Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (86), 2023
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Кочергин Д. А.
профессор кафедры теории кредита и финансового менеджмента экономического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук

Али Х.
аспирант экономического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета


Трансформация модели банковского бизнеса под влиянием цифровых технологий
Статья посвящена исследованию перспектив влияния технологических инноваций и цифровых технологий на трансформацию банковской деятельности, изменение бизнес-моделей банков и функций финансовых учреждений в условиях цифровой экономики. Дана оценка влияния инноваций на традиционную банковскую бизнес-модель и выявлены перспективные бизнес-модели банков в эпоху цифровизации. В рамках исследования проанализирована эволюция банковских бизнес-моделей, выявлены недостатки традиционной модели банковской деятельности в современных условиях, рассмотрены особенности различных бизнес-моделей, используемых участниками финансового рынка и определены наиболее перспективные модели трансформации банковского бизнеса.
Ключевые слова: банк, финансовые учреждения, бизнес-модель, технологические инновации, цифровизация, цифровые технологии
УДК 336.7   Стр: 107 - 112

Введение. Цифровизация финансового сектора в последние годы становится повсеместной, что обусловлено необходимостью в передаче и анализе большого объема данных и чему способствует появление новых цифровых каналов распространения информации и технологий обработки данных. В этой связи финансовые учреждения сталкиваются с конкуренцией со стороны финтех-компаний и экосистем бигтех-компаний, которые часто являются более технологически продвинутыми и гибкими в плане бизнес-моделирования в сравнение с банками. С другой стороны, быстрое развитие новых технологий, таких как распределенные реестры (DLT), блокчейн (Blockchain), большие данные (Big Data), искусственный интеллект (AI), облачные вычисления (Cloud Computing), дополненная реальность (AR), интернет вещей (IoT) и др., а также их постепенная интеграция с банковскими услугами, способствует трансформации и модернизации банковской системы и помогает повысить эффективность банковской деятельности.
Повсеместная цифровизация экономических систем, хозяйственных механизмов и общественных отношений, внедрение новых информационных технологий и способов коммуникации изменяет способы и каналы предоставления финансовых услуг. Передовые технологические решения бросают вызов традиционным практикам ведения банковского дела и требуют постоянного переосмысления бизнес-моделей деятельности кредитных организаций. В условиях глобальной цифровизации индустрия финансовых услуг сталкивается с двумя основными угрозами — дезинтермедиацией (disintermediation) и коммодитизацией (commoditization). Дезинтеграция приводит к дезинтермедиации, а дезинтермедиация влечет за собой коммодитизацию, ускоряя тем самым темпы изменений. В этих условиях поиск наиболее перспективных бизнес-моделей банковской деятельности, позволяющих банкам оставаться конкурентноспособными, является важным направлением научных исследований.
Цель статьи состоит в исследовании принципов формирования и структуры инновационных бизнес-моделей ведения банковского бизнеса, выявлении особенностей их реализации на современном этапе и определении перспектив дальнейшего развития бизнес-моделей банков как ключевого фактора повышения финансовой устойчивости и конкурентоспособности в эпоху цифровизации.
Эволюция бизнес-моделей банковского бизнеса и роль технологических инноваций. Концепция бизнес-моделирования становятся все более популярной с развитием цифровой экономики. Она используется во многих исследовательских областях, включая исследования по электронному бизнесу и банковской деятельности. Следует отметить, что в современных исследованиях отсутствует унифицированное определение понятия «бизнес-модель банка», хотя большинство определений, используемых в современных исследованиях, обладают рядом схожих характеристик. Так. некоторые исследователи указывают на то, что определение бизнес-модели банка позволяет сформировать основу для внедрения дифференцированного подхода к банковскому регулированию и надзору с учетом существенных характеристик каждого банка, его профиля риска и основных отличительных особенностей [2]. Концепция бизнес-моделей в банковской деятельности часто используется для идентификации бизнес-модели банка, которая может быть использована в будущем для разработки мер регулирования для различных типов банков.
Анализ бизнес-модели представляет собой новый подход к определению финансового состояния отдельного банка и всей банковской системы. Такой анализ предполагает проверку бизнес-моделей банков на предмет их жизнеспособности и устойчивости. Однако единого подхода к анализу бизнес-моделей среди ученых и исследователей до сих пор нет. Традиционные методы в основном применяются и посвящены классификации существующих бизнес-моделей на основе разных методик.
Результаты исследований зарубежных авторов показывают, что невозможно определить единую модель, которая отвечает логике «один размер подходит всем», и существует тенденция к адаптации бизнес-модели банка к внешним факторам. В этом контексте учреждения малого и среднего размера склонны менять свою бизнес-модель чаще, чем более крупные учреждения [3]. При этом, ряд исследователей подчеркивает, что бизнес-модель банка включает в себя ряд стратегических переменных, отражающих долгосрочный выбор кредитным институтом методов управления по наращиванию активов, расширению финансирования и диверсификации доходов [4].
Безусловно, банковские бизнес-модели подвержены эволюции. Они отражают сочетание технических возможностей и социально-политических ожиданий соответствующего периода. В настоящее время мы находимся на важном эволюционном этапе, характеризующимся широким внедрением клиентоориентированных цифровых банковских моделей.
На рис. 1 представлена обобщенная схема эволюции бизнес-моделей банковского бизнеса.
Как видно на рис. 1, мы выделяем пять основных этапов в развитии банковского сектора и соответственно трансформацию моделей банковского бизнеса. Трансформация банковского бизнеса и форматы предоставления банковских услуг, по нашему мнению, непосредственным образом связаны с технологическими сдвигам. На рис. 2 представлены ключевые технологии и инновации, которые сопровождали каждый из этапов развития бизнес-модели банковской деятельности, обозначенных нами выше.
Рис. 1. Этапы эволюции бизнес-моделей банковской деятельности
Источник: составлено авторами

Как видно на рис.2, на первом этапе эволюции бизнес-моделей банкинга (1900–1950 гг.) деятельность банков была ограничена спектром услуг, предоставляемых в отделениях. Происходил процесс постепенной автоматизации отдельных функций банковских отделов, прежде всего, связанных с работой со счетами, которые в те дни составляли основу банковских операций. С годами банки постепенно перешли к улучшению обслуживания клиентов путем автоматизации и компьютеризации филиалов, предложения массовых продуктов и услуг через собственные сети отделений и филиалов.
Рис. 2. Технологии и инновации, способствующие смене бизнес-моделей банков
Источник: составлено авторами

На втором этапе (1950–1990 гг.), наблюдалось соединение разрозненных банковских отделений в канальные сети распространения услуг и обмена информацией, а также автоматизацией функций бэк-офиса. Служба «единого окна» предоставляла все банковские услуги за одной стойкой, что позволило значительно сократить время обработки транзакций. Внедрение банкоматов и телебанкинга в 1970–1980-е гг. позволило радикально изменить банковские отношения между клиентами и кредитными учреждениями. Удобная в использовании технология дополнила функциональные возможности банковских отделений, сделав их доступными для клиентов, которым больше не требовалось посещать физические отделения для проведения основных финансовых операций и позволила значительно снизить операционные расходы банков.
На третьем этапе (1990–2010 гг.) происходило широкое применение в банковской деятельности новых информационных каналов, таких как Интернет, мобильные сети и др., для дистанционного взаимодействия с клиентами и межбанковского взаимодействия, что оказало сильное влияние на структуру финансового посредничества. Использование новых информационных каналов, позволившие предложить сервисы Интернет-банкинга, мобильного банкинга и телебанкинга и др., а также обслуживание клиентов с помощью SMAC-технологии (комплексного взаимодействия социальных сетей, мобильных устройств, аналитики и облачных данных) сыграло решающую роль в улучшении качества банковских услуг и снижении издержек на их оказание. Кроме того, расширение возможностей автоматизации процессов, с одной стороны, привело к повышению уровня обслуживания клиентов, а с другой — к появлению финансовых компаний, использующих возможности коммуникации в качестве конкурентного преимущества.
На четвертом этапе (2010–2025 гг.) наблюдается постепенный переход к оказанию банками клиентоориентированных услуг и развитию банковских экосистем. Начиная с 2010 г., многие банки стали разрабатывать и распространять среди пользователей электронные банковские приложения, в которых не только были интегрированы корпоративное и пользовательское программное обеспечение, но и автоматизированы каналы доставки финансовых продуктов и услуг. Это позволило банкам проводить глубокий анализ данных о клиенте, предоставляя перекрестные продажи таких продуктов, как банковские карты, ценные бумаги, страховые и трастовые услуги и др. Именно на данном этапе в рабочие системы банка начинают активно внедряться новые информационные технологии, такие как блокчейн, облачные вычисления и др. По мере того, как Интернет становился все более доступным, банки начали реализовывать свои стратегии, касающиеся полной автоматизации банковских операций с помощью интернет-банкинга и электронных денежных переводов [5].
Вместе с тем, в последние годы наблюдается рост конкурентной борьбы между банками и технологическими компаниями за оказание банковских услуг. На протяжении 2010–2020-е гг. на финансовый и платежный рынок быстро выходили небанковские финансовые учреждения (PayPal, Venmo, Zelle, Wise, Instarem и др.), а также технологические бигтех-компании (Google, Amazon, Apple, Meta и др.). Кроме того, конкуренцию для банков на рынке финансовых и платежных услуг стали оказывать финтех-компании из сферы децентрализованных финансов (DeFi), которые используют технологии распределенных реестров, блокчейна, смарт-контрактов (smart contracts) для выпуска виртуальных валют (virtual currencies), а также предоставления децентрализованных услуг по кредитованию и инвестированию.
В результате обострившейся конкуренции, банки начинают широко использовать интерфейсы прикладного программирования (Application Programming Interface, API) для объединения своих продуктов и услуг, а также сторонних поставщиков услуг и их клиентов — в одном месте. С точки зрения потребителя, открытые API-интерфейсы позволяют получать доступ к банковским и финансовым услугам, начиная от онлайн-покупок и заканчивая созданием новых учетных записей, в любом месте и в любое время. Для банков, API-интерфейсы позволяют подключать новые модули к существующим системам и предоставлять обновленные услуги в режиме реального времени. Согласно опросу, проведенному компанией Softwareag, 95% руководителей из Западной Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона и Северной Америки уже настраивают API для внутренних систем, а 81% делятся своими API с доверенными партнерами. В ближайшие 2023–2024 гг. 50% банков планируют начать поддержку открытой банковской платформы через открытые API [7].
Пятый этап (2025–... гг.) эволюции бизнес-моделей банковского бизнеса, по нашему мнению, будет характеризоваться активным внедрением наиболее востребованных финансовым сектором передовых информационных технологий, таких как искусственный интеллект (AI), большие данные (Big Data), интернет вещей (IoT), облачные вычисления (Cloud Computing), дополненная реальность (AR) и др. Сочетание этих технологий окажет существенное влияние на то, как экономические агенты будут пользуются банковскими услугами. Согласно отчета UBS Evidence Lab в 2021 г., 75% респондентов из банков с активами более 100 млрд долл. США заявили, что в их учреждениях уже реализованы стратегии внедрения искусственного интеллекта. При этом, 46% опрошенных из банков с активами менее 100 млрд долл. США отметили, что стратегии AI находятся на стадии реализации [8].
На рис. 3 представлены результаты опроса компании Celent среди руководителей ИТ-подразделений, продуктов и технологий розничных банков из 36 стран о расходах на внедрение цифровых технологий.
Рис. 3. Глобальные расходы банков на внедрение цифровых информационных технологий (млрд долл.) [9]

Как видно на рис. 3, глобальные расходы банков на внедрение цифровых информационных услуг в 2022 г. составили около 250 млрд долл., что на 4,3% больше, чем в 2021 г., и на 8,6% больше, чем в 2020 г. По прогнозам, расходы банков на внедрение информационных технологий вырастут до 308 млрд долл. в ближайшие пять лет, что составит в среднем ежегодный рост на 4,6% в период 2022–2027 гг. [9].
В результате цифровизации банковской деятельности, наблюдаемой в последние годы, кредитные учреждения сталкиваются с большими трудностями, которые обусловлены унаследованными устаревшими технологиями, догматичной корпоративной культурой и неэластичной практикой ведения дел, что в совокупности создает большие барьеры на пути к преобразованиям. Данные трудности обусловлены тем, что традиционные банковские бизнес-модели не обеспечивают высокой эффективности и гибкости в цифровом пространстве, в результате чего подвергают кредитные учреждения перманентным рискам и угрожают их финансовой устойчивости. Кредитные учреждения сталкиваются с необходимостью принятия важных стратегических решений, поскольку технологии меняют ожидания клиентов и трансформируют нормативно-правовую базу, а также надзор за деятельностью финансовых учреждений.
Перспективные бизнес-модели банков в эпоху цифровизации. Современные инновации в информационной и коммуникационной сферах породили две фундаментальные проблемы, препятствующие созданию развитой бизнес-модели банка. Во-первых, инновации позволили выйти на финансовый рынок некредитным учреждениям, предлагающим широкий перечень услуг на цифровых платформах, которые более свободны в использовании активов. Во-вторых, экосистемы некредитных учреждений и финтех-компаний конкурируют с банками за прямой доступ к клиентам. В связи с этим, можно выделить два фундаментальных риска для традиционной банковской бизнес-модели в эпоху цифровизации.
Первым риском является горизонтальная дезинтеграция через небанковских провайдеров платежных и кредитных услуг. Новые каналы распространения финансовых услуг снижают конкурентоспособность банков, позволяя некредитным организациям привлекать к себе значительное число традиционных банковских клиентов. Некредитные организации избегают организационной неэффективности, которая присуща крупным банкам, и поэтому они могут превосходить банки как в эффективности предоставляемых услуг, так и в скорости и удобстве их предоставления.
Вторым риском выступает реинтермедиация через экосистемы и цифровые платформы. Появление экосистем и цифровых платформ, предоставляемых технологическими компаниями, коренным образом меняет способ предоставления товаров и услуг. Так, потребители могут сравнить цены и характеристики товаров/услуг, не тратя на это много времени и усилий. Платформы предлагают постоянно расширяющийся ассортимент продуктов и услуг, и включение финансовых услуг просто дополняет их бизнес-модель. Поскольку цифровые платформы могут стать посредниками между клиентами и финансовыми учреждениями, их появление создает дополнительный уровень посредничества, который можно назвать «реинтермедиацией» (reintermediation). Процесс реинтермедиации представляет серьезную угрозу для банков, поскольку он может поглотить значимую долю платежей и большую часть данных о клиентах. В результате, банки могут потерять прямой доступ к своим клиентам и столкнуться с риском вертикальной дезинтеграции.
В исторической ретроспективе можно наблюдать как некоторые успешные банковские учреждения внезапно исчезали после десятилетий доминирования на рынке. Например, согласно исследованию компании Innosight, средний период листинга акций банков сократился с 33 лет в 1967 г. до 24 в 2016 г. Прогнозируется дальнейшее сокращение этого периода до 12 лет в 2027 г. [10]. Причина сокращения числа банковских учреждений лежит в стратегической области и связана с использованием определенных бизнес-моделей банкинга, которые характеризуются: ориентированием на определенные группы клиентов; определением продуктов и услуг, c которыми банки выходят на рынок; выборе контрагентов, с которыми банки заключают партнерские соглашения и т.д.
До недавнего времени банки обычно управляли каждым звеном цепочки создания стоимости своих продуктов. Они разрабатывали, формализовывали, позиционировали и распространяли свои продукты. Используемые традиционные бизнес-модели были линейными и вертикально интегрированными. Сейчас, благодаря цифровым трансформациям, финансовые учреждения освободились от вертикальной интеграции и фрагментируют банковскую цепочку создания стоимости, выбирая, на каких уровнях они хотят работать. Помимо этого, банки также разделяют традиционные продукты на отдельные части или услуги и объединяют свои собственные предложения с компонентами других поставщиков. Ключевым трендом финансового рынка сегодня является развитие лайфстайл-направлений в рамках финансовых продуктов, в этом случае банки в свои приложения встраивают нефинансовые сервисы, чтобы предложить клиентам наиболее релевантные продукты и услуги в более удобной форме.
Многие новые участники финансового рынка, работающие только в цифровом формате, используют нелинейные и адаптивные бизнес-модели. В таких моделях стратегии каждого из участников могут различаться, но их объединяет способность быстро и масштабно создавать инновационные продукты с меньшими затратами на привлечение клиентов. Так, среднегодовой совокупный рост выручки банков и конкурирующих игроков, использующих разные бизнес-модели (в период с 2018 по 2020 гг.) был существенным (рис. 4).
Рис. 4. Среднегодовой совокупный рост выручки финансовых посредников в зависимости от используемой бизнес-модели [11]

Как видно на рис. 4, более высокий среднегодовой совокупный рост выручки (76%) наблюдался у финансовых посредников, работающих только в цифровом формате, с нелинейными бизнес-моделями. У финансовых посредников, использующих традиционные вертикально интегрированные модели, среднегодовой совокупный рост выручки значительно меньше (44%). В то время как у традиционных банков с вертикально интегрированными моделями этот показатель составляет <2%. Кроме того, финансовые посредники, ориентированные на использование цифровых технологий с нелинейными бизнес-моделями, превосходят как банки, так и цифровые компании с традиционными вертикально интегрированными моделями, с точки зрения адаптации к компонентизации продуктов и услуг и дальнейшей фрагментации цепочки создания стоимости.
По нашему мнению, трансформация банковской бизнес-модели в эпоху цифровизации требует от кредитного учреждения принятия решения по следующим вопросам.
• развитию собственной экосистемы и цифровой платформы. В условиях коммодитизированного рынка банкам предстоит изменить свою бизнес-модель и осуществить переход от предоставления унифицированных продуктов/услуг к предложению продуктов/услуг на платформенной основе, учитывающему запросы и ожидания конкретного потребительского сегмента.
• готовности к переменам. Независимо от сочетания формата ведения бизнеса, который выбрал банк — универсальный поставщик финансовых продуктов и услуг; дистрибьютор; участник определенного цифрового сегмента; организатор цифровой платформы — гибкость и готовность к переменам будут в значительной степени определять успех банка в цифровой среде.
• обеспечению операционной эффективности и высокой скорости проведения транзакций. Это два наиболее важных фактора успеха трансформации бизнес-модели, которые требуют сквозного внедрения автоматизации.
• переходу к гибкой организационной структуре. Этот переход позволяет повысить эффективность использования новых технологий. Поэтому, для успешного расширения масштабов применения цифровых технологий для банков важное значение имеет достижение гибкости во внедрении фундаментальных и прикладных инноваций в целях обеспечения необходимых финансовых результатов.
• внедрению новых способов мышления. Ориентация персонала и формирование корпоративной культуры, направленных на максимальное удовлетворение запросов клиента, что является важнейшей составляющей «цифровой трансформации» инновационной бизнес-модели банка.
В настоящее время, учитывая современные тренды, перспективные технологии и возможности информационного взаимодействия в цифровой среде, по нашему мнению, можно выделить четыре наиболее перспективных банковских бизнес-модели, обладающих значительным потенциалом эффективности и рентабельности.
1) Платформенная бизнес-модель (Banking-as-a-Platform, BaaP). Данная бизнес-модель предполагает, что банк является своеобразной платформой, позволяющей сторонним разработчикам создавать продукты и услуги для клиентов банка. Банки предоставляют инструменты взаимодействия, а сторонние компании создают клиентский опыт. BaaP позволяет банкам стать поставщиками инфраструктуры для партнеров. Построение архитектуры BaaP не имеет ограничений, унаследованных от традиционных банковских бизнес-моделей. Банк может объединять разнообразные приложения, которые функционируют как строительные блоки.
2) Сервисная бизнес-модель (Banking-as-a-Service, BaaS). В рамках данной бизнес-модели банковские услуги продвигаются через цифровую платформу, разработанную другой компанией. Суть BaaS сводится к тому, что владелец цифровой платформы продает свои мощности, позволяющие третьим сторонам, в том числе и банкам, предоставлять свои услуги. Примером реализации такой бизнес-модели является платформа One Connect, которая является одним из ведущих поставщиков услуг для финансовых учреждений в Китае — она используется более чем 480 банками, 40 страховыми компаниями и более чем 2400 другими организациями [12].
3) Рыночная бизнес-модель / модель открытого банкинга (Open Banking). Данная бизнес-модель предполагает, что банки могут стать торговыми площадками, предлагая клиентам ряд продуктов и услуг других поставщиков. Например, вторая платежная Директива ЕС (Payment Services Directive 2, PSD2) обязывает европейские банки переходить к модели открытого банкинга, которая предполагает предоставление другим участникам финансового рынка доступ к информации о своих клиентах [13]. В результате можно ожидать, что в ближайшем будущем банки во многих странах превратятся в рыночные площадки, предлагающие не только банковские, но и бухгалтерские, налоговые, юридические и прочие услуги. В этой модели владелец рынка или торговой площадки облегчает транзакции между производителем и потребителем, что усиливает сетевой эффект.
4) Модель виртуального банка / необанка (Neobank). Самый важный аспект этой бизнес-модели заключается в отсутствии у виртуальных банков физических отделений. Все услуги и финансовые операции осуществляются дистанционно, в онлайновом режиме. Кроме того, виртуальные банки обычно работают в режиме 24/7/365 по всему миру и привлекают клиентов благодаря минимальным комиссиям. Виртуальный банкинг сочетает в себе гибкость мобильного банкинга с удобством использования услугами виртуально, без территориальных границ и временных ограничений.
Рынок виртуальных банковских услуг сегодня является быстрорастущим. В настоящее время на нем лидируют кредитные учреждения США и Великобритании (рис. 5).
Как видно на рис 5, в последние годы наблюдалось значительное увеличение как размера мирового рынка необанков, так и количества пользователей услугами виртуальных банков. Ожидается, что количество пользователей необанков достигнет 350,12 млн в 2025 г., а уровень проникновения пользователей составит 4,8%. Данные показатели указывают на то, что все больше число экономических агентов находят данную модель предоставления банковских услуг, соответствующую их требованиям.
Рис. 5. Размер и рост мирового рынка необанков: по пользователям [14]

Заключение. На разных этапах эволюции бизнес-моделей банковского бизнеса технологии и инновации способствовали смене бизнес-моделей банков. В настоящее время мы находимся на четвертом этапе эволюции бизнес-модели банковского бизнеса, который характеризуется переходом к оказанию банками клиентоориентированных услуг и развитию банковских экосистем и платформ, при построении которых используются технологии блокчейн, облачных вычислений, открытый банкинг и др.
В ближайшие годы процессы горизонтальной дезинтеграции и реинтермедиации в банковской сфере станут более интенсивными благодаря появлению новых участников финансового рынка и комплексному использованию новых информационных технологий, что неизбежно приведет к пересмотру традиционной концепции банка как физической сущности. От банков потребуется адекватное реагирование на меняющиеся условия как посредством внедрения новых продуктов и услуг, так и за счет использования инновационных моделей ведения бизнеса.
По нашему мнению, трансформация банковской бизнес-модели в эпоху цифровизации требует принятия решения по следующим вопросам: развитию собственной экосистемы и цифровой платформы; обеспечению операционной эффективности и высокой скорости проведения транзакций; переходу к гибкой организационной структуре и др.
Наше исследование показало, что в настоящее время банки могут выбрать одну из четырех бизнес-моделей: платформенную, сервисную, рыночную или использовать модель необанка. Предложенные бизнес-модели предусматривают возможности: продавать собственные продукты банка; создавать экосистему, ориентированную на дистрибуцию сторонних продуктов или услуг; продавать свои банковские продукты и услуги через сторонние платформы или в рамках других экосистем и т.д. Каждая из этих моделей позволяет банкам поддержать конкурентоспособность с другими участниками финансового рынка и может применяться как в отдельности, так и комбинироваться с другими.


Список использованных источников:
1. O’Reilly M., Senawi D., Eckenrode J., Kelly E. A higher bottom line: The future of financial services. Deloitte, 2021. URL: https://www2.deloitte.com/us/en/events/financial-services-dbriefs-webcasts/2021/a-higher-bottom-line.html (дата доступа 02.03.2023).
2. Zarutska O., Pavlova T., Sinyuk A., Khmarskyi V., Pawliszczy D., Kesy M. The innovative approaches to estimating business models of modern banks // Marketing and Management of Innovations, 2020. N 2. Pp. 26–43.
3. Palmieri E., Geretto E. F., Polato M. European banks’ business models as a driver of strategic planning: one size fits all // Journal of Financial Regulation and Compliance. Volume 31. Issue 1. Pp. 16–39.
4. Fuster A., Plosser M., Schnabl P., Vickery J. The role of technology in mortgage lending // Review of Financial Studies journal. 2019. № 32(5). Pp. 1854–1899.
5. Arslanian H., Fischer F. The future of finance: the impact of FinTech, AI, and crypto on financial services. Palgrave Macmillan, 2019.
6. Кочергин Д.А. Криптоактивы: экономическая природа, классификация и регулирование оборота // Вестник международных организаций. — 2022. Т. 17. — № 3. — С.75–130.
7. Camerinelli E. Open Bank, APIs, and Financial Services Ecosystems: The Future of Banking. Aite Group LLC. 2017. URL: https://www.softwareag.com/corporate/images/Aite_Group_Open_bank_api_and_financial_services_Research_Jul17_tcm389–167453.pdf (дата доступа 02.03.2023).
8. Digalaki E. The impact of artificial intelligence in the banking sector & how AI is being used in 2022. UBS Evidence Lab. Insider Intelligence. URL: https://www.businessinsider.com/ai-in-banking-report (дата доступа 02.03.2023).
9. Hines K., Lodge G. Retail Banking Technology Spending Forecasts 2022–2027: Growing Out of the Pandemic. CELENT. URL: https://www.celent.com/insights/631021434 (дата доступа 30.02.2023).
10. Jan Ji., Songyuan Teng, Townsend R. Branch expansion versus digital banking: the dynamics of growth and inequality in a spatial equilibrium model. Cambridge, MA: National Bureau of Economic Research, 2021. URL: https://www.nber.org/system/files/working_papers/w28582/w28582.pdf (дата доступа 02.03.2023).
11. Abbott M., McIntyre A., Bayel D. Repot the future of banking: Time to rethink business models 2021. Accenture. URL: https://info.accenture.com/bank-future-banking-business-models-rp (дата доступа 30.02.2023).
12. High M. FinTech profile: OneConnect — bringing technology to finance // FinTech. URL: https://fintechmagazine.com/venture-capital/fintech-profile-oneconnect-bringing-technology-finance (дата доступа 30.02.2023).
13. Directive (EU) 2015/2366. On payment services in the internal market // Official Journal of the European Union, 2015. L 337. P.35–127. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32015L2366&from=EN (дата доступа 03.03.2023).
14. Statista. Neobanking — Worldwide. URL: https://www.statista.com/outlook/dmo/fintech/neobanking/worldwide (дата доступа 03.03.2023).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия