Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (85), 2023
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Кучумов А. В.
доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук

Печерица Е. В.
доцент кафедры экономической безопасности
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат социологических наук

Бойкова Ю. М.
доцент кафедры экономики
Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации
им. Главного маршала авиации А.А. Новикова,
кандидат экономических наук


Внедрение цифровизации в сфере услуг для решения экономических проблем, вызванных дестабилизирующими факторами
В статье рассматривается процесс цифровизации в сфере услуг с точки зрения решения экономических проблем, вызванных пандемией Covid-19, а также другими дестабилизирующими факторами. Целью исследования является рассмотрение различных типов сервисных организаций и их готовности к проведению цифровизации. Цифровая трансформация в сфере услуг рассматривается в трех аспектах: цифровое улучшение качества обслуживания клиентов и ценностного предложения; формирование новых процедур, изменения организационной структуры и изменения в рабочих процессах и разработка принципиально новой бизнес-модели. Авторы определяют цифровизацию в сфере услуг как социотехнические инновационные процессы изобретения, разработки и внедрение новых идей, в которых учитываются как технологические, так и организационные аспекты. Сделан вывод о том, что у организаций сферы услуг есть огромный потенциал для внедрения цифровых бизнес-моделей, которые могут не только стать средством краткосрочного выживания, но также могут способствовать экспоненциальному росту и создавать инновационную инфраструктуру для большей и устойчивой ценности.
Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, инновации, технологические инновации, управление, сфера услуг
УДК 338.46; ББК 65.292   Стр: 138 - 141

В настоящее время люди по всему миру продолжают борьбу с пандемией COVID-19, которая, помимо очевидных последствий для здоровья, приводит к снижению стоимости фондового рынка, общему экономическому спаду, росту безработицы, оказывает разрушительное воздействие на мировую экономику в целом. Закрытие ряда границ в силу политической обстановки также влияет на структуру (производство, цепочки поставок, логистику и трансграничную занятость) большинства многонациональных компаний. События, которые человечество переживает с 2019 года, несомненно, являются серьезной трансформацией, которая бросает вызов тому, что ранее считалось верным в отношении экономики и рыночных условий. Данная ситуация заставляет теоретиков и практиков рассматривать новые способы управления сервисными организациями, чтобы найти выход из кризиса.
Одним из способов выхода из кризиса может стать другая крупнейшая трансформация нашего времени — цифровизация [1–4]. Там, где COVID-19 и политические решения закрывают границы и останавливают движение людей и товаров, цифровизация открывает пространство для решений, обеспечивая нематериальное перемещение коммуникаций и услуг в пределах мгновенной глобальной досягаемости.
Предпринимательские инициативы [5], технологические инновации [6] и управление цифровыми инновациями [7] имеют решающее значение для организаций во времена перемен и могут стать мощными инструментами для преодоления текущих последствий обстоятельств непреодолимой силы, что также было отмечено в исследовании, связывающем меры реагирования на COVID-19 и возможности для инноваций [9]. Недавние исследования также указывают на ускорение цифровой трансформации в работе сервисных организаций в результате пандемии [9, 10].
Целью исследования является рассмотрение различных типов сервисных организаций и их готовности к проведению цифровизации.
Ряд организаций в сфере услуг уже были в значительной степени цифровыми до 2019 года, поскольку основные части их бизнес-моделей уже были оцифрованы [11, 12]. Во времена социального дистанцирования и карантина эти организации, у которых уже были цифровые бизнес-модели, оказались более подготовленными к кризисной ситуации. Примерами таких «подготовленных» организаций были, например, рестораны, которые еще до пандемии имели приложения с бонусными программами и доставкой. Фактически эти организации иногда даже сталкивались с растущим спросом из-за увеличения числа людей, находящихся на карантине, и возросшего глобального стремления к онлайн-покупкам.
Хотя эти цифровые организации уже были приспособлены для нового «временного» мира, построенного на социальном дистанцировании и карантине, большинство организаций укоренены в материальности, как, например, гостиницы, где потребление услуги ограничено физическим местом, где предоставляется услуга. Ядро бизнес-модели в таких организациях, их ценностное предложение трудно поддается оцифровке.
Сегодня цифровизация признана, оказывающей фундаментальное влияние на повседневную жизнь людей и общества в целом. Для организаций цифровизация открывает возможности как в виде самих цифровых технологий, так и в виде организационных улучшений и инноваций на основе цифровых технологий. Поэтому, в данной статье, цифровизация в сфере услуг определяется как социотехнические инновационные процессы изобретения, разработки и внедрения новых идей, в которых учитываются как технологические, так и организационные аспекты.
В контексте сферы услуг исследовательская литература охватывает различные аспекты, связанные с цифровизацией, такие как Интернет вещей (IoT), искусственный интеллект (ИИ) и управление информацией о зданиях [13, 14].
В последнее время цифровизация все чаще ассоциируется с новыми технологиями, экономикой совместного использования, отношениями с арендаторами, новыми услугами и бизнес-моделями [15, 16]. Стремление к изменениям еще больше усиливается по мере того, как компании из других отраслей приходят в сектор услуг с новыми предложениями, основанными на цифровых технологиях [17]. Таким образом, цифровизация в сфере услуг включает в себя широкий круг не только сервисных компаний, но и участников, например, из сферы информационных технологий, которые вместе образуют экосистему.
Ученые определяют инновацию как процесс превращения возможностей в новые идеи и их практическое применение и предполагают, что инновационными процессами могут управлять организации [18–20].
Ключевыми факторами для управления инновациями являются процедуры и процессы, направленные на развитие инноваций в организациях, и эти процедуры и процессы встроены в организацию как текущие действия, которые взаимосвязаны и взаимозависимы в рабочих процессах [21]. Организационные процедуры и процессы, которые определяют повседневную деятельность организации, в совокупности составляют возможности организации, которые могут быть более или менее динамичными, что означает, что они отражают способность организации к обучению [22, 23].
Таким образом, двумя ключевыми внутриорганизационными факторами управления инновациями являются динамические возможности и способность к освоению. Сегодня, когда организации полагаются на множество партнеров и сетей в своей инновационной деятельности, процедуры и процессы, связанные с инновациями, носят межорганизационный характер.
В более широком контексте эти процедуры и процессы образуют инновационные экосистемы, которые определяются как сложные системы рабочих процессов, которые способствуют достижению общих инновационных целей на системном уровне [24].
Цифровизация отличается от предыдущих промышленных сдвигов тем, что она влечет за собой использование нескольких новых технологий, которые в совокупности представляют собой более глубокий сдвиг, чем когда-либо прежде. Темпы изменений также выше, а скачки более радикальны. Цифровая трансформация даже обсуждалась как особый вид трансформации [2], и многие ученые утверждают, что цифровая трансформация связана с фундаментальным сдвигом в достижении конкурентоспособных преимуществ [25, 26].
Таким образом, цифровую трансформацию в сфере услуг можно рассматривать как использование инноваций для воздействия на три аспекта:
– цифровое улучшение качества обслуживания клиентов и ценностного предложения;
– формирование новых процедур, изменения организационной структуры и изменения в рабочих процессах;
– разработка принципиально новой бизнес-модели [25, 27, 28].
Цифровые технологии были впервые внедрены в обрабатывающей промышленности для повышения эффективности производства. В настоящее время мы наблюдаем более масштабные изменения там, где начинают меняться отрасли услуг и где меняются модели потребления и образ мышления работников и потребителей. Во времена стремительного развития искусственного интеллекта все большее число рабочих задач в сфере услуг также может выполняться с помощью технологий [29].
Исследования показывают, что существует четыре типа организаций, которые различаются в материальной/нематериальной сфере и, следовательно, сталкиваются с разными проблемами и по-разному реагируют на различного рода кризисы во внешней среде. Многие инновационные/предпринимательские цифровые инициативы, предпринятые во время пандемии COVID-19, как ожидается, будут иметь долгосрочные последствия. Практики в сфере услуг связывают эти ожидания как с новыми цифровыми организационными возможностями, так и с изменениями, внесенными в их организационную структуру.
Рассмотрим в какой степени различные типы организаций готовы к проведению цифровизации.
«Преуспевающие». Эти организации полностью оцифрованы с точки зрения их бизнес-модели, включая цифровое предоставление услуг. Yandex и Zetflix являются примерами этой категории. Более того, некоторые из такого рода компаний отреагировали на кризис, разрешив своим сотрудникам удаленную работу, которая оказалась настолько выгодной, что руководство планирует не возвращать ряд сотрудников на их рабочие места [30].
«Акселераторы». Бизнес таких организаций мог быть трансформирован с точки зрения цифровизации еще до пандемийного кризиса, но им вероятно не хватало вынужденной необходимости. Помимо образовательных и экспертных услуг, к «акселераторам» можно отнести, например, цифровые идеи для сектора государственных услуг, таких как дистанционная подача заявления на выплату детских пособий или заграничного паспорта. Сюда же можно отнести сектор банковских услуг и дистанционную подачу заявления на получение кредита. Еще одним примером могут служить компании по оказанию услуг в сфере строительства и развития инфраструктуры, такие, как, например, прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирных домах. Возможно, клиенты таких организаций сами были не готовы к предложению дистанционно оказываемых услуг, но теперь ситуация изменилась и общественность, столкнувшись с потенциальным распространением вирусов, более чем готова опробовать цифровые инициативы. При этом на уровне государственной власти важно поддерживать цифровизацию таких организаций, снимая ограничения и одновременно обеспечивая качество и безопасность обслуживания.
«Спасающиеся от кризиса». Многим организациям удалось высвободить предпринимательский потенциал в условиях нынешних кризисов, и они проявили творческий подход к разработке цифровых ценностных предложений. Примерами в этой категории может служить оцифровка коллекций музейных предметов, создание цифровых музейных продуктов и сервисов, направленных на взаимодействие с посетителями музея. Эта вновь обретенная предпринимательская способность может оказаться фактором успеха не только в преодолении кризиса, но и в долгосрочной перспективе. Предпринимательская работа в устоявшихся условиях ранее описывалась как важный фактор успеха в управлении трансформацией [5]. Хотя некоторые новые предложения и цифровые продукты/услуги, вероятно, исчезнут после окончания кризиса, полученные знания и возможности останутся. Если этим спасающимся от кризиса предпринимателям удастся выжить, их возросшая предпринимательская способность должна иметь долгосрочные последствия. Поэтому лица, определяющие бизнес-политику, и специалисты по инновациям должны поощрять идеи и их реализацию во время кризиса, допуская отклонения от стандартов и процессов. Это также согласуется с рассуждениями Даландера и Валлина [8] о том, что может быть полезно отложить в сторону опасения по поводу владения интеллектуальной собственностью и привлечь новых партнеров для сотрудничества. Кроме того, организациям может быть целесообразно внедрить процессы для сбора текущих знаний и сохранения новых цифровых возможностей. Они могут понадобиться, когда кризис перестанет быть движущей силой изменений и инноваций.
«Неоцифруемые». У этих организаций, таких как, например, авиакомпаний и отелей, мало шансов на то, чтобы выйти из этого кризиса, просто оцифровав свои услуги, поскольку суть их бизнес-модели и ценностного предложения зависит от физических встреч и физических перемещений, шансы на то, что цифровых решений будет достаточно, чтобы их спасти, невелики. Этим организациям, скорее всего, потребуется существенная государственная поддержка, чтобы пережить кризис.
На рис. 1 представлено развитие цифровизации ценностных предложений в зависимости от периода кризиса. Наиболее продолжительное увеличение эффектов цифровой трансформации происходит за счет акселераторов.
Практики сферы сервиса, в том числе на конференциях, посвященных вопросам цифровизации говорят о серьезных изменениях в цифровых процессах, ценностных предложениях и организационной системе в целом. Утверждается также, что цифровые возможности значительно улучшились по сравнению с допандемийным периодом. Кроме того, предприниматели, занимающиеся антикризисным управлением, ожидают долгосрочных результатов, поскольку некоторые из их предпринимательских инициатив кажутся ценными, как с точки зрения эффективности, так и с точки зрения создания потребительской ценности. Однако, данные не свидетельствуют о полном изменении системы и/или полном изменении бизнес-модели в посткризисном периоде, в связи с тем, что ряд функций возвращается к допандемийному уровню. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что некоторые из цифровых эффектов COVID-19, вероятно, исчезнут, как только в них не будет реальной необходимости.
Рис. 1. Развитие цифровизации ценностных предложений в сфере сервиса
Источник: составлено автором на базе [6]

Резюмируя, можно отметить, что у организаций сферы услуг есть огромный потенциал для внедрения цифровых бизнес-моделей. Цифровые бизнес-модели могут не только стать средством краткосрочного выживания, они также могут способствовать экспоненциальному росту и создать инновационную инфраструктуру для большей и устойчивой ценности [8]. Ученые уже давно призывают организации сферы сервиса к увеличению числа внедряемых инноваций [32], предпринимательской активности [32] и гибкости [33].
Безусловно, цифровизация оказывает положительное влияние на общество. Однако, можно с уверенностью утверждать, что наряду с преимуществами цифровизации сферы сервиса, существует ряд угроз, в связи с тем, что цифровые бизнес-модели, в отличии от традиционных, в гораздо меньшей степени основаны на человеческом капитале. Несмотря на то, что цифровая трансформация может позволить организациям пережить кризис и создать новую потребительскую ценность, «оцифрованные» организации будут нанимать меньшее количество людей, чем раньше, что ведет к быстрому росту безработицы. По мнению ученых [34, 35] безработица увеличится почти в половине профессий в сфере услуг, благодаря цифровым достижениям. Данные [36] показывают, что COVID-19 действительно привел к таким последствиям, при этом уровень автоматизации работы ускорился во время кризиса.


Список использованных источников:
1. Kronblad, C. (2020), “How digitalization changes our understanding of professional service firms”, Academy of Management Discoveries, Published Online: 27 Apr 2020. URL: https://journals.aom.org/doi/abs/10.5465/amd.2019.0027 (дата обращения 13.02.2023).
2. Kronblad, C. and Pregmark, J.E. (2019), “Beyond digital inventions — diffusion of technology and organizational capabilities to change”, in Corrales, M., Fenwick, M. and Haapio, H. (Eds), Legal Tech, Smart Contracts and Blockchain, Springer Singapore, Singapore, pp. 123–146.
3. Pasmore, W.A. (2015), Leading Continuous Change: Navigating Churn in the Real World, Berrett-Koehler, Oakland, CA. Audio. URL: https://www.amazon.com/hz/audible/mlp/mfpdp/B011W72ZWK?ref=tmm_aud_title (дата обращения 13.02.2023).
4. Pasmore, W., Winby, S., Mohrman, S.A. and Vanasse, R. (2019), “Reflections: sociotechnical systems design and organization change”, Journal of Change Management, Vol. 19 No. 2, pp. 67–85.
5. Fredberg, T. and Pregmark, J.E. (2018), “Organization renewal through corporate entrepreneurship: when the seed changes the soil”, Research on Organization Change and Development, Vol. 26, Emerald, Bingley, UK. URL: https://www.researchgate.net/publication/326691925_Organization_Renewal_through_Entrepreneurial_Initiatives_When_the_Seed_Changes_the_Soil (дата обращения 13.02.2023).
6. Kronblad, C. and Envall Pregmark, J. (2021), «Responding to the COVID-19 crisis: the rapid turn toward digital business models», Journal of Science and Technology Policy Management, Vol. ahead-of-print No. ahead-of-print. URL: https://doi.org/10.1108/JSTPM-10–2020–0155 (дата обращения 13.02.2023).
7. Nambisan, S., Lyytinen, K., Majchrzak, A. and Song, M. (2017), “Digital innovation management: reinventing innovation management research in a digital world”, MIS Quarterly, Vol. 41 No. 1. URL: https://www.researchgate.net/profile/Satish-Nambisan/publication/306254446_Digital_Innovation_Management_Reinventing_Innovation_Management_Research_in_a_Digital_World/links/58ac5d7c92851c0979e70db9/Digital-Innovation-Management-Reinventing-Innovation-Management-Research-in-a-Digital-World.pdf (дата обращения 13.02.2023).
8. Dahlander, L. and Wallin, M. (2020), “Why now is the time for ‘open innovation”, Harvard Business Review, June 5, URL: https://hbr.org/2020/06/why-now-is-the-time-for-open-innovation (дата обращения 13.02.2023).
9. Kudyba, S. (2020), “COVID-19 and the acceleration of digital transformation and the future of work”, Information Systems Management, Vol. 37 No. 4, pp. 284–287.
10. Leonardi, P.M. (2020), “COVID-19 and the new technologies of organizing: digital exhaust, digital footprints, and artificial intelligence in the wake of remote work”, Journal of Management Studies, Vol. 58 No. 1, URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/joms.12648 (дата обращения 13.02.2023).
11. Moore, M. and Tambini, D. (2018), Digital Dominance: The Power of Google, Amazon, Facebook, and Apple, Oxford University Press, New York, NY. URL: https://www.researchgate.net/publication/337193073_Digital_Dominance_The_Power_of_Google_Amazon_Facebook_and_Apple (дата обращения 13.02.2023).
12. Remane, G., Hanelt, A., Nickerson Robert, C. and Kolbe Lutz, M. (2017), “Discovering digital business models in traditional industries”, Journal of Business Strategy, Vol. 38 No. 2, pp. 41–51.
13. Atkin, B. and Bildsten, L. (2017), “A future for facility management”, Construction Innovation, Vol. 17 No. 2, pp. 116–124.
14. Bröchner, J., Haugen, T. and Lindkvist, C. (2019), “Shaping tomorrow’s facilities management”, Facilities, Vol. 37 Nos 7/8, pp. 366–380.
15. Sarkar, Abhijit & By, Sharekhan & Paribas, Bnp & Mumbai, Maharashtra. (2021). Importance of Technology in Facility Management. 3–7. URL: https://www.researchgate.net/publication/352192159_Importance_of_Technology_in_Facility_Management (дата обращения 13.02.2023).
16. Vigren, O., Kadefors, A., & Eriksson, K. (2022). Digitalization, innovation capabilities and absorptive capacity in the Swedish real estate ecosystem. Facilities, 40(15–16), 89–106. URL: https://doi.org/10.1108/F-07–2020–0083 (дата обращения 13.02.2023).
17. Tagliaro, C., Bellintani, S. and Ciaramella, G. (2020), “RE property meets technology: cross-country comparison and general framework”, Journal of Property Investment and Finance, Vol. 39 No. 2, pp. 125–143.
18. Tidd, J., Bessant, J. and Pavitt, K. (2005), Managing Innovation — Integrating Technological, Market and Organizational Change, 3rd ed., John Wiley and Sons Ltd., West Sussex. URL: https://www.researchgate.net/publication/228315617_Managing_Innovation_Integrating_Technological_Market_And_Organizational_Change (дата обращения 13.02.2023).
19. Garud, R., Tuertscher, P. and Van de Ven, A.H. (2013), “Perspectives on innovation processes”, Academy of Management Annals, Vol. 7 No. 1, pp. 775–819.
20. Yeow, A., Soh, C. and Hansen, R. (2018), “Aligning with new digital strategy: a dynamic capabilities approach”, The Journal of Strategic Information Systems, Vol. 27 No. 1, pp. 43–58.
21. Thompson, J.D., Zald, M.N. and Scott, W.R. (2017), Organizations in Action: Social Science Bases of Administrative Theory, Routledge, New York, NY.
22. Winter, S.G. (2003), “Understanding dynamic capabilities”, Strategic Management Journal, Vol. 24 No. 10, pp. 991–995.
23. Eisenhardt, K.M. and Martin, J.A. (2000), “Dynamic capabilities: what are they?”, Strategic Management Journal, Vol. 21 Nos 10/11, pp. 1105–1121.
24. Eriksson, K., Wikström, K., Hellström, M. and Levitt, R.E. (2019), “Projects in the business ecosystem: the case of short sea shipping and logistics”, Project Management Journal, Vol. 50 No. 2, pp. 195–209.
25. Kaufman, I. and Horton, C. (2015), “Digital transformation: leveraging digital technology with core values to achieve sustainable business goals”, The European Financial Review (December–January), pp. 63–66.
26. Reis, J., Amorim, M., Melão, N. and Matos, P. (2018), “Digital transformation: a literature review and guidelines for future research”, in Rocha, Á., Adeli, H., Reis, L.P. and Costanzo, S. (Eds), Trends and Advances in Information Systems and Technologies. Advances in Intelligent Systems and Computing, Vol. 745, Springer, Cham. URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Digital-Transformation%3A-A-Literature-Review-and-for-Reis-Amorim/60f3264b5747c95501902ed1c7a5c59b5c8f3b91 (дата обращения 13.02.2023).
27. Schuchmann, D. and Seufert, S. (2015), “Corporate learning in times of digital transformation: a conceptual framework and service portfolio for the learning function in banking organisations”, International Journal of Advanced Corporate Learning (IJAC)), Vol. 8 No. 1, pp. 31–39.
28. Hess, T., Matt, C., Benlian, A. and WiesböCk, F. (2016), “Options for formulating a digital transformation strategy”, MIS Quarterly Exclusive, Vol. 15 No. 2. URL: https://www.researchgate.net/publication/291349362_Options_for_Formulating_a_Digital_Transformation_Strategy (дата обращения 13.02.2023).
29. Huang, M.-H. and Rust, R.T. (2018), “Artificial intelligence in service”, Journal of Service Research, Vol. 21 No. 2, pp. 155–172.
30. Hadden, J. Cassado, L. Sonnemaker, T. and Borden, T. (2020), “20 major companies that have announced employees can work remotely long term business insider retrieved Nov. 29”, URL: www.businessinsider.com/companies-asking-employees-to-work-from-home-due-to-coronavirus-2020?r=US&IR=T (дата обращения 13.02.2023).
31. Kodama, M. and Shibata, T. (2014), “Strategy transformation by strategic innovation”, R&D Management, Vol. 44 No. 1, pp. 75–103, doi: 10.1111/radm.12041. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2372194 (дата обращения 13.02.2023).
32. Bartunek, J. and Woodman, R.W. (2014), “Beyond Lewin: toward a temporal approximation of organization development and change”, Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior, Vol. 2 No. 1, pp. 157–182.
33. Worley, C. and Mohrman, S. (2016), “A new view of organization development and change competencies: the engage and learn model”, in Jamieson, D.W., Barnett, R.-C. and Buono, A.F. (Eds), Consultation for Organizational Change Revisited, Information Age Publishing, Charlotte, NC, pp. 29–48.
34. Frey, C.B. and Osborne, M.A. (2013), “The future of employment: how susceptible are jobs to computerisation?”, Technological Forecasting and Social Change, Vol. 114, pp. 254–280.
35. Kim, Y.J., Kim, K. and Lee, S. (2017), “The rise of technological unemployment and its implications on the future macroeconomic landscape”, Futures, Vol. 87, pp. 1–9.
36. Chernoff, A.W. and Warman, C. (2020), COVID-19 and Implications for Automation (No. w27249), National Bureau of Economic Research. URL: https://www.nber.org/papers/w27249 (дата обращения 13.02.2023).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия