Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (80), 2021
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Быков В. Н.
заместитель заведующего кафедрой государственного и муниципального управления и менеджмента
АНО ДПО «Санкт-Петербургский Институт Бизнеса и Инноваций»,
кандидат экономических наук


К вопросу организации антикоррупционной деятельности за рубежом
Данная статья посвящена анализу опыта организации антикоррупционной деятельности в ведущих западных странах. Проанализирована система наказаний за коррупционные деяния, меры профилактики в борьбе с коррупцией, особое внимание уделено стандартам поведения в общественной жизни (Кодексу поведения) и механизму гласности как эффективному инструменту общественного контроля
Ключевые слова: коррупция, индекс восприятия коррупции, антикоррупционные принципы, антикоррупционное законодательство, Кодекс этики правительственных служащих
УДК 328.185; ББК 67.408.142   Стр: 229 - 232

Коррупция как негативное асоциальное явление существует издревле и проявляется в странах с разными типами государственного устройства. И на протяжении всего этого времени — в рамках государственной политики — апробируются международные механизмы противодействия влиянию коррупции на жизнь общества.
В международно-правовых актах коррупция определяется как одна из глобальных проблем в сфере обеспечения международного правопорядка. Сегодня проблему предупреждения и пресечения коррупции пытаются решать на межнациональном уровне. Это выражается в том, что меры по предупреждению коррупции определены в специальных международных нормативных актах — антикоррупционных конвенциях и программах. В той или иной форме коррупция проявляется во многих зарубежных государствах, поэтому ее международный характер общепризнан. В связи с этим и для нашей страны важен зарубежный опыт борьбы с коррупцией.
Финляндия. Согласно результатам расчета Индекса восприятия коррупции (ИВК) в 2012 г. на первом месте (в 2020 г. — на третьем месте) в мире по уровню противодействия коррупции (другими словами — «с самым высоким уровнем свободы от коррупции») находилась Финляндия, поэтому в первую очередь проанализируем организацию антикоррупционной деятельности в этой стране [1]. В Конституции Финляндии закреплены основные антикоррупционные принципы, а в Программе по борьбе с экономическими преступлениями — собственно антикоррупционная политика Финляндии.
Ответственность для государственных служащих за совершение коррупционных преступлений предполагает наказание от штрафа до четырех лет лишения свободы. Коррупционными преступлениями являются: взятки, служебный подлог, фальсификация доказательств и т.д.
Действенность сферы противодействия коррупции в Финляндии во многом предопределяется эффективностью организации системы государственного управления.
Сингапур. Одну из лидирующих позиций в рейтингах противодействия коррупции на протяжении многих лет занимает Сингапур (в 2020 г. — третье место по ИВК, вместе со Швейцарией и Швецией), поэтому его антикоррупционная политика также заслуживает внимания. В стране с 1952 г. работает специализированный, действующий на постоянной основе орган по борьбе с коррупцией — Бюро по расследованию случаев коррупции. Этот орган является независимым, самостоятельно проводит расследования. Важно, что задачей Бюро является изучение методов работы потенциально коррупционных структур в системе государственного управления. Играют свою роль и полномочия по проведению следственных действий без решения суда в отношении подозреваемых в коррупционных деяниях. Таким образом, формы и методы работы Бюро практически авторитарны, что обеспечивает формирование в обществе и в бизнес-среде страха перед совершением коррупционных преступлений.
В итоге цель антикоррупционной политики Сингапура определяется как «стремление минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий» [2].
В 2020 году на первое место в названном рейтинге вышли Новая Зеландия и Дания [1]. Рассмотренные страны-лидеры в сфере противодействия коррупции обеспечивают благоприятную обстановку в этой области за счет оптимального соотношения интересов государства, общества и бизнеса, но при этом необходимо отметить, что по количеству населения эти государства занимают места во второй сотне стран, поэтому численность управленческого аппарата в них мала. Для корректности сравнения важно рассмотреть опыт тех стран, которые по численности управленческого аппарата сопоставимы с Россией (США, Великобритания, Германия, Франция, Япония).
Соединенные Штаты Америки. Антикоррупционное законодательство страны является жестким. Наказанием за коррупционные преступления может быть как штраф в тройном размере взятки, так и заключение на срок до 20 лет. Это обеспечивало достаточно низкий уровень коррупции (в 2012 г. — 19 место в ИВК). Однако в 2020 г. США опустились до 25 места. Причин такого падения две: возрастающее влияние групп специальных интересов в правительстве; распределение пакета помощи в связи с пандемией.
Основным документом, регламентирующим антикоррупционную деятельность в стране, является Свод законов США, содержащий главу, посвященную подкупу и незаконным доходам. В этой главе установлена уголовная ответственность за активный подкуп должностных лиц. Предусмотрена и ответственность должностного лица за пассивный подкуп.
Согласно американскому законодательству, государственный служащий ограничен в получении подарков, иначе — штраф или тюремное заключение до двух лет. Он имеет право получать поощрения только от Правительства.
При этом законодатель не исключает наличия отдельных положений, которые позволяют чиновникам получать вознаграждения и не связывают их с нарушением должностных полномочий. Сюда относят подарки, связанные с родством или иными взаимоотношениями, независимо от должности получателя. Законодатель установил и лимиты на стоимость подарков, получаемых в течение календарного года.
Принципиально важно, что для коррупционеров в стране отсутствует должностной иммунитет — любой государственный служащий может быть привлечен к уголовной ответственности за коррупционное поведение.
Самостоятельным направлением антикоррупционной политики США в системе государственной службы является профилактика коррупции. Для этого в 1958 г. был принят Кодекс этики правительственной службы, закрепивший ряд обязанностей для граждан, находящихся на службе Правительства. Среди этих обязанностей соблюдение моральных принципов, верность Конституции и законам США, работа за установленную плату, использование эффективных и экономичных способов работы, исключение дискриминации в предоставлении благ или привилегий, исключение обещаний в части должностных обязанностей, запрет вступать в коммерческие отношения с Правительством, неиспользование конфиденциальной информации для получения личной выгоды [3].
Кроме того, в США: приняты официальные нормы поведения выборных должностных лиц и публичных должностных лиц органов исполнительной власти; в госорганах назначаются лица, контролирующие исполнение моральных принципов и правил государственными служащими.
Предусмотрены и меры воздействия для нарушителей: дисквалификация, снижение в должности, прекращение конфликтных финансовых связей, уголовная ответственность.
Несмотря на построение достаточно эффективной системы противодействия коррупции, сами американские специалисты признают наличие высокого уровня латентной коррупции во власти.
Великобритания. Сложившаяся практика противодействия коррупции в стране оценивается ИВК в 2020 г. 11 местом (в 2012 г. — 17 место). Ключевые антикоррупционные акты Великобритании были приняты в 1889 г., в 1906 и 1916 гг. [4], а затем законодательство о предупреждении коррупции непрерывно развивалось. Нарушение британского законодательства грозит виновному штрафом или лишением свободы или лишением права занимать госдолжности в течение семи лет.
Особо жестко (лишение свободы на срок от трех до семи лет) караются ситуации, в которых взятка фигурирует в договорных отношениях с центральными правительственными ведомствами.
Также в британском праве предусмотрена ответственность за подкупы (продажи и покупки) с целью получения определенной должности. Наказание в таких случаях состоит в лишении права навсегда занимать должность и лишении свободы на срок до двух лет. Статус коррупционного преступления в Великобритании имеет подкуп судей, которое карается оно тюремным заключением на срок до двух лет. Наказание такой же тяжести грозит виновному в подкупе, преследующем получение почетных наград.
Важную роль в обеспечении формирования современной эффективной системы противодействия коррупции в Великобритании сыграло создание в 1994 г. Комитета по стандартам поведения в общественной жизни.
Комитетом были подготовлены рекомендации по моральным критериям для руководителей публичных учреждений, касающихся их коммерческой деятельности. В число адресатов этих рекомендаций попали все государственные чиновники, члены Европейского и национального парламентов, руководители неправительственных общественных учреждений.
В результате в Кодексе поведения были сформулированы семь принципов работы государственных служащих: нестяжательство, неподкупность, объективность, подотчетность, открытость, честность, лидерство [5]. Названные принципы являются ограничительным фактором для развития коррупционных отношений в стране.
Анализ системы противодействия коррупции в Великобритании показал, что она не только действенна, но и постоянно адаптируется к современным реалиям.
Франция. Далее проанализируем французскую организацию антикоррупционной политики (в 2012 г. — 22 место в ИВК, в 2020 — 23 место). Основной целью деятельности по противодействию коррупции продекларирована борьба с преступными политическими и административными решениями госслужащих, и противодействие применению незаконных схем проведения и финансирования избирательных кампаний политических партий.
Особенностью французского законодательства в этой сфере является приоритет административных видов наказания над уголовными. Еще в 1919 г. законодатель наложил запрет на замещение государственным служащим любой должности в течение пяти лет после отставки в подконтрольных структурах. Предусмотренное наказание — от штрафа до двухлетнего тюремного заключения.
Административные меры воздействия во Франции направлены на предотвращение конфликтов личных финансовых интересов государственных служащих и исполнения ими должностных функций. При этом французское законодательство достаточно либеральное. Например, французские государственные служащие имеют право не только участвовать в выборах, но и — на местном уровне — не оставлять свою работу и совмещать ее с выборной должностью. Это правило не распространяется на сенаторов. А вот обязательным для министров и парламентариев является декларирование доходов об имуществе. Имущественный контроль парламентариев возложен на специальную Комиссию по финансовой гласности, а Счетная палата страны контролирует назначения на государственную службу.
Антикоррупционное регулирование деятельности французских политических партий требует открытости информации о расходах политических партий, в том числе на избирательные кампании, устанавливает ограничения на привлечение ими финансирования. Для этого в стране в 1993 г. создана постоянно действующая специальная Комиссия по счетам избирательных кампаний.
Задействована в антикоррупционной борьбе и служба «Тракфин» (действует с 1991 г.), созданная для борьбы с отмыванием нелегальных доходов от незаконного оборота наркотиков, и занимающаяся всеми проблемами отмывания «грязных» денег через финансовые структуры.
Особое внимание в антикоррупционной политике Франции уделено регулированию отношений в сфере государственного заказа, являющегося основой для распределения бюджетных средств по расходным направлениям. Специализированным органом для этой работы с 1991 г. стала специальная Комиссия по контролю за рынками государственных заказов. Главная функция комиссии — законность использования бюджетных средств.
Центральным координирующим органом по организации антикоррупционной деятельности в стране является межведомственная служба при Минюсте.
Представляется возможным утверждать, что антикоррупционная деятельность во Франции обеспечивает формирование полноценной системы, реализующей меры преимущественно превентивного характера, не исключая и принудительные. Реализация таких мер свидетельствует о создании эффективной системы противодействия коррупции.
Германия. Страна заняла 9 место в ИВК в 2020 г. (в 2012 — 13 место). Немецкая антикоррупционная политика включает регулирование всех сфер общественной жизни и с 1997 г. построена на реализации положений основного Закона о борьбе с коррупцией. В основу работы системы положены десять принципов: позиционирование в качестве объектов охраны от коррупции государственного бюджета и конкуренции; внедрение в жизнь этики предпринимательства; придание гласности антикоррупционной деятельности; минимизация возможности использования субъективных прав для самообогащения; запрещение занятия предпринимательством в течение пяти лет чиновникам, уволенным за протекционизм; совершенствование законодательства; активизация работы центров по борьбе с коррупцией; поощрение свидетельствования по коррупционным делам, в т. ч. через «телефон доверия»; расширение санкционированного контроля за телефонными переговорами [6].
Законодательно перечень видов коррупционных преступлений и наказаний за них зафиксирован в Уголовном кодексе страны.
Интересным документом в практике предупреждения коррупции в Германии является «Директива Федерального правительства о борьбе с коррупцией в федеральных органах управления». В этом нормативном акте собраны меры организационного и контрольно-надзорного характера, направленные на профилактику и противодействие коррупционным проявлениям в разных сферах жизни и деятельности [5].
Регулирование борьбы с коррупцией в Германии осуществляется и посредством норм антикоррупционного поведения, согласно которым государственным служащим запрещено заниматься предпринимательской деятельностью [7]. Регулируются и вопросы занятия коммерческой деятельностью лиц, ушедших с высоких государственных должностей, а также сохранения им и тайны служебных сведений.
Наряду с достаточно жесткой регламентацией требований и ограничений в сфере государственной службы Германии, законодательство предусматривает для чиновников и улучшенный компенсационный пакет — достойное государственное жалованье и уровень жизни, способствующие эффективности антикоррупционной деятельности.
Япония. В 2020 г. заняла 19 место в ИВК (в 2012 г. — 17 место). Цель антикоррупционной политики Японии — поддержание высокого статуса государственной службы.
Особенностью построения национальной антикоррупционной системы является отсутствие единого кодифицированного нормативного акта. В Уголовном кодексе страны взяточничеству и иным злоупотреблениям властью посвящена отдельная глава — за коррупционные преступления предусмотрена каторга или лишение свободы на срок до двух лет. Особенностью законодательства Японии в этой сфере является введение специальных, достаточно жестких, норм, устанавливающих гарантии защиты от ложных обвинений во взяточничестве и иных коррупционных преступлениях.
Одним из главных направлений борьбы с коррупцией в Японии является реализация принципа меритократии в кадровой политике. Согласно этому подходу, карьерный рост обеспечивается наиболее способным людям, независимо от их социально-экономического положения [8]. Установленные в Японии запреты политически эффективно нейтрализуют государственного чиновника по отношению к предпринимательству и во время государственной службы, и после увольнения.
В стране законодательно четко определен подробный перечень неэтичных действий поведения политиков и служащих, а также приведено понятие заинтересованного лица. Одновременно (2001 г.), для обеспечения прозрачности антикоррупционной политики, принят закон, предоставляющий право граждан на доступ к официальной правительственной информации. А факт того, что публикуется реестр лиц-коррупционеров и лиц, обвиняемых в причастности к организованной преступности, является эффективным инструментом общественного контроля.
В рамках борьбы с коррупцией в Японии установлены строгие ограничения в части финансирования избирательных кампаний политических структур. Жестко регламентирован порядок пожертвований в политические фонды, а ответственность за нарушения предусмотрена для всех виновных участников избирательной кампании.
Проведенный анализ организации антикоррупционной деятельности в зарубежных странах показал, что, несмотря на схожесть с Россией по параметрам численности и типичности структуры управленческого аппарата, системы противодействия коррупции в них в значительно большей степени обеспечивают эффективность государственных мер — страны входят в первую двадцатку стран по ИВК в 2020 г.
Комплексные антикоррупционные программы в государствах реализуются с учетом национальной специфики, разрабатываются действенные административно-правовые механизмы для выполнения обязательств в сфере пресечения и предупреждения коррупции.
Особую роль в противодействии коррупции в рассмотренных странах играют именно превентивные меры, связанные с недопущением преступлений в этой сфере, что обеспечивается, в первую очередь, установлением высоких морально-этических стандартов на службе. Также решение антикоррупционных задач, как правило, возлагается на специальный орган, координирующий и тактические, и стратегические вопросы антикоррупционной деятельности. Таким образом, учет зарубежного опыта по формированию действенной системы противодействия коррупции в России объективно необходим.


Список использованных источников:
1. Центр антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернешнл — Россия www.transparency.org.ru
2. Ершова И.Б. Ограничения и запреты для государственных служащих по управлению их имуществом как способ предотвращения «конфликта интересов» в зарубежных странах // Право и безопасность. — 2008. — № 3(28). — С. 11.
3. Любимов А.П. Принципы правовой этики государственных служащих и других должностных лиц // Представительная власть. — 2007. — № 6 (79). — С. 10.
4. Бочарников И. Опыт противодействия коррупции в зарубежных странах. // Справедливо Онлайн. 09.09.2022 — www.spravedlivo-online.ru
5. Моисеев В. Европейский опыт борьбы с коррупцией. // Человек и труд. — 2011. — № 10. — С. 37–39.
6. Schaupesteiner, Wolfgang. Wachsturnbsbranche Korruption. Kriminalistik. DRD, 2003. N 1. P. 9–18.
7. Шевченко В. Алгоритм выбора: свои и чужие или честные и остальные. Монография. — Томск: РГНФ, 2000. — С. 75–80
8. Николайчук О.А. Японская система подготовки управленческих кадров и возможности ее использования в современной России // E-Scio. — 2018. — № 5 (20).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия