Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (83), 2022
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Кучумов А. В.
доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук

Печерица Е. В.
доцент кафедры экономической безопасности
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат социологических наук

Волошинова М. В.
доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук


ESG-риски в современной тревел-индустрии
В статье рассматривается влияние возможных ESG-рисков на международный туризм. Целью данного исследования является анализ современной научной литературы, посвященной проблемам влияния рейтинга регионов по уровню ESG-рисков на туристический спрос в ту или иную страну на основе влияния каждого компонента указанных рисков на туризм. Сделан вывод о том, что спрос на туризм наряду с экономическими факторами может также зависеть от неэкономических факторов, таких как экологические, социальные и управленческие (ESG) факторы риска
Ключевые слова: туризм, ESG-риски, экология, управление, социальные факторы
УДК 658.5; ББК 16.26   Стр: 214 - 217

Международный туризм на протяжении многих лет считался важной движущей силой социально-экономического развития, особенно учитывая его огромный потенциал в плане увеличения дохода на душу населения, привлечения иностранных инвестиций, получения налоговых поступлений, создания рабочих мест, ускорения развития инфраструктуры, увеличения запасов иностранной валюты и стимулирования понимания различных культур и географической динамики по всему миру [1, 2, 3, 4, 5].
Примечательно, что развитие туризма определяется в литературе как один из самых надежных способов ускорения экономического роста, сокращения бедности, привлечения инвестиций, создания рабочих мест и повышения уровня жизни людей [6–12]. На глобальном уровне сектор туризма продолжал беспрерывно расширяться за последние 50 лет, настолько, что количество международных туристических направлений, приносящих минимум 1 миллиард долларов США, почти удвоилось в 2019 году по сравнению с 1998 годом. Было зарегистрировано 1,5 миллиарда прибытий туристов, что представляет собой увеличение на 4% показателей за 2018 год и значительное улучшение по сравнению с 1,04 миллиарда прибытий туристов в 2012 году [13]. Кроме того, свидетельством того, что туристический сектор является поистине глобальной и устойчивой силой, способствующей экономическому росту и развитию, является экспортная выручка от туризма, которая в 2019 году выросла до 1,7 трлн долларов США [13]. Согласно данным Travel and Tourism Economic Impact [14], в 2016 году на индустрию туризма приходилось 10,2% мирового ВВП (что составило 7,6 трлн долл. США), а также в том же году одно из каждых десяти рабочих мест в мире принадлежало сектору туризма, и составляло 292 млн рабочих мест. Это достижение сектора туризма подтверждает прогноз Всемирного экономического форума (2013 г.) [15] относительно будущего туризма, согласно которому к 2023 г. на туристическую отрасль будет приходиться около 10,3% мирового ВВП и будет создано около 346 миллионов рабочих мест. Однако пандемия COVID-19 повлияла на все прогнозы, а туристическая деятельность серьезно пострадала от пандемии.
Спрос на туризм широко изучался на протяжении многих лет, причем гораздо более ранние исследования касались вопросов, связанных с измерением переменных, таких как определение концептуализации различных переменных и определение соответствующих их заменителей [16, 17, 18], в то время как многие исследования в последнее время, как правило, исследуют вопросы, связанные с моделированием и прогнозированием, а также с уровнями данных [19, 20, 21].
Одной из примечательных особенностей большинства прошлых исследований спроса на туризм является преобладание акцента на экономических факторах, таких как относительная цена, доход, обменный курс, торговля и стоимость поездок [22, 23, 24, 25, 26, 27]. В дополнение к тому факту, что исследователям еще предстоит прийти к соглашению об общих факторах, влияющих на спрос в туризме, неэкономические факторы, связанные с экологическими, социальными и управленческими проблемами, редко учитываются исследователями в их исследованиях. Это ставит под вопрос, учитывают ли туристы другие факторы, помимо вышеупомянутых экономических факторов, при принятии решений о своих будущих туристических планах. В частности, мы стремимся выяснить, имеют ли значение внеэкономические показатели по экологическим, социальным и управленческим рискам (ESG) для спроса на международный туризм.
Согласно CountryRisk.io (2020 г.) [28], факторы окружающей среды включают проблемы изменения климата, водных ресурсов и загрязнения, биоразнообразия, энергетических ресурсов и управления ими, загрязнения воздуха, стихийных бедствий, биоемкости и качества экосистем и природных ресурсов, в то время как социальные факторы включают вопросы прав человека, уровня здоровья, политических свобод, продовольственной безопасности, социальной изоляции и бедности, преступности и безопасности и доверия к обществу/институтам. Факторы управления включают коррупцию, стабильность режима, верховенство закона, стандарты бухгалтерского учета, эффективность и качество регулирования, институциональную мощь, политические права, гражданские свободы и государственные финансы.
Литература, поддерживающая идею о том, что показатели ESG в стране могут повлиять на спрос на международный туризм, основана на восприятии туристами туристического рынка страны на основе предполагаемого уровня риска, связанного с вышеупомянутыми факторами ESG. Теоретически эффективность ESG измеряет, насколько хорошо страна может справляться с экологическими, социальными и управленческими рисками и смягчать их [29], а учитывая высокую конкуренцию на туристическом рынке, небольшие различия в рисках, связанных с ESG, между странами вероятно, могут оказать огромное влияние на спрос иностранных туристов, поскольку туристы могут опасаться направлений с менее благоприятными рейтингами риска ESG. Например, климат считается важным фактором, определяющим туристический спрос [30, 31], поскольку туристы, ищущие для отдыха спокойную атмосферу, предпочитают страны либо с солнечным, либо со снежным климатом [32, 33] или, как указывают авторы работы [34], туристы могут отдавать предпочтение необычным направлениям из-за последствий глобального потепления (например, таяние ледников в Арктике). Авторы следующих работ [35–38] утверждают, что туризм может быть очень нестабильным и очень чувствительным к нежелательным экологическим и социальным проблемам, таким как сезонность, терроризм, стихийные бедствия, эпидемии и политические беспорядки. В последние годы исследователи также изучали роль социальных факторов, таких как безопасность, миролюбие, преступность, территориальная целостность стран, политическая стабильность, терроризм, насилие в семье, гражданские конфликты и институты в туристическом спросе. Преобладающие выводы свидетельствуют о том, что перечисленные отрицательные социальные факторы снижают спрос на международный туризм [39–41]. Кроме того, было доказано, что туристы, как правило, избегают направлений с недемократическим управлением в пользу менее привлекательных направлений, но с демократическим управлением [42–44]. Вторжение военных в политику также считается серьезным источником препятствий для будущего туризма [45, 46]. Таким образом, это исследование внесет свой вклад в литературу по туризму, проливая свет на реакцию международного туристического спроса на изменения рейтинга риска стран по факторам ESG. Таким образом, исследование даст важную информацию о том, как можно улучшить будущее индустрии туризма, уделяя внимание рискам, возникающим из-за факторов ESG.
За последние 20 лет использование рейтинга риска ESG стало достаточно популярным. Это не лишено связи с повышенной заботой об окружающей среде, повышенным общественным и управленческим сознанием, наблюдаемым во всем мире. Аббревиатура ESG была официально придумана Инициативой группой в ООН (ООН, 2004 г.), где каждая буква означает определенное слово и охватывает конкретные вопросы и измеряет конкретную цель оценки. Экологическая составляющая (Е) направлена на решение вопросов загрязнения воздуха, биоразнообразия, биоемкости и качества экосистемы, изменения климата, энергетических ресурсов и управления, землепользования, стихийных бедствий и природных ресурсов. Экологический компонент оценивает усилия страны по контролю и управлению выбросами парниковых газов, отходами, водными ресурсами, потреблением энергии и их эффективностью. Как упоминалось ранее, в научной литературе установлена взаимосвязь между экологическими показателями и спросом на международный туризм. Социальная составляющая (S) включает вопросы, касающиеся прав человека, продовольственной безопасности, общественного здравоохранения, демографических изменений, преступности и безопасности. В литературе также была установлена связь между проблемами социальной составляющей и туристическим потенциалом [41, 43, 47]. Наконец, компонент управления (G) рассматривает усилия страны по улучшению контроля над коррупцией, институтов, верховенства закона, подотчетности, политических прав и гражданских свобод. Многие исследования, как правило, подчеркивают значительное положительное влияние улучшения этих факторов на спрос на международный туризм [46, 48, 49]. Необходимость изучения взаимосвязи между рейтингом риска ESG и спросом на международный туризм имеет важное значение, учитывая тот факт, что туризм включен в качестве важных задач в Цели ООН в области устойчивого развития (ЦУР) 8, 12 и 14: содействие инклюзивному и устойчивому экономическому росту, занятости и достойная работа для всех; обеспечение устойчивых моделей потребления и производства; сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов для устойчивого развития, соответственно.
Кроме того, усилия по привлечению туристов в страну посредством строительства туристических объектов могут привести к истощению экологического следа с губительными последствиями для человечества, в то время как в стремлении улучшить международное туристическое будущее своих стран правительства, как сообщается, революционизируют свою политику, процессы и структуры с точки зрения экологической устойчивости, защиты прав человека и свободного рынка. Таким образом, оценка влияния успеха или неудачи в снижении рисков ESG дает важную информацию о будущем международного туризма. Между тем, несколько специализированных рейтинговых агентств и учреждений играют важную роль в составлении рейтингов рисков ESG, которые широко используются как потенциальными международными туристами для принятия решений, так и исследователями для получения важных выводов. Некоторые из наиболее важных учреждений, предоставляющих данные о рейтингах риска ESG, включают Bloomberg, CountryRisk.io, ASSET4 от Thomson Reuters, Службу этических инвестиций, FTSE Russell и Sustainalytics. Хотя каждое рейтинговое учреждение постоянно стремится обеспечить предоставление качественной оценки риска ESG. Из-за сложного характера факторов ESG в литературе отмечается, что среди рейтинговых организаций нет единого мнения в отношении определения характеристики и существенности ESG-рисков [50–52]. Таким образом, рейтинг риска ESG получит большее значение и повысит доверие, особенно в ходе обсуждения будущего туризма, если рейтинговые организации смогут достичь консенсуса в отношении основополагающего принципа для определения всеобъемлющих и наиболее важных переменных, которые должны быть включены в рейтинг.
Кроме того, до сих пор общий подход широко использовался для всех регионов и групп доходов при получении их рейтингов риска ESG, тогда как из-за специфических характеристик различных регионов и классификации доходов стран мира контекстно-зависимый подход конкретный может быть более подходящим. Примечательно, однако, что разработка детализированной системы оценок, включающей множество разнородных элементов (таких как окружающая среда, культура, стадия развития) для контекстно-зависимых моделей, может создавать загадки. Например, Thomson Reuters пришлось отказаться от своих попыток разработать модели окружающей среды для конкретных регионов из-за нестабильности оценок, что делает невозможным значимое сравнение [53]. Таким образом, чтобы повысить ценность рейтингов рисков ESG, необходимо разработать основу для контекстно-ориентированной системы, чтобы учесть некоторые специфические нюансы, присущие рискам ESG. Наконец, что очень важно, для повышения будущей ценности рейтингов риска ESG рекомендуется сочетание количественной и качественной методологии. Было обнаружено, что в большинстве рейтингов используются в основном количественные подходы [52, 54], а информация, полученная с помощью этих количественных методов, является в основном исторической (хотя она и помогает предсказывать будущее) и общедоступной информацией, которая может не содержать критическую информацию, которую можно было получить только с помощью наблюдения и других качественных методов исследования. Таким образом, чтобы повысить предсказуемость будущих рейтингов ESG, что, в свою очередь, может повысить качество будущих решений в сфере туризма, рейтинговые организации должны наряду с количественными внедрить и качественные методы оценки ESG-рисков.
Усилия по исследованию спроса на туризм с годами эволюционировали от переменных измерений к моделированию, прогнозированию и уровням данных, с преобладающим вниманием к экономическим факторам. Между тем, после многочисленных неоднозначных выводов в литературе, дискуссию о детерминантах туристического спроса можно охарактеризовать как далеко не решенную.
Резюмируя, можно сделать вывод о том, что спрос на туризм может также зависеть от неэкономических факторов, таких как экологические, социальные и управленческие (ESG) факторы риска, что также ставит вопрос о том, насколько важны эти факторы риска для будущего туризма.
С эмпирической точки зрения в литературе изучалась связь между спросом на туризм в разных странах и каждым аспектом их показателей риска ESG. Например, что касается экологических факторов, климат был важным фактором, определяющим туристический спрос, так как при выборе направлений туристы часто сильно зависят от климата в рассматриваемых направлениях. ЮНВТО (2003 г.) в своей Джербской декларации также указала, что туристы, как правило, настороженно относятся к направлениям с высоким уровнем загрязнения. В декларации признается двусторонняя связь между выбросами CO2 и спросом на туризм в данные направления.
Что касается социальных факторов, используя данные по разным странам, было обнаружено, что страны с высоким социальным уровнем пользуются у туристов большим спросом, чем страны с низким социальным уровнем. Кроме того, с точки зрения подразделения социальных факторов на здоровье и безопасность была обнаружена связь между уровнем преступности и спросом на туризм. Например, террористическая атака 11 сентября на США 2001 г. и эпидемии птичьего гриппа в 2003 г. и COVID-19 оказали негативное влияние на туризм по всему миру. Эти выводы подтверждаются существующими исследованиями, в которых утверждается, что проблемы нарушения прав человека, насилия в семье, терроризма, интенсивности конфликтов, а также плохая эпидемиологическая обстановка порождают низкий спрос на туризм, в то время как наблюдается положительная корреляция между эффективным управлением (эффективность правительства, отсутствие коррупции, соблюдение законов и правил, политическая стабильность, высокий уровень санитарно-эпидемиологической безопасности) и результатами туризма.


Статья поступила в редакцию 31.07.2022

Список использованных источников:
1. Habibi, F. and Khalid, A.R. (2009), «A bound test approach to cointegration of tourism demand to Malaysia, American Journal of Applied Science, Vol. 6, No. 7, pp. 1410–1417.
2. Jalil, A., Mahmood, T. and Idrees, M. (2013), Tourism–growth nexus in Pakistan: evidence from ARDL bounds tests, Economic Modelling, Vol. 35, pp. 185–191.
3. Tang, C.F. and Abosedra, S. (2014), «Small sample evidence on the tourism-led growth hypothesis in Lebanon», Current Issues in Tourism, Vol. 17, No. 3, pp. 234–246.
4. Balcilar, M., van Eyden, R., Inglesi-Lotz, R. and Gupta, R. (2014), «Time-varying linkages between tourism receipts and economic growth in South Africa», Applied Economics, Vol. 46, No. 36, pp. 4381–4398.
5. United Nations World Tourism Organization UNWTO (2019). URL: http://www2.unwto.org/en (дата обращения 29.08.2022).
6. Akadiri, S.S., Akadiri, A.C. and Alola, U.V. (2017), «Is there growth impact of tourism? Evidence from selected small island states», Current Issues in Tourism, Vol. 22, No. 12, pp. 1480–1498.
7. Balli, E., Sigeze, C., Manga, M., Birdir, S. and Birdir, K. (2019), «The relationship between tourism, CO2 emissions and economic growth: a case of Mediterranean countries», Asia Pacific Journal of Tourism Research, Vol. 24, pp. 219–232.
8. Du, D., Lew, A.A. and Ng, P.T. (2016), «Tourism and economic growth», Journal of Travel Research, Vol. 55, pp. 454–464.
9. Pratt, S. (2015), «The economic impact of tourism in SIDS», Annals of Tourism Research, Vol. 52, pp. 148–160.
10. Rasekhi, S., Karimi, S. and Mohammadi, S. (2016), «Environmental impacts of tourism: a case study of selected developing and developed countries», The Journal of Tourism Planning and Development, Vol. 5, No. 16, pp. 71–94.
11. Roudi, S., Arasli, H. and Akadiri, S.S. (2018), «New insights into an old issue–examining the influence of tourism on economic growth: evidence from selected small island developing states», Current Issues in Tourism, Vol. 22, No. 11, pp. 1–21.
12. Tang, C.F. and Tan, E.C. (2015), «Does tourism effectively stimulate Malaysia’s economic growth?», Tourism Management, Vol. 46, pp. 158–163.
13. United Nations World Tourism Organization UNWTO (2020), «International tourism highlights, 2020 edition», doi: 10.18111/9789284422456.
14. Travel and Tourism Economic Impact (2017), URL: https://www.wttc.org/economic-impact/countryanalysis/country-data/ (дата обращения 29.08.2022).
15. World Economic Forum (2013), «The travel and tourism competitiveness report 2013», URL: https://www.weforum.org/reports/travel-and-tourism-competitiveness-report-2013 (дата обращения 29.08.2022).
16. Morley, C.L. (1994), «The use of CPI for tourism prices in demand modelling», Tourism Management, Vol. 15, No. 5, pp. 342–346.
17. Uysal, M. and Crompton, J.L. (1985), «Deriving a relative price index for inclusion in international tourism demand estimation models», Journal of Travel Research, Vol. 24, No. 1, pp. 32–34.
18. Witt, S.F. and Martin, C.A. (1987), «International tourism-demand models: inclusion of marketing variables», Tourism Management, Vol. 8, No. 1, pp. 33–40.
19. Dogru, T., Sirakaya-Turk, E. and Crouch, G. I. (2017), «Remodelling international tourism demand: old theory and new evidence», Tourism Management, Vol. 60, pp. 47–55.
20. Morley, C., Rosselló, J. and Santana-Gallego, M. (2014), «Gravity models for tourism demand: theory and use», Annals of Tourism Research, Vol. 48, pp. 1–10.
21. Surugiu, C., Leitão, N.C. and Surugiu, M.R. (2011), «A panel data modelling of international tourism demand: evidences for Romania», Economic Research-Ekonomska Istraživanja, Vol. 24, No. 1, pp. 134–145, doi: 10.1080/1331677X.2011.11517450.
22. Abedtalas, M. and Toprak, L. (2015), «The determinants of tourism demand in Turkey», Journal of Economics and Behavioral Studies, Vol. 7, No. 4, pp. 90–105.
23. De Vita, G. (2014), «The long-run impact of exchange rate regimes on international tourism flows», Tourism Management, Vol. 45, pp. 226–233.
24. Martins, L.F., Gan, Y. and Ferreira-Lopes, A. (2017), «An empirical analysis of the influence of macroeconomic determinants on World tourism demand», Tourism Management, Vol. 61, pp. 248–260.
25. Shafiullah, M., Okafor, L.E. and Khalid, U. (2018), «Determinants of international tourism demand: evidence from Australian states and territories», Tourism Economics, Vol. 25, No. 2, pp. 274–296.
26. Takahashi, K. (2020), «Comparing the determinants of tourism demand in Singapore and French Polynesia: applying the tourism demand model to panel data analysis», Tourism Analysis, Vol. 25, pp. 175–181.
27. Tavares, J.M. and Leitão, N.C. (2017), «The determinants of international tourism demand for Brazil», Tourism Economics, Vol. 23, No. 4, pp. 834–845.
28. CountryRisk.io (2020). URL: https://www.countryrisk.io/methodology/esg-risk-score/current-version-july-2020 (дата обращения 30.08.2022).
29. Crifo, P., Diaye, M. and Oueghlissi, R. (2017), «The effect of countries’ ESG ratings on their sovereign borrowing costs», The Quarterly Review of Economics and Finance, Vol. 66, pp. 13–20.
30. Berrittella, M., Bigano, A., Roson, R. and Tol, R.S.J. (2006), «A general equilibrium analysis of climate change impacts on tourism», Tourism Management, Vol. 27, No. 5, pp. 913–924.
31. United Nations World Tourism Organization UNWTO (2003), «Djerba declaration on climate change and tourism», URL: http://www.travelmole.com/news_feature.php?id=97591(дата обращения 29.08.2022).
32. Aguiló, E., Alegre, J. and Sard, M. (2005), «The persistence of the sun and sand tourism model», Tourism Management, Vol. 26, No. 2, pp. 219–231.
33. Gössling, S. and Hall, C.M. (2006), «Uncertainties in predicting tourist flows under scenarios of climate change», Climatic Change, Vol. 79, pp. 163–173.
34. Hamilton, J.M., Maddison, D.J. and Tol, R.S.J. (2005), «Climate change and international tourism: a simulation study», Global Environmental Change, Vol. 15, No. 3, pp. 253–266.
35. Cothran, D.A. and Cothran, C.C. (1998), «Promise or political risk for Mexican tourism», Annals of Tourism Research, Vol. 25, No. 2, pp. 477–497.
36. Hall, C.M. and O’Sullivan, V. (1996), «Tourism, political instability and violence», in Pizam, A. and Mansfeld, A. (Eds), Tourism, Crime and International Security Issues, Wiley, New York, NY, pp. 105–121.
37. Ridderstaat, J., Oduber, M., Croes, R., Nijkamp, P. and Martens, P. (2014), «Impacts of seasonal patterns of climate on recurrent fluctuations in tourism demand: evidence from Aruba», Tourism Management, Vol. 41, pp. 245–256.
38. UNCTAD (2013), «Sustainable tourism: contribution to economic growth and sustainable development: trade and development board», United Nations Conference on Trade and Development. URL: https://unctad.org/meeting/expert-meeting-tourisms-contribution-sustainable-development (дата обращения 29.08.2022).
39. Ballia, F., Shahzad, S.J.H. and Salah Uddin, G. (2018), «A tale of two shocks: what do we learn from the impacts of economic policy uncertainties on tourism?», Tourism Management, Vol. 68, pp. 470–475.
40. Demir, E. and Gozgor, G. (2018), «Does economic policy uncertainty affect tourism?», Annals of Tourism Research, Vol. 69, pp. 15–17.
41. Kim, Y.R., Saha, S., Vertinsky, I. and Park, C. (2018), «The impact of national institutional quality on international tourism inflows: a cross-country evidence», Tourism Analysis, Vol. 23, pp. 533–551.
42. Araña, J.E. and León, C.J. (2008), «The impact of terrorism on tourism demand», Annals of Tourism Research, Vol. 35, No. 2, pp. 299–315.
43. Ghalia, T., Fidrmuc, J., Samargandi, N. and Sohag, K. (2019), «Institutional quality, political risk and tourism», Tourism Management Perspective, Vol. 32, pp. 1–10.
44. Lee, H.S., Sin Yee, L.E.E. and Har, W.M. (2020), «Roles of institutional quality on the relationship between tourism and economic development in Malaysia», Journal of Environmental Treatment Techniques, Vol. 8, No. 1, pp. 119–124.
45. Khalid, U., Okafor, L.E. and Aziz, N. (2019), «Armed conflict, military expenditure and international tourism», Tourism Economics, Vol. 26, No. 4, pp. 555–577.
46. Saha, S. and Yap, G. (2014), «The moderation effects of political instability and terrorism on tourism development: a cross-country panel analysis», Journal of Travel Research, Vol. 53, No. 4, pp. 509–521.
47. Usman, O., Bekun, F.V. and Ike, G.N. (2020), «Democracy and tourism demand in European countries: does environmental performance matter?», Environmental Science and Pollution Research, Vol. 27, pp. 38353–38359.
48. Tang, C.F. (2018), «The impacts of governance and institutions on inbound tourism demand: evidence from a dynamic panel data study», Asia Pacific Journal of Tourism Research, Vol. 23, No. 10, pp. 1000–1007, doi: 10.1080/10941665.2018.1513052.
49. Detotto, C., Giannoni, S. and Goavec, C. (2021), «Does good governance attract tourists?», Tourism Management, Vol. 82, pp. 1–9.
50. Billio, M., Costola, M., Hristova, I., Latino, C. and Pelizzon, L. (2020), «Inside the ESG ratings: (dis)agreement and performance», Corporate Social Responsibility and Environmental Management, Vol. 28, pp. 1426–1445.
51. Dorfleitner, G., Halbritter, G. and Nguyen, M. (2015), «Measuring the level and risk of corporate responsibility — an empirical comparison of different ESG rating approaches», Journal of Asset Management, Vol. 16, No. 7, pp. 450–466.
52. Pagano, M.S., Sinclair, G. and Yang, T. (2018), «Understanding ESG ratings and ESG indexes», in Boubaker, S., Cumming, D. and Nguyen, D.K. (Eds), Research Handbook of Finance and Sustainability, Edward Elgar. doi: 10.4337/9781786432636.
53. TRCTT (2013), «Thomson Reuters corporate responsibility ratings rating and ranking rules and methodologies», URL: http://financial.thomsonreuters.com/content/dam/openweb/documents/pdf/tr-com-financial/methodology/corporate-responsibility-ratings.pdf.
54. Hassan, A.S. and Meyer, D.F. (2022), «Does countries’ environmental, social and governance (ESG) risk rating influence international tourism demand? A case of the Visegrád Four», Journal of Tourism Futures, Vol. ahead-of-print No. ahead-of-print. https://doi.org/10.1108/JTF-05–2021–0127

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия