| | Проблемы современной экономики, N 3 (83), 2022 | | ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ (Из материалов Третьего Казанского международного конгресса евразийской интеграции — 2022) | | Ли Син зав. кафедрой международных отношений
Пекинского педагогического университета,
директор академического комитета Центра Россиеведения при Министерстве Образования КНР,
вице-президент Пекинской ассоциации ученых мировой политики,
доктор исторических наук, профессор
| |
| | В статье показано, что китайские ученые уделяют большое внимание исследованиям сопряжения Одного Пояса-Одного Пути (ОПОП) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Несмотря на существование определенных разногласий, китайские ученые считают, что сопряжение ОПОП и ЕАЭС имеет большую перспективу и устойчивый характер. Как у близких соседей и стратегических партнеров, государственные интересы России и Китая имеют много общего, что основывается на экономическом, политическом и гуманитарном соразвитии. В координатах тесного сотрудничества Китая и России большую роль играет Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), которая является главной платформой сопряжения ОПОП и ЕАЭС | Ключевые слова: Один пояс — один путь (ОПОП), Евразийский экономический союз (ЕАЭС), «Один Пояс — Один Союз» (ОПОС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) | УДК 327.7 Стр: 39 - 41 | Евразийский экономический союз, объединяющий в рамках интеграционных процессов Россию, Казахстан, Белоруссию, Армению и Таджикистан, представляет собой растущий новый центр силы в Центральной Евразии и, безусловно, будет оказывать серьёзное влияние на геополитическую и геоэкономическую обстановку на западном направлении Китая. По сути, Китай может стать соучастником евразийской интеграции.
Оценка развития ЕАЭС: Взгляд из КНР. Точки зрения китайских ученых многообразны. Хуан Цянь считает, что со времени своего создания в 2015 году, экономическое интеграционное объединение Евразийский экономический союз (ЕАЭС) переживает период быстрого развития. Согласно теории систем регионального и глобального разделения труда и методам анализа социальных сетей, внутри ЕАЭС уже сформирована система разделения труда с Россией в качестве ядра и с определенным масштабом и глубиной. Однако разделение труда стоит на невысоком уровне, к тому же зависимость государств-членов ЕАЭС от торговли внутри интеграционного объединения сравнительно невысокая. Во внешней системе разделения труда ЕАЭС занимает центральную позицию лишь в торговой сети первичной продукции, а в торговой сети запчастей, полуфабрикатов и конечной продукции он занимает лишь полупериферийную или периферийную позицию, уровень разделения труда в производственной цепочке относительно низкий, что определяется сравнительными преимуществами, обеспеченностью факторами производства и экономической структурой каждого государства-участника ЕАЭС. Анализ показывает, что в разделении труда внутри ЕАЭС имеются ограничения и ключом к улучшению статуса в области разделения труда и уровня производственных цепочек является развитие базовых возможностей отраслей и усиление их международной конкурентоспособности, а сопряжение «Экономического пояса Шелкового пути» и ЕАЭС может придать новый импульс и жизнеспособность реализации ЕАЭС вышеуказанных целей.
Сюй Сянмэй полагает, что с момента создания Таможенного Союза до официального функционирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС) прошло десять лет. В процессе экономической интеграции достигнут ряд конкретных результатов, в частности, идет формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а Евразийская экономическая комиссия стала площадкой для коллективного принятия решений с учетом позиций всех государств-членов; отмечен определенный рост торгового оборота; общий рынок в рамках ЕАЭС привлекателен для его участников и в будущем он может расшириться на страны Ближнего Востока и Азии; «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» стал важным стандартом сопряжения национальных интересов с интересами Союза; усиливается производственная кооперация. Установление отношений всестороннего сотрудничества между государствами — членами ЕАЭС является основной целью развития Союза. Однако из-за ряда факторов, таких как различия интересов государств-членов ЕАЭС, отсутствие доверия и геополитические конфликты в евразийском регионе, сотрудничество в рамках Союза в области взаимной торговли и инвестиций развивается медленно. Имеются и другие проблемы: это дисбаланс сил, неравномерный доход и несформированная сетевая структура сотрудничества. С точки зрения будущего планирования развития ЕАЭС, установление прочных экономических связей между государствами-членами по-прежнему является долгосрочной задачей развития Союза1.
По мнению Ван Чэньсина, оценивая эффективность ЕАЭС с точки зрения институцианального сроительства, экономического сотрудничества и сотрудничества в области политики и безопасности, можно видеть, что с начала его функционирования в 2015 году выгода осушествляемого в его рамках институцианального строительства и сотрудничества в области политики и безопасности является относительно высокой, тогда как выгода от экономического сотрудничества была относительно ограниченной. Однако, это не означает отступления. В отличие от характера других интеграционных объединений, региональная интеграция в рамках ЕАЭС — это модель продвижения к экономическому сотрудничеству в единстве с институциональным строительством и сотрудничеством в области политики и безопасности1.
ОПОП: стратегическая инициатива Китая в отношении Евразийского пространства. При формировании региональной внешнеполитической идентичности страны на западном направлении Китая, необходимо иметь ввиду, что «Китай — страна, близкая к Центральной Азии». С точки зрения структуры мировой политики и экономики, роль и статус Китая оказываются относительно сложными и разнообразными, иногда даже противоположными. «Китай дотянулся до «первого мира», находясь в «третьем мире», при этом находится ещё и в середине — во «втором мире». Китай скорее похож как на «третий мир в первом мире», так и на «первый мир в третьем мире».
Спустя более 30 лет, благодаря политике реформ и открытости связь Китая с мировым сообществом становится теснее и теснее. Особенно с такими соседними регионами, как Центральная Азия и др., Китай уже имеет высокую экономическую взаимозависимость. Пятое поколение руководства Китая, избранное на XVIII Всекитайском съезде КПК, всерьез принимает во внимание дипломатические отношения с соседними регионами и странами. Генеральный секретарь Си Цзиньпин на Заседании по дипломатической работе с регионами, соседствующими с Китаем, подчеркнул, что «как с географической точки зрения, так и с точки зрения взаимных отношений, отношения с соседними регионами для Китая имеют крайне важное значение. Во время размышления о проблемах в соседниих регионах и проведения дипломатической деятельности, направленной на соседние регионы, мы должны настаивать на принципах всеобщности и диверсификации. Чтобы реализовать цель «Два столетия» и великое возрождение китайской нации, дипломатическая политика Китая с соседними регионами должна быть нацелена на углублённое развитие всеобьемлющих взаимовыгодных и добрососедских отношений, разумное использование стратегического периода возможностей для развития и полное обеспечение национального суверенитета, безопасности и интересов развития3.
Цель формирования и осуществления региональной внешнеполитической стратегии с учётом специфики конкретного соседнего региона заключается в том, чтобы дипломатическая деятельность Китая в большей степени соответствовала историческому прошлому, сегодняшнему положению того или иного региона. Таким образом, в регионе, по соседству на западе, мы можем характеризовать Китай как «страну, близкую к Центральной Азии» [6].
Под «страной близкой к Центральной Азии» понимается, что та или иная страна не является страной Центральной Азии, также не является внешним игроком, расположеным за пределами Центральной Азии. «Страна, близкая к Центральной Азии» относится к такой стране, которая имеет тесные исторические, культурные, политические и экономические связи с Центральной Азией, также вместе со странами Центральной Азии включает себя в общее сообщество развития и реализации коренных интересов. Восприятие Китая как «страны, близкой к Центральной Азии» основано на: близком географическом положении; тесных историко-культурных связях. Западное направление — один из геополитических приоритетов Китая в обозримой перспективе. Западный регион — это регион, который характеризуется особенно важным для осуществления политики открытости Китая в новую эпоху.
В качестве «страны, близкой к Центральной Азии» Китай в отношениях со странами Центральной Азии должен придерживаться следующих трёх принципов: Прежде всего, основываясь на добрососедстве и взаимовыгодности, Китаю приходится играть более конструктивную роль в региональном управлении и смело брать на себя соответствующую ответственность за ключевые проблемы, касающиеся регионального экономического развития. Во-вторых, взаимозависимости между Китаем и странами Центральной Азии в экономической сфере становятся теснее и глубже. В-третьих, наряду с продвижением развития ШОС и созданием диалоговой платформы с ЕЭАС, Китай также нуждается в углублении стратегического партнёрства с Казахстаном и осуществлении развития стратегического партнёрства с Узбекистаном, Киргизией, Таджикистаном и Туркменией.
Российско-китайское стратегическое взаимодействие в новую эпоху — фундамент для развития отношений Китая с Евразийским Экономическим союзом и сопряжения ОПОП с ЕАЭС. Во-первых, основано на стратегическом взаимодействии и партнёрстве между Россией и Китаем. Только с 2013 года до настоящего времени, лидеры двух стран, больше 30 раз встретились друг с другом на разных мероприятиях4, где договорились, в том числе, расширять региональное и пограничное сотрудничество в рамках проектов «Северо-Восток Китая — Дальний Восток России» и «Янцзы — Волга»; диверсифицировать содержание двустороннего товарооборота и продвигать гуманитарные связи. Во-вторых, о Сопряжения. Здесь следует иметь ввиду три Сопряжения: Сопряжение ЭПШП и ЕАЭС; Сопряжение ОПОП и Большого Евразийского Партнерства; Сопряжение Сообщества Единой Судьбы Человечества и Более Большого Евразийского Партнерства. Что касается перспективы сопряжения Евразийского Экономического Союза. Как политолог, автор данной статьи считает, что перспектива сопряжения двух проектов хорошая5. Сопряжение и сотрудничество ЭПШП и ЕАЭС могут помогать развивать и укреплять развитие ЕАЭС и стратегическое взаимодействие Китая и России6.
Как экономист, автор данной статьи полагает, что уместно говорить о «состыковке» а не о «сопряжении» стратегий развития двух стран, так как «сопряжение порождает трение», «главное, чтобы ‘Большая Евразия’ стала геоэкономическим, а не геополитическим проектом»7. В новых монографиях автора данной статьи «Механизм трансрегионального развития Центральной Евразии» и «Евразийский Экономический Союз: формирование, состояние и перспектива» комплексно и системно анализируется сопряжение ОПОП с ЕАЭС8. Кроме того, китайские ученые опубликовали немало научных статей на эту тему в научных журналах, например: «Исследования России, Восточной Европы и Центральной Азии» при Академии общественных наук, «Евразийская Экономика» при Академии общественных наук, «Исследования России» в городе Шанхае, «Академический журнал исследований России» в городе Харбине, и т.д.9
Шанхайская Организация Сотрудничества и Евразийский Экономический союз — две опоры для поддержания развития и безопасности Китая в регионе, соседствующем с Китаем на Западе. ШОС была создана в 2001 году. В течение более 20 лет ШОС достигла значительных успехов в сфере обеспечения безопасности и социально-экономического развития в регионе. Однако, ШОС не в состоянии быть единственным механизмом, который позволяет Китаю поддерживать свою стратегию безопасности и экономического развития в регионе, сооседствующем с Китаем на западе.
1. ШОС — это новая региональная межправительственная организация. Её институциональное строительство ещё далеко до полного совершенства.
2. Существуют различные подходы стран-участниц к ШОС. Китай, в качестве близкой страны к Центральной Азии и новой растущей силы в регионе, относится к странам Центральной Азии по принципу равноправности и вызимовыгодности. Россия — бывшая страна-метрополия в отношении к Центральной Азии и воспринимает данный регион как зону своих особых интересов. Находясь между Россией и Китаем, страны Центральной Азии стремятся к реализации максимальных собственных интересов.
3. ШОС для Китая является единственной многосторонней платформой для проведения диалога со странами Центральной Азии. В силу этого, в архитектуре внешней политики России и стран Центральной Азии, в некоторой степени, ШОС выполняет функцию многосторонней площадки для развития отношений с Китаем и является одним из объектов, чтобы диверсифицировать их внешнеполитические направления.
Заключение. По сути, евразийская интеграция (ТС — ЕЭП — ЕАЭС) вполне может сочетаться с китайским евразийским интеграционным проектом по созданию экономического пояса Шелкового пути в целях расширения возможностей для развития стран Центральной Азии, для обеспечения региональной стабильности и на юге России, и на западе Китая [6].
C конца 2019 года, пандемия коронавируса оказала большое негативное влияние на глобальную экономику и торговое сотрудничество. Но экономическое сотрудничество между Китаем и Россей продолжается в рамках «Одного пояса — Одного пути», особенно неплохо развивается Ледяной Шелковой Путь. Товарооборот между двумя странами превысил 100 миллиардов долларов США и в 2020 году, и в 2021 году. После двадцатилетия, Договор добрососедства, дружбы и сотрудничества между РФ и КНР продолжит юридическое действие на 5 лет. Президент Путин и Единая Россия поздравили руководство Китая со столетием образования Коммунистической партии Китая. Это значит, что сопряжение ЭПШП и ЕАЭС имеет глубокую устойчивость и большой потенциал.
С исторической точки зрения, хорошие отношения между Китаем и Россией находятся на самом высоком уровне. С реальной точки зрения, это блестящий пример великих держав, ключевой камень мирного развития Евразии и глобальной стратегической стабильности. Задача заключается в том, чтобы превратить дружественные политические отношения между Китаем и Россией в хорошие экономические отношения и тесные гуманитарные связи двух стран. Сопряжение ОПОП и ЕАЭС имеет большую перспективу и устойчивый характер. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) играет большую роль и является главной платформой сопряжения ОПОП и ЕАЭС. |
| |
|
|