| | Проблемы современной экономики, N 2 (82), 2022 | | ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ | | Завгородний А. Ф. профессор кафедры международных экономических отношений
Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии,
заслуженный работник высшей школы РФ, доктор исторических наук
| |
| | В статье рассматриваются вопросы современного состояния и тенденции развития зарубежного и российского опыта функционирования особых экономических зон (ОЭЗ); раскрываются цели экономических зон; анализируются преимущества при создании ОЭЗ внутри территориальных границ; представлена классификация их типов; показан опыт функционирования ОЭЗ в зависимости от доходов и уровня экономического развития страны, определен перечень льгот, действующих в ОЭЗ США и Китая, анализируются основные тенденции развития экономических зон в России | Ключевые слова: особые экономические зоны, иностранные инвестиции, тенденции развития особых экономических зон, Китай — особые экономические зоны, США — особые экономические зоны | УДК 339.543.624; ББК 65.046.11 Стр: 70 - 72 | Известно, что одним из основных факторов развития экономики государства в современных условиях выступают особые экономические зоны (ОЭЗ). Их создание позволяет привлекать как национальные, так и иностранные инвестиции для укрепления экономического и научного потенциал в регионах и различных отраслях. Механизм функционирования ОЭЗ не является чем-то новым. В качестве инструмента диверсификации экономики и регионального развития механизм функционирования реализуется во многих странах мира, принося определенную пользу. ОЭЗ получили широкое распространение после вступления в силу Международной конвенции о гармонизации и упрощении таможенных процедур (Киотская конвенция), в положениях которой было введено понятие особые экономические зоны [6].
Экономические зоны исторически создавались с учетом достижения основных целей: привлечение иностранных инвестиций, снижение уровня масштабной безработицы, поддержка широкой стратегии экономических реформ, создание испытательных площадок для экспериментов в проведении новой экономической политики [5].
По мнению В.Р. Попова, государство получает определенные преимущества за счет создания ОЭЗ внутри территориальных границ, которые [9]:
– способствуют экспорту товаров и услуг;
– создают возможности для трудоустройства населения;
– развивают объекты инфраструктуры;
– предоставляют необходимые условия, для внешних инвесторов;
– помогают генерировать побочные эффекты для экономики остальной части страны;
– играют роль «испытательных площадок» для правительства при реализации либеральной деловой политики в перспективе.
Всемирный банк классифицирует типы ОЭЗ следующим образом (табл. 1).
Таблица 1
Классификация типов особых экономических зон [12]:№
пп | Тип особой экономической зоны | Содержание |
---|
1 | Зоны свободной торговли | Географическая зона, где товары могут выгружаться, производиться, храниться, обрабатываться или изменяться, реэкспортироваться в соответствии с определенными таможенными правилами, не облагаться таможенными пошлинами.
Зоны свободной торговли обычно организуются вокруг крупных морских портов, международных аэропортов и национальных границ, которые в основном представляют собой районы с множеством географических преимуществ для торговли. | 2 | Зоны экспортной обработки | Тип зоны свободной торговли, обычно создаваемый в развивающихся странах их правительствами для поддержки промышленного и коммерческого экспорта. Это промышленный комплекс, обычно огороженный площадью от 10 до 300 гектаров, специализирующийся в производстве на экспорт. Его цель — привлечь иностранных инвесторов, партнеров и покупателей, которые могут облегчить выход на мировой рынок некоторых видов промышленных товаров, создавая рабочие места и иностранную валюту. Предлагает фирмам условия свободной торговли и обширную нормативно-правовую базу. | 3 | Комплексные особые экономические зоны | Представляют собой зоны большого размера, в которых проводятся различные промышленные, обслуживающие и городские работы. В некоторых случаях эти зоны могут охватывать целый город или юрисдикцию, например, Шэньчжэнь (город) и Хайнань (провинция) в Китайской Народной Республике. | 4 | Индустриальные парки | Это территория, зонированная и спланированная с целью промышленного развития. Индустриальный парк рассматривается как более тяжелая версия бизнес-парка или офисного парка, в котором есть офисы и предприятия легкой промышленности. Обычно они расположены за пределами основного жилого района города и обычно имеют хороший транспортный доступ, в том числе автомобильный и железнодорожный. | 5 | Таможенные логистические парки | Таможенные логистические парки обслуживают торговые соглашения, похожие на таможенные склады, но в определенной географической зоне, иногда с возможностью международных портов. Предназначены для улучшения условий как для предприятий с иностранными инвестициями, так и для отечественных предприятий, для стимулирования развития региональных экономик, предлагая более эффективную логистику и услуги морских перевозок. | 6 | Зоны городского предпринимательства | Это области, реализующие стратегии, стимулирующие экономический рост и расширение. Они представляют собой ОЭЗ, в которой компании могут размещаться без определенных местных, государственных и федеральных налогов и ограничений. Предполагается, что они будут способствовать развитию неблагополучных районов за счет налоговой и нормативной отсрочки для предпринимателей и инвесторов, открывающих бизнес в этом районе. |
Таблица 2
Опыт функционирования особых экономических зон в зависимости от уровня развития [13]№
пп | Тип стран | Цели особой экономической зоны | Преобладающие типы особых экономических зон |
---|
1 | Страны с высоким уровнем дохода | Обеспечение эффективной платформы для сложных трансграничных цепочек поставок; недопущение перекосов в экономике | Только логистические центры (не свободные индустриальные зоны). Инновации и цели новой промышленной революции осуществляются через научные парки без отдельной нормативной базы или через стимулы, не связанные с зонами | 2 | Страны с уровнем дохода выше среднего | Поддержка перехода к экономике услуг; привлечение новых высокотехнологичных отраслей; сосредоточение на обновлении инновационных возможностей | Технологические зоны (НИОКР, высокие технологии, биотехнологии); специализированные зоны, нацеленные на отрасли с высокой добавленной стоимостью или сегменты цепочки создания стоимости; зоны услуг (финансовые услуги) | 3 | Страны со средним уровнем дохода | Поддержка промышленного обновления, содействие интеграции и обновлению глобальных цепочек добавленной стоимости; распространение технологий и вторичных эффектов | Специализированные зоны, ориентированные на отрасли с интенсивной цепочкой добавленной стоимости (автомобилестроение, электроника); зоны обслуживания (аутсорсинг бизнес-процессов, колл-центры) | 4 | Страны с низким уровнем дохода | Стимулирование промышленного развития и диверсификация; компенсация недостатков инвестиционного климата; осуществление бизнес-реформ в ограниченной области; концентрация инвестиций в инфраструктуру на ограниченной территории; ориентация на прямую занятость и экспортные выгоды | Многофункциональные зоны, ресурсные зоны, направленные на привлечение перерабатывающих производств |
Представленный в табл. 1 перечень экономических зон не является исчерпывающим. Существует более широкий спектр различных типов ОЭЗ и более широкий спектр терминологии, используемой для их описания.
Для определения специфики формирования и особенностей функционирования успешных ОЭЗ, проанализируем зарубежный и российский опыт.
В зависимости от доходов и уровня экономического развития страны ОЭЗ создают и развивают с разными целями. Новички в программах ОЭЗ (многие страны Африки), используют их для стимулирования производства, индустриализации и экспорта. Отдельные наиболее развитые страны мира используют ОЭЗ для стимулирования модернизации промышленности. В странах с переходной экономикой особую важность имеют зоны, ориентированные на технологии.
По мере роста напряженности в отношениях между Китаем и США обе страны начали использовать ОЭЗ в качестве инструмента экономической войны для достижения своих собственных геополитических целей. Так, в США основными целями создания ОЭЗ явились повышение конкурентоспособности промышленности на мировом рынке с помощью концентрации экономической активности в старо-промышленных районах, снижение уровня безработицы. В Китае основными целями являлись: желание экспериментировать с различными политическими методами, привлечение иностранного капитала, увеличение экспортной валютной выручки, создание дополнительных рабочих мест, стимулирование конкуренции между регионами.
Согласно опубликованному в 2018 г. верифицированному списку особых экономических зон Китая их общее число составляет 2 тыс. 543 из которых 1 тыс. 991 — зоны регионального уровня [10]. Пять свободных экономических зон (СЭЗ), созданных на восточном побережье континентального Китая и на острове Хайнань в начале 80-х гг. прошлого столетия для привлечения иностранных инвестиций, в настоящее время продолжают играть важную роль в развитии национальной экономики. В 2018 г. суммарный объем их внешней торговли достиг 4,2 трлн юаней, в т.ч. экспорт — до 2,3 трлн юаней, импорт — до 1,9 трлн юаней. Общая доля СЭЗ во внешнеторговом обороте Китая составила 13,8% [10].
Для продвижения своих зарубежных интересов США используют ОЭЗ, но делают это реже, чем Китай. В США нет надежной внутренней программы ОЭЗ. В США насчитывается 250 экспортных зон переработки, все они предлагают относительно слабые стимулы и обслуживают почти исключительно промышленность импорта-экспорта. Большинство американских попыток создания зарубежных ОЭЗ предпринимались на Ближнем Востоке, но лишь немногие из них были успешными.
В особых экономических зонах США и Китая сегодня действует определенный перечень льгот (табл. 3).
Таблица 3
Перечень льгот, действующих в ОЭЗ США и Китая [4]№
пп | Страна | Льготы |
---|
1 | США | – освобождение от «обратных» тарифов;
– освобождение от пошлин в случае реэкспорта;
– освобождение от пошлин на отходы, лом;
– еженедельная отчетность об отгрузках;
– отложенные во время уплаты пошлин. | 2 | Китай | – льготный налоговый режим предприятиям с иностранными инвестициями;
– ставка подоходного налога снижена в 4 раза и составляет 5%;
– в отношении земельного налога 5-летние каникулы, а далее 50% от действующей ставки;
– большое количество дешевой рабочей силы. |
Один из масштабных федеральных проектов в России ОЭЗ, направленный на развитие экономики регионов страны путем привлечения прямых российских и иностранных инвестиций в приоритетные виды экономической деятельности. Российские ОЭЗ создавались в целях развития обрабатывающих отраслей промышленности, высокотехнологичных направлений развития экономики, туристско-рекреационной сферы, портовой и транспортной инфраструктуры, разработки технологий, производства новых видов продукции. На данный момент в России действуют 39 особых экономических зон четырех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые зоны. В особых экономических зонах зарегистрировано 875 резидентов, создано 44,1 тыс. рабочих мест и осуществлено 560,22 млрд рублей инвестиций [8].
Среди представленных ОЭЗ наилучшие результаты показывала «Алабуга» — наиболее развитая и эффективная ОЭЗ России. «Липецк» уступает «Алабуге» по анализируемым показателям примерно вдвое, а «Титановая долина» — в десятки раз. Имея низкие показатели «Титановая долина» установила наилучший результат производительности труда на человека — 12,8 млн руб. несмотря на то, что рабочих мест в ОЭЗ было создано всего 763, что в 9,06 раз меньше, чем в «Алабуге».
Среди ОЭЗ другого типа ОЭЗ в Калининградской области входит в Топ-10 в международном рейтинге Global Free Zones of the Year, составляемым журналом FDi Magazine (подразделение The Financial Times). Такой прецедент в России случился впервые. Специальными наградами отмечены ОЭЗ — «Иннополис» в Республике Татарстан, «Дубна» в Московской области, «Технополис» в Москве. Признание российских экономических зон на международном уровне важно для повышения инвестиционной привлекательности и привлечения иностранных инвесторов [3].
Основные результаты деятельности отдельных ОЭЗ промышленно-производственного типа функционирующих в России, представим в табл. 4.
Таблица 4
Основные результаты деятельности отдельных ОЭЗ промышленно-производственного типа функционирующих в России в 2020 г. [1]Показатель | ОЭЗ ППТ
«Алабуга» | ОЭЗ ППТ
«Липецк» | ОЭЗ ППТ
«Титановая долина» |
---|
Количество резидентов | 66 | 65 | 19 | Объем осуществленных бюджетных инвестиций, млн руб. | 168 790,5 | 80 015,7 | 12 710,7 | Объем частных инвестиций, млн руб. | 134 691 | 65 935 | 8 130 | Создано рабочих мест | 6 917 | 4 491 | 763 | Производительность труда, млн руб./чел. | 11,9 | 6,6 | 12,8 | Выручка резидентов, млн руб. | 82 597,29 | 29 929,4 | 9758,0 |
Анализируя основные тенденции развития экономических зон в России, отметим, что первая тенденция связана с ростом числа заявок на создание экономических зон. С августа 2018 г. по май 2020 г. в Минэкономразвития России были представлены заявки на создание 17 новых ОЭЗ (Московская, Саратовская, Нижегородская, Смоленская, Астраханская, Курганская, Владимирская, Новгородская, Ульяновская области, в Республиках Башкортостан, Татарстан и Красноярском крае) [8].
Вторая тенденция — совершенствование режима ОЭЗ на ближайшую перспективу. Правительство России планирует уменьшить количество типов экономических зон (ОЭЗ, туристско-рекреационные, портовые), определить более четкие критерии отбора инвестиционных проектов, связанные с мультипликатором, налогами, рабочими местами. Минэкономразвития России подготовлен законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [11].
В области устойчивого развития на период до 2030 г. представляется возможность развитию нового типа экономических зон — модельной зоны целей устойчивого развития (ЦУР). Такой тип зоны будет нацелен на привлечение инвестиций в деятельность, имеющую отношение к ЦУР, принятие высоких стандартов экологического, социального и корпоративного управления, соблюдение требований, содействие инклюзивному росту за счет связей и побочных эффектов [2].
Зарубежный опыт деятельности ОЭЗ, в т.ч. и в России, показывает достаточно высокие результаты, что в перспективе приведет к повышению желания инвесторов вкладывать средства в высокотехнологичные проекты. Это будет способствовать развитию соответствующих отраслей экономики и развитию регионов. В перспективе по всей России будет продолжаться работа по созданию оптимальных условий для развития бизнеса, включая внедрение ОЭЗ в тех регионах, где это наиболее целесообразно с точки зрения максимизации возможностей развития. |
| |
|
|