| | Проблемы современной экономики, N 3 (83), 2022 | | ОБЗОРЫ КОНФЕРЕНЦИЙ | | Багиев Г. Л. профессор кафедры менеджмента и инноваций
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук, заслуженный деятель науки РФ Бездудная А. Г. зав. кафедрой менеджмента и инноваций
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук, профессор Газизуллин Н. Ф. профессор кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли и
кафедры менеджмента и инноваций Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук
| |
| |
| В статье дан обзор и анализ материалов пятой научно-практической мeждународной конференции «Управление инновационными и инвестиционными процессами и изменениями в современных условиях», организованной кафедрой менеджмента инноваций СПбГЭУ | Ключевые слова: инновации, инвестиции, управление изменениями, концепция многополярного взаимодействия, СПбГЭУ | ББК У5–55–21 Стр: 254 - 255 | 27–28 октября 2022 г., в Санкт-Петербурге состоялась очно-дистанционная V Международная научно-практическая конференция, организованная кафедрой менеджмента и инноваций Санкт-Петербургского государственного экономического университета с участием ряда вузов и организаций стран СНГ. Тема конференции «Управление инновационными и инвестиционными процессами и изменениями в современных условиях». За пять лет в рамках взаимодействия научно-педагогических школ «Управление инновационными и инвестиционными процессами» и «Маркетинга взаимодействия» конференция стала авторитетной площадкой для обсуждения фундаментальных вопросов инженерно-экономических и гуманитарных трансформаций, проблем технологического развития и поиска решений задач долгосрочного социально-экономического развития страны. В этом году участники конференции уделили внимание трендам и тенденциям, связанных с меняющейся геоэкономической реальностью, формированием многополярной концепции взаимодействия социально-экономических систем и с вопросами краткосрочного и среднесрочного развития российской экономики. Регламент работы конференции включал мероприятия пленарного, секционных заседаний и молодежный день. С приветственным словом выступил проректор по стратегическому планированию СПбГЭУ, доцент Н.Р. Тойвонен, который предложил обратиться к ключевым, долгосрочным трендам технологического, технико-экономического и социально-экономического развития, предпосылкам сложившейся геоэкономической и геополитической ситуации с целью высветить сценарий развития событий в посткризисном социуме и экономике.
Доклады пленарного и секционных заседаний касались анализа мировых кризисов и пандемии, ставшей триггером последнего. Участники конференции отмечали, что анализируемый процесс — это не просто поиск выхода из долговременной стагнации, а поиск перехода к новому качеству развития, т.е. России необходима новая экономическая модель — «экономика сотрудничества и рационального взаимодействия, для которой характерны ориентация на рост социальных параметров, первостепенное удовлетворение социальных потребностей населения. Среди задач, которые следует решить для перехода к новой экономической модели названы: реиндустриализация на базе знаниеёмкого производства, интеграция науки и образования, солидаризация и социализация. В качестве инструментария при решении этих задач рекомендовались: маркетинг, инновационный менеджмент, стратегическое планирование, государственная поддержка экономических форм деятельности и другие. Обращалось внимание на то, что важно выстраивать не только производственные цепочки на основе импортозамещения, но более эффективно предлагать для внедрения в экономику отечественные нововведения и инновации.
По материалам конференции подготовлен сборник, в котором изложены концептуальные воззрения на процесс управления изменениями, как на объективную систему, созданную человеком и отражающую современный уровень развития производительных сил и производственных отношений в условиях цифровой конкуренции, способствующую формированию системы взаимодействия бизнес-партнеров для эффективного создания и продвижения востребованных товаров и услуг потребителям.
Практика подтверждает принцип современного бизнеса, что главным в настоящее время является не столько выбор инструмента (метода) измерения, сколько конструирование инструмента (метода, концепции) измерения применительно к конкретной ситуации и процедуре принятия решения. Авторы докладов и статей полагают, что концептуальным выводом релятивного предмета социально-экономических исследований и измерений в процессе их проведения является то, что предмет измерения представляет собой отношения людей, даже если они скрыты в товаре и проявляются через отношения, коммуникации людей. При этом неаддитивность и разнородность свойств модели особо остро ставит проблему обобщения данных для представления ненаблюдаемых переменных. Это рекомендуется отнести и к измерению отношений, коммуникаций, их адекватности и совместимости, а для этого необходимо упорядочить и усовершенствовать инструментарий измерения экономических величин. Существующие количественные и качественные методы измерения и оценки эффективности управленческой деятельности должны быть дополнены учетом факторов неопределенности, асимметрии и неоднозначности информации о рыночной деятельности, вероятной величины ущербов от снижения надежности и качества продвижения товаров и услуг к конечному потребителю. Особую научную значимость имеет проблема разнесения общего эффекта, полученного организацией между субъектами и подразделениями (функциональное соизмерение), участвующими в его создании. В этой связи важным является предложение об использовании вербальных моделей и обоснование алгоритмов оценки удовлетворенности потребителей с учетом факторов неоднозначности информации и риска. Вербальное моделирование затрат понимается как образно-символическое гомоморфное отображение реально существующего процесса калькулирования возможных (вероятных) затрат (эффектов), необходимых (получаемых) для (в процессе) рациональной организации и проведения технологии менеджмента. При этом ключевым фактором повышения эффективности моделирования является системно рефлексивный принцип в стратегическом управлении.
Предлагаемые вниманию читателей материалы конференции охватывают широкий сектор вопросов теории и практики, связанных с управлением инновационными и инвестиционными процессами в условиях цифровой экономики, формированием эффективных концепций и стратегий инновационного развития бизнеса, цифровой экономикой как механизмом эффективной экологической и экономической политики, проблемами формирования методов анализа и оценки эффективности маркетинга и логистики инновационных территориальных кластеров, а также экономических методов соизмерения затрат и результатов в системе управления изменениями.
Авторы выражают уверенность в том, что высокий научно-практический уровень и опубликованные материалы конференции будут способствовать как активному внедрению методологии и теории управления изменениями в решение проблем развития бизнеса современной России, так и в процесс повышения качества подготовки и роста уровня профессиональной компетентности бакалавров, магистров, дипломированных специалистов, аспирантов и докторантов. | |
|