Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (86), 2023
ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА
Попов А. И.
профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник Высшей школы

Багиев Г. Л.
профессор кафедры менеджмента и инноваций
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук, заслуженный деятель науки РФ

Маслобоева О. Д.
доцент кафедры философии
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат философских наук


Логика многополярной экономики и мировоззрение маркетинга
Рассматриваются вопросы становления концепции многополярной экономики и принципы маркетинга взаимодействия стейкхолдеров на рынке в условиях равноправных, партнерских отношений. Раскрывается роль инновационного мировоззрения маркетинга, анализируются когнитивные признаки и специфика национальной ментальности сотворчества условиях пространственно-временной динамики бизнес окружения
Ключевые слова: многополярная экономика, маркетинг взаимодействия, мировоззрение маркетинга, мета-пространственные бизнес коммуникации
ББК У5–361.4   Стр: 115 - 119

Исходные основы формирования многополярного мира и эволюция значимости маркетинговой деятельности как системной составляющей
При изменении экономической ситуации, введении санкций и ограничений возможно нарушение баланса спроса и предложения, что вызывает необходимость анализа и трансформации стратегий и концепций в деятельности бизнес структур, анализа трендов маркетинговых концепций. Если стратегия бизнеса — это научное видение, алгоритм деятельности фирмы в конкретных условиях окружения, то концепция — это сценарий, теоретическое осмысление и инструментарий организации бизнес-процесса в достижении поставленных целей коммерческого образования.
Концепция маркетинга — это философия, политика и инструментарий управления бизнесом, т.е. ведением дел фирмы, организации или отдельной личности, осуществляющих деятельность в условиях рыночных отношений. Концепция маркетинга отражает характер, специфику и цели взаимодействия бизнес субъектов, определяет маркетинговый инструментарий в условиях прогнозно-ориентированных изменений рыночной среды. Концепция маркетинга эволюционно развивается, реплицируется и определяет миссию маркетинга применительно к перспективному и оперативному процессу воспроизводства материальных благ. Тем самым, в силу диалектической логики, концепция, определяясь в первую очередь мировоззренческой платформой специалистов в области маркетинга, в процессе своего становления оказывает обратное влияние на эволюцию их мировоззрения, обеспечивая при этом компетентность в деятельности специалиста или организации.
В этом контексте формирование мировоззрения, поиск обоснованных решений, касающихся развития и оперативного управления маркетингом как системой должны базироваться на учете системных свойств, а не на учете свойств изолированных подсистем [2]. В связи с этим, усиливается значимость не только исследования вербальных характеристик маркетинговой деятельности, но количественного и качественного изучения тенденций жизненного цикла характеристик спроса и предложения в процессе создания и обмена результатами труда. В условиях многополярности взаимодействие и управление маркетингом будет требовать измерения и учета национальных факторов, характеризующих изменение условий взаимодействия каждого из субъектов рынка. Это анализ неполноты информации и факторов риска при планировании и принятии маркетинговых решений [6, 4]. Главная суть маркетинга — глубинное понимание взаимодействия компании с потребителем и другими стейкхолдерами на рынке, необходимость слышать и понимать их интересы, потребности, удовлетворенность, их новые желания. Восприятие многополярности повышает роль ключевых факторов взаимодействия стейкхолдеров, среди которых следует выделить компетентность, гибкость, маневренность, адаптивность рефлексии каждого из стейкхолдеров к поведению потребителя, к изменениям экономики и бизнес окружения. Однако этого недостаточно для характеристики маркетинга как формы мыслительной деятельности в ситуации многополярного взаимодействия. Более полное обоснование такого толкования, требует обращения к философии языка — «зеркала» мировоззрения. Уместно отметить, что на это обращал внимание отечественный ученый Н.Н. Страхов, когда отмечал, что «смысл слов глубок неизмеримо» [24, c. 121].

Многополярность и принципы пространственного взаимодействия: роль маркетинга в формировании общечеловеческих ценностей
В условиях формирования основ теории и практики многополярности (П. Дракер, С. Хантингтон, в России Примаков Е.М., Путин В.В., Дугин А.Г., Гранберг А.Г., Елисеев В.Н., Кожиева Ф.А., Лапо В.Ф, Чернова В.В., Кураков А.Л., Миропольский Д.Ю., Попов А.И., Калюжный В.Г. и др.) необходимо пересмотреть смысловое значение категорий «актор» и «полюс» [13]. Следует иметь ввиду, что в качестве актора в условиях многополярности будут выступать равноправные национальные государства. В рамках принципов многополярности актором целесообразно рассматривать цивилизацию, понимаемую как коллективную общность, по-другому, метавселенную, объединенную причастностью всех участников взаимодействия к восприятию сложившейся духовной, исторической, культурной, ментальной и символической традиции независимо от их национальной, классовой, политической и идеологической принадлежности. Многополярность, помимо культурно–идейной автономии, ориентирует цивилизационные структуры в процессе пространственного взаимодействия на установление сообществом экономической автаркии (система с минимальной зависимостью от обмена с внешним окружением) [23, 11]. Так, А.Г. Дугин предлагает реформировать систему международного права и международных институтов с целью их адаптации к реалиям мира нескольких взаимодействующих цивилизаций, в частности, создание совещательного меж-цивилизационного совета, призванного формулировать общие правила меж-цивилизационного взаимодействия. При этом соблюдаются возможности самообеспечения, самодостаточности и системы замкнутого воспроизводства. Изложенное раскрывает необходимость уточнения роли мировоззрения в контексте эволюции маркетинга взаимодействующих субъектов.
Сущностное определение мировоззрения маркетинга подчеркивает его атрибутивную индивидуальность: мировоззрение — это система взглядов отдельного социального субъекта (человека, нации) на мир и самого себя. Важно также использовать «структурное определение мировоззрения», отражающее систему основных общечеловеческих потребностей: «мировоззрение — это система обыденных представлений, научных, религиозных, художественно–эстетических, нравственно–этических и политико–правовых взглядов на мир, отрефлексированных на основе философии» [18, c. 14]. Стержень мировоззрения образует самосознание, развитость которого обусловлена рефлексией его аксиологического ядра. Ценностью для цивилизации может стать любой элемент в структуре бытия, который в силу стечения обстоятельств приобретает особую значимость для этого субъекта. Идеалами становятся общечеловеческие ценности, которые в этом статусе приобретают высший и безусловный характер.
При этом в условиях многополярности особенно требуется осознать, что сущность потребности заключается в «полноте человеческой природы, т.е. развитости биологических, психических и социальных свойств человека» [22, c. 295]. Теоретическое осознание потребности на уровне сущности имеет принципиальное значение для концептуального маркетинга в процессе разработки методологии управления динамикой потребностей с тем, чтобы произведенный продукт распределялся между участниками взаимодействия не по правилам гегемона на рынке, а по уровню приоритета участников рынка и использования их рыночного потенциала.
Таким образом, ключевую роль в том, как именно потребность осознается в интересе, играет аксиологическое ядро мировоззрения, которое далеко не всегда рефлексируется субъектом, регулируя деятельность на уровне бессознательного. И тогда получается: «хотели как лучше, а получилось...». Раскрывая роль мировоззрения с использованием знаменитой метафоры «невидимой руки», следует учесть принципиальную разницу в том, какая тайна скрывается в этой метафоре относительно регламентирующей роли рынка, с одной стороны, и мировоззрения, с другой. Рынок и мировоззрение противоположные сферы социума: рынок — материальная, а мировоззрение — духовная. Материальность экономической сферы обусловлена объективностью отношений, посредством которых функционирует эта сфера. Рыночные и в целом экономические отношения (производства, обмена, распределения и потребления) формируются, хотя и проходя через сознание и волю социального субъекта, но не определяясь ими. Духовность мировоззренческих отношений обусловлена их субъективностью, поскольку сущность мировоззрения заключается в его индивидуальности и структурные элементы мировоззрения, обусловленные системой общечеловеческих духовных потребностей, формируют соответствующие отношения (нравственно-этические, художественно-эстетические, религиозные и т.п.), определяясь сознанием и волей субъекта [8].

Когнитивные признаки функции маркетинга и этапы трансформации: от сущностных основ к сфере производства, потребления, максимизации прибыли и становлению социально-этического национального социума многополярного мира
Как следует из философии языка, возрастающая частотность использования слова свидетельствует о начавшейся рефлексии этого слова как понятия и соответствующей концептуализации его сущностного смысла. В соответствии с данной мудростью первым шагом на пути вызревания маркетинга вполне логично стала производственная концепция маркетинга, нацеленная на рост объема продаж посредством совершенствования производства и способствующая тем самым максимизации прибыли. Хронология этапа определяется с 60-х гг. XIX в. по 20-е гг. XX в. Начавшаяся концептуализация маркетинга, как и любого явления, фундаментально закрепляется в результате становления соответствующей академической науки, что было осуществлено, начиная с 1901 г., когда курсы маркетинга стали преподавать в Иллинойском и Мичиганском университетах [16]. Академический статус во многом способствовал углубляющейся рефлексии маркетинга и эволюционной репликации концепций маркетинга на Западе, что позволяло высвечивать все новые когнитивные признаки функций маркетинга и дифференцировать его от других функций экономической деятельности [7, 9]. Производственная концепция трансформировалась в товарную, которая сконцентрировалась на совершенствовании потребительских свойств товара. Ее сменила сбытовая концепция, нацеленная уже непосредственно на рефлексию маркетинговых усилий по продвижению и продаже товаров. И, наконец, во второй половине XX в. профессиональное самосознание маркетологов сплачивается, будучи центрировано разработкой проблемы удовлетворения потребностей целевых рынков. Такое концептуальное поле получило название традиционного маркетинга в отличие от предыдущих этапов вызревающего концептуального маркетинга, которые зачастую именуются как эра производства и эра продаж, т.е. эра непосредственного маркетинга.
Дальнейшее развитие профессионального самосознания маркетологов заключается в углублении рефлексии системных связей в структурной динамике социальных услуг, включая взаимную обусловленность материальных и духовных потребностей [3]. В этой связи дальнейшая репликация концепций приводит к становлению социально–этического маркетинга, в контексте которого маркетинг–микс, сложившись как стратегический комплекс в лоне традиционного маркетинга и, выступая методологией маркетинговой стратегии фирмы, претерпевает достаточно интенсивную диверсификацию. При этом расширение разнообразия и углубление концепций маркетинга происходит не линейно в силу стремления охватывать все большее количество факторов в процессе выстраивания концепций с тем, чтобы учитывать многостепенные социальные и экологические последствия производства и потребления товаров и услуг. В целом можно констатировать, что концептуальный маркетинг — это детище индустриальной и постиндустриальной эпохи, которая характеризуется исторически назревшей и ярко выраженной потребностью в развитом национальном самосознании.
Индивидуальность мировоззрения присуща как каждому социальному субъекту, так и каждой эпохе [17, 21] Сегодня, как представляется, никому не надо доказывать, что алгоритм какой–либо успешно проведенной реформы в одной стране нельзя пересадить на иную культурную почву и ожидать тех же самых результатов. В связи с проективным характером современной социальной практики [22] возрастает значимость «невидимой руки» национального мировоззрения и самосознания, ее влияние на все сферы культуры, включая экономику и её весьма значимый сегодня элемент — маркетинг. В чем же особенность нашего отечественного мировоззрения и самосознания, что выступает базой, проводимой нашей страной формирования политики многополярности в мирохозяйственных связях?

Специфика национальной ментальности маркетинга в условиях пространственно-временной динамики развития русской культуры
Специфика национальной ментальности, как это более принято сегодня обозначать, проистекает, прежде всего, из хронотопа, т.е. из пространственно-временной структуры жизнедеятельности этноса [22]. Российский хронотоп характеризуется исторической молодостью по сравнению с Востоком и Западом и масштабностью евразийского пространства. Развитие самосознания в любой национальной культуре стартует в «осевое время», когда «впервые появились философы» [22, с. 24–27] и человек начинает рефлексировать, т.е. размышлять о самом себе в этом мире. «Осевое время» Востока и Запада состоялось почти одновременно в VI в. до н.э., а в отечественной истории это произошло в IX в. Именно в XIX — нач. XX вв. русские мыслители отрефлексировали историческую молодость родной культуры и то, что этапы взросления нам приходилось проживать в ускоренном темпе [20]. В 70-е гг. Россия выходит на внешний рынок, поэтому потребность в развитии торговых отношений реабилитирует маркетинг, способствуя, в том числе, введению новой учебной дисциплины в некоторые вузовские программы по экономике. И только перестройка, формируя рыночные отношения, привела к осознанию маркетинга как неотъемлемого элемента современной экономики. Столь прерывистым и, по историческим меркам, сжатым оказался путь становления маркетинга в нашей стране, что вполне соответствует духу российской ментальности. Как итог в современной исторической ситуации специалисты в этой области подчеркивают: «Введение маркетингового потенциала в структуру экономического потенциала предприятия не является случайным, поскольку в современных рыночных условиях ему отводится особое место. Это связано с ускоренными темпами развития маркетинговой деятельности» [2, 9].
Пространственно- временная динамика развития русской культуры обусловила систему особенностей отечественной ментальности. Ключевой из них выступает общинность образа жизни и мышления. Община, сохраняясь в нашей культуре как комплекс не прожитого полноценно детства, приобрела в результате логики ускоренного взросления духовное содержание сформированности такой системы ценностей и идеалов, которые образуют индивидуальность этноса. Одно дело, «общинное владение» как способ производства, с которого стартовали все этносы. Другое дело, община как образ жизни и мышления, что отличает восточных славян от западных, которые стали вести хуторское хозяйство, обусловливающее индивидуалистический тип культуры, в целом типичный для Запада [20]. К. Маркс обратил внимание на концепцию русских социал-демократов относительно «возможности некапиталистического пути развития России к капитализму путем сохранения и развития русской общины» [17, c. 152], затрагивая при этом тайну социального взросления: «Если бы русские поклонники капиталистической системы стали отрицать теоретическую возможность подобной эволюции, я спросил бы их: разве для того, чтобы ввести у себя машины, пароходы, железные дороги и т.п., Россия должна была подобно Западу пройти через долгий инкубационный период развития машинного производства? Пусть заодно они объяснят, как это им удалось сразу ввести у себя весь механизм обмена (банки, кредитные общества и т.п.), выработка которого потребовала на Западе целых веков?» [17, с. 401]. Получается, что ускоренное развитие маркетинга аналогично ускоренному развитию капиталистической экономики в нашей стране.
История показывает, что маркетинг имел место уже в СССР (Узбекистан — Ташкент, 1971 г.), а затем и в России (1989–1990 гг. Москва, Санкт-Петербург).
Последовательное развитие отечественного концептуального маркетинга началось в то время, когда эволюционно вызревший западный маркетинг достиг такой прогрессивной стадии, как концепция маркетинга взаимоотношений. Важную роль в этом сыграло образование кафедры маркетинга в Санкт-Петербургском государственном экономическом университете (СПбГЭУ), в ту пору функционирующем как ФИНЭК. На этой кафедре в 1995 году профессором Багиевым Г.Л. был выдвинут тезис о новой парадигме маркетинга — концепции маркетинга взаимодействия (маркетинг–ресурс в действии). Фундаментальный принцип данной парадигмы — двухсторонняя эмпатия сотрудничества, что соответствует такой особенности отечественного мировоззрения, как соборность. Общинность образа жизни и мышления как генетическая особенность нашей ментальности, углубляясь и развиваясь в контексте культуры во все более сложных условиях функционирования социальной практики, порождает этот дух соборности.
Отечественные мыслители XIX в. отрефлексировали эту особенность нашего мировосприятия. Одним из первых это выразил А.С. Хомяков, раскрывая соборность как «органическую целостность», имманентно полярную и содержащую «идею единодушия собрания, не обязательно соединенного в каком-либо месте, но существующего потенциально без внешнего соединения», будучи «единством во множестве» [30, c. 242]. Соборность стала зеркалом русской души: сквозь ее призму воспринимаются жизне-значимые сферы бытия человека. С.Л. Франк уже с высоты XX в., углубляя рефлексию этой особенности отечественного мировоззрения, обосновывает, что соборность имеет разные формы, к которым относятся «две первично-органические формы»: это «единство брачно–семейное» и «религиозная жизнь», — и к ним присоединяется третья «форма в лице общности судьбы и жизни всякого объединенного множества людей» [27, c. 58–59].
Поскольку соборность есть «органически неразрывное единство “я” и “ты”, вырастающее из первичного единства “мы”» [27, c. 60], атрибутом соборности выступает сотворчество. Как представляется, не случайно автором концепции маркетинга сотворчества стал индийский экономист — К. Прахалад — носитель евразийской ментальности [23]. Столь же закономерно эта новая концептуальная репликация маркетинга была поначалу достаточно прохладно принята на Западе. Однако по мере технологической глобализации деятельности социального субъекта нарастает разрыв между его материально-технической силой и уровнем духовности, и созидательное разрешение этой апокалипсической альтернативы невозможно без осознания того, что: «Жить надо не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех» [26, c. 110]. Н.Ф. Федоров — автор этого кредо и проекта «Общего дела» превентивно подчеркивал потенциальные возможности отечественной культуры: «Крайнее развитие личности, разделение занятий, приведение людей к совершенной внутренней разобщенности, заставляет Запад обращаться с надеждою к тем странам, где сохранилась еще община, общинный быт... Кризисы всякого рода... приводят Запад к предчувствию, если не к сознанию, что выработанная им цивилизация не заключает в себе спасения... Крайности, к которым пришел Запад вследствие односторонности своего развития, могут ... произвести соединение Запада с нами» [26, c. 310]. Реализации этой плодотворной, если не сказать, спасительной исторической тенденции во многом призвана способствовать маркетинговая стратегия, осуществляемая на основе современных репликаций концептуального маркетинга: взаимодействия, сотворчества, здравого смысла. Таким образом, маркетинг может оправдать свой статус особой философичности в сфере материальной культуры, принимая участие в осознании «невидимой руки» мировоззрения, что столь необходимо современному социальному субъекту, чтобы не самоуничтожиться. Пространственно-системная экономика ориентирует процесс маркетинга взаимодействия на создание долгосрочных взаимоотношений, обмен ресурсами и информацией, что повышает значимость каждого субъекта сети, личных контактов, компетентности, культуры в системе маркетинговых коммуникаций [9]. Однако пространственный аспект воззрения на хозяйственные связи детерминировал дальнейшую эволюцию концепции маркетинга взаимодействия. Рассмотрение пространства не только в рамках характеристик объема и протяженности, но и как совокупность отношений [10], выражающих координацию и взаимодействие бизнес субъектов в конкурентной среде рынка, раскрывает прочие линии эволюции концепции маркетинга взаимодействия в концепции маркетинга пространственного взаимодействия. То есть маркетинг пространственного взаимодействия — это изучение формирования, развития и оптимизации пространственной иерархии социально-экономических отношений между хозяйствующими субъектами по поводу поиска, производства, распределения и потребления уникальных ценностей с учетом факторов развития потребностей, рационального использования ресурсов природы и социального развития [1, 6].
Маркетинг пространственного взаимодействия, опираясь на современное мировоззрение, предполагает системный подход к проектированию процессов взаимодействия и укрепления конкурентоспособности товарных ценностей на рынке. Следуя концепции системной экономики, необходимо базироваться на представлении экономики в виде процессов создания, функционирования, взаимодействия и трансформации экономических систем [12]. То есть именно экономическая система, а не отдельный индивид или отдельный институт является единицей анализа. При этом предполагается анализ внешнего и внутреннего состояния экономической системы.
Концепция системной экономики, исходя из понимания многополярности, раскрывает сущность целостного поля взаимодействующих систем. Применительно к маркетингу пространственного взаимодействия системная экономика усиливает значимость стратегического маркетингового управления в тесной связи со стратегическим управлением экономики в целом.
В этой связи, маркетинг необходимо рассматривать в качестве доминирующей функции принятия решений. Более того, маркетинговая функция, с учетом ее диверсификации, должна быть включена в формирование видения предприятия, его базовой стратегии, системы стратегических целей и цепочки добавленной стоимости. При этом возрастает роль стратегического маркетинга, так как в круг его задач входят систематический постоянный анализ потребностей ключевых групп потребителей, а точнее, разработка концепций производства уникальных товаров, что обеспечивает производителю устойчивое конкурентное преимущество на рынке. Это не отрицает и не умаляет значения операционного маркетинга — организацию сбыта, продаж, ценовой политики и комплекса коммуникаций со всеми субъектами рынка по поводу обеспечения удовлетворенности потребителей конкретного сообщества.
Системная экономика ориентирована на пространственное восприятие бизнес- процессов и предполагает активное формирование нового интеллекта и ключевых компетенций всех специалистов, в том числе и маркетологов, ускоряя тем самым инновационные институциональные прорывы [11]. Именно трансфер маркетингового мировоззрения и мышления в бизнес представляется перспективным фактором формирования и развития ключевых компетенций маркетолога в условиях многополярности. Это связано с изменениями концепций и функций маркетинга, а также ростом значимости цифровых и нейро-технологий в формировании стратегического мышления маркетолога и необходимостью превентивного видения динамики рыночных факторов формирования и развития экономики.
С другой стороны, способности и возможности не являются чем-то постоянным, а непрерывно совершенствуются и адаптируются к изменяющимся условиям бизнеса [2, 6, 9]. Ключевая компетенция участвует в создании наибольшей доли потребительской ценности, она характеризует специальные маркетинговые навыки и умения, позволяющие осуществлять маркетинг и видеть характер восприятия потребителем и партнерами будущих ценностей, т.е. товаров и услуг. Ключевая компетенция маркетолога должна представлять собой портфель потенциальных возможностей и способностей организации. Она характеризуется уровнем освоения специалистом определенных навыков, способностей, технологий, которые придают маркетинговой деятельности уникальность и делают ее конкурентным преимуществом фирмы.
Подготовка маркетологов, владеющих ключевыми компетенциями, потребует применения инновационных технологий обучения с ориентацией на практическую компетентность их будущей деятельности. Маркетолог будущего должен владеть не только искусством оперативного осуществления маркетинга, но и в первую очередь должен быть подготовлен для разработки стратегических маркетинговых решений. Формирование таких специалистов потребует изменения технологии их подготовки и разработки новых учебных планов и программ.
Прогнозирование и разработка инновационных учебных планов и программ возможны с использованием форсайт технологий, а на данном этапе развития экономики — наилучших доступных технологий, которые обеспечат формирование системного менталитета бизнес-специалистов и рост производительности труда. Изложенные концептуальные положения могут быть ориентиром для формирования структуры учебного плана, перечня дисциплин и методов обучения-подготовки Форсайт-маркетологов.
Применительно к специальности «Маркетинг», при освоении программ специалитета, магистратуры и аспирантуры, с нашей точки зрения, целесообразно ориентироваться на следующие основные дисциплины учебных планов, которые применительно к условиям многополярности формируют компетенции прогрессивного маркетолога с активным использованием индивидуализации освоения знаний и умений. Это: основы многополярной экономики, основы маркетинга, конъюнктура и инфраструктура рынка, маркетинг пространственного взаимодействия, маркетинг-менеджмент, стратегический маркетинг, системно-рефлексивный маркетинг, бренд-менеджмент, брендинг-впечатлений, прогнозирование товарных рынков, поведение потребителей, организация Форсайт-мониторинга, тенденции социального и экономического развития мировой экономики, мировые товарные рынки, маркетинг-логистика, состояние и динамика рынков продовольственных и медицинских товаров, основы Форсайт-технологий, интеллектуальные информационные системы, экономика знаний, цены и коммерческая деятельность предприятия, количественный и качественный анализ систем маркетинга, системный анализ в маркетинге, теория игр и экономическое поведение, тенденции демографической динамики, моделирование информационных потоков, информационный маркетинг менеджмент, экономика маркетинга, информационная цифровая лексика и синтаксический анализ, ресурсосбережение и экологическая безопасность, система обеспечения качества в маркетинге, основы философии и методологии спроса, технологии и стратегии маркетинговых коммуникаций, организация маркетинговых системных исследований, модели экономического поведения предприятия, основы системной экономики, экономика предпринимательства, маркетинг инноваций, маркетинг–менеджмент услуг, кибер-корпоративные системы, маркетинг B 2 B и др.
Перечень дисциплин может быть расширен или сокращен в зависимости от выбранного профиля подготовки Форсайт–маркетолога. Внедрение новых учебных планов потребует изменения форм и методов обучения. Наиболее эффективной может стать гибридная модель индивидуально-ориентированной, дистанционно-офисной (аудиторной) технологии подготовки маркетологов, которая строится на модели ориентации обучения не на едином учебном плане для всех учащихся конкретной специальности, а на индивидуально-личностных учебных планах, формируемых с участием студентов в выборе дисциплин и программ учебного плана с высокой долей самостоятельной, удаленной деятельности [5].

Возрождение экономики России и переход к многополярности взаимодействия с природой как условие устойчивого развития
Практика возрождения экономики России и переход к многополярности взаимодействия демонстрирует неотложность концепции здравого смысла, разумного, рационального, сберегающего потребления и производства благ, обеспечивая экологическую устойчивость при взаимодействии с природой.
Здравый смысл, как отмечал Д.И. Менделеев, можно рассматривать как генетическую характеристику человека, раскрывающуюся во взаимодействии с природой в его заботе о ее сохранении 32, с. 9]. С другой стороны, полная характеристика здравого смысла как способа отбора знания при принятии решений включает следующие качества: осмотрительность, благоразумие, реалистичность, превентивность, рассудительность, обоснованность, экономическая соразмерность, учет фактора времени, умение отделять главное от второстепенного и др.
Использование методологии здравого смысла позволит ученым и практикам быть осмотрительными к ценностям, создаваемым современными деятелями и нашими предшественниками, оценивая их по достоинству, а также быть терпеливыми к подражательству и поспешному использованию недостаточно обоснованных (в текущий момент) изменений, критичными к применению впервые опосредуемых ими результатов науки и опыта. Тем самым, здравый смысл в условиях недостатка ресурсов и избытка потребностей выступает критерием оценки способности к продуктивному суждению, а значит к здравому сотрудничеству в условиях многополярности.
Миссия маркетинга взаимодействия в контексте здравого смысла в таком случае рассматривается как процесс разумного превращения затрат на маркетинг в доходы взаимодействующих партнеров по бизнесу. При этом маркетинг выступает многогранно: как мировоззрение, ресурс, управленческий стиль мышления и инструментарий, всё то, что опосредует разумную творческую, непрерывную и интенсивную деятельность партнеров в цепочке производство, наука и образование по формированию, удовлетворению и изменению спроса конечных потребителей на конкретные товары и услуги с целью получения прибыли или иных результатов бизнеса. С учетом изложенного, можно охарактеризовать ключевой принцип организации многополярной экономики как принцип взаимодействия в процессе коллективно — рефлексивной координации, предполагающий учет в принятии решений системным управляющим рефлексии всех субъектов бизнеса по созданию, распределению и использованию ценности.


Список использованных источников:
1. Багиев Г.Л., Мефферт Х. Маркетинг взаимодействия. Концепция. Стратегии. Эффективность. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. — 672 с.
2. Багиев Г.Л. Маркетинг взаимодействия: Учебник для ВУЗов. — СПб.: Астерион, 2011. — 768 с.
3. Багиев Г.Л., Пинчук А.В., Серова Е.Г., Шульга А.О. К вопросу формирования концепции маркетинга пространственного взаимодействия // Проблемы современной экономики. — 2012. — № 4 (44). — С. 219–225.
4. Багиев Г.Л., Шульга А.О. К вопросу формирования системных свойств маркетинга // Проблемы современной экономики. — 2012. — № 4 (40). — С. 224–227.
5. Багиев Г.Л., Егорова И.И., Наумов В.Н. Индивидуально-ориентированная технология подготовки маркетологов // Проблемы современной экономики. — 2012. — № 4 (44). — С. 390–393.
6. Багиев Г.Л., Длигач А.А., Соловьева Ю.Н. Форсайт технологии маркетинга: Монография. — СПб.: Астерион, 2016. — 400 с.
7. Багиев Г.Л., Пинчук А.В. Стратегия экономики новой нормальности и концепция маркетинга здравого смысла // Проблемы современной экономики. — 2019. — № 3 (71). — С. 46–49.
8. Багиев Г.Л., Маслобоева О.Д., Пинчук А.В. Маркетинг-зеркало мировоззрения и эффективность сотворчества // Проблемы современной экономики. — 2020. — N. 3 (75). — С. 110–115.
9. Багиев Г.Л., Шубаева В.Г., Юлдашева О.У. Маркетинг России. Научно-Педагогическая школа Маркетинг Взаимодействия. — СПб. Изд-во: СПбГЭУ. 2022. — 222 с.
10. Биняков О.А. Теория экономического пространства: методологический и региональный аспекты. — Томск: Изд-во Томского Университета, 2004. — 152 с.
11. Газизуллин Ф.Г., Газизуллин Н.Ф. Инновационные институциональные прорывы — доминанты развития экономики России в условиях новой индустриализации //Проблемы современной экономики. — 2013. — № 2 (46). — С. 28–30.
12. Гранберг А.Г. Пространственная экономика в системе наук. [Электронный ресурс] // Российский экономический конгресс: сб. докладов участников (2009. 7–12 декабря, Москва) / Новая экон. ассоциация. Ин-т экономики РАН. — М. Режим доступа (05.02.12): http://www.econorus.org/consp/files/gran.doc.
13. Дугин А.Г. Теория многополярного мира. — М.: Евразийское движение, 2013. — ISBN 978–5–903459–12–4.
14. Клейнер Г.Б. Системная экономика как платформа развития современной экономической теории // Вопросы экономики. — 2013. — № 6. — С. 4–28.
15. Кожиева Ф.А. Региональное развитие в контексте теории полюсов роста // Фундаментальные исследования. — 2015. — №  11–3. — С. 574–578; URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=39463 (дата обращения: 17.03.2023).
16. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. Пер с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2007. — 656 с.
17. Маркс К. Наброски ответа на письмо В. Засулич // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т. 19. — С. 401.
18. Маслобоева О.Д. Философия для студентов экономических вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 336 с. — ISBN 5–469–01091–0
19. Маслобоева О.Д. Роль субъективного фактора в развитии отечественной экономики // Научно-технические ведомости СПбГПУ. — 2010. № 2. — С. 145–149.
20. Маслобоева О.Д. Методологический потенциал возрастного принципа анализа истории // Вестник СПбГУ. Серия 17. — 2015. Вып. 1. — С. 169–178.
21. Маслобоева О.Д. Исследовательские программы в контексте современной научной картины мира. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. — 123 c.
22. Маслобоева О.Д. Философско-методологический проект российского органицизма и русского космизма в контексте современной исторической ситуации. — М.: ИНФРА-М, 2020. — 390 с. — DOI 10.12737/1070337.
23. Прахалад К.К., Кришнан М.С. Пространство бизнес-инноваций: создание ценности совместно с потребителем. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 258 с.
24. Страхов Н.Н. Органические категории // Вопросы философии. — 2009. — № 5. — С. 116–124.
25. Третьяк О.А. Эволюция маркетинга: этапы, приоритеты, концептуальная база, доминирующая логика // Российский журнал менеджмента. — 2006. — Т. 4. № 2. С. 129–144.
26. Федоров Н.Ф. Собр. соч. В 4-х тт. — Т.1. — М., 1995. — 518 с.
27. Франк С.Л. Духовная жизнь общества. — М.: Республика, 1992. — 511 c.
28. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. — М., 1993. — 445 c.
29. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М.: АСТ, 2003. — ISBN 5–17–007923–0.
30. Хомяков А.С. Письмо к редактору «L’Union chretienne» о значении слов «кафолический» и «соборный», по поводу речи отца Гагарина, иезуита // Хомяков А.С. Соч. в 2-х тт. Том II. — М.,1994. — 319 с.
31. Человек и хозяйство: философско-методологический аспект: учебное пособие /Под ред. И.А. Сафронова. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. — 203 c.
32. Экономические труды Д.И. Менделеева: В 6 т. — М: Наука, 2018. — Т. 6. — 2018. — 310 с. — ISBN 978–5–02–040021–4.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия