| | Проблемы современной экономики, N 1 (85), 2023 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Волошинова М. В. доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук Кучумов А. В. доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук Печерица Е. В. доцент кафедры экономической безопасности
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат социологических наук
| |
| | В статье рассматривается позиционирование социальных инноваций в сфере услуг с точки зрения управленческой практики внутри или между сервисными субъектами (на примере туризма). Целью исследования является: во-первых, дать концептуальный обзор социальных инноваций в контексте социального предпринимательства; во-вторых, связать теоретическую концепцию с существующей научной литературой в области сферы услуг; и в-третьих, придать импульс не только размышлениям, но и внедрению и осуществлению социальных инноваций в сервисных организациях. Сделан вывод о том, что в отличии от технологических инноваций социальные инновации должны быть более устойчивыми и эффективными, а создаваемая в результате их внедрения ценность должна служить местным сообществам, а не туристам. | Ключевые слова: туризм, социальные инновации, технологические инновации, управление, стейкхолдеры, сфера услуг | УДК 316.422; ББК 60.5 Стр: 128 - 131 | Возникновение и распространение социального бизнеса в разных уголках планеты делает это явление центром внимания управленческих наук не только за счет погружения в его эмпирические характеристики, но и за счет применения знаний, вытекающих из организационной теории, и возможностей моделирования соответствующих инструментов управления. Социальный бизнес по своей сути представляет собой явление, которое необходимо определять и описывать, поскольку его природа требует сочетания типичной логики и деятельности социального и государственного секторов с логикой и деятельностью, связанной с предпринимательским сектором.
В сфере социального бизнеса появляются новые гибридные организационные структуры, которые преследуют две цели, ранее считавшиеся несовместимыми: финансовая устойчивость и создание социально-экологической ценности.
«Социальный бизнес», «инклюзивный бизнес», «компании социального воздействия» — вот некоторые из терминов, которые в настоящее время используются для оценки организаций, стремящихся эффективно решать социально-экологические проблемы и достигать финансовой устойчивости с помощью рыночных механизмов. Учитывая, что это новая терминология, полученная из предпринимательской среды, она стала предметом жарких споров между учеными и практиками.
Отсутствие единого видения объясняется двумя основными факторами: разными способами определения социального характера предприятий и разными способами оценки инновационного характера в такого рода организациях.
В литературе можно найти три подхода к концепции социального бизнеса.
Европейский подход, основанный на традиционной социальной экономике (ассоциативность и кооперативность), делает упор на деятельность организаций гражданского общества с общественными функциями [10, 12].
Североамериканский подход основан на понимании, что социальные предприятия являются частными организациями, руководствующимися логикой рынка и ориентированными на решение социально-экологических проблем [11].
Третья точка зрения, преобладающая в развивающихся странах, рассматривает социальный бизнес как социально-экологическую инициативу, которая действует в соответствии с логикой рынка и направлена на сокращение бедности и изменение социальных условий, которые маргинализируют людей [1, 2].
Хотя существуют разные взгляды на формат и управление социальным бизнесом, существует консенсус в отношении того факта, что эти предприятия преследуют внутреннюю цель создания экономической и социально-экологической ценности.
Таким образом, социальные предприятия характеризуются как гибридные организации [3, 4], однако с очень разнообразным спектром их методов работы. Некоторые больше похожи на традиционные компании с более сильным упором на рынок; другие действуют в соответствии с логикой, аналогичной логике организаций гражданского общества (независимо от их юридической номенклатуры), с большей заботой о создании социально-экологической ценности.
Социальные инновации чаще всего выделяются в литературе как область исследований в области образования. Д’Амарио и Комини [5], рассматривая эту все еще зарождающуюся область исследований в литературе, разработали и утвердили шкалу, чтобы понять, как социальные предприниматели определяют социальные инновации, созданные их предприятиями. В своем исследовании авторы классифицировали виды (продуктовые, процессные, маркетинговые и организационные) и интенсивность социальных инноваций (прорывные, институциональные и пошаговые).
Можно заметить, что несколько международных исследований указали на междисциплинарный характер области исследований социальных инноваций, которая включает социологию, экономику, географию, политологию, экологическую инженерию, государственное и муниципальное управление [7–9].
Различные точки зрения, с которых анализируются социальные инновации, привели к различному пониманию данного термина [13]. Понятия «социальные инновации» и «социальное предпринимательство» тесно связаны, поскольку инновации являются важным аспектом социального предпринимательства.
В рамках открытых инновационных процессов знания, идеи, мысли, проекты, сценарии будущего и т.д. могут быть получены от широкого круга участников. В своем анализе значений, придаваемых социальным инновациям в сфере услуг, Рюде и Луртц (2012) определили семь категорий, включающих различные точки зрения и определения:
1. делать что-то хорошее в/для общества;
2. изменять социальные практики и/или структуры;
3. способствовать развитию городов и сообществ;
4. реорганизовывать рабочие процессы;
5. придавать технологическим инновациям культурное значение и актуальность;
6. вносить изменения в области социальной работы;
7. вводить новшества посредством цифровой связи.
Тем не менее, на более общем уровне социальные инновации можно рассматривать как процесс совместных инноваций, где с помощью инновационного процесса извлекается выгода из сотрудничества и совместного производства [15], которым способствуют новые разработки в области ИТ. Или как социальный результат, итогом которого является изменение социального взаимодействия, например, посредством новых сервисных приемов гостеприимства, таких как каучсерфинг или использование Airbnb [16].
Результатами социальных инноваций являются, во-первых, изменение социальных взаимодействий и практик, а во-вторых, вклад в социальное развитие сообществ.
В настоящее время существует масса источников посвященных внедрению инноваций во все сферы человеческой деятельности (в том числе в сфере услуг). Но большинство из них сосредоточено на новых технологических разработках, при этом внедрению социальных инноваций уделяется ограниченное внимание в научной литературе по туризму.
В настоящее время становится все более очевидным, что технологические инновации влияют на социальную жизнь и, таким образом, приводят к социальным инновациям. Новые технологии часто в сочетании с новыми бизнес-моделями могут предлагать новые способы ведения дел или взаимодействия друг с другом. В некоторых случаях технологические разработки открывают возможности для новых бизнес-моделей, основанных на различных видах отношений между производителями и потребителями в сфере услуг. Новые технологии, разработанные для определенной цели, но применяемые в несколько ином контексте, становятся социальными инновациями. Изменение социальных взаимодействий и практик в сфере услуг может затем затронуть более широкий сегмент общества. Сами инновации часто основаны на новых каналах связи и веб-платформах социальных сетей, а также приложениях [13, 17, 18].
Исследования социальных инноваций достаточно разнородны в понимании того, что такое социальная инновация и как она возникает. Это особенно верно в отношении социальных инноваций в сфере туризма, где в большинстве академических публикаций отсутствуют четкие определения. Социальные инновации в сфере услуг в основном обсуждаются в свете социальных изменений: они рассматриваются как организационные изменения в сервисных организациях или как новые бизнес-модели, создающие социальную, а не экономическую ценность [20]. В некоторых исследованиях это также называют социальным предпринимательством в сервисе [21]. Это противоречит критике Мулаерта [22], что социальные инновации, безусловно, имеют экономические аспекты, однако слишком сильный акцент на них может привести к редукционистскому взгляду на потенциал социальных инноваций. Как правило, социальные инновации в сервисе понимаются как новые ценностные предложения, новые неформальные правила и культуры, различные способы мышления и способы, ведущие к институциональным изменениям. Они также обсуждаются в предположении, что этот тип инноваций может удовлетворить социальные потребности, которые еще не были удовлетворены за счет частного рынка или государства [23]. Кроме того, социальные инновации в сфере услуг также можно понимать как стратегию вовлечения местных сообществ в процесс принятия решений и планирования, например, туристических направлений [24].
Социальная инновация состоит из новых форм сотрудничества людей или организаций, которые приводят к новым идеям, реализация которых, по крайней мере, рассматривается. В региональном развитии такие инновации могут оказать положительное влияние на общество, улучшить качество жизни и/или изменить социальные или властные отношения.
В то время как вышеупомянутые исследования сосредоточены в первую очередь на социальных результатах и изменении социальных отношений, взгляд на процесс развития социальных инноваций в сфере услуг чрезвычайно интересен, но в большинстве случаев отсутствует. Исследований о том, как появились социальные инновации в сфере услуг, и кто в них вовлечен, очень мало. Некоторые утверждают, что сосредоточение внимания на процессе социальных инноваций может расширить перспективу, чтобы включить вопросы об участии, обмене и сотрудничестве с соответствующими заинтересованными сторонами. Это может помочь нам понять, каким образом такие инновации и действующие лица выходят за организационные границы. Последнее особенно актуально, поскольку социальные инновации, например, в туризме следует понимать как управленческие практики внутри или между туристическими субъектами. Хотя верно, что необходимо включить широкий набор участников туристической деятельности, также крайне важно учитывать участников, не связанных с туризмом, и изучать туризм как один из компонентов развития направлений. Таким образом, исследования социальных инноваций в контексте сервисных организаций должны учитывать разнообразие участников и выходить за рамки участников сферы сервиса. На самом деле, наше исследование рассматривает всестороннее понимание коллективных действий, направленных на решение региональной проблемы посредством новой конфигурации множества участников и ресурсов, в том смысле, что местные сообщества и местные субъекты внедряют инновации, чтобы реагировать на проблемы, с которыми сталкиваются местные сообщества.
Исследования по устойчивым инновациям появились в сфере туризма в последние двадцать лет [20]. До экономического кризиса 2008–2010 гг. туризм характеризовался быстрым ростом, информационными потоками, цифровизацией, робототехникой, умными технологиями, миграцией и глобализацией, что вызвало изменения на рынке труда. Таким образом, заинтересованным сторонам туристических направлений нужны новые бизнес-модели, которые несут в себе концепцию устойчивости и совместного использования. Знание должно быть основой этих новых моделей с возможностями (повторного) соединения отдельных лиц, организаций, сетей, идей и ресурсов. Сюда же относятся и социальные инновации. Новые решения и модели должны быть более устойчивыми, более эффективными или просто новыми. Создаваемая ценность должна служить скорее обществу и местным сообществам, чем отдельным лицам [20]. Цель состоит в том, чтобы создать социальную ценность. Таким образом, инновационные проекты должны обеспечивать преимущества и ценности не только для туристов, но и для местных заинтересованных сторон. В таблице 1 обобщается позиционирование социальных инноваций в туризме.
Решения социальных инноваций в туризме означают важные факторы развития и представляют собой аспект, ориентированный на местные сообщества, используя социальный капитал этих сообществ, а не подход, ориентированный на клиента.
Таблица 1
Концепция позиционирования социальных инноваций в туризмеСтейкхолдеры | Ценностное предложение | Устаревшие рабочие модели | Постиндустриальные бизнес-модели |
---|
Туристы | знакомство с местными бытовыми канонами, досуг | природа, пейзажи, путешествия опыт, гостеприимство | туризм и гостеприимство, основанные на энергоэффективности и энергосбережении, низкоуглеродная экономика | Сообщества | преодоление социальных барьеров, равные стандарты жизни, качество инфраструктуры | индустрия туризма, общественный транспорт, традиционное образование, традиционная культура | повторное трудоустройство пожилых людей, жизнь после выхода на пенсию, здоровый образ жизни в местных сообществах, культурное наследие | Коммерческие организации | социальный капитал, определяющий качество социальных связей, снижение налогов для предприятий, использующих устойчивую модель развития, прибыль | доход от затрат | человеческий капитал, КСО, долгосрочная прибыль | Некоммерческий сектор | социальный капитал, доходы из открытых источников, от продажи товаров и услуг, пожертвования | обмен знаниями | интернет-платформы, социальное предпринимательство, социальные предприятия | Правительство | четкое следование законам и неуклонение от уплаты налогов, более высокий уровень занятости, рост ВВП/ВРП | политическая система | низкоуглеродная экономическая политика, экономическое развитие на принципах энергоэффективности, налоговые поступления, охрана окружающей среды | Источник: составлено на основе [19, 20, 21, 25–28]
В то же время они создают конкурентные преимущества для туристических дестинаций. Результаты социальных инноваций изменяют взаимодействие и практику и способствуют развитию сообществ. Новые социальные практики взаимодействия через технологические инновации повлияли на спрос и предложение в туризме, а туристы стали участниками экономики совместного потребления. Эти инновации часто сочетаются с веб-технологиями и социальными платформами, которые не всегда дают положительный эффект (как Airbnb и его связь с чрезмерным туризмом в определенных городских пространствах).
В туризме социальные инновации в основном проявляются в пространственном развитии, особенно в преобразовании отношений, содействии включению в работу, созидание, повышение общего уровня жизни.
Резюмируя, можно сделать вывод о том, что инновации в сфере услуг считаются ключевым фактором конкурентоспособности предприятий, организаций и направлений, а также одним из основных факторов местного развития. Объем литературы в этой области растет, и подходы различаются в зависимости от взглядов на процессы, контекстные конфигурации, знания, технологии и типы инноваций. Тем не менее, понимание инноваций в сервисных организациях в основном ориентировано на технологии и, следовательно, игнорирует сложность различных вовлеченных субъектов в сеть, в которой создаются инновации в сфере сервиса. Технологическое понимание в последнее время подвергается сомнению и концепция социальных инноваций, например, в туризме вызывает все больший интерес. Социальные инновации состоят из новых форм сотрудничества отдельных лиц или организаций и предлагают новые решения проблем. Как таковые, они обладают потенциалом для решения региональных проблем. При этом социальные инновации включают коллективные действия и вовлекают общество в разработку новых решений. В основе социальных инноваций лежит признание социальной потребности или социальной проблемы. Социальная инновация начинает распространять свое решение, если преодолевает так называемый переломный момент. Переломный момент — это неуловимый момент на этапе эксплуатации, когда социальная инновация либо широко принимается и распространяется, либо терпит неудачу. |
| |
|
|