| | Проблемы современной экономики, N 2 (86), 2023 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Лаврова Т. А. профессор кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук
| |
| | В статье анализируются основные характеристики и тенденции развития индустрии гостеприимства в Российской Федерации. Представлены основные экономические показатели деятельности коллективных средств размещения за период 2018–2021 гг. Особое внимание уделяется вопросам дальнейшего развития гостиничного бизнеса в условиях экономической нестабильности. | Ключевые слова: индустрия гостеприимства, коллективные средства размещения, глэмпинги, триггеры потребительского поведения, дополнительные услуги, гостиницы | УДК 338.48; ББК 65.432.1 Стр: 181 - 184 | Индустрия гостеприимства представляет собой важнейший сегмент развития туризма и формирования новых туристских направлений. С 2019 по 2022 гг. усилилось влияние факторов, изменяющих сформированные годами устойчивые тенденции как развития туризма в России, так и направлений туристских потоков. На протяжении многих лет активно развивался выездной туризм и количество туристов, отдыхающих за рубежом было намного больше, чем граждан Российской Федерации, отдыхающих на территории своей страны.
В результате возникновения негативных факторов, оказывающих влияние как на экономику страны, так и на развитие индустрии гостеприимства многие тенденции развития туризма стали заметно меняться. К негативным факторам, прежде всего, относятся такие, как пандемия COVID-19, активизация санкционного давления на Россию во многих сферах деятельности, ограничение на въезд российских туристов в некоторые страны, политические события и другие. В процессе адаптации индустрии гостеприимства к изменяющимся тенденциям мирового развития туризма в России были осуществлены меры поддержки туризма в период пандемии, что несколько улучшило показатели загрузки отелей и сохранило многие коллективные средства размещения от банкротства и ухода с российского рынка.
«За период 2019–2020 годы численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения сократилась на 80,11%, количество въездных и выездных туристских поездок сократилось более, чем на 70%» [1, с.196]. Однако, в 2020–2021 гг. изменились триггеры потребительского поведения в сфере туризма и это выражалось в том, что большее количество российских граждан предпочитали отдых внутри страны.
Возникшая ситуация изменила направления туристских потоков и стала основой для активизации деятельности в области развития внутреннего туризма.
В табл. 1 представлены данные по численности лиц, размещенных в коллективных средствах размещения в России и некоторых странах Европы во II квартале 2021–2022 года.
Таблица 1
Численность лиц, размещенных в коллективных средствах размещения в России и странах Европы во II квартале 2021–2022 гг.№
пп | Название
страны | II квартал
2021 г. | II квартал
2022 г. | Прирост
II квартал 2022 г.
к II кварталу 2021 г. |
---|
1 | Россия | 15 220,0 | 18 013,0 | 18,4 | 2 | Испания | 14 875,9 | 38 278,7 | 157,3 | 3 | Италия | 14 493,0 | 30 915, 9 | 113,3 | 4 | Германия | 14 463,7 | 45 394,6 | 213,9 | 5 | Турция | 13 035,2 | 23 762,9 | 82,3 | 6 | Франция | 11 383,4 | 37 578,3 | 230,1 | Источник: [2]
По сравнению со II кварталом 2021 года, во II квартале 2022 года в коллективных средствах размещения в России было размещено на 18,4% туристов больше. Однако, по данным о количестве размещенных в КСР (коллективных средствах размещения) лиц в представленных в таблице странах Европы, темпы прироста намного выше и составляют от 82,3 до 230,1%. Наиболее кризисным для сферы туризма был 2020 год. На основе статистических данных, представленных в табл. 2 можно отметить, что все показатели деятельности коллективных средств размещения в 2020 г. были значительно меньше, чем в другие периоды.
Таблица 2
Основные показатели деятельности коллективных средств размещения в России за 2019–2021 гг.№
пп | Название | Год |
---|
2019 | 2020 | 2021 |
---|
1 | Число коллективных средств размещения | 28 302 | 27 328 | 28 979 | 2 | Число мест, тыс. | 2 495,7 | 2 473,0 | 2 634,4 | 3 | Численность раз-мещенных лиц, тыс. чел. | 76 041,7 | 47 382,5 | 66 539,8 | 4 | Коэффициент использования наличных мест | 0,31 | 0,21 | 0,29 | Источник: [2]
Особо обращает на себя внимание такой экономический показатель, как «коэффициент использования наличных мест», который в 2021 году составил всего 0,29. Среднегодовая занятость предприятий индустрии гостеприимства в России, несмотря на тенденцию развития внутреннего туризма оказалась значительно меньше потенциальных возможностей размещения. Вне всякого сомнения, основные туристские дестинации были востребованы, но многие регионы страны оказались с очень низкими показателями загрузки. К факторам отсутствия интереса у туристов к некоторым регионам России с позиций размещения в КСР можно отнести отсутствие дополнительных услуг и капитального ремонта и обновления интерьеров многих гостиниц в различных городах страны.
Туристско-рекреационный потенциал России огромен и возможности осуществления комфортного отдыха, лечения, изучения объектов культурно-исторического наследия, расположенных в различных регионах, природных и археологических особенностей привлекают большое количество туристов. В табл.3 представлены данные по основным экономическим показателям деятельности коллективных средств размещения в разрезе федеральных округов по данным за 2021 год.
Максимальное количество КСР расположено в Южном федеральном округе и составляет 8678 гостиниц и других средств размещения, что составляет 29,9% от общего количества средств размещения в масштабах страны. Максимальное количество размещенных лиц в КСР (20 152,9 тыс. человек) было зафиксировано в Центральном федеральном округе, что составило 30,3% от общего количества туристов, размещенных в КСР по территории России.
Таблица 3
Основные показатели деятельности коллективных средств размещения в 2021 году в разрезе федеральных округов Российской Федерации№
пп | Название | Число КСР | Число мест в КСР, тыс. | Число размещенных лиц, тыс. чел. | Коэффициент использования наличных мест |
---|
1 | Россия | 28 979 | 2 634,4 | 66 539,8 | 0,29 | 2 | Центральный ФО | 4 981 | 662,9 | 20 152,9 | 0,34 | 3 | Северо-Западный ФО | 2 958 | 250,3 | 9 142,3 | 0,33 | 4 | Южный ФО | 8 678 | 755,0 | 13 197,4 | 0,26 | 5 | Северо-Кавказский ФО | 1 039 | 99,5 | 1 882,7 | 0,32 | 6 | Приволжский ФО | 4 199 | 360,9 | 9 362,0 | 0,26 | 7 | Уральский ФО | 1 820 | 155,5 | 4 230,0 | 0,24 | 8 | Сибирский ФО | 3 021 | 217,2 | 5 354,2 | 0,24 | 9 | Дальневосточный ФО | 2 283 | 133,0 | 3 218,3 | 0,23 | Источник: [2]
Однако, невозможно оценивать процессы развития отрасли только по количественным показателям наличия в регионах страны определенного количества коллективных средств размещения разнообразных видов и категорий. Так, одни отели имеют номерной фонд более 1000 номеров, другие, например, мини-отели могут предложить 10–30 номеров. Следовательно, необходимо учитывать данные по номерному фонду гостиниц и показателям загрузки отелей как в высокий, так и в низкий сезон.
С целью активизации деятельности в области развития туризма и увеличения количества туристских прибытий в объекты размещения в разных регионах России был разработан и принят в конце 2021 года Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». В состав Национального проекта включены следующие три федеральных проекта, реализация которых запланирована до 31.12.2024 г.
1. Развитие туристической инфраструктуры. Выделено на реализацию федерального проекта из всех источников финансирования 749 252 291,74 тыс. руб.
2. Повышение доступности туристических продуктов. Выделено на реализацию федерального проекта 185 279 847,9 тыс. руб.
3. Совершенствование управления в сфере туризма. Выделено на реализацию федерального проекта 4 570 809,6 тыс. руб.
В рамках развития Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» будут созданы условия для реконструкции и развития коллективных средств размещения, таких, как санаторно-курортные комплексы и действующие объекты отельного бизнеса, строительство модульных средств размещения (кемпингов), повышение доступности поездок по стране с туристскими целями и другие [3].
Несмотря на оживление индустрии гостеприимства после пандемийного периода и постепенное возвращение утраченных позиций по количеству отдыхающих туристов в отелях разных категорий, в 2022 году произошли существенные события, которые способствовали усилению уровня нестабильности, как в экономике в целом, так и в развитии индустрии гостеприимства, в частности.
В результате влияния санкций, связанных с началом спецоперации, в 2022 году некоторые зарубежные гостиничные сети приостановили свою деятельность и покинули российский рынок. Покинули российский рынок такие зарубежные гостиничные сети, как Marriott, Hilton, Hyatt. Для осуществления дальнейшей деятельности многие отели, принадлежащие к данным сетям, вынуждены были провести ребрендинг, изменить название, так как большинство помещений, которые занимали данные отели находятся в собственности российских бенефициаров или государства.
Много внимания в настоящее время уделяется крупным федеральным проектам по развитию туристских дестинаций и наблюдается недостаточное финансирование и субсидирование развития малых отелей, пригородных гостиниц и других форм размещения [4].
Начиная с 2021 года наметились существенные изменения в потребительском поведении, в том числе данная тенденция относится и к предпочтениям туристов на рынке предложения разнообразных видов услуг. Наибольшее предпочтение туристов отдается пляжному отдыху, что составляет более 70%. От 30 до 50% туристов предпочитают в период отпусков осуществлять поездки к родственникам, путешествия по пригородным регионам. От 10 до 30% отдыхающих предпочитают путешествия, связанные с изучением культурно-исторического наследия, с медицинскими целями посещение санаторно-курортных комплексов. Востребованы морские и речные круизы, горный и лыжный туризм.
В настоящее время многие потребители туристских услуг совмещают отдых и работу в удаленном режиме, что увеличивает количество отдыхающих в пригородных отелях и курортных зонах. До 10% путешествий относится к экстремальному и познавательному туризму по территории России и возможности для предоставления разнообразных видов отдыха в стране огромны [5, с. 152].
В условиях нестабильной экономической ситуации произошли заметные изменения в особенностях бронирования различных предприятий индустрии гостеприимства. Так, сократился горизонт бронирования. Увеличилось количество поездок в пригородные отели на выходные с пятницы на воскресенье, что представляет собой размещение в отелях индивидуально или с семьей, или с друзьями намного чаще, чем бронирование в период отпуска или каникул. Для краткосрочных поездок характерен повышенный интерес к SPA-отелям, как возможности восстановления сил, отдыха, использование разнообразных релакс-программ.
Одним из направлений развития гостиничного бизнеса в настоящее время является реализация разнообразных концепций и направлений узкоспециализированной деятельности отелей. Наиболее популярны становятся такие новые концепции отелей, как глэмпинги, SPA-отели, бизнес-отели, апартаменты, эко-отели.
Глэмпинг представляет собой новую тенденцию развития экологического туризма и является разновидностью кемпинга. Однако, в отличие от распространенных вариантов размещения в привычных для многих туристов палатках и кемпингах, глэмпинги объединяют в себе комфортные условия размещения и проживания в номерах с возможностью отдыха в природной среде с наибольшим погружением в мир красоты и окружающей природы. По данным на конец 2022 года в Российской Федерации реализованы концепции более 122 глэмпингов.
В табл. 4 представлены некоторые виды глэмпингов, расположенные в различных регионах Российской Федерации.
Таблица 4
Примеры глэмпингов как новой формы коллективных средств размещения в Российской Федерации№
пп | Название | Регион | Характеристика |
---|
1 | «Под небом» | Московская область | Трехразовое питание от шеф-повара, пляж с лежаками, йога, катание на вейкборде за катером. Цена: пятница-воскресенье 30 000 руб., понедельник-пятница 50 000 руб. | 2 | «Дальний кордон» | Калужская область | Кафе, рыбалка, прогулки на лодках, спортивные игры. Цена от 4000 руб. | 3 | «Шалаш» | Тверская область | Трехразовое питание, спортивный инвентарь, сплавы на байдарках, велосипеды, экскурсии. Цена 4000 руб. | 4 | «Лес. Глэмпинг и спа» | Краснодарский край | Авторская кухня, бани, спа-комплекс, квадроциклы, йога, велопрокат, экскурсии, аренда катера. Цена 15000 руб. | 5 | «Вдох. Алтай» | Республика Алтай | Кафе, рафтинг, квадроциклы, конные прогулки, экскурсии. Цена 9000 руб. | 6 | «Утёс» | Челябинская область | Ресторан, бассейн, баня, мангал, детская площадка. Цена 5850 руб. | Источник: [6]
По данным Федеральной службы государственной статистики РФ в 2021 году распределение числа коллективных средств размещения по основным типам составило:
– отели, гостиницы — 44,7%;
– организации отдыха — 19,4;
– хостелы — 6,3%;
– санаторно-курортные организации — 6,1%;
– прочие коллективные средства размещения — 23,5% [7].
На основе представленных данных можно сделать вывод, что, несмотря на огромный туристско-рекреационный потенциал и структурные возможности развития санаторно-курортной базы России, в общем количестве коллективных средств размещения различные виды санаторно-курортных комплексов составляют всего 6,1% по сравнению с другими видами размещения туристов. Следовательно, одним из важнейших направлений развития индустрии гостеприимства должно стать направление по развитию санаторных комплексов во всех субъектах РФ. Как известно, наибольшее количество объектов размещения расположено в известных туристских дестинациях. Для активизации деятельности в области развития внутреннего туризма требуется в Программы развития каждого субъекта РФ включить задачи по развитию санаторно-курортных комплексов, что является основой предоставления не только услуг по отдыху, размещению и питанию, но и предоставление важнейших медицинских услуг по различным направлениям. В условиях необходимости повышения качественных показателей здоровья населения, увеличение количества предприятий индустрии гостеприимства санаторно-курортного типа представляется важной тенденцией дальнейшего развития данной сферы деятельности.
В табл. 5 представлена структура гостиниц в Российской Федерации по категориям за период с 2018 по 2021 гг.
Таблица 5
Структура гостиниц Российской Федерации по категориям за период с 2018 по 2021 гг.Название | Годы |
---|
2018 | 2019 | 2020 | 2021 |
---|
Гостиницы, всего | 11 676 | 12 086 | 12 077 | 12 961 | в т.ч. по категориям: | | | | | 5 * | 156 | 170 | 191 | 226 | 4* | 768 | 909 | 1055 | 1251 | 3* | 1774 | 2279 | 2724 | 3051 | 2* | 685 | 949 | 1150 | 1272 | 1* | 157 | 278 | 288 | 337 | без звезд | 8136 | 7501 | 6669 | 6824 | Источник: [7]
По данным за 2021 год в структуре гостиничного фонда выявлены следующие характерные особенности:
– максимальное количество гостиниц в стране относится к категории «без звезд», что составило 6824 коллективных средств размещения или 52,7% от общего количества.
– большинство гостиниц относится к категории «3 звезды». В 2021 году их количество составило 3051 или 23,5% от общей численности гостиниц;
– примерно одинаковое количество гостиниц категорий «4 звезды» и «2 звезды», что составляет 1251 и 1272 гостиницы соответственно;
– примерно одинаковое количество гостиниц категории «5 звезд» — 226, что составляет 1,7% и гостиниц категории «1 звезда», что составляет 337 или 2,6% от общего количества гостиниц.
В сложившихся условиях изменения конъюнктуры рынка индустрии гостеприимства необходимо активно разрабатывать новые концепции отелей и современные инновационные подходы к предоставлению разнообразных услуг.
К инновационным видам дополнительных услуг относятся, например, услуги нового формата развлечений — VR-очки. Например, в пригородном отеле Репино Cronwell Park отель VR-очки доступны в номерах трех категорий: «Сюит Репино», «Джуниор Сюит Репино», «Люкс супериор». В VR-контент виртуальной реальности включены такие темы, как: виртуальный зоопарк, экстрим, аттракционы, мультфильмы, природа, релакс. На выбор предоставляется три тарифа: 3 часа — 899 руб., 6 часов — 1199 руб., 12 часов — 1399 руб. Данное направление дополнительных услуг привлечет большее количество гостей, особенно молодежного сегмента. Выручка 5* отелей от реализации дополнительных услуг распределяется примерно следующим образом:
– услуги фитнес-центров 22%;
– разнообразные SPA-программы 26%;
– услуги салонов красоты, парикмахерских около 8%;
– аренда катеров, велосипедов, другого инвентаря 19%;
– услуги парковки автомобилей 10%;
– услуги прачечной 4%;
– другие услуги 11%.
Кроме дополнительных услуг пользуются спросом услуги разнообразных форм предоставления питания по различным тарифным планам (только завтрак, 2-х разовое питание, 3-х разовое питание, мини-бар, заказ позиций меню в номер, работа баров, ресторанов, банкетных залов).
Основная тенденция направлена на развитие внутреннего туризма, что требует увеличения затрат на обновление основных фондов индустрии гостеприимства и создания удобных транспортных маршрутов по доставке туристов к отелям, расположенным в труднодоступных районах России.
Основные тенденции развития отельного бизнеса в 2023 году, которые формируют новые подходы к взаимодействию с потребителями товаров и услуг предприятий индустрии гостеприимства, следующие:
– разработана субсидированная процентная ставка на строительство и реконструкцию отелей;
– грантовая поддержка общественных инициатив на закупку оборудования для гостиниц и строительства кемпингов;
– увеличивается спрос на размещение в пригородных отелях;
– наиболее востребованными у туристов направлениями путешествий являются Москва, Санкт-Петербург, Карелия, Ленинградская область, города Золотого кольца России, Байкал, южные регионы России, Алтай, регионы Центральной России;
– необходимо увеличить и внести разнообразие в предлагаемые отелями дополнительные услуги;
– обновить концепции ресторанных комплексов отельного бизнеса, что создаст условия к привлечению новых сегментов потребителей;
– разрабатываются новые системы бронирования на основе использования информационных ресурсов, сайтов отелей, социальных сетей и других IT-технологий;
– особое внимание необходимо уделить реконструкции санаторно-курортного комплекса, как важнейшего сегмента отдыха и лечения потенциальных туристов;
– для увеличения загрузки отелей необходимы мероприятия по обеспечению транспортной доступности, создание новых маршрутов и возможностей доставки гостей к местам размещения.
Несмотря на большое количество разнообразных средств размещения, расположение их по территории страны неравномерно, что требует дополнительного исследования и формирования новых программ финансирования процессов развития индустрии гостеприимства. |
| |
|
|