| | Проблемы современной экономики, N 1 (81), 2022 | | ЕВРАЗИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ | | Гулиев М. Е. профессор кафедры международной экономики
Азербайджанского государственного экономического университета (UNEC) (г. Баку),
доктор экономических наук
| |
| | В статье показано, что формирование, развитие и деятельность Содружества Независимых Государств за три десятилетия его существования дает твердое убеждение в позитивной исторической миссии объединения, которое обладает значительным потенциалом и существенными ресурсами для дальнейшего развития стран постсоветского пространства | Ключевые слова: Беловежское соглашение, содружество независимых государств, экономическая интеграция, интеграционные процессы, инновационная экономика, интеграция на постсоветском пространстве, Азербайджан | УДК 339.924; ББК Т3(2)74–3 Стр: 33 - 35 | В статье проф. М.И. Кротова неоднократно указывалось, что за 90-е годы Содружество Независимых Государств успешно прошло непростой путь адаптации к современным реалиям: «Беловежское соглашение стало не причиной распада СССР, а его следствием. Если бы оно не было подписано 8 декабря 1991 года, то другие аналогичные соглашения, подписанные позже, носили бы еще менее интеграционный характер или вообще не были бы подписаны, что сделало бы уже фактически произошедший развод республик нецивилизованным и намного более драматичным. С 1989 года СССР сотрясали межнациональные столкновения: произошли кровавые события в Фергане, разгорались конфликты в районе Нагорного Карабаха, Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии» [1].
Автор рассматриваемой статьи считает, что созданная в рамках СНГ система взаимодействия и эффективная организационная структура позволяют достаточно успешно решать имеющиеся и возникающие задачи. Положительной оценки заслуживают также деятельность исполнительных и парламентских структур СНГ с учетом особенностей мирового и регионального развития и целенаправленной работы по совершенствованию правовых основ СНГ и дальнейшему институциональному развитию организации. В этой связи, автор отмечает, что «Соглашение о создании СНГ совсем не противоречит участию стран Содружества в формировании общего европейского рынка. Однако оно предполагало, что страны СНГ будут взаимодействовать с Европейским союзом, ВТО и другими международными структурами не индивидуально, а коллективно, сообща» [1].
Экономика остается для Содружества важнейшим приоритетом. Это предельно повышает актуальность формирования и функционирования общего пространства СНГ.
Однако, как подчеркивает автор, «страны СНГ в рамках ВТО оказались разобщенными, каждая страна вступала в ВТО по одиночке. Грузия, Молдова и Украина признали в рамках соглашений об ассоциации с ЕС полное доминирование Европейского союза и потеряли рынок России — шестой по величине в мире, не приобретя ему равноценной замены [1].
Нарастание на мировом и региональном уровнях транснациональных вызовов и угроз обусловливает наращивание сотрудничества государств — участников СНГ в сфере безопасности. В целом в статье выражается твердая уверенность в том, что Содружество Независимых Государств остается системообразующей площадкой взаимодействия на постсоветском пространстве. Устойчивые и взаимовыгодные интеграционные связи отвечают приоритетным задачам развития всех стран и выступают в качестве стабилизирующего и объединяющего фактора.
Совместная многовековая история, взаимное переплетение культур, экономические и гуманитарные связи, соединяющие государства-участники, обусловливают философию подхода к формату Содружества как к важному пространству жизнедеятельности стран участников.
30-летие Соглашения о создании Содружества Независимых Государств — событие поистине судьбоносное, так как с него начинается новая эра в истории постсоветских государств и в жизни каждого гражданина стран Содружества. Как известно в середине 80-х годов XX века в СССР во всех сферах экономики и общественно-политической жизни общества сложилась кризисная ситуация, закончившаяся труднопредсказуемым в тот период крахом.
Азербайджан пережил за крайне небольшой по историческим меркам период события, которые проходят через жизнь и историческую память каждого гражданина страны. Существующие хозяйственные связи в экономике были нарушены, стремительно росла безработица, уменьшилась производственная мощность предприятий, около половины национального дохода расходовалась на военные нужды. В то же время, самые плодородные земли Азербайджана оказались в оккупации. В стране не работали новые управленческие механизмы. Существовавшие проблемы были, прежде всего, результатом неверной социально-экономической политики страны. После развала Союза, прихода к власти в Азербайджане некомпетентных людей, не имеющих навыков государственного управления во всех сферах, привели к провалу.
Известно, что крах биполярного мира и распад Советского Союза сопровождался кровавыми межэтническими конфликтами. Азербайджанцы одними из первых в послевоенной Европе и первыми на территории бывшего СССР стали жертвами этих конфликтов.
Азербайджанская Республика стала членом Содружества Независимых Государств 24 сентября 1993 года. 3 октября 1993 г. азербайджанский народ на альтернативной основе, подавляющим большинством голосов избрал Президентом страны Гейдара Алиева [2]. В 1993 году народ страны, неуклонно сползающей в бездну экономического и политического хаоса, разгорающейся гражданской войны, принял поистине исторически мудрое решение. Призванный народом Гейдар Алиев открыл новую историческую эпоху в национальном развитии. С приходом к власти Гейдара Алиева были преодолены многие проблемы, Азербайджан подписал устав СНГ, и тогда все поняли, что членство в нем является надежной гарантией разрешения социально-экономических и прочих вопросов, так как была создана единая система Содружества и каждый её участник получил свои определенные преференции в рамках организации [3]. Позитивные тренды социально-экономического развития страны, заложенные Гейдаром Алиевым, уже вполне давали о себе знать, а нефтяные и газовые проекты динамично развивались.
Президент И. Алиев выдвинул амбициозные цели, стимулирующие переход на новый качественный уровень, отвечающий вызовам XXI века не только в региональном масштабе, но и в глобальных параметрах. Азербайджан вступил в новую политическую эпоху, сохранив преемственность политического курса. Азербайджан, как заявил Президент Ильхам Алиев в обращении к народу 1 декабря 2020 года [4], «выполнив резолюции Совета Безопасности ООН, которые на протяжении 27 лет оставались на бумаге, создал новую реальность в международно-правовой практике. Сформировались в регионе новый формат безопасности и сотрудничества для настоящего и будущего»
Современные проблемы и вызовы: переход к новому экономическому укладу. Экономика остается для Содружества важнейшим приоритетом. Итоги интеграции показывают, что присоединение Азербайджана к СНГ было оправданным, а деятельность республики конструктивной. Это также помогло найти решение многих межгосударственных хозяйственных вопросов, экономических, транспортных, коммуникационных и гуманитарных проблем, наладить связи с новыми независимыми государствами. Основой здесь выступает развитие и функционирование зоны свободной торговли, а также формирование общих рынков товаров и услуг, повышение конкурентоспособности транспортных коридоров, переход заинтересованных государств к более углубленным формам экономической кооперации [5].
Экономическая необходимость многосторонних отношений состоит в том, чтобы действовать более эффективно и углублять эти отношения, которые никак не могут быть уложены в устаревший формат СНГ.
Оценки, подходы и стратегии нефтедобывающих стран СНГ — России, Казахстана и Азербайджана, исходя их обстановки в мире, полностью совпадают. У этих стран есть ясность относительно дальнейших совместных действий в условиях кризиса мировой экономики.
Вместе с тем, основной вектор совместных партнерских усилий в перспективе неизбежно следует направить, прежде всего, на решение наиболее масштабных проблем устойчивого развития региона СНГ, связанных с переходом к новому экономическому укладу, цифровизацией, инновациями, расширением транспортной, энергетической и коммуникационной инфраструктуры, реагированием на глобальные климатические изменения и другие проблемы современности. Это перспективный вектор для всех заинтересованных сторон, который отвечает стратегическим интересам СНГ и ЕАЭС в целом.
СНГ функционирует не только как политическая платформа, но является и геоэкономическим форматом, и как площадка для налаживания экономических связей между государствами участниками.
Платформой для дальнейших совместных действий и механизмом урегулирования взаимосвязей может стать Евразийский Экономический Союз. Но, конечно, главный вопрос — это баланс политических и экономических интересов. Нужно, чтобы вопросы безопасности и экономическая выгода победили разногласия и препятствия.
После завершения недавнего Карабахского конфликта роль России в этом регионе возросла. Сотрудничество Азербайджана с Россией, кроме основных торговых плюсов, дает еще и интеграционное преимущество. На разных уровнях в Баку ранее заявляли, что идея общего евразийского пространства отвечает его экономическим интересам. Об этом после окончания военного конфликта сказал посол Азербайджана в России Полад Бюльбюль оглы. По его словам, основным препятствием для присоединения страны к ЕАЭС был нагорнокарабахский конфликт [6]. На международной выставке «Восстановление, реконструкция и развитие Карабаха» (Rebuild Karabakh 2021), стартовавшей в Баку, 20 октября 2021 года, посол РФ в Азербайджане Михаил Бочарников заявил также о заинтересованности российских компаний в восстановлении Карабаха. По словам, вице-премьера Азербайджана Шахина Мустафаева, российские компании уже представили к изучению тринадцать пакетов предложений для участия в этих проектах.
Для Азербайджана статус страны-наблюдателя в ЕАЭС, преференции по отдельным сферам, было бы хорошим началом. Стратегическая цель Азербайджана — это развитие ненефтяного сектора. Для этого нужны экспортные рынки сбыта, чего можно достичь специальными соглашениями с основными торговыми партнерами или вступлением в таможенные союзы. Перспективным путем дальнейшего развития экономических связей Азербайджана с Россией, Беларусью и Казахстаном является участие в ЕАЭС в статусе наблюдателя.
Товарооборот Азербайджана связан в основном с ЕС и Турцией. У Азербайджана имеется много причин для интеграции с Евразийским союзом. Сейчас, согласно статистике, лишь 2% экспорта (40–42% ненефтяного экспорта) Азербайджана идет в страны Евразийского экономического союза, в основном в Россию. Российские инвестиции в Азербайджане достигли 4,5 млрд долларов, а азербайджанских в Россию около 1,5 млрд долларов.
Согласно опросу, проведенному Аналитическим центром при Правительстве РФ, в 2018 г. почти 40% делового сообщества Азербайджана приветствовало бы более тесные торгово-экономические отношения республики с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) [7]. Металлопродукция, древесина и зерно — это основные группы товаров, импортируемых из ЕАЭС в Азербайджан (эти закупки составляют сотни миллионов долларов ежегодно). Гипотетически, при вступлении в ЕАЭС, Азербайджан отменит ввозные пошлины на эти товары. Следовательно, этот импорт станет дешевле для дальнейшей переработки азербайджанскими предприятиями, что будет означать увеличение прибыли национального бизнеса [8]. Азербайджан мог бы поставлять в страны ЕАЭС по льготным тарифам несырьевые товары, тем самым диверсифицировать свой экспорт.
Страны СНГ углубили свои торговые связи с Европой и Китаем в последние годы. Следует отметить, что сегодня Китай является крупнейшим заинтересованной страной интеграционных процессов, происходящих на постсоветском пространстве (чтобы в этом регионе была обеспечена бесконфликтная зона). Углубление интеграции, в том числе и за счет Азербайджана, необходимо для развития одного из ответвлений мега-проекта Китая (One Belt One Road (OBOR)). Поэтому, пропагандируя эти инициативы, китайские власти, ученые и аналитики стараются делать акцент на роли Китая как движущей силы экономического развития в регионе и во всем мире. Ими подчеркивается [9], что их страна, в отличие от Америки и европейских держав, никогда не будет претендовать на господствующее положение в мире — и именно политико-экономическая логика взаимной выгоды и недавние инициативы Китая являются лучшим подтверждением этих слов.
Азербайджан является очень важным коммуникационным коридором для Центральной Азии, обладая большими инфраструктурными возможностями — как сухопутными, так и морскими. Азербайджан может сыграть положительную роль в качестве места хаба для перевозки товаров между странами в регионе и может связать Иран и Северный Кавказ.
Формат СНГ эффективно используется Азербайджаном для работы с Россией по ряду вопросов — развитию культурных, гуманитарных отношений, торговли, решению миграционных вопросов, что позволяет Баку сблизить позиции в целом с ЕАЭС. И будущее как раз за этим новым форматом. Меморандум об углублении взаимодействия между Исполкомом СНГ и ЕЭК был подписан 27 ноября 2018 года. Меморандум предусматривает сотрудничество в сферах таможенного регулирования, прослеживаемости и маркировки товаров средствами идентификации, государственных закупок, защиты прав потребителей, цифровой экономики, налоговой политики и администрирования, внешней торговли, конкурентной политики и антимонопольного регулирования, а также санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер [10].
В подходе к перспективам интеграции мы разделяем три принципа: сближение, продолжение диалога и усиление координации. Предлагаем, в свою очередь, диверсифицировать внутрирегиональные интеграционные взаимодействия путем решения проблемы баланса интересов с ориентацией на долгосрочные результаты. Необходимо выстраивание межрегиональных отношений и реализации идеи разноуровневневой интеграции. Современная интеграция носит модульный характер, наподобие Lego или пазлов: наработанный политический диалог, новые контакты экономических игроков и ранее сформированные проекты, различные виды торгово-промышленного взаимодействия [11]. Всё это в качестве связующего элемента — «интеграционного моста» — необходимо применить в интеграционной концепции трансформации формата СНГ и Евразийского экономического пространства в «большое Евразийское партнерство», которое свяжет постсоветское пространство, Китай и, возможно, АСЕАН. Азербайджан — важное звено во всех этих цепочках. Интеграция Азербайджана решает вопросы, связанные не только с Южным Кавказом. Речь идет о направлениях на Иран, Турцию, Ближний Восток. Это очень важный интеграционный вопрос уже не только с точки зрения экономики, но и с точки зрения стратегических интересов. |
| |
|
|