| | Проблемы современной экономики, N 4 (80), 2021 | | НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ | | Амонов М. О. преподаватель кафедры экономики и менеджмента
Термезского государственного университета (Узбекистан)
| |
| | В статье рассмотрены теоретические основы государственного регулирования и поддержки предпринимательства в развитии региона, раскрывается функция закона спроса и предложения в экономике, показана важность государственного регулирования и поддержки предпринимательства для создания условий развития экономики региона на примере Сурхандарьинской области Узбекистана | Ключевые слова: государственное регулирование, предпринимательство, региональная экономика, поддержка предпринимательства, Сурхандарьинская область Узбекистана, Узбекистан | УДК 338.2:005.591.6; ББК 65.9(2)-56 Стр: 225 - 227 | В рыночной экономике закон спроса и предложения регулируется посредством так называемой невидимой руки рынка. В этой системе степень воздействия государства в экономике сведена к минимуму. На первоначальной стадии развития капиталистических государств свободная рыночная экономика была основой развития. В странах постсоветского пространства использовался принцип административно-командного управления. В нынешнее время в развитых странах экономика и бизнес, как правило, регулируются государством. В развивающихся странах государственное вмешательство в экономику преобладает над другими формами воздействия (например, государство поддерживает (прямо или косвенно) предпринимательство по инновационным направлениям в целях развития территории региона. Для развития предпринимательства на региональном уровне, например, Сурхандарьинской области Узбекистана, государственное регулирование и поддержка со стороны государства имеет большое значение.
Выдающиеся экономисты А. Смит, У. Петти, Д. Рикардо и Дж. Миль были сторонниками теории «свободной экономики». По их мнению, экономика — это система, самоуправляемая через законы формирования рыночной цены. Они утверждали, что вмешательство государства в экономику не обязательно, закон спроса и предложения регулирует процесс производства и финансовые потоки, необходимое распределение финансовых потоков осуществляется посредством рыночных законов. Но, имеют место и более важные проблемы для экономики, которые без государственного регулирования решить невозможно [1, 2, 3, 4, 5, 6]:
К первой проблеме, прежде всего, относится удовлетворение тех общественных потребностей, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в платёжеспособный спрос. В современном обществе круг таких потребностей весьма широк, а их игнорирование абсолютно немыслимо. Никакое общество не может обходиться без национальной системы обороны (особенно когда регион находится на границе) государства, единой энергетической системы, охраны общественного порядка, аппарата управления государством и т.п. Поскольку речь идёт о товарах и услугах, которыми пользуются все граждане страны, они получили название «общественных благ». Производство этих товаров и услуг целиком вынуждено брать на себя государство, финансируя его из средств бюджета за счёт налогов на доходы предприятий и отдельных граждан. В этом случае государство должно учитывать сложности структуры «общественных благ», ибо часть из них (напр., оборона) «потребляется» всем населением страны, другая — лишь частью населения (региональные услуги), третья — лишь малым коллективом, например, коммунальные услуги (для населённого пункта). Но, тем не менее, совершенно ясно, что удовлетворение спроса на «общественные услуги и товары» не может происходить без государственного участия в системе регулирования воспроизводства в рыночных условиях. Это особенно важно для экономики регионов развивающих стран.
Вторая проблема, лежащая за пределами досягаемости рыночного механизма, связана с так называемыми «внешними эффектами». Суть их в том, что деятельность предприятий рыночного типа может иметь как отрицательные, так и положительные последствия, реально влияющие на благосостояние других членов общества. Таковы, к примеру, внешние эффекты, связанные с загрязнением окружающей среды в результате производственной деятельности, исчерпание природных запасов из-за возрастающего вовлечения их в хозяйственный оборот, возникновение региональных и структурных диспропорций в производстве. Известно, например, из теории и практики использования рыночного механизма, что он не способен нейтрализовать эти негативные последствия, потому что ориентирует экономику исключительно на постоянное стремление расширения производства товаров и услуг для увеличения дохода. Поэтому регулирование внешних эффектов должно взять на себя государство, администрация региона. Правительство делает это путём их измерения и организации перераспределения доходов через госбюджет с целью погасить негативное внешнее влияние или справедливо перераспределить доходы.
Ликвидация негативных внешних факторов возможна только путём прямого администрирования, то есть запрета эксплуатации части невосполнимых природных ресурсов, применения вредных технологий, производства товаров и услуг, наносящих ущерб здоровью людей, и т.п. В своей борьбе с негативными внешними факторами государству помогают: многочисленные общества по защите прав потребителей, свободная пресса (СМИ), институты по развитию демократии и защите интересов общества.
Всё это даёт возможность существенно корректировать действие рыночного механизма, смягчать или вовсе ликвидировать отрицательные последствия рыночных сил.
Третья группа проблем, порождаемых ограниченностью рыночного механизма, связана с важнейшими социально-экономическими правами личности и, в первую очередь, с правом на труд. Надо иметь в виду, что теоретически немыслима и практически невозможна рыночная экономика с полной занятостью. Известно о мобильности всех видов ресурсов, включая трудовые, как об одной из существенных черт рыночной экономики. Такая мобильность предполагает периодическое возникновение, прирост или сокращение разных видов безработицы: технологической, структурной, региональной, скрытой.
Роль государства в этой сфере отношений сводится вовсе не к тому, чтобы любой ценой обеспечить полную занятость. Это означало бы разрушение самого рыночного механизма. Задача состоит в эффективном регулировании рынка рабочей силы.
При обеспечении рыночного равновесия посредством регулирования экономики возникает необходимость в использовании вспомогательных государственных механизмов, которые служат основой необходимого государственного регулирования и поддержки предпринимательства в условиях рынка.
Анализ точек зрения различных экономистов позволил в систематизированном виде представить систему государственного регулирования предпринимательства в условиях рыночной экономики [1, 2, 3, 4, 5, 6]:
• Обеспечение производства общественных благ и стабильного экономического роста (Дж. Ю. Стиглиц, С.Г. Капканщиков, В.С. Панков, И.А. Стрелец, Б.А. Райзберг, С.Е. Хорзов, В.И. Кушлин, И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова);
• Создание системы социальной защиты (Б.А. Райзберг, А.Н. Петров, С.Г. Капканщиков, В.И. Кушлин, И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова);
• Обеспечение равенства и рентабельности во внешнеэкономических связях (П. Самуэльсон, Дж.Ю. Стиглиц, И.А. Стрелец, В.П. Ошерин, В.И. Кушлин);
• Защита производственного сектора (и производителя и потребителя) от монополии (П. Самуэльсон, С.Г. Капканщиков, И.Н. Мысляев, В.С. Панков, А.Н. Петров, С.Е. Хорзов, И В Сергеев, И.И. Веретенникова);
• Поддержка предпринимательства в обеспечении инновационных технологий (В.И. Кушлин);
• Повышение эффективности и развития свободного предпринимательства (А.А. Абдуллаев, С.С. Гуломов, Ш.Н. Зайнутдинов, М.А. Рахматов, А.С. Усмонов, А.А. Хаджимуратов, Б.Ю. Ходиев).
Соглашаясь с этими направлениями, автор предлагает, в целях развития этой системы, учитывать следующие стратегические направления государственного регулирования предпринимательства в условиях рыночной экономики:
• Обеспечение развития фундаментальных наук;
• Предотвращение инфляции;
• Обеспечение стабильного ценообразования;
• Создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;
• Проведение исследований стратегического назначения и т.д.;
• Постоянное совершенствование профессионального и высшего образования.
Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий в стране/регионе, обеспечивающих необходимые условия для функционирования экономики в целом и стабильного участия предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Цели и задачи государственного регулирования предпринимательства подвержены изменениям, так как на различных этапах развития экономики сектор предпринимательства требует адекватных мер. Вот почему государственное регулирование и поддержка предпринимательства на региональном уровне имеет большое значение. При этом администрация области должна:
– поддерживать предпринимателей по ключевым направлениям развития экономики региона;
– создавать привлекательные условия для развития бизнеса и производителей «общественных благ»;
– постоянно совершенствовать систему социальной защиты населения региона.
Изложенное позволяет заключить, что государственное регулирование и поддержка предпринимательства будет способствовать росту благосостояния населения. |
| |
|
|