| | Проблемы современной экономики, N 3 (83), 2022 | | ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ (Из материалов Третьего Казанского международного конгресса евразийской интеграции — 2022) | | Салимьянова И. Г. профессор кафедры менеджмента и инноваций
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук Трейман М. Г. доцент кафедры менеджмента и инноваций факультета управления
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук
| |
| | В исследовании рассмотрены особенности взаимодействия стран Евразийского экономического союза и представлены характерные черты организации и уже сложившегося взаимодействия стран при внедрении цифровых систем, осуществления инновационной активности, экспорта и импорта товаров, других форм и способов взаимодействия | Ключевые слова: цифровизация, информационные технологии, инновационное развитие, трансграничное сотрудничество | УДК 339.97 Стр: 33 - 35 | В настоящее время пандемия коронавируса подтолкнула страны к развитию структурно-технологической трансформации, в частности, это коснулось ускорения цифровых процессов во всех сферах жизни общества. Смена парадигм и технологических укладов обусловлена развитием таких систем и комплексов как информационно-коммуникативные, цифровые, аддитивные, а также биоинженерные. Например, существенный толчок к технологическому развитию получило производство чипов. За период 2020–2021 гг. сложился существенный дефицит в данной отрасли, причинами которой стал локдаун, произошло нарушение поставки необходимых деталей в связи с разрушением логистических цепочек, дефицит сырья на рынке — все эти причины привели к удорожанию и росту спроса на конечную продукцию.
Смена технологических укладов, в первую очередь, привела к развитию новой экономики, для которой характерны процессы ее монетизации, существенного повышения нормы накопления капитала, рост доли высокотехнологичных товаров в экспорте. При этом существенно развивается производственная составляющая — наращиваются объемы производства и производственные мощности. Наблюдается смещение деловой активности в азиатский регион, что существенно отражается в мировой торговле, по статистическим данным рост мирового экспорта увеличился в 2,2 раза [1], [8].
Для ЕАЭС центром торговых отношений является Российская Федерация, а в глобальном масштабе Россия и Китай достаточно плотно сотрудничают в торговой деятельности [7].
В настоящее время экономика государств-членов ЕАЭС сталкивается с множеством фундаментальных вызовов. При этом она испытывает структурный кризис, а также существенное воздействие на них оказывает спрос со стороны Китая. Также важный вклад в изменение торговых условий оказывает торгово-санкционное противостояние между США и Китаем, что способствовало существенному изменению сбытовых и производственно-технологических цепочек. В настоящее время наблюдается дисбаланс между спросом и предложением на существующем рынке товаров и услуг [10]. Производственная деятельность существенно подорожала — увеличение издержек по всей производственной линии связано, прежде всего, с неравномерностью восстановления различных отраслей [1].
Восстановление промышленности пришлось на 2020 год, точнее на его конец, что характерно для снятия части карантинных мер и восстановления спроса на продукцию. В среднем, рост производства составил 10% по основным промышленным отраслям. Например, спрос на металл превысил фактические объемы на 2020 год, что привело к существенному росту цен и увеличению сроков ожидания в цепочках поставок.
В рамках сотрудничества ЕАЭС планируется технологическое развитие на основе совместной инновационной деятельности, что позволит намного эффективнее создавать и реализовывать маркетинговые инновации, в рамках которых организовывать новые подходы к рынкам сбыта продукции, а также создавать совместно высокотехнологичную продукцию, что будет способствовать переходу на инновационную модель развития экономики в странах, входящих в ЕАЭС. За последние годы научный прогресс существенно продвинулся вперед за счет постоянного инновационного сотрудничества под влиянием процессов глобализации [6], [9].
Российская Федерация идет по собственному пути развития и поэтому создание стратегий и новых способов взаимодействия со странами, входящими в ЕАЭС является важным и актуальным направлением в современной действительности. В рамках данной статьи авторами представлено аналитическое исследование, которое позволит сформировать понимание о возможности развития инновационной составляющей в странах — членах ЕАЭС [5].
Рассматривая показатели Глобального инновационного индекса по странам членам ЕАЭС, за период с 2017 по 2021 гг., можно отметить стабильность и устойчивость показателей, при этом положительную динамику продемонстрировала Беларусь.
Важнейшим направлением развития ЕАЭС является создание высокотехнологичных производств с применением инноваций различных видов. Подтверждением того, что инновационное развитие является важным, стало развитие взаимной торговли различными типами высокотехнологичных товаров и спросом на них. Рост по данному показателю в 2020 г. составил 45% [3]. В основном необходимость в высокотехнологичных товарах характерна для таких видов промышленности как: космическая, авиационная, телекоммуникационная, фармацевтическая, тяжелое машиностроение, химическая и нефтехимическая отрасли, военно-промышленный комплекс. Особенности структуры высокотехнологичного экспорта представлены на рис. 2. | |  | Рис. 1. Рейтинг стран ЕАЭС по уровню инновационного развития за период с 2017 по 2021 гг. | |  | Рис. 2. Долевая структура экспорта высокотехнологичной продукции ЕАЭС в 2020 г. [5] | В табл.1 представлена характеристика экспортируемой и импортируемой продукции по странам ЕАЭС.
Анализ представленной таблицы позволяет отметить, что основой экспорта являются минеральные продукты, к которым относится нефть и природный газ, а также металлы и различные изделия из них (черные, цветные), а импортируется, в основном, продукция растительного и животного происхождения, текстиль, табачная продукция.
Таблица 1
Характеристика импорта и экспорта по странам ЕАЭС за 2021 г. [5]Страна-партнер | Экспорт | Импорт |
---|
Армения | Пищевая продукция, продукция машиностроительного комплекса, продукция химической промышленности | Продукты растительного происхождения, текстильная продукция, аппаратура, металлы различных видов | Беларусь | Продукция химической промышленности, различные типы металлов, минеральные продукты, машины и оборудование | Напитки и пищевые продукты, продукция животного происхождения, транспортные системы, пластмассы | Казахстан | Высокотехнологичная продукция машиностроительного комплекса, пищевая продукция, транспортные системы, металлы различных видов | Продукция химического производства, минеральные продукты, прочие изделия | Киргизия | Минеральные продукты, изделия из металлов, продукция химической промышленности, высокотехнологичные машины и др. | Текстильная продукция и продукция животного и растительного происхождения |
Страны ЕАЭС взаимодействуют по двум основным направлениям [2]: социально-экономическому и военно-политическому.
Рассмотрим эти аспекты как основу сотрудничества [4].
1. Военно-политический аспект — сотрудничество стран сводится к созданию объединенной структуры-противовеса странам США, Евросоюза, а также такой милитаризированной структуры как НАТО. Данный вектор взаимодействия позволяет снизить риски военных угроз, сократить цифровые разрывы и трансформировать экономику.
2. Социально-экономический аспект базируется на формировании торгового, инвестиционного и инновационного сотрудничество между странами, входящими в ЕАЭС. В данном случае их взаимодействие следует рассматривать как базис развития цифровой экономики с последующим достижением инновационной активности государств и принятием принципов Индустрии 4.0. [10].
Определим индикаторы, которые формируют цифровую среду и индексы, характерные для нее (табл. 2).
Таблица 2
Сводные индикаторы, характерные для развития цифровой экономики государств [4]Наименование индикатора | Характеристика |
---|
Индикатор развития информационно-компьютерных технологий | Позволяет оценить степень полезного использования информационно-компьютерных технологий, а также продуктивность использования ИКТ в таких сферах как бизнес, деятельность населения. | Глобальный индекс сетевого взаимодействия | Ориентирован на проведение оценки органов государственной власти и местного самоуправления, бизнес-сообщества и гражданского общества в целом к применению ИКТ в социальной деятельности с помощью оценки развития кадрового потенциала, развития инфраструктуры и внедрения принципов Индустрии 4.0. Оценочный метод разработан в 2014 году ТНК Huawei. Позволяет оценить заинтересованность всех участников процесса в устойчивом развитии цифровой экосистемы. | Индекс мировой цифровой конкурентоспособности | Методика разработана Международным институтом управления и развития в 2012 г. Его цель — оценка заинтересованности бизнеса в развитии ИКТ и стимулировании развития государственных регуляторов. Позволяет определить степень заинтересованности государства в проведении цифровых реформ. |
Следует отметить, что так как в настоящий момент существует не полная статистическая информация, в связи с этим возможность анализа всех представленных ранее показателей затруднена [4].
Проводя анализ глобального индекса сетевого взаимодействия, сформированного по данным ТНК Huawei (рис. 3), следует отметить, что наибольший разрыв в результатах наблюдается по Армении и Киргизии. | |  | Рис. 3. Изменение глобального индекса сетевого взаимодействия для стран-членов ЕАЭС с 2018–2020 гг., баллы [4] | Согласно полученным результатам, можно констатировать, что Российская Федерация имеет передовые позиции в вопросах трансграничного сотрудничества в сфере цифровой среды, что говорит о безоговорочном лидерстве России среди стран-партнеров. Тем не менее, необходимо учитывать, что при выходе на новый уровень взаимодействия другие страны ЕАЭС будут улучшать свои позиции в вопросах ИТ-решений.
Исследования по индексу мировой конкурентоспособности не проводились по странам, входящим в ЕАЭС, поэтому оценить общий уровень цифровизации по данным странам не представляется возможным в полном объеме. Но при этом можно сделать вывод, что технологические разрывы и недостаточная цифровизация не позволяют сформировать полноценное партнерство в различных сферах взаимодействия наших стран. Межгосударственное сотрудничество позволит лучше понять стратегические императивы цифровой трансформации, так как она вовлекает множество функциональных областей, включая маркетинг, информационные системы, инновации, стратегический и операционный менеджмент.
Таким образом, углубление интеграционных процессов между государствами в рамках ЕАЭС позволит улучшить не только торговое взаимодействие, но и усилит инновационную и инвестиционную составляющие совместной деятельности, что укрепит экономику всех стран-участниц ЕАЭС и позволит им более полноценно развиваться. |
| |
|
|