| | Проблемы современной экономики, N 4 (84), 2022 | | НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ | | Ряховская А. Н. профессор Департамента менеджмента и инноваций
Финансового университета при Правительстве РФ (г. Москва),
доктор экономических наук Тарусин Е. М. Студент 4-го курса Финансового университета при Правительстве РФ (г. Москва)
| |
| | Статья посвящена эффективному выполнению нацпроектов, что в значительной степени будет способствовать стабилизации экономики России, обеспечению ее развития. Особую роль при этом играет ее цифровизация, что является одним из ключевых факторов повышения конкурентоспособности, как отдельных субъектов экономики, так и государства в целом. | Ключевые слова: национальный проект, цифровая экономика, антикризисное управление | ББК У9(2)–18(2Р) Стр: 206 - 208 | Важнейшим направлением стабилизации российской экономики в условиях ее кризиса, действия антироссийских санкций, пандемии коронавирусной инфекции других негативных параметров является реализация национальных проектов. В рамках их разработки учитывается множество факторов, в т.ч. конкретная сфера экономики, выявленные проблемы на уровне государства, конкретных регионов, отраслей, видов деятельности, а также финансовых возможностей государства. Последний из указанных факторов является особо значимым, т. к. при разработке и утверждении национальных проектов учитываются в основном государственные инвестиции, эффективность использования которых находится на крайне низком уровне. Важным негативным параметром неэффективного расходования госинвестиций при реализации практически всех национальных проектов является несвоевременность их выделения из госбюджета, активизация исполнения в конце финансового года, что приводит, в итоге, к невыполнению количественных показателей, низкому качеству решения поставленных задач, иным негативным последствиям.
Таким образом, необходимо усиление контроля за реализацией всех утвержденных национальных проектов на всех стадиях их выполнения без увеличения численности чиновнического аппарата, что возможно с внедрением цифровых технологий в экономику России.
Решение поставленной задачи в значительной степени обеспечивает эффективная и результативная реализация нацпроекта «Цифровая экономика», важной задачей которого является формирование цифрового будущего экономики государства и субъектов рыночной экономики различных уровней. При этом его реализация предусмотрена в течение 5 лет — с 2019 по 2024 годы.
Разрабатывая и утверждая указанный нацпроект, Правительство РФ учитывало, что в настоящее время влияние цифровизации на экономику в значительной степени усиливается на международном уровне, что является серьезным вызовом российскому государству, т.к. в противном случае оно окажется неконкурентоспособным по сравнению с другими странами.
Так, например, в Китае и ряде других «продвинутых» стран полным ходом идет внедрение блокчейн технологий, выделяются гранты как частным организациям, так и правительственным структурам, организуются международные мероприятия, на которых могут поделиться проблемами и разработать перспективы развития этой области.
Также создаются центры по обучению специалистов предприятий каждой отрасли для обеспечения их кадрами в дальнейшем. Особенно интенсивно такая экономика знаний и умений развита в западных странах и в таких азиатских «гигантах», с точки зрения технологий и экономики, как Китай, Южная Корея и Япония.
Именно действием указанных мировых тенденций обусловлена необходимость реализации в экономике России нацпроекта «Цифровая экономика», основными целями которого является:
– внедрение и предварительная разработка отечественного программного обеспечения, которое позволит функционировать различным отраслям, а также органам местного самоуправления и различным организациям;
– формирование устойчивой и надежной базы данных с высокоскоростной передачей;
– создание безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
– обеспечение затрат на развитие информационной сферы.
Таким образом реализация аналогичного нацпроекта «Цифровая экономика» должна включать в себя не только разработку соответствующей нормативно-законодательной базы, но и формирование определенных структур, что является довольно сложным и многогранным процессом, который должен учесть интересы всех игроков рынка. Также необходимо создание перечня новых специальностей, которые будут реализованы на факультетах цифровой экономики в рамках другого федерального проекта — «Образование».
Результаты анализа эффективности и результативности реализации нацпроекта «Цифровая экономика» свидетельствуют о том, что в России с каждым днём развитие цифровых технологий набирает обороты. Их интенсивное развитие инициирует изменения в различных сферах общества, т.к. большинство организаций переносят многие технологические процессы в цифровую среду для более комфортной и эффективной работы. Это обеспечивает нашей стране переход к постиндустриальному обществу с повышением качества жизни, инновационными технологиями и цифровой экономикой. При этом каждая компания нуждается в более продвинутых цифровых технологиях с целью повышения конкурентоспособности и получения лидерских позиций на рынке. В настоящее время рыночная стоимость многих компаний во многом определяется их «цифровыми активами», что обеспечивается распространением бизнес-моделей, основанных на цифровых технологиях.
Цифровая трансформация, в первую очередь, — это процесс внедрения хозяйствующими субъектами цифровых технологий с соответствующей заменой устаревших способов ведения бизнеса. Цифровизация активно развивается в таких сферах, как здравоохранение, образование, безопасные и качественные автомобильные дороги, производительность труда, поддержка занятости и многие другие.
Реализация нацпроекта «Цифровая экономика» сопровождается изменениями в сфере бизнеса и общества в целом. В основном изменения касаются менеджмента, потому что именно цифровая трансформация оказывает влияние на его инструменты и технологии. Происходящие технологические изменения создают определенные вызовы для экономической науки и правовой системы, т.к. прежние нормативно-законодательные основы, сформированные в доцифровую эпоху, и ее теоретические концепции, перестают работать. Эти вызовы сегодня сформировались и для менеджмента в целом, включая антикризисное управление. Практика показывает необходимость формирования нового антикризисного инструментария, с учетом множества факторов трансформации экономики, их важнейших характеристик и влияния на условия и способы ведения бизнеса, поскольку существующие инструменты, как показывает хозяйственно-правовая практика, не удовлетворяют новым требованиям.
Реализация рассматриваемого нацпроекта в рамках активизации развития соответствующих информационных технологий, привела к ключевым изменениям, влияющим на бизнес-стратегии компаний в т.ч.:
Таблица 1
Ключевые факторы цифровой трансформации экономикиФактор цифровой трансформации экономики | Характеристика фактора | Влияние на условия и способы ведения бизнеса |
---|
Мобильность и подключенность к интернету | Уход бизнеса и населения в киберпространство благодаря развитию мобильных технологий, широкому распространению интернета | Формирование новых форм ведения бизнеса (виртуальные компании), снижение транзакционных издержек ведения бизнеса (в частности, издержек координации, поиска информации), изменение форм взаимодействия с клиентом | Датификация | Экспоненциальный рост объемов информации, используемой человечеством | Превращение данных в ключевой фактор производства экономики и доходообразующий актив цифрового бизнеса, сопровождаемое изменением традиционных бизнес-моделей, формированием новых инструментов извлечения прибыли | Компьютеризация | Рост вычислительной мощности компьютеров | Повышение эффективности применяемых управленческих решений за счет ускорения | Развитие цифровых технологий, включая искусственный интеллект | Упрощение процесса обработки большого количества информации | Повышение эффективности деятельности компании, автоматизация операционных процессов, сокращение издержек | Скорость | Существенное ускорение экономических процессов | Отказ от традиционных форм и методов менеджмента, например, проектного управления, которое не позволяет принимать оперативные управленческие решения | Экосистемность | Формирование среды, предусматривающей комплексные условия для развития инновационных процессов и цифровых технологий, их активного распространения и взаимопроникновения | Переход на экосистемные бизнес-модели, обеспечивающие диверсификацию бизнеса | Сетевизация | Распространение сетевых технологий, благодаря которым возникает сетевой эффект, когда поведение одного экономического агента влияет на ценность услуги, которую получают другие агенты от пользования этой услугой | Формирование новых бизнес-моделей и структуры издержек компании | Источник: Кочетков Е. П. Цифровая трансформация экономики и технологические революции: вызовы для текущей парадигмы менеджмента и антикризисного управления // Стратегические решения и риск-менеджмент. — 2019. — № 4.- С.330–341.
1. доступность вычислительных мощностей и облачных сервисов, что, по сути, означает формирование информационной инфраструктуры, необходимой для развития в условиях повсеместной цифровизации;
2. удешевление стоимости передачи и хранения информации и, как итог, исчезновению барьеров для входа в бизнес, снижению издержек по хранению и передаче данных, развитию сетевых эффектов;
3. рост эффекта масштаба в области анализа данных, в результате чего открылся огромный потенциал извлечения прибыли из анализа данных.
Таким образом, основу бизнеса в условиях цифровой экономики составляют данные, вокруг которых выстраиваются все бизнес-процессы и на основе которых формируются новые бизнес-модели и экосистемы, предполагающие взаимодействие экономических агентов в киберпространстве. В свою очередь, внедрение цифровых технологий позволяет компаниям существенно снизить как транзакционные, так и трансформационные издержки для бизнеса.
Учитывая огромную значимость эффективной реализации Национального проекта «Цифровая экономика» для экономики России и субъектов рынка различных уровней необходимо:
• усиление контроля за его исполнением;
• сокращение текучести и оттока IT-специалистов с предоставлением от государства льгот, кредитов, отсрочки от армии и т.д.;
• повышение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счёт всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) не менее чем в четыре раза по сравнению с 2021 годом;
• создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объёмов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств;
• разработка и внедрение мер поддержки ИП и самозанятых, работающих в сфере IT и высоких технологий;
• разработка пакета мер совершенствованию ПО и специализированных программ российского производства.
В рамках данного исследования проведен анализ результатов реализации некоторых из утвержденных нацпроектов, а также направления активизации выполнения поставленных в них задач. Так, в национальном проекте «Здравоохранение» выявлен ряд проблем, обусловленных неразвитостью отдельных регионов и неэффективным управлением системой здравоохранения РФ в т.ч.:
• неполное и неэффективное использование выделенных финансовых ресурсов;
• низкий уровень цифровой грамотности населения;
• невысокий уровень доверия к медицине у граждан;
• острая нехватка больниц, врачей и медперсонала.
На основании выявленных проблем рекомендуется:
• произвести кадровую перестановку ответственных лиц в системе здравоохранения РФ;
• обеспечить реализацию комплекса мер повышения продолжительности жизни населения России;
• совершенствовать систему распределения финансирования из федерального бюджета и между региональными бюджетами;
• увеличить объем оказываемых медицинских услуг на бесплатной основе;
• в рамках сотрудничества с Министерством образования и науки Российской Федерации разработать и внедрить проект, который позволит популяризировать использование бесплатной медицины среди населения, а также увеличить число бюджетных мест в медицинских вузах для подготовки специалистов по профилю «Медицина».
Повышение эффективности выполнения задач национального проекта «Образование» возможно за счет:
• изменения приоритетов системы образования с применением современных методик и психологической поддержки обучающихся;
• увеличения финансирования проекта с 3,6% до 5–8% от ВВП РФ;
• усиления контроля за проведения ремонта и реставрации школ, находящихся в сельской местности;
• усиления контроля за строительством новых образовательных учреждений, в рамках обеспечения необходимого и достаточного количества учебных бюджетных мест;
• разработки мер повышения эффективности и результативности программы «Земский учитель».
Особое значение для снижения негативного влияния антироссийских санкций имеет повышение качества подготовки специалистов всех видов деятельности и повышения их квалификации на постоянной основе. С целью обеспечения во всех населенных пунктах России достойного уровня проживания, недопущения сокращения их количества особое внимание необходимо уделить Национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги», что требует:
• применения новых механизмов развития и эксплуатации дорожной сети, увеличения жизненного цикла строящихся дорог с использованием наилучших технологий и материалов;
• доведение норматива зачисления налоговых доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации от акцизов на горюче-смазочные материалы до 100 процентов;
• внедрение общедоступной информационной системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов всех уровней;
• создание механизмов экономического стимулирования сохранности автомобильных дорог регионального и местного значения;
• значительного сокращения количества платных дорог, снижения величины оплаты проезда с последующей отменой платы за проезд на территории России.
Кризис мировой и российской экономик, влияние антироссийских санкций, банкротство огромного числа субъектов рыночной экономики в значительной степени увеличила численность безработного населения и уровень бедности в стране. В этой связи особую значимость приобретает Национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости», эффективность выполнения задач которого требует:
• совершенствовать систему стимулирования мотивации труда;
• провести реорганизацию контролирующих органов, ответственных за качество и условия труда;
• обеспечить рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5 процентов в год;
• привлечения к участию в реализации указанной национальной программы всех субъектов Российской Федерации;
• разработки и внедрения высокопроизводительной техники и технологий российских компаний.
В современных условиях функционирования российской экономики с целью снижения негативного воздействия указанных ранее факторов важную роль выполняют малые и средние предприятия, что требует от органов власти всех уровней поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы. Решение указанных проблем предусмотрено в Национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В этой связи необходимо:
• улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, включая упрощение налоговой отчётности для предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику;
• создание цифровой платформы, ориентированной на поддержку производственной и сбытовой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей;
• совершенствование системы закупок, осуществляемых крупнейшими заказчиками у субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей.
Серьезные препятствия в выполнении задач ранее утвержденного Национального проекта «Международная кооперация и экспорт» возникли при введении антироссийских санкций и объявления множества стран недружественными в отношении России, что требует также активизации в реализации комплекса мер по импортозамещению в т.ч.:
• формирование в обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг глобальных конкурентоспособных не сырьевых секторов, общая доля экспорта товаров (работ, услуг) которых должна составить не менее 20 процентов валового внутреннего продукта страны;
• сокращение административных процедур и барьеров в сфере международной торговли, включая отмену избыточных требований при лицензировании экспорта и осуществлении валютного контроля, организация (к 2023 году) взаимодействия субъектов международной торговли с контролирующими органами по принципу «одного окна»;
• завершение создания гибкой линейки финансовых инструментов поддержки экспорта (к 2023 году), включая расширенное предэкспортное, экспортное и акционерное финансирование, лизинг и долгосрочные меры поддержки.
При решении предусмотренных каждым национальном проектом задач и проблем необходимо учитывать активную цифровую трансформацию экономики, что приводит к возникновению вызовов для субъектов рыночной экономики, представителей экономической науки и менеджмента ввиду кардинального изменения социально-экономических институтов общества, условий и способов ведения бизнеса под влиянием технологических преобразований в экономике ввиду того, что объяснительная и практическая значимость традиционных функциональных связей (эффект масштаба, цепочка ценности и др.) существенно снижается. При этом в рыночной среде формируются новые хозяйствующие субъекты (цифровые компании), деятельность которых не укладывается в традиционные метрики эффективности и бизнес-модели и порой представляет угрозу компаниям доцифровой эпохи.
Важной составляющей в условиях цифровизации экономики является вопрос антикризисного управления хозяйствующими субъектами. С кризисами в ходе своего функционирования сталкиваются как индустриальные гиганты доцифровой эпохи, оказываясь на грани банкротства, так и цифровые компании. Однако в текущих условиях практика антикризисного управления оказалась в затруднительном положении: существующий инструментарий не работает эффективно ни в отношении компаний доцифровой эпохи, ни в отношении цифровых компаний, что требует от научного сообщества совершенствования и разработки новых методов и инструментов по использованию кризисных факторов для развития.
Также требуется адаптация действующего инструментария к новым экономическим условиям, а также разработка нового инструментария, учитывающего особенности функционирования цифровых компаний. При этом следует отметить, что для традиционных компаний в настоящее время практикой сформирован инструмент цифровой трансформации, который постоянно требует совершенствования. Однако для новых компаний такой инструментарий научным сообществом и практиками не сформирован. Задачу по формированию нового антикризисного инструментария и адаптации существующего предстоит решить научному сообществу в ближайшем будущем. Возможно, такой инструментарий будет сформирован «на марше», но для этого требуется создание фундаментального теоретического базиса экономической науки и менеджмента, объясняющего новые закономерности развития экономики под влиянием технологических изменений. |
| |
|
|