| | Проблемы современной экономики, N 2 (82), 2022 | | ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА | | Волкова К. С. аспирант кафедры политической экономии и истории экономической науки
Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (г. Москва)
| |
| | В современной экономической литературе эффективность участия страны в глобальных цепочках стоимости оценивают с точки зрения экономического продвижения — увеличения присваиваемой добавленной стоимости. В данной статье проведено исследование светотехнической отрасли России с этой позиции, а также со стороны социального продвижения, как показателя изменения уровня жизни работников отрасли. Автором опрошены 40 специалистов, оценивших изменения своего положения, выполнен сравнительный анализ отраслевых заработных плат России, Китая, США и Германии и сделаны выводы о социальном регрессе в российской светотехнической отрасли, несмотря на экономическое продвижение отдельных компаний в глобальных цепочках стоимости (ГЦС) | Ключевые слова: глобальные цепочки стоимости, заработная плата, светотехническая отрасль | ББК У9(2)–823.2 Стр: 43 - 46 | Значительная часть международной торговли в современном мире представлена Глобальными цепочками стоимости (ГЦС). Добавленная стоимость в них распределяется между странами неравномерно. Если еще десять лет назад исследователи объясняли этот факт положением фирмы на «улыбающейся кривой», т.е. этапом создания стоимости, в котором она задействована, то в последние годы появился ряд критических исследований, указывающих на другие факторы присвоения большей добавленной стоимости [4, 3]. К важнейшим факторам относятся рыночная власть компании, обладание уникальными технологиями и цена на рабочую силу, сложившаяся внутри страны [5, 6].
Переход к деятельности с более высокой добавленной стоимостью внутри одной цепи создания стоимости получил название «экономического продвижения». Он предполагает овладение более современными технологиями, знаниями и навыками [2]. Вопрос экономического продвижения в ГЦС является наиболее актуальным для развивающихся стран, в т.ч. России, т.к. он напрямую связан с возможностями развития национальной экономики. Но экономическое развитие само по себе не означает роста уровня жизни работников. Поэтому мы говорим и о другом типе продвижения — социальном продвижении, как увеличении реальных доходов работников, улучшении условий их труда, что обусловливает нормальное воспроизводство рабочей силы.
В данной статье приведен кейс-стади светотехнических ГЦС, продукция которых представлена на российском рынке. Сначала мы обратились к опыту попыток производственных компаний достичь экономического продвижения, после чего проанализировали динамику благосостояния работников отрасли.
Кейс-стади.
Светодиодная технология является сравнительно молодой, поэтому многие страны включились в конкуренцию за завоевание доминирующей позиции в соответствующих ГЦС.
Для исследования мы выбрали цепочку создания стоимости офисного светодиодного светильника, как наиболее широко представленного на российском рынке. Его особенность состоит в относительно дорогой транспортировке из-за объема при невысокой стоимости. Казалось бы, это должно обеспечивать целесообразность его локального производства, но практика нередко показывает обратное. Цепочка стоимости светодиодного светильника выглядит следующим образом (рис. 1). | |  | Рис. 1 | Наиболее наукоемкий и технологичный этап цепи, который обеспечивает компании сильную переговорную позицию в ГЦС — выращивание светодиодных чипов (кристаллов). Благодаря сильному НИОКР в начале 2000-х годов на этом этапе лидирующие позиции заняли несколько компаний из США, Ю. Кореи и Европы. Российские разработчики имели прорывную технологию, но, несмотря на масштабное финансирование, открытие производств на территории России оказалось невозможным из-за отсутствия необходимого сырья и инфраструктуры [7]. В начале 2010-х годов в конкурентную гонку включился Китай. Государственная стратегия, основанная на субсидиях и гос. закупках обеспечила выход китайских производителей на мировой рынок с минимальными ценами при сопоставимом качестве [14]. Мировые лидеры перенесли фабрики на территорию Китая для сокращения издержек, что обеспечило страну наиболее передовыми технологиями. Активное государственное стимулирование вызвало в 2012–2014 годах кризис перепроизводства в отрасли, что отразилось в падении мировых цен на продукцию и обеспечило волну слияний и поглощений в самом Китае. Таким образом, Китай оказался представлен рядом наиболее сильных производственных компаний, которые функционируют как монополии и имеют соответствующую рыночную власть [1].
