Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (84), 2022
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Дерен И. И.
профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Владимирского юридического института ФСИН России,
доктор экономических наук

Стекольникова А. М.
магистрант Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний России

К вопросу о процессе организации принудительных работ в контексте экономики уголовно-исполнительной системы
В статье рассматриваются актуальные аспекты процесса организации принудительных работ. Проведен анализ принудительных работ как нового вида наказания, который в практической деятельности имеет некоторые проблемные вопросы, связанные с тем, что трудовое законодательство не учитывает особенности и порядок реализации прав и обязанностей работников, которые являются осужденными. Сформулированы рекомендации по дополнению мер для обеспечения эффективного процесса организации принудительных работ.
Ключевые слова: принудительные работы, осужденный, уголовно-исполнительная система, регулирование трудовых отношений
УДК 338.46; ББК 65.05   Стр: 213 - 214

В новых реалиях в 2022 году продолжились изменения как в социально-экономических трендах, так и в социально-экономической структуре, поскольку комплекс санкционных и контрсанкционных мер продолжается девятый год.
В октябре 2022 года страны Евросоюза согласовали восьмой пакет санкций, который предусматривает расширение персональных санкций, а также запрет на транспортировку нефти третьим странам по морю по цене выше еще не назначенного лимита. Эта мера вступит в силу с декабря 2022 года, а для нефтепродуктов — с февраля 2023 года. Кроме того, ограничения касаются ввоза готовой продукции из стали, техники, транспортных средств, химикатов и материалов для производства ювелирных изделий не из золота. Запрещается также оказание консалтинговых, юридических и IT-услуг российским компаниям, экспорт в Россию электронных компонентов, пригодных для создания оружия, и технических изделий, используемых в авиации, предоставление криптовалютных онлайн-кошельков для российских физических и юридических лиц.
Организационные мероприятия по сдерживанию негативного влияния от зарубежных санкций на отраслях отечественной экономики, в том числе и в пенитенциарной системе, являются актуальными. Поэтому одной из актуальных проблем является организация трудовых процессов в пенитенциарной системе.
Процессу организации принудительных работ и современным аспектам экономики уголовно-исполнительной системы, а также аспектам экономической безопасности уделялось внимание рядом отечественных ученых и практических работников. Например, принудительные работы как вид уголовного наказания — Дулеповым В.В. [1], экономике уголовно-исполнительной системы и экономической безопасности — Дерен И.И. [2], [3], [4], о факторах экономической безопасности — Дроновым Р.В. и Ананьевым А.А. [5], о назначении принудительных работ — Непомнящей Т.В. [6], о целесообразности введения принудительных работ как вида уголовного наказания с позиции теории и практики -Помниной С.Н., Лаврушкиной А.А. [7], о взаимодействии уголовно-исполнительных инспекций с русской православной церковью — Стекольниковой А.М. [8], принудительные работы как вид наказания — Устиновым А.А. [9], правовому регулированию и особенностям организации воспитательной работы с осужденными — Чернышенко Е.В. [10] и другими учеными.
Рассмотрим пенитенциарную систему России. Если мы обратимся к действующему законодательству Российской Федерации, то увидим, что уголовные наказания исполняют исправительные учреждения и учреждения, которые базируются на исполнении наказаний без изоляции от общества. Истоки прошлого, оставили след в основах исправления осужденных. Считается, что общественно полезный труд является средством исправления осужденных, который применяется в комплексе с иными средствами.
Развитие современного общества позволило реализовать новый вид наказания — принудительные работы. Принудительные работы закрепились в Уголовном Кодексе Российской Федерации только в 2011 году. Применять данный вид наказания суды стали с 2013 года, хотя официально его ввели в действие только в 2017 году. В 2022 году, данный вид наказания приобрел особую популярность, принудительные работы, предусмотрены почти в 50% санкциях Уголовного Кодекса Российской Федерации. По состоянию на 1 сентября 2022 г. на учете 42-х исправительных центров и 192-х изолированных участков, функционирующих как исправительные центры, состоят 12 285 осужденных к принудительным работам.
Помимо уголовно-правовых основ исполнения наказания в виде принудительных работ, есть ещё трудовые особенности исполнения наказания, которые регулируются Трудовым Кодексом Российской Федерации. Стоит отметить, что наибольший момент взаимодействия, во время исполнения принудительных работ, происходит между работодателем и работником (осужденным). На наш взгляд, необходимо рассмотреть особенности регулирования труда осужденных к принудительным работам. Для того, чтобы исполнять наказание, необходимо трудоустроить осужденного. Существует перечень документов, необходимых для приема на работу осужденного к принудительным работам. Для этого необходимо предоставить следующие документы, в соответствии со статьей 65 Трудового Кодекса Российской Федерации:
– документ, удостоверяющий личность осужденного (паспорт);
– страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
– документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний (при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки);
– документы воинского учета для лиц, подлежащих призыву на военную службу.
Прием осужденного на работу осуществляется в следующем порядке:
Осужденный предоставляет работодателю перечисленные выше документы, где осужденному дается направление на прохождение медицинской комиссии. При необходимости в случаях, установленных статьями 69 и абз.11 ч. 2 ст.212, ст.213, ст.226 Трудового Кодекса Российской Федерации, работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течении трудовой деятельности) медицинских осмотров [1]. Осужденный проходит предварительный медицинский осмотр и предоставляет работодателю заключение о его прохождении. Работодатель обязан информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты, знакомить и проинструктировать осужденного под роспись с локальными нормативными актами организации. Особое внимание уделяется тому моменту, что прием на работу оформляется трудовым договором, на основании заключенного трудового договора создается приказ о приеме на работу [6].
Но также необходимо учитывать следующие особенности привлеченных к труду осужденных к принудительным работам, которые регулируются Уголовно-исполнительным Кодексом Российской Федерации. Осужденные к принудительным работам привлекаются к труду, в соответствии с трудовым законодательством РФ, за исключением некоторых пунктов:
– прием на работу;
– увольнение с работы;
– перевода на другую работу;
– отказа от выполнения работы;
– предоставления отпусков (существует отдельная статья Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации, которая регламентирует, что продолжительность отпуска 18 календарных дней, а также согласие на отпуск должен дать не только работодатель, но и начальник исправительного центра (участка), функционирующего как исправительный.
Также необходимо обратить внимание на то, что осужденный к принудительным работам, допустивший нарушение трудовой дисциплины, будет наказан и к нему будут применены меры взыскания, установленные статьей 60.14 Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации и что администрация исправительных центров будет наказывать осужденного в рамках своих прав.
Принудительные работы, как вид уголовного наказания регламентируется и исполняется не только нормами Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации, но также огромную роль в соблюдении прав и норм закона, играет трудовое законодательство.
В практической деятельности есть определенные проблемные моменты, например, нет четкого регламентированного взаимодействия администрации исправительных центров с администрацией организацией. На наш взгляд, стоит включить в Приказ Министерства юстиции РФ от 4 июля 2022 г. № 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы» в приложение № 3 главу «Особенности взаимодействия администрации исправительных центров и администрации организации, где трудоустроены осужденные». Сюда стоит включить следующую информацию:
– Администрация организации обязана раз в квартал предоставлять характеризующий материал на осужденных, которые трудоустроены в их организации.
– Администрация организации обязана предоставлять расчётные сведения заработной платы осужденных (с учетом удержания) ежемесячно.
– В случае нарушения трудовой дисциплины, администрация организации обязана незамедлительно сообщить об этом администрации исправительных центров, предоставив подтверждающую информацию о совершении осужденным нарушения.
Также, на наш взгляд, стоит продублировать под «прим» статьей некоторые моменты Трудового Кодекса Российской Федерации, так как гражданским лицам не всегда понятна трактовка Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации:
– «Порядок увольнения осужденных к принудительным работам»;
– «Порядок предоставления отпуска осужденным к принудительным работам»;
– «Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности осужденных к принудительным работам».
Это наиболее значимые вопросы, которые необходимо закрепить на законодательном уровне.
В заключение следует сказать, что, поскольку помимо уголовно-исполнительного законодательства часто используются нормы Трудового Кодекса Российской Федерации, и само наказание базируется на трудовых отношениях, необходимо внести коррективы, которые разрешат коллизионные моменты в законодательстве, а также помогут систематизировать процесс организации принудительных работ.


Статья поступила в редакцию 20.08.2022 г.

Список использованных источников:
1. Дулепов В.В. Принудительные работы как вид уголовного наказания // Закон и право. — 2018. — № 10. — С. 96–98.
2. Дерен И.И. Экономика в уголовно-исполнительной системе: современное состояние и перспективы совершенствования // Современное состояние и перспективы развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации: сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции, 7–8 октября 2021 г., ФКУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России, г. Киров. — Киров: ФКУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России, 2021. — С.120–122.
3. Дерен И.И. Экономические аспекты уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации // Проблемы современной экономики. — 2019. — № 3(71). — С. 159–161.
4. Дерен И.И. Современные тенденции экономической безопасности // IV Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»: сб. тез. выступлений и докладов участников. В 10 т. / ФКУ Академия ФСИН России. — Рязань, 2019. Т.9. — С. 55–62.
5. Дронов Р.В. Факторы экономической безопасности и евразийской интеграции: человеческий капитал и миграция / Р.В. Дронов, А.А. Ананьев // Проблемы современной экономики. — 2019. — № 1. — С. 56–58.
6. Непомнящая Т.В. Проблемы назначения принудительных работ // Вестник Омского университета. Серия «Право». — 2018. — № 3 (56). — С. 148–152.
7. Помнина С.Н. Целесообразность введения принудительных работ как вида уголовного наказания с позиции теории и практики / С.Н. Помнина, А.А. Лаврушкина // Вестник ВУиТ. — 2017. — № 4. — С. 1–8.
8. Стекольникова А.М. Взаимодействие уголовно-исполнительных инспекций с русской православной церковью // Российское общество и государство на современном этапе: Сборник научных трудов. ФКОУ ВО «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний». — Владимир, 2021. — С. 238–240.
9. Устинов А.А. Принудительные работы как вид наказания // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2021. — № 4 (227). — С. 36–44.
10. Чернышенко Е.В. Правовое регулирование и особенности организации воспитательной работы с осужденными к принудительным работам // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2022. — № 2 (237). — С. 22–27.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия