости сельскохозяйственной продукции в РФ с 2000 по 2021 гг. снизился с 10,6% до 8,9%. Таким образом, этот фактор в меньшей мере повлиял на изменение конкурентоспособности российского аграрного бизнеса.
В России действует 17 государственных мер поддержки аграрного бизнеса, которые можно разделить на инвестиционные, операционные и целевые. Поддержка распределяется по конкретным производителям, что способствует усилению концентрации в отрасли и может снижать конкурентоспособность в долгосрочном периоде. Так, 1% сельскохозяйственных организаций получает более 60% инвестиционных кредитов, поддерживаемых правительством. Это способствует усилению агрохолдингов и создает несправедливое неравенство в условиях ведения хозяйственной деятельности. Однако, стоит отметить, что агрохолдинги, ввиду своих масштабов, важны для обеспечения продовольственной безопасности. Можно трактовать существующую сегодня систему государственной поддержки отрасли как выбор в пользу устойчивости производства сельскохозяйственной продукции и обеспечения продовольственной безопасности, но это снижает потенциальный рост конкурентоспособности в будущем.
Важнейшим институциональным конкурентным преимуществом отечественных аграрных компаний стало проведение политики импортозамещения и введения продовольственного эмбарго с 2014 года. По данным Росстата, уровень самообеспечения основными продуктами питания с 2014 по 2018 гг. вырос по всем товарным группам, кроме производства картофеля. В 2019 году наблюдалось снижение размера импорта продукции по сравнению с 2013 годом на 41%. Сокращение наблюдалось по всем основным товарным категориям. Наибольших успехов удалось добиться в замещении импорта мяса и мясной продукции, который сократился на 70%. Наименьшие успехи наблюдались в замещении фруктов, где объем импорта сократился на 20%. Причиной тому являются климатические факторы, которые не позволяют полностью отказаться от импорта фруктов. В 2022 году доля отечественной сельхозтехники достигла 60% по сравнению с 24% в 2013 г., а доля российского пищевого оборудования составила 55% по сравнению с 12% в 2014 г.. Однако стоит учесть, что снижение импорта в стоимостном выражении больше, чем в товарном. Это показывает процесс перехода от более дорогих европейских товаров к более дешевым, в первую очередь, из Республики Беларусь и Китайской Народной Республики. Одновременно можно отметить рост внутреннего производства, что может свидетельствовать об успехе импортозамещения, особенно в отраслях животноводческого сектора и зерновых культур. При этом, существуют значительные риски из-за недостаточной локализации производства сельскохозяйственной техники. Программное обеспечение, электроника и двигатели для российской техники производятся за рубежом.
Важное место в институциональной среде занимают отраслевые ассоциации. В каждой сфере АПК в России действует от 3 до 10 различных объединений. Из-за особенности их положения в институциональной среде их уместно рассматривать с точки зрения как отношенческого, так и институционального подходов к конкурентным преимуществам. В России основными направлениями их деятельности являются информационное и лоббистское. В более развитых рыночных структурах ассоциации выполняют, в основном, функции лоббирования интересов членов-участников, что увеличивает возможности извлечения ренты влияния. Например, более крупные и устоявшиеся ассоциации, такие как Российский зерновой союз и АККОР, более активно участвуют в процессе нормотворчества в области аграрной политики России. В менее развитых – повышается значение отношенческих конкурентных преимуществ, поскольку ассоциации этих отраслей сосредотачиваются на создании более качественной рыночной структуры, что увеличивает конкурентоспособность отрасли относительно конкурентов.
Таким образом, современная институциональная среда в России создает преимущество для крупных по структуре собственности компаний. Это создает угрозу увеличения концентрации в отрасли и снижения внутренней конкуренции.
Заключение
Российское сельское хозяйство стало более устойчивым к периодам нестабильности, что проявилось как в показателях продовольственной безопасности на внутреннем рынке, так и в активной экспортной экспансии в ряде отраслей, прежде всего зерновой.
Анализ с позиции рыночного подхода к конкурентным преимуществам показал, что в целом сельское хозяйство имеет высокие входные барьеры из-за крупных капиталовложений на старте, что способствует формированию в ряде сельскохозяйственных отраслей олигополий, особенно в зерновых отраслях. Это позволяет добиться сравнительно высокой рентабельности, особенно в экспортоориентированных отраслях. В отрасли органической продукции более оптимальным является более низкий уровень концентрации производства, что делает ее привлекательной для малого и среднего бизнеса. Нестабильность доходов в сельском хозяйстве является важным фактором, снижающим привлекательность отрасли.
Выявлены ресурсные факторы конкурентоспособности российского аграрного бизнеса, такие как большой объем водных и земельных ресурсов, в том числе наличие «чистой земли», доступность водных ресурсов в основных земледельческих районах и удобрений. Ресурсные факторы, ограничивающие развитие отрасли, — это высокие затраты на восстановление деградировавших почв, сложность использования ресурсов Сибири и Дальнего Востока и нехватка кадров, особенно квалифицированных.
Исследование российского аграрного бизнеса с позиции отношенческой теории конкурентных преимуществ показало, что повышению эффективности российского аграрного сектора способствовал рост использования вертикально-интегрированных агрохолдингов, у которых ниже трансакционные издержки. Но рост агрохолдингов создает риск концентрации рынка. Они менее адаптивны к изменению рыночной среды и способствуют сельской безработице и оттоку населения из деревни, что ведет к сокращению конкурентоспособности в долгосрочной перспективе.
Анализ институциональных преимуществ показал, что главным фактором роста конкурентоспособности сельского хозяйства стала успешная реализация программы импортозамещения. При этом, объем государственной поддержки отрасли сокращался на протяжении последних 20 лет, а сама поддержка распределялась неравномерно. Агрохолдинги занимают привилегированное положение в институциональной среде и получают основной объем инвестиционных кредитов, поддерживаемых государством. В условиях санкций со стороны недружественных стран и проведения политики импортозамещения государство сделало выбор в пользу крупных компаний более эффективных в краткосрочной перспективе. |
| |
|
|