Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (85), 2023
ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Лукашевич М. Л.
доцент кафедры мировой экономики и международных экономических отношений
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук


Евразийская компания как инструмент углубления экономической интеграции в ЕАЭС
В статье на базе европейского опыта рассматриваются перспективы создания евразийских компаний. Предложены критерии отбора отраслей и сегмента общественного транспорта для создания евразийской компании в ЕАЭС.
Ключевые слова: ЕАЭС, европейская компания, импортозамещение, экономическая интеграция, промышленная кооперация
УДК 339.944; ББК 65.013.2   Стр: 6 - 10

Несмотря на достаточно большой срок существования ЕАЭС, уровень экономической интеграции стран-участниц в сравнении со схожими интеграционными объединениями, не достаточен для успешного развития Союза в актуальных геополитических условиях. Необходим переход от простой торговли к более сложным формам взаимодействия, предполагающим долгосрочное научно-производственное сотрудничество с выстраиванием региональных цепочек создания стоимости (РЦСС) и институциональными операциями в форме прямых иностранных инвестиций (ПИИ). В последнее время странами ЕАЭС в лице Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) был принят ряд решений по углублению экономической интеграции в направлении научно-производственной кооперации.
Ключевым документом углубления интеграции является «Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года», в которых раскрываются конкретные механизмы и мероприятия по реализации Декларации о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках ЕАЭС. Стратегия включает более 300 мер и механизмов, сгруппированных в 11 системных блоков по направлениям деятельности ЕАЭС. В числе заявленных Стратегией к достижению к 2025 году целевых результатов можно выделить наряду с завершением формирования общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы, создание механизмов целевого содействия экономическому развитию и выстраивание системы управления совместными кооперационными проектами, развитию высокопроизводительных секторов [1].
В развитие Стратегии были приняты «Основные направления промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза до 2025 года», в которых в качестве основной цели промышленного сотрудничества указано построение современной, интеллектуальной, конкурентоспособной на мировом рынке экономики Союза, а в качестве решаемых задач — повышение конкурентоспособности промышленных предприятий государств-членов, совместной работы на внешних рынках по продвижению экспорта их совместно произведенных товаров; развитие промышленной интеграции. В числе чувствительных товаров (товары с высоким уровнем конкуренции между производителями различных государств-членов), приоритетных для промышленного сотрудничества, названо в том числе производство автобусов [2].
Важным инструментом реализации «Стратегии-2025» должна стать Карта индустриализации, аккумулирующая наиболее важные промышленные инвестиционные проекты в странах Союза и предполагающая создание совместных евразийских компаний, как производственного интеграционного ядра ЕАЭС [3].
И уже для реализации проектов из Карты индустриализации запускается «пилотный» проект по финансовой поддержке проектов промышленной кооперации, предполагающий субсидирование в течение пяти лет процентных ставок на сумму порядка $20–30 млн в год для промышленных проектов в цепочках создания стоимости минимум в трех странах ЕАЭС [4].
Инструментами углубления интеграции могут выступать:
• Прямые зарубежные инвестиции в форме поглощения местных компаний, создания собственных дочерних компаний, участия в капитале местных компаний, создания совместных предприятий.
• Загрузка мощностей местных предприятий заказами на условиях контрактного производства.
• Создание временных консорциумов под общие производственные проекты
Каждая из этих форм имеет свои преимущества и недостатки. Для российских компаний некоторые из этих форм, например, поглощение местных компаний, могут выглядеть как экспансия. Контрактное производство в этих странах часто недостаточно компетентно и трудно контролируемо. Релокация российских предприятий в страны ЕАЭС и СНГ с частичным или полным переносом производства требует значительных инвестиций, но, как правило, не снимает полностью санкционную угрозу.
Одним из инструментов углубления интеграции, преодоления барьеров и повышения конкурентоспособности может стать создание наднациональных евразийских компаний (ЕАК). Большой опыт создания подобных копаний накоплен Европейским союзом (ЕС). Однако следует понимать, что это был длительный процесс, в ходе которого приходилось преодолевать множество политических, административных и психологических барьеров между странами.
Идея создания наднациональной общеевропейской организационно‑правовой формы юридического лица Европейской компании (ЕК) была направлена на углубление цели достижения единого общеевропейского рынка и усиление позиций в конкуренции с США. Первоначально были выдвинуты две концепции создания ЕК. Концепция компании «европейского типа», предложенная Францией в 1960 г., предполагала принятия общеевропейского закона, регулирующего деятельность таких компаний, применение которого после включения в национальные законодательства регулировалось на своей территории странами-членами ЕС. Концепция компании «европейского права», которой в итоге было отдано предпочтение, предполагала, что ЕК не должна иметь национальности стран-участниц и подчиняться их законам.
Первоначально ЕК имели организационно‑правовую форму Европейского Объединения, предназначенную для использования в основном в сфере мелкого и среднего бизнеса. В 2001 г. с принятием Советом ЕС Регламента об Уставе Европейской Компании и Директивы, дополняющей Устав ЕК по вопросам участия наемных работников, была установлена общеевропейская организационно‑правовая форма юридического лица — Европейской Компании (Societas Europaea, SE), являющаяся аналогом национальных акционерных обществ [5].
Таким образом, ЕК является публичным акционерным обществом с ограниченной ответственностью, уставным капиталом не менее 120 тыс. евро, регистрацией в соответствие с национальным законодательством государства-члена ЕС места нахождения ее штаб-квартиры, и наличием в своем названии аббревиатуры «SE» независимо от языка написания.
В соответствие с Регламентом ЕК может создаваться путем слияния, создания холдинга, преобразования действующей компании, создания дочерней компании, имеющей статус SE, а также в качестве дочерней компании другой ЕК и включать в свой состав только предприятия, расположенные не менее, чем в двух разных государствах ЕС (и в порядке исключения в странах Европейской экономической зоны). Важным условием является ведение ЕК своего бизнеса в нескольких государствах ЕС. Всего по состоянию на октябрь 2019 года в ЕС насчитывалось 3257 ЕК, подавляющее большинство из которых зарегистрировано в Чехии — 2199 (большинство создано для последующей продажи) и Германии — 609 (большинство реально действует).
ЕК представлены практически во всех отраслях, но лидируют компании в сфере финансовых услуг, страхования, машиностроения, информационно-коммуникационных технологий.
Образование ЕК происходит в первую очередь путем создания дочерних компаний, преобразования действующих фирм (до 36%), через слияние (19%) и формирование холдингов (9 %). Наиболее крупные и известные ЕК, такие как Airbus, Allianz, BASF, SAP были созданы именно в результате слияния и построения холдингов.
Для обеспечения доступа к общеевропейскому рынку малых и средних предприятий (МСП) разрабатывается правовой статус европейских кооперативов (SСE) и европейских частных компаний (SPE) [6].
Опыт функционирования ЕК в ЕС выявил такие их основные преимущества:
1. Повышение операционной эффективности управления компанией за счет упрощения организационной структуры и сокращения административных расходов;
2. Повышение гибкости за счет возможности выбора места нахождения подразделений ЕК в любой другой стране ЕС и взаимопризнание регуляторных требований только страны пребывания;
3. Единая лицензия на осуществление хозяйственной деятельности в пределах ЕС;
4. Свободное движение капитала в рамках ЕС;
5. Возможность переноса места нахождения штаб-квартиры без ликвидации в другую страну-участницу ЕС с наиболее благоприятной для ведения того или иного вида хозяйственной деятельности правовой системой;
6. Возможность осуществления внутри ЕС трансграничного слияния;
7. Улучшение корпоративного имиджа с приобретением статуса общеевропейской компании [7].
Типичной моделью создания и развития крупной европейской компании может служить история концерна Airbus SE, являющегося в настоящее время одной из крупнейших авиастроительных корпораций мира.
Компания Airbus SE является продуктом консолидации европейской аэрокосмической промышленности. Первоначально Airbus возник как консорциум трех авиастроительных групп Франции, Великобритании и Германии: Arbeitsgemeinschaft Airbus, Hawker-Siddeley и Sud-Aviation, которые уже имели собственные проекты самолетов для европейского рынка, конкурировавшие между собой. Целью объединения была разработка общего лайнера Airbus А300 для снижения конкуренции между европейскими проектами и выхода на глобальный рынок, прежде всего американский.
В конце 1970 года компании Aerospatiale (объединивщиеся Sud-Aviation и Nord-Aviation) и Deutsche Airbus (DASA) создали компанию Airbus Industrie GIE с головным офисом в Париже. В дальнейшем к концерну присоединилась испанская компания Construcciones Aeronáuticas Sociedad Anónima (CASA).
В 2000 году была основана Европейская компания по авиационной обороне и космонавтике (EADS NV), которая стала материнской компанией Airbus Industrie GIE с пакетом акций в 80%. В 2001 году Airbus Industrie GIE была реорганизована в Airbus. SAS, упрощенное акционерное общество, а в 2006 году EADS приобрела у британской BAE Systems оставшиеся 20% Airbus. В 2014 и 2015 годах EADS NV была переименована в Airbus Group NV и SE соответственно.
Основная деятельность холдинга Airbus Group SE по производству гражданских самолетов осуществляется через французскую компанию. Airbus S.A.S. со штаб-квартирой в Тулузе и с производственными мощностями в основном в Европе (Франция, Германия, Испания, Великобритания), но также в Китае, США и Канаде. Окончательная сборка авиалайнеров производится в Тулузе, Гамбурге, Севилье, Тяньцзине (Китай). В настоящее время Airbus Group SE приносит годовой доход в объеме 70,5 млрд евро, а численность занятых составляет свыше 133 тыс. человек [8].
Опыт создания европейских компаний изучался в ЕАЭС. В результате было принято решение о формировании подобных компаний, содержащих в своем название префикс «Евразийская компания» (ЕАК). Это означает, что структурные подразделения ЕАК находятся в различных странах ЕАЭС, а торговая и хозяйственная деятельность происходит не только там, где расположен головной офис, но и затрагивает все рынки союза.
Лицензирование предоставляемых товаров и услуг, а также их сертификация или декларирование происходит в рамках общих технических регламентов ЕАЭС. Выполнение правовых процедур используется для каждой части предприятия, в зависимости от ее типа . Сама выдача разрешительных документов может проходить, как на территории члена ЕАЭС, где расположена структурная единица, так и в центрах сертификации в стране местонахождения головного офиса фирмы. Налогообложение производится для каждой структурной единицы отдельно, с перечислением удерживаемой доходной части в казну того государства ЕАЭС, где она присутствует и осуществляет свою торговую деятельность [9].
Основанием для создания и функционирования ЕАК является «Классификатор организационно-правовых форм хозяйствования в рамках Евразийского экономического союза», утвержденный решением № 54 коллегии ЕЭК от 02.04.2019 [10]. Классификатор предназначен для классификации и кодирования сведений об организационно-правовых формах хозяйствования в рамках ЕАЭС и содержит разделенные по странам основные организационно-правовые формы юридических и физических лиц, международных организаций, являющихся коммерческими и некоммерческими корпоративными организациями или унитарными предприятиями.
Классификация осуществляется на основе применения следующих классификационных признаков:
1) региональный признак (код государства — члена Союза);
2) группа организационно-правовой формы хозяйствования (например, организационно-правовые формы хозяйствования в Российской Федерации);
3) подгруппа организационно-правовой формы хозяйствования (например, организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся коммерческими корпоративными организациями);
4) вид организационно-правовой формы хозяйствования (например, хозяйственное общество);
5) организационно-правовая форма хозяйствования (например, акционерное общество).
В части дополнительных признаков, характеризующих организационно-правовые формы хозяйствующего субъекта используются гражданско-правовой статус субъекта хозяйствования: юридическое (дочернее или зависимое хозяйственное общество) или физическое лицо, местная единица; формы участия в капитале и формы управления.
В классификаторе нет понятия Евразийской компании как особой организационно-правовой формы, но видимо, подразумевается, что такое предприятие может быть создано в таких формах участия в капитале как: иностранное участие стран; иностранное участие физического, юридического лица, организации и участие международной организации.
В качестве формы управления в Классификаторе предусмотрены холдинг, концерн и корпорация.
В действующем российском законодательстве определено только понятие корпорации, под которой понимаются юридические лица (корпоративные юридические лица), учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган [11].
В проекте федерального закона о холдингах под ними понимается — совокупность двух и более юридических лиц (участников холдинга), связанных между собой отношениями (холдинговыми отношениями) по управлению одним из участников (головной компанией) деятельностью других участников холдинга на основе права головной компании определять принимаемые ими решения [12].
Понятие концерн присуще в большей степени германскому законодательству и управленческой практике [13]. Существенным юридическим признаком концерна является объединение юридически самостоятельных предприятий под единым управлением. Если господствующее и одно или несколько зависимых предприятий объединены под общим управлением господствующего предприятия, то вместе они образуют концерн; отдельные предприятия в этом случае являются концерновыми предприятиями. Различают следующие типы концернов:
а) Концерны на подчинении, когда имеется единое управление и отношения зависимости.
б) Равноправные концерны, когда имеется единое управление без зависимых отношений.
С экономической точки зрения, концерн — это объединение хозяйствующих единиц, находящихся между рынком и предприятием, под единым предпринимательским руководством. С растущей степенью автономности концерновых звеньев, увеличивается их близость к рынку с одновременной тенденцией со стороны материнской компании к усилению контроля за их результатами деятельности.
Руководство концерном в функциональном смысле означает формирование и регулирование действий и поведения юридически самостоятельных единиц, как самой материнской фирмы, так и дочерних компаний, включая их отношения между собой.
В институциональном плане руководство концерна является легитимным органом — (управляющей группой) штаб-квартирой. В состав концерна могут входить другие промежуточные управляющие единицы, объединяющие по продуктовым или региональным критериям базовые единицы. Такие единицы называются промежуточными или частными (локальными) концернами. В зависимости от задач, решаемых высшей единицей, различают:
• концерн на базе головного (материнского) предприятия;
• холдинг (чисто управляющие компании).
Евразийские компании, основываясь на опыте ЕС, смогут распределять определенные виды деятельности в региональных цепочках создания стоимости по разным странам ЕАЭС, ориентируясь на близость к необходимым ресурсам, логистическим маршрутам и рынкам сбыта, не привязывая местонахождение штаб-квартиры к стране или точке рядом с выпускающими мощностями. В конечном счете, евразийские компании будут служить целям объединения всех необходимых для создания конечного продукта мощностей в единое предприятие и достижения международной конкурентоспособности .
Работа над созданием евразийских компаний, судя по открытым источникам, уже идет. Так в ходе проектно-аналитической сессии, организованной Департаментом промышленной политики ЕЭК совместно с Деловым советом Евразийского экономического союза, Евразийским центром интеграционных исследований и коммуникаций и объединениями промышленников из стран ЕАЭС обсуждались перспективы и инструменты создания пилотных проектов ЕАК в ювелирной отрасли, в сфере логистики, лифтостроения, создания систем накопления электроэнергии и аддитивных технологий. Департаментом промышленной политики ЕЭК будет подготовлена «дорожная карта» по формированию евразийских компаний [14].
Российский Союз промышленников и предпринимателей также заинтересован в создании евразийских корпораций. По словам президента РСПП Сергея Шохина, «евразийские корпорации могут создаваться по формуле «три плюс», то есть с участием не менее трех стран, но сейчас необходимо определить статус этих корпораций, установить механизмы их инкорпорирования в экономическую систему, льготного налогообложения и предоставления льготных кредитов. В результате на уровне евразийского пространства появится новый класс юридических лиц, который может притягивать супертяжелые с точки зрения финансовой, но очень перспективные высокотехнологические проекты, в частности, в области микроэлектроники. Для запуска совместных проектов можно использовать 20 млрд долларов, которые у России находятся в Специальных правах заимствования (СДР)» [15].
Одной из первых евразийских машиностроительных компаний стало российско-белорусское предприятие ООО «ПО «МЛМ Воздухотехника», производящее широкую линейку лифтового оборудования. Это особенно актуально стало в плане импортозамещения после ухода с российского рынка компаний OTIS (США) и Kone (Финляндия) [16].
В области станкостроения ЕЭК объявила о создании Евразийского инжинирингового центра по станкостроению на базе МГТУ «Станкин» в Москве в форме консорциума, объединяющего станкостроительные предприятия в рамках каждой страны, но с перспективой образования в дальнейшем станкостроительной евразийской корпорация, способной заместить импорт и организовать выпуск конкурентных на мировом рынке станков [17].
Для обеспечения страхового покрытия экспортных займов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков в государствах ЕАЭС в качестве наднационального органа создана Евразийская перестраховочная компания, капитал которой будет сформирован за счет взносов государств-членов ЕАЭС [18].
Для выбора отраслей и стран, в наибольшей степени подходящих для организации евразийских компаний, необходимы обоснованные критерии оценки и выбора, некоторые из которых рассматривались нами ранее в работе [19]. Для реализации же продвигаемой нами концепции экспортно ориентированного импортозамещения [20] с фокусом на создания ЕАК, требуются несколько иные критерии, позволяющие формировать экономически эффективные региональные цепочки создания стоимости (РЦСС) критически важной для всех стран ЕАЭС продукции. Конкретные показатели-критерии выбора отраслей для импортозамещения должны учитывать следующие моменты:
• охватывать страны ЕАЭС и СНГ;
• ограничивать конкуренцию между производителями одинаковой продукции в ЕАЭС;
• импортозамещаемая продукция должна быть конкурентоспособна на внешних рынках;
• быть ощутимым в экономическом и имиджевом плане;
• обладать мультипликативным эффектом (влиять на многие отрасли);
• обладать инновационным потенциалом;
• быть бесшовными (отсутствие негативных последствий для РЦСС в результате интеграции).
Критерии могут измеряться как количественными, так и качественными показателями. Оценка приоритетности отраслей должна проводиться по каждой стране и по ЕАЭС в целом. Важно также учитывать условия распределения отдельных видов деятельности и производственных мощностей по странам ЕАЭС. Как показывает мировой опыт, наилучшими условиями является локация в специальных экономических зонах и промышленных парках, открываемых в странах ЕАЭС и СНГ.
В России наибольшие успехи в экспортно ориентированном импортозамещении демонстрирует агропромышленный комплекс: производство и экспорт зерновых, удобрений, мяса, продуктов питания, сельскохозяйственной техники. Так, по итогам 2020 г., впервые в новейшей истории России экспорт сельхозпродукции превысил импорт, составив 30,7 млрд долл., а его доля в общем экспорте России достигла 5,9%. До 2015 года импорт превышал экспорт в четыре раза [21]. В 2022 году экспорт сельхозпродукции несмотря на сложные геополитические условия, превысил отметку в 40 млрд долл. Пока импортозамещенная продукция имеет относительно низкую добавленную стоимость по сравнению с высокотехнологичным и маржинальным импортом, однако динамика развития отрасли свидетельствует о сокращении разрыва. Так в 2021 году объем производства добавленной стоимости в АПК вырос на 23% по сравнению с 2020 годом — до 4,4 трлн руб. [22]. Получается, что за двадцать лет одна из самых проблемных сфер превратилась в драйвер развития страны, системообразующую отрасль, которая дает более четырех миллионов рабочих мест, обеспечивает рост ВВП и продовольственную безопасность России. Доход от экспорта в этой сфере уже давно превысил выручку от продажи оружия (около 14 млрд долларов в 2021 году) и сопоставим с выручкой «Газпрома» — трубный газ принес российской монополии рекордные 55 млрд долларов [23].
Успех экспортно ориентированного импортозамещения в российском агропроме в значительной мере базируется на государственной поддержке развития крупных отраслевых холдингов. Страны же ЕАЭС выступали в основном в качестве рынков сбыта и слабо включались в совместное производство импортозамещаемой продукции, предпочитая или действовать самостоятельно, конкурируя с другими странами ЕАЭС, или кооперироваться с компаниям из третьих стран, в частности Китая. В других отраслях ситуация схожа.
Конкуренция с китайской продукцией, быстро занимающей освободившиеся рыночные ниши, представляет определенную опасность для экономической интеграции стран ЕАЭС. Получается, что в импорте европейская продукция замещается китайской, а в экспорте российской продукции средних и верхних переделов придется конкурировать на рынках ЕАЭС и развивающихся стран также с китайскими товарами. При этом китайские компании не идут на промышленную кооперацию и инвестиционное сотрудничество с российскими, не создают совместные предприятия, предпочитая размещать заказы на контрактное крупноузловое сборочное производство.
Переход от простой торговли к созданию консорциумов по импортозамещению в приоритетных отраслях и далее к евразийским корпорациям должен развиваться постепенно, отрабатываясь на пилотных проектах.
Одним из таких пилотных совместных проектов создания ЕАК может стать проект совместного развития общественного транспорта. Подотрасль общественного городского транспорта, в частности городских автобусов, отвечает в целом обоснованным нами выше критериям выбора отраслей общего для ЕАЭС экспортно ориентированного импортозамещения.
По данным Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) всего в России 440 тыс. автобусов, из них 84% — за пределами нормативного срока. Средний возраст составляет 17,4 года при полезном сроке использования десять лет. «Есть потребность и в расширении парков: в 40% регионов на 100 тыс. населения приходится менее 100 автобусов». Таким образом, в России требует замены порядка 370 тыс. автобусов [24]. По нашим расчетам, с учетом численности населения в ЕАЭС замены потребует свыше 450 тыс., а в СНГ — почти 600 тыс. автобусов.
В проекте «Стратегия развития автомобильной промышленности до 2035 года» [25] в рамках базового сценария планируется производить в год в среднем 12 тыс. автобусов, доведя постепенно долю электробусов с нынешних 0,6% [26] до 10% к 2025–2030 г. и 20% к 2035 году.
Доля экспорта автобусов в настоящее время составляет только 5% в денежном и 2% в натуральном выражении от общего экспорта автомобилей, а ключевыми рынками являются страны СНГ.
В представленном проекте стратегии SWOT-анализе в качестве открывающихся возможностей прямо не говорится об участии стран ЕАЭС в производственной кооперации при производстве автобусов, однако отмечается заключение партнерств с производителями компонентов из дружественных стран для устранения разрывов в собственных компетенциях и технологиях; локализация иностранных производителей из дружественных стран; быстрое формирование национальных крупных поставщиков унифицированных компонентов на базе уже существующих наиболее конкурентоспособных разработчиков и производителей; обеспечение конкурентоспособности национальной автомобильной промышленности на глобальном уровне в инновационных сегментах (электрический транспорт, транспорт на водородных топливных элементах) за счет интенсификации инвестиций в НИОКР и продолжения реализации ранее инициированных проектов в этом секторе, наращивание экспорта автомобилей и компонентов в дружественные страны.
В развитии сегмента автобусов стратегией предусмотрены локализация производства 2–3 семейств автобусов; доведение доли рынка продукции российских производителей до не менее 80% к 2026 году; доведение доли экспорта в общем объеме российского рынка до 8% к 2025 году, 15% к 2030 году и 25% к 2035 году. В качестве приоритетных направлений экспорта выбраны страны ЕАЭС и развивающиеся страны Африки, Азии и Латинской Америки.
В Карте индустриализации ЕАЭС представлены проекты сборочного производства автобусов и электробусов в Киргизской республике и китайских автобусов Youtong в Карагандинской области Казахстана [27].
Белоруссия предлагает странам ЕАЭС в рамках промышленной кооперации реализовать совместный проект «Евразийский электробус», цель которого состоит в использовании преимуществ ЕАЭС в обмене компетенциями и налаживании выпуска высокотехнологичной продукции под общим евразийским брендом. По мнению инициаторов, проект будет поддержан компаниями всех стран и позволит найти правильные инструменты финансового обеспечения промышленной кооперации. Решение о запуске пилотного проекта «Евразийский электробус» было принято в июле 2022 года, также в состав экспертной группы ЕЭК по сотрудничеству в сфере автомобилестроения были включены представители государственных органов стран ЕАЭС, компаний производителей транспортных средств с электрическим двигателем и автокомплектующих, а также научных кругов стран-участниц. Проект создания евразийской корпорации позволит снизить санкционное давление на российских и белорусских автопроизводителей. Правда, некоторым экспертам «не совсем понятен смысл такой кооперации по сути своей конкурентов, при том, что ни одна из этих стран не обладает какими-либо своими уникальными технологиями или производством уникальных комплектующих» [28].
Для успешной реализации проекта Евразийского электробуса требуется принятие странами Союза ряда политических и экономических решений:
• Исследовать потенциальный рынок электробусов в ЕАЭС и развивающихся странах и определить целевые параметры конкурентоспособности;
• Выделить требуемые подразделения автопроизводителей стран ЕАЭС, передаваемые в проект;
• Создать евразийскую корпорацию с определением стран размещения штаб-квартиры и дочерних компаний;
• Разработать стратегии развития корпорации, бизнес-планы, источники финансирования, механизмы защиты и стимулирования производства, потребления и конкуренции на внешних рынках.
Успех пилотного проекта по созданию евразийской корпорации продемонстрирует действительное стремление и готовность стран ЕАЭС к кооперации. В случае же неудачи российские и белорусские производители электробусов будут продолжать конкурировать между собой, а смежные страновые рынки займут китайские компании.


Список использованных источников:
1. Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года /URL: https://eec.eaeunion.org/comission/department/dep_razv_integr/strategicheskie-napravleniya-razvitiya.php?ysclid=lbku10nhjt182656340 (Дата обращения 10.11.2022).
2. Решение Евразийского межправительственного совета от 30 апреля 2021 г. №  5 «Об Основных направлениях промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза до 2025 года» 13 мая 2021 // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403310607/?ysclid=latvhf2wkt786665569 (Дата обращения 23.11.2022)
3. Распоряжение Евразийского межправительственного совета от 17.07.2020 № 15 «О карте индустриализации Евразийского экономического союза» // URL: https://www.alta.ru/tamdoc/20mr0015/?ysclid=l9ionvtsu063641420 (Дата обращения 28.10.2022)
4. Бутрин Дмитрий. Союзное промпроизводство // Газета «Коммерсантъ» № 197/П от 24.10.2022, с. 2
5. Асосков А.В. «Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте»: Статут; Москва; 2003
6. Соколов А.О. Создание Евразийской компании: опыт Европейского союза Государственное управление // Электронный вестник Выпуск № 78. Февраль 2020 г. С. 136–156
7. Панов Сергей Европейская компания (Societas Europaea) /URL: https://fbs-tax.com/mediacenter/blog-ru/evropejskaya-kompaniya-societas-europaea/?ysclid=lbccx7cnnf698987234 (Дата обращения 08.11.2022)
8. Airbus SE / URL: https://ru.zahn-info-portal.de/wiki/Airbus (Дата обращения 02.12.2022)
9. Правовая форма совместных евразийских компаний. Утверждение структуры // URL: https://vptst.com/blog/pravovaya-forma-sovmestnyh-evrazijskih-kompanij.-utverzhdenie-struktury/ (Дата обращения 13.11.2022)
10. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 2 апреля 2019 г. № 54 «О классификаторе организационно-правовых форм хозяйствования в рамках Евразийского экономического союза» // URL: https://www.alta.ru/tamdoc/19kr0054/ (Дата обращения 11.11.2022)
11. ГК РФ Статья 65.1. Корпоративные и унитарные юридические лица (введена Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ) // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/28916ee0bbdf24214da0c780cd7ad21d728f37a4/?ysclid=lbfa3i4r89525059641 (Дата обращения 15.11.2022)
12. Проект № 99049555–2 Федерального закона «О холдинге» // URL: https://docs.cntd.ru/document/901811275 (Дата обращения 17.11.2022)
13. Hoffmann Friedrich Konzernhandbuch : Recht-Steuern-Rechnungslegung-Fuhrung-Organisation-Praxisfalle von, Gabler, 1993.
14. Евразийские компании имеют большие перспективы в ЕАЭС // URL: https://www.alta.ru/ts_news/72469/?ysclid=lbf952rl6j756417725 (Дата обращения 26.10.2022).
15. Гайва Евгений Глава РСПП Александр Шохин: В ЕАЭС могут появиться евразийские корпорации // URL: https://rg.ru/2022/10/07/glava-rspp-aleksandr-shohin-v-eaes-mogut-poiavitsia-evrazijskie-korporacii.html (Дата обращения 27.10.2022).
16. Страны ЕАЭС формируют первые евразийские компании //URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/22–11–2019–3.aspx (Дата обращения 03.11.2022).
17. Бояшов Анатолий Евразийское станкостроение: возможности и подводные камни импортозамещения // URL: https://eurasia.expert/stankostroenie-eaes-vozmozhnosti-i-problemy-importozameshcheniya/?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (Дата обращения 09.12.2022).
18. Страховым компаниям Казахстана поможет международный орган — ЕПК //URL: https://investfuture.ru/articles/id/strahovym-kompanijam-kazahstana-pomozhet-mezhdunarodnyj-organ-epk?ysclid=lbdhzhb53c762541061 (Дата обращения 09.12.2022).
19. Лукашевич М.Л. Концепция селективного протекционизма. Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции / Под научной редакцией И.А. Максимцева, В.Г. Шубаевой, И.Ю. Евстафьевой. — Санкт-Петербург, 2019. — С. 265–268.
20. Лукашевич М.Л., Малеванная Т.С. Контрактное производство электроники как стратегия экспортоориентированного импортозамещения // Проблемы современной экономики. — 2018. — № 1 (65). — С. 12–15.
21. Экспорт российской сельхозпродукции впервые превысил импорт // URL: https://journal.open-broker.ru/research/eksport-rosselhozprodukcii-vpervye-prevysil-import/?ysclid=lbqmqmqvz3855756880 (Дата обращения 15.12.2022).
22. Лабыкин А. Агросектор наращивает мощь // Эксперт. — 2022, 14 ноября. — №  46.
23. Клепча К. «Почвенники» и «западники» российского АПК // Эксперт. — 2022, 4 ноября. — №  46.
24. Автобусная приостановка РБК Газета № 144 (3637) (1411, 14 ноября 2022
25. Проект Распоряжения Правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года» //URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56830546/?ysclid=laz1hjsqac874419676#review (Дата обращения 23.11.2022).
26. Росстат назвал долю электробусов в общественном транспорте страны // URL: https://www.rbc.ru/society/28/07/2021/61017ae79a79473cbab458cc (Дата обращения 23.11.2022).
27. Захаркин Илья Карта индустриализации ЕАЭС — прожект или реальный инструмент развития // URL: https://www.ritmeurasia.org/news--2021–03–09--karta-industrializacii-eaes-prozhekt-ili-realnyj-instrument-razvitija-53600?ysclid=lbqtdghry3303404740?print=1 (Дата обращения 08.12.2022).
28. Евразийский электробус // URL: https://dzen.ru/media/otransrb/evraziiskii-elektrobus-6316edf100ef6f6c71e29ae6 (Дата обращения 29.10.2022).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия