Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (85), 2023
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Волошинова М. В.
доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук

Кучумов А. В.
доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук

Печерица Е. В.
доцент кафедры экономической безопасности
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат социологических наук


Концептуальные аспекты позиционирования социальных инноваций в сфере услуг
В статье рассматривается позиционирование социальных инноваций в сфере услуг с точки зрения управленческой практики внутри или между сервисными субъектами (на примере туризма). Целью исследования является: во-первых, дать концептуальный обзор социальных инноваций в контексте социального предпринимательства; во-вторых, связать теоретическую концепцию с существующей научной литературой в области сферы услуг; и в-третьих, придать импульс не только размышлениям, но и внедрению и осуществлению социальных инноваций в сервисных организациях. Сделан вывод о том, что в отличии от технологических инноваций социальные инновации должны быть более устойчивыми и эффективными, а создаваемая в результате их внедрения ценность должна служить местным сообществам, а не туристам.
Ключевые слова: туризм, социальные инновации, технологические инновации, управление, стейкхолдеры, сфера услуг
УДК 316.422; ББК 60.5   Стр: 128 - 131

Возникновение и распространение социального бизнеса в разных уголках планеты делает это явление центром внимания управленческих наук не только за счет погружения в его эмпирические характеристики, но и за счет применения знаний, вытекающих из организационной теории, и возможностей моделирования соответствующих инструментов управления. Социальный бизнес по своей сути представляет собой явление, которое необходимо определять и описывать, поскольку его природа требует сочетания типичной логики и деятельности социального и государственного секторов с логикой и деятельностью, связанной с предпринимательским сектором.
В сфере социального бизнеса появляются новые гибридные организационные структуры, которые преследуют две цели, ранее считавшиеся несовместимыми: финансовая устойчивость и создание социально-экологической ценности.
«Социальный бизнес», «инклюзивный бизнес», «компании социального воздействия» — вот некоторые из терминов, которые в настоящее время используются для оценки организаций, стремящихся эффективно решать социально-экологические проблемы и достигать финансовой устойчивости с помощью рыночных механизмов. Учитывая, что это новая терминология, полученная из предпринимательской среды, она стала предметом жарких споров между учеными и практиками.
Отсутствие единого видения объясняется двумя основными факторами: разными способами определения социального характера предприятий и разными способами оценки инновационного характера в такого рода организациях.
В литературе можно найти три подхода к концепции социального бизнеса.
Европейский подход, основанный на традиционной социальной экономике (ассоциативность и кооперативность), делает упор на деятельность организаций гражданского общества с общественными функциями [10, 12].
Североамериканский подход основан на понимании, что социальные предприятия являются частными организациями, руководствующимися логикой рынка и ориентированными на решение социально-экологических проблем [11].
Третья точка зрения, преобладающая в развивающихся странах, рассматривает социальный бизнес как социально-экологическую инициативу, которая действует в соответствии с логикой рынка и направлена на сокращение бедности и изменение социальных условий, которые маргинализируют людей [1, 2].
Хотя существуют разные взгляды на формат и управление социальным бизнесом, существует консенсус в отношении того факта, что эти предприятия преследуют внутреннюю цель создания экономической и социально-экологической ценности.
Таким образом, социальные предприятия характеризуются как гибридные организации [3, 4], однако с очень разнообразным спектром их методов работы. Некоторые больше похожи на традиционные компании с более сильным упором на рынок; другие действуют в соответствии с логикой, аналогичной логике организаций гражданского общества (независимо от их юридической номенклатуры), с большей заботой о создании социально-экологической ценности.
Социальные инновации чаще всего выделяются в литературе как область исследований в области образования. Д’Амарио и Комини [5], рассматривая эту все еще зарождающуюся область исследований в литературе, разработали и утвердили шкалу, чтобы понять, как социальные предприниматели определяют социальные инновации, созданные их предприятиями. В своем исследовании авторы классифицировали виды (продуктовые, процессные, маркетинговые и организационные) и интенсивность социальных инноваций (прорывные, институциональные и пошаговые).
Можно заметить, что несколько международных исследований указали на междисциплинарный характер области исследований социальных инноваций, которая включает социологию, экономику, географию, политологию, экологическую инженерию, государственное и муниципальное управление [7–9].
Различные точки зрения, с которых анализируются социальные инновации, привели к различному пониманию данного термина [13]. Понятия «социальные инновации» и «социальное предпринимательство» тесно связаны, поскольку инновации являются важным аспектом социального предпринимательства.
В рамках открытых инновационных процессов знания, идеи, мысли, проекты, сценарии будущего и т.д. могут быть получены от широкого круга участников. В своем анализе значений, придаваемых социальным инновациям в сфере услуг, Рюде и Луртц (2012) определили семь категорий, включающих различные точки зрения и определения:
1. делать что-то хорошее в/для общества;
2. изменять социальные практики и/или структуры;
3. способствовать развитию городов и сообществ;
4. реорганизовывать рабочие процессы;
5. придавать технологическим инновациям культурное значение и актуальность;
6. вносить изменения в области социальной работы;
7. вводить новшества посредством цифровой связи.
Тем не менее, на более общем уровне социальные инновации можно рассматривать как процесс совместных инноваций, где с помощью инновационного процесса извлекается выгода из сотрудничества и совместного производства [15], которым способствуют новые разработки в области ИТ. Или как социальный результат, итогом которого является изменение социального взаимодействия, например, посредством новых сервисных приемов гостеприимства, таких как каучсерфинг или использование Airbnb [16].
Результатами социальных инноваций являются, во-первых, изменение социальных взаимодействий и практик, а во-вторых, вклад в социальное развитие сообществ.
В настоящее время существует масса источников посвященных внедрению инноваций во все сферы человеческой деятельности (в том числе в сфере услуг). Но большинство из них сосредоточено на новых технологических разработках, при этом внедрению социальных инноваций уделяется ограниченное внимание в научной литературе по туризму.
В настоящее время становится все более очевидным, что технологические инновации влияют на социальную жизнь и, таким образом, приводят к социальным инновациям. Новые технологии часто в сочетании с новыми бизнес-моделями могут предлагать новые способы ведения дел или взаимодействия друг с другом. В некоторых случаях технологические разработки открывают возможности для новых бизнес-моделей, основанных на различных видах отношений между производителями и потребителями в сфере услуг. Новые технологии, разработанные для определенной цели, но применяемые в несколько ином контексте, становятся социальными инновациями. Изменение социальных взаимодействий и практик в сфере услуг может затем затронуть более широкий сегмент общества. Сами инновации часто основаны на новых каналах связи и веб-платформах социальных сетей, а также приложениях [13, 17, 18].
Исследования социальных инноваций достаточно разнородны в понимании того, что такое социальная инновация и как она возникает. Это особенно верно в отношении социальных инноваций в сфере туризма, где в большинстве академических публикаций отсутствуют четкие определения. Социальные инновации в сфере услуг в основном обсуждаются в свете социальных изменений: они рассматриваются как организационные изменения в сервисных организациях или как новые бизнес-модели, создающие социальную, а не экономическую ценность [20]. В некоторых исследованиях это также называют социальным предпринимательством в сервисе [21]. Это противоречит критике Мулаерта [22], что социальные инновации, безусловно, имеют экономические аспекты, однако слишком сильный акцент на них может привести к редукционистскому взгляду на потенциал социальных инноваций. Как правило, социальные инновации в сервисе понимаются как новые ценностные предложения, новые неформальные правила и культуры, различные способы мышления и способы, ведущие к институциональным изменениям. Они также обсуждаются в предположении, что этот тип инноваций может удовлетворить социальные потребности, которые еще не были удовлетворены за счет частного рынка или государства [23]. Кроме того, социальные инновации в сфере услуг также можно понимать как стратегию вовлечения местных сообществ в процесс принятия решений и планирования, например, туристических направлений [24].
Социальная инновация состоит из новых форм сотрудничества людей или организаций, которые приводят к новым идеям, реализация которых, по крайней мере, рассматривается. В региональном развитии такие инновации могут оказать положительное влияние на общество, улучшить качество жизни и/или изменить социальные или властные отношения.
В то время как вышеупомянутые исследования сосредоточены в первую очередь на социальных результатах и изменении социальных отношений, взгляд на процесс развития социальных инноваций в сфере услуг чрезвычайно интересен, но в большинстве случаев отсутствует. Исследований о том, как появились социальные инновации в сфере услуг, и кто в них вовлечен, очень мало. Некоторые утверждают, что сосредоточение внимания на процессе социальных инноваций может расширить перспективу, чтобы включить вопросы об участии, обмене и сотрудничестве с соответствующими заинтересованными сторонами. Это может помочь нам понять, каким образом такие инновации и действующие лица выходят за организационные границы. Последнее особенно актуально, поскольку социальные инновации, например, в туризме следует понимать как управленческие практики внутри или между туристическими субъектами. Хотя верно, что необходимо включить широкий набор участников туристической деятельности, также крайне важно учитывать участников, не связанных с туризмом, и изучать туризм как один из компонентов развития направлений. Таким образом, исследования социальных инноваций в контексте сервисных организаций должны учитывать разнообразие участников и выходить за рамки участников сферы сервиса. На самом деле, наше исследование рассматривает всестороннее понимание коллективных действий, направленных на решение региональной проблемы посредством новой конфигурации множества участников и ресурсов, в том смысле, что местные сообщества и местные субъекты внедряют инновации, чтобы реагировать на проблемы, с которыми сталкиваются местные сообщества.
Исследования по устойчивым инновациям появились в сфере туризма в последние двадцать лет [20]. До экономического кризиса 2008–2010 гг. туризм характеризовался быстрым ростом, информационными потоками, цифровизацией, робототехникой, умными технологиями, миграцией и глобализацией, что вызвало изменения на рынке труда. Таким образом, заинтересованным сторонам туристических направлений нужны новые бизнес-модели, которые несут в себе концепцию устойчивости и совместного использования. Знание должно быть основой этих новых моделей с возможностями (повторного) соединения отдельных лиц, организаций, сетей, идей и ресурсов. Сюда же относятся и социальные инновации. Новые решения и модели должны быть более устойчивыми, более эффективными или просто новыми. Создаваемая ценность должна служить скорее обществу и местным сообществам, чем отдельным лицам [20]. Цель состоит в том, чтобы создать социальную ценность. Таким образом, инновационные проекты должны обеспечивать преимущества и ценности не только для туристов, но и для местных заинтересованных сторон. В таблице 1 обобщается позиционирование социальных инноваций в туризме.
Решения социальных инноваций в туризме означают важные факторы развития и представляют собой аспект, ориентированный на местные сообщества, используя социальный капитал этих сообществ, а не подход, ориентированный на клиента.

Таблица 1
Концепция позиционирования социальных инноваций в туризме
СтейкхолдерыЦенностное предложениеУстаревшие рабочие моделиПостиндустриальные бизнес-модели
Туристызнакомство с местными бытовыми канонами, досугприрода, пейзажи, путешествия опыт, гостеприимствотуризм и гостеприимство, основанные на энергоэффективности и энергосбережении, низкоуглеродная экономика
Сообществапреодоление социальных барьеров, равные стандарты жизни, качество инфраструктурыиндустрия туризма, общественный транспорт, традиционное образование, традиционная культураповторное трудоустройство пожилых людей, жизнь после выхода на пенсию, здоровый образ жизни в местных сообществах, культурное наследие
Коммерческие организациисоциальный капитал, определяющий качество социальных связей, снижение налогов для предприятий, использующих устойчивую модель развития, прибыльдоход от затратчеловеческий капитал, КСО, долгосрочная прибыль
Некоммерческий секторсоциальный капитал, доходы из открытых источников, от продажи товаров и услуг, пожертвованияобмен знаниямиинтернет-платформы, социальное предпринимательство, социальные предприятия
Правительствочеткое следование законам и неуклонение от уплаты налогов, более высокий уровень занятости, рост ВВП/ВРПполитическая системанизкоуглеродная экономическая политика, экономическое развитие на принципах энергоэффективности, налоговые поступления, охрана окружающей среды
Источник: составлено на основе [19, 20, 21, 25–28]

В то же время они создают конкурентные преимущества для туристических дестинаций. Результаты социальных инноваций изменяют взаимодействие и практику и способствуют развитию сообществ. Новые социальные практики взаимодействия через технологические инновации повлияли на спрос и предложение в туризме, а туристы стали участниками экономики совместного потребления. Эти инновации часто сочетаются с веб-технологиями и социальными платформами, которые не всегда дают положительный эффект (как Airbnb и его связь с чрезмерным туризмом в определенных городских пространствах).
В туризме социальные инновации в основном проявляются в пространственном развитии, особенно в преобразовании отношений, содействии включению в работу, созидание, повышение общего уровня жизни.
Резюмируя, можно сделать вывод о том, что инновации в сфере услуг считаются ключевым фактором конкурентоспособности предприятий, организаций и направлений, а также одним из основных факторов местного развития. Объем литературы в этой области растет, и подходы различаются в зависимости от взглядов на процессы, контекстные конфигурации, знания, технологии и типы инноваций. Тем не менее, понимание инноваций в сервисных организациях в основном ориентировано на технологии и, следовательно, игнорирует сложность различных вовлеченных субъектов в сеть, в которой создаются инновации в сфере сервиса. Технологическое понимание в последнее время подвергается сомнению и концепция социальных инноваций, например, в туризме вызывает все больший интерес. Социальные инновации состоят из новых форм сотрудничества отдельных лиц или организаций и предлагают новые решения проблем. Как таковые, они обладают потенциалом для решения региональных проблем. При этом социальные инновации включают коллективные действия и вовлекают общество в разработку новых решений. В основе социальных инноваций лежит признание социальной потребности или социальной проблемы. Социальная инновация начинает распространять свое решение, если преодолевает так называемый переломный момент. Переломный момент — это неуловимый момент на этапе эксплуатации, когда социальная инновация либо широко принимается и распространяется, либо терпит неудачу.


Список использованных источников:
1. Comini, G., Barki, E., & Aguiar, L.T. (2012). De. A three-pronged approach to social business: a Brazilian multi-case analysis social businesses. Revista de Administração, 47(3), 385–397.
2. Comini, G.M., Fischer, R.M. and D’Amario, E.Q. (2022), «Social business and social innovation: the Brazilian experience», Innovation & Management Review, Vol. 19 No. 2, pp. 140–155.
3. Battilana, J., & Lee, M. (2014). Advancing research on hybrid organizing — insights from the study of social enterprises. The Academy of Management Annals, 8(1), 397–441.
4. Battilana, J., Lee, M., Walker, J., & Dorsey, C. (2012). In search of the hybrid ideal. Stanford Social Innovation Review, 10(3), 51–55.
5. D’Amario, E.Q., & Comini, G.M. (2020). Social innovation in Brazilian social entrepreneurships: A proposed scale for its classification. RGBN Revista Brasileira de Gestão de Negócios, 22(1), 104–122.
6. Crossan, M.M., & Apaydin, M. (2010). A multi-dimensional framework of organizational innovation: A systematic review of the literature. Journal of Management Studies, 47(6), 1154–1191.
7. Moore, Michele-Lee & Riddell, Darcy & Vocisano, Dana. (2015). Scaling Out, Scaling Up, Scaling Deep Strategies of Non-profits in Advancing Systemic Social Innovation *. Journal of Corporate Citizenship. 2015. 67–84.
8. Pol, E., & Ville, S. (2009). Social innovation: Buzz word or enduring term? Journal of SocioEconomics, 38(6), 878–885.
9. Phills, J., Deiglmeier, K., & Miller, D. (2008). Rediscovering social innovation. Stanford Social Innovation Review, 34–43.
10. Smith, W.K., Gonin, M., & Besharov, M.L. (2013). Managing social-businnes tensions: A review and research agenda for social enterprise. Business Ethics Quarterly, 3(2013), 407–442.
11. Martin, R.L., & Osberg, S. (2007). Social entrepreneurship: The case for definition. Stanford Social Innovation Review, Spring, 29–39.
12. Chesbrough, H. (2006). Open innovation: A new paradigm for understanding industrial innovation. in Chesbrough, H., VAnhaverbeke, W., & West, J. (Eds), Open Innovation: Researching a New Paradigm, Oxford: Oxford University Press, 1–12.
13. Mosedale, Jan & Voll, Frieder. (2017). Social Innovations in Tourism: Social Practices Contributing to Social Development. URL: https://www.researchgate.net/publication/309617259_Social_Innovations_in_Tourism_Social_Practices_Contributing_to_Social_Development (дата обращения 31.01.2023).
14. Rueede, Dominik and Lurtz, Kathrin, Mapping the Various Meanings of Social Innovation: Towards a Differentiated Understanding of an Emerging Concept (July 19, 2012). EBS Business School Research Paper No. 12–03, URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2091039 (дата обращения 31.01.2023).
15. Sørensen, F. (2007). The geographies of social networks and innovation in tourism. Tourism Geographies, 9(1), 22–48.
16. Molz, J. G. (2012). Couch Surfing and network hospitality: ‘It’s not just about the furniture’. Hospitality & Society, 1(3), 215–225.
17. Pace, S. (2013). Looking at innovation through CCT glasses: Consumer culture theory and Google glass innovation. Journal of Innovation Management, 1(1), 38–54.
18. Lynch, P., Molz, J. G., Mcintosh, A., Lugosi, P., & Lashley, C. (2011). Theorizing hospitality. Hospitality & Society, 1(1), 3–24.
19. Nagy, K., Social Innovation Possibilities in Tourism — International Best Practices and National Potentials (June 1, 2019). URL: https://ssrn.com/abstract=3639505 or http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3639505 (дата обращения 31.01.2023).
20. Alkier, R., Milojica, V., & Roblek, V. (2017). Challenges of the social innovation in tourism [Paper presentation]. 4th International Scientific Conference ToSEE-Tourism in Southern and Eastern Europe 2017 Tourism and Creative Industries: Trends and Challenges, 4(2004), 1–13.
21. Samuel Wirth, Monika Bandi Tanner & Heike Mayer (2022) Social innovations in tourism: Analysing processes, actors, and tipping points, Tourism Geographies, URL: https://www.tandfonline.com/action/showCitFormats?doi=10.1080%2F14616688.2022.2155697&area=0000000000000001 (дата обращения 31.01.2023).
22. Moulaert, F., & Nussbaumer, J. (2005). Beyond the learning region: The dialectics of innovation and culture in territorial development. In R. A. Boschma & R. C. Kloostermann (Eds.), Learning from clusters: A critical assessment (pp. 89–109).
23. Batle, J., Orfila-Sintes, F., & Moon, C. J. (2018). Environmental management best practices: Towards social innovation. International Journal of Hospitality Management, 69(August 2017), 14–20.
24. Malek, A., & Costa, C. (2015). Integrating communities into tourism planning through social innovation. Tourism Planning & Development, 12(3), 281–299.
25. Печерица Е.В. Социальная ответственность бизнеса как основной принцип формирования входных барьеров на рынок гостиничных услуг региона // Региональная экономика: теория и практика. — 2012. — № 16. — С. 45–50.
26. Печерица Е.В. Теоретические аспекты ресурсосберегающих технологий в гостиничном бизнесе // Технико-технологические проблемы сервиса. — 2014. — № 2(28). — С. 95–99.
27. Heslinga, J.H., Hillebrand, H. and Emonts, T. (2019), «How to improve innovation in sustainable tourism? Five lessons learned from the Austrian Alps», Journal of Tourism Futures, Vol. 5 No. 1, pp. 35–42.
28. Souza, A.C.A.A.d., Lessa, B.d.S. and Lázaro da Silva Filho, J.C. (2019), «Social innovation and the promotion of local economic development», Innovation & Management Review, Vol. 16 No. 1, pp. 55–71.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия