| | Проблемы современной экономики, N 2 (86), 2023 | | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН | | Чжао Шэнь аспирант кафедры теории кредита и финансового менеджмента
Санкт-Петербургского государственного университета
| |
| | Статья посвящена малоисследованной теме формирования и развития рынка «зеленых» облигаций Гонконга, являющегося одним их крупнейших финансовых центров Азии. Показана деятельность его правительственных органов по внедрению современных «зеленых» долговых инструментов в целях устойчивого развития данного специального административного района Китая. В статье раскрыты преимущества финансовой системы Гонконга, определяемые глубокими региональными и международными деловыми связями, финансовой мощью её институтов и широкой политической поддержкой. Автором обозначены основные направления развития рынка «зеленых» облигаций Гонконга, которые будут способствовать укреплению его позиций в качестве одного из крупнейших центров «зелёного» финансирования в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Азии в целом. | Ключевые слова: Гонконг, «зеленые» облигации, «зеленые» финансы, «зеленая» экономика, рынок облигаций | УДК 336.711; ББК 65.262.1:65.7 Стр: 167 - 169 | Введение. Сегодня угрозы, связанные с изменением климата, вызывают большую обеспокоенность в обществе. В связи с этим, глобальные инвесторы все чаще обращают внимание на те инвестиции, которые могут принести экологические выгоды, способствовать устойчивому развитию в целом — «зеленым» инвестициям. Важнейшими из них стали «зелёные» облигации, объем выпуска которых с момента первого выпуска в 2007 г. к настоящему дню достиг 2 трлн долл. США [1]. Китай приступил к выпуску данных облигаций в 2015 г. и на сегодняшний день занимает второе место в мире после США по выпуску «зелёных» облигаций (в 2022 г. объем выпуска по 332 эмитентам составил 85,4 млрд долл. США). В эти годы специальный административный район Китая Гонконг стал одним из крупнейших международных финансовых центров, вошедших в созданную ЮНЕП (United Nations Environment Program, UNEP) в сентябре 2017 г. группу городов «зеленого» финансирования FC4S (Global Financial Center City Green Finance Alliance) [2]. В настоящее время Гонконг активно работает над достижением целей, установленных Парижским соглашением, и стремится стать одним из ведущих «зелёных» финансовых центров не только Азии, но и всего мира.
Программа правительственных «зелёных» облигаций Гонконга. Развитие рынка «зелёных» облигаций в Гонконге не было достигнуто мгновенно: последние несколько лет правительство активно поддерживает инициативы в этой области. Так, уже в феврале 2018 г. Финансовый секретарь правительства Гонконга в бюджете на 2018–2019 гг. объявил о запуске «Программы правительственных «зелёных» облигаций» (“Government Green Bond Programme”, GGBP) с лимитом заимствований в размере 12,8 млрд долл. США [3], что подчеркнуло решительность правительства в продвижении «зелёного» финансирования в целях развитии Гонконга как устойчивого, экологичного и комфортного для жизни района.
Важной частью правительственной программы GGBP стала общая схема (рамочная программа) «зелёных» облигаций Гонконга, опубликованная в марте 2019 г. В ней было описано, как правительство планирует выпускать «зелёные» облигации для финансирования проектов, направленных на улучшение экологической ситуации и облегчение перехода к низкоуглеродной экономике. Все облигации, выпущенные в соответствии с программой, должны соответствовать Принципам «зелёных» облигаций Международной ассоциации рынков капитала (International Capital Market Association, ICMA). В феврале 2022 г. была представлена обновленная версия программы, которая отражает стратегию Гонконга в области изменения климата, подготовленную в соответствии с международными стандартами и передовыми практиками рынка «зелёных» облигаций. Предполагается, что обновленная версия будет применяться для всех выпусков «зелёных» облигаций правительства Гонконга. Согласно неё, доходы от эмиссий будут использоваться только для финансирования или рефинансирования «зелёных» проектов, соответствующих одной или нескольким из девяти категорий экологических проектов: возобновляемые источники энергии, энергоэффективность и энергосбережение, предотвращение загрязнения и контроль над ним, управление отходами и рекуперация ресурсов, водоснабжение и управление сточными водами, охрана природы/биоразнообразие, чистый транспорт, «зелёные» здания и адаптация к изменению климата (см. табл. 1).
Таблица 1
Общая схема «зелёных» облигаций Гонконга (2022 г.)Возобновляемые источники энергии | Проектирование, строительство, установка, эксплуатация и подключение возобновляемых источников энергии, включая солнечные (фотоэлектрические), ветро- и гидроэнергетические системы, на зданиях, площадках, объектах и инфраструктуре. | Энергоэффективность и энергосбережение | Проектирование, строительство, установка и эксплуатация энергоэффективных и энергосберегающих систем и установок в зданиях и объектах недвижимости; проектирование, строительство и эксплуатация энергоэффективной инфраструктуры. | Предотвращение загрязнения и контроль над ним | Мониторинг, системы и объекты очистки для улучшения качества воздуха. | Управление отходами и рекуперация ресурсов | Проекты по обработке отходов, их переработке и восстановлению ресурсов;
Проекты по переработке отходов в энергию: проекты по генерации электроэнергии из твердых отходов и осадков сточных вод с эффективностью переработки отходов не менее 25%, а также с интенсивностью выбросов парниковых газов на протяжении жизненного цикла менее 100 г CO2-экв/кВтч, при условии предварительной сортировки отходов;
Переработка органических отходов. | Водоснабжение и управление сточными водами | Создание интеллектуальной системы управления сетью с аналитическими инструментами и соответствующими работами для сокращения потребления воды;
Оборудование для сбора, очистки и переработки серой воды, очищенных сточных вод и дождевой воды;
Предоставление и реконструкция канализационной инфраструктуры для сбора и очистки сточных вод;
Строительство и обслуживание водных инфраструктур, способствующих укреплению климатической устойчивости. | Охрана природы/биоразнообразие | Сохранение и восстановление природной среды и биоразнообразия. | Чистый транспорт | Разработка, строительство и эксплуатация, а также инвестиции в решения транспорта с нулевыми прямыми выбросами углерода:
проекты по строительству или эксплуатации общественного, городского метро, тяжелого или легкого электрического железнодорожного, немоторизованного, мультимодального транспорта;
Конструирование инфраструктуры, которая поддерживает транспорт с нулевыми прямыми выбросами углерода: подготовка земли, станции, сигнальное оборудование, интерфейсы сети (доступ пассажиров, вспомогательные услуги для пассажиров, объекты, необходимые для безопасной, чистой и эффективной работы сети, коммунальные службы и другая необходимая инфраструктура);
Конструирование инфраструктуры и связанных затрат, которые способствуют велосипедной инфраструктуре. | «Зелёные» здания | Строительство новых зданий/ объектов и реконструкция/ модернизация существующих зданий/ объектов, которые получили или ожидают получения признанной сертификации зеленого здания:
Проекты в рамках BEAM Plus с предварительным/ окончательным рейтингом «Золото» или «Платина» или «Отлично» или «Хорошо» в рамках выборочной схемы BEAM Plus для существующих зданий; или Американская система LEED (Leadership in Energy and Environmental Design) с рейтингом «Золото» или «Платина». | Адаптация к изменению климата | Проектирование, разработка, установка, эксплуатация и подключение систем наблюдения и предупреждения о крайних погодных условиях и климатических явлениях;
Проектирование, строительство, обслуживание и эксплуатация инфраструктуры, зданий и установок для борьбы с изменением климата и крайними погодными условиями: подъем уровня моря, экстремальные дожди, тропические циклоны, засуха и жара. | Источник: HKSAR. Green Bond Framework 2022. URL: https://www.hkgb.gov.hk/en/others/documents/GBF_February_2022_ENG.pdf (дата обращения: 27.03.2023).
Принятая общая схема (рамочная программа) способствовала укреплению позиции Гонконга в качестве крупнейшего центра «зелёного» финансирования на региональном и международном уровнях. Она также была учтена в принятом правительством Гонконга бюджете на 2021–2022 гг., запланировавшем увеличение потолка займов по программе GGBP до 25,6 млрд долл. США с последующим выпуском «зелёных» облигаций на общую сумму 22,5 млрд долл. США в течение пяти финансовых лет. Это позволит правительству Гонконга тестировать выпуск «зелёных» облигаций с различными валютами и типами проектов. Размер и время выпуска облигаций будут определяться на основании рыночной ситуации. Исполнение данного бюджета позволило правительству Гонконга провести уже в 2021 г. крупнейшую в мире сделку с правительственными «зелёными» облигациями в долларах США, а к августу 2022 г. довести объем эмиссии «зелёных» облигации до 10 млрд долл. США [4, с. 3].
Достижения в области «зелёных» облигаций в Гонконге за последние годы. В мае 2022 г. правительство Гонконга предложило дебютный выпуск «зелёных» облигаций, ориентированных на розничных инвесторов в Гонконге — «Розничные «зелёные» облигации» (Retail Green Bond) на сумму 15 млрд гонконгских долларов (около 1,9 млрд долл. США) [6]. Эти розничные облигации был хорошо приняты инвесторами — были поданы 488 353 заявки на общую сумму около 32 млрд долларов (около 4,1 млрд долл. США). Окончательный размер выпуска облигаций достиг 2,6 млрд долл. США, что сделало данную эмиссию самым большим розничным выпуском «зелёных» облигаций в мире [4, с. 13].
Введение правительственных розничных «зелёных» облигаций в Гонконге предоставило возможность рядовым инвесторам выбирать экологически чистые инвестиции и способствовало развитию местного рынка розничных облигаций. Кроме того, это расширило ассортимент «зелёных» и устойчивых финансовых продуктов в городе и укрепило позиции Гонконга как одного из ведущих мировых центров «зелёных» финансов.
В январе 2023 г. в Гонконге было успешно проведено размещение государственных трехвалютных «зелёных» облигаций на сумму 5,75 млрд долларов США, деноминированных в долларах США (USD), евро (EUR) и юанях (CNY) [7]. Это стало крупнейшей эмиссией ESG- облигаций в Азии, привлекший новых инвесторов, которые ранее не участвовали в приобретении «зелёных» облигаций правительства Гонконга. Данное размещение было доступно для различных типов традиционных и «зелёных» инвесторов. Чтобы удовлетворить их потребности размер юань-составляющей выпуска был увеличен до 10 млрд юаней, что привлекло большое число инвесторов с материковой части Китая и продемонстрировало статус Гонконга как крупного оффшорного сектора обращения юаня. Размещение «зелёных» облигаций также расширило выбор оффшорных продуктов и, тем самым, способствовало интернационализации юаня.
Подтвердил Гонконг и свою репутацию важного центра цифровизации финансовых рынков. Так, в феврале 2023 г. правительство Гонконга выпустило первые в мире правительственные токенизированные «зелёные» облигации (tokenised green bonds) на сумму 800 млн гонконгских долларов (около 102 млн долл. США) с доходностью 4,05% в рамках программы GGBP для содействия оцифровке «зелёных» облигаций [8]. Синдикат из четырех банков, два из которых также выступают в качестве депозитариев, участвовали в размещении токенизированных «зелёных» облигаций. Центральное подразделение управления денежного обращения Гонконга (Hong Kong Monetary Authority, HKMA) обеспечивает систему клиринга и расчётов по облигациям, использующую платформу токенизации Goldman Sachs — GS DAP [9]. Все процессы жизненного цикла облигаций, включая выплату купона, расчёты по вторичным торгам и погашение по истечении срока, будут выполняться через частную сеть блокчейн.
Полученные средства будут использованы для финансирования или рефинансирования проектов, которые должны обеспечить положительные экологические эффекты и поддержать развитие Гонконга как устойчивого финансового центра в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Данный пилотный выпуск будет также способствовать продвижению инновационных финансовых технологий в соответствии с «Заявлением о политике в отношении виртуальных активов» (“Policy Statement on Virtual Assets”), опубликованном правительством Гонконга в октябре 2022 г. Он призван стать важной демонстрацией конкурентных преимуществ Гонконга в эффективной интеграции рынка облигаций, «зеленого», ESG и устойчивого финансирования, а также цифровых финансовых технологий.
Преимущества «зелёных» финансовой системы Гонконга. Что позволило Гонконгу добиться вышеуказанных достижений? Прежде всего, уникальное географическое местоположение. Расположенный в самом сердце Азии, Гонконг сформировал финансовую систему, основанную на надежной правовой системе, льготном и простом налоговом режиме, свободном движении капитала, обращении широкого спектра финансовых продуктов и профессиональном участии большого пула талантливых финансовых работников. Более того, финансовые институты и правительственные органы Гонконга, являющегося членом Большого залива (Greater Bay Area, GB) [10], имеют тесные финансовые связи с бизнесом материковой частью страны, что позволяет финансовой системе района существенно увеличить свой «зелёный» вклад в формирование и развитие экологической цивилизации Китая (см. опубликованные в 2015 г. “Proposal on Accelerating the Construction of the Ecological Civilization” и “Overall Plan of Ecological Civilization System Reform”). Обладая прочными связями со всеми регионами страны, бизнес-сообщество Гонконга в последние несколько десятилетий, по сути, выступало посредником между Китаем и международным сообществом.
В-вторых, предприниматели Гонконга и правительство играют большую роль в рамках инициативы «Один пояс — один путь», важным компонентом которой является строительство инфраструктуры. «Зелёные» облигации, характеризующиеся значительным объёмом финансирования с длительным сроком погашения и, при этом, учитывающие защиту экосистемы, идеально подходят для спонсирования строительства устойчивой инфраструктуры. Благодаря своему удачному географическому расположению в районе Большого залива, Гонконг обладает потенциалом привлечения выпуска «зелёных» облигаций для поддержки инфраструктурных проектов по всей территории, входящей в «Один пояс — один путь», что будет способствовать развитию рынка в долгосрочной перспективе.
В-третьих, Гонконгская фондовая биржа занимает третье место в Азии по размеру рынка капитала, что даёт Гонконгу значительное преимущество в привлечении капитала. Проекты в районе Большого залива, включающем Гонконг, Макао и девять городов материковой части, могут использовать Гонконг для привлечения средств на «зелёные» проекты, такие как повышение энергоэффективности зданий и снижение рисков наводнений, связанных с изменением климата. Кроме того, компании с материковой части Китая, выпускающие «зелёные» облигации в Гонконге, находят его привлекательным благодаря более низким затратам на финансирование в долларах и евро, а также большей гибкости в сроках и размере выпуска. Власти материковой части Китая также смягчают политику, позволяющую эмитентам «зелёных» облигаций конвертировать валютные поступления в юани и переводить их на материк. Это создает благоприятные условия для быстрых транзакций между Гонконгом и районом GBA. Благодаря своей конкурентоспособной финансовой системе, прочной институциональной среде и стратегическому расположению в Азии, Гонконг может укрепить свои позиции финансового центра, способного удовлетворять потребность в «зелёных» инвестициях во всём регионе.
Заключение. Благодаря уникальному географическому преимуществу, мощному капиталу и поддержке со стороны правительства, Гонконг достиг больших успехов за последние десять лет и продолжает реализовать амбициозную стратегию развития рынка «зеленых» облигаций. Кроме того, «Общая схема «зеленых» облигаций» Гонконга позволила еще больше стандартизировать выпуск «зеленых» облигаций и сделать его более прозрачным, что повысило доверие инвесторов к «зеленым» облигациям, а их оцифровка открывает новые технологические перспективы для международных инвесторов.
Однако, указанные выше географические, технологические и институциональные преимущества специального административного района автоматически не гарантируют Гонконгу поддержания и укрепления лидирующих рыночных позиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Азии в целом. Для этого активное использование политической поддержки в рамках так называемой нисходящей модели развития (“top-down” development model) «зеленой» финансовой системы должно дополнятся созданием налоговых и иных стимулов для укрепления восходящей модели (“bottom-up” development model) и интеграции лежащих в их основе подходов и мер в качестве драйверов развития рынка «зеленых» облигаций. Для этого целесообразно объединение усилий всех заинтересованных сторон (регуляторов, бирж, банков, эмитентов и инвесторов) по следующим направлениям: расширение политической поддержки со стороны правительства всех мер по развитию «зеленой» финансовой системы района; увеличению масштабов облигационных займов для развития «зеленой» городской среды; повышение требований со стороны бирж и регуляторов к раскрытию информации по экологическим, социальным вопросам и вопросам управления (ESG) эмитентами; активное привлечение иностранных инвесторов благодаря повышению прозрачности и расширению практики многовалютных сделок; повышение привлекательности рынка для рядовых китайских и иностранных инвесторов за счет доступности по технологии, валютам, номиналам выпусков, а также внедрения стандартов обслуживания и защиты прав; внедрение льготного режима эмиссии для привлечения эмитентов из всех районов Китая (увеличение предложения «зеленых проектов) для расширения рынка облигаций. |
| |
|
|