Остальные этапы производства, включая производство драйверов, корпусов и сборку конечного продукта часто осуществляются в России и включают комплектующие из Европы, Ю. Кореи и других стран. Тем не менее, положение компаний, приобретающих светодиоды оказывается зависимым. Условия и сроки поставки диктует производитель чипов. Именно производителей кристаллов можно считать управляющими цепочкой стоимости, несмотря на то, что добавленная стоимость на этом этапе ниже, чем на остальных.
Помимо комплектующих, китайские компании поставляют на российский рынок уже готовые светильники. Конкурируя с ними, российские производители вынуждены минимизировать издержки, нередко жертвуя прибылью, качеством и расходами на НИОКР.
Для оценки положения российских компаний в ГЦС мы сравнили рентабельность их активов и активов ведущих мировых производителей (табл.1). Мы рассчитали показатель компании ROTA за четыре года — с 2017 по 2020 гг.
Таблица 1
Рентабельность активов производителей светодиодных светильниковНаименование | Страна
происхождения | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
---|
ТПК «ВАРТОН» [23] | Россия | 8% | 8% | 13% | 11% | Монокристалл [24] | 0,1% | -6% | -0,3% | -3% | Технолюкс [25] | 0,6% | 3% | 0,07% | -3% | Световые Технологии [26] | 5% | 6% | 7% | 7% | Fujian Furi Electronics [11] | Китай | 10% | 9% | 11% | 8% | Xiamen Xindeco Ltd [20] | 8% | 9% | 3% | 7% | Sanan Optoelectronics Co Ltd [17] | 2% | 12% | 7% | 5% | HC Semitek Corp [12] | 9% | 6% | -4% | 0,3% | Acuity Brands Inc [9] | США | – | 49% | 46% | 40% | Cree [10] | – | 11% | 9% | 5% | Osram Licht [16] | Германия | 34% | 26% | 20% | 16% | Nichia [15] | Япония | – | 8% | 8% | 10% |
Рентабельность активов компании ROTA = EBIT/TA, где EBIT — операционная прибыль компании (earning before interests & taxes); TA — балансовая стоимость активов компании.
Данный расчет не ставит цели определить рентабельность активов отдельных этапов производства, т.к. каждая из приведенных иностранных компаний, выполняет полный цикл и поставляет как готовую продукцию, так и комплектующие. Нас интересует конкурентоспособность и рентабельность российских компаний по сравнению с мировыми лидерами. Из полученных данных мы можем сделать следующие выводы:
– Из общей картины выбиваются две компании Aquity Brands и Osram, рентабельность активов которых значительно выше рентабельности всех остальных компаний. Эти две компании являются признанными лидерами рынка. С другой стороны, динамика их показателей показывает ежегодное снижение рентабельности, что отражает действие конкуренции со стороны китайских производителей.
– Приведенные российские компании не занимаются выращиванием чипов, но вовлечены в остальные этапы производства. Две из четырех компаний под действием конкуренции показывают отрицательные значения, в то время как показатели «Световых технологий» и «Вартон» сопоставимы с иностранными конкурентами. Для двух последних компаний характерно расширение деятельности, включая открытие иностранных филиалов, увеличение географии поставок и освоение новых этапов производств [22], что в совокупности с ростом рентабельности активов отражает их экономическое продвижение. Главной причиной успеха является государственная поддержка компаний: требование замены гос. организациями источников света на светодиодные аналоги, приоритет национальных производителей в гос. закупках и др. В настоящее время экспорт играет имиджевую роль в деятельности указанных российских компаний и не представляет значительной доли международной торговли.
Как уже было сказано ранее, исследования экономического продвижения недостаточно для определения изменений уровня жизни работников, вовлеченных в ГЦС, поэтому необходимо рассмотреть социальное продвижение. Причем мы рассматриваем не отдельные компании, а отрасль в целом, т.к. положительный эффект благодаря мультипликатору распространяется и на смежные предприятия.
Эффективность китайской экспортной стратегии нередко объясняют дешевой рабочей силой, которая позволяет минимизировать затраты.
Чтобы проверить эту гипотезу, мы сравнили заработные платы работников китайских предприятий города Гучжень, где расположена светодиодная промышленность, с оплатой труда российских, европейских и американских специалистов:
Таблица 2
Сравнение заработных плат в светотехнической отрасли различных странСтрана | Рабочий | Разработчик, инженер | Продавец B2B |
---|
КНР [13] | 1252 | 1565–2348 | 2035–2504 | Россия [21] | 605 | 806–1142 | 605–1344 | США [8] | 2206 | 4818 | 3096–4837 | Германия [18] | 1433 | 3640 | 3595 | Япония [19] | 1525 | 4489 | 4142 | Заработные платы для США указаны с учетом вычета налогов (25%)
Курс обмена валют 25.11.2021
Оплата труда китайских работников по трем, наиболее распространенным в отрасли профессиям, в абсолютных числах значительно ниже оплаты труда американских, японских и немецких специалистов, и при этом вдвое выше оплаты труда в России.
В открытых источниках нет данных о распределении добавленной стоимости между трудом и капиталом на отдельных предприятиях, т.к. в общедоступных отчетах не отражен фонд оплаты труда. Но косвенно, из данных о рентабельности и заработных платах можно сделать вывод о том, что доля труда китайских рабочих выше доли российских.
Пандемия коронавируса и связанные с ней карантинные меры 2020 года привели к значительным изменениям российского рынка светотехники. Во время кризиса 2014 года ощутимо сократилось количество небольших компаний-дилеров при росте наиболее крупных игроков, в 2020 эта тенденция продолжилась. Кроме того, были закрыты розничные магазины и часть бизнеса перешла в онлайн торговлю. Это привело к массовому сокращению специалистов. Появление большого количества безработных создало конкуренцию тем, кто сохранил работу, что неизбежно привело к сокращению заработных плат. Заработные платы в светотехнической отрасли по данным hh.ru [27] распределяются следующим образом:
Таблица 3
Распределение доходов в светотехнической отрасли России по данным портала hh.ruУровень заработной платы
(в тыс. руб.) | Количество
вакансий | Процент
от всех вакансий | Процент
от медианной з/п | З/п * количество вакансий
(тыс. руб.) | Доля от
ИТОГО |
---|
45 | 562 | 52,6% | 100,0% | 25290 | 31,1% | 85 | 273 | 25,6% | 188,9% | 23205 | 28,6% | 120 | 146 | 13,7% | 266,7% | 17520 | 21,6% | 160 | 55 | 5,1% | 355,6% | 8800 | 10,8% | 200 | 32 | 3,0% | 444,4% | 6400 | 7,9% | Всего
вакансий | 1068 | ИТОГО | 81215 | | Медианная заработная плата — 45 тысяч рублей.
Приведенная таблица показывает, что медианная зарплата в то же время является минимальной в отрасли, ее получают более половины работников (52,6%). Если сложить сумму зарплат для всех рассматриваемых вакансий и определить долю полученной суммы для отдельных уровней доходов, получившиеся данные покажут неравномерность распределения. 52,6% работников получают 31,1% всех доходов в то время как 21,8% зарабатывают 40,3%. В данную таблицу не вошла информация о доходах ТОП-менеджеров, что сделало бы разницу еще больше.
Для отслеживания динамики социального продвижения в ГЦС, мы провели опрос работников пяти компаний светотехнической отрасли. Эти компании закупают комплектующие у иностранных производителей (Китай, Корея, Европа) и выполняют окончательную сборку светильников в России. Продажа осуществляется через дилерские сети. Таким образом, работники опрошенных компаний вовлечены в ГЦС на предпоследнем этапе — этапе сборки. В опросе приняли участие 40 человек обоего пола, 10 из которых — руководители отделов, направлений, дивизионов, 27 — менеджеры по продажам, 3 — менеджеры по закупкам. Все опрошенные проживают в Москве, что несколько ограничивает экстраполяцию полученных результатов на всю страну, но показывает общую тенденцию, возраст от 25 до 45 лет.
Результаты опроса представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результат опроса работников светотехнической отрасли (Москва)№ п/п | Вопрос | Варианты ответов | Результат опроса |
---|
| | | чел. | % |
---|
1 | Трудоустройство | Официально | 40 | 100% | Контракт, без трудовой книжки | 0 | 0% | Не официально | 0 | 0% | 2 | Заработная плата | полностью «белая» | 18 | 45% | частично «серая» | 22 | 55% | полностью «серая» | 0 | 0% | 3 | Как изменилась номинальная заработная плата с 2014 по 2021 год | Выросла | 23 | 58% | Не изменилась | 15 | 38% | Сократилась | 2 | 5% | 4 | Есть ли переработки и оплачиваются ли они, если есть | Нет | 14 | 35% | Есть, оплачиваются, согласно ТК | 0 | 0% | Есть, дополнительно не оплачиваются | 26 | 65% | 5 | Изменилась ли интенсивность труда с 2014 года | Повысилась | 39 | 98% | Не изменилась | 0 | 0% | Сократилась | 1 | 3% | 6 | Появились ли с 2014 года дополнительные блага помимо заработной платы, оплачиваемые работодателем (мед. страховка, питание, спортзал) | Появились | 0 | 0% | Изменений не произошло | 35 | 88% | Сократили то, что было | 5 | 13% | 7 | Как изменилась стоимость жизни с 2014 года? | Выросла | 40 | 100% | Не изменилась | 0 | 0% | сократилась | 0 | 0% | 8 | Вырос ли Ваш уровень жизни по сравнению с 2014 годом? | Вырос | 5 | 13% | Не изменился | 7 | 18% | Снизился | 28 | 70% |
Полученные данные показывают, что большинство респондентов отметили падение уровня жизни, несмотря на повышение в должности и рост номинальной заработной платы. Среди причин названы повышение цен, рождение детей. Среди тех, кто заявил о повышении уровня жизни, были двое, кто не связал этот факт с трудовой деятельностью (получение наследства, изменение семейного положения), а остальные объяснили его расширением обязанностей, подъемом по карьерной лестнице и интенсификацией труда. Интенсификацию труда, как таковую, отметили все опрошенные, за исключением одного человека. Ни у кого не появилось дополнительных корпоративных благ, а у 5 опрошенных сократилось то, что было.
Предприниматели, страдающие от растущей конкуренции, связанной с падением покупательной способности и спроса, теряют прибыли. В конкурентной борьбе побеждают наиболее крупные компании и монополии, способные долго выдерживать падение доходов. Малый и средний бизнес принимают удар на себя, многие компании разоряются, что увеличивает безработицу. Выросшее предложение на рынке труда позволяет опускать цену рабочей силы, чем пользуются все игроки рынка: лидеры принимают на работу наиболее квалифицированных работников, а организации поменьше — снижают заработные платы наряду с растущей интенсификацией труда. Бремя кризиса затрагивает как предпринимателей, так и наемных работников, но характер распределения добавленной стоимости таков, что позволяет капиталу переложить большую часть издержек на плечи труда.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что низкая цена на рабочую силу сама по себе не является двигателем экономического продвижения в ГЦС. Пример Китая показал, что завоевание роли лидера в цепи стало возможным благодаря минимизации стоимости единицы продукции и низкой норме прибыли. Достичь этого удалось благодаря государственному планированию, включавшему масштабные государственные закупки, субсидии на покупку оборудования, финансирование исследований, благоприятную налоговую политику, поощрение сотрудничества между исследовательскими институтами и предприятиями и финансирование местных центров технологических инноваций.
Социальное продвижение как развитие рабочей силы и рост уровня жизни, благодаря участию страны в ГЦС, опосредованы общественными институтами, обеспечивающими распределение добавленной стоимости. В России, несмотря на экономическое продвижение отдельных компаний светотехнической отрасли, социального продвижения не наблюдается. Напротив, имеет место регресс — интенсификация труда, удлинение рабочего дня без дополнительной оплаты и сокращение покупательной способности заработных плат. |
| |
|
|