Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (80), 2021
ОБЗОРЫ КОНФЕРЕНЦИЙ
Вахитова Л. Р.
зав. кафедрой экономической теории и экономического образования
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург),
кандидат экономических наук

Шапиро Н. А.
профессор кафедры экономической теории и экономического образования
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург),
доктор экономических наук, профессор


Экономическое образование и ответственность экономиста
Обзор XX международной научно-практической конференции «Менеджмент XXI века:
экономика, общество и образование в условиях новой нормальности». Институт Экономики и Управления РГПУ им. А.И. Герцена
Санкт-Петербург, 24–25 ноября 2021 года
В информации о XX международной научно-практической онлайн-конференции «Менеджмент XXI века: экономика, общество и образование в условиях новой нормальности» акцентируется внимание на проведенном кафедрой экономической теории и экономического образования РГПУ им. А.И. Герцена круглого стола «Экономическое образование и ответственность экономиста», посвященного памяти Почетного работника высшего профессионального образования, доктора экономических наук, профессора Моисея Абрамовича Скляра (1935–2021), который проработал в РГПУ им. А.И. Герцена 57 лет и совместно с коллегами много сделал для становления экономического образования в постсоветский период и, в частности, экономического образования школьников и школьных учителей
Ключевые слова: Скляр Моисей Абрамович, РГПУ им. А.И. Герцена, экономическое образование
УДК 330.83; ББК 65.02(2) 6   Стр: 221 - 222

Фабула Круглого стола — это линия жизни Почетного работника высшего профессионального образования, доктора экономических наук, профессора Моисея Абрамовича Скляра (1935–2021), посвятившего 57 из 63 лет своей трудовой деятельности РГПУ (ЛГПИ) им. А.И. Герцена, развитию экономического знания и экономического образования. Примером ответственного и творческого отношения к профессиональному делу является жизненный путь М.А. Скляра, осмысление которого его коллегами, учениками и соратниками, актуализировало тему экономического образования и ответственности экономиста-преподавателя в условиях перемен.
На Круглом столе присутствовали к.э.н. Сергеева А.Г. — жена М.А. Скляра, к.э.н., доцент ВШМ СПбГУ Т.М. Скляр — дочь М.А Скляра, его ближайший друг д.э.н., профессор СПбГУ Л.Д. Широкорад, а также преподаватели кафедры экономической теории и экономическому образованию РГПУ им. А.И. Герцена — к.э.н., доцент, заведующая кафедрой Л.Р. Вахитова, к.э.н., доцент Ю.Г. Тулупенко, к.э.н., доцент М.В. Пертая, к.э.н., доцент О.Л. Рубцова, к.э.н., доцент О.И. Смирнова, к.э.н., доцент Л.А. Королева, к.э.н., доцент С.В. Пузийчук, к.э.н., доцент В.Б. Гуляева, к.э.н., доцент М.П. Соловейкина, старший преподаватель С.П. Демина, старший преподаватель А.М. Тихонова, д.э.н, профессор Шапиро Н.А. — ведущая круглого стола, и др. преподаватели, а также аспиранты, магистранты кафедры.
История, рассказанная А.Г. Сергеевой, дополненная Т.М. Скляр, а также Л.Д. Широкорадом, была не только о жизни конкретного человека, но и о сложностях развития отечественной экономической науки во второй половине ХХ века, а также о становлении экономического образования в Ленинграде/Петербурге. Рассказанная очевидцами и участниками, эта история заставила по-иному осмыслить многие известные события и пересмотреть значимость «заштампованных» фактов.
Общий разговор круглого стола шел о сложностях профессионального выбора, который приходится делать профессиональным экономистам, сохраняющим статус преподавателя высшей школы, когда в стране в течение одной жизни несколько раз меняются идеологические и социально-политические ориентиры и принципы. В таких условиях невозможно a priori определить институциональные рамки профессиональной ответственности экономиста, этот выбор приходится делать самому, чтобы не остаться на обочине профессии и публичной жизни.
В литературе существует целый ряд концепций социальной ответственности, которые показывают, что выводы, к которым приходят авторы, отражают время, когда данная проблема возникала и обсуждалась в связи с происходящими переменами в обществе. Одни утверждают, что важно не смешивать свои личные взгляды на проблемы и академические стандарты содержания образования. Другие, соглашаясь с этим утверждением, подчеркивают, что и академический курс можно раскрыть с точки зрения разных интеллектуальных традиций, ориентируясь на разные методологические стандарты (верифицируемость предпосылок или правдоподобность предсказаний). Какая экономическая логика релевантна современной жизни и где тот критический рубеж, когда обучение переходит в агитацию? Это вопросы, которые всегда стоят перед профессиональным экономистом, были предметом обсуждения.
М.А. Скляр проявил внятные позиции профессионала, когда стал одним из первых российских профессоров в конце ХХ века читать в студенческих аудиториях современную теорию неоклассического синтеза, микро и макроэкономику. Уже в 1994 г. совместно с коллегами был издан курс лекций для учителей (Иванов С.И., Линьков А.Я. Скляр М.А. Шереметова В.В. Основы экономической теории. Курс лекций для учителей средней школы: Санкт-Петербург. Изд-во: Фонд «Культурная инициатива»). В 1999 г. вышло первое издание учебника для экономически ориентированных учреждений общего среднего образования (Иванов С.И., Шереметова В.В., Скляр М.А., Линьков А.Я., Табачникас Б.И. Основы экономической теории. Учебник для учащихся 10–11 кл. экономических школ и лицеев. Москва)
Этот учебник в более полной и переработанной версии входит в серию, подготовленную в рамках Проекта ТАСИС «Преподавание экономических и бизнес-дисциплин в средних школах, технических и классических университетах», реализованного Государственным университетом — Высшей школой экономики (ГУ — ВШЭ) и Фондом экономических исследований Университета «Эразмус», Роттердам (SEOR/EUR) в 1994–1998 гг. Учебник выдержал много изданий. В 2020 г вышло 25-е издание двухтомного учебника для 10–11 классов общеобразовательных организаций. Издание рекомендовано Министерством просвещения Российской Федерации (Иванов С.И., Скляр М.А., Линьков А.Я. Основы экономической теории. 10–11 классы. Углубленный уровень. Учебник. В 2 кн. Издательство: Вита-Пресс, 2020 г. Серия: Экономика и право).
М.А. Скляр был в числе соавторов знаменитого пособия «Микро- и макроэкономика». Практикум. (Под. Ред. Ю.А. Огибина — СПб. Литера, 1997), которым преподаватели всего пространства бывшего Советского Союза пользовались десятилетие. Думаем, что многие преподаватели и учителя были благодарны издателю, взявшему на себя смелость этот Практикум переиздать.
Тот факт, что наиболее признанными работами, из более чем 150 публикаций автора, стали школьные учебники, говорит о том, что М.А. Скляр умел просто говорить о сложном, что всегда отмечали его бывшие студенты (М.В. Пертая, А.М. Тихонова). Без такого умения бессмысленно браться за школьные учебники, тем более при изложении нового для того времени материала. Обращение к школе — это еще свидетельство глубокого понимания важности школьного мировоззрения для страны, которая переживала бурный процесс исторических изменений. Поэтому в первую очередь и была оказана помощь учителям и школьникам в освоении новых знаний о рыночной экономике.
Как отметил Ю.Г. Тулупенко — коллега по кафедре экономической теории РГПУ им. А.И. Герцена — темой дружеских экономических бесед был «спор о методе», а точнее о соотношении научной истины и здравого смысла в экономической теории. М.А. Скляр был за здравый смысл.
Для современной кафедры экономической теории и экономического образования РГПУ им. А.И. Герцена М.А. Скляр является примером ответственного и творческого отношения к своей профессии в непростых условиях перехода от марксистской критики рынка к его позитивному изучению. Его труды создали надежный фундамент для подготовки будущих учителей и продвижения современных научных экономических знаний в школы. Современные задачи формирования финансовой грамотности школьников найдут в работах М.А. Скляра научные основания.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия