| | Проблемы современной экономики, N 2 (86), 2023 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Веретено А. А. старший преподаватель кафедры маркетинга и рекламы
Омского государственного университета им.Ф.М. Достоевского
| |
| | В статье рассмотрены тренды региональной экономики, а также параметры привлекательности региона. Обращается внимание на эффективность использования маркетинга взаимодействия и брендинга впечатлений на региональном потребительском рынке в условиях политики самообеспечения. | Ключевые слова: регион, региональный потребительский рынок, политика самообеспечения, тренды, маркетинг взаимодействия, бренд, брендинг впечатлений | УДК 338.27; ББК 65.040 Стр: 164 - 166 | В условиях нарастающего санкционного давления и ограничений со стороны ряда государств, основная задача региональной экономики России, в условиях политики самообеспечения — выстоять и обеспечить восстановительный рост экономики нашей страны.
Согласно прогнозам «Социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 гг.», основные изменения коснутся технологий, производственных связей, рынков сбыта и, как следствие, конкурентоспособности продукции [2]. В данном ключе, роль маркетинга и брендинга будет постепенно увеличиваться. Повышение эффективности использования брендинга на предприятиях и деятельности региона (территориальный брендинг), повысит эффективность региональной экономики в целом.
В этом случае бренд выступает инструментом, средством в процессе создания долгосрочного покупательского предпочтения, который рассматривается как деятельность по представлению покупателя достоинств товара или услуги, их особенностей по сравнению с аналогами востребованных товаров и услуг. Бренд способствует формированию в сознании потребителей стойких ассоциаций, впечатлений, связанных с этим товаром, его маркой [5, с. 92].
Стоит отметить, что проблематика региональных рынков, механизмы регулирования и управления является всё еще недостаточно изученной темой. Отсутствие теоретических и методических положений моделирования процессов развития региональной экономики на потребительском рынке остается важной, но достаточно сложной задачей для науки и практики.
Глубокий анализ данной проблематики и ее терминологической сущности выполнен в известных работах А.Г. Гранберга [7], А.С. Новоселова [8], И.В. Арженовского и др. [4].
Далее, для более глубинного понимания тенденции развития регионального потребительского рынка в условиях политики самообеспечения, рассмотрим ряд определений: регион, региональная экономика, региональный рынок, политика самообеспечения, потребительский рынок, региональный потребительский рынок.
А.Г. Гранберг под регионом понимает определенную территорию, отличающуюся от других территорий по ряду признаков и обладающих некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации, либо объединять территории нескольких объектов [7, с. 16].
Под региональной экономикой ученый понимает область науки, которая изучает экономику отдельных регионов: объективные предпосылки экономического развития региона (географическое положение, природно-ресурсный, демографический, производственный потенциал), производственную структуру, социальную сферу и условия жизни, систему расселения и размещения хозяйства, механизм функционирования и управления экономикой и т.д. Наряду с элементами и механизмами внутренней структуры экономики региона обязательно должны изучаться экономические связи региона с другими регионами страны и другими странами [7, с. 13].
Под региональным рынком А.С. Новоселов понимает территориальную организацию сферы обращения, где происходит согласование интересов производителей и потребителей, при этом региональный рынок рассматривается с позиции процесса воспроизводства — переплетения многочисленных взаимодействий субъектов региональной экономики, выступающих производителями и потребителями различных видов товаров и услуг. Региональный рынок имеет открытый характер и развитые экономические связи с другими регионами страны и мира [8, с. 99].
Известно, что политика самообеспечения (автаркия, политика внутри замкнутого цикла производства) — система замкнутого воспроизводства сообщества, в котором минимизируется внешний товарный оборот. Стоит отметить, что политика внутри замкнутого цикла производства довольно часто используется на промышленных предприятиях.
В статье «Тенденции развития потребительского рынка России в современных условиях пандемии» авторы приводят следующее определение потребительского рынка: «Потребительский рынок — это структура, в рамках которой отдельными экономическими субъектами осуществляется обмен, операции купли-продажи товаров и услуг в личных целях [9, с. 122].
Автор Е.Г. Лысова в статье «Сущность и тенденции развития регионального потребительского рынка» обращает внимание на многоуровневость потребительского рынка, рассматривает его как мегасистему, состоящую из множества разновеликих подсистем, находящихся на различных уровнях и подуровнях [10, с. 15].
На наш взгляд, региональный потребительский рынок — совокупность отраслей производства товаров народного потребления, продуктов питания, а также сферы услуг, пребывающих на территории конкретного региона, основной целью функционирования которых является удовлетворение потребностей населения.
Среди основных функций регионального потребительского рынка, можно выделить:
• обеспечение налоговых поступлений в бюджет и др.
• формирование сферы деятельности предприятий;
• организация рабочих мест;
• удовлетворение потребностей населения и повышение качества жизни.
Стоит отметить, что развитие потребительского регионального рынка и повышение его эффективности является одним из важных факторов, влияющих на повышение качества жизни населения в регионе.
Важнейшей экономической категорией, связывающей человека и потребительский рынок, является категория потребностей и их удовлетворение, как было сказано ранее. Исходя из этого, автор статьи предлагает разделить потребительский рынок на три крупных сегмента:
• потребности в поддержании здоровья и жизнедеятельности организма (рынок медицинских услуг, рынок спортивных услуг, FMCG, рынок услуг общественного питания и т.д.)
• потребности в поддержании условий жизни (рынок информационных услуг, рынок бытовых услуг, рынок транспортных услуг, рынок жилья и жилищно-коммунальных услуг и т.д.)
• потребность в образовательном, культурном и досуговом развитии (рынок образовательных услуг, рынок социально-культурных услуг, рынок досуговых услуг, рынок туристических услуг)
В то же время, комплексное удовлетворение потребностей населения, которое складывается из различных факторов, является одной из основных задач региональной политики и региональной экономики в целом. Так как повышение качества жизни (уровень жизни, образ жизни, образ жизни и уровень здоровья), напрямую будет влиять на привлекательность региона для проживания.
В данном ключе следует рассмотреть концепцию «Умного региона» и выделить параметры привлекательности регионов для жизни населения (см. табл. 1).
Таблица 1
Параметры привлекательности регионов (для получения субсидий) в условиях политики самообеспечения№ п/п | Параметр привлекательности | Оценка | Комментарий |
---|
1. | Структура расходов населения | Оценка от 1 до 10, где 1 — наименее привлекательный регион по данному параметру, 10 — наиболее привлекательный регион по данному параметру. | Данный параметр важен с точки зрения того, какую часть своих доходов население региона тратит на определённую группу товаров, кроме первой необходимости. В данном случае возможно составление рейтинга регионов по уровню наибольших расходов. Например, там, где уровень расходов на товары второй необходимости выше, тот регион и выглядит наиболее привлекательным с точки зрения выхода. | 2. | Качество жизни в регионе (уровень оплаты труда, уровень занятости в регионе) | Оценка от 1 до 10, где 1 — наименее привлекательный регион по данному параметру, 10 — наиболее привлекательный регион по данному параметру. | В рамках анализа «качество жизни в регионе» необходимо:
1) изучить статистические данные по данному параметру.
2) составить список наиболее привлекательных регионов. | 3. | Налоговые отчисления в бюджет | Оценка от 1 до 10, где 1 — наименее привлекательный регион по данному параметру, 10 — наиболее привлекательный регион по данному параметру. | В рамках анализа параметра «налоговые отчисления в бюджет» необходимо:
1) изучить налоговые отчисления регионов;
2) составить список наиболее привлекательных регионов по данному параметру | 4. | Степень внедрения ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) | Оценка от 1 до 10, где 1 — наименее привлекательный регион по данному параметру, 10 — наиболее привлекательный регион по данному параметру. | Уровень интенсификации внедрения цифровых технологий в инфраструктуру и производственные процессы в регионе. Чем более насыщен регион ИКТ, тем регион предпочтительней для проживания. | 5. | Конкурентоспособность продукции региона | Оценка от 1 до 10, где 1 — наименее привлекательный регион по данному параметру, 10 — наиболее привлекательный регион по данному параметру. | Здесь рассматривается количество конкурентоспособных товаров в регионе. Наличие брендов продукции, которые прославляют регион.
Таким образом, чем уровень конкурентоспособности будет выше, тем предпочтительнее регион с точки зрения интереса государства | 6. | Товарооборот (оптовая и розничная торговля) | Оценка от 1 до 10, где 1 — наименее привлекательный регион по данному параметру, 10 — наиболее привлекательный регион по данному параметру. | В рамках анализа параметра «товарооборот» необходимо:
1) изучить показатели товарооборота розничной и оптовой торговли;
2) составить список наиболее привлекательных регионов по данному параметру | 7. | Брендинг территорий | Оценка от 1 до 10, где 1 — наименее привлекательный регион по данному параметру, 10 — наиболее привлекательный регион по данному параметру. | Этот параметр необходимо анализировать с точки зрения совокупности факторов: уникальная история, культура, экология, информация о достопримечательностях, знаменитых уроженцах региона, крупных производственных предприятиях. Наличие бренда территории, делает регион более предпочтительным. | Источник: составлено автором на основании [4, 6, 8, 9]
Итак, концепция умного региона имеет множество интерпретаций, однако в основном под этим понимают инновационное развитие региона на основе внедрения в различные сферы жизни информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ), способных ускорить экономическое развитие территорий и повысить качество жизни. Под привлекательностью региона автор статьи понимает совокупность факторов, на основании которых может строиться анализ предпочтительных регионов РФ для развития, субсидирования и проживания граждан.
Таким образом, можно выделить понятие «Регион впечатлений», под которым автор понимает территорию, отличающуюся от других территорий по ряду признаков и обладающих целостностью и высокими параметрами привлекательности региона для проживания граждан: уровнем оплаты труда и качества жизни в регионе, развитой инфраструктурой, уровнем ИКТ, и др.
Перед тем, как рассматривать основные тенденции развития регионального потребительского рынка в условиях политики самообеспечения, следует рассмотреть глобальные мегатренды, которые оказывают влияние на региональные рынки и представляют собой крупномасштабные долгосрочные процессы экономического и социального развития.
Согласно отчета Trend Hunters [3], можно выделить шесть ключевых мегатрендов:
1. VUCA и BANI миры или ускорение процессов жизни, в условиях постоянной неопределенности и меняющейся среды;
2. персонализированный, индивидуальный, кастомизированный подход в маркетинге и бизнесе. Брендинг Впечатлений;
3. развитие искусственного интеллекта (GPT-бот и др);
4. стремление к экологически чистым продуктам и технологиям;
5. автоматизация бизнес-процессов;
6. геймификация, применение игровой динамики.
Как известно, потребительский рынок является подвижной структурой, быстро реагирующей на любые изменения. Выявление тенденций развития всех составляющих региональных потребительских рынков является достаточно сложной, однако выполнимой задачей. Далее рассмотрим общие тенденции и закономерности, которые свойственны региональному потребительскому рынку России:
1. Цифровизация потребительского рынка и развитие онлайн-торговли.
Пандемия 2019 года в корне поменяла психологию потребителя и технологии продаж. Использование виртуальных торговых платформ, интернет-магазинов, маркетплейсов и развитие электронных систем обеспечения досуга граждан. В ближайшие годы ИИ и виртуальная среда радикально изменяет схему совершения купли–продажи.
2. Развитие реального сектора экономики.
Во всех регионах России происходит постепенная переориентация занятости населения на реальный сектор экономики. В послании Президента В.В. Путина Федеральному Собранию говорится о том, что необходимо подготовить порядка миллиона специалистов рабочих профессий для электронной промышленности, индустрии робототехники, машиностроения, металлургии, фармацевтики, сельского хозяйства и ОПК, строительства, транспорта, атомной и других отраслей [1].
3. Повышение роли высокотехнологичных отраслей. Основной задачей является расширение технологических возможностей российской экономики. За последний год активно растет число высокотехнологичных компаний. Также, компании и бизнес, могут уменьшить выплаты по налогу на прибыль, если закупают передовые отечественные IT-решения и продукцию с использованием ИИ.
4. Патриотизм. Смещение акцента в сторону увеличения доли социальных, духовных, творческих и образовательных потребностей. Развитие культурного, исторического, образовательного пространства страны, также является приоритетом.
5. Возрастание роли маркетинга взаимодействия и брендинга впечатлений.
В последнее время происходит повышение социально-психологических факторов, влияющих на потребительское поведение: качество товара, его ценность, степень удовлетворения потребителей, роль маркетинга и брендинга.
Профессор Багиев Г.Л. в 1995 году ввел в науку о маркетинге понятие и сформулировал концепцию маркетинга «Маркетинг взаимодействия». Данная концепция ориентирована на долгосрочные взаимоотношения субъектов рынка с клиентом и на удовлетворение целей, всех участвующих в коммуникациях стейкхолдеров [6].
Создание устойчивой стратегии маркетинга взаимодействия с потребителями, в условиях новой реальности, цифровизации экономики и политики самообеспечения, является значимым и первостепенным для любой компании, когда региональные рынки выступают ключевым ресурсом рыночного потенциала региона.
Также, Е.Г. Лысова [10], А.Р. Ишниязова, С.А Андронова, И.И. Юнусова [9] в своих статьях отмечают значимость силы бренда, а также, что на покупки людей влияют эмоции и чувства.
Автор полагает, что устойчивость рыночного потенциала формируется наличием в регионе совокупности брендов, являющихся моторесурсом, обеспечивающим воспроизводство оригинальных ценностей, отличающихся от создаваемых ценностей в других регионах. Критерием наличия в регионе такой совокупности брендов может выступать «брендинг впечатлений».
Для современных бизнес-коммуникаций и производства в регионе выпускать качественный продукт, даже погружая его в хороший сервис, уже недостаточно. Необходимо вызывать эмоции, создавать впечатления в каждой точке контакта и становится режиссёром впечатлений для своих потребителей. В таком взаимодействии брендинг впечатлений становится духовно-материальным ресурсом региона.
Брендинг впечатлений можно характеризовать как — процесс детальной проработки дизайна впечатлений с учётом особенностей, ценностей, аудитории, концепции и контекста бренда при создании долгосрочных «правильных» эмоций и ассоциаций в сознании потребителя [5, с. 95].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что повышение качества взаимоотношений с потребителями, впечатления, которые приносит использование продукта, напрямую влияют на удовлетворенность потребителей и их лояльность к компании, что положительно влияет на экономику региона в целом.
Можно быть уверенным в том, что в ближайшие годы региональная экономика в условиях политики самообеспечения получит мощный импульс к развитию. При этом развитие регионального потребительского рынка, в свою очередь будет способствовать решению ряда задач по трансформации региональной экономики, благодаря внедрению концепции маркетинга взаимодействия и брендинга впечатлений, как факторов повышения эффективности воспроизводства ценностей региональными бизнес-структурами. |
| |
|
|