Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (85), 2023
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Афанасьев И. А.
аспирант кафедры экономики и управления развитием территорий
Финансово-экономического института им. М.К. Аммосова (г.Якутск)

Ноговицын Р. Р.
зав. кафедрой экономики и управления развитием территорий
Финансово-экономического института им. М.К. Аммосова (г.Якутск),
доктор экономических наук, профессор


Развитие сетевого взаимодействия отраслевых вузов и профильных учреждений СПО в Республике Саха (Якутия)
В статье рассматриваются вопросы и проблемы качества образования в Республике Саха (Якутия), причины оттока молодежи из региона. Определены наиболее востребованные профессии. Обобщен опыт реализации СПО на базе региональных ВУЗов. В результате исследования, был сформирован вывод о том, что на сегодняшний день, в условиях расширения программ импортозамещения и развития всех сфер производства на первый план выступает нехватка специалистов не только академического, но и прикладного бакалавриата. Растет признание того, что традиционная образовательная направленность молодежи должна измениться. В данных условиях одним из наиболее эффективных механизмов может выступать сетевое взаимодействие отраслевых ВУЗов и профильных СПО. Совместные программы данных образовательных структур позволят обобщить и расширить опыт студентов, дополнив теоретические познания одних, прикладными навыками других. В итоге мы получим эффективного и востребованного специалиста, способного отвечать современным требованиям работодателей.
Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), сетевое взаимодействие, образовательная деятельность, программы образования, взаимодействие высших учебных заведений и учреждений среднего профессионального образования, эффективность обучения, отток населения
УДК 377+378:316.422(571.56); ББК 74.4 (2РосЯку)   Стр: 142 - 144

Современные трансформации в области социально-экономического и политического устройства государства, а также формирующиеся кризисные условия не только внутри страны, но и в мире в целом, отражаются на всех сферах хозяйствования и жизнедеятельности. Являясь значимой частью экономической системы страны, отрасль образования также подвержена трансформациям. Непрерывные изменения современных условий хозяйствования требуют все более высококвалифицированных специалистов, способных адаптироваться и решать сложные задачи. В данных условиях, наиболее востребованными становятся специалисты с глубокими профильными знаниями, имеющими академическую базу и практический опыт. Исходя из современных требований, развитие сетевого взаимодействия отраслевых вузов и профильных организаций среднего образования способно удовлетворить требования современных работодателей путем формирования более компетентных, образованных и адаптивных к производственной деятельности выпускников, что позволит решить кадровую проблему.
Являясь одним из наиболее масштабных и, вместе с тем, удаленных регионов от центра России — Республика Саха (Якутия) сталкивается с повседневными вызовами в различных областях. К числу проблем относится миграционный отток молодежи, которая составляет, по сути, одну из ключевых составляющих развития экономического потенциала региона. Так, в период с 2012 по 2022 гг. из республики выбывало население, как в пределах России, так в другие страны (рис. 1).
Рис. 1. Динамика миграции населения Республики Саха (Якутия) по итогам года за 2011–2021 гг., в тыс. чел. [10]

Как видно из приведенной диаграммы за последние 10 лет, наблюдается увеличение миграционных оттоков населения республики, при котором их численность возросла с 36,2 тыс. чел за 2011 г. до 47,66 тыс. чел. за 2021 г. При этом, миграция внутри страны также возрастает, составив 42,80 тыс. чел. за 2021 г. На фоне мировых трансформаций, происходит миграция и отток населения республики в другие страны, с 0,75 тыс. чел. в 2011 г. до 5,48 и 4,86 тыс. чел. 2020 г. и 2021 г. соответственно.
В составе общей миграции стоит выделить существенную долю молодежи в возрасте от 15 до 24 лет, которые выезжают на обучение за пределы республики и предпочитают не возвращаться на родину, о чем свидетельствует сокращение удельного веса числа молодежи в составе общего числа граждан республики (рис. 2).
Рис. 2. Динамика и структура населения РС (Я) за 2012–2021 гг. [10]

По данным представленной диаграммы видно, что с 2019 г. происходит отток молодежи из республики, о чем свидетельствует сокращение удельного веса их числа в общем составе населения РС (Я) с 16,42% в 2012 г. до 12,41% в 2022 г.
Указанная проблема сформирована помимо трудностей, связанных с социальными, экономическими, климатическими условиями и удаленностью региона, но и с качеством и доступностью среднего специального (профессионального) и высшего образования. Качество образования в Республике Саха (Якутия) должно быть повышено и сформировано с учетом современных вызовов при тесном взаимодействии учреждений СПО и ВУЗов.
На сегодняшний день, в условиях расширения программ импортозамещения и развития всех сфер производства на первый план выступает нехватка специалистов не только академического, но и прикладного бакалавриата. Растет признание того, что традиционная образовательная направленность молодежи должна измениться. В данных условиях одним из наиболее эффективных механизмов может выступать сетевое взаимодействие отраслевых ВУЗов и профильных СПО. Совместные программы данных образовательных структур позволят обобщить и расширить опыт студентов, дополнив теоретические познания одних, прикладными навыками других. В итоге мы получим эффективного специалиста, способного отвечать современным требованиям.
Стоит отметить, что на сегодняшний день в Республике Саха (Якутия) прослеживается нехватка трудовых кадров в производственных сферах, таких как добыча полезных ископаемых, строительные и транспортные предприятия. Среди указанных отраслей, большую потребность работодатели испытывают в работниках инженерно-технической направленности, IT-специалистах и иных профессий производственной сферы [4].
Исходя из сформированной потребности прослеживается необходимость развития сетевого взаимодействия отраслевых вузов и профильных СПО в Республике Саха (Якутия) для обеспечения республиканских производственных предприятий необходимыми высококвалифицированными кадрами.
Рассматривая современные подходы к определению сетевого взаимодействия в образовании наиболее широко его представила И.С. Вашукова, которая в ходе исследования пришла к выводу, что это комплексное понятие, имеющее ряд особенностей, условий и принципов. Автор отмечает, что «в системе образования сетевое взаимодействие способствует более быстрому развитию инноваций, обмену знаниями и распространению практики, укреплению имиджа образовательных организаций» [3].
Исходя из предположения, что сетевое взаимодействие обладает синергетическим эффектом, можно заключить, что совместная практика преподавания и обмена опытом позволит использовать накопленный опыт различных педагогических институтов, с целью дополнения действующей методической практики.
Помимо теоретических и научных изысканий в рассматриваемой области реализация сетевой формы образовательных программ закреплена законодательно в ст. 15 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 [1], который содержит определение принципов обеспечения сетевых форм реализации образовательных программ, условий и порядка, и реализации образовательной деятельности в рамках данного направления. На региональном уровне решение данной задачи обеспечивается такими документами как, например, Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 16.12.2019 № 900 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2020–2024 годы и на плановый период до 2026 года» [2], в котором затрагиваются вопросы внедрения сетевого образования, а также разработки методических рекомендаций, касаемых сетевого взаимодействия. Помимо перечисленных нормативных актов на сегодняшний день разработан внушительный массив регулирующих правовых документов.
Таким образом, законодатель предусмотрел трудности и вопросы нормативного обеспечения рассматриваемого направления как на федеральном, так и на региональном уровне. Однако, существующие нормативные документы не в полной мере охватывают все требования современного учебного заведения в рамках реализации сетевого взаимодействия отраслевых вузов и профильных СПО, что несомненно можно отнести к одной из проблем реализации данного направления.
Также следует затронуть опыт реализации собственных программ СПО на базе вузов, которые в нашей республике осуществляются в двух учебных заведениях: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Арктический государственный агротехнологический университет» (далее АГАТУ) и Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (далее СВФУ).
Рассматривая опыт реализации программ и набора учащихся по профилю СПО нельзя назвать его полностью оправданным, так как статистические данные отражают его недостаточную состоятельность. Так, по данным «Отчета о результатах самообследования АГАТУ» [7], из общего числа выпускников, обучающихся по 7 программам СПО в головном вузе и 3 програмам СПО в филиале, в 2021 г. было выпущено 196 чел., трудоустроенными из которых числятся лишь 19 чел., что составило 9,7% от общего числа выпускников.
В СВФУ предлагается 12 программ подготовки СПО, а число выпускников в 2021 г. составило 270 чел. из числа которых 28,5% являются трудоустроенными. Несмотря на то, что в данном вузе процент трудоустроенных учащихся выше, данный показатель не является эталонным и требует развития [9].
Приведенные данные о численности трудоустройства выпускников по программам СПО могут отражать недостаточную эффективность реализации сформированных на базе ВУЗов программ обучения. Помимо прочего, стоит выделить такие проблемы, как низкая окупаемость и увеличение конкуренции между ВУЗовскими СПО и действующими, отсутствие методических разработок по внутреннему взаимодействию и четких стандартов сетевых образовательных программ, нормативно-правового обеспечения данного процесса, отсутствие четких механизмов поддержки со стороны муниципальных и региональных органов власти.
Наличие сдерживающих факторов определяет необходимость формирования четкого алгоритма построения механизмов взаимодействия ВУЗов и СПО с учетом требований и концепции инновационного развития. Так, в качестве механизма реализации сетевого взаимодействия отраслевых вузов и профильных СПО в Республике Саха (Якутия) предлагается взаимная интеграция обучающих программ высшего профессионального образования (далее ВПО) и СПО.
На сегодняшний день в Республике Саха (Якутия) осуществляет образовательную деятельность 43 государственных учебных заведения различной направленности (ВУЗов и учреждений среднего профессионального образования (далее УСПО)), из числа которых 5 — это ВУЗы, а 43 — это УСПО [8].
Развитие сетевого взаимодействия отраслевых вузов и профильных СПО в Республике Саха (Якутия) позволит местным учебным заведениям не конкурировать между собой, а сформировать единый образовательный кластер, нацеленный на предоставление молодежи качественно нового образования, обеспечивающего эффективность трудоустройства и востребованность у работодателей, так как формат прикладного бакалавриата позволяет выпускать более адаптивного специалиста, способного не только теоретически подходить к решению производственных задач, но практически обеспечивать реализацию всех производственных процессов.
Необходима работа с профильными министерствами образования, культуры, спорта и сельского хозяйства по внедрению нового образовательного формата по подготовке кадров для региона. Также следует вести активную работу по взаимодействию с ключевыми субъектами хозяйствования республики для формирования целевых заказов на профильных специалистов, что позволит обеспечить занятостью выпускников, а учебные заведения смогут сформировать образовательные программы, адаптированные к региональным условиям и разработанные под конкретные требования работодателей.
Исходя из вышесказанного, нами предлагается следующий обобщенный алгоритм реализации образовательной программы в рамках развития сетевого взаимодействия отраслевых вузов и профильных СПО в Республике Саха (Якутия) и учебная программа, направленная на практическую профессиональную подготовку учащихся (рис. 3).
В рамках реализации данной модели учащиеся ВПО и СПО смогут пройти углубленное обучение по индивидуально сформированным учебным планам, исходя из профессиональной направленности.
Для проведения обучающих занятий необходимо привлекать профессорско-преподавательский состав ВУЗа и СПО в зависимости от преподаваемой дисциплины. В итоге у учащихся сформируется четкое представление о преподаваемой дисциплине с учетом теоретических и практических представлений о рассматриваемых явлениях. Выпускники с квалификацией прикладного бакалавриата будут высоко востребованы на рынке труда, так как будучи профессионалами высокого уровня, владеющие не только теоретическими знаниями, но и ценными трудовыми навыками, они с легкостью смогут адаптироваться в реальных производственных условиях.
Рис. 3. Обобщенный алгоритм реализации образовательной программы в рамках развития сетевого взаимодействия отраслевых вузов и профильных СПО в Республике Саха (Якутия)

Стоит также заострить внимание на том, что внутреннее взаимодействие двух образовательных организаций позволит обеспечить экономическую эффективность сетевого взаимодействия в профильном обучении, за счет экономии бюджетных средств, направляемых на развитие профильного образования, ресурсного оснащения образовательных учреждений — участников сетевого взаимодействия: материально-техническое, кадровое, информационное и т.д., а также повышения показателей производительности труда сетевых педагогов, абсолютный прирост которых отражается большей наполняемостью учебных групп, увеличением количества учащихся на одного преподавателя и рационализацией рабочего времени педагогов.
При соблюдении эффективности использования перечисленных показателей внедрение модели сетевого взаимодействия отраслевых вузов и профильных СПО позволит Республике Саха (Якутия) конкурировать с учебными заведениями центральной России и приостановить отток молодежи, которая является ключевым сегментом эффективности развития региона и его социально-экономического благополучия.


Список использованных источников:
1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 (в ред. от 07.10.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2012. — №53 (ч.I). — ст.7598.
2. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 16.12.2019 № 900 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2020–2024 годы и на плановый период до 2026 года» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) № 1400201912240008 от 30.12.2019
3. Вашукова И.С. Особенности сетевого взаимодействия в образовании // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2022. — № 1. — С. 141–152.
4. Интерактивный портал Центра занятости населения Республики Саха(Якутия) // https://zan.sakha.gov.ru. — (Дата обращения: 04.11.2022)
5. Образование в цифрах: 2022: краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, Л.Б. Кузьмичева, О.К. Озерова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2022. — 132 с.
6. Социальное партнерство и сетевое взаимодействие в создании образовательного пространства — 2022: сборник материалов конференции /Сост. С.Д. Редькина; ГАПОУ ТО «Тобольский многопрофильный техникум». — Электронные текстовые данные. — Тобольск, 2022. — 68 стр.
7. Официальный сайт Арктического государственного агротехнологического университета» // https://www.agatu.ru. — (Дата обращения: 04.11.2022)
8. Официальный сайт Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) // https://minobrnauki.sakha.gov.ru. — (Дата обращения: 04.11.2022)
9. Официальный сайт Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова (далее СВФУ) // https://www.s-vfu.ru. — (Дата обращения: 04.11.2022)
10. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) // https://sakha.gks.ru. — (Дата обращения: 04.11.2022)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия