Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (84), 2022
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ И ДРУГИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Умарова Д. Т.
ведущий научный сотрудник Института экономики Комитета науки МОН Республики Казахстан (г. Астана),
кандидат экономических наук


К вопросу развития казахстанской столицы
Статья посвящена вопросам развития казахстанской столицы — городу Астана. Дана авторская оценка развития столицы в контексте показателей экономического роста. Даны сравнительные характеристики развития Астаны и других зарубежных городов. Показано, что в условиях города-столицы показатели социально-экономического положения населения лучше, а столичный статус г. Астана обеспечивает его конкурентоспособность на региональном и национальном уровнях.
Ключевые слова: Астана, Казахстан, город, международный опыт развития городов, экономический рост, конкурентоспособность, агломерация
УДК 339.92   Стр: 148 - 151

В развитии учения экономики городов выделяют четыре периода [1]. Четвертый период, начавшийся в 1980-х гг., связан с изучением природы экономического роста. Исследователи экономического роста выступают за ускорение процесса урбанизации и появления крупных мега городов, поскольку считают, что большие агломерации способствуют становлению сильной экономики. В обзоре ОЭСР отмечается, что в странах ОЭСР мегаполисы с населением не менее полумиллиона человек в 2018 году генерировали 52% ВВП [2]. И в 2001–2018 гг. во всех мегаполисах, за исключением Греции, наблюдался рост ВВП. Более того, столичные агломерации являются самыми богатыми агломерациями в 18 из 30 стран ОЭСР. К примеру, в 2000–2012 гг. доля столицы Колумбии в ВВП страны составляла 24% [3].
Сосредоточие человеческого, социального и интеллектуального капиталов, финансовых ресурсов обеспечивают лидерство городов на национальном и региональном уровнях [4; 5]. Развитие городов характеризуется положительной взаимосвязью между уровнем урбанизации и доходами на душу населения, развитием предпринимательства и инновациями [6; 7]. К примеру, три основных города Колумбии генерируют более 70% инноваций страны [8]. Исследования также подтверждают взаимосвязь между размерами города и уровнем производительности [1]. Исследования, проведенные в Германии, показали, что 10% увеличения размера города увеличивают производительность на 0,2% [9]. Развитие городов сопровождается развитием инфраструктуры. В свою очередь, опыт исследования городов Индии и Нигерии показывает значительное влияние инфраструктуры на развитие городских отраслей экономики [10; 11]. Отдельное внимание уделяется транспортной инфраструктуре. Мобильность рассматривают как ключевой аспект устойчивого городского развития [12]. К примеру, неадекватная транспортная инфраструктура указывается основной причиной сужения рынка труда в Колумбии [3].
Вместе с тем, исследование городов Западной Европы с населением более 200000 человек выявило, что с 1960 года не была установлена прямая связь между размером города и темпами его роста [13]. Более того, урбанизация в Зимбабве и Демократической Республике Конго является прямым следствием конфликтов и ухудшения условий жизни в сельской местности, а не экономического развития [14]. Другой фактор, снижающий взаимосвязь между развитием городов и экономическим ростом является плотность населения. Согласно данным ОЭСР, города в странах с низким уровнем доходов имеют самую высокую плотность населения в мире — 10 000 жителей/км², а страны с высоким уровнем доходов имеют самую низкую плотность населения — 2800 жителей/км² [2]. Кроме того, урбанизация в развивающихся странах привела к росту городской бедности [15]. И отсутствие жилья определено одним из индикаторов городской бедности. Жилье является фундаментом безопасности, наличие которого облегчает решение других социально-экономических проблем. В более широком социальном аспекте, собственность на жилье дает возможность его использования в качестве производственного актива и развития предпринимательских инициатив на дому. Таким образом, жилье способствует решению проблем трудоустройства и сокращения бедности населения в целом.
Территориальное развитие Казахстана характеризуется неравномерным и редким заселением регионов [4]. Урбанизация в Казахстане характеризуется ростом городского населения за счет переезда из сельских местностей и малых депрессивных городов [16]. Другое исследование утверждает, что урбанизация в постсоветских республиках была связана с природными и территориально-пространственными аспектами распределения экономической деятельности [14]. Население столицы Казахстана г. Астана на 1 января 2022 года составило 1239,89 тыс. человек, и по классификации ООН столица относится к городам среднего размера [14]. Развитие г. Астана предусмотрено в Концепции вхождения столицы в рейтинг 10-ти лучших городов мира до 2050 года1. Однако, в настоящее время Астана не входит в десятку лучших городов мира по уровню качества жизни ни по версии Mercer, ни по версии the Economist2. Тем не менее, отдельные зарубежные исследователи считают, что Астана является процветающей столицей и что переезд столицы из г. Алматы в г. Астана был символическим ресурсом, предлагающим альтернативное видение государственности [17].
В структуре валового регионального продукта (ВРП) столицы наибольшую долю занимают торговля (оптовая, розничная) и операции с недвижимым имуществом (табл.1). В связи с реализацией проектов по цифровизации растет удельный вес сферы информации и связи. Несмотря на незначительное снижение доли строительства, в сравнении с 2018 г., эта отрасль динамично развивается с момента переезда столицы в г. Астана, а объем выполненных строительных работ в 2003–2020 гг. увеличился в 9 раз3. Изменения в удельном весе деятельности отрасли «Транспорт и складирование» в том числе связаны с планами по строительству легко рельсового транспорта (LRT). В международной практике строительство систем LRT были основаны не на социально-экономической отдаче и окупаемости затрат, а в целях создания положительного имиджа общественного транспорта и обновления города [18].

Таблица 1
Структура валового регионального продукта г. Астана
 201820192020
Всего100100100
Оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов16,5518,5120,1
Операции с недвижимым имуществом14,0213,4710,56
Профессиональная, научная и техническая деятельность11,4310,410,18
Промышленность5,246,27,37
Информация и связь5,275,437,02
Строительство7,116,436,88
Обрабатывающая промышленность4,475,456,67
Финансовая и страховая деятельность5,294,734,78
Транспорт и складирование6,485,824,01
Примечание: составлено по данным Бюро национальной статистики РК. Режим доступа: www.stat.gov.kz

Социально-экономические показатели развития столицы в динамике подтверждают конкурентоспособность г. Астана на национальном уровне (табл. 2). В частности, показатели ВРП на душу населения, заработной платы, продолжительности жизни и цифровой грамотности выше среднереспубликанских значений. В столице больше возможностей трудоустройства. При этом, высокие цены на жилье подтверждают утверждения, что урбанизация неизбежно сопровождается ростом спроса на жилье и проблемами обеспечения доступного жилья.

Таблица 2
Сравнительные показатели развития г. Астана
Показатели201820192020
ВРП на душу населения, тыс. тенге4   
Республика Казахстан3 382,53 755,73 766,8
г. Астана6 359,57 075,86 873,6
Среднемесячная заработная плата, тенге5   
Республика Казахстан162 673186 815213 003
г. Астана240 320266 796302 504
Уровень безработицы, %6   
Республика Казахстан4,94,84,9
г. Астана4,54,44,6
Доля малого и среднего предпринимательства (МСП) в ВРП, %7   
Республика Казахстан28,431,732,8
г. Астана48,655,156,8
Производительность труда на субъектах МСП, тыс. тенге/человек   
Республика Казахстан5 304,26 387,66 677,7
г. Астана8 699,311 13211 376
Ожидаемая продолжительность жизни, лет8   
Республика Казахстан73,173,271,4
г. Астана76,276,773,5
Уровень цифровой грамотности населения (6–74 лет), %9   
Республика Казахстан79,682,184,1
г. Астана85,488,791,3
Средние цены на новое жилье, тенге/м² 10   
Республика Казахстан266 863293 518307 600
г. Астана340 706373 656392 682
Примечание: составлено по данным Бюро национальной статистики РК. Режим доступа: www.stat.gov.kz

Следующим шагом в исследовании является оценка конкурентоспособности г. Астана на региональном уровне. Для этой цели расчет индекса конкурентоспособности был произведен по следующей формуле [5]:
I = (Ieconomic + Isocio-demographic)/2,
где I economic — среднее арифметическое значение суммы стандартизированных индексов экономических факторов; Isocio-demographic — среднее арифметическое значение суммы стандартизированных индексов социально-демографических факторов.
Для расчета индекса конкурентоспособности г. Астана был выбран ряд экономических и социально-демографических факторов, согласно табл. 3. Для сравнения были выбраны следующие города: г. Астана, г. Алматы (крупнейший город Казахстана), г. Шымкент (юг Казахстана) и г. Актобе (запад Казахстана), которые определены региональными центрами экономического роста.
Стандартизированные индексы по каждому удельному показателю (на душу населения и долям) экономических и социально-демографических факторов (табл.4) были определены по следующей формуле:
Xi = (Хif – Хmin)/(Xmax – Xmin),
где Xi — стандартизированный i показатель города; Xif — фактический i показатель города; Xmin — минимальное значение i показателя в выборке городов; Xmax — максимальное значение i показателя в выборке городов.

Таблица 3
Экономические и социально-демографические факторы в 2020 году
 г. Астанаг. Алматыг. Шымкентг. Актобе
Экономические факторы
Численность населения, чел1 184 4691 977 0111 074 167513 004
ВРП на душу населения, тыс. тенге6 873,66 9132 360,33 329,8
Уровень активности в области продуктовых и процессных инноваций, %12,6137,110,1
Затраты на инновации на душу населения, тыс. тенге70,948,27,889,3
Доля занятых в МСП, %67,463,539,866,2
Объем розничной торговли на душу населения, тыс. тенге1156,21735,8461,71049,1
Объем инвестиций в основной капитал на душу населения, тыс. тенге949,97494,08259,49460,33
Объем обрабатывающей промышленности на душу населения, тыс. тенге*912,50449,36542,851110,50
Социально-демографические факторы
Коэффициент естественного прироста23,410,3823,648,6
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет73,4974,0271,071,69
Доля бедных в регионе к общему числу бедных в республике, %*1,89,65,43,1
Уровень безработицы4,65,25,14,6
Объем основных видов услуг здравоохранения на душу населения, тыс. тенге70,145,330,994,0
Объем основных видов услуг образования на душу населения, тыс. тенге231,4190,3142,7131,7
Доля занятых с высшим образованием, %69,774,465,947,0
* данные приведены не по г. Актобе, а по области
Составлено по данным Бюро национальной статистики РК. Режим доступа: www.stat.gov.kz

Расчет индекса конкурентоспособности столицы, равный 0,87, подтверждает конкурентоспособность столицы и на региональном уровне. При этом нельзя не отметить, что конкурентоспособность новой столицы обеспечивается поддержкой государства.

Таблица 4
Расчет индекса конкурентоспособности
г. Астанаг. Алматыг. Шымкентг. Актобе
Индекс ВРП на душу населения0,99100,21
Индекс уровня активности в области продуктовых и процессных инноваций0,93100,51
Индекс затрат на инновации на душу населения0,770,5001
Индекс доли занятых в МСП10,8600,95
Индекс объема розничной торговли на душу населения0,55100,46
Индекс объема инвестиций в основной капитал на душу населения10,3400,29
Индекс объема обрабатывающей промышденности на душу населения0,7000,141
Средний индекс экономических факторов0,850,670,020,63
Индекс доли бедных в регионе к общему числу бедных в республике*100,540,83
Индекс уровня безработицы*1011
Индекс ожидаемой продолжительности жизни при рождении0,82100,23
Индекс естественного прироста населения0,980,1210
Индекс объема основных видов услуг здравоохранения на душу населения0,620,2301
Индекс объема основных видов услуг образования на душу населения10,590,110
Индекс доли занятых с высшим образованием0,8310,690
Средний индекс социально-демографических факторов0,90,40,50,4
Индекс конкурентоспособности0,870,540,250,53
Примечание: рассчитано автором.
* показатели индексов доли бедных в регионе к общему числу бедных в республике и уровня безработицы были рассчитаны иначе чем другие индексы по следующей формуле: Xi = (Xmax – Хif)/(Xmax – Xmin)

Поскольку в структуре ВРП Астаны преобладают сфера услуг, дальнейшее поступательное развитие экономики города, в том числе, будет зависеть от численности населения. В этой связи, посредством статистического метода «Тенденция» и на основании статистических данных движения численности столицы в период с 1991 по 2021 гг.11 был рассчитан прогноз жителей столицы на период до 2030 года. Согласно прогнозу, к 2030 г. население столицы увеличиться на 17,6% и составит 1 458 300 тыс. человек.
Развитие казахстанской столицы в средне- и долгосрочной перспективе отражено в соответствующих программах. Программа развития г. Астана до 2025 года ставит задачи обеспечения доступного жилья, мест в школьных и дошкольных учреждениях и растущие расходы на продовольственные товары12. Доля расходов на продовольственные товары составила: 44% в 2018 году; 46,7% в 2019 году и 51% в 2020 году13. Программа развития г. Астана до 2050 года предусматривает решение следующих задач: развитие МСП и доведение его доли до 74% в ВРП; развитие умных и технологичных производств, которые в настоящее время занимают 1% от общей валовой добавленной стоимости и 1,5% от общего числа занятых14; обеспечение доступности жилья, которое является главной проблемой для 49,4% жителей города.
Оценка развития казахстанской столицы подтверждает, что статус города и столицы обеспечивают г. Астана конкурентоспособность на региональном и национальном уровнях. В средне- и долгосрочной перспективе развития г. Астана актуальными останутся вопросы обеспечения населения столицы доступным жильем и продовольствием. В этой связи, рекомендуется внесение изменений и дополнений в Программу развития г. Астана до 2050 г. в части включения вопросов развития Астанинской агломерации в целях обеспечения столицы продуктами питания и строительными материалами. Кроме того, необходимо внести изменения в Программу в части обеспечения жителей доступным жильем с учетом успешных международных практик.


Статья подготовлена в рамках исследования, проведенного в рамках Программы целевого финансирования Комитета науки Министерства образования и науки Республики Казахстан ИРН OR11465433 «Разработка концепции и механизмов сбалансированного территориального развития экономики и общества Казахстана»
Статья поступила в редакцию 15.07.2022.

Список использованных источников:
1. Quigley John M. (1998). Urban Diversity and Economic Growth // Journal of Economic Perspectives, Volume 12(2), 127–138. DOI: 10.1257/jep.12.2.127 (дата обращения: весна 1998).
2. OECD REGIONS AND CITIES AT A GLANCE (2020). Доступ из официального сайта ОЭСР. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/.
3. Sanchez-Serra Daniel (2016). Functional Urban Areas in Colombia // OECD Regional Development Working Papers 2016/08. [Электронный ресурс]. URL:https://dx.doi.org/10.1787/5jln4pn1zqq5-en (дата обращения: 24 ноября 2016).
4. Кошанов А.К. Урбанизация и социальные проблемы территориального развития // Общество и экономика. — 2019. — №2. — С. 64–82. DOI: 10.31857/S020736760004136–8.
5. Манаева И.В. (2021). Территориально-отраслевое развитие городской системы региона: методика оценки // Проблемы развития территории. Т.25. — 2021. — №5. — С.21–36. DOI: 10.15838/ptd.2021.5.115.2.
6. Glaeser, Edward L. (2010). Agglomeration Economics. University of Chicago Press, April 15, 376.
7. Коновалова Ю.А. (2020). Регионализация инноваций: современные тенденции //Вестник МИРБИС. — 2020. — №4(24). — С. 24–33. DOI:10.25634/MIRBIS.2020.4.;
8. Duranton, G. (2015). Growing Through Cities in Developing Countries. World Bank Research Observer, 30 (1), 39–73. http://dx.doi.org/10.1093/wbro/lku006.
9. Ahrend Rudiger, Lembcke A. C. (2016). Does It Pay to Live in Big(ger) Cities? The Role of Agglomeration Benefits, Local Amenities, and Costs of Living //OECD Regional Development Working Papers 2016/09, 1–39. DOI: https://dx.doi.org/10.1787/e0490ba8-en.
10. Ghani Ejaz, Arti Grover Goswami, William R. Kerr (2016). Spatial Development and Agglomeration Economies in Services. Lessons from India// Policy Research Working Paper 7741. DOI:10.1596/1813–9450–7741 (дата обращения: 2016–06).
11. Osabohien R., Osabuohien E. and Ese Urhie (2018). Food Security, Institutional Framework and Technology: Examining the Nexus in Nigeria Using ARDL Approach/ Current Nutrition & Food Science, 14, 154–163. DOI: 10.2174/1573401313666170525133853 (дата обращения: 07, 2017).
12. Borges, L. A.; Nilsson, K.; Tunström, M.; Dis, A. T.; Perjo, L.; Berlina, A.; Costa, S. O.; Fredricsson, C.; Grunfelder, J.; Johnsen, I.; Kristensen, I.; Randall, L.; Smas, L.; Weber, R. (2017). White Paper on Nordic Sustainable Cities / Nordic and European research centre for regional development and planning, p. 76. DOI: http://doi.org/10.30689/R2017:3.1403–2503 (дата обращения: 12 ноября 2017).
13. Boussauw, K., Van Meeteren, M., Sansen, J., Meijers, E., Storme, T., Louw, E., Derudder, B. & Witlox, F. (2018). Planning for agglomeration economies in a polycentric region: Envisioning an efficient metropolitan core area in Flanders // European Journal of Spatial Development, 69, 1–26. DOI: http://doi.org/10.30689/EJSD2018:69.1650–9544.
14. Nallari Raj, Griffith B. and Shahid Yusuf (2012). Geography of Growth Spatial Economics and Competitiveness //World Bank. [Электронный ресурс]. URL: http://hdl.handle.net/10986/6020 (дата обращения: 20 апреля 2012).
15. MD. ASHIQ-UR-RAHMAN «Housing the Urban Poor in Bangladesh: A Study of Housing Conditions, Policies and Organizations» // October 2012, PhD Thesis. [Electronic source]. URL: https://www.ros.hw.ac.uk/handle/10399/2600.
16. Нурланова Н.К. Города как точки роста экономического пространства Казахстана: тенденции и перспективы развития // Проблемы развития территорий. — 2016. — Вып. 5(85). — С. 201–216.
17. Alwehab Abdelwehab (2018). Planning and Design Attributes of Preplanned Postmodern Capital Cities: A Comparative Study // Urban Planning Iraq, 208–224. DOI 10.18502/keg.v3i4.2170.
18. Nicolaisen Morten Skou, Olesen M. and Olesen K. (2017). Vision vs. Evaluation — Case Studies of Light Rail Planning in Denmark // The European Journal of Spatial Development, 65, 1–26. [Электронный ресурс]. URL: https://nordregio.org/publications/vision-vs-evaluation-case-studies-of-light-rail-planning-in-denmark/ (дата обращения: 25 октября 2017).

Сноски 
1 «Об утверждении Концепции вхождения столицы в рейтинг 10-ти лучших городов мира до 2050 года», постановление Правительства Республики Казахстан от 29.12.2014 года № 1394. [Электронный ресурс]. Доступ из Информационно-правовой системы «Әділет».
2 Рейтинг городов мира по уровню качества жизни. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/
3 Статистика строительства. [Электронный ресурс]. URL: https://www.stat.gov.kz/official/industry/162/statistic/7
4 Статистика труда и занятости. [Электронный ресурс]. URL: https://www.stat.gov.kz/official/industry/25/statistic/5
5 Статистика труда и занятости. [Электронный ресурс]. URL: https://www.stat.gov.kz/official/industry/25/statistic/8
6 Динамика социально-экономических показателей. [Электронный ресурс]. URL: https://www.stat.gov.kz/region/268012/dynamic
7 Малое и среднее предпринимательство. [Электронный ресурс]. URL: https://www.stat.gov.kz/official/industry/139/statistic/7
8 Рейтинг стран мира по уровню продолжительности жизни. [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/ratings/life-expectancy-index
9 Статистика информационно-коммуникационных технологий. [Электронный ресурс]. URL: https://www.stat.gov.kz/official/industry/29/statistic/7
10 Статистика цен. [Электронный ресурс]. URL: https://www.stat.gov.kz/official/industry/26/statistic/7
11 Демографическая статистика. [Электронный ресурс]. URL: https://www.stat.gov.kz/official/industry/61/statistic/5
12 Программа развития города Нур-Султан на 2021–2025 годы. Решение маслихата г.Нур-Султан от 30 декабря 2021 года № 129/18-VII «О плане развития города Нур-Султан на 2021–2025 годы». [Электронный ресурс]. Доступ из Информационно-правовой системы «Әділет».
13 Мониторинг уровня жизни населения в Республике Казахстан, 2020 год, [Электронный ресурс]. URL: https://www.stat.gov.kz/official/industry/64/statistic/6
14 Стратегия развития г. Нур-Султана до 2050 года (г. Нур-Султан, Решение маслихата г. Нур-Султан от 15 ноября 2019 года № 450/57-VI «О стратегии развития города Нур-Султан до 2050 года»). [Электронный ресурс]. Доступ из Информационно-правовой системы «Әділет».

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия