| | Проблемы современной экономики, N 4 (84), 2022 | | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН | | Умарова Д. Т. ведущий научный сотрудник Института экономики Комитета науки МОН Республики Казахстан (г. Астана),
кандидат экономических наук
| |
| | Статья посвящена вопросам развития казахстанской столицы — городу Астана. Дана авторская оценка развития столицы в контексте показателей экономического роста. Даны сравнительные характеристики развития Астаны и других зарубежных городов. Показано, что в условиях города-столицы показатели социально-экономического положения населения лучше, а столичный статус г. Астана обеспечивает его конкурентоспособность на региональном и национальном уровнях. | Ключевые слова: Астана, Казахстан, город, международный опыт развития городов, экономический рост, конкурентоспособность, агломерация | УДК 339.92 Стр: 148 - 151 | В развитии учения экономики городов выделяют четыре периода [1]. Четвертый период, начавшийся в 1980-х гг., связан с изучением природы экономического роста. Исследователи экономического роста выступают за ускорение процесса урбанизации и появления крупных мега городов, поскольку считают, что большие агломерации способствуют становлению сильной экономики. В обзоре ОЭСР отмечается, что в странах ОЭСР мегаполисы с населением не менее полумиллиона человек в 2018 году генерировали 52% ВВП [2]. И в 2001–2018 гг. во всех мегаполисах, за исключением Греции, наблюдался рост ВВП. Более того, столичные агломерации являются самыми богатыми агломерациями в 18 из 30 стран ОЭСР. К примеру, в 2000–2012 гг. доля столицы Колумбии в ВВП страны составляла 24% [3].
Сосредоточие человеческого, социального и интеллектуального капиталов, финансовых ресурсов обеспечивают лидерство городов на национальном и региональном уровнях [4; 5]. Развитие городов характеризуется положительной взаимосвязью между уровнем урбанизации и доходами на душу населения, развитием предпринимательства и инновациями [6; 7]. К примеру, три основных города Колумбии генерируют более 70% инноваций страны [8]. Исследования также подтверждают взаимосвязь между размерами города и уровнем производительности [1]. Исследования, проведенные в Германии, показали, что 10% увеличения размера города увеличивают производительность на 0,2% [9]. Развитие городов сопровождается развитием инфраструктуры. В свою очередь, опыт исследования городов Индии и Нигерии показывает значительное влияние инфраструктуры на развитие городских отраслей экономики [10; 11]. Отдельное внимание уделяется транспортной инфраструктуре. Мобильность рассматривают как ключевой аспект устойчивого городского развития [12]. К примеру, неадекватная транспортная инфраструктура указывается основной причиной сужения рынка труда в Колумбии [3].
Вместе с тем, исследование городов Западной Европы с населением более 200000 человек выявило, что с 1960 года не была установлена прямая связь между размером города и темпами его роста [13]. Более того, урбанизация в Зимбабве и Демократической Республике Конго является прямым следствием конфликтов и ухудшения условий жизни в сельской местности, а не экономического развития [14]. Другой фактор, снижающий взаимосвязь между развитием городов и экономическим ростом является плотность населения. Согласно данным ОЭСР, города в странах с низким уровнем доходов имеют самую высокую плотность населения в мире — 10 000 жителей/км², а страны с высоким уровнем доходов имеют самую низкую плотность населения — 2800 жителей/км² [2]. Кроме того, урбанизация в развивающихся странах привела к росту городской бедности [15]. И отсутствие жилья определено одним из индикаторов городской бедности. Жилье является фундаментом безопасности, наличие которого облегчает решение других социально-экономических проблем. В более широком социальном аспекте, собственность на жилье дает возможность его использования в качестве производственного актива и развития предпринимательских инициатив на дому. Таким образом, жилье способствует решению проблем трудоустройства и сокращения бедности населения в целом.
Территориальное развитие Казахстана характеризуется неравномерным и редким заселением регионов [4]. Урбанизация в Казахстане характеризуется ростом городского населения за счет переезда из сельских местностей и малых депрессивных городов [16]. Другое исследование утверждает, что урбанизация в постсоветских республиках была связана с природными и территориально-пространственными аспектами распределения экономической деятельности [14]. Население столицы Казахстана г. Астана на 1 января 2022 года составило 1239,89 тыс. человек, и по классификации ООН столица относится к городам среднего размера [14]. Развитие г. Астана предусмотрено в Концепции вхождения столицы в рейтинг 10-ти лучших городов мира до 2050 года1. Однако, в настоящее время Астана не входит в десятку лучших городов мира по уровню качества жизни ни по версии Mercer, ни по версии the Economist2. Тем не менее, отдельные зарубежные исследователи считают, что Астана является процветающей столицей и что переезд столицы из г. Алматы в г. Астана был символическим ресурсом, предлагающим альтернативное видение государственности [17].
В структуре валового регионального продукта (ВРП) столицы наибольшую долю занимают торговля (оптовая, розничная) и операции с недвижимым имуществом (табл.1). В связи с реализацией проектов по цифровизации растет удельный вес сферы информации и связи. Несмотря на незначительное снижение доли строительства, в сравнении с 2018 г., эта отрасль динамично развивается с момента переезда столицы в г. Астана, а объем выполненных строительных работ в 2003–2020 гг. увеличился в 9 раз3. Изменения в удельном весе деятельности отрасли «Транспорт и складирование» в том числе связаны с планами по строительству легко рельсового транспорта (LRT). В международной практике строительство систем LRT были основаны не на социально-экономической отдаче и окупаемости затрат, а в целях создания положительного имиджа общественного транспорта и обновления города [18].
Таблица 1
Структура валового регионального продукта г. Астана | 2018 | 2019 | 2020 |
---|
Всего | 100 | 100 | 100 | Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов | 16,55 | 18,51 | 20,1 | Операции с недвижимым имуществом | 14,02 | 13,47 | 10,56 | Профессиональная, научная и техническая деятельность | 11,43 | 10,4 | 10,18 | Промышленность | 5,24 | 6,2 | 7,37 | Информация и связь | 5,27 | 5,43 | 7,02 | Строительство | 7,11 | 6,43 | 6,88 | Обрабатывающая промышленность | 4,47 | 5,45 | 6,67 | Финансовая и страховая деятельность | 5,29 | 4,73 | 4,78 | Транспорт и складирование | 6,48 | 5,82 | 4,01 | Примечание: составлено по данным Бюро национальной статистики РК. Режим доступа: www.stat.gov.kz
Социально-экономические показатели развития столицы в динамике подтверждают конкурентоспособность г. Астана на национальном уровне (табл. 2). В частности, показатели ВРП на душу населения, заработной платы, продолжительности жизни и цифровой грамотности выше среднереспубликанских значений. В столице больше возможностей трудоустройства. При этом, высокие цены на жилье подтверждают утверждения, что урбанизация неизбежно сопровождается ростом спроса на жилье и проблемами обеспечения доступного жилья.
Таблица 2
Сравнительные показатели развития г. АстанаПоказатели | 2018 | 2019 | 2020 |
---|
ВРП на душу населения, тыс. тенге4 | | | | Республика Казахстан | 3 382,5 | 3 755,7 | 3 766,8 | г. Астана | 6 359,5 | 7 075,8 | 6 873,6 | Среднемесячная заработная плата, тенге5 | | | | Республика Казахстан | 162 673 | 186 815 | 213 003 | г. Астана | 240 320 | 266 796 | 302 504 | Уровень безработицы, %6 | | | | Республика Казахстан | 4,9 | 4,8 | 4,9 | г. Астана | 4,5 | 4,4 | 4,6 | Доля малого и среднего предпринимательства (МСП) в ВРП, %7 | | | | Республика Казахстан | 28,4 | 31,7 | 32,8 | г. Астана | 48,6 | 55,1 | 56,8 | Производительность труда на субъектах МСП, тыс. тенге/человек | | | | Республика Казахстан | 5 304,2 | 6 387,6 | 6 677,7 | г. Астана | 8 699,3 | 11 132 | 11 376 | Ожидаемая продолжительность жизни, лет8 | | | | Республика Казахстан | 73,1 | 73,2 | 71,4 | г. Астана | 76,2 | 76,7 | 73,5 | Уровень цифровой грамотности населения (6–74 лет), %9 | | | | Республика Казахстан | 79,6 | 82,1 | 84,1 | г. Астана | 85,4 | 88,7 | 91,3 | Средние цены на новое жилье, тенге/м² 10 | | | | Республика Казахстан | 266 863 | 293 518 | 307 600 | г. Астана | 340 706 | 373 656 | 392 682 | Примечание: составлено по данным Бюро национальной статистики РК. Режим доступа: www.stat.gov.kz
Следующим шагом в исследовании является оценка конкурентоспособности г. Астана на региональном уровне. Для этой цели расчет индекса конкурентоспособности был произведен по следующей формуле [5]:
I = (Ieconomic + Isocio-demographic)/2,
где I economic — среднее арифметическое значение суммы стандартизированных индексов экономических факторов; Isocio-demographic — среднее арифметическое значение суммы стандартизированных индексов социально-демографических факторов.
Для расчета индекса конкурентоспособности г. Астана был выбран ряд экономических и социально-демографических факторов, согласно табл. 3. Для сравнения были выбраны следующие города: г. Астана, г. Алматы (крупнейший город Казахстана), г. Шымкент (юг Казахстана) и г. Актобе (запад Казахстана), которые определены региональными центрами экономического роста.
Стандартизированные индексы по каждому удельному показателю (на душу населения и долям) экономических и социально-демографических факторов (табл.4) были определены по следующей формуле:
Xi = (Хif – Хmin)/(Xmax – Xmin),
где Xi — стандартизированный i показатель города; Xif — фактический i показатель города; Xmin — минимальное значение i показателя в выборке городов; Xmax — максимальное значение i показателя в выборке городов.
Таблица 3
Экономические и социально-демографические факторы в 2020 году | г. Астана | г. Алматы | г. Шымкент | г. Актобе |
---|
Экономические факторы |
---|
Численность населения, чел | 1 184 469 | 1 977 011 | 1 074 167 | 513 004 | ВРП на душу населения, тыс. тенге | 6 873,6 | 6 913 | 2 360,3 | 3 329,8 | Уровень активности в области продуктовых и процессных инноваций, % | 12,6 | 13 | 7,1 | 10,1 | Затраты на инновации на душу населения, тыс. тенге | 70,9 | 48,2 | 7,8 | 89,3 | Доля занятых в МСП, % | 67,4 | 63,5 | 39,8 | 66,2 | Объем розничной торговли на душу населения, тыс. тенге | 1156,2 | 1735,8 | 461,7 | 1049,1 | Объем инвестиций в основной капитал на душу населения, тыс. тенге | 949,97 | 494,08 | 259,49 | 460,33 | Объем обрабатывающей промышленности на душу населения, тыс. тенге* | 912,50 | 449,36 | 542,85 | 1110,50 | Социально-демографические факторы |
---|
Коэффициент естественного прироста | 23,4 | 10,38 | 23,64 | 8,6 | Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет | 73,49 | 74,02 | 71,0 | 71,69 | Доля бедных в регионе к общему числу бедных в республике, %* | 1,8 | 9,6 | 5,4 | 3,1 | Уровень безработицы | 4,6 | 5,2 | 5,1 | 4,6 | Объем основных видов услуг здравоохранения на душу населения, тыс. тенге | 70,1 | 45,3 | 30,9 | 94,0 | Объем основных видов услуг образования на душу населения, тыс. тенге | 231,4 | 190,3 | 142,7 | 131,7 | Доля занятых с высшим образованием, % | 69,7 | 74,4 | 65,9 | 47,0 | * данные приведены не по г. Актобе, а по области
Составлено по данным Бюро национальной статистики РК. Режим доступа: www.stat.gov.kz
Расчет индекса конкурентоспособности столицы, равный 0,87, подтверждает конкурентоспособность столицы и на региональном уровне. При этом нельзя не отметить, что конкурентоспособность новой столицы обеспечивается поддержкой государства.
Таблица 4
Расчет индекса конкурентоспособности | г. Астана | г. Алматы | г. Шымкент | г. Актобе |
---|
Индекс ВРП на душу населения | 0,99 | 1 | 0 | 0,21 | Индекс уровня активности в области продуктовых и процессных инноваций | 0,93 | 1 | 0 | 0,51 | Индекс затрат на инновации на душу населения | 0,77 | 0,50 | 0 | 1 | Индекс доли занятых в МСП | 1 | 0,86 | 0 | 0,95 | Индекс объема розничной торговли на душу населения | 0,55 | 1 | 0 | 0,46 | Индекс объема инвестиций в основной капитал на душу населения | 1 | 0,34 | 0 | 0,29 | Индекс объема обрабатывающей промышденности на душу населения | 0,70 | 0 | 0,14 | 1 | Средний индекс экономических факторов | 0,85 | 0,67 | 0,02 | 0,63 | Индекс доли бедных в регионе к общему числу бедных в республике* | 1 | 0 | 0,54 | 0,83 | Индекс уровня безработицы* | 1 | 0 | 1 | 1 | Индекс ожидаемой продолжительности жизни при рождении | 0,82 | 1 | 0 | 0,23 | Индекс естественного прироста населения | 0,98 | 0,12 | 1 | 0 | Индекс объема основных видов услуг здравоохранения на душу населения | 0,62 | 0,23 | 0 | 1 | Индекс объема основных видов услуг образования на душу населения | 1 | 0,59 | 0,11 | 0 | Индекс доли занятых с высшим образованием | 0,83 | 1 | 0,69 | 0 | Средний индекс социально-демографических факторов | 0,9 | 0,4 | 0,5 | 0,4 | Индекс конкурентоспособности | 0,87 | 0,54 | 0,25 | 0,53 | Примечание: рассчитано автором.
* показатели индексов доли бедных в регионе к общему числу бедных в республике и уровня безработицы были рассчитаны иначе чем другие индексы по следующей формуле: Xi = (Xmax – Хif)/(Xmax – Xmin)
Поскольку в структуре ВРП Астаны преобладают сфера услуг, дальнейшее поступательное развитие экономики города, в том числе, будет зависеть от численности населения. В этой связи, посредством статистического метода «Тенденция» и на основании статистических данных движения численности столицы в период с 1991 по 2021 гг.11 был рассчитан прогноз жителей столицы на период до 2030 года. Согласно прогнозу, к 2030 г. население столицы увеличиться на 17,6% и составит 1 458 300 тыс. человек.
Развитие казахстанской столицы в средне- и долгосрочной перспективе отражено в соответствующих программах. Программа развития г. Астана до 2025 года ставит задачи обеспечения доступного жилья, мест в школьных и дошкольных учреждениях и растущие расходы на продовольственные товары12. Доля расходов на продовольственные товары составила: 44% в 2018 году; 46,7% в 2019 году и 51% в 2020 году13. Программа развития г. Астана до 2050 года предусматривает решение следующих задач: развитие МСП и доведение его доли до 74% в ВРП; развитие умных и технологичных производств, которые в настоящее время занимают 1% от общей валовой добавленной стоимости и 1,5% от общего числа занятых14; обеспечение доступности жилья, которое является главной проблемой для 49,4% жителей города.
Оценка развития казахстанской столицы подтверждает, что статус города и столицы обеспечивают г. Астана конкурентоспособность на региональном и национальном уровнях. В средне- и долгосрочной перспективе развития г. Астана актуальными останутся вопросы обеспечения населения столицы доступным жильем и продовольствием. В этой связи, рекомендуется внесение изменений и дополнений в Программу развития г. Астана до 2050 г. в части включения вопросов развития Астанинской агломерации в целях обеспечения столицы продуктами питания и строительными материалами. Кроме того, необходимо внести изменения в Программу в части обеспечения жителей доступным жильем с учетом успешных международных практик. |
| |
|
|