| | Проблемы современной экономики, N 2 (86), 2023 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Лавров В. В. доцент кафедры проектной деятельности в медиаиндустрии
Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье рассматриваются вопросы развития туризма в условиях нестабильной социально-экономической ситуации в Российской Федерации. Представлены экономические показатели развития организаций туристской индустрии за 2018–2021 годы. Особое внимание уделено исследованию направлений туристско-рекреационного взаимодействия в сфере туризма и сервиса. Разработаны рекомендации по формированию комплексной цифровой платформы «Туризм и сервис» и ее особенностей в современной системе туризма. | Ключевые слова: туризм, туристско-рекреационное взаимодействие, организации сферы туризма и сервиса, отель, ресторан, компания-туроператор, государственно-частное партнерство в сфере туризма | УДК 338.48; ББК 65.433.1 Стр: 184 - 187 | Современный период развития экономики Российской Федерации представляет собой формирование новых траекторий функционирования в условиях неопределенности. Логистические, социальные, экономические изменения и формирование новых моделей развития затрагивают практически все отрасли хозяйственного комплекса. Существенные изменения происходят и в туризме, как важнейшей сфере взаимодействия между многими участниками процессов предоставления разнообразных услуг и направлений деятельности туристам. Негативное влияние на развитие индустрии туризма оказывают, прежде всего, санкции, сложности с оформлением виз, отсутствие возможностей путешествовать по некоторым странам мира с учетом определенных обстоятельств и изменение поведенческих триггеров населения в условиях высокого уровня нестабильности.
В результате возникших изменений увеличилось количество туристских поездок по территории России, что привело к необходимости активизировать деятельность в области активного развития внутреннего туризма в различных регионах страны.
Таблица 1
Распределение числа организаций по группировке «Туризм» по видам экономической деятельности в 2021 году, в процентах№
пп | Название организаций | Удельный
вес, в % |
---|
1 | Деятельность по предоставлению услуг общественного питания | 40 | 2 | Деятельность туристских фирм и деятельность в сфере предоставления услуг по бронированию | 20 | 3 | Размещение посетителей | 11 | 4 | Деятельность в сфере культуры | 6 | 5 | Пассажирские перевозки | 5 | 6 | Розничная торговля туристскими товарами | 2 | 7 | Прочие | 16 | | Всего | 100 | Источник: [1]
В табл. 1 представлены данные распределения организаций туризма по видам экономической деятельности в 2021 году.
В данной структуре организации, осуществляющие деятельность по предоставлению услуг общественного питания составляют наибольший удельный вес (40%). Размещение посетителей в коллективных средствах размещения по данной структуре составляет всего 11%. Следовательно, в условиях активизации процессов развития внутреннего туризма необходимо обратить внимание на увеличение количества коллективных средств размещения в различных регионах Российской Федерации для создания больших возможностей увеличения внутреннего и въездного потока туристов.
В табл.2 представлены некоторые показатели развития индустрии туризма за период 2018–2021 гг.
Таблица 2
Показатели развития организаций индустрии туризма в Российской Федерации за период 2018–2021 гг.№ | Название | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 |
---|
1 | Число организаций, ед. | 113 009 | 111 874 | 113 847 | 114 041 | 2 | Прибыль, млрд руб. | 371,4 | 353,6 | 254,6 | 483,0 | 3 | Средняя численность работников, чел. | 1 166 350 | 1 179 697 | 1 146 426 | 1 161 860 | 4 | Среднемесячная начисленная заработная плата работников, руб. | 51 580 | 54 185 | 52 985 | 59 234 | 5 | Ввод новых основных фондов за год, млрд руб. | 3854 | 425,9 | 288,3 | 288,7 | Источник: [1]
На основе представленных в таблице данных выявляется положительная тенденция по основным показателям развития туризма. Количество организаций сферы туризма за данный период увеличилось на 1032. Показатели прибыли от деятельности предприятий, связанных с предоставлением туристских услуг составили 483 млрд руб. что является лучшим показателем за весь представленный период. Постепенно восстанавливается и численность работников предприятий туризма и гостеприимства, которая в 2021 году составляла 1 161 860 человек, что на 15 434 больше, чем в 2020 году. На рис. 1 представлена динамика изменений по количеству организаций индустрии туризма с повышающей линией тренда. | | | Рис. 1. Количество организаций индустрии туризма, ед. | На рис. 2 представлена динамика численности работников предприятий индустрии туризма с понижающей линией тренда. | | | Рис. 2. Средняя численность работников организаций индустрии туризма, чел. | На основе анализа данных по увеличению количества организаций индустрии туризма и динамики численности работников данной сферы можно сделать вывод, что необходимо увеличивать количество сотрудников данной сферы для обеспечения потребностей внутреннего туризма. Это связано с увеличивающимся потоком туристов и постоянным развитием новых туристских объектов.
Для обеспечения отрасли профессиональными, квалифицированными кадрами необходимо учитывать разные формы туристско-рекреационного взаимодействия организаций по данному направлению.
Одним из важнейших структурных направлений туристско-рекреационного взаимодействия организаций в сфере туризма является Ассоциация вузов туризма и сервиса. Ассоциация была создана в 2008 году с целью объединения усилий учреждений профессионального образования по повышению качества подготовки специалистов для сферы туризма и сервиса.
Главной задачей создания и функционирования Ассоциации вузов туризма и сервиса является объединение деятельности ведущих вузов России и стран СНГ, предприятий сферы туризма и сервиса, издательств, кадровых агентств и других организаций, специализирующихся в этой сфере, для содействия в подготовке профессиональных кадров [2]. Для координации деятельности в Ассоциации создана Платформа профессионального взаимодействия экспертов, преподавателей, представителей туристских организаций для обмена мнениями и подготовки новых возможностей для подготовки квалифицированных кадров в сфере туризма и сервиса. Важное значение для обмена опытом и распространения информации о деятельности различных региональных подразделений Ассоциации имеет выпуск журнала «Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса».
Одним из направлений туристско-рекреационного взаимодействия организаций индустрии туризма является деятельность по организации и проведению мастер-классов, стажировок и мероприятий по повышению квалификации сотрудников разных профессиональных групп и направлений.
Для распространения информации о новой продукции, инновационных технологиях, а также для заключения договоров о сотрудничестве в области развития туризма и сервиса активно используются площадки проведения выставок, конгрессов, форумов, фестивалей различной направленности в области туризма и гостеприимства.
В табл. 3 представлен перечень выставок в области туризма и сервиса, которые запланированы к проведению в 2023 году.
Таблица 3
Перечень выставок по направлению «Туризм и сервис», которые будут проходить в Российской Федерации в 2023 году№
пп | Наименование | Дата проведения | Место проведения |
---|
1 | MITT–2023. 29-я Московская международ-ная туристическая выставка | 16.03– 18.03 | г. Москва | 2 | Енисей — 2023. Международная туристическая выставка-ярмарка | 23.03–26.03 | г. Красноярск | 3 | Напитки — 2023. 27-я Международная выставка напитков | 23.03–26.03 | г. Сочи | 4 | Продукты питания — 2023. 24-я Специализированная выставка продуктов питания | 23.03–26.03 | г. Сочи | 5 | Мир Вкуса — 2023. Всероссийская выставка продуктов питания и напитков | 05.04–09.04 | г. Волгоград | 6 | Лето — 2023. Международ-ная туристская выставка | 07.04–08.04 | г. Екатерин-бург | 7 | PIR Expo — 2023. Международный специализиро-ванный выставочный проект для профессионалов ресторанно-гостиничного бизнеса | 03.10–06.10 | г. Москва | 8 | Inter Food Ural — 2023. Выставка продуктов питания и напитков | 17.10–19.10 | г. Екатеринбург | 9 | Clean Expo Moscow — 2023. 25-я Междуна-родная выставка оборудования и средств для профессиональной уборки, санитарии, химической стирки и чистки | 24.10–26.10 | г. Москва | Источник: [3]
Процессы туристско-рекреационного взаимодействия организаций индустрии гостеприимства оказывают огромное влияние на развитие ресторанного и отельного бизнеса в современных условиях. Это и обмен опытом, и поиск профессиональных и квалифицированных сотрудников, проведение мастер-классов, конкурсов, обмен опытом и разработка новых концепций развития индустрии гостеприимства. Существенное влияние на реализацию данной деятельности оказывает Федерация рестораторов и отельеров России, которая представляет собой объединение ведущих рестораторов и отельеров для развития индустрии гостеприимства, разработки стандартов и правил профессиональной деятельности, объединение предприятий в единую структуру для преодоления барьеров и проблемных ситуаций в данной сфере [4].
К главным направлениям деятельности данной Федерации относятся такие важнейшие направления, как: разработка концепций ресторанов и отелей, разработка стратегии развития питания вне дома, активное развитие внутреннего и въездного туризма, различные аспекты повышения качества оказания гостиничных услуг, внесение изменений в санитарно-эпидемиологическое, алкогольное, антитабачное законодательство, анализ и корректировка ГОСТов в сфере гостеприимства и др.
В структуре Федерации рестораторов и отельеров России имеются специализированные проекты деятельности, такие как Союз управляющих ресторанами, Союз специалистов служб хаускипинга, Совет по профессиональным квалификациям в сфере гостеприимства, Центр оценки квалификации в сфере гостеприимства.
Следовательно, вопросы развития гостиничного и ресторанного бизнеса, как важнейшей основы регионального туризма, решаются на основе туристско-рекреационного взаимодействия организаций индустрии гостеприимства, большого количества специалистов данной сферы бизнеса и их совместной деятельности, что становится основой повышения уровня квалификации сотрудников, улучшения стандартов обслуживания и разработки новых концептуальных решений развития данной сферы.
Межрегиональное туристско-рекреационное взаимодействие осуществляется на основе совместной деятельности туроператорских компаний.
В 2007 году было принято решение о создании Ассоциации туроператоров России (АТОР), которая в 2009 году стала ассоциированным членом Всемирной туристской организации UNWTO. К основным направлениям деятельности Ассоциации туроператоров относятся такие, как: координация деятельности в области развития туризма, регулирование спорных вопросов между туристами, транспортными компаниями, между предприятиями туристской индустрии, распространение информации о правилах оформления документов, осуществлении поездок, развитие информационных технологий в сфере туризма, исследование конъюнктуры туристского рынка и др. [5].
Одна из главных функций АТОР — это информирование, как туристов, так и сотрудников сферы туризма и гостеприимства о различных изменениях, прогнозах развития туризма, новых направлениях и возможностях развития регионального туризма. Кроме подробной информации, представленной на официальном сайте организации, пользуется спросом журнал «Вестник Ассоциации туроператоров России (АТОР)».
В табл.4 представлен перечень лучших туристических операторов Российской Федерации по данным на 2023 год.
Таблица 4
Рейтинг лучших туроператорских компаний Российской Федерации по данным на 2023 год№
пп | Наименование | Количество
туристских
направлений | Рейтинг,
максимально
100 баллов |
---|
1 | Coral Travel | 54 | 98 | 2 | Fun&Sun | более 20 | 94 | 3 | Tez Tour | 20 | 92 | 4 | Sunmar | 14 | 90 | 5 | NTK-Intourist | 23 | 88 | 6 | Pegas Touristik | 22 | 88 | 7 | ICS Travel Group | 60 | 88 | 8 | Anex Tour | 23 | 86 | 9 | Библио Глобус | 53 | 86 | 10 | Алеан | 7 | 84 | Источник: [6]
В условиях экономической и политической нестабильности на туроператорских компаниях лежит большая ответственность за организацию туристских поездок, безопасность туристов, как на маршруте, так и в местах отдыха, информирование туристов по всем вопросам, связанным с путешествием, визовой поддержкой, гарантией выезда с территории других стран и пр. Необходимость компаниям-туроператорам иметь соответствующее финансовое обеспечение, которое гарантирует исполнение всех обязательств перед туристами привела к некоторым изменениям на рынке туроператоров, с которого постепенно ушли мелкие туроператорские компании и образовалась система крупных, стабильно работающих организаций, гарантирующих качественный спектр предоставляемых услуг по различным направлениям путешествий.
В условиях активизации процессов развития туризма в различных регионах Российской Федерации важнейшим направлением туристско-рекреационного взаимодействия можно считать государственно-частное партнерство между представителями индустрии туризма, компаниями-инвесторами, государственными структурами федерального и регионального уровня. Следовательно, государственно-частное партнерство представляет собой форму взаимовыгодного сотрудничества между государством и бизнесом в отношении объектов государственной собственности, а также услуг, оказываемых государственными органами и предприятиями, в целях реализации инвестиционных проектов в различных сферах экономической деятельности, в том числе и в сфере туризма. Причем, объектом финансирования с позиций государственно-частного партнерства могут быть отдельные объекты культурно-исторического наследия, например, исторические здания, соборы, музейные и дворцовые комплексы, а также участие в инвестиционных проектах регионального и федерального уровня в области строительства гостиничных комплексов, развлекательных центров, финансирование работ по исследованию туристско-рекреационного потенциала территории или финансирование новых инновационных проектов с целью повышения уровня конкурентоспособности региона, территориального пространства или финансирование инфраструктурных проектов, таких, например, как строительство дорог, обеспечение территории повышенного туристско-рекреационного значения различными системами современных коммуникаций, средствами связи. Работы в области реставрации объектов культурно-исторического наследия также часто осуществляются за счет проектов государственно-частного партнерства. В табл.5 представлены основные направления реализации проектов государственно-частного партнерства в области туризма в Российской Федерации.
Таблица 5
Основные направления разработки и реализации проектов государственно-частного партнерства в области туризма в Российской Федерации№
пп | Наименование направлений | Примеры объектов государственно-частного партнерства в сфере туризма |
---|
1 | Транспортная инфраструктура | Строительство новых автомагистралей, улучшение качества дорожного покрытия, строительство автозаправок и пр. | 2 | Обеспечивающая инфраструктура | Строительство и улучшение качества систем водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения, электроснабжения объектов туристской индустрии | 3 | Социальная инфраструктура | Строительство и капитальный ремонт объектов индустрии туризма (гостиницы, рестораны, санатории, курортные комплексы, объекты здравоохранения, коттеджи, и пр.) | 4 | Объекты культурно-исторического наследия | Капитальный ремонт и реставрация объектов культурно-исторического наследия (усадьбы, соборы, дворцы, замки, мосты, исторические здания, музеи, мемориалы, храмы, церкви и пр.) | 5 | Ландшафтный дизайн | Проектирование садово-парковых ансамблей, создание новых городских парков, парков для пригородных отелей, формирование береговой полосы водоемов, создание цветников, освещение и пр. | 6 | Создание нового туристского продукта | Разработка новых туристских маршрутов, новых видов туристских услуг в отелях, развитие развлекательной инфраструктуры в санаторно-курортных комплексах, | 7 | Реконструкция объектов индустрии туризма | Реконструкция детских оздоровительных лагерей, пансионатов, баз отдыха, охотничьих и рыболовных баз, туристических комплексов, сельских домов отдыха и пр. | 8 | Строительство спортивных объектов | Строительство теннисных кортов, велосипедных баз, лодочных станций, стадионов, альпинистских баз, причалы для яхт, катеров, фитнес-центров, спортивных клубов, велосипедных трасс, спортивных баз | Составлено автором
Процессы внедрения программного обеспечения как на предприятиях индустрии туризма, так и для пользовательского сегмента, создали предпосылки для активного внедрения цифровых платформ и цифровых сервисов в сфере туризма. Во многих субъектах РФ формируются интерактивные карты территорий с указанием объектов туристско-рекреационного назначения, объектов культурно-исторического наследия, транспортных маршрутов. Формируются современные макеты сайтов различных предприятий туризма, таких, например, как гостиницы, рестораны, туроператорские компании, транспортные компании и прочие предприятия сферы социально-культурной направленности. По мнению автора, необходимо осуществлять формирование комплексной цифровой платформы «Туризм и сервис», которая должна объединить все структурные направления туристско-рекреационного взаимодействия различных организаций индустрии туризма, включая все субъекты Российской Федерации, все туристские организации, строительные, транспортные компании, объекты культурно-исторического наследия, объекты социально-культурной сферы.
Следовательно, данная комплексная платформа станет основой, на которой произойдет объединение уже сформированных по отдельным направлениям специализированных сервисов, интерактивных карт регионов, что даст возможность туристам быстро сформировать маршрут путешествия, получить всю необходимую информацию о видах предоставляемых услуг и туристско-рекреационном потенциале регионов, организациям индустрии туризма быстро осуществлять координацию деятельности между партнерами по бизнесу, поставщиками и посредниками в туристском бизнесе, управленческим структурам регионального и федерального уровня, связанных с туристской деятельностью осуществлять мониторинг развития туризма и формировать стратегии развития субъектов Российской Федерации с учетом возможностей и потребностей туристского бизнеса. |
| |
|
|